На дощатом полу террасы

Обновлено: 12.05.2024

Нету таких людей, кто дописал бы до конца этот диктант и ни разу не ошибся бы.


Я претенциозно полудремал-полураскачивался в кресле-качалке на террасе бывшей дачи профессора Дурова Платон Михайлыча в Серебряном Бору, отошедшей мне согласно духовному завещанию вышеназванного, в законном порядке, де-юро и де-факто, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, его статьям, главам, абзацам, казусам, прецедентам, подзаконным актам, письмам и разъяснениям Верховного Суда РФ, Прокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ, судебной практике, а также прочим постулатам, нормам, прописям и правилам юриспруденции.

На дощатой террасе близ цветущего конопляника сибаритствовал, чревоугодничал, многоглаголил и ловеласничал я под звуки виолончели.

Отнюдь не коллежский асессор, хотя и промышляю аксессуарами для колледжей.

И веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала меня винегретом, ветчиной, кулебякой, лабарданом-с, фаршированными снетками, копчеными анчоусами и бланманже в марципановом сиропе.

С камушка на камушек порхал воробушек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая
свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала индифферентного ловеласа, суггестивного хулигана и криминального чревоугодника вашего покорного слугу Дмитрия Федоровича Вертинскаго чахохбили, чухуртмой, чурчхелой, черемшой и прочими экзотическими яствами.

На колоссальной четырёхъярусной дощатой террасе, искусно задрапированной гобеленами, с прилежно оштукатуренной лестницей, ведущей в бельэтаж и уставленной консолями балюстрадой, вблизи конопляника и малинника, но вдали от
можжевельника, небезызвестная своячница бывшего протоиерея, а ныне подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична в течение часа потчевала исподтишка винегретом с моллюсками, варениками и прочими яствами кандидата противоестественных наук,
доцента с портфелем Дмитрия Федоровича Вертинскаго под дилетантский аккомпанемент аккордеона и виолончели, исподлобья взглядывая на своего подопечного хозяина-работодателя.

Стакан на столе стоит, а вилка лежит. Но если я воткну вилку в столешницу, вилка будет стоять. То есть, стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?

Агриппина Саввишна ставит на стол тарелку и сковороду со скворчащей на ней яичницей. Тарелка и сковородка, несомненно, горизонтальны. Но на столе они - стоят.

Я съедаю яичницу (люблю), а потом, изображая невинное дурачество, ставлю тарелку в сковородку.

Там она лежит, а ведь на столе стояла.

Может быть, стоят предметы, готовые к употреблению? Нет, вилка-то уже готова была к использованию, когда лежала.

Агриппина, глядя на меня, тяжко вздыхает.

- Как это понимать? «Ничего» в русском языке может обозначать не только «ничего», но и «нормально», «хорошо», «отлично», а также «всё в порядке» и «не стоит извинений».

- Очень вы умный, Дмитрий Федорович!

«Очень умный» - чему не перестают удивляться иностранцы, изучающие русский - вовсе не всегда означает комплимент.

«Умный очень» это вообще издевка, а «слишком умный» — угроза.

- Вот бы… - начинает Агриппина, но тут же обрывает себя.

Что она не договаривает? - окончательно теряюсь я.

Как точно назвать наклонение с частицей «бы», когда она выражает в разных ситуациях и условие, и просьбу, и желание, и мечтательность, и необходимость, и предположение, и предложение, и сожаление?

На стол прыгает с пола наша балованная персидская кошка Зельмира. Устраивается, развалясь, между сковородой и хлебницей, и лижет розовым языком свои беленькие лапки.

Кошка может стоять, сидеть и лежать. Но если ее стояния и лежания как-то вписываются в логику «вертикальный-горизонтальный», то сидение — это еще одно свойство.

Новый сюрприз - на дощатую террасу влетела, покружила под потолком и опустилась на стол синичка. Она на столе сидит. Однако,сидит на ногах, а не как сидим мы с Аггриппиной Саввишной и кошкой Зельмирой, на предназначенных для сидения местах. Вроде бы, должна стоять. Но стоять она не может вовсе, не говорят так о птицах.

Хотя, если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять.

- Посмотрите, Агриппина, какая у нас гостья!

Домоправительница моя всецело поглощена пирожками, которые нужно именно сейчас достать из духовки и разложить на блюде.

Может показаться, что сидение — атрибут живого. Но сафьяновый домашний сапог на моей ноге тоже сидит, хоть он не живой.

- Агриппина! Смотрите же, у нас птичка в гостях!

- Руки не доходят посмотреть. - отвечает она.

Попробуйте объяснить иностранцу эту фразу.

- Что за чудные пирожки! С чем это?

- Ну, покрошите же немножко синичке!

Есть языки, где допустимо двойное отрицание, есть - где не допустимо; в части языков двойное отрицание может выражать утверждение, но только в русском языке двойное утверждение «ну да, конечно!» — выражает отрицание или сомнение в словах говорящего.

Почему у нас есть будущее время, настоящее и прошедшее, но всё равно настоящим временем мы можем выразить и прошедшее («Иду я вчера по улице. »), и будущее («Завтра я иду в кино»), а прошедшим временем - даже приказ («Быстро ушёл отсюда!»)?

Почему я, при всем своем высшем филологическом образовании и ученых степенях, не могу победить своей логикой Агриппину, рядовую носительницу языка?

Ничего! Я еще ее. победю? Побежу? Побежду?


- Агриппина Саввична, а как вы относитесь к экзистенциализму? - спросил Дмитрий Федорович утирая расписным рушником остатки крем-брюле с каурых усов.

- Ой, баловник вы, Дмитрий Федорович! Мы в наших губерниях всё больше по старинке! - червоно зарделась Агриппина Саввична.

- Да что вы! - встрепенулся подбоченясь Дмитрий Федорович - В пенатах наших, в альма-матрах, волею судеб оторванных от столичного вульгарите, понятие сие свежо трактуется!

- Ну, так и быть, Димитрий! Я согласна! - воскликнула пунцовая Агриппина Саввична, десертной ложечкой размешивая можжевеловое варенье в кружке с цейлонским кипреем.

- Я, любезная Агриппина Саввична, познакомлю Вас с избранными образчиками постмодернизма! - каурые усы Дмитрия Федоровича подрагивали в такт аккордеона.

-Ах! - только и смогла вымолвить Агриппина Саввична.

Виолончель взяла такую высокую ноту, исполняемую арпеджио, что захлебнулась и перешла на стоккато.

Аккордеон басил Брамсом.


Если ты, читатель, не учился на филологическом факультете Иркутского государственного университета имени А. А. Жданова, как ваш покорный слуга, то вместо "исподтишка" ты, вероятно, напишешь "из-под-тишка", хотя никакого "тишка" не было и нет на свете, и даже, может быть, червонно (но не червоно) зардеешься, когда тебе на это укажут.

За ажурными оконными переплетами превосходно просматривался палисадник, где вблизи асимметричных зарослей конопляника и жимолости с камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на колоссальной дощато-брусчатой балюстраде, искусно задрапированной гобеленами, под искусственным освещением от антикварного абажура, небезызвестная своячница экс-протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала под какофонический аккомпанемент шепелявящего граммофона и беспричинный плач росомахи винегретом со снетками и калифорнийскими моллюсками, фаршированными анчоусами, ветчиной, варениками с можжевеловым вареньем, бланманже в шоколаде и прочими искусно приготовленными яствами индифферентного ловеласа, латентного гусара, суггестивного повесу и суицидального сибарита, небезызвестного Дмитрия Федоровича Вертинского, восседающего на скрипящей кожаной оттоманке, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец подмышку, а веснушчатая безъязыкая падчерица взглядывала исподтишка.

Вот эта самая падчерица и есть моя тайна.

Солнечный луч моей жизни.

Ангел мой. И цыпленочек.

Завидуй мне, читатель.

Что делать будем? Завидовать будем! (Иосиф Виссарионыч - если кого коробит, вспомните, что тиран тоже писал стихи, и даже недурные).


На дощатой террасе, оснащенной пилястрами, колоннами, консолями и антикварными абажурами осуществляется моя экзистенциальная мистерия.

Тут тебе и спелая метресса с винегретом, снетками, фрикадельками, калифорнийскими моллюсками, японскими анчоусами, ветчиной, варениками с можжевеловым вареньем, пирожками с вязигой и бланманже в шоколаде.

И веснушчатая принцесса, взглядывающая исподтишка.

16-ти лет отроду.

Безъязыкая, слава Создателю - молчаливая. Язык ей нужен для другого.

Тишок (я был неправ, он таки-есть), наставший в мире после всех этих слов, изрешетивших нежную мою душу - именно то, что ныне нам требуется.

Пройдите, люди, мимо нас и простите нам наше счастье (Федор Михайлович).


Счастье, начертанное буквами русского алфавита на бумаге.

Как, впрочем все на свете.

Ненастоящее счастье, как скажет кто-то - не на самом деле.

Ты сам его себе, Дмитрий Федорович, нарисовал, да сам же в него и уверовал.

На колоссальной дощатой террасе вблизи можжевельника, жена небезызвестного местного подьячего веснушчатая Аграфена Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича моллюсками и винегретом под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

На солнечной дощатой террасе близ конопляника веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Сигизмундовича винегретом и другими яствами.

На дощатой террасе близ асимметричного куста конопляника небезызвестная вдова подьячего Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом с моллюсками и разными другими яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

С камушка на камушек порхал воробушек, а на террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, под искусственным абажуром, закамуфлированным под марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича винегретом со снетками.

На дощатой веранде близ конопляника под аккомпанемент виолончели веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом и варениками коллежского асессора Аполлона Фаддеича.

На колоссальной дощатой террасе близ конопляника с жимолостью под искусный какофонический аккомпанемент виолончели и беспричинный плач росомахи небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввична Филиппова потчевала исподтишка можжевеловым вареньем, калифорнийским винегретом с моллюсками и прочими яствами безъязыкого коллежского асессора Фаддея Аполлоновича, сидевшего на веранде, расстегнув иссиня-черный сюртук, растопырив пальцы левой руки и засунув безымянный палец в правую подмышку.

На колоссальной дощатой террасе, сидя на оттоманке, веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом, варениками и прочими яствами коллежского асессора Филиппа Аполлинарьевича.

На дощатой террасе близ конопляника индифферентная веснушчатая падчерица Агриппина Саввична исподтишка потчевала винегретом с ветчиной, моллюсками и другими яствами под аккомпанемент виолончели коллежского асессора Аполлона Ипполитовича.

С камушка на камушек порхал легкомысленный воробышек, а на прилежно оштукатуренной террасе, искусно задрапированной гобеленами с дефензивой кронштадтского инфантерийского батальона, нагонявшего некогда панику на боливийскую беспилотную кавалерию, под искусственным антикварным абажуром, закамуфлированным под эксцентричный марокканский минарет, веснушчатая свояченица вдовствующего протоиерея Агриппина Саввична, рассеянно внимая тирадам нимало не удивлённого провинциального пропагандиста, вдругорядь потчевала коллежского асессора, околоточного надзирателя и индифферентного ловеласа Фаддея Аполлинарьевича Парашютова винегретом со снетками и фаршированным анчоусами бланманже в шоколаде.

Веснушчатый ветреный Ванечка, шофер-дилетант по профессии, любитель потанцевать и покуролесить, боясь аппендицита и катара, решил сделаться вегетарианцем. Однажды, надев свой коломянковый костюм и искусно причесав клочок волос на темечке, он отправился в гости к своей свояченице Аполлинарии Никитичне. Пройдя террасу с балюстрадой, всю заставленную глиняными и алюминиевыми горшочками, он, как привилегированный гость, отправился прямо на кухоньку. Хозяйка, видя, что это не кто иной, как ее приятель, зааплодировала так, что уронила конфорку самовара, а затем стала потчевать его винегретом с копчушками, а на десерт подала монпансье и прочие яства.

Многие просили результаты теста . Но в формах я не нашла, как сделать вывод сразу. Поэтому публикую отдельным постом ответ:

Сидя под искусственным абажуром, на искусно задрапированной гобеленами дощатой террасе, небезызвестная вдова подьячего веснушчатая Агриппина Саввична исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Филипповича винегретом, моллюсками и другими яствами, рассуждая при этом о русской интеллигенции под аккомпанемент аккордеона и виолончели.

А теперь, немного статистики и анализа.

Сразу хочу извиниться, я допустила ошибку в тесте и указала, что правильный ответ колле д жского . Я в первый раз пользовалась Яндекс.Формами и ещё не до конца разобралась. Надеюсь на Ваше понимание.

Так что правильно ответили на все вопросы 47 человек. С одной ошибкой тест завершили 109 человек, а с двумя - 153 человека.

80% ответивших допустили 9 и менее ошибок. 1 человек набрал 0 баллов, ещё по одному 2, 4 и 6 баллов. Я, когда выбирала случайные ответы, набрала 4 балла.

Самые распространенные ошибки:

1. Прилагательное «искусственный» и существительное «искусство», от которого оно образовано, являются словарными словами. Их написание необходимо запомнить.

искусственным - 1938 - 88.5%
исскуственным - 157 -7.2%
искуственым - 82 -3.7%

2. Данное существительное является французским заимствованием – abat-jour. В этом слове нас интересует ударная гласная «у», стоящая после шипящего звука «ж». Гласные «у» и «ю» в этом положении будут звучать одинаково, поэтому могут возникнуть сомнения при их написании. Но правило нам подсказывает, что после шипящих «ж», «ш», «щ», «ч» пишутся только гласные «и», «а», «у». Сравните: журавль, шишка, чаща и т.п. Наше слово также попадает под это правило, поэтому пишем его с гласной «у».

абажуром - 1807 - 82.5%
абажюром - 285 - 13.0%
абожуром - 91 - 4.2%

3. Следует помнить, что слово «искусно» произошло не от слова «искусство». Родственными к нему являются слова «искус», «искушение», поэтому в слове не нужна удвоенная «с» и не должна появляться буква «т».

искусно - 1684 - 76.9%
искуссно - 370 - 16.9%
исскусно - 103 - 4.7%

4. Словарное слово

задрапированной - 2055 - 93.8%
задропированной - 68 - 3.1%
задраперованной - 57 - 2.6%

5. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запоминать.

гобеленами - 1752 - 80.0%
габеленами - 253 - 11.6%
гобиленами - 156 - 7.1%
гоблинами - 29 - 1.3%

6. По правилу сочетание «ск» в существительном заменяется буквой «щ» в прилагательных (доска – дощатый).

дощатой - 1445 - 66.0%
досчатой - 496 - 22.6%
досщатой - 167 - 7.6%
досчитай! - 82 - 3.7%

7. Слово «терраса» пришло в русский язык из французского terrasse, где пишется две буквы р и с. Удвоенную р можно объяснить словом «терра». Удвоенное "с" из французского стало писаться в русском языке одной буквой "с".

террасе - 1614 - 73.7%
терассе - 312 - 14.2%
террассе - 261 - 11.9%

8. Небезызвестный – в данном слове две приставки «не-» и «без-», но так как с корнем граничит приставка, оканчивающаяся на согласную букву, то после нее следует писать букву «Ы». Именно на нее меняется гласная «И», с которой начинается корень данного слова.

небезызвестная - 1531 - 69.9%
небезизвестная - 461 - 21.1%
известняковая - 118 - 5.4%
не безызвесная - 80 - 3.7%

9. Ошибку в написании этого слова совершают по объяснимой причине, многие считают, что приставка в этом слове «под», а после нее перед «я» нужно ставить «ъ». Но обратимся к этимологии.

Устаревшее существительное, обозначающее род деятельности, происходит от сочетания «под дьяк», поэтому интересующее нас место находится в корне, а не после приставки.

По этой причине мы пишем «ь». Без него обойтись нельзя, так как без разделительного знака слово звучит неправильно.

подъячего - 1375 - 62.8%
подьячего - 778 - 35.5%
под чья, чего? - 31 - 1.4%

10. В прилагательных типа дощатый, веснушчатый перед суффиксом буква щ пишется в тех случаях, когда обозначаемый ею звук целиком относится к одной значащей части слова (морфеме)

веснушчатая - 1351 - 61.7%
веснусчатая - 596 - 27.2%
веснущатая - 232 - 10.6%

11. Женское личное имя латинского происхождения.

Агриппина - 1535 - 70.1%
Агрипина - 450 - 20.5%
Агреппина - 133 - 6.1%
А гриппом вы не болели? - 72 - 3.3%

12. Отчества от имени Савва – Саввич , Саввич на.

Саввична - 1165 - 53.2%
Савишна - 633 - 28.9%
Савична - 380 - 17.4%

13. Наречие "исподтишка" пишется всегда слитно. Такое правописание сложилось исторически. Предлоги из и под слились в единую приставку, а буква з перешла в с по правилу фонетического правописания приставок (звук [п] глухой, следовательно, перед ним тоже должна быть глухая согласная).

исподтишка - 2010 - 91.8%
из подтишка - 117 - 5.3%
из под тишка - 46 - 2.1%
и полмешка - 17 - 0.8%

14. Нас интересует безударная гласная в корне этого глагола. По правилу, нам следует подобрать однокоренное слово с этой буквой в ударной позиции. В современной лексике мы такое слово не найдем, так как оно является устаревшим. Но если обратиться к этимологии, то можно увидеть, что данный глагол будет родственен существительному «честь». На него и можно ориентироваться при проверке.

потчевала - 1658 - 75.7%
подчевала - 262 - 12.0%
потчивала - 196 - 8.9%
почивала - 74 - 3.4%

15. Прилагательное "коллежский" образовано от существительного Коллегия, слова пришедшего из латинского языка, в котором имеются непроверяемые сдвоенные согласные Л и безударная гласная О, проверить которую ударением также невозможно.

коллежского - 1620 - 74.0%
колледжского - 362 - 16.5%
колежского - 200 - 9.1%

16. Словосочетание "коллежский асессор" образовано двумя заимствованными словами, которые в русском языке считаются словарными, так как проверить их однокоренными словами невозможно.

асессора - 1173 - 53.6%
агрессора - 459 - 21.0%
ассесора - 415 - 18.9%
ассессора - 143 - 6.5%

17. Древнегреческий бог Аполлон считался покровителем искусств, и потому сам был просто писанным красавцем, и именно поэтому многие матери в прошлом, а иногда и сейчас называли своих прелестных малышей Аполлонами. Пишется это имя с двумя согласными Л, но не с двумя согласными П и эту особенность имени следует запомнить, поскольку проверить это написание и как-то объяснить его правилами мы не можем. Так было задумано греками, и так приходится писать нам.

Аполлона - 1212 - 55.3%
Апполона - 809 - 36.9%
Апполлона - 124 - 5.7%
красавца-мужчину, без вредных привычек, не женат - 45 - 2.1%

18. «Филиппович» – отчество от имени «Филипп», окончание «ич» указывает на мужской род. Отчества в русском языке образуются путём прибавления окончания «ич» или «на» к имени отца, стоящем в форме краткого притяжательного прилагательного. Имя «Филипп» имеет две буквы «п» на конце, как и притяжательная форма от него – «Филиппов». Прибавляем окончание и получаем отчество «Филиппович», с двумя «п».

Филипповича - 1709 - 78.0%
Филлиповича - 213 - 9.7%
Филиповича - 148 - 6.8%
Бедросовича - 120 - 5.5%

19. Слово «винегрет» пришло в русский язык из французского vinaigrette, что обозначает соус из масла и уксуса. Кстати, слово уксус по-французски пишется как vinaigre, что близко к слову «вино». Первую гласную в «винегрет» можно проверить словом «винный». А гласную во втором слоге, к сожалению, объяснить нельзя: такое написание сложилось исторически.

винегретом - 1891 - 86.3%
виноградом - 159 - 7.3%
венегретом - 77 - 3.5%
винигретом - 63 - 2.9%

20. Моллюск — единственно правильный вариант написания существительного, пишется с двумя буквами «л». Слово является заимствованным (происходит от латинского molluscus — «мягковатый»), правильность написания следует запомнить.

моллюсками - 1440 - 65.8%
молюсками - 603 - 27.5%
молюссками - 130 - 5.9%
молюсь камням - 17 - 0.8%

21. Рассматриваемая лексема является исконно русской и восходит к слову «есть». Сейчас сложно понять, почему оно пишется так, а не иначе.

яствами - 1599 - 73.0%
явствами - 539 - 24.6%
черствыми - 29 - 1.3%
явствоми - 23 - 1.1%

22. Тут почти все правильно ответили

рассуждая - 2162 - 98.7%

23. Почти все выбрали правильный ответ

русской - 2181 - 99.6%

24. С двумя буквами " л " нужно писать это имя существительное, тогда будет правильно.

Слово " интеллигенция " - не исконно русское. Оно имеет иностранное происхождение. Проверить как-то правомерность удвоенного "л" методом подбора других слов невозможно. Только запомнить.

интеллигенции - 1954 - 89.2%
интелигенции - 187 - 8.5%
интилигенции - 29 - 1.3%
индульгенции - 20 - 0.9%

25. Слово, которое мы рассматриваем, пришло к нам из французского языка и сохранило написание слова-источника. В таких случаях, как правило, рекомендуют обращаться к орфографическим словарям и проверять написание по ним.

аккомпанемент - 1560 - 71.2%
аккомпонемент - 527 - 24.1%
аккампанимент - 96 - 4.4%

26. Правильное написание слова «аккордеон» необходимо запомнить, так как оно является словарным и к нему невозможно подобрать однокоренное проверочное слово. Слово «аккордеон» обязательно к запоминанию в 10, 11 классах.

аккордеона - 1765 - 80.6%
аккордиона - 226 - 10.3%
баяна - 134 - 6.1%
акордеона - 65 - 3.0%

27. Правильное написание – виолонче́ль .

Это слово, написание которого необходимо запомнить в связи с тем, что в русском языке оно имеет нечленимую основу , равную корню.

Запомнить написание этого слова нам поможет знание его этимологии, происхождения. Оно иноязычное, итальянское; violoncello – суффиксальное образование от violone, так итальянцы именуют контрабас, violone образовано с помощью суффикса от viola, «виола». Следовательно, исторически можно наименование одного инструмента музыкального – виолончель – проверить названиями других: виоло́не, вио́ла.

При этом нельзя забывать следующее:

виоло́не у нас – это контрабас, а само слово виолоне отсутствует,

виолонче́ль и вио́ла – слова, однокоренными в языке нашем не являющиеся.

Букву И в слоге 1-м запоминаем.

виолончели - 2031 - 92.7%
виоллончели - 82 - 3.7%
веолончели - 72 - 3.3%

Надеюсь, вам было интересно. Результат очевиден: самые распространенные ошибки в заимствованных и старых словах.

"На дощатой террасе близ конопляника вдова небезызвестного подьячего, веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка моллюсками, винегретом, можжевеловым вареньем и мороженым крем-брюле коллежского асессора Аполлона Филипповича под аккомпанемент аккордеона и виолончели."

- Агриппина Саввична, а как вы относитесь к экзистенциализму? - спросил Аполлон Филиппович утирая расписным рушником остатки крем-брюле с каурых усов.
- Ой, баловник вы, Аполлон Филиппович! Мы в наших губерниях всё больше по старинке! - червоно зарделась Агриппина Саввична.
- Отнюдь! - встрепенулся подбоченясь Аполлон Филиппович - В пенатах наших, в альма-матрах, волею судеб оторванных от столичного вульгарите, понятие это свежо трактуется!
- Ну, так и быть, Аполлон Филиппович, я согласна! - сказала пунцовая Агриппина Саввична, десертной ложечкой размешивая можжевеловое варенье в кружке с цейлонским кипреем.
- Я, любезная Агриппина Саввична, познакомлю Вас с прекрасным образчиком постмодернизма! - каурые усы Аполлона Филипповича подрагивали в такт аккордеона.
-Ах! - только и смогла вымолвить Агриппина Саввична. Виолончель взяла такую высокую ноту, исполняемую арпеджио, что захлебнулась и перешла на стоккато. Аккордеон басил Брамсом.

А чё? Теперь страна вновь живёт понятиями более чем столетней давности, осталось вернуть звания-названия и моду "в одёже" тех времён. так что. всё возвращается на круги своя!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Пресловутая Агриппина Саввична явно была экзальтированной особой. Устроив «романтический завтрак» «на колоссальной дощатой террасе вблизи можжевельника» (некоторые, правда, утверждают, что это было вблизи «конопляника», что весьма правдоподобно, если учесть пристрастие А.С. к оригинальничанью), она подавала какое-то невообразимое угощение: «потчевала моллюсками и винегретом», при этом не забывая всё это месиво сопровождать музыкой. Так ведь и сказано: «под аккомпанемент аккордеона и виолончели». Как она умудрялась всё это организовать, никто не знает, кроме бедного коллежского асессора Аполлона Филипповича, который и был подопытным кроликом: ему приходилось эти моллюски с винегретом есть, заодно слушать виолончель с аккордеоном, а при этом ещё наблюдать за взбалмошной А.С. А не наблюдать было нельзя: ведь потчевала-то она его «исподтишка»! Стало быть, могло ей в голову взбрести что угодно. Бедный, бедный А.Ф.!
Что? Вы не знаете легендарную Агриппину Саввичну?! Ну, это просто безобразие. Это она, взбалмошная, «веснушчатая» ( по утверждению очевидцев) много десятилетий подряд исподтишка проверяет грамотность народа. Предложение это, наверное, многим знакомо. Предложение-шутка, которым можете проверить чью-либо ( да и свою) грамотность, не отходя от кассы. Одним словом, тест на грамотность.
Вариантов в Интернете я нашла множество, один мне очень понравился: заодно я проверила свою грамотность в режиме онлайн – и высоко задрала нос от гордыни, ибо из 42 слов не ошиблась ни в одном. Правда, если по-честному, то «балюстраду» и «оттоманку» в словаре проверила на всякий случай. Конечно, посмеиваясь над собой и над предложением: ни балюстрада, ни оттоманка в реальной жизни не могли подорвать мою репутацию грамотного человека, писать эти слова мне не приходилось ещё ни разу. Бывает такое. Или запамятовала – такое тоже бывает.
Учитывая всеобщий интерес к таким тестам-предложениям и понимая, что без Агриппины Саввичны в моём рассуждении о грамотности и диктантах не обойтись, помещаю это предложение, добытое мною в недрах всемирной сети: « На дощатой террасе вблизи конопляника, напротив гостиной, намедни оштукатуренной и окружённой искусно задрапированной балюстрадой, прелестная веснушчатая падчерица небезызвестного волостного подьячего Агриппина Саввична Земляникина исподтишка потчевала полулежащего на оттоманке коллежского асессора и бескорыстного местного ловеласа Аполлона Филипповича Парашютова изысканными яствами: винегретом с моллюсками, монпансье и можжевеловым бланманже под аккомпанемент аккордеона».
И хоть в этом варианте «виолончель» выкинута, но мне он нравится: Аполлона Филипповича не очень жалко, раз он представлен ловеласом. Конечно, «табель о рангах» у нас нынче другая, можно было А.Ф. дать и другую должность, более современную и не менее заковыристую, например, какой-нибудь «менеджер инновационного предприятия по уровням управления». А что? Солидно, туманно, витиевато – для Агриппины Саввичны просто находка.
А теперь вот вопрос. Где, когда, при каких обстоятельствах можно проверять грамотность таким тестом? С какой целью вообще проверяется грамотность? Ну, контрольные диктанты, от которых все шарахаются, – это одно дело. Никуда не денешься, оценки выставлять надо, приходится проверять. Иногда исправляешь в одной работе до двадцати ошибок – орфографических и пунктуационных, и тогда понимаешь: тут нужны другие методы, не классно-урочная система, не написал-проверил, не работа над ошибками, а нечто такое, что вообще кардинально изменило бы развитие ученика. Но это уже другой вопрос, вернёмся к нашей Агриппине Саввичне. Где можно её использовать?
Многие годы моя подруга-коллега проводила в школе «Конкурс грамотеев», где использовала этот тест. Ребята участвовали в конкурсе добровольно, поэтому диктант приобретал характер игры, весёлого мероприятия, где детям самим становилось смешно: сколько же можно сделать ошибок на одном квадратном сантиметре обычной школьной тетрадки?! «Ничего себе!» – удивлённо восклицали дети и задумывались.
Оказывается, те, которые обычные диктанты писали на «5» и «4», в такой концентрации орфограмм щедро засевали тетрадные поля ошибками.
Ошибкой было бы, с моей точки зрения, подвергнуть экзекуции диктанта, например, родителей в присутствии детей. Особенно если дети ещё в том нежном возрасте, когда свято верят, что мама и папа самые-самые – самые умные, самые добрые, самые красивые. Ну, если покажете ребёнку, что родители сами ошибаются, ещё разочаруете его. Получится вдруг обратный эффект. «Ну, – решит чадо, – да мама вон сама безграмотная, чего мне пыхтеть, стараться, нормально проживу и так, без этих безударных-ударных…» Или ещё страшнее: задумается ребёнок, зачем учительнице нужно было в таком неприглядном свете выставлять любимую маму? Подумаешь, она какого-то «коллежского асессора» неправильно написала! Осторожней, дорогие коллеги, с такими диктантами, чтобы не получился известный сценарий: хотели как лучше, а получилось как всегда. Такие супер-диктанты можно писать только на добровольных началах, – и только в обстановке доброжелательной атмосферы весёлого подтрунивания над своим орфографическим невежеством.
Набирающий ныне всё большую популярность «Тотальный диктант» – это прямой наследник «Агриппины Саввичны». Что такое «Тотальный диктант»?
Привожу комментарий сайта:
«Тотальный диктант – ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции – добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса).
Тотальный диктант – это своеобразный флеш-моб (Вставлю в комментарий язвительное «словечко»: В.И.Даль не знал такого страшного слова, Википедия даёт толкование: флешмоб или флэшмоб (от англ. flash mob – flash – вспышка; миг, мгновение; mob – толпа; переводится как «мгновенная толпа») – это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Вот так-то вот…) Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете.
Цель Тотального диктанта – заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.
Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно – круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые – обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.
Задачи проекта:
привлечь внимание СМИ и общества к проблеме грамотности;
дать возможность всем желающим проверить свою грамотность в ходе добровольного диктанта;
повысить уровень грамотности участников с помощью «пятиминуток ликбеза» и разбора ошибок;
повысить статус владения языковыми навыками, распространить моду на грамотность.
Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!»
Прочитав такую декларацию, я пришла в восторг. Вовсе не потому, что я и есть этот школьный «зануда» с вечными диктантами ( и «своя рубашка ближе к телу»). Я пришла в восторг, оттого что «писать грамотно – это модно!»
В тексте Тотального диктанта-2011 «Орфография как закон природы», составленного Д. Быковым, есть замечательные слова: «У нас сегодня почти нет шансов быстро понять, кто перед нами: способы маскировки хитры и многочисленны. Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы».
Сколько мне пришлось перебрать разных текстов за свою длинную трудовую биографию филолога: контрольные диктанты, свободные диктанты, самодиктанты, диктанты «Проверь себя», диктанты по стихотворениям любимых поэтов… Вообще, диктовать стихи люблю больше всего. Иногда находятся такие строчки, которые просто и родились для того, чтобы стать диктантом. Без шуток. Кстати, стихотворение не только грамотность проверит, но и для души станет тем действенным средством, которое заставит зазвучать лучшие её струны…
О, диктанты бывают очень памятными не только для учеников – для учителей тоже. В 2011 году мне пришлось полгода работать в "чужом" одиннадцатом классе. Выпускники были очень недовольны тем, что в течение года учителя у них менялись один за другим, поэтому пришедшего напоследок учителя ( меня) некоторые ребята встретили не только недоброжелательно, но откровенно враждебно. Разговоры на уроке – это было самое безобидное средство показать учителю, что они в нём, начинённом знаниями, не нуждаются. Ещё в ход шло полное игнорирование вопросов и требований, «глухое ухо», а зачастую и откровенная грубость, доходящая до хамства. Впрочем, класс был сильный, и их привязанность к ушедшей от них из-за болезни учительнице тоже была сильной – это я понимала. Мне очень запомнился урок, когда мы повторяли «многочленные сложные предложения». Я взяла сборник стихов А.Тихонова и продиктовала ребятам стихотворение «Цветок» ( как будто специально написанное для того, чтобы доведённому до «белого каления» человеку воспрянуть духом).

Цветок
Александр Тихонов

Пробита брешь в асфальтовой пустыне.
Посланец солнца скромно, добродушно
среди сапог, его топтавших дружно,
раскрыв объятья жёлтых лепестков,
являл надежду: буря поостынет,
волна спадёт, и свергнутых богов
он, посрамивший мощь катков,
неброской стойкостью с колен поднимет.

В классе установилась тишина, а я сама себя ощутила вдруг этим цветком, который всё равно должен выстоять в самых трудных условиях жестокой и бездушной асфальтовой пустыни, где некая «золотая молодёжь» так дружно «растаптывала" «училку» с её правилами пунктуации и орфографии. Мистика какая-то, но после этого «цветочного» диктанта что-то сдвинулось в отношениях: мне стало легче работать в трудном классе.
А с точки зрения пунктуации. В восемь строк поместилось многое: сочинительная и бессоюзная связь, обособленные и однородные члены предложения. Этот диктант-миниатюра сопровождался заданием: составить схему сложного предложения, произвести его полный синтаксический и пунктуационный разбор. И составили. И произвели. И оценили, как это красиво, когда мысль и чувство упакованы в такие точные, ясные формы, когда знаки препинания располагаются строго на местах и не путаются под ногами, как бестолковое стадо овечек.
С того урока я соединила восторги от поэзии с работой над практической грамотностью. Нашла множество преимуществ в диктантах по поэтическим текстам ( но это отдельный вопрос для специалистов, я его тут рассматривать не буду).
Сейчас я просто вернусь к Агриппине Саввичне. Возьму грех на душу, подслушаю её милую беседу с Аполлоном Филипповичем.
– Аполлон Филиппович, любезный, не подложить ли вам ещё винегретика с моллюсками?
– «Я сыт по горло…»
– Это вы, сударь, что цитируете?
– Матушка, простой пищи хочется: щей, каши, квасу, водочки…
– Сударь, с каких это пор водочку стали причислять к «простой пище»?
– Русскому человеку без моллюсков выжить можно – даже под аккомпанемент аккордеона, растуды его в качель! А вот без водочки ему кирдык!
– Аполлон Филиппович, помилуйте, вы рассуждаете как-то странно!
– Ээээ, Агриппина Саввична, странного в моих речах ничего нет: попотчуйте-ка меня чем-нибудь посытнее да повкуснее, чем моллюски да бланманже…
– Не капризничайте, милостивый государь, ешьте, что дают. А народ пусть пишет, что диктуют…
Да, серьёзная это вещь – диктанты для народа. Что диктовать, где диктовать, когда диктовать – всё важно. Некоторые, правда, между диктантами и диктатом разницы не видят. А жаль… Грамотеи-то в народе до сих пор не выводятся…

Здравствуйте, дорогая, родная Валентина!
Здравствуйте и, пожалуйста, не удивляйтесь обилию эмоций, вызванных как Вашей превосходной работой, так и образом мыслей.
Зашла к Вам по совету Эльмиры Пасько. Она упомянула о Саввишне, а я сказала, что не сталкивалась с этим "каноническим" текстом. Прочитала и сразу же поняла, что сталкивалась неоднократно. Просто позабыла, что Агриппина-то - Саввична.
Статья Ваша превосходна. Она не только об учительском мастерстве. Она поднимает самые животрепещущие проблемы образования подрастающего поколения. Она настолько хорошо написана, таким живым языком, с такой иронией и чувством юмора, что её хочется читать и перечитывать, смакуя каждое слово.
Настоящая заинтересованность и искренняя боль за дело, которому служишь, за будущее страны чувствуется в Вашей работе. Она наполнена глубоким смыслом.
Спасибо Вам и низкий поклон!
С глубоким уважением и лучшими пожеланиями,

Светлана, спасибо Вам огромное за такой тёплый эмоциональный отклик. Простите, что отвечаю с опозданием, я вообще на Проза.ру практически сейчас не заглядываю, использую страницу только как архив для своей прозы. Я уже ушла из школы, на пенсии сейчас, но душа всё равно болит, когда слышу от бывших коллег о том, куда идёт наше образование. Посмотрела недавно фильм Познера о скандинавских странах, в частности об образовании в Финляндии. Искренне позавидовала детям той страны, где их не учат быть первыми, а учат быть счастливыми, и где учителей считают элитой нации. У меня трое внучат, скоро им предстоит идти в школу, где, к сожалению, уроки родного языка сокращают в угоду "престижным предметам"(((
Однако будем оптимистами, поживём -увидим, может быть, здравый смысл начнёт побеждать)))
Ещё раз спасибо Вам за общение и добрые слова!
С уважением и благодарностью, Валентина.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: