Может ли участковый вскрыть дверь

Обновлено: 28.04.2024

Думаю, эта статья будет полезна каждому, так как теперь некоторые права сотрудников полиции были расширены, и дабы не нажить себе проблем - это важно знать каждому.

Какие права теперь у сотрудников полиции в 2022 году?

Скажу честно, эту информацию я как-то пропустил в СМИ, но услышал некоторые рассказы от своих знакомых и родственников, и мне стало интересно - что же теперь имеют право делать сотрудники полиции относительно рядовых граждан?

Очень хорошая статья на эту тему вышла у Журнала Тинькофф - давайте посмотрим что же изменилось и какие теперь права у полицейских?

Правка №1 - В каких случаях СП не обязан представляться?

Если ранее, полицейский был обязан представиться и объяснить причину задержания, то теперь он имеет право в ряде случаев, в начале задержать нарушителя, а уже потом "зачитать ему его права":

То есть, если есть необходимость срочно пресечь правонарушение или защитить свою жизнь или жизнь гражданина, СП имеет право без "прелюдий" задержать преступника, а уже потом представиться и озвучить причину задержания.

Не могу сказать, что этот пункт как-то особо что-то меняет. Как я понял, он просто формализует то, что итак делали правоохранительные органы при оперативном задержании преступников и/или пресечении противозаконной деятельности.

Правка №2 - проникать в жилище людей станет проще

А это уже та правка, про которую мне рассказали мои знакомые - что теперь сотрудникам полиции можно, практически беспрепятственно, проникать в квартиры или дома простых граждан.

То есть, если не учитывать тот факт, что преступник совершил преступление и спрятался дома (на глазах у СП), то теперь, они имеют право проникать в квартиру без каких-либо ордеров или санкционированных действий от суда, даже по заявлениям свидетелей.

Что это значит? С учётом того, что мы живём в России, и вопрос "свидетелей" у нас вполне решаемый, то СП могут практически беспрепятственно попасть в любую квартиру, без надлежащих на то санкций.

И вот эта правка уже пугает. То есть, кто-либо может позвонить в полицию, под любым предлогом (даже психически нестабильный человек), и ко мне с выламыванием двери придут "люди в форме".

Даже в США, на проникновение в жилище, требуется ордер на обыск, который санкционирует судья. А с учётом нашего отечественного "колорита", это может выльется во что угодно.

Правка №3 - СП получат право вскрывать автомобили

Еще одна правка, которая расширяет права и полномочия сотрудников полиции - они смогут вскрывать автомобили.

Если кратко, то в случае если есть предположение, что в авто может быть что-то запрещенное или человек нуждается в помощи, то СП имеет право её вскрыть.

Возникает закономерный вопрос : А что будет являться основанием для предположения, что в авто есть что-то запрещенное? Тоже, по моему личному суждению, очень сырая поправка.

Допустим, СП выбил окно у машины, скрутил подозреваемого (только в чём, если нет прямых оснований?), а там нет ничего запрещенного - кто за это ответит, и ответит ли?

Правка №4 - дознаватели могут передавать поручения к СП

Так как я не юрист, я не могу дать правовую оценку данному действию, на сколько он может ограничить в своих правах граждан, но вроде как, это больше похоже на унификацию взаимодействия следствия с полицией.

Правка №5 - Вменена обязанность пресечения административных правонарушений

Тут тоже ничего "фатального" я не увидел, т.к. СП итак старались пресекать совершения таких преступлений, так что ничего существенно не должно измениться.

Конечно, для правового государства эти "нюансы" имеют значения, но не думаю, что в России это что-то изменило.

Я ни разу я не слышал, чтобы человека оправдали за то, что следствие некорректно собрало улики, нарушая какие-то установленные правила или законы, или если человеку "не зачитали его гражданские права".
Мы же не в Америке живём? Ничего не изменилось.

Правка №6 - Расширение полномочий по проверкам по заявлениям граждан

Что это означает, пока не ясно, так как пояснений пока нет.

Видимо, речь идет о предварительном сборе информации в результате заявления о каком-то правонарушении или потенциальном нарушителе.

Скорее всего, речь идет о неких "следственных мероприятиях", которые можно будет проводить только по заявлению гражданина.

Не совсем понятно зачем это, но видимо, теперь СП смогут собирать информацию и проводить некую работу в виде "следственных мероприятий" еще до возбуждения дела.

Что означают эти самые "исследования" пока не ясно. Видимо, сотрудники получат больше прав касательно сбора какой-либо информации касательно какого-либо индивидуума, еще до самого возбуждения дела.

Пока нет расшифровки - что-то сказать о данном пункте конкретного - я не могу. Посмотрим далее уже своими глазами.

Правка №7 - Гражданин обязан представляться при подаче заявления

Не совсем понимаю что изменилось, так как при обращении в полицию, те всегда запрашивали данные заявителя.

(введена Федеральным законом от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

1. Полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан;

2) для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

3) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

4) для пресечения преступления;

5) для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения;

6) для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные;

8) для установления обстоятельств несчастного случая.

2. Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.

3. О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.

Статья 15. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан:

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте проникновения в жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в нежилое помещение или на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части 4 настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, собственник нежилого помещения или земельного участка либо его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 06.02.2020 N 12-ФЗ)

7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления.

(часть 7 в ред. Федерального закона от 21.12.2021 N 424-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

К вам домой могут зайти полицейские, даже когда вас там нет. Государственная Дума России приняла поправки к закону «О полиции» , регламентирующие в т.ч. и проникновение в жилище и на территорию земельных участков граждан помимо их воли. Там были и другие поправки (про вскрытие автомобилей, оцепление, осмотр и представление), но о них отдельно напишу. На мой взгляд, неприкосновенность жилья – это ключевое право, гарантированное Конституцией РФ. Принятие этого законопроекта вызвало резонанс, но все же, на мой взгляд, большинство журналистов, а тем более людей далеких от юриспруденции, не поняло основной посыл поправок относительно проникновения сотрудников полиции в жилище граждан против их воли.

В целом поправки имеют смысл, особенно учитывая вклад мигрантов и прочих квартиросъемщиков, нарушающих закон. Чтобы найти собственника квартиры, полицейским надо было решать еще тот ребус.

Если копнуть поглубже, то формально не сильно все и изменилось. Приведу действующие пока нормы Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»:

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

Все вроде логично, разумно и вроде как достаточно. И тут появляется поправочка и появляется новая редакция:

«для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления.

Казалось бы все то же самое. Но если вчитаться, то есть и новое, а именно:

« …и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».

В этом, на мой взгляд, и есть главная новация. То есть сотрудники полиции теперь получат право проникать в жилые помещения без согласия собственников для задержания людей , не имеющих какого-либо процессуального статуса по делу . Раньше было четко – нужен был статус подозреваемого. Сейчас будет достаточно показания потерпевших или очевидцев. Более того, это могут быть и преступники, уже и в статусе обвиняемого, которые могут указать на любого гражданина якобы причастного к преступлению. Это я знаю на собственном опыте. И уже абсолютно неважно, какая тяжесть преступления. Например, кто-то может заявить, что вы угрожали убийством. Этот кто-то будет потерпевшим. И формально у полиции будет повод войти к вам без приглашения. Даже в ваше отсутствие. Или кто-то скажет, что вы украли у него кожаную куртку и портсигар. Или кто-то скажет, что был свидетелем как вы угрожали или тащили куртку с портсигаром. Или не вы, но квартирант, проживающий в вашей квартире.

Еще важный момент. Согласно поправке не имеют процессуального статуса «очевидцы» преступления.

Очевидцем может быть кто угодно. И сообщить сведения он может в любой форме. Например, проходя мимо вашего окна показать рукой на ваши окна и заявить, что там творится страшное или скрывается преступник.

У нас есть масса статей в УК, которые не связаны с угрозой жизни и здоровьем, не грозят общественному порядку или имущество, но формально могут стать поводом для проникновение в жилище.

Стоит отметить, что законодатель не дает полного карт-бланша на вскрытие жилых помещений, внеся требование об информировании органов надзора:

«7. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов с момента проникновения письменно уведомляется прокурор, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок уведомления»

Мое мнение по данным поправкам таково – они имеют смысл, но я бы учитывал тяжесть совершенного преступления лица, на которого указывают потерпевшие и очевидцы. Если это душегуб какой-то по тяжелой статье, то нет вопросов. Но вот по преступлениям небольшой тяжести – у меня сомнения в целесообразности. Кроме этого, считаю необходимым закрепление дополнительной ответственности правоохранительных органов за последствия проникновения в жилище против воли владельца. Сейчас двери и замки дорогие. Как и любое имущество.

О правах граждан на самооборону я уже писал неоднократно. Последний раз в этой статье « Вас посадят в большинстве случаях, если решите по-мужски защищать здоровье и честь. Даже свою ».


Об этом также говорится в п. 1 и 2 ст. 3 Жилищного кодекса (ЖК) РФ. При этом в пункте 3 этой статьи перечислены цели, при которых допускается проникновение в жилище без согласия проживающих в нем граждан:
• для спасения жизни граждан или их имущества;
• для обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или других обстоятельствах чрезвычайного характера;
• для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений, установления обстоятельств совершенного преступления или произошедшего несчастного случая.
В этом пункте речь идет прежде всего о пожарных и спасателях, стражах правопорядка, а также, в отдельных случаях, о сотрудниках управляющих компаний.

Каким образом пожарные и спасатели могут проникать в жилища в отсутствие хозяев?

На сайте МЧС России дается разъяснение о том, могут ли сотрудники МЧС производить вскрытие дверей по обращению граждан. Пресс-служба ведомства ссылается на п. 3 ст. 3 ЖК РФ, в котором определен порядок и случаи проникновения в жилище. В ведомстве подчеркивают, что аварийно-спасательные службы (формирования) и подразделения МЧС России могут выполнять работы по вскрытию квартир. Но это происходит только в присутствии сотрудников полиции или участкового.

Каким образом полицейские могут проникать в жилые помещения?

Порядок вхождения стражей правопорядка в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории определен ст. 15 ФЗ «О полиции».
В ней говорится, что сотрудники полиции могут проникать в жилища в следующих случаях:
• с целью спасения жизни граждан или их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
• для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
• для пресечения преступления;

• для установления обстоятельств несчастного случая.
При этом полицейские могут при необходимости взломать замки входной двери.
Если полицейский проник в жилище в отсутствие хозяев, он должен в короткий срок, не позднее 24 часов, сообщить об этом собственнику. Пока собственник не прибудет на место, полиция должна принять меры по недопущению доступа посторонних лиц в его квартиру или на участок и по охране находящегося там имущества.

Могут ли сотрудники управляющих компаний взламывать квартиры в случае аварий?

Если права сотрудников полиции и МЧС по проникновению в жилища строго регламентированы, то действия управляющей компании — нет. Как правило, в случае аварии, например при потопе, сначала перекрывают общие стояки, а затем ищут место протечки. Если оно находится в квартире, жильцы которого не открывают дверь, с собственниками пытаются связаться доступными способами.
В ряде регионов приняты местные законы, позволяющие управляющим компаниям вскрыть жилище без присутствия хозяев, если с ними нет возможности связаться, аварию нельзя устранить другим образом и она может причинить серьезный вред имуществу соседей. В частности, положения «О порядке вскрытия жилых и иных помещений в многоквартирных домах при отсутствии их собственника или иного законного владельца для производства безотлагательных аварийных работ на момент аварии инженерных коммуникаций, в моменты чрезвычайных ситуаций» действуют в сельском поселении Лаговское Московской области, городе Клинцы Брянской области, сельском поселении Алакуртти Кандалакшского района Мурманской областии в других населенных пунктах страны.
В документе, действующем в селе Лаговское Московской области, указан следующий порядок вскрытия жилища в случае аварии на инженерных коммуникациях:
1. Решение о вскрытии жилища принимается на основании поступившей заявки об аварийной ситуации от жильцов дома и в случае невозможности проникновения в квартиру другим способом. Его принимает организация, обслуживающая жилищный фонд совместно с жилищной эксплуатационной организацией.
2. Предварительно они должны предпринять попытки к выяснению возможного местонахождения жильца: опросить соседей, найти контакты родственников и выйти с ними на связь.
3. Вскрытие помещения при отсутствии собственника допускается лишь в крайнем случае: при аварии, угрожающей общественной безопасности и личной безопасности граждан, их имуществу, устранение которой не терпит отлагательства.
4. Вскрытие жилища производится силами управляющей организации в присутствии организованной ею комиссии, состоящей из представителей управляющей организации, специалистов по ликвидации аварий, специалиста по вскрытию входных дверей и сотрудника полиции. Также на вскрытие должны быть приглашены не менее двух жителей соседних квартир.
5. После вскрытия квартиры все помещения, в которых не будет устраняться авария, опечатываются.
6. После устранения аварии управляющая организация должна восстановить поврежденные двери или окна, вставить замок или произвести остекление.
7. Полицейский и представитель управляющей организации должны принять меры к обеспечению сохранности имущества и жилого помещения от незаконного проникновения: они запирают и опечатывают входную дверь. Полный комплект ключей передается комиссией на хранение представителю управляющей организации.
8. Управляющая организация составляет акт о вскрытии помещения с указанием даты, адреса, времени вскрытия, имен присутствующих должностных лиц, членов комиссии и соседей-свидетелей, способа проникновения в квартиру, основания для вскрытия помещения, перечня произведенных ремонтных и восстановительных работ, сведений о закрытии входной двери или остеклении окон, данных о месте нахождения ключей от входной двери. Документ подписывают все члены комиссии, а также другие свидетели, присутствовавшие при вскрытии. Акт составляется в четырех экземплярах: для жилищно-эксплуатационной организации, обслуживающей жилищный фонд управляющей организации, сотрудника полиции и жителей квартиры (четвертый экземпляр должен быть оставлен в квартире, в которой производилось вскрытие).
9. В дверь и почтовый ящик вскрытого помещения вкладывается соответствующее уведомление. В документе должен быть указан номер телефона человека, у которого находятся ключи от квартиры.

Читайте также: