Музыкальный инструмент доска со струнами

Обновлено: 01.05.2024

Что такое мандолина и каким бывает инструмент?

Мандолина – один из самых известных струнных инструментов в Италии, Испании и других странах Западной Европы. За время существования этого инструмента появилось много его разновидностей. Самые популярные и распространенные модели мандолины – неаполитанская и ломбардская. На мандолине можно воспроизводить долгое звучание одной ноты с помощью приема тремоло и особой техники игры.



Что это такое?

Мандолина относиться к струнным щипковым инструментам, это лютневый подвид из класса хордофонов. Ее можно считать итальянским национальным музыкальным инструментом. Овальный корпус инструмента выполняет роль резонатора. Классическая форма корпуса – грушевидная. К нему крепится гриф с 18 ладами (количество может изменяться в зависимости от вида). Количество струн варьируется от 8 до 12 и зависит от модели инструмента. Используются металлические струны, которые протягиваются по всей длине грифа и корпуса. Самый распространенный строй – G3-D4-A4-E5. Особенное строение мандолины позволяет музыкантам эффектно использовать прием тремоло.

Корпус инструмента изготавливают из твердых пород древесины. Ребра чаще всего делают из палисандра, клена или вишни. А для деки используют ель или кедр. У классических моделей верхняя дека каплевидной формы плоская, а нижняя обычно немного выпуклая. Такая форма дает самое нежное и мягкое звучание инструмента. Другие формы дают более резкое звучание. Размеры корпуса отличаются в зависимости от модели. Средний размер инструмента составляет около 60 см, большая часть (33-35 см) – это корпус, а остальное составляет гриф с колками на наконечнике.

Гриф изготавливают из клена, кедра или лиственницы, а его головку делают из металла. В старину ее выполняли из слоновой кости или очень крепкой древесины. Разделители ладов на грифе также изготавливают из слоновой кости или металла. Подставку на грифе можно перемещать, она не закреплена. Перемещая ее, можно добиться более точной настройки инструмента. Ноты для мандолины пишутся в скрипичном ключе. Они аналогичны реальному звучанию. На инструменте можно играть аккорды.

Табы (табулатуры) для этого пишут так же, как и гитарные. Почти все табулатуры, написанные для других струнных инструментов, можно использовать для игры на мандолине.




История происхождения

Родиной инструмента можно считать Италию. Мандолина произошла от старинного арабского инструмента уд. Впервые она появилась примерно в XVII веке. Это была миланская модель, она имела 4-6 струн и по форме напоминала классическую лютню. После этого ее форма и технические характеристики претерпевали изменения. Наконец, в 1835 году она обрела законченный вид, который и сохранила до сегодняшних дней. С того момента появилась возможность установки металлических струн. Размер инструмента стал большим, количество ладов на грифе увеличилось до 17. Современную форму инструмента создала семья музыкантов Виначиа из Неаполя. Они создали изогнутую форму деки и начали настраивать инструмент по квинтам (как скрипку). От названия города и пошло наименование данной модели (неаполитанская мандолина).

Именно она считается классическим инструментом. Начиная с этого года все большую популярность набирают неаполитанские ансамбли и трио, которые исполняют народные тосканские песни под красивый аккомпанемент мандолины. Сегодня даже проводятся ежегодные музыкальные конкурсы среди таких ансамблей и вокалистов. В таком конкурсе принимал участие знаменитый Т. Коттрау с песней Santa Lucia в сопровождении мандолины. Один оригинальный экземпляр мандолины, изготовленный семьей Виначиа, до сих пор хранится в музее Великобритании, он датируется 1744 годом. Первые модели инструмента можно увидеть в музеях США, Италии и Испании.

Слово «мандолина» произошло от названия другого похожего инструмента – мандолы. Мандола по размеру больше, поэтому ее уменьшенный вариант в народе начали называть мандолиной.



С XVII века на мандолинах начали играть в оркестрах при исполнении опер и кантат. Мандолина быстро завоевала популярность благодаря необычному звучанию. Для инструмента стали писать сольные партии в концертных программах. В Париже начали выпускать сборники музыкальных произведений специально для этого чудесного инструмента, туда были включены и вокальные партии.

В России мандолина появилась примерно в 1785 году (в Петербурге и Москве), но она не завоевала популярность. На ней исполняли серенады, а в России того времени их не было, поэтому и мандолина оказалась невостребованной. Впервые мандолину в Россию привезли театральные трупы из Италии. Ближе к 1880 году она получила распространение сначала в европейской части, а затем и по всей России. Мандолину начали включать в репертуары популярных музыкальных вечеров. Было создано общество мандолинистов. В 1900-х годах начался выпуск самоучителей и нотных изданий. Они были ориентированы на мандолину и домру, которые схожи по строю и диапазону. С 1926 года было налажено собственное производство инструмента на фабриках по всей стране. Была даже разработана новая модель с двойной верхней декой, которая улучшала звучание инструмента.



Обзор видов

Классическим видом мандолины считается неаполитанская модель с 8 струнами (4 пары струн). Она получила самое широкое распространение по миру. Но и другие виды обширно используются музыкантами разных жанров. Все модели можно разделить на 2 группы: A-style и F-style.

  • Модели A-style имеют овальную форму с арочными элементами, из-за чего выглядят как небольшая гитара или скрипка. Верхняя дека плоская, часто с резными элементами. Такие мандолины популярны среди исполнителей фолка и кельтской музыки. Также они подходят для классической музыки.
  • Модели F-style (флорентийские) имеют выступ в нижней части деки. Эти выступы помогают музыкантам удобно расположить инструмент, когда они сидят. Такие инструменты популярны среди кантри-музыкантов. На основе этой формы были разработаны и другие модели мандолин: как классические восьмиструнные каплевидной формы, так и решения других форм с большим количеством струн.

Все популярные модели отличаются по форме корпуса, его размеру, количеству струн и строю. Каждая модель имеет свое уникальное звучание: оно может быть глубоким, мягким или невероятно ярким.

  • Флорентийская. Имеет 5 парных струн, а форма корпуса отличается от неаполитанской модели.
  • Миланская. Имеет 6 парных струн. Настраивают такую вариацию на октаву выше, чем классический инструмент. В остальном она схожа с классической моделью мандолины.
  • Сицилийская. Другое название – мандриола. У нее 8 струн, она считается среднеевропейским вариантом. Восьмиструнная модель получила широкое распространение у народов Мексики, предназначена для исполнения народной музыки.
  • Португальская. Модель имеет плоский корпус с резонаторными эфами (как у скрипки). Звук у нее более резкий. Такую мандолину часто используют исполнители народной музыки Ирландии, Англии и Бразилии.




Звучание

Звук мандолины очень мягкий и глубокий, но он быстро угасает. Бархатное звучание отличается особой глубиной. Струны на мандолине расположены попарно, ударять по ним принято медиатором сверху-вниз и обратно. На мандолине можно использовать многие приемы игры на струнных инструментах: тремоло, легато, трель, вибрато и глиссандо. Звук от струны на мандолине быстро затухает. Поэтому, если нужно сыграть длинные ноты, используется прием тремоло.

Так музыкантам удается продлить звучание нот. Быстрое многократное исполнение одной ноты сливается в один долгий звук. Звучит мандолина своеобразно, ее можно использовать как для сольного исполнения, так и в ансамблях с другими струнными инструментами.

Чаще всего она используется для исполнения народных песен, в США ее применяют наравне с банджо в блюграссе. Звучание мандолины привносит особенную «изюминку» в музыкальное произведение.



Использование и репертуар

Мандолину можно использовать в самых разных направлениях, ведь это довольно разноплановый инструмент. На ней можно сыграть сольную партию или аккомпанировать вокалисту. Очень часто мандолину можно увидеть в ансамблях, струнных трио и даже в больших оркестрах. Все зависит от музыкального жанра и композитора. Изначально инструмент использовался для исполнения народных итальянских мелодий. Позже его начали использовать в ансамблях, создавались трио и квартеты с различными щипковыми инструментами или только с мандолинами для академического исполнения. Широкое распространение мандолина получила среди джазовых и кельтских исполнителей в 30-х годах прошлого века. Очень часто инструмент используют исполнители музыки кантри и фолк.

Звучание мандолины можно услышать даже у рок-музыкантов (Led Zeppelin, R. E. M, Blackmore`s Night). Партию инструмента исполняли гитаристы в группах, было записано много культовых синглов. Когда многие рок-музыканты начали использовать мандолины для исполнения своей музыки, в США была разработана электрическая вариация. Это произошло в 30-х годах XX века. На корпусе электромандолины нет звукового отверстия, но установлены звукосниматели. У некоторых моделей предусмотрена дополнительная струна (электромандолина с расширенным диапазоном). Из российских исполнителей можно выделить рок-группу «Ария». Мандолину можно услышать в хите «Потерянный рай».

Для исполнения классической музыки больше всего подойдет неаполитанская модель мандолины, а для других жанров можно выбрать любую модель, на которой будет удобно играть. Очень часто мандолину используют в джазе, причем не только любители, но и профессионалы. Ее необычное звучание обогащает джазовые композиции, а конструкция корпуса позволяет легко импровизировать. Специальные концерты для мандолины писали знаменитые композиторы прошлого: Вивальди, Лечче, Перголези, Кауфманн и многие другие. Моцарт, Верди и Шенберг использовали мандолину в своих операх и других произведениях. Прекрасное нежное звучание инструмента привлекает многих композиторов и музыкантов и сегодня.



Аксессуары

На мандолине принято играть медиаторами разной толщины и размера. От медиатора зависят глубина и яркость звучания инструмента. Новичкам, возможно, поначалу будет сложно удержать толстый медиатор, так как это требует определенных усилий и привычки. Большой популярностью пользуются медиаторы-плектры, изготовленные из панциря черепахи. На сегодняшний день основную часть таких медиаторов изготавливают из синтетических материалов. Плектр – важнейший аксессуар для этого инструмента. Пальцами играть очень сложно. Многие используют обычные медиаторы, предназначенные для игры на гитаре. Но некоторые производители выпускают плектры, созданные специально для мандолины.

Обычную акустическую мандолину можно превратить и в электрическую. Для этого на инструмент нужно установить звукосниматель. Чтобы установить его, не требуется сверлить отверстия для крепежей. Все легко устанавливается, а при необходимости и снимается. В специализированных магазинах легко можно найти комплекты струн специально для мандолины с покрытием (фосфорная бронза, монель-металл, посеребренный металл) различной толщины, комплекты колковой механики, верхние порожки. Струны нужно менять регулярно, примерно 1 раз в полтора месяца при умеренном использовании. Если вы играете по несколько часов каждый день или выступаете на концертах, тогда менять струны нужно чаще. Изношенные ржавые струны быстро расстраиваются, о них легко пораниться во время активной игры.

Для удобства переноски (транспортировки) приобретите чехол для мандолины. Чехлы чаще всего изготавливают из плотного нейлона. При выборе чехла учитывайте форму своей мандолины (плоская или выпуклая). Для переноски на чехле предусмотрены боковые ремешки. Для хранения дома можно использовать подставки для инструмента или настенные держатели.

Тюнер (хроматический) будет полезен при настройке инструмента. С его помощью можно более точно настроить каждую струну по отдельности, прослушать их звучание и проверить точность настройки.




Как настроить?

Настроить правильно мандолину не очень просто, особенно для новичков. Лучше это делать под руководством мастера. Настройка мандолины (неаполитанской модели) происходит так же, как и настройка скрипки: соль, ре, ля, ми. Парные струны инструмента настраиваются в унисон. То есть у правильно настроенного инструмента будет по 2 пары каждой ноты. Если мандолину держать правильно, то самая высокая нота ми будет на нижней струне. Первое время это будет вызывать сложности, новичкам тяжело разобрать, какая из парных струн звучит неверно. Сначала настройте струны по отдельности, а потом попробуйте сыграть их вместе.

Сперва нужно настроить вторую струну в диапазоне ля. Потом ее зажимают на седьмом ладу и в унисон настраивают первую струну. Третью и четвертую струну нужно зажать на 7 ладу и настроить их, третью – в унисон второй, а четвертую – в унисон третьей. Этот способ настройки считается классическим. Иногда спаренные струны настраивают на разную высоту звука, это называется кросс-настройкой. Гитаристы могут настроить мандолину и наподобие гитары, чтобы получить схожий рисунок ладов. Если представлять мандолину как часть гитары, то это будут нижние 4 струны, но в обратном порядке. Аппликатуры, написанные для гитары, читаются таким же способом.

При правильной настройке нужно учитывать расположение струн на колках. Струны для нот соль и ре крепятся к верхним колкам, а струны ля и ми – на нижний ряд. Начните настройки с ближайшей к вам верхней колки, далее продвигайтесь по грифу по часовой стрелке, то есть переходя по нотам вверх. Когда устанавливаете новые струны на инструмент, то учитывайте, что они могут немного изогнуть гриф. Поэтому сначала настройте ноты приблизительно, не до конца натянув все струны. Дайте грифу и струнам время, чтобы они окончательно приняли нужную форму (струны распрямились и растянулись, а гриф немного изогнулся). И только после этого приступайте к тонкой настройке с помощью тюнера. Если новые струны сразу сильно натянуть и пытаться настроить точно, они будут соскакивать с колок. На это может уйти много времени, сил и терпения.



Интересные факты

Теперь рассмотрим несколько интересных фактов, связанных с мандолиной.

Альт (скрипичный)

Основные сведения, устройство Альт или альт скрипичный — струнный смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Названия альта на других языках: viola (итальянский); viola (английский); alto (французский); bratsche (немецкий); alttoviulu (финский). Струны альта настроены на квинту ниже скрипичных и на октаву выше виолончельных

Апхьарца

Апхьарца

Основные сведения, происхождение Апхьарца или апхиарца — струнный смычковый музыкальный инструмент, один из основных народных музыкальных инструментов абхазо-адыгских народов. Название «апхьарца» по своему происхождению связано с военным бытом народа и восходит к слову «апхъарцага», что в переводе на русский означает «то, чем побуждают идти вперед». Абхазы используют пение под апхьарцу и как целительное средство. Под

Арпеджионе

Арпеджионе

Основные сведения Арпеджионе (итал. arpeggione) или гитара-виолончель, гитара любви — струнный смычковый музыкальный инструмент. Близок виолончели по размеру и способу звукоизвлечения, но, как и гитара, имеет шесть струн и лады на грифе. Немецкое название арпеджионе — Liebes-Guitarre, французское — Guitarre d’amour. Происхождение, история Арпеджионе был сконструирован в 1823 г. венским мастером Иоганном Георгом Штауфером; чуть

Баньху

Баньху

Основные сведения, происхождение Баньху — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, разновидность хуциня. Традиционный баньху использовался преимущественно в качестве аккомпанирующего инструмента в северно-китайской музыкальной драме, в северных и южных китайских операх или в качестве сольного инструмента и в ансамблях. В 20 веке баньху начал использоваться как оркестровый инструмент. Cуществует три вида баньху – высокого, среднего и

Виола

Виола

Основные сведения, история, типы виол Виола (итал. viola) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент различных типов. Виолы образуют семейство старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развились виолы из испанской виуэлы. Виолы широко бытовали в церковной, придворной и народной музыке. В 16-18 веках как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент особо широкое распространение получила теноровая

Виола д’амур

Виола д’амур

Основные сведения Виола д’амур (итал. viola d’amore — виола любви) — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол. Виола д’амур широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели. Интерес к виоле д’амур возродился в начале XX века. Инструмент имеет шесть или семь струн, на самых ранних моделях —

Виола да гамба

Виола да гамба

Основные сведения Виола да гамба (итал. viola da gamba — ножная виола) — старинныйструнный смычковый музыкальный инструмент семейства виол, близкий по размеру и диапазону современной виолончели. На виоле да гамба играли сидя, держа инструмент между ног или положив боком на бедро, — отсюда и название. Из всего виольного семейства виола да гамба долее всех инструментов

Виолончель

Виолончель

Основные сведения, устройство, игра Виолончель — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века. Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах

Гадулка

Гадулка

Основные сведения Гадулка — болгарский народный струнный смычковый музыкальный инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием. Происхождение, история Происхождение гадулки связывают с персидской кеманчой, арабским ребабом и средневековым европейским ребеком. Формой корпуса и звуковых отверстий гадулка весьма схожа с так называемой армуди кеменче (известной так же как константинопольская лира,

Гиджак

Гиджак

Основные сведения Гиджак (гыджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент народов Средней Азии (казахов, узбеков, таджиков, туркмен). Гиджак имеет шарообразный корпус, изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов. Обтянут кожей. Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего — три. Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы).

Гудок

Гудок

Основные сведения Гудок — струнный смычковый музыкальный инструмент. Наиболее распространён гудок был в 17-19 веках среди скоморохов. Гудок имеет деревянный выдолбленный корпус, как правило овальной или грушевидной формы, а также плоскую деку с резонаторными отверстиями. Гриф у гудка имеет короткую шейку без ладов удерживающую 3 или 4 струны. Играть на гудке можно как установив его

Йоухикко

Йоухикко

Основные сведения Йоухикко (йоухиканнель, йоухикантеле) — древний финский струнный смычковый музыкальный инструмент. Подобен 4-струнному эстонскому хийуканнель. Йоухикко имеет долблёный берёзовый корпус лодкообразной или другой фигурной формы, закрытый еловой или сосновой декой с резонаторными отверстиями, и боковой вырез, образующий рукоятку. Струн обычно 2-4. Как правило, струны волосяные или жильные. Строй йоухикко квартовый или квартово-квинтовый. Во время

Кеменче

Кеменче

Основные сведения Кеменче — народный струнный смычковый музыкальный инструмент, сродни арабскому ребабу, средневековому европейскому ребеку, французскому пошету, болгарской гадулке. Варианты произношения и синонимы: кемендже, кеменджеси, кеменча, кеманча, кьяманча, кемендзес, кементсия, кеман, лира, понтиаки лира. Видео: Кеменче на видео + звучание Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его

Кобыз

Кобыз

Основные сведения Кобыз — казахский национальный струнный смычковый музыкальный инструмент. Кобыз не имеет верхней доски и состоит из выдолбленного, обтянутого пузырём полушара, с приделанной к нему наверху ручкой и с выпуском внизу для утверждения подставки. Струны, навязываемые на кобыз в количестве двух, свиваются из конских волос. Играют на кобызе, сжимая его в коленах (как виолончель),

Контрабас

Контрабас

Основные сведения Контрабас — самый крупный струнный смычковый музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы 17-18 века могли иметь три струны. Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения — симфонический оркестр,

Морин хуур

Морин хуур

Основные сведения Морин хуур — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения. Морин хуур распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). В Китае морин хуур называют матоуцинь, что означает «инструмент с лошадиной головой». Происхождение, история Одна из монгольских легенд приписывает

Никельхарпа

Никельхарпа

Основные сведения Никельхарпа — традиционный шведский струнный смычковый музыкальный инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался в течение более 600 лет. В шведском языке, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре или скрипке. Иногда никельхарпу называют «шведской клавишной скрипкой». Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте,

Рабанастр

Рабанастр

Основные сведения, устройство Рабанастр — индийский струнный смычковый музыкальный инструмент, родственный китайскому эрху и отдалённо монгольскому морин хууру. Рабанастр имеет деревянный цилиндрический корпус небольших размеров, прикрытый кожаной декой (чаще всего из змеиной кожи). Сквозь корпус проходит длинная шейка в виде деревянного стержня, возле верхнего конца которого укреплены колки. Струн у рабанастра две. Обычно струны шёлковые

Ребаб

Ребаб

Основные сведения Ребаб — струнный смычковый музыкальный инструмент арабского происхождения. Слово «ребаб» в переводе с арабского означает соединение коротких звуков в один длинный. Корпус ребаба деревянный плоский или выпуклый, трапециевидный или сердцевидный, с небольшими выемками по бокам. Обечайки делаются из дерева или кокосовго ореха, деки кожаные (из кишок буйвола или пузыря других животных). Шейка длинная,

Ребек

Ребек

Основные сведения, устройство, происхождение Ребек — старинный струнный смычковый музыкальный инструмент. Ребек состоит из деревянного корпуса грушевидной формы (без обечаек). Верхняя суживающаяся часть корпуса которого переходит непосредственно в шейку. В деке проделаны 2 резонаторных отверстия. Ребек имеет 3 струны, которые настраиваются по квинтам. Появился ребек в западноевропейских странах около 12 века. Применялся до 3-й четверти

Скрипка

Скрипка

Основные сведения Скрипка — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Скрипкам принадлежит ведущее место среди струнных смычковых — важнейшей части современного симфонического оркестра. Пожалуй, ни один другой инструмент не обладает таким сочетанием красоты, выразительности звука и технической подвижности. В оркестре скрипка выполняет разнообразные и многосторонние функции. Очень часто скрипки благодаря их исключительной певучести используются для

Тальхарпа

Тальхарпа

Основные сведения Тальхарпа — струнный смычковый музыкальный инструмент, смычковая лира, распространённая на севере Европы. Когда-то она была широко распространена в Скандинавии, но сейчас на ней играют главным образом в Эстонии (большинство играющих — шведы). Тальхарпа похожа на финский йоухикко и валлийский крот (crwth), за искючением отсутствия у талхарпы грифа. Корпус талхарпы прямоугольный, с обоих сторон

Таус (эсрар, могур)

Таус (эсрар, могур)

Основные сведения Таус (эсрар, могур) — индийский струнный смычковый музыкальный инструмент представляющий собой род ситара с подвижными ладами. Он не пользуется особым уважением среди индийских музыкантов и редко встречается вне Верхней Индии. Устройство Корпус его обыкновенно сделан в виде павлина и раскрашен соответствующим образом. К нижнему концу его приделана шея и голова, покрытые перьями. Для

Хардингфеле (хардангерфеле)

Хардингфеле (хардангерфеле)

Основные сведения, происхождение Хардингфеле или хардангерфеле (нор. hardingfele, hardangerfele) — струнный смычковый музыкальный инструмент. В переводе с норвежского хардингфеле означает «скрипка из Хардангера» (одного из районов Западного побережья Норвегии). Происхождение хардингфеле не вполне понятно. Некоторые исследователи полагают, что он является модификацией обычной скрипки, другие связывают его родство со средневековыми струнными инструментами. Самым старым сохранившимся экземпляром

Чаган

Чаган

Основные сведения, происхождение, история Чаган — струнный смычковый музыкальный инструмент, популярный в Азербайджане вплоть до конца XIX века. Сведения о чагане имеются в произведениях Гатрана Тебризи, Имадеддина Насими, Сеид Азима Ширвани и многих других поэтов-классиков. Русский художник Г.Гагарин, побывавший в первой половине XIX века в Азербайджане, в своей картине «Шемахинские танцовщицы» среди прочих инструментов изобразил

Шичепшин (шикапшина)

Шичепшин (шикапшина)

Основные сведения, происхождение, история Шичепшин (шикапшина) — адыгейский народный струнный смычковый музыкальный инструмент. Звучание у шикапшины приглушённое. Название инструмента происходит от двух адыгейских (черкесских) слов: шиче — конский хвост и пшин — музыкальный инструмент. Шичепшин известен на Северном Кавказе у адыгов (черкесов) ешё с давних времён. До конца 18 века деку шичепшина делали из бараньей

Эрху

Основные сведения Эрху — старинный китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, необычная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Во время игры на эрху музыкант натягивает тетиву смычка пальцами правой руки. Сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Смычок, навечно связанный со струнами, довольно трудно канифолить, но китайские музыканты нашли выход — на верхнюю


Ситар

Ситар — индийский струнный щипковый музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком.

Название «ситар» произошло от тюрских слов «се» — семь и «тар» — струна. Основных струн у ситара семь, отсюда и название. Ситар относится к семейству лютневых, в Азии очень много аналогов данного инструмента по внешнему виду и звучанию, например таджикский «сетор», с тремя струнами.

Происхождение

Ситар был изобретен в XIII веке музыкантом Амиром Хусро в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.

До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры.

Устройство


Ситар

Ситар имеет семь основных струн, помимо которых есть еще 11 (а на некоторых видах — 13) резонаторных струн (иначе он ещё называются «бурдонные струны» или «тараф» (оркестр)), которые и придают звучанию ситара всем известный колорит. Струны на грифе располагаются в два ряда: под порожками натянуты бурдонные струны, а над порожками семь игровых, пять из которых мелодические и две так называемые «чикари» дополнительные струны для исполнения ритмических пассажей и для аккомпонента основной мелодии.

Одной из основных особенностей конструкции ситара является резонатор, который — в отличии от азиатских собратьев, у которых резонатор деревянный — изготовляется из особого вида грушевидной тыквы. У тыквы срезается боковая стенка, и после обработки — покраски и полировки прикрепляется верхняя дека. Иногда ситары изготовляют с дополнительным резонатором, который крепится к верхней части грифа, дополнительный резонатор предназначен для усиления звучания басовых струн. И верхняя дека и полый гриф, изготовляются из дерева «тун» ,и украшены ручной инкрустацией и резьбой. Металлические передвижные порожки крепятся к грифу с помощью специальных веревочек.

Игра на ситаре

Звуки извлекаются специальным проволочным плектором, называемым «мизраб», имеющим вид металлического когтя, который надевается на указательный палец правой руки. При извлечении звука используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Для того чтобы подчеркнуть ритм, ситарист использует «чикари», а для украшения иногда проводит мизинцем по бурдонным струнам сверху вниз. Одновременно извлекая звук правой рукой, ситарист пальцем левой руки (используются только указательный, средний и безымянный) оттягивает струну вниз плавно повышая высоту звука.

Известные ситаристы

Самый известный ситарист — это, конечно же, мастер игры Рави Шанкар (родился 17 апреля 1920 года). Многим он стал заочно учителем. Историческая заслуга Рави Шанкара состоит в том, что он первым донес до западных слушателей индийскую музыку. Он,можно сказать, занимался ее популяризацией во всем мире. Шанкар — лауреат огромного числа премий и музыкальных наград многих стран мира, среди которых самая престижная награда Индии «Padma Vibhushan» (приз за музыку к фильму «Кабулиец»), на МКФ в Западном Берлине, премии Polar Music Prize и премии ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, нескольких премий «Гремми» четырнадцати докторских степеней. Рави Шанкар почетный член Американской Академии Искусств, французское правительство присвоило ему звание Командира Французского Почетного Легиона.

В 1986 он был избран в члены высшей палаты в индийском парламенте, в 2004 году выдвинут на соискание Нобелевской премии Мира.
В 1969 году Рави принял участие в легендарном рок-фестивале «Вудсток».

Еще один ситарист, а точнее сказать ситаристка — дочь Равви Анушка Шанкар, очень талантливая и красивая девушка. Ее сольное выступление и выступление оркестра индийских инструментов под ее управлением можно посмотреть на DVD «Концерт памяти Джорджа Харрисона». Там представлены практически многие индийские инструменты.

Из групп хочется отметить, такой коллектив как Mukta, практически во всех треках этой группы солирующим инструментом является ситар, стиль музыки коллектива можно охарактеризовать как этно-джаз.

Очень хорошая ситаристка Шима Мухерджи играет в команде Transglobal Underground. Шима родом из Индии, сейчас живет в Англии и является самой востребованной ситаристкой Туманного Альбиона. Она записывалась с известной группой Cornershop, с Наташей Атлас. Регулярно выступает с наипопулярнейшим английским джазовым саксофонистом Кортни Пайном, преподает игру на ситаре и т.д.

Видео: Ситар на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

Музыкальный инструмент саз

Среди музыкальных инструментов родом с Востока важную позицию занимает саз. Его разновидности встречаются практически во всех азиатских странах – Турции, Азербайджане, Армении, Казахстане, Иране, Афганистане. В России восточный гость присутствует в культуре татар, башкир.

Что такое саз

Название инструмента пришло из персидского языка. Именно персидский народ, наиболее вероятно, и являлся изготовителем первой модели. Создатель остался неизвестным, саз считается народным изобретением.

Сегодня «саз» – собирательное название для целой группы инструментов, обладающих схожими признаками:

  • грушевидным объемным корпусом;
  • длинной прямой шейкой;
  • головкой, оснащенной ладами;
  • различным количеством струн.

Инструмент является родственным лютне, принадлежит семейству тамбуров. Диапазон современных моделей – примерно 2 октавы. Звук – нежный, звонкий, приятный.

Музыкальный инструмент саз

Строение

Строение достаточно простое, практически не изменившееся за многовековое существование данного струнного инструмента:

  • Корпус. Деревянный, глубокий, формой напоминающий грушу, имеющий плоскую переднюю часть, выпуклую заднюю.
  • Шейка (гриф). Деталь, идущая вверх от корпуса, плоской или округлой формы. Вдоль нее нанизаны струны. Количество струн различается, зависит от разновидности инструмента: армянский снабжен 6-8 струнами, турецкий саз – 6-7 струнами, дагестанский – 2 струнами. Существуют модели, имеющие 11 струн, 4 струны.
  • Головка. Плотно примыкает к шейке. Передняя часть оснащена ладками, служащими для настройки инструмента. Количество ладов различается: встречаются варианты, обладающие 10, 13, 18 ладами.

Изготовление

Процесс производства непрост, чрезвычайно трудоемок. Каждая деталь требует использования разных пород дерева. Вариативность древесины дает возможность добиться идеального звучания, получить настоящий инструмент, соответствующий древним восточным традициям.

Мастера используют древесину ореха, тутового дерева. Материал предварительно тщательно просушивается, наличие влаги недопустимо. Грушевидную форму корпусу придают реже путем долбежки, чаще – склеиванием, соединением отдельных деталей. Требуется нечетное количество одинаковых клепок (как правило, берут 9), чтобы получить нужную форму, размер корпуса.

К узкой стороне корпуса монтируется шейка. На шейку надевается головка, к которой прикручиваются лады. Остается нанизать струны – теперь инструмент готов полноценно звучать.

Разновидности саза

История инструмента

Родиной считается Древняя Персия. Похожий инструмент, называющийся танбуром, описан средневековым музыкантом Абдулгадиром Мараги в XV веке. Напоминать современную форму саза восточный инструмент начал в XVI веке – такой вывод делает в своих исследованиях азербайджанский знаток искусства Меджун Керимов.

Саз является одним из древнейших инструментов тюркских народов. Его использовали, аккомпанируя певцам, повествующим об исторических событиях, исполнявшим любовные песни, баллады.

Изготовление старинных моделей было делом чрезвычайно длительным. Пытаясь привести дерево в надлежащий вид, материал высушивали несколько лет.

Наибольшее распространение получил азербайджанский саз. У данного народа он стал незаменимым атрибутом ашугов – народных певцов, сказителей, сопровождавших пение, рассказы о подвигах героев сладкими звуками музыки.

Первые модели саза были небольших размеров, обладали 2-3 струнами, сделанными из шелковых нитей, конских волос. Впоследствии модель увеличивалась в размерах: удлинялся корпус, шейка, росло количество ладков, струн. Любая народность стремилась «подогнать» конструкцию под исполнение собственных музыкальных произведений. Различные части сплющивались, вытягивались, укорачивались, снабжались дополнительными деталями. Сегодня существует множество разновидностей данного инструмента.

Татарский саз представлен вниманию туристов в Музее истории, культуры крымских татар (город Симферополь). Старинная модель датируется XVI веком.

Как играть на сазе

Играют на струнных разновидностях 2 способами:

  • используя пальцы обеих рук;
  • используя, помимо рук, специальные приспособления.

Профессиональные музыканты извлекают звук плектром (медиатором), изготовленным из специальных пород дерева. Защипывание струн плектром позволяет применять игровой прием тремоло. Встречаются плектры, сделанные из древесины черешни, вишни.

Игра на сазе

Чтобы исполнитель не уставал орудовать рукой, корпус снабдили удерживающим ремнем: перекинутый через плечо, он позволяет легко удерживать конструкцию в районе груди. Музыканту чувствует свободу, полностью сосредотачивается на процессе игры.

Использование

Средневековые музыканты использовали саз практически повсеместно:

  • им поднимали воинский дух армии, ждущей сражения;
  • развлекали гостей на свадьбах, торжествах, праздниках;
  • сопровождали поэзию, сказания уличных музыкантов;
  • он являлся незаменимым спутником пастухов, не давал скучать во время исполнения обязанностей.

Сегодня это незаменимый участник оркестров, ансамблей, исполняющих народную музыку: азербайджанскую, армянскую, татарскую. Отлично сочетаясь со свирелью, духовыми, он способен дополнять основную мелодию или солировать. Его технические, художественные возможности способны передать любую гамму чувств, поэтому многие восточные композиторы пишут музыку для сладкоголосого саза.


Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются кобыз, домбыра, скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, гусли, балалайка и домра. [источник не указан 911 дней]

Содержание

Типы струнных инструментов

Все струнные инструменты передают колебания от одной или нескольких струн воздуху через свой корпус (или через звукосниматель в случае с электронными инструментами). Обычно они разделяются по технике «запуска» колебаний в струне. Три наиболее распространённых техники — щипок, смычок и удар.

Щипковые



Щипок (итал. pizzicato ) используется при солировании на таких инструментах, как гитара, балалайка, домбра, гусли, уд, ситар, банджо, укулеле и арфа, и осуществляется пальцем или плектром. Эта категория включает и клавишный инструмент клавесин, в котором струна дёргается язычком из пера (ныне — из пластика). [источник не указан 911 дней]

Смычковые



Смычковый (итал. arco — смычок) метод звукоизвлечения используется при игре на скрипке, альте, виолончели и, реже, на контрабасе. Смычок состоит из древка со множеством натянутых между его концами волосков. Ведение смычком по струнам вызывает прерывистое перемещение (stick-slip phenomenon) струны по смычку, то есть вибрацию. [источник не указан 911 дней]

Ударные

Третий распространённый способ звукоизвлечения при игре на струнных инструментах — удар молоточком по струне. Наиболее распространённый инструмент такого рода — фортепиано (иногда рассматриваемый как ударный инструмент), где молоточками управляет специальный механизм. Другой пример — цимбалы, где сам играющий держит молоточки. [источник не указан 911 дней]

Ещё один вариант ударного способа используется при игре на клавикорде: медные тангеноты вдавливают струны в твёрдую поверхность, что заставляет их вибрировать от удара. То же самое может быть проделано на щипковом или смычковом инструменте; гитаристы называют этот приём восходящим легато (англ. hammer-on — стучать). После изобретения электронных звукоснимателей на гитарах стало возможно легко играть, извлекая полностью все звуки этим методом. Так как это можно делать обеими руками, это часто называется «двуручный тэппинг». Существуют даже специально созданные для этого гитароподобные инструменты, например Bunker Touch Guitar, Стик Чапмена, Гитара Уорра и Megatar (англ. en:Megatar). [источник не указан 911 дней]

Играющие на смычковых инструментах тоже иногда используют удар по струнам (древком смычка) — приём col legno (en:col legno). Это производит ударный звук желаемой высоты. Известное оркестровое произведение с использованием col legno — часть «Mars» из сюиты en:The Planets Густава Холста (en:Gustav Holst). [источник не указан 911 дней]

Другие

При игре на эоловой арфе (en:aeolian harp) используется необычный приём звукоизвлечения: колебания струн вызываются движением воздуха.

Другие струнные инструменты с клавишами, достаточно компактные для странствующего музыканта, включают щипковый en:autoharp, смычковую никельхарпу и колёсную лиру, в которой струны приводятся в действие трением о вращающееся колесо.

На инструментах со стальными струнами можно играть с помощью магнитного поля. Например, с помощью en:E-Bow — ручного устройства с батарейками, которое может вызывать колебания струн электрогитары. Оно извлекает долгий, певучий звук из струны, магнитно заставляя её колебаться.

Длина струны, или мензура

Это расстояние от верхнего порожка до нижнего на щипковых или смычковых инструментах. Оно определяет физическую дистанцию между нотами на инструменте. Например, у контрабаса длина струны примерно 42 дюйма, а у скрипки — около 13. На более коротких струнах скрипки левая рука может легко перепрыгнуть более двух октав без смены позиции, тогда как на контрабасе — октаву или нону. [источник не указан 911 дней]

Точка соприкосновения со струной



При игре на смычковых инструментах смычок обычно ставят перпендикулярно струнам посередине между концом накладки грифа и нижним порожком. Однако, можно выбрать другое расположение, чтобы изменить тембр. Смычок, расположенный ближе к нижнему порожку, извлекает резкие, иногда грубые звуки, которые подчёркивают верхнюю гармонику. Смычок, расположенный над накладкой, производит более чистый тон с ослабленными обертонами, подчёркивая основную гармонику. [источник не указан 911 дней]

Похожие изменения тембра возможны и для щипковых инструментов, хотя они, возможно, и меньше заметны.

В клавишных инструментах точка соприкосновения со струной (молоток то, тангенота или язычок) выбирается создателем инструмента. Он руководствуется своим опытом и акустической теорией, чтобы расположить их правильно.

В клавесинах часто ставятся два набора струн одинаковой длины. Эти наборы различаются расположением точек соприкосновения. На одном наборе они расставлены «обыкновенно», чтобы получить канонический звук клавесина. На другом наборе эти точки сдвинуты ближе к порожку, чтобы получить «гнусавый» звук, насыщенный верхними гармониками.

Извлечение множества нот

Одна струна определённого натяжения и длины будет производить одну и ту же ноту (монофония), поэтому для извлечения нескольких нот из струнных инструментов применяется один из двух методов. Первый — добавить необходимое количество струн для покрытия желаемого диапазона нот. Другой — позволить зажимать струны. Фортепиано является примером первого способа, где каждой ноте соответствует свой набор струн. На инструменте же с зажимаемыми струнами, таком как скрипка или гитара, исполнитель может укорачивать колеблющуюся часть струны своими пальцами (или, реже, с помощью механизма, как в колёсной лире). В таких инструментах можно увидеть накладку, присоединённую ко грифу, которая предоставляет твёрдую плоскую поверхность, к которой исполнитель может прижимать струны. На некоторых инструментах (гитара, балалайка) накладка разделена на лады с помощью ладовых порожков, выступающих из неё перпендикулярно струнам и ограничивающих струну в фиксированных точках.

Современные ладовые порожки обычно делаются из металлической проволоки и забиваются в накладку. Ранние порожки были верёвками, обмотанными вокруг грифа, их до сих пор можно найти на некоторых инструментах (уже как обмотки из капрона). Такие порожки стягивались достаточно сильно, чтобы не съехать во время игры. С другой стороны, нижний порожек кото иногда двигался исполнителем в течение одного произведения. [источник не указан 911 дней]

Ближневосточный струнный инструмент канун, хоть и имеет много струн для выбора ноты, снабжён небольшими рычажками, которые позволяют подстраивать каждый ряд струн «на лету» во время игры. Эти рычажки повышают или понижают высоту своего ряда струн меньше, чем на полтона. Похожие механизмы, которые изменяют высоту по стандартным интервалам (полутонам), используются во многих современных западных арфах, либо управляемые пальцами напрямую, либо управляемые ножными педалями. [источник не указан 911 дней]

Собственно звучание

Акустические инструменты



Иногда говорят, что дека или корпус «усиливают» звук струн. Технически, усиления не происходит, потому что вся энергия для звучания приходит от колеблющейся струны. На самом деле резонатор инструмента предоставляет струне в распоряжение бо́льшую поверхность. Эта вибрирующая поверхность передаёт свои колебания воздушной среде, производя более громкий звук. [источник не указан 911 дней]

Достичь тональных характеристик, которые будут эффективны и приятны на слух — это целое искусство. Мастера струнных инструментов часто для этого отбирают древесину очень высокого качества, особенно ель (за её лёгкость, прочность и гибкость) и клён (очень твёрдый). Из ели делается корпус инструментов от скрипки до фортепиано. [источник не указан 911 дней]

Акустические инструменты также могут быть сделаны из искусственных материалов, таких как углеродное волокно или стекловолокно (особенно большие инструменты, типа виолончели или баса).

В начала XX века в скрипках Строха использовались диафрагменные резонаторы и металлические раструбы для произведения звука, как в ранних механических граммофонах. Их использование прекратилось где-то с 1920 годов, когда на смену пришли электронные усилители. [источник не указан 911 дней]

Электронное усиление

В большинство струнных инструментов можно встроить пьезоэлектрический или магнитный звукосниматель, чтобы превращать колебания струны в электрический сигнал, который затем усиливается и превращается обратно в звук с помощью динамиков. Некоторые исполнители «электрифицируют» свои акустические инструменты, прикрепляя к ним звукосниматели. Другой способ — использовать цельнокорпусный инструмент, который устраняет нежелательные завывания и скрипы. [источник не указан 911 дней]

Усиленные струнные инструменты могут быть гораздо громче своих акустических собратьев, что позволяет использовать их в роке, блюзе, джазовых ансамблях. Их звук также можно изменить, используя такие электронные эффекты, как дисторшн, реверберация или wah-wah.

Басовые струнные инструменты, например, контрабас и бас-гитара, усиливаются басовым усилителем, предназначенным для низкочастотных звуков. Для изменения звука баса есть набор басовых эффектов, таких как дисторшн и хорус.

Ссылки

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Читайте также: