Можно ли в спортзале устанавливать стеклянные двери

Обновлено: 05.05.2024

За достаточно долгий период эксплуатации алюминиевых и металлопластиковых оконных и, особенно, дверных конструкций накопилась статистика, отражающая истинные качества этих современных видов заполнения оконных и дверных проемов. К примеру, стала совершенно очевидной невысокая пригодность некоторых металлопластиковых дверных конструкций к эксплуатации в достаточно интенсивном режиме. Такой режим эксплуатации традиционно отмечается в магазинах и киосках, в учебных заведениях и на многих офисных и производственных объектах.

Двери в школьный спортзал

Школьные двери всегда были объектом исключительно интенсивной нагрузки. Если двери в классы и кабинеты еще могли сохранять работоспособность довольно долгое время, то заполнение дверных проемов некоторых помещений требовало постоянного наблюдения и очень частого ремонта:

Все эти объекты заполнения дверных проемов испытывают усиленную нагрузку – высокая активность и энергия детей в этих помещениях многократно усиливается понятными эмоциями, к тому же именно через эти двери проходят практически все, кто посещает школу, в том числе – гости и учителя.

Неспроста дверная фурнитура металлопластиковых дверей просто не в состоянии выдержать нагрузки такой интенсивности – петли, запоры и регулировочные механизмы рассчитаны на более спокойный режим эксплуатации. Вот почему опытные руководители школ не заказывают в свои здания установку металлопластиковых конструкций в ключевые, наиболее загруженные проемы, а ищут другие, более надежные и долговечные варианты.

Вот технические решения дверей и их комплексов, которые могут применяться в наиболее загруженных проемах школьного хозяйства:

  1. Качественно отреставрированные, существующие деревянные двери старых, часто - индивидуальных образцов – на правах если не антиквариата, то просто конструкции, обслуживавшей многие поколения школьников
  2. Новые стальные двери надежных конструкций, предназначенные для интенсивной эксплуатации
  3. Наиболее проверенные конструкции алюминиевых дверей
  4. Новые деревянные и деревометаллические двери, серийные или индивидуальные, задуманные специально для школы.

Практика эксплуатации внутренних стальных дверей показала, что едва ли не единственным их недостатком является значительный (по сравнению с металлопластиковыми конструкциями) вес. Все остальные качества вполне соответствуют условиям интенсивной эксплуатации и пиковых нагрузок, которые им гарантирует специфический контингент обитателей средних учебных заведений.

Распространенные конструкции таких внутренних дверей такие:

  1. Тамбурные
  2. Технические
  3. Двери «порошок» , то есть – окрашенные порошковой эмалью.

Каждая из этих разновидностей заполнения дверных проемов обладает прекрасной защитой от незаконного проникновения, то есть – взлома, и имеет остекленные версии. У каждой модели есть полуторный или даже двойной вариант, что означает полную возможность применения в любом проеме, ведущим как в здание школы, так и в спортзал или столовую.

Остекление делает эти двери более комфортными в эксплуатации, а декоративные накладные украшения многих из них обеспечивает дополнительную защиту стекла. Такой накладной декор всегда можно подобрать по рисунку в соответствии с особенностями интерьера.

Одно из главных дизайнерских качеств таких дверей – цвет – может быть подобран также под местные условия интерьера и даже параметры стеклянного заполнения могут быть приняты индивидуально.

В современном мире все меняется. Меняется подход к образованию в школах, которое во многом устарело. И меняется пространство в самих школах. В последнее время поступает много вопросов такого плана:

  • Какие должны быть двери в школах?
  • Какие требования предъявляются к дверям для школ?
  • Как сделать правильно двери в школах?
  • Какие двери можно устанавливать в школах?

Давайте разбираться поступательно.

Очевидно, что двери в школах должны отвечать следующим требованиям:

  • 1. Двери должны быть антивандальными
  • 2. Они должны быть долговечными и рассчитаны на большую проходимость
  • 3. Фурнитура на них должна быть прочная и долговечная
  • 4. Двери должны быть красивыми и эргономичными
  • 5. Они должны быть максимально безопасными
  • 6. Двери должны быть экологичными и легко перерабатываемыми

Давайте определим для каких помещений мы описываем двери в школе. Конечно же речь пока идет о дверях в классы и кабинеты, а также и о санузлах и вспомогательных помещениях.

В здании есть еще лестничные клетки, пожаробезопасные зоны и технические помещения, но о дверях в них мы поговорим чуть позже.

Итак, какие требования предъявляются к дверям в классы и школьные кабинеты и где это прописано?

ИСТОЧНИК: ГОСТ 475-2016 Блоки дверные деревянные и комбинированный. Общие технические условия.

Школы относятся к общественным зданиям. А этот ГОСТ как раз определяет требования, которые предъявляются к дверям для общественных зданий.

В ГОСТе есть Приложение А и там определенно к какому классу относятся двери для учебных заведений. Их отнесли в таблице к средним условиям эксплуатации и определили им класс механической прочности МД 3. Согласно ГОСТ 475-2016 двери для школ должны иметь не менее 100 000 циклов открываний.

Давайте разберем что означает для школьных дверей класс прочности МД 3.

П. 5.2.2 ГОСТа определяет, что классы прочности дверных блоков характеризуются значениями прикладываемых к нему статических и ударных нагрузок. В ГОСТе есть таблица, которая определяет, что дверь класса МД 3 должна выдерживать:

  • 1. Статическую нагрузку, действующую в плоскости полотна не менее 800Н.
  • 2. Статическую нагрузку, действующую перпендикулярно плоскости полотна не менее 300Н.
  • 3. Удар мягким и тяжелым не менее 120 Дж
  • 4. Удар твердым телом не менее 5 ДЖ

Все эти показатели должны быть указаны в паспорте производителя на дверь.

Теперь давайте разберемся какие двери для учебных учреждений соответствуют таким требованиям.

Дверной блок состоит из нескольких элементов?

  • 1. Дверная коробка
  • 2. Дверное полотно
  • 3. Дверная фурнитура

Если нам нужен антивандальный дверной блок, то все эти три элемента дверного блока в первую очередь должны быть антивандальными и рассчитанными на большую проходимость, так как согласно ГОСТа он должен выдерживать 100 000 циклов открываний.

Какие дверные коробки являются долговечными и могут выдержать 100 000 циклов открываний?

  • 1. Стальная/алюминиевая дверная коробка, окрашенная по RAL порошковым способом
  • 2. Дверная коробка из мдф в сочетании с фанерой в виде слоеного пирога, с антивандальным покрытием.

Стальные дверные коробки для школ — это самый оптимальный вариант, потому что металл сложно повредить даже при длительной эксплуатации. Алюминиевые дверные коробки идут на втором месте по прочности, потому что они мягче чем стальная коробка и на алюминиевых коробках при жесткой эксплуатации могут оставаться вмятины. Если же брать дверную коробку для школ из инженерного массива, то она легко выдержит 100 000 циклов открываний, но может со временем потерять внешний вид, если условия эксплуатации будут чрезмерно жесткими.

Какая дверная коробка не выдержит 100 000 циклов открываний?

  • 1. Коробка из сосны или легких пород дерева, окрашенная по RAL или покрытая ПВХ
  • 2. Коробка из МДФ, окрашенная по RAL или покрытая ПВХ

Такие дверные коробки не подходят, потому что при большом людском трафике такие материалы не выдерживают длительных нагрузок и быстро разрушаются.

Какие требования предъявляются к полотнам, рассчитанным на 100 000 циклов открываний для школ?

Полотно должно быть прочным и его невозможно бы было пробить. Соответственно рама полотна или по-другому обвязка должна быть выполнена либо из твердых пород дерева, либо из инженерного массива.

Какая дверная рама или обвязка полотна не выдержит 100 000 циклов открываний?

Рама из соснового бруска либо рама из мдф не выдержит жесткой эксплуатации и полотно начнет рассыпаться на большой проходимости.

Какой должен быть сэндвич слоёв у дверного полотна?

Сам пирог полотна должен быть из нескольких слоёв. Внутри полотна должно быть ДСП либо полнозаполненное, либо экструзионное с дырочками внутри. С обеих сторон ДСП должно быть покрыто МДФ либо ХДФ толщиной не менее 3-6 мм с каждой стороны. Все эти слои должны быть склеены между собой экологичным клеем, который не выделяет вредных веществ в атмосферу.

К внешней отделке полотна нужно подходить очень внимательно. Нужно понять какие покрытия выдерживают 100 000 циклов открываний, а какие нет.

Какие покрытия для школьных дверей выдерживают легко 100 000 циклов открываний?

  • CPL/HPL толщиной от 0,5 мм, обширная гамма цветов и фактур
  • MLSP
  • Полеуретановые эмали и акриловый лак по RAL
  • Шпон файн-лайн

Самым прочными антивандальными покрытиями являются пластики CPL и пластик HPL. Пластик HPL немного дороже чем CPL. Очень часто спрашивают: чем пластик CPL отличается от пластика HPL? У них разная технология изготовления. HPL прессуется под высоким давлением и его прочностные характеристики более высокие, чем у пластика CPL, который прессуется холодным способом и немного уступает по прочностным характеристиками HPL. Пластик HPL более эластичный, а CPL более ломкий.

Какие покрытия дверей для школ не выдерживают 100 000 циклов открываний:

  • Обычная ПВХ-пленка
  • Обычная окраска дешевой эмалью по RAL по МДФ
  • Ламинатин
  • Натуральный шпон
  • CPL 0,2-0,3 мм
  • Профильный ПВХ

Что происходит с ПВХ покрытием при жестких условиях эксплуатации? Через пол года он уже местами начинает висеть лохмотьями на полотне и тоже самое происходит с ламинатином, т.к. у него бумажная основа, которая не рассчитана на жесткие условия эксплуатации.

Остекление полотна

Конечно же красиво , когда в дверях есть остекление. Пространство становиться более легким и интересным.

Для классов и кабинетов можно использовать иллюминаторы и прямоугольные стекла. В школы нужно комплектовать двери стеклом триплекс (при ударе оно держит осколки), а если площадь стекла большая, то дополнительно нужно проклеивать стекло защитной плёнкой А1.

Для справки: Защитная пленка А1, установленная на стекла по классу защиты А1, имеет толщину 300 мкм и выдерживает энергию удара 141 Дж, или трехкратное падение шара массой 4 кг. с высоты 3,5 м. Она предохраняет стекло от удара металлическим, тяжелым тупым предметом, от брошенной палки, камня, от осколков наружного взрыва направленного действия.

Антивандальная фурнитура

Важным фактором длительной эксплуатации двери являются:

а) Правильные петли, рассчитанные на 100 000 циклов открывания.

Петли зависят от того какой тип коробки и полотна используется. Если полотно с гладким торцом, то можно использовать накладные петли для полнозаполненных дверей или петли-бабочки для облегченных дверей. Скрытые петли не рекомендованы на большом траффике, потому что у них есть особенность со временем просаживать дверь вниз, если полотно тяжелое.

Если торец полотна выполнен с четвертью, то рекомендуют использовать ввёртные регулируемые петли, которые рассчитаны на большой вес полотна и длительный срок службы.

Петли не должны быть в низшем ценовом сегменте. Материал для петель должен быть выполнен либо из нержавеющей стали, либо из надежных сплавов с хорошим покрытием.

б) Ручка на стяжных винтах сквозного крепления , которая не выскакивает из двери при длительной эксплуатации и не ломается.

Есть два варианта ручек, которые используются в учебных заведениях

Вариант 1. Нажимная ручка из нержавеющей стали на розетке на стяжных винтах, которые стягиваются через все полотно и со временем не дают ручке разболтаться, при этом, нет необходимости постоянно что-то подкручивать и ремонтировать. При использовании такой ручки требуется замок с язычком под нажимную ручку.

Вариант 2. Ручка скоба из нержавеющей стали, которая зафиксирована в одном положении и стянута тоже через все полотно.

Обычно учителей раздражает, что ручку в класс постоянно дергают и нажимаю, а эта ручка оптимальный вариант в таком случае. При этом с этой ручкой применяется немного другая система замков с бочонком.

в) Замок с правильным цилиндром, который долго служит даже когда с ним не очень бережно обращаются.

Замок либо с язычком под нажимную ручку, либо замок бочонок под ручку скобу.

И не нужно экономить на цилиндрах для замков иначе они будут постоянно ломаться.

Замки и цилиндры должны быть рассчитаны на 100 000 циклов открываний, а это средний и ценовой сегмент.

г) Доводчики на двери

Желательно брать доводчики для учебных заведений у ведущих российских производителей таких как DOORLOCK и TradeLock. Так же можно брать фурнитуру у европейских поизводитлей таких как GEZE, dormakaba или Hafele т.к. изделия этих производителей отлично зарекомендовали себя на общественных зданиях с большой проходимостью.

Доводчики должны быть рассчитаны на 100 000 циклов открываний, а это средний и высший ценовой сегмент.

ДВЕРИ ДЛЯ ЛЕСТНИЧНЫХ КЛЕТОК, ЛИФТОВЫХ ХОЛОВ И ПОЖАРОБЕЗОПАСНЫХ ЗОН

Чаще всего по законодательству РФ на лестничных клетках, в лифтовых холлах и в пожаробезопасных зонах устанавливаются противопожарные конструкции как глухие, так и остекленные.

2.ГОСТ Р 5732-2016 «Двери металлические противопожарные. Общие технические требования и методы испытаний»

3.СП 1-13130-2009 «Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 г.

Если учебное заведение оснащается по экономичному варианту, то предусматривают противопожарные стальные двери глухие и с остеклением до 25%

Если школа оснащается по среднему ценовому сегменту, то предусматривается, что на лестничные клетки и в лифтовые холлы устанавливаются алюминиевые противопожарные двери либо стальные двери с большой площадью остекление от 50 до 100%. Для технических помещений будут использованы противопожарные стальные двери глухие без остекления.

Часто задают вопрос: но там же стекло, а вдруг его разобьют? Смотрим раздел по остеклению в данной статье.

На всех стеклах в школьных дверных блоках необходимо использовать пленку А1, которая при разбивании никого не травмирует и стекло не рассыпется.

ДВЕРИ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ТУАЛЕТОВ

Тема школьных туалетов очень актуальна. Дети тоже люди и в школьных туалетах должно быть комфортно и красиво. Помимо комфорта должно быть продумано решение по антивандальности.

Если пространство школьного санузла предполагает три и более кабинок, то оптимальный вариант эти кабинки сделать по принципу как они сделаны в торговых центрах на большой проходимости.

Обычно кабинки и двери в них изготавливаются из антивандального монолитного пластика HPL толщиной 8,10, 12 мм. Чем толще, тем прочнее. Везде устанавливается максимально антивандальная фурнитура из нержавеющей стали в среднем и высшем ценовом сегменте.

Если же в туалете всего две кабинки и они устроены в капитальных стенах, то правильно устанавливать туда антивандальную усиленную дверь в пластике CPL либо HPL толщиной 0,5 мм.

Коробку в туалеты дверную лучше выбирать стальную либо алюминиевую.

P.S. Если вы хотите получить готовое решение по всем видам дверей для школ, то читайте статью «Готовое решение с дверями для школ от производителя ГК «Ставр» в соответствии с требованиями законодательства».

Автор статьи Глиняная Ольга @stavrdoors июль 2021 года
Перепечатка статьи возможна только с указанием автора и источника.

Требования к дверям в спортивных залах и фитнес клубов

Для спортивного зала, бассейна, фитнес-центра и тренажёрного зала необходима надёжная дверь, выдерживающая ежедневные интенсивные нагрузки. При этом основное значение имеет надёжность и долговечность эксплуатации. К дверям в спортивный зал выставляются довольно серьезные требования.

Основные требования

До установки дверной конструкции в спортивный зал необходимо учитывать большую проходимость и поэтому важно найти такие двери, которые полностью удовлетворяют всем требованиям.

Антивандальное дверное полотно и каркас. Такая конструкция должна быть устойчива к механическим нагрузкам и показывать высокую надёжность во время эксплуатации. Возьмём в качестве примера «KAPELLI classic Гладкая моноколор». Каркас изготовлен из влагостойкого бруса, в качестве наполнителя используется пенополистирол экструзионный. Для облицовки применяется ПВХ лист толщиной 0,5 мм. Дополнительно установлен уплотнитель, обеспечивающей повышенные показатели звукоизоляции. Использовался еврокомпозит, обладающий 100% влагостойкостью. Другими словами он не будет деформироваться во время эксплуатации при повышенной влажности или в неотапливаемых помещениях.

Долгий срок службы. Благодаря малому весу, дверь с размерами 1900 на 2000 мм весит всего 14,5 кг. Даже во время ежедневной интенсивной эксплуатации нагрузка на петли совсем незначительная. А значит такая дверная конструкция долговечна и надёжная.

Простой монтаж. Малый вес обеспечивает простой монтаж. Чтобы установить дверь, потребуется минимальный набор инструментов, применяющийся при установке классических дверей из древесных материалов. При этом фабрика KAPELLI выпуская серию Classic и заранее дверную коробку производит заусованной под 45°, а также будет вырезаны отверстия под замки.

На заводе изготавливаются все комплектующие для дверей:

Не меня важными являются требования СНиП. Дверь должна быть экологически безопасна и при этом гигиенична. Соответствовать нормам удаётся благодаря использованию высококачественного сырья с собственным экструзионным производством.

Звукоизоляция и шумоизоляция

Отдельного внимание заслуживает звукоизоляция для спортивного и тренажёрного зала, а также бассейна и других учреждений подобного типа. Для заполнения дверного полотна используется пенополистирол, являющиеся не только отличным теплоизоляционным материалом, но и демонстрирующий хорошую звукоизоляцию.

Звукоизоляция измеряется в Дб, нормативный порог установлен на отметке «не менее 26 Дб», наши двери из ПВХ показывают значение 30 Дб.

Дополнительно по периметру дверной коробки будет проклеен уплотнитель, создающий практически полную герметичность дверной конструкции. Усиливая эффект звукоизоляция и посторонние звуки не будут мешать заниматься в залах.

100% влагостойкость

Для бассейнов, душевых комнат и раздевалок важным требованием является влагостойкость. Благодаря свойством еврокомпозита двери ПВХ фабрики KAPELLI 100% влагостойкие. Они абсолютно не впитывают влагу, а значит дверное полотно никогда не поведёт, геометрия конструкции сохраняется на протяжении всего срока эксплуатации. Даже в случае установки в помещении с повышенной влажностью или там, где не планируется отопление.

Водопоглощение дверей KAPELLI из ПВХ профиля равно 0%, нормативное значение «не более 2%».

Спортивные пластиковые двери прежде всего это минимализм и практичность. Для облицовки применяется окрашивание методом экструдирования с использованием цветных пигментов. Также можно декорировать ПВХ и 3D плёнкой. По пожеланию дверное полотно можно окрасить по системе RAL с выбранным цветом. А если необходимо добавить эстетики в интерьер помещения, воспользуйтесь возможностью окрашивать дверь и полотно в разный цвет. Что позволит создать свой уникальный дизайн надежной влагостойкой двери для спортивного заведения.

ГОСТ Р 56199-2014

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций

Sports facilities. Safety requirements for sports facilities of educational organizations

Дата введения 2015-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Центральная научно-исследовательская лаборатория в области физической культуры и спорта" (ООО "ЦНИЛвОФКиС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации 444 "Спортивные и туристские изделия, оборудование, инвентарь, физкультурные и спортивные услуги"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2020 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования безопасности на спортивных сооружениях образовательных организаций при проведении учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий и методы испытаний (проверки).

Требования настоящего стандарта распространяются на образовательные организации, в собственности или управлении которых находятся спортивные сооружения.

Настоящий стандарт может быть использован для оценки техники безопасности спортивных сооружений следующих видов:

- открытых спортивных сооружений при образовательных организациях;

- закрытых спортивных сооружений при образовательных организациях;

- бассейнов при образовательных организациях.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 112 Термометры метеорологические стеклянные. Технические условия

ГОСТ 6376 Анемометры ручные со счетным механизмом. Технические условия

ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 23337 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий

ГОСТ 24146 Зрительные залы. Метод измерения времени реверберации

Действует ГОСТ Р ИСО 3382-1-2003* "Акустика. Измерение акустических параметров помещений. Часть 1. Зрительные зоны".

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р ИСО 3382-1-2013. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ Р 53491.1 Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 54944 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 55529 Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 55529, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 объект спорта при образовательных организациях: Объект недвижимого имущества, представляющий собой спортивные сооружения, используемые для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий в образовательных организациях.

3.2 открытое спортивное сооружение: Плоскостной объект спорта открытого типа, имеющий соответствующие пространственно-территориальные характеристики, разметку и оборудование для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3.3 закрытое спортивное сооружение: Объект спорта крытого типа, имеющий фиксированные пространственные характеристики и габариты, содержащий в своем составе оснащенную и размеченную соответствующим образом спортивную площадку и оборудование для проведения учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

3.4 бассейн: Объект спорта крытого или открытого типа, содержащий в своем составе ванны для занятий водными видами спорта.

Примечание - Различают плавательные бассейны с универсальными (многофункциональными) ваннами и специализированные бассейны.

4 Требования к спортивным и игровым покрытиям

4.1 К покрытиям (поверхностям) беговых дорожек, спортивных и игровых площадок в объектах спорта при образовательных организациях устанавливаются следующие требования:

- поверхности и/или покрытия площадок должны быть однородными и не иметь видимых дефектов, в т.ч. разрывов, разломов, трещин и т.п.

- поверхности и/или покрытия площадок должны быть ровными: не допускается наличие неровностей, превышающих 10 мм.

4.2 Оценку спортивных и игровых покрытий в объектах спорта при образовательных организациях проводят в соответствии с Методом 1 настоящего стандарта.

5 Требования безопасности игрового спортивного оборудования

5.1 Игровое спортивное оборудование в стационарном виде и при проведении учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий должно соответствовать требованиям безопасности.

5.2 На поверхности игрового спортивного оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами, за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования.

5.3 Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 4 мм.

5.4 Конструкцией игрового спортивного оборудования должно быть исключено застревание отдельных частей тела.

5.4.1 Требования к обеспечению предотвращения застреваний частей тела

Все элементы конструкции оборудования, расположенные на высоте более 1200 мм от поверхности земли (например, рама поддержки сетки футбольных или гандбольных ворот), не должны иметь сужений с углом менее чем 60° и отверстий (проемов) диаметром менее 230 мм.

5.5 Все крепления игрового оборудования должны обеспечивать его безопасность, в т. ч.:

- соблюдение устойчивости к опрокидыванию ворот для мини-футбола/гандбола к горизонтальной нагрузке 1100 Н, приложенной на высоте 2 м;

- соблюдение устойчивости крепления кольца баскетбольного щита к вертикальной нагрузке 1000 Н, приложенной к наиболее удаленной от щита части кольца;

- соблюдение устойчивости крепления волейбольных стоек (прогиб не более 80 мм) к горизонтальной нагрузке 1440 Н, приложенной на уровне несущего троса;

- соблюдение устойчивости крепления теннисных стоек к горизонтальной нагрузке 2290 Н, приложенной на уровне несущего троса.

5.6 Испытания устойчивости к опрокидыванию ворот проводят в соответствии с Методом 2 настоящего стандарта.

Испытания устойчивости крепления кольца проводят в соответствии с Методом 3 настоящего стандарта.

Испытания устойчивости крепления волейбольных стоек проводят в соответствии с Методом 4 настоящего стандарта.

Испытания устойчивости крепления теннисных стоек проводят в соответствии с Методом 5 настоящего стандарта.

6 Требования безопасности гимнастического оборудования

6.1 Гимнастическое оборудование в стационарном виде и при проведении учебно-тренировочных, спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий должно соответствовать требованиям безопасности.

6.2 Требования к поверхности гимнастического оборудования

6.2.1 На поверхности гимнастического оборудования не допускается наличие выступающих острых элементов (например, заусенцев, неплотно сидящих гвоздей, частей проволоки из закрепляющих шнуров), которые могут послужить причиной травм. Поверхность элементов оборудования должна быть гладкой. Сварочные швы оборудования должны быть отшлифованы. Выступающие части крепежа должны быть постоянно закрыты защитными элементами (за исключением случаев, когда они надежно защищены от контакта с пользователем конструкцией оборудования).

6.2.2 Углы и грани, не защищенные от контакта с пользователем конструкцией оборудования, должны быть закруглены с минимальным радиусом 3 мм.

6.3 Все крепления гимнастического оборудования должны обеспечивать его безопасность, в т.ч.:

- соблюдение сохранения устойчивости перекладины (турника) к горизонтальной нагрузке 3800 Н, приложенной к середине перекладины (турника);

- соблюдение деформации (прогиба) перекладины (турника) не более 100 мм при вертикальной нагрузке 2000 Н, приложенной к середине перекладины (турника);

- соблюдение устойчивости прочности закрепления шведской стенки к горизонтальной нагрузке 900 Н, приложенной к верхней и нижней перекладинам стенки;

- соблюдение деформации (прогиба) прочности жердей гимнастических брусьев не более 40-100 мм при вертикальной нагрузке 1350 Н, приложенной к середине жердей брусьев;

- соблюдение прочности и устойчивости закрепления гимнастических колец к нагрузке 4530 Н;

- соблюдение устойчивости гимнастического коня к нагрузке, составляющей 20% собственной массы коня, но не менее 70 Н.

6.4 Испытания сохранения устойчивости перекладины (турника) проводят в соответствии с Методом 6 настоящего стандарта.

Испытания деформации (прогиба) перекладины (турника) проводят в соответствии с Методом 6 настоящего стандарта;

Испытания устойчивости прочности закрепления шведской стенки проводят в соответствии с Методом 6 настоящего стандарта;

Испытания деформации (прогиба) прочности жердей гимнастических брусьев проводят в соответствии с Методом 7 настоящего стандарта;

Испытания прочности и устойчивости закрепления гимнастических колец проводят в соответствии с Методом 8 настоящего стандарта;

Испытания устойчивости гимнастического коня проводят в соответствии с Методом 9 настоящего стандарта.

6.5 Требования к обеспечению предотвращения застреваний частей тела

6.5.1 Конструкцией гимнастического оборудования должно быть исключено наличие или появление под нагрузкой в процессе использования свободных пространств (отверстий, углублений) или элементов, которые могут послужить причиной ущемления или застревания частей тела пользователя (прежде всего головы, шеи и пальцев).

6.5.2 Соответствие оборудования данному требованию проверяют путем проведения визуального осмотра и инспекции, а также измерений в соответствии с Методом 10 настоящего стандарта.

СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

Physical training and sport halls

1 РАЗРАБОТАН Санкт-Петербургской государственной академией физической культуры им.П.Ф.Лесгафта (СПбГАФК) Росспорта и ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) в рамках выполнения п.17 мероприятий подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)" федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)"

Здесь и далее. Документ фактически утратил силу в связи с истечением срока реализации. - Примечание изготовителя базы данных.

2 ВНЕСЕН Санкт-Петербургской государственной академией физической культуры им.П.Ф.Лесгафта

3 ПРЕДСТАВЛЕН Управлением архитектуры и Управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России

4 УТВЕРЖДЕН приказами ректора Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им.П.Ф.Лесгафта от 9 февраля 2005 г. N 25 и директора ФГУП "Институт общественных зданий" от 23 апреля 2004 г. N 11

5 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН к применению в качестве нормативного документа в строительстве письмом Госстроя России от 30 апреля 2004 г. N ЛБ-322/9 и Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму приказом N 24 от 26 февраля 2005 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Введение

Свод правил подготовлен в двух частях:

часть первая включает физкультурно-спортивные залы размером до 36х18 м, а также залы 42х24 м - для спортивной гимнастики;

часть вторая включает физкультурно-спортивные залы и манежи размером 42х24 м и более, а также залы 36х18 м и более для универсального использования.

В последние годы в нашей стране развиваются новые виды и формы спортивных, физкультурно-оздоровительных и досуговых занятий, поэтому физкультурно-спортивные сооружения (рисунок 1) стали использоваться всеми возрастными и социальными группами населения - от абсолютно здоровых людей до инвалидов, от профессиональных спортсменов до лиц, использующих эти сооружения для досуга. Появилось множество новых форм и видов физкультурно-спортивных занятий, пользующихся спросом у определенной группы населения (аэробика, боулинг, сквош, скалолазание и др.). В соответствии с современными требованиями следует учитывать новые особенности физкультурно-спортивных сооружений:

- изменение спортивно-технологических параметров мест проведения занятий;

- увеличение доли универсальных, многофункциональных помещений и сооружений, обеспечивающих возможность трансформации помещений;

- обеспечение доступности для инвалидов массовых физкультурно-спортивных сооружений, включая специальную разметку залов и оборудование санитарно-бытовых помещений;

- расширение состава сооружений за счет помещений для физкультурно-оздоровительных и развлекательных видов деятельности.

Свод правил разработан в соответствии с Государственным контрактом с Росспортом N 209 от 10 декабря 2002 г. в рамках подпрограммы "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)", п.17 "Разработка архитектурно-планировочных стандартов для их применения при строительстве физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений с учетом обеспечения возможности их пользования детьми-инвалидами".

Цель разработки - внедрение в проектирование и строительство прогрессивных функциональных и технических решений, а также совершенствование процесса проектирования в связи с отсутствием типового проектирования.

Настоящий Свод правил выполнен в развитие СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" и является документом федерального уровня. Положения Свода правил направлены на создание полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач, возникающих в процессе организации массовой спортивной подготовки населения, физкультурно-оздоровительных и реабилитационных занятий для людей различных возрастов, инвалидов и в том числе детей-инвалидов.

В настоящем документе рассматриваются только вопросы, относящиеся к основным функциональным характеристикам и свойствам мест для физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий и первостепенно необходимых вспомогательных помещений при них:

- габариты и разметка мест для занятий, включая размеры зон безопасности;

- удельные площади, показатели единовременной вместимости игровых площадок и мест занятий, минимально необходимые расстояния между ними и внутренними поверхностями ограждающих конструкций;

- физико-механические свойства и фактура внутренних отделочных материалов и также устройств, защищающих от ударных воздействий поверхности стен, потолков, световые проемы и осветительные приборы;

- основные требования к физическим параметрам внутренней среды.

В требованиях и рекомендациях по объемно-планировочным и инженерно-конструктивным решениям содержатся также основные необходимые сведения по размерным параметрам, инженерному и санитарно-техническому оборудованию, фактуре, цвету и акустическим свойствам внутренних поверхностей помещений, учитывающие возможности использования мест для занятий и вспомогательных помещений инвалидами (включая детей и подростков) различных категорий (имеющих поражения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

В нормативном документе рассматриваются залы для массовых видов спорта, не требующих планировочных изменений для занятий инвалидов или требующих лишь дополнения специальным оборудованием.

Графическая часть документа разработана на основе опыта проектирования, практики эксплуатации физкультурно-спортивных сооружений, а также международного опыта.

В тексте и графической части Свода правил частично использованы следующие материалы:

- ВСН 46-86/Госгражданстрой. Спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения. Нормы проектирования. - М.: Стройиздат, 1987.

На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП 2.07.01.89, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

- Проектирование спортивных залов, помещений для физкультурно-оздоровительных занятий и крытых катков с искусственным льдом (Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*). - М.: Стройиздат, 1991.

На территории Российской Федерации документ не действует с 1 января 2012 года. - Примечание изготовителя базы данных.

- Нормали планировочных элементов жилых и общественных зданий:

Выпуск НП 5.3.4-72. Залы для спортивных игр. - М.: Стройиздат, 1975.

Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Выпуск HP 5.3.5-76. Залы для учебно-тренировочных занятий по боксу, борьбе и тяжелой атлетике. - М.: Стройиздат, 1982.

Выпуск НП 5.3.2-76. Вспомогательные помещения спортивных сооружений. - М.: Стройиздат, 1976.

Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

- Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения:

Физкультурно-спортивные сооружения / Под ред. Л.В.Аристовой. - М.: Спорт Академ Пресс, 1999.

Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002.

Правила спортивных игр и состязаний / Пер. с англ. - М.: ООО "Попурри", 2000.

Правила соревнований по видам спорта (например: Технические правила проведения международных соревнований по легкой атлетике на 2004-2005 годы. - М.: Тера-Спорт, 2004 и др.).

Часть 1 Свода правил разработана научно-творческим коллективом под руководством Л.В.Аристовой, профессора СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта.

Авторы СП 31-112-2004(1): ответственные исполнители - Л.В.Аристова (СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта), A.M.Гарнец, Б.П.Анисимов (Институт общественных зданий), Ю.Г.Жура, Б.А.Арутюнов (Российская ассоциация спортивных сооружений), Л.Б.Гутман (СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта).

Научный редактор - канд. архитектуры A.M.Гарнец.

Компьютерная графика - К.В.Карпач (ЦНИИЭП жилища), В.Ф.Кротюк (Институт общественных зданий).

1 Область применения

1.1 Настоящий Свод правил предназначен для проектирования массовых типов физкультурно-спортивных залов, которые без конструктивно-планировочных изменений могут быть доступны также для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов, при зафиксированных в задании на проектирование условиях.

1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование новых и реконструируемых физкультурно-спортивных залов для:

- гимнастики спортивной и художественной, акробатики;

- наиболее распространенных спортивных игр (бадминтон, баскетбол, волейбол, теннис, теннис настольный);

- единоборств (бокса, борьбы, тяжелой атлетики);

1.3 Габариты и разметка игровых площадок и мест проведения соревнований (занятий), параметры зон безопасности (в том числе над игровым полем) установлены правилами проведения соответствующих видов соревнований и являются обязательными как технологические требования.

Параметры физкультурно-спортивных залов с сопутствующими группами необходимых помещений, приведенные в настоящем Своде правил, являются функционально-технологической основой составления программы проектирования спортивных зданий и комплексов, которые следует проектировать по соответствующим строительным нормативным документам (см. рисунок 2).

1.4 Положения документа следует использовать для определения единовременной наполняемости залов по пропускной способности мест проведения занятий, а также для расчета оборудования вспомогательных помещений: гардеробных, умывальных, душевых, уборных для занимающихся, инвентарных при физкультурно-спортивных залах и т.п., дающих возможность полноценного функционирования физкультурно-спортивных залов.

1.5 Настоящий Свод правил не включает специальные залы для занятий инвалидов, физкультурные залы образовательных учреждений (детских дошкольных и общеобразовательных), специализированные залы для занятий детских спортивных секций, а также зоны залов с местами для зрителей.

1.6 Положения Свода правил распространяются на проектирование физкультурно-спортивных залов, которые могут размещаться как в отдельно стоящих зданиях и в спортивных комплексах, так и при встраивании в другие сооружения.

1.7. Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. При включении их в задание на проектирование положения данного документа становятся обязательными для проектировщиков и экспортирующих организаций.

Читайте также: