Можно ли детям ходить босиком по плитке

Обновлено: 19.04.2024

Дышать прохладным влажным воздухом — вовсе не означает, что при этом ребенок или ухаживающие за ним взрослые должны мерзнуть. Главным и вполне очевидным способом обогрева в условиях низких температур является адекватная одежда.

Здесь сразу следует заметить, что ни о каких низких температурах речь на самом деле не идет. Рекомендуемый температурный режим (18 °С) вовсе не требует от членов семьи подвигов. Да, папе придется на какое-то время отказаться от хождения по квартире в дивных полосатых трусах. Если быть более точным, то не отказаться от трусов, а дополнить этот предмет одежды брюками. Алгоритм действий босоногой мамы аналогичный — надеть носки…

Зачем надо писать о таких очевидных истинах? Прежде всего затем, что половина населения нашей страны в ответ на рекомендацию касательно того, что надобно 18 °С, уверенно и не задумываясь, заявляет: «При восемнадцати холодно!» — это проверено автором многократно. Почему так происходит?

Во-первых, многие поколения наших предков мерзли и голодали, поэтому уже на подсознательном уровне еда и тепло — это хорошо, а голод и холод — плохо.

Во-вторых, подавляющее большинство современных пап и мам рассматривают в качестве комфортной такую температуру, при которой утреннее высовывание ног из-под одеяла не сопровождается отрицательными эмоциями.

В-третьих, практически все взрослые однозначно убеждены в том, что дети очень чувствительны к холоду, т. е. если маме и папе холодно, то ребенку очень холодно.

На самом же деле, все с точностью до наоборот… Дело в том, что обмен веществ у ребенка происходит многократно активнее, нежели у взрослых, поэтому в единицу времени дитя вырабатывает тепла в несколько раз больше, чем его папа и мама. Это положение тем актуальнее, чем ребенок младше. Но надо учитывать и тот, уже упомянутый нами факт, что терморегуляция именно в детском возрасте обеспечивается главным образом дыхательной системой и лишь во вторую очередь кожей. И это положение подчиняется сформулированному выше правилу — оно тем актуальнее, чем дитя младше.

Отсюда вполне логичный и физиологически обусловленный вывод: если маме и папе холодно — ребенку нормально, если маме и папе жарко — ребенку очень жарко. Главное — поддержать слабое звено терморегуляции детского организма и создать условия для нормальной теплоотдачи в процессе дыхания.

Мудреная фраза «поддержать слабое звено терморегуляции» в переводе на человеческий язык как раз и означает, что ребенка надобно нормально одевать, поскольку детская кожа, с недостаточно сформированными потовыми железами, и является тем самым слабым звеном…

Резюме: «холодно — это плохо», «ребенок боится холода» — все это самые обыкновенные народные сказки. При нормальной одежде температура 18 °С для большинства детей близка к температуре комфорта. Разговоры о вредностях и замерзаниях сплошь и рядом обусловлены изнеженностью взрослых.

Итак, главное. Рекомендуемый температурный режим ни при каких обстоятельствах не должен создавать у больного ощущение холода. Одевать тепло! При температуре 18 °С перегреть ребенка сложно, поскольку организм имеет реальную возможность «сбрасывать» лишнее тепло, обогревая вдыхаемый воздух. Поэтому если сомневаетесь одеть-не одеть — оденьте.

Если ребенок в том возрасте, когда возможен продуктивный словесный контакт, т. е. может передать словами свои ощущения и желания — прислушайтесь к дитю. Жарко — снимите, холодно — наденьте… Помните, что бывают ситуации, когда холодно всегда (озноб при высокой температуре тела) — это повод накрыть всем, чем можно и дать соответствующие жаропонижающие средства, но никак не повод включить обогреватель!

В процессе одевания-пеленания младенцев, неспособных к адекватному изложению своих желаний, следует не забывать о том, что если ребенок плачет, то кроме голода и холода у него есть множество других поводов выражать недовольство — например забитый нос (мы ведь говорим не о ребенке вообще, а о ребенке, заболевшем ОРЗ).

В любом случае не помешает знать главные признаки переохлаждения: бледность кожи и озноб при нормальной температуре тела. Тем не менее, описанные симптомы именно в связи с переохлаждением — преогромная редкость, по крайней мере, если речь идет о нормальной семье. Но в любом случае, если вы видите бледность кожи и (или) озноб, если у вас есть сомнения в том, не холодно ли малышу, — заверните его в лишнюю пеленку, накройте лишним одеялом. Еще раз повторюсь: при температуре 18 °С лишними они будут вряд ли.

Признаки перегрева — это то, с чем и врачам, и родителям встречаться приходится намного чаще: ярко-красная, влажная кожа, потница, опрелости, жажда, сухость слизистых оболочек полости рта. Особо достоверный признак — «симптом подгузника»: под одноразовым подгузником кожа заметно краснее, чем над ним.

Несколько слов о двух предметах одежды, «особо актуальных» применительно к теме ОРЗ. Во-первых, носки. Стопа имеет несколько рефлексогенных зон, контакт которых с холодом вызывает нарушения кровоснабжения слизистой оболочки носа. Регулярное босоногое хождение — прекрасный способ тренировки рефлексогенных зон и профилактики ОРЗ, но заниматься этим непосредственно во время болезни не стоит. Так что носки не помешают ребенку и заметно укрепят нервную систему ухаживающих взрослых. Во-вторых, шапки и шапочки: здесь главное — ничего не менять, т. е. как было до болезни, пусть так и остается.

Нашей дочке 7.5 месяцев, она уже встает, а позавчера начала переступать вдоль дивана. Наша педиатр сказала, что с 8 месяцев надо будет купить кожаные ботинки на шнуровке и ходить в них дома. Сейчас, конечно не лето, но у нас дома очень тепло, и я боюсь, что у дочки ножки будут потеть, так как она большую часть дня проводит на полу и постоянно пытается "потопать". В связи с этим у меня два вопроса. Во-первых, может ли ношение ботинок повлиять на развитие стопы (как утверждает врач, а также наша массажистка)? И второе, Вы пишете, что дома надо ходить босиком, но дело в том, что у нас на кухне на полу лежит плитка, а она очень холодная, даже летом. Что делать? Может быть, носочки наиболее приемлемый для нас вариант?

опубликовано 28/11/2006 14:59
обновлено 13/07/2018
— Первый год жизни

Отвечает Комаровский Е. О.

Раннее использование обуви повлияет на развитие стопы скорее отрицательно, чем положительно. Потому останусь при своем мнении касательно того, что дома надобно ходить босиком - согласитесь, что это более естественно, чем кожаные ботинки в 8 месяцев. Поверьте, холодная плитка - лишь один из вариантов закаливающих процедур. Если дитя будет испытывать на этой плитке дискомфорт, так оно (она) сама на нее не пойдет. А контрасты температуры пола - холодная плитка на кухне + теплый пол в комнате - это скорее плюс, чем минус. Разумеется, в том случае, если это будет с самого начала хождения: дитя быстро к подобным перепадам адаптируется и никакого отрицательного влияния на здоровья это не окажет.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Строить рожицы и дурачиться — это полезно для развития ребенка

Нужно ли выравнивать зубы в 7 лет?

Страх перед школой

Комментарии 15

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Гость

бабушки мои в шоке. у меня ляля всегда босиком. температура в квартире зимой выше 19 не поднимается. ляле 1 год. всегда босиком, полы у нас чередуется паркет с плиткой. у меня токо душа радуется. я рада шо комаровского прочитала до родов.рекомендую. 1

Маришечка

О боже, люди, что за бред вы читаете и несёте! Какие высокие задники, каблучки и «ортопедические» стельки для профилактики и лечения плоскостопия. Есть такой замечательный Доктор Линн Стэйли – почетный профессор Вашингтонского университета, выдающийся детский ортопед, автор многочисленных исследований и книг по детской ортопедии, в том числе всемирно известного «Руководства по детской ортопедии», являющегося настольной книгой детских ортопедов в США и во всем мире. Читайте литературу 21 века, а не бабушек слушайте! Уже давно всё изучено про варусную стопу, вальгусную, плоскостопие и т.д. Читайте правильную литературу и не портите ножки своих деток!

lalika Беларусь, Могилев

Я сама всю жизнь хожу босиком. Никогда мама не пыталась одевать меня дома в обувь, хотя тоже была плитка и линолеум. Мне уже 29 лет, а плоскостопием до сих пор и не пахнет. Тапочки у нас дома только для гостей.

Мама Таня Россия, Павлово

Юля Россия, Москва

Похоже у педиатров новая мода или договор с обувными компаниями,наша тоже настаивает на сандаликах,я вообще не могу понять зачем, чтобы ребенок не научился держать равновесие и управлять мышцами голеней. благо есть адекватные педиатры. спасибо доктор!

inna Украина, Красный Луч

У нас дома очень холодный пол,ну очень. везде плитка,только в зале и в комнате ламинат,ковров нет,я хожу в тёплых тапочках,а вот по Вашему совету ходить ребёнку босиком..что то боюсь,моя мама постоянно когда приходит,то кричит что потом у ребёнка в дальнейшем бутут проблемы по женски(гинекология)вот я постоянно одеваю ей тонкие носочки,на большее не могу себя заставить,как можно ходить ребёнку и не чувствовать пол?Я правильно делаю. )))

Leka Украина, Харьков

подскажите пожалуйста если мы еже около месяца ходи, только в обуви. Как я могу перевести ребенка на хождение босиком!? Плитка линолиум

Анна Украина, Симферополь

У меня та же проблема возникла. Педиатр говорит, что с началом хождения нужно обязательно одевать обувь (дома). Я в корне не согласна с этим. Стала искать ответ на сайте. Спасибо доброму доктору за его рекомендации и подсказки!

Mary Россия, Иваново

Читала в одной из книг, что пупсу нужна обувь на небольшом каблучке, чтобы предотвратить заваливание назад. Моя свекровь говорит что без обуви разовьется плоскостопие. А я вся в сомнениях поскольку и закалять ребёнка хочется и не навредить.

apple Россия, Санкт-Петербург

Если ходить босиком по камням, шишкам, траве и тп, словом, на улице, то да, это естественнее, чем в кожаных ботинках. Но дома, где пол гладкий, а не рельефный, без ботинок ребенок будет страдать плоскостопией. Может, обувь нужно одевать не при первых попытках ходить, а чуть позже, когда ребенок уже больше ходит, чем ползает

Швондер Россия, Москва

а я в этом вопросе с Комаровским не согласна. Предпочитаю закаливание посредством открытых окон при сне, открытых форточек при игре, гуляния на воздухе. Среди моих выросших знакомых очень много тех, кто в детстве босиком (за городом жили многие) бегал и по домашнему полу и по рельефам нашей страны, и у оооочень многих плоскостопие, сколиоз уже к школе были основными заболеваниями.
Что первично, а что вторично (от чего образовываются уже к 1-3 классу плоскостопия, сколиозы) мы в ближайшее время не узнаем - слишком много денег у производителей обуви, массажных ковриков, столов, стульев и т.п. и слишком мало родителей, которые захотят детей на эксперименты отдать, а поэтому моё ощущение: дома нужна и обувь, и перерывы на босиком. И все разговоры (подчеркну: лишь разговоры, без многолетних исследований) про то, что ребёнок как волчонок сам знает, как нога должна стоять - так и останутся для меня мнением определенного круга людей.
И если кто-то говорит: вот, раньше. а раньше никто не заморачивался, почему что-то болит, и не подсчитывал количество плоскостопных жителей планеты Земля. Впрочем и обуви с супинаторами не было.
Так что - философия. И никто не сможет доказать одну из сторон, пока миллиарды не вложит.

Гость

У нас тоже плитка . на кухне. в остальной квартире линолиум. сначала баба с дедой были в шоке, когда ребенок босиком ходил. зато теперь всем хвалятся, какие мы молодцы. ребенок чувствует себя отлично. и я не беспокоюсь, что где то что то случитсЯ, если он посиидт на сквозняке и т.п. знаю, что спокойно уже привык к этому

Гость

та же ситуация у меня в квартире: часть квартиры - ламинат, часть - плитка. малыш еще не ходит, но как пойдет - буду знать, что босиком лучше всего)

Гость

А если во всей квартире плитка на полу,можно босиком? Круглый год или только летом. В Испании в большинстве случаев везде плитка.Положить при грудничке ламинат не можем,ведь идти некуда чтоб ремонт затевать.

Гость

А наша дочка тоже дома только босиком бегает, носки пробовали одевать, так она их сама снимает. У меня душа успокоилась, когда прочитала "Здоровье ребенка и здравый смысл. " Хорошо что эту книгу подарили как только я родила, очень много полезной информации:)

Можно ли девочке бегать дома босиком? Можно ли девочке обливать ноги холодной водой?

опубликовано 16/03/2010 18:40
обновлено 22/08/2014
— Разное

Отвечает Комаровский Е. О.

Бегать босиком можно, и ноги обливать водой можно. А вот подолгу сидеть на холодном керамическом полу (например, если ребенок заигрался) не стоит, потому что риск переохлаждения все же есть (из-за намного большей площади соприкосновения тела с полом и большой разницы температур создаются условия для повышенной теплоотдачи, что способствует локальному снижению температуры тела и повышает риск воспалительных процессов - циститов, нефритов и пр.).

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Кочки - игра

Ребенок и компьютер

Влияет ли заикание мамы на речь малыша?

Комментарии 14

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Мышка Лёля Россия, Нижний Новгород

Мы все (я, муж и дочка) ходим дома босиком. Причем дочку приучили к этому с самого первого шага) Пол - холодный, и это очень хорошо, так как идет непрерывное закаливание. Сквозняков тоже не боимся) В результате, практически никогда не болеем:)

Светлана Украина, Харьков

Моей младшей девочке 2 года и 1,5 месяца, вчера были у доктора Костюка, диагноз такой нам поставили" плоский свод стопы, но пока функциональное плоскостопие, назначили ортопедические стельки, массаж для укрепления мышц стопы и ножек, сказали, чтобы ребенок дома все время ходил в обуви с ортопедическими стельками. Это все понятно, но у меня вопрос другой: как заставить малышку 2-х лет все время ходить дома в обуви, она сразу снимает, потому что до этого дома ходила босиком, ну не нравится ей ходить обутой. И что теперь делать?

snowbird Украина, Киев

всю жизнь хожу босиком.
если плоскостопие, полезно бегать босиком по траве и песку, а еще собирать пальцами ног мелкие предметы (опять же, удобнее босиком).

Ирина Беларусь, Минск

С рождения ребенок (уже три года) бегал в носках по паркету и я за компанию. Результат: охлаждения и сквозняков не боится ребенок, я же чаще ходила с соплями и немели ноги. Одела тапки и всё стало нормально. Вот не знаю, что делать с ребенком. У ребенка обнаружено плоскостопие, везде ходим в ортопедической обуви, а дома в носках по плоскому паркетному полу. Насколько ребенку это вредно не знаю, хочется не навредить ногам, но и иммунитет не снизить(((( Обувь или в носках? Хочу купить сенсорных "Ёжиков",но не знаю сколько минут в день надо делать гимнастику, чтобы был эфект?

Гость

А на неправильное формирование стопы, развитие плоскостопии беганье босиком не окажет влияние? Тапочки, все-таки, имеют какую-то анатомическую, правильную форму

Гость

В детстве я часто болела, без конца горло-сопли-температура, в школу ходила треть года, две трети болела. всегда была тепло одета на улице (а поскольку была очень активным ребенком, через 5 минут уже вся потная была, тут же мама совала руку за шиворот и говорила: "Вся вспотела? Домой! не умеешь гулять нормально, будешь дома сидеть")))) , дома всегда в тапочках, мороженое тольео растаявшее, никакой холодной воды, только теплая, кипяченая. Когда, лет в 17-18 меня стало невозможно контролировать от и до, стала ходить босиком, без шарфа, пить холодное и т.п. уже через год я болела меньше, сейчас (мне 30) максимум пару раз за год ОРВИ, когда уж совсем все повально на работе болеют. Дочку мы с мужем сразу стали растить "по Комаровскому" - без носков, одета на улице адекватно (чтоб не потела), купаемся в ванне при 28 градусах, не пичкаем едой, гуляем 3 часа в день минимум при любой погоде - итог: болели за 3 года 3 раза - по 1 разу в год (внезапная экзантема, ОРВИ, грипп)- почувствуйте разницу, называется! а то, что дочка без носков до сих пор вызывает у бабушек тревогу "надень ей носочки! мало ли что!", но мы не поддаемся)))

Гость

у нас на полу линолеум поверх бетона, ковров нет. И я, и 2-летний сын ходим босиком. Да, пол холодный. Да, ноги у нас холодные. Но это не доставляет никакого дискомфорта, и уж тем более никаких болячек. Даже наоборот, стоит одеть носки или тапки, как-то противно становится. А у сына ноги в носках сразу потеют, он же носится как угорелый, всё время в движении. А в студенческие годы в общаге не было горячей воды, там вообще не было труб для горячей воды, такая задумка. Так вот каждый день мы, (ДЕВОЧКИ!) мыли ноги под проточной ледяной водой. Все здоровы, детей уже понарожали :)))

Гость

Я тапочки с детства не ношу не зимой не летом, про холодный пол - это мифы. Он может быть любой, стопа быстро адаптируется и холода не чувствует. Ну и ребенку одевать не буду - пусть привыкает

Гость

Нас трое детей было в семье, про тапочки слышали только в гостях и недоумевали зачем они нужны )))) не холодно же. Я росла в семье врачей, у нас была норма по вечерам снегом обтираться, в другое время года обливания. И постоянные игры и прогулки на воздухе. Благо мы жили в частном доме и могли выехать в близлежащую посадку с собаками бегать ))) Вот такое дество у нас было.

Свою дочь также растим. Тапочки есть но чтобы использовались по прямому назначению, ну крайне редко, обычно в тапочках у нас пупсы спят ))) В поездки разве что берем, в гостинице носить. И то только с целью гигиены что-ли.

Гость

Конечно же имеет значение какой пол, какое помещение. Вот у меня например пол дома холодный. И даже летом без носков ходить холодно.

Гость

Но имеет же значение какой пол в квартире. Или это деревянный паркет или линолеум поверх бетона. Вот в чем еще вопрос.

Известно, что стопы — это область скопления огромного количества биологически активных точек. Регулярное стимулирование этих участков улучшает работу внутренних органов, способствует повышению иммунитета и является прекрасной профилактикой плоскостопия. Так что бегать босиком нужно. А вот как и где — мы расскажем ниже.

Босоногое детство

Хождение босиком является одним из самых простых методов улучшения здоровья человека. Оно оказывает положительное влияние на иммунную систему, являясь одним из методов закаливания, активизирует биологически активные точки на стопе, положительно влияет на связочный аппарат стопы при плоскостопии. В жару босые ноги отводят тепло из организма ребенка. Также хождение босиком развивает осязание и улучшает восприятие мира.

Противопоказаниями для прогулок босиком являются острые заболевания (например, ОРЗ), кожные заболевания (атопический дерматит, грибковые поражения), хронические заболевания почек, а также наличие ран и ссадин на коже ног.

При выборе поверхности для хождения босиком необходимо помнить, что детям не рекомендуется ходить по поверхностям с резкими температурными перепадами (горячий песок или асфальт, снег, лед) и значительными тактильными раздражителями (острые углы, хвойные иголки или шишки и т.п.). Если вы предполагаете выпустить ребенка босиком в каком-либо общественном месте, например, на пляже, то желательно перед этим самостоятельно убедиться в безопасности почвы (отсутствие осколков стекла, пивных пробок, арматуры и т.п.). Лучше всего для прогулок детей босиком подходят теплый песок, мягкая трава, округлая галька, комнатные покрытия (паркет, ковер, деревянный пол).

Начинать ходить босиком детям лучше в домашних условия. Оптимальным сезоном для старта является лето. Если ваш малыш раньше всегда ходил дома в обуви, то начинать надо постепенно.

Очень удобно первые шаги босиком делать утром во время зарядки по 10-15 минут. В дальнейшем время можно увеличить, прибавляя каждый день по 5 минут. Таким образом, через месяц ребенок будет готов выйти босиком во двор или сад на даче.

Очень полезно ходить по мокрой от росы траве. Эта процедура позволяет закалить ребенка, улучшает кровообращение, стимулирует обмен веществ. Однако проводить ее можно только в том случае, если ребенок полностью здоров, и хождение по росе доставляет ему удовольствие. В случае негативной реакции, замерзания ребенка, или если у малыша холодные на ощупь ноги, процедуру необходимо немедленно прекратить. Длительность хождения по мокрой траве устанавливается индивидуально, и обычно составляет от 5 до 15 минут. После такой процедуры ноги надо насухо вытереть и согреть.

В дальнейшем, когда малыш привыкнет ходить босиком, и если ему не требуется постоянное использование обуви (например, при некоторых ортопедических проблемах), то вы можете позволить ему ходить дома босиком. При этом необходимо, чтобы в доме был обеспечен комфортный температурный режим, не было сквозняков по полу, обеспечена безопасность малыша.

Хорошим оздоравливающим фактором могут стать различные по фактуре и плотности напольные покрытия, например, чередования ламината и ковролина. Для этих целей можно также использовать специальные массажные коврики.

Не рекомендуется детям ходить босиком по кафельной плитке, камням, полам с подогревом (в норме для ног требуется более низкая температура, чем для верхней части тела, повышение температуры ног вызовет отток крови вниз), синтетическим материалам (они способны накапливать статическое электричество и передавать его человеку при ходьбе).

Ирина Кошель

Думаю, да. Я долго принимала решение по поводу обуви. Читала мнения медиков. Пришла к выводу, что полезнее обувать тенниски. Стопа не зажата, подошва около 5-7 мм, удобна липучка одна-две. Три много. Иногда провожу часть занятия в носочках, акцентируя на работу со стопой.

Наталья Новикова

Наталья Давыдова

А у нас в городе во всех садах дети занимаются только босиком (за исключением недавно переболевших) в целях профилактики плоскостопия и безопасности, ведь обувь ребенка может быть подобрана не по размеру. И на полу никаких ковров, чтобы не дышать пылью и без проблем их помыть.

Оля Насонова-Татаринова

🙈

В чешках заниматься травмоопасно: скользко ! Ребёнок может поскользнуться и очень сильно упасть! В чешках нельзя прыгать и бегать! Прыгать и бегать ,и спрыгивать можно только в спортивной обуви!( чтоб и Стопа не расплющилась . к тому же. профилактика плоскостопия)..в чешках можно только танцевать и делать партер ( сидя на полу). жаль,что не все инструкторы по фк это понимают. причём тут фгос. вам травмы нужны?

Валерий Бойко

Основная задача «Не навреди!» Только ваш авторитет и административный ресурс детского сада может узаконить форму для занятий физкультурой. С другой стороны юридически требовать от родителей определенной формы у вас нет. Вывод. Только убеждение, что вашим детям будет удобно, безопасно и минимум травмоопасно заниматься в спортивной обуви, футболке и спортивных шортах.

Юлия Карекина

😉

Коллеги, читаем санпин п12.1. Не буду его переписывать, но четко прописано, формирование двигательных навыков и двигательных качеств (что и соответствует фгос) Вспомним все 5 двигательных качеств? Быстрота, сила, выносливость, ловкость, гибкость.
Все эти качества достигаются оазнообразными упражнениями. Если гибкость, то можно и босиком. А если быстрота? Как Вы будете бегать на скорость в чешках?
Все физруки знают, что физическим воспитанием занимаются в детском саду не только физруки, но и воспитатели. Они могут и босиком проводить некоторые формы двигательной активности (утр гимнастика, бодрящая гимнастика и др)
Все таки физруки нацелены на более конкретную работу, которую в чешках не реализовать.
Отстаивайте свою позицию, приводите доводы безопасности на занятиях физической культуры
Спортивная форма - это футболка, шорты и кеды или кроссовки, сменные носки
Всем удачи!

Ольга Ковалева


Ольга Ковалева

Читайте также: