Музыкальный инструмент из бревна

Обновлено: 27.04.2024

Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга.

На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами.

К деревянным духовым инструментам относятся современные флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон [1] со всеми их разновидностями, старинные блокфлейта, шалмей, шалюмо и др., а также ряд народных инструментов, таких как дудук, жалейка, свирель, зурна.

Содержание

Классификация деревянных духовых инструментов

По способу вдувания струи воздуха деревянные духовые инструменты делятся на два типа:

  • Лабиальные (от лат.labium — губы), в которых воздух вдувается через специальное поперечное отверстие в головке инструмента. Вдуваемая воздушная струя рассекается об острый край отверстия, благодаря чему приходит в колебание столб воздуха внутри трубки. К такому типу инструментов относится флейта. (лингвальные; от лат.lingua — язык), в которых воздух вдувается через язычок (трость), укреплённый в верхней части инструмента и являющийся возбудителем колебания воздушного столба внутри инструмента. Трости бывают двух типов:
    • Одинарная трость представляет собой тонкую камышовую пластинку, закрывающую отверстие в мундштуке инструмента, оставляя в нём узкую щель. При вдувании воздуха трость, вибрируя с большой частотой, принимает различное положение, то открывая, то закрывая канал в мундштуке инструмента. Вибрация трости передаётся столбу воздуха внутри инструмента, который также начинает вибрировать, таким образом, производя звук. К инструментам, использующим одинарную трость, относятся традиционные кларнет и саксофон, а также ряд редких инструментов, таких как аулохром, гекель-кларина и др.
    • Двойная трость состоит из двух тонких камышовых пластинок, плотно соединяющихся друг с другом, которые, вибрируя под влиянием вдуваемого воздуха, замыкают и размыкают щель, образуемую ими самими. К инструментам с двойной тростью относятся современные гобой и фагот, старинные шалмей и круммхорн, большинство народных духовых инструментов — дудук, зурна и др.

    Применение деревянных духовых инструментов в музыке

    В симфоническом оркестре деревянные духовые (флейты, гобои, кларнеты и фаготы, а также их разновидности) образуют одну из основных его групп. В партитуре их партии пишутся над партиями остальных инструментов. Некоторые инструменты этой группы (прежде всего флейты и кларнеты, реже гобои, ещё реже — фаготы) часто применяются также в духовом оркестре и камерных ансамблях.

    Деревянные инструменты чаще других духовых используются в качестве солистов.

    Основные деревянные духовые инструменты

      и его семейство:
      • Мюзетт (гобой-пикколо)
      • Гекельфон

      Примечания

      1. ↑ Несмотря на то, что саксофон с момента своего изобретения (1841) всегда изготавливался из металла, по способу звукоизвлечения и по происхождению он относится к деревянным

      Ссылки

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Деревянные духовые музыкальные инструменты" в других словарях:

      Деревянные духовые музыкальные инструменты — духовые инструменты, у к рых колебания воздушного столба в трубке вызываются вдуванием воздуха через специальную трость (язычок), либо непосредственно через отверстие в головке инструмента. Делятся на две группы: 1) Лабиальные (губные), у к рых… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

      Духовые музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия

      ДУХОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — (аэрофоны) группа музыкальных инструментов, источник звука которых колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре… … Большой Энциклопедический словарь

      духовые музыкальные инструменты — (аэрофоны), группа музыкальных инструментов, источник звука которых колебания столба воздуха в канале ствола (трубки). Классифицируются по многим признакам (по материалу, конструкции, способам звукоизвлечения и др.). В симфоническом оркестре… … Энциклопедический словарь

      Медные духовые музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия

      Духовые музыкальные инструменты — муз. инструменты, в к рых звучащим телом является воздушный столб, заключенный в трубку инструмента, а его колебания возникают при вдувании воздуха исполнителем. В зависимости от способа духовые инструменты делятся на две основные группы… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

      Музыкальные инструменты — Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия

      духовые музыкальные инструменты — ▲ музыкальный инструмент ↑ протяжные звуки. деревянные: флейта. сиринкс. окарина (гляняный). саксофон. сарюзофон. дуда. дудка. рог. рожок. жалейка. свирель. волынка. трембита. мюзет. пифферо. цевница. сопель. пищик. язычковые: гобой. кларнет.… … Идеографический словарь русского языка

      Язычковые музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия

      Смычковые струнные музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия

      Музыкальный инструмент кугиклы

      Это приспособление для извлечения звуков было изобретено славянами. Кугиклы считаются древнейшим из русских, украинских народных музыкальных инструментов. Их изготавливали из подручных природных материалов, использовали во время праздников и гуляний.

      Что такое кугиклы

      Кугиклы – разновидность многоствольной флейты (флейты Пана). Принадлежит группе духовых музыкальных инструментов. Отличительная особенность конструкции – наличие нескольких полых стволов (корпусов), не скрепленных между собой. Это позволяет менять трубочки местами, создавая определенный строй инструмента.

      Музыкальный инструмент кугиклы

      Второе название кугикл – кувиклы. Существуют другие наименования, обозначающие этот же предмет: цевница, кувички, тростянки.

      Звук кугикл – нежный, свистящий, отлично сочетающийся с другими русскими народными инструментами. Цевница хороша для исполнения задорных, плясовых мелодий. Исполнять соло сложно, обычно, кугиклы звучат в ансамблях.

      Устройство инструмента

      Основу инструмента составляют трубки различной длины, но одного диаметра. Обычно, их насчитывается 2-5 штук. Верхние концы дудочек находятся на одном уровне, они открыты. Нижние концы закрыты.

      Внутри трубки полые. На Руси материалом для них служили стебли болотного камыша (куги). Помимо этого, основой изделия мог быть тростник, кора бузины, калины, стебли любых растений семейства зонтичных. Современные модели делают пластиковыми, эбонитовыми, металлическими. От материала изготовления напрямую зависит звучание кугикл, их тембр.

      Музыкальный инструмент кувиклы

      История

      История возникновения многоствольной флейты уходит корнями в далекое прошлое. Древние греки сочинили красивую легенду, связанную с ее возникновением. Лесной бог по имени Пан был очарован прекрасной нимфой. Но красавице претила даже мысль о том, чтобы быть рядом с бородатым, уродливым существом. Ее мольбам внял речной бог, превратив девушку в тростник. Загрустивший Пан срезал стебли растения, превратив их во флейту. Именно поэтому многоствольные конструкции называются «флейтами Пана».

      Многие народы, культуры располагают похожими на пан-флейту моделями. Русские кувиклы имеют отличительную особенность – дудочки не скрепляются между собой. Районами распространения на Руси стали области, соответствующие современным Брянскому, Калужскому, Курскому регионам. История появления инструмента в Древней Руси окутана тайной: неизвестно, как, когда, кем он был изобретен или откуда завезен. Пользовались им исключительно женщины, выступая на праздниках, посиделках. Ансамбли состояли из нескольких представительниц прекрасного пола, так как сольные партии на кувиклах звучат однобоко.

      Этимология слова «кугиклы» связана с материалом их изготовления – кугой, как в старину называли камыш.

      Кугиклы в музее

      Использование

      Кувиклы считаются женским инструментом. Используются в ансамблях, исполняющих народную музыку. Сложные партии конструкции не подвластны, зато она прекрасно справляется с короткими, задорными песенками, прибаутками, плясками.

      Современные кувиклы скрепляются между собой хотя бы просто нитью – для удобства исполнителя, который во время игры может ненароком выронить одну или несколько дудочек из набора.

      Техника игры

      Технику исполнения нельзя назвать сложной. Музыкант просто подносит конструкцию верхней, ровной поверхностью, ко рту, поочередно дуя в нужное отверстие. Короткие дудки издают высокие звуки, чем больше длина, тем ниже они становятся.

      Гораздо сложнее настроить неординарный инструмент. Потребуется регулировка длины, смазка конструкции, увлажнение, сверление боковых отверстий, чтобы добиться необходимой окраски звука. простейший способ – снабдить дно дудочек пробками. Поднимая их, исполнитель увеличивает высоту звука, и наоборот.

      Игра на кугиклах

      Изготовление кугикл

      Древнерусский способ изготовления кугикл заключался в поиске подходящих растений, стебель которых был достаточно твердым, поддающимся очистке. Опытные умельцы могли заранее сказать, какой из стеблей будет звучать, а какой нет.

      Материал высушивали, придавали нужную длину каждой трубке. Чтобы заполнить возможные пустоты внутри стеблей, смазывали растительным маслом, заливали воск. Концы инструмента смазывали водой, слюной.

      Современные виды цевницы по большей части деревянные. Встречаются экземпляры, изготовленные из полимеров, различных видов металла.

      Музыкальный инструмент рубель

      Среди русских народных музыкальных инструментов этот представитель ударных считается настоящим произведением искусства. Он не имеет четкого определенного звукоряда, но обладает широкими выразительными возможностями.

      Что такое рубель

      Инструмент входит в группу ударных, используется в народных ансамблях, является одной из разновидностей трещоток. Выглядит, как деревянная доска с ручкой, рабочая поверхность которой состоит из скругленных граней. Обратная сторона дает возможности для творчества. Ее украшают резьбой, рисунками, затейливыми узорами и орнаментами.

      В комплекте с рубелем предусмотрена деревянная колотушка, на конце которой находится шарик. Иногда он заполняется сыпучим материалом. При игре воспроизводится гремящий звук.

      Музыкальный инструмент рубель

      Изготовление инструмента

      История старинного представителя ударной группы уходит глубоко в века, когда не было электричества и люди ничего не знали о механике, вибрациях, звукоряде, нотной грамоте. Музыкальные инструменты изготавливались из подручных материалов. Заготовкой для рубеля служила доска из дуба, бука, рябины, ясеня. На ее поверхности нарезались грани, им придавали округлую форму. Торцы обрабатывались, опиливались, вырезалась ручка, а с одной стороны корпуса вырезалась резонаторная щель. Из дерева изготавливалась колотушка, которой проводили по рубцам-валикам с разной быстротой. Получалось громкое, гулкое шумовое звучание.

      Как играть на рубеле

      Инструмент укладывают на колени, одной рукой держат за ручку, а другой осуществляют движения колотушкой с шариком на конце. Несмотря на примитивность, не исключается возможность изменить тональность. Для этого нужно просто закрыть резонаторную щель, высота тона изменится.

      В старину рубель применялся в обрядах, на нем играли на праздниках. Интересно, что нерабочую поверхность часть использовали вместо утюга для глажения одежды. Сегодня традиции игры на деревянной трещотке позволяют сделать создать экспрессию, внести яркость в народные произведения.

      Дрова — русский народный ударный музыкальный инструмент, подобие ксилофона. Состоит из небольших деревянных брусков («поленьев» или «полениц») полукруглой формы, одинаковой толщины, но разной длины, скреплённых между собой верёвкой. На внутренней (плоской) стороне каждого бруска выдалбливают резонирующую полость. Точную подстройку брусков под определённый музыкальный тон делают, подгоняя глубину полости — чем полость глубже, тем ниже звук. Готовые бруски покрывают лаком и соединяют верёвками, как показано на рисунке. Играют на «дровах» молоточками, сделанными из твёрдых пород дерева.

      Существовали разновидности «дров», в которых вместо деревянных брусков использовались скалки для раскатывания теста или металлические трубочки.

      Литература

      Бубенец • Гусачок • Дрова • Ложки • Накры

      • Музыкальные инструменты по алфавиту
      • Русские народные музыкальные инструменты
      • Ударные музыкальные инструменты
      • Идиофоны

      Wikimedia Foundation . 2010 .

      Полезное

      Смотреть что такое "Дрова (музыкальный инструмент)" в других словарях:

      Ложки (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Ложка. Музыкант с ложками … Википедия

      Гудок (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. гудок. Гудок Классификация Струнный смычковый инструмен … Википедия

      Треугольник (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Треугольник (значения). Треугольник Класс … Википедия

      Тарелка (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тарелка (значения). Барабанная установка 1. Тарелки | 2. Напольный том том | 3 … Википедия

      Агого (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Агого. Агого Cовременный хромированный … Википедия

      Хлопушка (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хлопушка. Хлопушка Бич, хлыст … Википедия

      Дрова (значения) — Дрова распиленные и расколотая древесина, используемая как топливо. Сленговое обозначение драйверов. Сленговое обозначение деревянных лыж[источник не указан 408 дней]. Дрова (музыкальный инструмент) русский народный… … Википедия

      Стиральная доска (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стиральная доска (значения). Стиральная доска … Википедия

      Дудка (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дудка. Дудка общее название народно музыкальных инструментов семейства продольных флейт (сопели, свирели, сопилка) в России, Беларуси, Украине[1]. Дудка русский народный музыкальный… … Википедия

      Бонго (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бонго. Бонго Классификация … Википедия

      Делаем гусли своими руками

      Россия звучит по-разному. Как шум деревьев на ветру и журчание воды в роднике. Как гудение машин в московской пробке. Как шелест страниц классической книги. Как скольжение пуант по отполированному паркету. А еще – как гусли. Этот древнерусский народный инструмент – основа музыкальной культуры тех земель, которые находились на территории современной России. Его нельзя просто так обойти стороной: достойный представитель струнных, он до сих пор в ходу. На нем играют не только любители народной музыки, но и такого популярного сейчас направления, как фолк. Научиться извлекать из гуслей красивый тягучий звук не сложнее, чем освоить гитару. Однако играть на собственноручно сделанном инструменте куда приятней, чем на покупном.



      Что потребуется?

      Сделать гусли своими руками не так уж и сложно, если, конечно, человек обладает достаточными навыками в столярном деле. Испокон веков и по сей день этот инструмент выполняется из высохшей старой, но не потрескавшейся древесины: кедра, ели, клена или сосны.

      Чтобы создать гусли, необходима одна цельная доска, а для ее получения нужно уметь обращаться не только с топором, молотком и дрелью, но также со стамесками, напильником, ножовкой и наждачной бумагой.


      Некоторые элементы гуслей придется клеить, поэтому в арсенале необходимо держать также столярный клей. Обрабатывать уже сделанный корпус рекомендуется морилкой: ее использование предотвратит гниение и появление плесени, если древесина вдруг оказалась свежей. В качестве струн зачастую используются гитарные или фортепианные: их достать проще всего, а еще они очень удобны в регулировке. Если нет желания поддерживать аутентичность инструмента, то и колки можно не изготавливать самостоятельно: достаточно вставить в корпус гитарные, гусли от такого нововведения ничего не потеряют.


      Схемы и чертежи

      Существует несколько разновидностей гуслей, которые отличаются не только по форме, но и по количеству струн. Самой популярной формой являются крыловидные или звончатые гусли: они напоминают по своему строению трапецию, а струны (в количестве от 5 до 17) с диотоническим звукорядом расположены на них веерообразно.



      Гусли-псалтырь также называются шлемовидными: они имеют полукруглую форму и насчитывают от 10 до 26 струн, настроенных так же, как и у крыловидных гуслей.



      Лирообразные гусли легко узнаются по проему у их расширенного конца, который называется игровым окном. В отличие от остальных видов инструмента, которые при игре кладутся музыканту на колени, эти гусли ставятся исключительно вертикально. Стандартным количеством струн для них является число 5. Стационарные гусли имеют прямоугольный вид. Они называются также клавироподобными, столообразными и поповскими. Отличаются от всех предыдущих своей неподвижностью и большим количеством струн, достигающим 66 штук.

      Самыми распространенными являются крыловидные гусли. Их стандартные размеры: длина – не больше 80 см, ширина зависит от удобства музыканта, а толщина достигает 4-6 см. Также стоит предусмотреть место для открылка – это такая своеобразная подставка под руку, которая позволяет музыканту удобно играть, не держа ее на весу. Ее размеры колеблются от 6 до 11 см.



      Расчеты нужно производить еще на стадии создания эскиза, ведь от роста и параметров музыканта зависит размер бревна, которое берется для вырезания: оптимальная длина одного полена должна достигать 1 метра, а его диаметр варьироваться в пределах от 35 до 40 см. Еще одной важной характеристикой считается внутренний объем гуслей: корыто должно быть достаточно глубоким, чтобы звук резонировал хорошо и громко. Оптимальный размер – от 3 до 8 см, но можно углубиться сильнее: все зависит от желаемого эффекта. Толщина дна не должна превышать 2 см, а ширина дна возле «пятки» – места, где крепятся струны, должна сужаться.


      Границы гуслей по бокам должны составлять 1 см, а сверху и снизу – 2,5 см. Дека, накладывающаяся на корпус гуслей, должна быть выполнена из тонкого листа дерева – не более 3 мм: так она будет упруго держаться на пружинах внутри корпуса, создавая натяжение и повышая звонкость и тембр инструмента.

      Рекомендуется стругать древесину так, чтобы годичные кольца располагались вертикально – сверху вниз. Так можно добиться большей прочности доски. Расстояние между струнами высчитывается исходя из их количества, размеров деки, стиля игры и толщины пальцев играющего. Стандартная величина – 1,7 см, однако этот показатель подгоняется под каждого музыканта индивидуально.


      Этапы изготовления

      Изготовить самодельные гусли не так сложно: подробные чертежи можно найти в интернете на форумах резчиков по дереву или людей, занимающихся созданием авторских музыкальных инструментов. Когда подходящее по всем основным параметрам бревно уже выбрано, а из него выпилена цельная доска с необходимой высотой, нужно поверх нее начертить эскиз для того, чтобы потом не нарушить форму будущих гуслей. Следующим этапом будет отпиливание лишних кусков древесины и бурение отверстий для установки колок: согласно чертежу, на некотором расстоянии от них должна находиться полая область, которую, в зависимости от мягкости древесины, можно выбрать лобзиком. Во внутренней части корпуса следует вырезать резонаторные отверстия: можно ограничиться простой окружностью, а можно попытаться подойти к этому процессу креативно и придумать красивый фигурный узор.


      Прежде чем клеить тонкий лист дерева поверх корпуса, нужно обработать все его внутренние зоны морилкой – иначе потом к ним не будет никакого доступа. Вырезав открылок, можно приступать к фиксации деки и смазыванию уже всего инструмента деревообрабатывающим раствором. Существует множество приемов, которые могут позволить вырезать фигурные узоры на поверхности инструмента, чтобы не только его звучание, но еще и внешний вид для владельца был сакральным и значащим нечто большее. Чтобы гусли выглядели ярче, их можно расписать либо народным орнаментом, либо покрыть яркой краской с лаком – все это, конечно, после окончательной шлифовки, которая сделает древесину гладкой, приятной на ощупь и безопасной для игры: никто не хочет загнать себе занозу во время перебирания струн.



      К слову, о них. Струнодержатель, располагающийся на самом узком краю деки на высоте 1,5 – 2 см, можно приобрести либо в специализированном магазине, либо сделать из подручных средств: например, из изогнутого гвоздя. Длина струн определяется еще на самом раннем этапе проектирования, а их выбор зависит от того, какой звук музыкант хочет извлекать из инструмента: для гуслей рекомендуется выбирать стальные струны как с обмоткой, так и без нее, чтобы каждая мелодия казалась многогранной, а настройка по тонам не составляла труда.



      Струны из нейлона, проволоки или синтетической лески тоже подойдут, но громкость музыки в таком случае будет куда ниже.

      Прежде чем натягивать струны, нужно вставить внутрь инструмента колки: они могут быть также куплены в магазине или выструганы самостоятельно. Каких-то особых предпочтений по тому, из какого материала они должны быть, нет: для их изготовления можно использовать ту же древесину, которая пошла на корпус гуслей. Однако некоторые мастера выбирают принципиально березу, клен или бук для их создания: этот материал довольно пластичен, поэтому его деформировать легче всего. Главное, чтобы их количество совпадало с количеством струн, которое задумывалось заранее. Все, что нужно, это выстругать нужное количество колок, расположить их по диагонали согласно эскизу на одном и том же уровне на колковой планке и проделать в каждом дырочку, чтобы можно было продеть сквозь нее струну. После того как леска или проволока зафиксирована на струнодержателе и продета сквозь колок, тот вворачивается вглубь инструмента под углом – для лучшего натяжения.



      Если струнодержатель испытывает слишком большую нагрузку во время игры, он может легко отлететь – и тогда гусли будут повреждены. Для того чтобы обезопасить инструмент от такой неприятности, можно вмонтировать в деку утицы – специальные дощечки, которые фиксируют металлический стержень и укрепляют его положение на деревянной пластине. Сами утицы должны быть либо плотно приклеены к деке, либо зафиксированы саморезами: они не только снижают риск появления трещин, но еще и способствуют передаче колебаний от струн на деку, которая, вибрируя от сигнала, будет усиливать звук музыки. Как видно из инструкции, самому создать музыкальный инструмент вполне возможно. Главное, соблюдать все расчеты, выполнять каждый этап пошагово и просто наслаждаться процессом.



      Как сделать гусли своими руками, смотрите в видео.

      Читайте также: