На каком фундаменте произошла революция в естествознании

Обновлено: 27.03.2024

Научная революция конца XIX — начала XXв., Представлявшая собой «цепную реакцию революционных перемен в различных областях знания» характеризуется открытием теории относительности и квантовой механики, пересмотром исходных представлений о пространстве, времени, движении. Проникая в промышленность, технику и технологии благодаря компьютеризации и автоматизации, она приобрела характер научно-технической революции. Происходит формирование неоклассической рациональности на основе квантово-релятивистской картины мира, формируется новая неклассическая наука.

1) открытие теории относительности и квантовой механики, (Это наиболее значимые теории, составившими основу новой парадигмы научного знания). Теорию относительности можно квалифицировать как новую общую теорию пространства, времени и тяготения. Квантовая механика обнаружила вероятностный характер законов микромира, а также неустранимый корпускулярно-волновой дуализм в фундаменте материи. Меняется общая, естественно-научная картина мира и сам способ ее построения в связи с появлением этих теорий. Утверждение этих теорий привело к смене теоретико-методологических установок во всем естествознании.

2) в физике: открытие делимости и сложной структуры атома, становление релятивистской и квантовой теории, открытие явления радиоактивности, дискретного характера электромагнитного излучения и т. д.

3) в космологии: концепция нестационарной Вселенной

4) в биологии: становление генетики

5) в химии: квантовая химия

6) возникает кибернетика и теория систем, сыгравшие важнейшую роль в развитии современной научной картины мира.

Основные признаки и особенности:

1) формируются идеалы и нормы новой, неклассической науки.

Важнейшим признаком неклассической науки становится возможность истинности нескольких противоречащих друг другу теорий относительно описания одного и того же объекта или состояния. Прежнее описательное естествознание отходит на второй план. Становится необходимой обязательная ссылка на систему описания реальности, которая в конечном итоге и определяет выбор норм и идеалов научности. Т.е. «Всякая новая теория не отвергает предшествующую, а включает ее в себя, как частный случай» (Макс Бор)

2) Наносится сокрушительный удар по базовой предпосылке механистической картины мира — убежденности в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно описать все явления природы, а универсальный ключ к пониманию происходящего дает механика И. Ньютона

3) В классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта "самого по себе", без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве необходимого условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом.

4) Меняются представления о природе: она становится сложной динамической системой. Этому способствовало открытие специфики законов микро-, макро- и мега-мира в физике и космологии, интенсивное исследование механизмов наследственности в тесной связи с изучением надорганизменных уровней организации жизни, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи. Тем самым создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживалась иерархическая организованность Вселенной как сложного динамического единства. Микромир не подчиняется динамическим законам макромира

5) Меняются представления об активности субъекта познания. Он рассматривается уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения и т.п.

6) Представления о соотношении части и целого стали включать идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного. Возникает понятие "вероятностной причинности", которое расширяет смысл традиционного понимания данной категории. Новым содержанием наполняется категория объекта: он рассматривается уже не как себетождественная вещь (тело), а как процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния и изменчивый в ряде других характеристик.




7) Меняется место и функции науки в общественной жизни. Наука становится более важной для общества, чем раньше.

8) Имеет место значительное расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем. В отличие от малых систем такие объекты характеризуются уровневой организацией, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем, массовым стохастическим взаимодействием их элементов, существованием обратных связей, обеспечивающих целостность системы.

• Фарадей — понятия электромагнитного поля

• Максвелл — электродинамика, статистическая физика

• Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

• Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

• Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого

• Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

• Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

• Томсон — элементарная частица электрон

• Резерфорд — планетарная модель атома

• Планк — квант действия и закон излучения

• Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

• Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

• Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

Этапы развития научного знания, связанные с перестройкой стратегий исследования, называются научными революциями.

Основания науки способны обеспечивать рост знания до того момента, пока в картине мира учтены общие черты системной организации исследуемых объектов, а методы исследования соответствуют сложившимся нормам. Однако в процессе развития науки возникают принципиально новые объекты, которые требуют совсем другого видения реальности, чем то, которое предлагает сложившаяся картина мира. кроме того, новые объекты могут требовать и изменения методов познания, системы норм и т.д. В таком случае, развитие научного знания предполагает перестройку оснований науки, которая может происходить либо как революция картины мира без изменения норм исследования и идеалов, либо как революция, в которой радикально меняется не только картина мира, но и нормы науки и ее идеалы.

Общими видами научных революций в истории науки являются следующие:

  • внутридисциплинарные. Это научные революции, которые происходят в рамках отдельных дисциплин.
  • междисциплинарные. К ним относятся научные революции, которые происходят в итоге взаимодействия и обмена идеями между различными дисциплинами. На более ранних этапах истории это происходило путем переноса на новые дисциплины научной картины мира наиболее развитой дисциплины. Взаимодействие между дисциплинами в современной науке происходит по –другому. Каждая наука имеет самостоятельную картину мира, а взаимодействие между дисциплинами осуществляется в ходе анализа общих признаков теорий и концепций.
  • глобальные. Наиболее известными глобальными революциями, которые привели к смене научной рациональности, являются революции в естествознании.

Первая, вторая и третья научные революции в истории естествознания

В XVII — первой половине XVIII века происходит формирование классического естествознании, основными характеристиками которого являются следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  • общенаучной картиной реальности является механистическая картина мира;
  • объект изучения выступает малая система, представленная в виде механического устройства, которое имеет жестко детерминированные связи. Свойство целого определяют свойства частей
  • субъект полностью исключается из знания, так же, как и процесс его познавательной деятельности
  • знания о природе сводятся к принципам механики.

Вторая научная революция происходит в конце XVIII — первой половине XIX века, когда естествознание становится дисциплинарно организованной наукой. Основными характеристиками научного знания в этот период являются:

  • механистическая картина больше не является общенаучной, происходит формирование химической, биологической и других картин
  • объект рассматривается не только в понятиях механики, но и как вещь, процесс, состояние, которое предполагают изменение и развитие объекта
  • Субъект элиминируется из результатов познания
  • появляется проблема разнообразия методов познания, классификации наук, их единства и синтеза
  • общие познавательные принципы классического естествознания неизменны, не меняется и стиль мышления.

В ходе третьей научной революции, охватившей период с конца XIX по середину XX века, происходит формирование неклассического естествознания. В физике происходит становление релятивистской и квантовой теорий, зарождается генетика, квантовая химия, кибернетика. Развивается концепция нестационарной Вселенной. Особенностью науки в этот период является понимание природы как сложной динамической системы, а на основе этого происходит интеграция частнонаучных картин мира. в качестве объекта рассматривается не только вещь, а процесс. Однозначная, жесткая связь меняется на вероятностную причинность. Субъект наблюдения рассматривается внутри наблюдаемого мира, а вместо единственной истинной теории допускается существование нескольких теорий, в которых содержатся элементы объективности при описании одного и того же эмпирического базиса.

Четвертая научная революция

В конце XX — начале XXI века происходят радикальные изменения в основаниях научного знания и деятельности. с этого момента начинается становление новой постнеклассической науки.

Важнейшими событиями, произошедшими в ходе четвертой научной революции, являются компьютеризация науки и усложнение приборов. Кроме того, происходит увеличение числа междисциплинарных исследований, развиваются комплексные программы. Этот период характеризуется объединением эмпирических и теоретических исследований. Разрабатываются идеи синергетики. Научная картина мира представляет взаимодействие различных картин реальности. Частнонаучные картины реальности выступают в качестве фрагментов общей картины мира. Подчеркивается важность присутствия субъекта, что выражается во включении аксиологических факторов в объяснения. Научное знание в современной науке рассматривается в контексте социальной культуры и истории, оно нераздельно с ценностями и мировоззренческими установками. Все это приводит к сближению наук о природе с науками о культуре.

Каждый этап развития науки характеризуется особым состоянием научно-познавательной деятельности, которая направлена на непрерывный рост объективного истинного знания.

Помимо научной революции, существует понятие научной эволюции. научная эволюция – это процесс, в ходе которого происходит постепенное накапливание знаний. Динамика научного знания характеризуется последовательно сменяющими друг друга стадиями эволюционного и революционного развития.

Одним из важных результатов научной революции является становление нового стиля мышления в науке.

Под стилем научного мышления понимается способ постановки научных проблем, изложения результатов научных исследований, аргументации, научных дискуссий и т.д., принятый в научной среде. Стиль научного мышления регулирует утверждение новых идей во всеобщем знании, а также способствует формированию соответствующего типа исследователя.

Четвертая научная революция привела к изменению созерцательного типа мышления на деятельностный.

Естествознание как система научных знаний о природе, обществе и мышлении взятых в их взаимной связи, как единое целое, представляет собой весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, чем обусловлено его место в общественной жизни, как неотъемлемой части духовной культуры человечества.

Революции в естествознании – одна из самых актуальных философских проблем. Задача исследования этой проблемы состоит в реконструкции истории науки, выявление роли и механизмов революционных фаз в научном прогрессе. Понимание этих механизмов позволяет в какой-то мере прогнозировать возможные пути революционных научных преобразований и, тем самым, содействовать нахождению обоснованных стратегий научного поиска, выбору наиболее эффективных средств и методов исследования, более эффективному подходу к оценке принципиально новых результатов, получаемых при революционных переворотах в естествознании или отдельных его областях.

В середине 90-х гг. 19 века началась новейшая революция в естествознании, главным образом в физике:

- Открытие электромагнитных волн Г. Герцем.

- Светового давления П.Н. Лебедевым.

- Введение идеи квантования энергии М. Планком.

- Модель атома по Н. Бору.

А так же открытия в химии и биологии (основы генетике на базе законов Г. Менделя) определяют 1-й этап революции в физики и Естествознании. Он сопровождается, прежде всего, нарушением прежних метафизических представлений о материи и её строении, свойствах, формах движения и типах закономерностей, о пространстве и времени. Нарушение метафизических взглядов на мир, вызвало реакционные поползновения идеалистов и привело к кризису в физике и всем Естествознании.

2-й этап революции в Естествознании начался в связи с созданием квантовой механики и сочетанием её с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие Естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира.

Началом 3 – го этапа революции в Естествознании было первое овладение атомной энергией в результате деления ядра и последующих исследований, с которыми связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики.

Современный этап научного Естествознания, характеризуется не только лидирующей ролью физической науки, но и целой группы отраслей Естествознания: биология (генетика, молекулярная биология), химия (макрохимия, химия полимеров), науки смежные с Естествознанием (космонавтика, кибернетика) и т.д.

Если в начале 20 века физические открытия развивались самостоятельно, то с середины 20 века революция в Естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к современной научно–технической революции. С точки зрения практики решающую роль приобретают фундаментальные науки, без которых не может развиваться современная техника.

Бурное развитие всех отраслей Естествознания в конце 20 века породило создание не только современной физической картины мира, но и биологической картины мира и др. В связи с чем, все больше на первый план выходит новое междисциплинарное направление исследований, именуемое синергетикой, порожденное переходом науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

В рамках новой картины мира произошли революции в частных науках в космологии (концепция не стационарной Вселенной), в биологии (развитие генетики), и т.д. Таким образом, на протяжении XX века естествознание очень сильно изменило свой облик, во всех своих разделах.

В начале XX века сложились все условия для мощного прорыва, скачка, революции в естествознании, а особенно в физике. Однако в той или иной степени это отразилось и на других естественных науках, например на химии.

Особую роль среди естественных наук играет космология. Она связана практически со всеми естественными науками. Космология выросла непосредственно из натурфилософии, а ее древние корни лежат в религиозно-мифологическом миропонимании. На всех этапах своего развития она отражала эволюцию представлений человечества о мире в целом. Так революция, связанная с трудами Н. Коперника придала космологии огромное значение для осознания человека своего места в мире.




Становление новой космологической картины мира затрагивало всегда как естественнонаучную, так и гуманитарную области. Оно всегда порождало конфликты между людьми разных убеждений. И Галилей, и представитель инквизиции считали, что именно они защищают высшие духовные ценности. И в настоящее время проходят острые дискуссии по методологическим вопросам космологии. Так, теория Большого Взрыва – начала Вселенной некоторыми ученными и частью общества была воспринята как аргумент в пользу ее «творения» Богом, в то же время другие представители креационизма отвергают эту теорию как любую эволюционную теорию, на том основании, что она не совпадает с тем, что говорится в Библии. С космологией тесно связана астрономия – наука о строении Вселенной, природе и развитии космических тел, корни которой также уходят в древний мир.

Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

Как дисциплинарно организованная структура наука прошла 5 этапов развития:

1. Подростковый этап - с момента появления университетов. сер 12 в.-до 15 в включительно.

2. Романтический этап 16-17 вв. Смысл названия - вера, что наука способна избавить человечество от всех проблем (т.к. знание-главная сила).

Особенности этапа:

1) появление академий как особых институциональных форм организации научного знания. Цель создания академий - развитие экспериментального знания.

2) легитимизация науки - признание и поддержка государства.

3) разрыв экспериментально математического знания со средневековой текстовой схоластической моделью познания.

4) наука все больше отдаляется от спекулятивной натур философии, авторитет уже не Аристотель, а опыт.

5) идеал ученого - энциклопедист.

3. Классический период (18 в-первая половина 19 вв):

1) превращение науки в идеологию, научное знание вытеснило церковное и стало считаться панацеей от всех бед. Были оформлены такие рациональные теории как: деизм (утверждение, что Бог и мир существуют отдельно друг от друга); теория гражданского общества, общественного договора, разумного эгоизма.

2) происходит оформление научных дисциплин и научная специализация.

4) Постклассический период 2-я половина 19 в–1-я половина 20 вв:

1) Сращение науки и производства, связано с развитием капитализма.

2) профессионализация научной деятельности: из науки устраняются любители.

3) формируется концепция ценностей нейтральности научного знания: ученый считает себя не имеющим этической ответственности за результат применения его изобретений/открытий и т.п.

5) «Этап большой науки» середина 20 в до сегод дня:

1) огосударствление науки: государство планирует научную работу, финансирует, определяет ее цели и средства, участвует в формировании престижа научной деятельности (построили селиконовую долину, задействовали 150тыс. чел. для изобретения США ядерного оружия).

2) происходит научно-техническая революция т.е. наука превращается в решающую производит силу.

3) принятие наукой бремени этической ответственности перед обществом.

В XIX в. диалектические идеи проникают в геологию и биологию: на смену теории катастрофизма пришла идея геологического эволюционизма (Ч. Лайель - доказал, что для объяснения изменений достаточно допустить длительный срок существования Земли). Ч. Дарвин - виды животных, растений с их целесообразной организацией возникли в результате отбора и накопления качеств, полезных для организмов в борьбе за существование в данных условиях. Г. Менделем дал объяснение изменчивости и наследственности свойств организмов, что положило начало генетике, выделил свойство генов - дискретность, сформулировал принцип независимости комбинирования генов при скрещивании. В 30-х г. XIX в. ботаником Шлейденом и биологом Шванном была создана клеточная теория строения растений и живых организмов. Вплотную подходит к открытию закона сохранения и превращения энергии немецкий врач Майер, показавший, что химическая, тепловая и механическая энергии могут превращаться друг в друга и являются равноценными.

Д. Джоуль продемонстрировал, что при затрате механической силы получается эквивалентное количество теплоты. Датский инженер Кольдинг опытным путем установил отношение между работой и теплотой, физик Гельмгольц доказал невозможность вечного двигателя. В химии - открытие периодического закона химических элементов Менделеевым. Эволюционные идеи, нашедшие отражение в биологии, геологии подрывали механическую картину мира. Этому способствовали и исследования в физики: открытие Кулоном закона притяжения электрических зарядов с противоположными знаками, введение Фарадеем понятия электромагнитного поля, создание Максвеллом математической теории электромагнитного поля, что привело к созданию электромагнитной картины мира.

Одновременно развиваются социально-гуманитарные науки. Марксом создается экономическая теория, на ее основе Зиммель формулирует философию денег. Возникновение социально-гуманитарных наук завершило формирование науки как системы дисциплин, охватывающих все основные сферы мироздания: природу, общество, человеческий дух. Наука приобрела черты универсальности, специализации, междисциплинарных связей. Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и социально-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.

Четвертая научная революция началась в конце ХХ века. В этот период стали формироваться принципиально новые изменения в основаниях науки. В ходе четвертой научной революции зарождается новая постнеклассическая наука.

Активное использование научных достижений во всех сферах жизни, применение новейших технических достижений для получения знаний изменило характер научной деятельности. То есть речь идет о компьютеризации науки, появлении сложных комплексов приборов, обслуживание которых предоставляется исследовательским коллективам. Такие приборные комплексы функционируют подобно средствам промышленного производства.

Помимо основных дисциплинарных исследований значимое место занимают междисциплинарные формы исследовательской деятельности, а также проблемно-ориентированные виды исследований.

Если предметом какой-либо научной дисциплины в классической науке составлял изолированный фрагмент действительности, то спецификой современной науки являются комплексные исследовательские программы, в которых участвуют специалисты различных областей науки. Ключевую роль в организации таких исследований играет подготовка кадров, определение наиболее приоритетных направлений и их финансирование и т.д.

Непосредственно в процессе определения приоритетов научно-исследовательской деятельности помимо познавательных целей важную роль играют цели, носящие экономический, социальный и политический характер.

В процессе реализации таких комплексных научно-исследовательских программ происходит объединение прикладных и фундаментальных знаний, теоретических данных и экспериментальных исследований. В результате этого усиливается взаимодействие картин реальности, сформированных в различных науках. В ходе этого процесса происходит стирание границ взаимодействующих наук, исчезает разграничение между картинами реальности в этих науках, они становятся взаимосвязанными и представляют фрагменты целостной общенаучной картины мира. На развитие картины мира влияют, помимо достижений фундаментальных наук, результаты прикладных исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, четвертая научная революция связана с появлением особых объектов исследования, что в результате привело к принципиальным изменениям в науке. Объектом изучения науки становятся:

  • Земля как система, в которой взаимодействуют биологические, геологические, техногенные процессы
  • Вселенная как система, в которой происходит взаимодействие микро и мега-мира.

Отличие постнеклассической науки от неклассической состоит в том, что теперь метод исторической реконструкции применяется не только в гуманитарных дисциплинах, но и в космологии, астрофизике, физике элементарных частиц и т.д.

Физика стала применяться и при изучении структуры элементарных частиц, появляется новое понятие «кварки».

В этот период возникает новое направление, получившее название синергетика, которая стала главной методологической концепцией при объяснении исторически формирующихся нелинейных систем, которые осуществляют переход от одного относительно устойчивого состояния к другому.

В диссипативных структурах появляется новое свойство – саморегуляция. В системе существуют «точки бифуркации», в которых она имеет веерный набор возможностей для дальнейшего развития. Таких возможностей большое количество, и просчитать, какая именно будет реализована, невозможно. Из всего веера возможностей системой будет выбрана одна, и этот выбор необратим. Соответственно, возрастает ответственность исследователя. Возникает необходимость построения идеальных моделей с большим числом параметров и переменных. Эту задачу можно выполнить при помощи компьютеризации.

Особенностью постнеклассической науки является то, что рациональное познание не является безусловно приоритетным перед внерациональными и дорациональными формами.

Еще одной особенностью науки в постнеклассический период является то, что в процессе соединения эволюционной идеи с принципами синергетики сформировалась новая версия глобального эволюционизма. В этой версии эволюция рассматривается как универсальный процесс самоорганизации систем в обществе, в природе, в Космосе. Разработка этого принципа основана на Космологической теории А. Фридмана о расширяющейся Вселенной и учению В.И. Вернадского о био- и ноосферах. Теория Фридмана (теория «Большого взрыва») свидетельствует о том, что эволюция присуща не только живым организмам, но и Вселенной. Учение Вернадского предполагает, что жизнь – это эволюционный процесс, который включен в космическую эволюцию, а Космос является нашим домом.

Таким образом, основные черты четвертой научной революции заключаются в следующем:

  • использование метода исторической реконструкции в других науках, в том числе и в физике. Использование этого метода в физике элементарных частиц привело к изменению картины мира
  • возникло новое направление в науке – синергетика
  • принцип необратимости выбора привел к поиску новых стратегий исследователя при работе с системами. Субъект познания в постнеклассической науке перестает быть лишь внешним наблюдателем
  • непосредственным компонентом исторически развивающихся систем в постнеклассической науке становится сам человек
  • в результате преобразовательной производственной деятельности человека возникла необходимость во включении оценок, носящих общественно-социальный и этический характер.

Основные достижения науки в результате четвертой научной революции

В ходе четвертой научной революции формируется квантово-релятивистское представление о мире. Основными открытиями науки в это период являются:

В самом широком своем значении слово «революция» обозначает качественно новый этап в развитии чего-либо, переход к которому был произведен в достаточно короткие сроки, и привнесший глобальные изменения.

Одним из первых ученых, кто начал реально рассматривать закономерности окружающего мира как исходные понятия для установления всем нам известных сегодня понятий, был Иоганн Кеплер. Именно его принято считать первым естествоиспытателем.

Как правило, современная теоретическая наука выделяет три основные черты революции в естествознании:

  1. Веский и решительный отказ от существовавших ранее представлений о мире и природе вещей;
  2. 2) Практически полный пересмотр имеющихся в арсенале теоретической базы, научных принципов и знаний;
  3. Стремительное развитие знаний об окружающем мире, разработка совершенно новых отраслей знаний и науки.

Чаще всего революция в науке начинается с того, что изменяется способ познания того или иного явления или предмета.

Так первобытные странники умели прокладывать маршруты на суше и воде по расположению и движению звезд. Но правильность и верность прокладываемого курса улучшилась в разы с изобретением компаса и астролябии. Вот так произошла революция в способах ориентирования на местности. И логично, что революция – это процесс бесконечный и постоянный. Очень часто научное открытие, меняющее одну сферу жизни, подталкивает к открытию новых фактов в совершенно разных отраслях научных знаний.

Принципов классификации революции в естествознании может быть множество. В нашем случае за основу берется принцип масштабности.

  • Частные революции в науке происходят чаще всего. Они затрагивают какой-то один блок научных знаний и представлений внутри одной науки. К примеру, новые знания о такой элементарной частице как кварк в ближайшее время вряд ли внесет изменения в понимание таких отраслей физики, как динамика или оптика. Но именно эти исследования подтвердили многие гипотезы относительно физики атома.
  • Локальные научные революции случаются в фундаментальных науках реже и приводят к их коренным изменениям. Эти изменения хоть и меняют постулаты одной науки, но не влияют на существующий комплекс естественно-научных представлений и знаний о мире. Одним из ярчайших примеров локальной научной революции можно считать теорию Чарльза Дарвина о происхождении видов, которая и потрясла биологию, но никак не отразилась на скорости протекания химических реакций.
  • Глобальные революции в естествознании полностью меняют представление людей об окружающем мире и происходящих в нем явлениях. Такие революции затрагивают все сферы научной деятельности человека. Они меняют не только знания о мире, но и способы познания мира – инструменты, методы и саму организацию получения научных знаний. Конечно же, к такой революции можно отнести изучение атомной энергии.

Одним из самых динамичных веков в истории естествознания был ушедший XX век. Одним из самых главных открытий в нем стало появление квантово-механической картины мира. И возникшее в противовес и дополнение к этой картине мира релятивистское (то есть отрицающее вообще возможность истинного познания хоть чего-нибудь в нашем мире из-за того, что все накопленные знания очень и очень относительны) представление о всем существующем.

На смену этим противоборствующим представлениям о мироустройстве все чаще ученые начинают прибегать к глобальному эволюционному развитию мира, отдавая главенствующую роль системности и самоорганизации. Так из отдельных отраслей наук выстраивается колосс всенауки, объединяющей в себе все имеющие на настоящий момент знания, что само по себе уже является предпосылкой к очередной научной революции.

А век XXI со всеми уже доставшимися ему и проблемами в обществе в планетарном масштабе заставляет ученых добавлять все больше общечеловеческого этического компонента в сферу точных научных знаний. Ведь сейчас осмысление нравственных последствий - это очень и очень важно, когда планета стоит на пути научной революции в областях клеточной и генетической инженерии, фармакологии, биотехнологии.

Читайте также: