Можно ли ставить деревянную доску в духовку

Обновлено: 23.04.2024

Я уже рассказывала в предыдущих статьях чем я мою посуду и как почистить духовку (нажмите на выделенное и вы попадете на эти статьи).Сегодня тема про деревянную утварь. Тем более есть повод-получила новые разделочные торцевые доски.
Перед тем как начинать пользоваться новыми деревянными досками,скалками,лопатками их обязательно нужно обработать водоотталкивающим составом.Можно купить готовый состав ,который стоит больше тысячи,а можно приготовить этот состав самим из доступных ингредиентов.

Если воск достать проблема,воспользуйтесь просто вазелиновым маслом. Как видите оно "съедобное". Первая обработка проводится просто вазелиновым маслом со всех сторон,торцов.Промазываем все выймочки ,ручки,дырочки.

наливаете небольшое количество на доску и растираете круговыми движениями небольшой тканевой салфеткой

наливаете небольшое количество на доску и растираете круговыми движениями небольшой тканевой салфеткой

Ждете немного времени ,что бы масло впиталось. Для второй обработки варим состав на водяной бане:1 часть воска +4 части вазелинового масла(10 гр воска+2 пузыречка масла)

после обработки рисунок структуры дерева проявляется сильнее и изделия приобретают водоотталкивающие свойства.

после обработки рисунок структуры дерева проявляется сильнее и изделия приобретают водоотталкивающие свойства.

Оставьте всё на ночь подсохнуть.Утром излишки пропитки можно промокнуть бумажной салфеткой.
Ставить в посудомойку деревянные изделия нельзя-покоробятся и потрескаются от перепадов температур. После использования доски я промываю с моющим средством,вытираю бумажным полотенцем и просушиваю.
Раз в месяц обязательно чищу металлической мочалкой,которой мою кастрюли и опять пропитываю вазелиновым маслом или составом масло+воск. Пропитывать нужно абсолютно все деревянные кухонные изделия. Еще информация про разделочные доски есть в этой статье

Если информация была полезной,оставляйте комментарии,ставьте класс и подписывайтесь на канал.

Что за новая мода ,подавать еду на деревянной доске? Откуда пошла? мода доска

Не скажу как это связано с модой, но кое-что Вам расскажу. У меня пятый год после инсульта работает только правая сторона. Бабушка у нас совсем старенькая, тоже еле передвигается. Мы часто остаемся одни дома, нам надо покушать. И вот чтобы вытащить тарелочку с едой из микроволновки, я ставлю ее на деревянную доску, чтобы ничего не уронить и не обжечься. Вот такая у нас "мода".

Это не имеет отношения к ресторанной моде..просто для удобства,но вы то тарелку на доску ставите,а не кладете еду на доску

Сразу не понял. Я представил только пиццу, больше ничего.

Это может быть кусок мяса и овощи какие то сыр и тд

Я уже понял. Возможно это и удобно, и кому-то даже модно. Главное - на здоровье!

Это пришло с запада, где есть рабы, трактиры, типа сельских заведений, я работала в кафе и наш повар из Москвы, тоже начала внедрять : доски керамические,плошки супницы, сетки для картофеля фри , и вся еда подавалась на измятом пергаменте, меня это шакировпло, наше кафе попадало под статус "трактира", эти новинки нравились только молодняку. подача еды "бомжовская"..

И я о том же.типа ресторан для всех слоев населения.

Мы находимся в академ городке, и конечно должна быть нормальная сервировка, я много пересмотрела в инете и кафе и рестораны , везде белая посуда , я считаю это в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами..

И я предпочитаю белую .и контраст с едой хороший

Да , совершенно верно

от куда пошла - не знаю. но на профессиональном уровне, исходя из пищевой безопасности уверена, что это - опасная мода(((. дерево - пористый материал, что приводит к его контаминации различными патогенными организмами.

Наверное из Аргентины . Хотя не исключено что есть и другие страны . Первый раз с этим столкнулся в аргентинском ресторане Эльгаучо . Там стейки подают на деревянной поске .

Ну это видимо взяли из разных стран . своего рода понты . )))

Я несколько лет назад был во Вьетнаме . В первый же день в ресторане заказали утку с соусом и с рисом . Принесли естественно палочки . У меня не очень получилось есть полочкам . Я попросил у официантки нож и вилку . Нож она нашла без проблем , а вот с вилкой у них напряжёнка . Они всем коллективом искали мне вилку . Так вот они тоже наверное подумали обо мне что у меня понты . )))))

Решил продолжить разгор на тему процесса, который можно назвать и выпечка, и термообработка и тонирование древесины с применением нагрева при высокой температуре в бытовой духовке. Хочу Вам наглядно показать, что происходит внутри волокон дерева при разной толщине брусков, но едином временном интервале запекания. Необходимое оборудование- доступное, процесс достаточно контролируем, но результат выглядит захватывающЕ! Надеюсь, информация из данной статьи вдохновит Вас на собственный эксперимент тонирования. Приятного прочтения!

В своей статье Технология тонирования древесины без пигментированных морилок , я уже говорил, на примере колес, о наилучшем типе используемой духовки, рассказывал подробно технологию запекания, разбирал преимущества и недостатки

данного метода, показывал фото результата при тонировании колес за разное время выдержки. Запеканием можно имитировать более ценную породу дерева из недорогого. Красиво смотрится древесина вишни, сосны, а в запекании фанеры, конечно, нет особого смысла.

В данной же статье хочу более наглядно показать, что при тонировании высокой температурой, происходит с самой сердцевиной дерева.

Важный момент в том, что запекаемые Вами детальки "запекаются" и тонируются на всю толщину, при этом стерилизуются, дерево открывает поры и великолепно впитывает масло и воск при финишной отделке!

Мне показалось интересным рассказать Вам наглядно, в разрезе заготовки, что просверленные в запеченных деталях отверстия (например под оси) действительно не будут иметь свой обычный природный тон дерева, как при поверхностном окрашивании краской или пропитке морилкой. Нет, внутренние отверстия по цвету как бы "сольются" (пусть и неидеально) с тоном внешней поверхности запеченной детали.

Итак, в данном тесте была приобретена новая духовка. Важно подобрать
ее с наличием таймера, функцией "выпечка" и внутренним размером, достаточным для запекания подходящих Вам размеров деталей.

Для теста была также куплена в магазине одна сосновая доска и из нее нарезаны бруски сечением: 2 бруска 20 ммх 50 ммх 250 мм, 2 бруска 25 мм х 50 х мм х 250 мм и 4 бруска 6русочка 60 мм х 60 мм, длиной 250 мм.

Цель теста-изучить отличия пропекания заготовок разного сечения по длине и однородности на всю глубину, а также определить оптимальное время запекания, необходимое для достижения различной степени изменения цвета. На протяжении всего времени заготовки будут расположены на среднем уровне протвиня, на режиме "выпечка", что должно обеспечить равномерное циркулирование горячего воздуха вокруг них.

Длина брусков выбрана в соответствии с максимальной внутренней вместимостью духовки ( разве что не касаясь стенок) и уложены бруски по всей поверхность противня, чтобы изучить, нет ли холодных, непрогреваемых зон.

При этом важно учитывать, что после покрытия финишем прозрачного масла, тон заготовки существенно темнеет!

В ходе теста, с интервалом в 30 минут делались фото и на каждое фото был добавлен контрольный брусок для сравнения исходного тона. Итак, духовка была разогрета до 200 градусов цельсия и помещен противень с брусками.

Первое фото, через 30 минут (полчаса). Вывод: очевидно, что холодные зоны в духовке есть, они расположены по краям протвиня, у стенок духовки. Середина средних брусков темнеет быстрее. Второе фото через 60 минут (час): даже бруски, выпиленные из одной доски, по разному реагируют на нагрев. Значительное влияние на неравномерность тона оказывает расположение бруска относительно нагревательных элементов духовки. Третье фото через 90 минут (полтора часа). Вывод: равномерность прогрева брусков по длине приемлемая, относительно одинаковая. Бруски не были ошлифованы перед помещением в духовку и пока не замечено серьезного влияния этого обстоятельства на равномерность тона. Четвертое фото через 120 минут (два часа). Вывод: очевидно проявляется неоднородность тона по краям брусков и в центре. Один из брусков потемнел более сильно, чем другие по неизвестной причине, ведь они из одной доски! Степень изменение тона после запекания очевидна при сравнении с начальным тоном контрольного бруска.

В процессе съемки менялась погода ( в начале было солнечно, потом небо затянуло тучами и пошел дождь). Фотографии не удалось сделать при одинаковом освещении, поэтому каждое фото комментируется, исходя из личных впечатлений.

Расскажу вам об интересной, эффективной, но малоизвестной в России технологии изменения цвета деталей деревянной игрушки без использования пигментированных морилок, путем горячего запекания.

Кстати, на ярмарке вы можете привлечь дополнительный интерес покупателей, рассказав, что детали испечены в духовке.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 1

Встречал на просторах инета подобный эксперимент из опыта заграничных умельцев, когда детали деревянной игрушки запекаются ими в домашней духовке или настольной духовке для тостов.

Что особенного в этом способе? В процессе термообработки древесина не только меняет цвет, но и менее подвержена гниению, плесневению и коррозии, ярче проявляется рисунок дерева, деталь устойчива к влажности без дополнительного защитного покрытия, этот способ придания цвета является 100% натуральным. При таком способе отсутствует воздействие каких-либо химических веществ. Это идеальный вариант для изготовления грызунков.

Использование не домашней, а настольной духовки предпочтительнее. Т.к. при запекании длительное время идет довольно сильный неприятный запах горелого дерева по квартире. Настольную духовку можно поставить в нежилом помещении.
При этом нужно быть готовым к тому, что запах останется и придется оставить эту печь в дальнейшем только для целей мастерской.
Для получения хорошего результата важно соблюсти ряд условий:
1. Начать эксперименты на ненужных обрезках. Нужно заложить детали для запекания с небольшим запасом по количеству.

Некоторые образцы пригодятся для тестирования, о котором я расскажу ниже.

2. Перед запеканием не обрабатывать детали маслом или воском. Это может привести к образованию пятен. Поверхность запекаемых деталей должна быть чистой. Детали, покрытые маслом, могут загореться!

3. Не запекать склеенные детали. Щиты могут растрескаться по шву склейки от температуры. Запекать советуют только массив лиственных пород. Отверстие делать после, в запеченной игрушке.

4. Дерево не должно быть влажным. Запекание такой древесины не высушит ее, а скорее приведет к образованию трещин.

5. При определении времени запекания необходимо помнить, что после покрытия маслом дерево темнеет! Хороший результат на вишне, клене и березе, дубе, сосне.
Сосна, по отзывам, через час дает светло-ореховый цвет, а через два часа с небольшим приобретает оттенок красного дерева.
Время запекания вы сами определяете экспериментальным путем, в зависимости от желаемой насыщенности цвета.
Запекание обладает двумя неоспоримыми преимуществами — это доступный и недорогой способ, древесина практически стерилизуется.
Хотя есть и очевидные недостатки: малая вариативность оттенков по тону, непредсказуемость результата.

Например, не удастся добиться красноватого или желтого оттенка. Только варианты тона от светло коричневого до практически черного.
О получении большей вариативности оттенков тонировки пигментированными морилками это тема следующей статьи.

Если вы хотите получить черные блестящие колеса — сэкономьте свое время и покрасьте их акриловой краской, а затем, акриловым лаком. Если вы хотите получить красивые тонированные темные колеса с рисунком дерева, то запеките их!

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 2

Технология волшебства:

Разберем на примере колес

1. Предварительно разогрейте духовку о 200 градусов по Цельсию. Можно взять печь для тостеров. На стенках духовки останется нагар от паров древесины!

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 3

2. Возьмите противень, уложите детали игрушек. Противень можно застелить пергаментной бумагой.

Важно взять сплошной поддон, а не решетку. Потому что колеса могут просыпаться вниз, на горячую поверхность духовки.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 4

Установите поднос на средний уровень в духовке. Таймер духовки тостера ставим на 30 минут.

Дерево запекается постепенно, 30 минут, достаем, проверяем, сверяем с цветом желаемого тона на образце, запекаем еще 30 минут и проверяем опять.

Сравните результаты через 30 минут запекания и через 60 минут.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 5

Светлый тон дает запекание около 1 часа. Темный тон получается примерно за два часа. Можно довести практически до угольно черного тона, но это испортит заготовки.

Можно провести предварительное тестирование после часа запекания, не подверглась ли деталь «короблению».

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 6

Иначе машинка на таких колесах начнет не катиться, а подпрыгивать.

Следующий предварительный тест — это покрытие маслом одной детали и сверка с желаемым тоном образца.

Слева на фото два не запеченных колеса, справа два запеченных. На первый взгляд тон слишком светлый и нужно запекать еще. Однако, после нанесения масла становится очевидно, что больше запекать не нужно.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 7

Скорее всего дело в том, что при запекании открываются поры дерева и оно отлично впитывает масло.

Видно небольшое различие тона по ободу колеса и его лицевой стороне. Но оно мне даже нравиться.Колесо выглядит реалистично, как будто проехало небольшое расстояние :)

Если цвет вас не устраивает, далее запекайте по таймеру интервалами не более 15 минут.

Доставайте детали своих игрушек минут на 15 ранее того времени, которое Вы считаете идеальным для получения тона, нужного вам по насыщенности.

Помните, что температура детали не падает мгновенно! Это значит, что даже после извлечения из духовки какое-то время дерево будет продолжать «запекаться» за счет внутренней температуры. И остановить этот процесс принудительно невозможно. Например, если железо раскаленным резко опускают в воду и это улучшает его свойства, то с деревом этот трюк приведет к порче, трещинам и выбрасыванию заготовки.

3. Выключите духовку, выньте противень, дайте деталям остыть до ощущения приятной теплоты при ощупывании рукой.

4. Натрите деталь воском или покройте маслом. Дайте высохнуть. Деталь готова!

Запеченные детали нужно покрывать финишем, пока они теплые. Получается качественный результат. Масло и воск хорошо и более равномерно впитываются.

Важно:

Помните, что вы никогда не сможете предсказать точно получаемый тон в результате запекания. Даже кусочки дерева с одной и той же доски запекаются по разному.

- После покрытия маслом тон станет темнее, нельзя запекать до угольной черноты, на этой стадии идет разрушение волокон дерева.

- Сначала запекайте образцы, чтобы определить нужное время и желаемый тон. Не запекайте примерно, заглядывая в духовку. Результат такого запекания очень непредсказуем.

Сверяем тон на солнечном свете. При электрическом свете также можно не увидеть правильный тон.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 8

Видно, что колесо приобрело приятный тон и хорошо виден рисунок древесины.

После запекания некоторые колеса могут запечься сильнее с лицевой стороны, чем лежащие рядом или на торцах.

Поэтому важно закладывать некоторый запас колес и затем подбирать их. Например, на одну сторону машинки поставить колеса более темного, а на другую сторону колеса более светлого тона. Вряд ли покупателю придет в голову сверять тон колес.

Можно предложить скидку на игрушку с колесами разного тона, либо оставить для подбора из следующей партии.

Ведь истинная цель — создать своими руками действительно уникальную модель деревянной машинки или другой игрушки на радость малышам, которым совершенно безразличны разнотоновость их деталей или колес.

Последующий подбор и сортировка помогут не отбраковывая использовать все колеса в ваших игрушках.

Когда вы приступаете к процессу запекания, не думайте: «Я делал это уже столько раз, что могу идти спокойно смотреть футбол, пока они пекутся». Вас может ждать сюрприз, когда вы вернетесь!

Не позволяйте первому успеху вскружить вам голову! Результаты каждый раз разные!

Про запекание фанеры — думаю не стоит, потому что у нее слишком много клея в составе, предпочтительнее массив.

Дерево при запекании темнеет на всю глубину.Отверстия лучше сверлить после завершения процесса запекания, чтобы избежать коробления. Не беспокойтесь, просверленные отверстия в запеченной древесине будут темными, как и ее поверхность.

Неравномерность тона от запекания можно сгладить шлифованием.

Если вы планируете сделать модель, в которой будет сочетание светлого и запеченного дерева, то не волнуйтесь. Помните, что дерево перед запеканием и в местах склеивания нельзя ничем покрывать. Вам придется покрывать маслом уже склеенную модель игрушки. Однако, не волнуйтесь, при покрытии маслом темные детали не будут пачкать светлую часть.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 9

Технология запекания древесины сложна и проста одновременно, но придает уникальность конечному изделию своей непредсказуемостью результата, дает впечатление использования Вами разных сортов древесины, а, следовательно, вид более дорогой игрушки.

Например в этом грузовике было неверно выдержано время запекания, но на ярмарке он имел настолько необычный вид, что сразу нашел своего покупателя.

Технология тонирования древесины без пигментированных морилок, фото № 10

Вот такая информация для размышления по технологии тонирования.

Пробовали ли вы этот способ? Какое мнение у вас по этому способу придания оттенка древесине?
Пишите, обсудим!
Сам предпочитаю традиционный способ окрашивания колерованными профессиональными материалами
До новых публикаций!

Вы когда-нибудь пробовали купить дубовую доску на строительном рынке? Как показывает практика, дубовой доски на строительных рынках нет. Дуба в России завались — а доски нет. То же самое — с кленом, ясенем, тополем… Деревья есть, а досок нет. Парадокс, однако.

Дуб


Дуб

Сколько стоит мебельный щит

Перейдем к тому, что есть. Дубовый щит, например. Мои знакомые захотели сделать дубовую кровать своими руками. Такая готовая кровать из дуба стоила 55‑57 тыс. руб. Щит нашелся быстро — по 4000 руб. за 1 м² щита толщиной 25 мм.

Вот что у них получилось. Кровать из дубового щита


Самодельная кровать из дубового щита. Вот что у них получилось. Фото автора

Для того чтобы сделать кровать, им пришлось потратить около 24000 руб. на дубовый щит. Материал хороший, и цена неплохая. Где-то 160000 руб. за куб получается. Но откуда она взялась, когда в Орловской области крестьяне дубом топят печки? Та же история с буком. Щит есть, и дорогой — а бюджетной доски найти не могу.

Но дорогие вещи испокон веков делали не только из дуба. Есть еще вишня, груша, американский орех, карагач, но о таком вам на строительном рынке даже не расскажут. Последний визит на строительный рынок кончился разговором с продавцом кавказской наружности, который обещал привезти мне пиломатериалов из дуба, какие я захочу, по 80000 руб. за кубометр. Я ему, правда, не сказал, что мне пару небольших досочек надо. Дошло до того, что цельнодеревянную мебель в магазине не найдешь — а если и есть, то из Малайзии привезли.

Но желание сделать что-нибудь из хороших деревяшек меня не оставляло. Древесину надо было искать. По Интернету доска дубовая нашлась быстро даже по 22000 руб. за кубометр, но ехать за ней надо было в Ростов.

Фирму, которая торгует нестругаными досками драгоценной отечественной древесины по нормальным ценам, я все-таки нашел: жила фирма далеко в области. Там цены были похожи на реальные (за кубометр):

  • дуб — 24000‑32000 руб.,
  • карагач — 36000 руб.,
  • вишня — 48000 руб.,
  • груша — 45000 руб.

Вишня, дуб, карагач. После обработки. Фото автора


Вишня, дуб, карагач. После обработки. Фото автора

Ценная древесина из… дров!

Но искания я продолжил. Когда пилил засохшие деревья на даче, закладывал поленья сушиться. Прошло несколько лет. В запасе появились вишня, слива, яблоня, черемуха, облепиха. Коллега позвал помочь ему яблоню спилить на даче — пару поленьев поставил сушиться на батарею.

В прошлом году пошел дальше. Совершенно случайно узнал, что недалеко от дачи есть фирма, которая торгует дубовыми дровами. Зашел к ним на сайт. Кубометр дубовых дров стоил всего 2500 руб. Для сравнения: березовые дрова стоили 150 руб. Для березы дороговато — а для дуба практически даром. Позвонил, договорился, и на следующий день мне привезли несколько дубовых и ольховых бревен — по размерам, которые я заказывал. Переплатил немного за доставку и капризы. Продавец, правда, забыл сказать, что бревнышки сырые. О том, как я таскал их по участку, рассказывать не буду: будет песнь бурлака.

Одному поднять бревно невозможно. Фото автора


Одному поднять бревно невозможно. Фото автора

Из этих бревен я нарезал массивных дубовых спилов, которые положил сушиться. Себестоимость торцевого спила диаметром 30 см и толщиной 4‑5 см составила 10‑20 рублей.

Читайте также: