Мышление это бесспорный фундамент познания

Обновлено: 18.05.2024

Одно из самых известных в философии изречений принадлежит французскому мыслителю Рене Декарту, который, как и многие другие философы, пытался «докопаться до истины», понять, в чем же смысл человеческого существования.

Из знаменитого положения Рене Декарта «Я мыслю – значит существую» («Cogito, ergo sum») следует одно: душевная деятельность человека существует только благодаря его сознанию, способности мыслить. Поскольку мышление (в декартовом понимании) – единственный атрибут души, постольку душа у него всегда мыслит, и перестать мыслить для нее означает – перестать существовать.

В более широком понимании, Декарт развивал теорию о равенстве души и тела (дуализме), равенстве духовного и материального начал, причем душа рассматривалась им как мыслящее начало, а тело – как протяженная субстанция. Во многом здесь прослеживается связь декартовой философии с его пониманием физиологии, космогонии, математики и физики.

Изначально этот дуализм, выдвинутый Декартом, сводился к следующему: Бог является общей причиной движения, он же сотворил материю (все телесное) вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же общее количество движения и покоя. Постепенно эта теория Декарта распространилась и на его понимание человека: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с волевой и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по мнению философа Декарта, взаимодействуют посредством особого органа – так называемой шишковидной железы (здесь связь с физиологией очевидна).

Имеющая непосредственное отношение к материалистической философии, философия Декарта вступала в противоречие с учением о нематериальности души: в отличие от тела, сущность которого в протяжении, сущность души, по Декарту, – в мышлении. В отличие от человека, в животных Декарт видел лишь сложные автоматы, лишенные души и способности мыслить. Животные, по Декарту, обладают лишь телом, поэтому ими управляют одни животные инстинкты, которые лишают их возможности приблизиться к высшему сознанию, к мудрости, к бессмертию души.

Человек также обладает телом, то есть состоит из материи, являющейся низшим бытием и вступающей в четкое противопоставление с душевным разумом. Таким образом, разум и материя (физическое) в человеке вступают в длительную борьбу между собой. По Декарту, телу «следует приписывать все то, что противоречит нашему разуму» (из «Страстей души»), и душа человека представляет собой поле непрерывного сражения, где исходящие из тела «животные духи» стремятся перехитрить разум, а тот в свою очередь, вооруженный несломляемой волей, противостоит давлению страстей.

Эта борьба душевного и физического в человеке и вытекающая отсюда идея обуздания чувств за счет разумной воли представляют собой существенный знак понимания Декартом его сущности. При всем наличии в индивидууме умения властвовать собой, в нем все же живут постоянная неуверенность и страх перед самим собой.

Следует указать на то, что изображенный Декартом моральный разум не представляет ту или иную личность как общественное существо. Функция разума состоит в том, чтобы придать этой изолированности человека некое морально совершенное качество. Разум призван способствовать тому, чтобы субъект в своей внутренней, духовной жизни преодолел напор внешней, практической жизни.

Вместе с другим философом – Ф. Бэконом – Декарт видел конечную задачу своего знания в господстве личности над силами природы, в открытии и изобретении супертехнических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании природы самого человека. Для достижения этой задачи Декарт считал необходимым предварительно усомниться во всем имеющемся существовании. Это сомнение не выглядело как неверие в непознаваемость всего существующего, а являлось приемом для нахождения безусловно достоверного начала знания. Если мы обнаружим такое начало, такую мысль, на которую могут опереться все другие человеческие суждения, то все наше последующее знание будет абсолютно достоверным. Таким началом и послужило утверждение Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую».

Таким образом, контроль над своими чувствами, который Декарт выставляет в качестве предпосылки свободы воли и объективности суждения, несет в себе скрытый просветительский смысл – о самовоспитании каждой отдельной личности путем прояснения ее душевных движений, так как наши чувства испытывают воздействие внешних предметов и возбуждаются в душе без участия воли и проистекающей от нее деятельности. Моральный рост человека с этой точки зрения состоит в том, чтобы осознавать свои бессознательные чувственные процессы и подчинять их разуму. Мораль у Декарта является выражением рационального суждения. Он полагает, что для адекватного, нормального, разумного поведения индивида нужны две вещи – познание истины, а также привычка, причем ему необходимо каждый раз, когда это требуется, вспоминать об этом знании и действовать в соответствии с ним.

Таким образом, Декарт видит важнейшую цель знания в господстве человека над силами природы и в его усовершенствовании самой своей природы. Он ищет безусловно достоверный тезис для своего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное знание всей науки. Искомая достоверная опора знания была найдена им и определена в положении «Я мыслю, следовательно, существую».

Идеальный взгляд Декарта усугубляется религиозными предпосылками установленной им философской системы: для доказательства реального существования мира необходимо доказать существование Бога. Так как мы существуем и являемся действием некоей первопричины, то существует и сама первопричина – Бог. Правдивостью Бога, по Декарту, обусловлена сама возможность познания: при правильном употреблении своей познавательной способности мы никогда не могли бы заблуждаться и ошибаться. Заблуждение возникает вследствие неправильного употребления этой способности и особенно вследствие того, что свободная воля выбирает, руководствуясь не истиной (тем, что нам разумно необходимо), а предпочтением (тем, что мы хотим). Декарт напоминает о том, что у каждого человека имеются врожденные идеи, или истины, которым он порой бессознательно подчиняется в жизни, руководствуясь чувствами (страстями).

В познании же человеком самого себя и окружающего мира главную роль играют не ощущения (страсти), а разум. Таким образом, Декарт бы сторонником рационализма – учения, утверждающего первенство разума в познании, независимость разума от чувственных восприятий. В процессе познания человеком себя и мира исключительную роль Декарт отвел дедукции (движению от общего к частному), то есть полученные объективные знания индивид должен постепенно относить применительно к самому себе. В логической цепи метода дедукции каждое отдельное звено достоверно. Однако для ясного представления всей цепи звеньев дедуктивного познания нужна сила памяти. Поэтому очевидные исходные положения, или интуиция, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции.

Вооруженный достоверными средствами мышления, выдвинутыми Декартом, – интуицией и дедукцией, разум может достигнуть достоверного знания во всех областях только в том случае, если он будет руководствоваться истинным методом. На этих предпосылках рационализма Декарт строит свое учение о методе, с помощью которого можно получить достоверные знания об окружающем мире. Метод Декарта исходит из 4 требований:

1. Допускать в качестве истинных, необходимых только такие жизненные положения, которые представляются уму ясно и четко, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.

2. Расчленять каждую сложную проблему или задачу на составляющие ее проблемы или задачи.

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

Следует отметить, что философия Декарта и его научные идеи оказали значительное влияние на последующее развитие философии. Основные сочинения – «Рассуждение о методе» (1637), «Начала философии» (1644), «Страсти души» (1649).

Известно, что Декарт придумал свою философию очень интересным образом: будучи занятым в военных действиях, он с другими сослуживцами остановился на ночлег в доме. Внутри было очень холодно, и для того, чтобы согреться, будущий философ залез внутрь протопленной недавно печи. Там, согревшись, он огляделся и увидел нечто такое, что породило в его голове великие догадки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Рене Декарт

Рене Декарт История, приведенная выше, — краткий пересказ содержания фильма «Матрица» («The Matrix», 1999), поставленного братьями Вачовски с Кеану Ривзом в роли мессии и Лоуренсом Фишборном в роли Иоанна Крестителя, провозглашающего пришествие Спасителя. Джой Пантолиано

Мыслю, следовательно, существую

Мыслю, следовательно, существую Существует ли на свете что—то, о чем мы действительно знаем? Если убрать понятие «знание», то в чем мы можем быть уверены в нашем мире? Декарт полагал, что есть состояние человека, в котором он может быть совершенно уверен. Он сформулировал

15. Декарт, Рене

15. Декарт, Рене Французский философ, математик, естествоиспытатель семнадцатого века. Его нередко называют «отцом современной философии». Один из создателей теории дуализма. Ошибался практически во всем, но до сих пор — что не редкость в истории философии — считается

II. ДЕКАРТ

II. ДЕКАРТ В письме, написанном в мае 1637 года, Декарт пишет о четвертой части “Рассуждения”, где он, исходя из cogito, утверждает достоверность Бога: “Задержавшись достаточно долго на этом размышлении, можно постепенно обрести весьма ясное, если я могу так выразиться,

§ 10. Бесконечное – Декарт

§ 10. Бесконечное – Декарт Ранее мы видели, что аргументы Зенона относятся ко всем проблемам и ко всем фундаментальным концепциям геометрии – теперь мы увидим, что они точно так же относятся к арифметике, и что, так сказать, невозможно сделать ни шага в сфере математики,

Рене Декарт

Рене Декарт 1596–1650Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках1637Основоположник современной философииО Наследие Декарта — важный этап в истории философии. Как выразился Гегель в своих Лекциях по истории философии, он в сущности

§ 7. Декарт

§ 7. Декарт Даже наш замечательный Декарт, инициатор субъективного рассмотрения и тем самым отец новой философии, подвержен еще в этом отношении труднообъяснимым смешениям, и мы сейчас увидим, к каким серьезным и достойным сожаления последствиям это привело в

62. Я мыслю, следовательно?

62. Я мыслю, следовательно? Меня зовут Рене. Я помню, что однажды прочитал о том, что если и существует что-то, в чем я всегда могу быть уверен, так это то, что, если я мыслю, значит, я существую. Если я, Давид, мыслю прямо сейчас, значит, я должен существовать, чтобы это мышление

1. Декарт

1. Декарт Рене Декарт является героем, еще раз предпринявшим дело философствования, начавшим совершенно заново все с самого начала и создавшим снова ту почву, на которую она теперь впервые возвратилась после тысячелетия отречения от нее. Влияние этого человека на его

Декарт

Декарт … И это было сделано потом Юмом. Вот Юм — чистый картезианец в этом плане, он очень строго доказал не несомненность принципа причинности.Но то, что Декарт считает его и некоторые другие принципы, ну например: «из ничего — ничего не возникает» — Декарт тоже считает

3. Р. Декарт

3. Р. Декарт Если Ф. Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Т. Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский математик и философ Ренэ Декарт[100] (1596–1650), напротив, поставил на первое место разум,

Глава IX. ДЕКАРТ

Глава IX. ДЕКАРТ Рене Декарта (1596—1650) обычно считают, и я думаю, правильно, основателем современной философии. Он – первый человек больших философских способностей, на чьи взгляды глубокое влияние оказали новая физика и астрономия. Хотя правда, что в его теориях

«Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ»

«Я МЫСЛЮ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЮ» Настоящим философом, когда он разрабатывает свою философскую систему, всегда движет какой-то внутренний пафос, некий его собственный принцип, которому он старается следовать всю свою жизнь. Иногда этот принцип явно просматривается в

Лжедимитрий III, Декарт

Лжедимитрий III, Декарт Декарт. Я должен знать северные страны почти что не хуже вас. Порядочную часть своей жизни я жил и философствовал в Голландии; а под конец я умер в Швеции,[54] будучи еще большим философом, чем когда бы то ни было.Лжедимитрий. Я вижу по наброску вашей

БЫТЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ, ЗАМКНУТЬСЯ В СЕБЕ — ЗНАЧИТ УМЕРЕТЬ

БЫТЬ НЕЗАЩИЩЕННЫМ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ, ЗАМКНУТЬСЯ В СЕБЕ — ЗНАЧИТ УМЕРЕТЬ Ураган уничтожил посевы, а море залило землю. Поезд медленно тащился вперед, и по обеим сторонам пути виднелись поваленные деревья, дома без крыш и совершенно опустошенные поля. Буря наделала много

ДЕКАРТ

ДЕКАРТ …он хотел растопить строительную площадку от старого материала… Альберто встал из-за стола и снял с себя красный плащ. Перекинув плащ через спинку стула, он вновь расположился на диване.— Рене Декарт родился в 1596 году и провел жизнь в странствиях по Европе. Уже в

Философия Кампус

Здесь выкладываем свои работы (ТРИ )
Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. (Гете).
Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.(Демокрит).
Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет.(Ф.Бэкон).

Андрей Разин

Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет.(Ф.Бэкон).

Фрэнсис Бэкон – английский философ, он считается родоначальником английского материализма. Бэкон считал, что бытие материя и природа первичны. Объективные вещи он противопоставлял идеалам.

В своей цитате философ говорит, что нужно сдерживать полет разума, то есть опираться на объективные факты, а не на какие-либо ложные, рождаемые разумом образы. Будучи философом эмпириком, главной категорией в его философии был опыт, с помощью которого можно определить достоверность конкретного знания. Также не лишним будет вспомнить о четырех идолах Бэкона. Он называл их ошибками человека на пути познания, установками и традициями мышления, на которые опирается человек, когда его разум отрывается от чувственного опыта. Свинец и тяжесть, которые должны сдерживать полет разума это, уже упомянутый мной, эмпирический опыт, то что Бэкон считал правильным знанием. Английский философ считал, что его мы получаем, прежде всего методом индукции, переходя от частного к общему при экспериментальной проверке научных гипотез.

Подход Бэкона, как и любой другой, имеет место на существование и заслуживает внимания. Однако, на мой взгляд, нельзя быть настолько категоричным и сдерживать все «прыжки и полеты» разума. Потому что, запирая разум в жесткие рамки, мы ограничиваем свои возможности, для самого себя сужаем границы бытия, и получаем гораздо меньшее количество реального знания. Главное грамотно совмещать чувственный опыт и возможности разума, не попадая в ловушки на пути познания.

Юлия Осаченко

Андрей, ставьте проблему в виде вопроса - и подкрепляйте аргументы примерами из истории, культуры, социальной или познавательной практики. Стилистически "Подход Бэкона, как и любой другой, имеет ПРАВЛ ( а не место) на существование.В остальном - неплохо

Константин Лукин

Человек познает себя только в той мере, в какой он познает мир. (Гете)
Немецкий поэт поднимает проблему восприятия мироздания. Каким мы видим мир и какими мы видим себя? Это те вопросы, которые ставит перед собой и перед читателем поэт. Сам Гете утверждает, что непременно познавательная способность человека не зависит от объекта познания. Говоря более примитивным языком, человек смотрит на все вещи через одни и те же очки и, как следствие, делает выводы о себе и о мире, исходя из своих же знаний и суждений о мире и о себе.
Я согласен с этой позицией и согласен с ней именно в том порядке, в котором она выдвинута. Ибо для меня самопознание вторично по отношению к познанию мира. И не в том плане, что познание мира важнее, а в том что мир каждый человек познает невольно с младенчества, задавая себе самые примитивные вопросы. Для самопознания же нужны усилия, которые человек начинает прилагать, имея какую-то базу представлений о то, что его окружает. Расширяя эти границы, человек имеет возможность познать и себя в большей степени.

Константин Лукин

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.(Демокрит).
Греческий философ Демокрит доносит до читателя мысль о том, что познание безгранично. Спрашивая о причине чего-либо, человек никогда не упрется в какие-то аксиомы, постоянно задавая себе все больше и больше вопросов. "Я знаю то, что ничего не знаю". Это высказывание другого знаменитого греческого философа здесь максимально подходит. Но Демокрит в своем тезисе не дает никакой оценки насчет того, а нужно ли спрашивать о причине вещей. Этот вопрос читатель должен задать себе сам. И ответить на него тоже должен сам.
Я считаю, что определенно нужно. Ибо если не начинать искать начало бесконечного, то никогда не узнаешь, что мир, в котором ты находишься и который пытаешься познать на самом деле бесконечен. Ведь подобные вопросы задаются ни ради получения ответа, а ради самого процесса поиска этого ответа. Именно поэтому спрашивать необходимо. И именно поэтому бесконечное поле вопросов о причинах вещей должно восхищать, а не пугать.

Константин Лукин

Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет. (Ф.Бэкон).
Понять, что пытается донести нам английский философ проще основываясь на его убеждениях касательно состоянии всякой философии, в том числе и материальной, в его время. Бэкон считал, что всякие открытия делались абсолютно случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Именно этот правильный метод и является тем самым свинцом, который удержит человека в правильном направлении. Бэкон считал это необходимым, ведь, как он сам говорил, даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.
Я согласен с этим отверждением лишь отчасти. Да, действительно определенная метода позволяет сфокусироваться на том, что тебе необходимо, и оставить вне поля твоего зрения все то, что тебе не нужно. Но ведь именно человеческий полет фантазии может наполнить, казалось бы, самые бессмысленные вещи существенным смыслом. Таким образом все несущественное может и станет однажды существенным, чего совершенно не учитывает метод. Ведь хромой, идущий по дороге, никогда не обгонит здорового человека, у которого хватит фантазии на то, чтобы придумать, как обогнать хромого человека, идущего по дороге.

Никита Килин

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. (Гете).

Гете выдвигает свое предположение о том, что значит познать себя, свою сущность. Для каждого человека процесс самопознания строго индивидуализирован. Во главе утверждения стоит мысль о том, что процесс самопознания индивидуума происходит неотрывно от окружающего мира.

Трудно не согласиться с данным высказыванием. На все воззрения и принципы человека огромное влияние имеет внешняя среда, в которой он "варится" ежедневно. Люди, отрицающие это влияние, не отдают себе отчет в том, что происходит это в основном на подсознательном неконтролируемом уровне.
Процессу самопознания помогает социализация человека. Вступая в контакт с другими людьми, обмениваясь информацией, человек получает бесценный опыт общения, который, вследствие рефлексии, превращается в сформированные взгляды или мнения на ту или иную ситуацию.
Все вышеперечисленное происходит в повседневности. А. Шюц, например, трактует повседневность как социокультурный мир, воспринимаемый нами, подвергающийся нашим воздействиям и одновременно влияющий на нас. Это мир, наполненный смыслом, мир объектов с определенными качествами. Это высказывание полностью подтверждает мое воззрение. Невозможно отрицать влияние внешней среды, живя в социуме.

Никита Килин

Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет. (Ф.Бэкон).

Бэкон - британский философ нового времени и один из основателей эмпиризма. Сущность данного высказывания заключается в материализации причин, сподвигающих человека к какой либо деятельности, в первую очередь научной. Исследования и открытия путем экспериментов и на основе опыта, на основе того, что мы можем наблюдать в реальном мире - это то, к чему призывает Бэкон.
Мне трудно согласиться с его высказыванием. Ни для кого не является секретом, что многие открытия (порой довольно значимые) в науке были совершены случайно. Особенно ярко это прослеживается в тот период, когда наука не имела технических приспособлений и выработанных методов для саморазвития. Тогда в дело вступал случай, который помогал человеку сделать, как окажется потом, фундаментальное научное открытие.

Во многих науках за первооснову брались аксиомы, которые в принципе невозможно доказать. Это некий фундамент, на котором зиждутся надстроенные этажи. Нельзя полностью придаваться материалистическому мышлению, нестандартный подход порой бывает гораздо эффективнее всех известных методик. Весь мир познать невозможно и у человечества нет инструмента для того, чтобы делать научные открытия исключительно на основе уже имеющихся знаний, поэтому порой важно следовать зову сердца, а не тому, что написано на бумажках.

Владимир Золотаин

Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет.(Ф.Бэкон).

В своём высказывании Фрэнсис Бэкон поднимает проблему излишней свободы человеческого разума.
Фрэнсис Бэкон, являясь материалистом, считал, что человеческий разум, ничем не обременённый, будет являться менее продуктивным, нежели разум, сдержанный некими внешними факторами. Основоположник эмпиризма полагал, что для достижения полной продуктивности, человеку необходимо смотреть на мир разумно и последовательно, а не попусту "витать в облаках".
Я не согласен с данным высказыванием философа, и не считаю, что разуму нужно выставлять клетки. Человек и без того ограничен многими социальными и психологическими барьерами, не дающими разуму отпустить фантазию в свободный полёт.

Владимир Золотаин

Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. (Гете).

В своём высказывании философ поднимает проблему познания себя и мира. Гете как бы задаёт себе вопрос: "А безграничны ли способности человека в познанию себя?" И тут же отвечает на него: "Нет, не безграничны".
Согласно мнению философа, человек способен осознать себя в строгих рамках, ограниченным его познанием окружающего мира. И действительно! Ведь познавая окружающий мир, мы обретаем новые знания, мысли и взгляды, которые (и только которые) мы способны применить при рефлексивном анализе самих себя. Наблюдая за окружающим миром, мы находим закономерности и последовательности, отражение которых вскоре можем увидеть и в себе.
Я целиком разделяю мнение философа на этот счёт.

Владимир Золотаин

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.(Демокрит).

В своём высказывании Демокрит поднимает проблему бесконечности познания. Говоря о том, что поик первопричины вещей равен поиску наачала бесконечного, философ говорит нам о том, что углубляясь в причины, и задавая себе всё новые вопросы, мы никогда не сможем прийти к какому-то конечному пункту. Каждый вопрос будет служить поводом для нескольких новых, а для каждой причины найдётся несколько своих. Таким образом, мы можем бесконечно блуждать в глубинах своего разума, задавая себе всё новые и новые вопросы, но так и не дойдя до первоначальной истины.
Я полностью разделяю мнение Демокрита на этот счёт, хоть и не считаю бесконечность познания причиной отказываться от познания. Ведь главное в акте философствования не прийти к конечному ответу, а задать как можно больше важных для человека вопросов, важен не конечный пункт, а сам путь сквозь глубины разума.

Никита Килин

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.(Демокрит).

Я согласен с этим высказыванием. Невозможно познать весь мир, он необъятен. Но это совсем не значит, что человек должен останавливать свои попытки познать как можно больше, охватить как можно больший пласт знания. Это совсем не бессмысленное занятие, скорее наоборот. Познавая мир, человек познает себя. Не стоит ставить перед собой конечную цель познания, ибо в идеальном случае ей будет абсолютная истина, которая для человека недостижима.

Владимир Костенко

Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет.(Ф.Бэкон).
В данном нам для анализа высказывании, Фрэнсис Бэкон выражает свою позицию относительно акта философствования. Он считает материальный мир главенствующим над миром идей, и полагает, что человеческий разум нужно сдерживать "добавлять ему свинца и тяжести". И только в таком случае можно достичь максимальной продуктивности.
Я не могу полностью согласиться с данным утверждением. На мой взгляд, человеческий разум не нужно сдерживать. Именно та абстракция, на которую способен человек, зачастую приносит пользу и в материальном мире. Как пример, можно вспомнить применение абстрактных математических законов в физике.

Владимир Костенко

В своё время философ Гете сказал: "Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир", тем самым указав на ограниченную возможность человека к самопознанию.
Гете полагал, что лишь познавая окружающий мир, мы учимся познавать себя. Наблюдая и осознавая события, происходящие вокруг нас, мы учимся мыслить и анализировать. А проводя параллели между окружающим миром и своей личностью, мы глубже и увереннее познаём себя.
Я считаю, что это так. Основная причина этого явления - психология человека. Ведь "всё познаётся в сравнении". Таким образом, человек, познавая окружающий его мир, постоянно сравнивает себя со своим окружением. А чем больше у него познаний о мире, тем больше у него объектов для сравнения.

Владимир Костенко

Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного.(Демокрит).
В данном высказывании поднимается философский вопрос о бесконечности познания. Он утверждает, что невозможно найти изначальную причину всех вещей - по данному стеку событий можно продвигаться бесконечно, так и не найдя его начало. Однако философия и не нуждается в нахождении этого начала. Для неё главным является процесс поиска.
Я согласен с данным высказыванием. На мой взгяд невозможно найти изначальную причину. Однако сам процесс поиска не является бесполезным. Ведь новые вопросы открывают новые горизонты для разума, для познания. А то, что само это начало недостижимо, в данном случае не имеет значения.

Попытку показать творческую роль разума в научном познании предпринял французский учёный и философ Р.Декарт (1596-1650), разработавший рационалистический метод познания, основанный на дедукции. Общим для эмпиризма Бэкона и рационализма Декарта было впервые осуществлённое в философии разделение действительности на субъект и объект. Только если Бэкон искал источник достоверности знания в объекте, то Декарт – в субъекте, в самосознании человека. Образцом познания для Бэкона была экспериментальная наука (например, физика), где исходные данные даёт эксперимент; для Декарта же таким образцом служила аксиоматическая наука (например, геометрия), где из исходных, «изначально присущих уму», врождённых простых положений (аксиом) по правилам логики выводится всё остальное знание. Декарт при этом не учитывал того, что сами аксиомы отнюдь не врождены, а есть концентрированное выражение прошлого опыта человечества.

Декарт не был крайним рационалистом (каким был, например, Платон), он отдавал должное опытно-экспериментальным исследованиям, но полагал, что научные открытия совершаются не вследствии опытов, сколь искусными они бы ни были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами эксперименты. Последние же выступают средством проверки правильности результатов мышления.

Суть рационалистического метода Декарта (сам он его называл методом «универсальной математики») сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных, фундаментальных истин. Их человек получает путём интеллектуальной интуиции – твёрдого и отчётливого представления, рождающегося в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простого и отчётливого, что оно не вызывает никакого сомнения. Таким образом, по Декарту, критерий истины – ясность, отчётливость, самоочевидность знания, отсутствие сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих исходных истин на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция, согласно Декарту, - это такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, выявляем неизвестное через ранее познанное и известное. Дедукция необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясным. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли. При этом необходимо, чтобы сохранялась непрерывность цепи умозаключений, ни одно звено в ней не должно оказаться недоказанным.

Далее Декарт попытался найти самое исходное, базовое положение теории познания. Для этого он становится на позицию универсального сомнения. Усомниться, по его мнению, необходимо абсолютно во всём, чтобы обеспечить прочную основу для познания. Сомнительны все знания, существование внешнего мира и даже собственного тела; возможно, всё это обман чувств и мышления. Нельзя сомневаться лишь в существовании самого сомнения. Но сомнение – это акт мышления. Поэтому верным будет следующее положение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Наличие мышления самого по себе, независимо от его содержания и объектов, показывает реальность мыслящего субъекта. Из этого следует, по Декарту, что «Я» есть нечто мыслящее – душа – некая непротяжённая сущность, или субстанция (ибо всё протяжённое сомнительно). Моя собственная душа является первым предметом моего познания. В душе я нахожу, рассуждал Декарт, ряд идей. Одна из них – идея Бога – существа, обладающего всеми совершенствами и всемогущего. Анализ идеи Бога доказывает, по Декарту, что предмет этой идеи, т.е. сам Бог, существует. А поскольку Бог не может быть обманщиком, то органы чувств правильно свидетельствуют, что существует и внешний мир – мир протяжённых вещей. Итак, по Декарту, существует Бог, сотворивший две субстанции – протяжённую (материю) и мыслящую (душу), и существую «Я» - тот, в котором эти две субстанции соединены и который может познать Бога и созданный им мир (животные душой не обладают и представляют собой сложные автоматы).

Интересно, что Декарт испытывает большее доверие к разуму, чем к ощущениям. Такая же позиция была характерна для Парменида, Платона и некоторых других древних философов. Декарт на основе доводов разума «доказывает» существование Бога, а затем, используя авторитет Бога, признаёт достоверность ощущений, свидетельствующих о существовании окружающего мира. Бог в разуме более достоверен для Декарта, чем мир в ощущениях.




Идея Бога, полагал Декарт, является врождённой. К врождённым он относил также идеи числа и фигур, математические аксиомы и некоторые общие принципы, как, например, «из ничего ничего не происходит». Все эти идеи от Бога, вложившего в человека естественный свет разума. В учении Декарта о врождённых идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она находилась в мире идей. Декарт заблуждался в том, что аксиомы геометрии и некоторые другие простые идеи являются врождёнными. Эти идеи служат концентрированным выражением многовекового опыта человечества. Но люди забыли об их опытном происхождении, в силу чего они представляются им врождёнными.

Будучи христианином, Декарт признавал существование свободы воли, дарованной человеку Богом наряду с разумом. Источником заблуждения, которое у Декарта есть не что иное, как грех, он считал злоупотребление человеком свободой воли. Заблуждение возникает тогда, когда свободная воля переступает допустимые границы и заставляет человека высказывать суждения там, где разум ещё не располагает ясным и отчётливым знанием. Однако из этого Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания мира.

В заключение этого параграфа можно отметить, что хотя Бэкон недооценивал в какой-то мере роль теоретического мышления, а Декарт недооценивал значение опыта и ощущений в познании, они вместе заложили основы новой методологии научного познания, которая в настоящее время учитывает специфику, единство и взаимодополнительность эмпирического и теоретического уровней научного знания. Декарт ввёл в философию науки требование проверки всякого знания с помощью естественного света разума, а Бэкон сформулировал требование проверки всех знаний опытом, практикой. От Декарта и Бэкона берут начало два важнейших критерия научного знания, позволяющие отличать науку от ненауки, - доказательность и опытная подтверждаемость.

Р. Декарт (1596 – 1650) – французский математик, физик, родоначальник науки о рефлексах и философ. Его рационалистическое учение включает в себя следующее:

1. Учение о сомнении. Настоящий ученый, считает Декарт, должен подвергать сомнению все прошлое знание. Всякое знание начинается с сомнения. Почему нужно сомневаться?

Во-первых, причина сомнений лежит в противоречивости мнений разных ученых об одних и тех же явлениях. Если один и тот же факт разные ученые объясняют неодинаково, то естественен вопрос: «Какое объяснение считать истинным, а какое ложным?». Чтобы избежать данной трудности в познании нужно прибегать к сомнению.

Во-вторых, причина сомнения заложена в том, что люди познают мир при помощи органов чувств, а они часто обманывают. Следовательно, чувствам доверять нельзя и ученый, желая получить достоверные знания, должен данные чувственного опыта подвергать сомнению.

2. Учение о роли разума в познании. Исходный принцип Декарта - подвергай все сомнению - порождает вопрос: «Если подвергать сомнению все данные опыта, все области знания, то остается ли у человека какое-нибудь достоверное начало, не подлежащее сомнению?». Да, отвечает Декарт: сомнению подлежит все, кроме того, что Я сомневаюсь. Это единственная бесспорная истина, как бы математическая аксиома (Декарт вообще хотел навести в философии такой же порядок как в математике). Но сомневаться значит - размышлять, мыслить. Так Декарт приходит к своему знаменитому выводу«Cogito ergo sum» – «Я мыслю, следовательно, существую». Это положение и есть, по мнению философа, первая ясная истина. С нее начинается процесс познания. Таким образом, существование человека, по Декарту, связано, прежде всего, с мышлением: человек существует столько времени, сколько он мыслит. Истинным является только то знание, которое доказано путем логических размышлений, ясно, четко, непротиворечиво, например как любая геометрическая теорема. Пользоваться при этом следует методом дедукции,то есть в рассуждении идти от общего утверждения (например, некой аксиомы) к частным выводам. Для человеческого разума нет пределов, ему все подвластно, все тайны природы будут когда-нибудь раскрыты. Таковы основные постулаты рационализма.

Это место для переписки тет-а-тет между заказчиком и исполнителем.
Войдите в личный кабинет (авторизуйтесь на сайте) или зарегистрируйтесь, чтобы
получить доступ ко всем возможностям сайта.

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush


Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Диплом, История беларуси

Срок сдачи к 23 мая

Решить одну задачу по теме Оценка земли

Решение задач, Экономика. Оценка Недвижимости

Срок сдачи к 16 мая

Сделать программу для курсовой

Срок сдачи к 17 мая

Доделать диплом. Диплом полностью написан

Срок сдачи к 19 мая

реферат 10 класс

Срок сдачи к 15 мая

решить 3 темы по бухгалтерскому учету

Контрольная, Бухгалтерский учет и аудит

Срок сдачи к 18 мая

Промышленная безопасность на нефтедобывающем предприятии

Другое, Охрана труда

Срок сдачи к 18 мая

Выполнить итоговый тест по Оборудование автоматизированных производств

Контрольная, Автоматизация технологических процессов и производств

Срок сдачи к 21 мая

Решить 5 лабораторных работ по курсы: Исследование скважин и пластов

Лабораторная, Исследование скважин и пластов

Срок сдачи к 16 мая

реферат 10 класс

Срок сдачи к 15 мая

реферат для университета на тему "Виды и причины языковых ошибок и.

Реферат, Русский язык

Срок сдачи к 16 мая

Доделать 2 контрольные работы по предмету Проектирование электроприводов

Срок сдачи к 16 мая

дать ответы на тест 70 вопросов

Тест дистанционно, процессы и аппараты

Срок сдачи к 22 мая

Решить несколько заданий по математике

Решение задач, Высшая математика

Срок сдачи к 16 мая

Как быстро перегородить горящий штрек в шахте мешками глиной

Реферат, Теория решения изобретательских задач

Срок сдачи к 26 мая

Задание по Теневой экономике организации

Срок сдачи к 19 мая

Здравствуйте, необходимо решить 6-ое и 7-ое.

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 15 мая

Решение задач, Программирование на языках высокого уровня

Срок сдачи к 21 мая

Исполнитель очень ответственный и общительный, работа выполнена быстро, недорого, настоятельно рекомендую!

Не только прекрасный автор, но человек позитивный. Перед выполнением работы обсудил, как ее видит и о чем будет писать. Выполнено грамотно, на совесть и с творческим подходом! Спасибо огромное!

обратился к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам


Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы



Поможем вам со сложной задачкой


С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, как важно доводить
работу до конца

ava
executor

С нами с 2018 года

Помог студентам: 9 716 Сдано работ: 9 716
Рейтинг: 106 052
Среднее 4,86 из 5

ava
executor

С нами с 2017 года

Помог студентам: 12 918 Сдано работ: 12 918
Рейтинг: 105 696
Среднее 4,94 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2019 года

Помог студентам: 3 028 Сдано работ: 3 028
Рейтинг: 36 211
Среднее 4,84 из 5

avatar
executor_hover

С нами с 2018 года

Помог студентам: 2 561 Сдано работ: 2 561
Рейтинг: 18 452
Среднее 4,87 из 5


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

Читайте также: