Мозаика на полу в павильонном зале эрмитажа

Обновлено: 02.05.2024

๑۩۩๑ Блистательный Санктъ-Петербургъ! ๑۩۩๑ запись закреплена

Малый Эрмитаж. Павильонный зал

Павильо́нный зал — интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс «Государственный Эрмитаж», создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802-1865) в ходе реконструкции павильона.
А. И. Штакеншнейдер (1802—1865) работал в стиле историзма и Павильонный зал явился ярким примером этого направления. В его интерьере великолепно переплелись элементы готики, барокко, ренессанса, классицизма и мавританского стиля. В убранстве использованы мотивы бахчисарайского «Фонтана слез», орденские мраморные колонны и копия римской мозаики на полу. Мозаика является уменьшенной в два раза копией мозаич­ного пола, найденного в 1780 г. при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима.
Также частью оформления зала являлся Зимний сад, вынесенный Штакеншнейдером в объём Висячего сада (для этого была устроена остеклённая оранжерея). Таким образом, выстраивалась визуальная ось: зал оказался с одной стороны выходящим на невские просторы, а с другой — с видом на тропические растения оранжереи и далее открытый сад.

В зале постоянно экспонируется коллекция мозаичных столов (выполненных в техниках флорентийской и римской мозаик) и часы «Павлин» ( мастер Дж. Кокс, 1770-е; поступили из коллекции князя Григория Потёмкина).Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм.

Дочь архитектора Е.А.Штакеншнейдер записала в своем дневнике 24 апреля 1856года : «На днях водил нас папа в Эрмитаж,показывал нам залу ,которую он только окончил.Совсем волшебная зала .Чудо как хороша!!»

Интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс «Государственный Эрмитаж», создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802-1865) в ходе реконструкции павильона. В великолепном Павильонном зале находятся часы Павлин. В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.

Я никогда не задумывалась о происхождении слова музей. С древне-греческого - это "дом муз". Конечно, муза и музей должны быть связаны. О происхождении слова эрмитаж, я знала.

Сегодня я приглашаю вас в зал, с которого началась история музея "Эрмитаж".

Екатерина Великая собирала картины, драгоценные камни, мебель и разные диковинки. С каждым годом её коллекция росла и в какой-то момент для неё потребовалось отдельное помещение. В1764—1775 началось строительство нового комплекса. Фельтен отвечал за Южный павильон, а Ж. Б. Валлен-Деламот - за Северный.

До строительства Северного павильона Екатерина дала указание о постройке Висячего сада при новом дворце.

Висячий сад расположен на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и манежа, и занимает пространство между галереями, соединяющими Северный и Южный павильоны Малого Эрмитажа.

Представляете, уже тогда была продумана доступная среда. Для перехода из Зимнего дворца в Западную галерею были сделаны пандусы и Екатерину могли провезти в кресле до сада и павильона.

В новом дворце Екатерина проводила время с самым близким кругом людей. Конечно, здесь был подъемный стол с угощениями. Со временем были разные перестройки. История Малого Эрмитажа - тема для отдельной статьи, а мы с вами спешим в Павильонный зал, который был создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером.

В зал, где живёт радуга! Удивительное по красоте место! В нём столь света и радости! Мне не жалко восклицательных знаков для описания этого чуда. Когда дочка архитектора увидела творение отца, она записала в своём дневнике:

«На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо как хороша!!»

Ну, ведь и правда, чудо как хороша!

Если у вас получится, постарайтесь попасть в этот зал в среду в 8 часов. Тогда вы увидите настоящее чудо.

Сначала оживет эта совушка, потом свой хвост расправит павлин.

И в конце петух прокукарекает начало нового дня.

Изначально эти часы, которые были изготовлены в Лондоне в 1770 годах, решил купить Потёмкин для подарка императрице. Правда, оплата была сделана из личных средств Екатерины, но по письму Потёмкина.

В бумагах канцелярии Зимнего дворца, относящихся к приобретениям императрицы Екатерины II в 1781 году, указаны выплаты (30 сентября и 14 декабря) часовых дел мастеру Юри, за доставленные из Англии часы в сумме 11000 рублей (около 1800 фунтов стерлингов).

При перевозке части механизма подверглись повреждениям и нуждались в ремонте. Собрал эти часы в России Иван Кулибин, которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых причём недоставало. Потёмкин не увидел механизма в сборе, так как скончался в 1791 году. После смерти князя императрица Екатерина II забрала в казну дом Потёмкина — Таврический дворец, в нём диковинные часы стояли несколько лет, а затем в 1797 году были доставлены в Эрмитаж.

В этом видео с официального канала Эрмитажа можно увидеть часы в действии.

Малый Эрмитаж. Павильонный зал

Павильо́нный зал — интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс «Государственный Эрмитаж», создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802-1865) в ходе реконструкции павильона.
А. И. Штакеншнейдер (1802—1865) работал в стиле историзма и Павильонный зал явился ярким примером этого направления. В его интерьере великолепно переплелись элементы готики, барокко, ренессанса, классицизма и мавританского стиля. В убранстве использованы мотивы бахчисарайского «Фонтана слез», орденские мраморные колонны и копия римской мозаики на полу. Мозаика является уменьшенной в два раза копией мозаич­ного пола, найденного в 1780 г. при раскопках терм древнеримского города Окрикулума, близ Рима.
Также частью оформления зала являлся Зимний сад, вынесенный Штакеншнейдером в объём Висячего сада (для этого была устроена остеклённая оранжерея). Таким образом, выстраивалась визуальная ось: зал оказался с одной стороны выходящим на невские просторы, а с другой — с видом на тропические растения оранжереи и далее открытый сад.

В зале постоянно экспонируется коллекция мозаичных столов (выполненных в техниках флорентийской и римской мозаик) и часы «Павлин» ( мастер Дж. Кокс, 1770-е; поступили из коллекции князя Григория Потёмкина).Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм.

Дочь архитектора Е.А.Штакеншнейдер записала в своем дневнике 24 апреля 1856года : «На днях водил нас папа в Эрмитаж,показывал нам залу ,которую он только окончил.Совсем волшебная зала .Чудо как хороша!!»

Интерьер Северного павильона Малого Эрмитажа, входящего в музейный комплекс «Государственный Эрмитаж», создан в 1858 году архитектором А. И. Штакеншнейдером (1802-1865) в ходе реконструкции павильона. В великолепном Павильонном зале находятся часы Павлин. В галереях здания расположены экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы.

Английский историк и путешественник Уильям Кокс, в 1776 году посетивший Эрмитаж, так описывал зимний сад: «Зимний сад весь застеклен; это большая и высокая оранжерея с аллеями, посыпанными песком, с цветником, апельсиновыми деревьями и кустарником; сад наполнен птицами разных пород и стран, они летают с дерева на дерево; всё это производит приятное впечатление, тем более, что составляет резкий контраст с самым непривлекательным временем года».


Зимний сад. Э.П. Гау. 1865 год.

В Северном павильоне было несколько помещений: большой зал, оранжерея, кабинеты и столовая. До постройки в 1770-х Большого (или Старого) Эрмитажа в зале, столовой и кабинетах, а также в трех галереях вокруг сада размещалось большое количество картин. В конце Западной галереи (где сейчас средневековая мебель, реликварии и ваза Фортуни), перед входом в павильон Эрмитажа, висели «правила, по которым поступать всем входящим в сии двери», носившие шуточный характер, например: « а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей» или такое: « оставить все чины вне дверей».
Французский дипломат М.-Д. де Корберон писал в 1776 году об осмотре в сопровождении графа Г.А. Потемкина картинной галереи Екатерины II: «Нам показали затем Эрмитаж –это небольшие апартаменты её императорского величества. Когда она находится в них, вокруг царит большая свобода: можно садится где угодно… Я с удовольствием заметил на камине этой комнаты мраморный бюст Дидро работы Колло, ученицы Фальконета… по соседству с этой комнатой находится оранжерея».

При перестройке здание Малого Эрмитажа в середине XIX века оранжерея (зимний сад) была перенесена на территорию Висячего сада , а на месте нескольких помещений появился парадный Павильонный зал, созданный Андреем Ивановичем Штакеншнейдером.

В конце XVIII века в Россию из Брауншвейга приехал кожевенник Фридрих Штакеншнейдер. Его старший сын Иоганн, ставший мельником, арендовал землю по реке Пудости, построил мельницу и дом в усадьбе, названную по имени хозяина Ивановкой. 22 февраля 1802 года здесь родился Генрих Штакеншнейдер. Андрей Иванович окончил Академию художеств, сначала работал чертежником, затем архитектором-рисовальщиком в Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Потом работал в качестве «архитекторского помощника» в Зимнем дворце при перестройке комнат императрицы Марии Федоровны. Затем получил большой заказ на перестройку усадьбы Фалль в Эстляндии, принадлежавшей графу А.Х. Бенкендорфу. Посещавшему Фалль императору Николаю I усадьба очень понравилась и он определил Штакеншнейдера на службу ко двору своего брата, великого князя Михаила Павловича.

В это время формировался новый архитектурный стиль – «историзм» или «эклектика». Первое название связано с возрождением интереса к прошлому, к архитектурным стилям разных исторических эпох. Второе название происходит от греческого слова, означающего «избирать», отсюда и определение архитектуры данного периода как «свободного выбора форм». Все направления нового стиля (неоготика, неоренессанс, неорусский, необарокко, неогреческий и т.д.) нашли отражение в деятельности Штакеншнейдера.

В 1850-е года им была произведена перестройка Малого и Большого (Старого) Эрмитажей, в связи с тем, что эти здания утратили прежнее назначение хранилищ коллекций, так как для музея было построено специальное здание Нового Эрмитажа. Поэтому Малый и Старый Эрмитажи надо было приспособить для других функций. Переделка этих зданий производилась одновременно: работы начались в 1851 и завершились в 1860 году.


Павильонный зал. Акварель А.Х. Кольба:

Второй этаж отводился под жилые помещения, включавшие парадные гостиные, кабинет и большой двусветный зал. Уже а процессе перестройки здания было решено в бельэтаже устроить покои наследника престола – сына императора Александра II, великого князя, цесаревича Николая Александровича.


Павильонный зал. П.В. Тутукин, 1856 год:

Автор путеводителя по Эрмитажу Ф. Жиль писал в 1861 году: «Зала верхнего этажа Павильона, где давались эрмитажные балы, была увеличена и преобразована. Из нее сделали белую мраморную залу, обнимающую в вышину два этажа окон Павильона на Неву и висячий сад, с легкими златорешетчатыми галереями, поддерживаемыми легкими колоннами; постройка прекрасная, в малом виде заключающая в себе то, что кажется, отныне может называться стилем 19-го века и могущая служить великолепным памятником этого стиля, где Штакеншнейдер сочетал стиль возрождения с мотивами арабской архитектуры в Испании и с преданиями древней архитектуры, где часть паркета покрыта мозаикой римского стиля и где зеркальные двери открываются прямо в часть сада…».





Сложность задачи заключалась в том, что Штакеншнейдеру пришлось создавать зал на месте нескольких помещений, и потому он был связан наличием стен и конструкций первого этажа, которые не менялись. На месте стены, отделявшей зал от бывшего зимнего сада, архитектор поставил двойную колоннаду, опирающуюся на старые конструкции, а вместо стен, отделявших боковые помещения, установил двухколонные портики:


Колоннада разделяет двухсветное помещение на две половины: зал, выходящий на Неву, и большой холл-гостиную перед садом.




Павильонный зал по своему назначению был бальным, но здесь можно было и просто отдохнуть, послушать музыку или просто помечтать у «фонтанов слез»:


Штакеншнейдер, как и многие в то время, был увлечен искусством древних Помпей. В Павильонном зале большая мозаика вмонтирована в пол в той части зала, которая служила холлом перед зимним садом. Эту мозаику, являющуюся уменьшенной копией (1:2) найденной при раскопках города Отрикуланума, исполнили работавши в Риме в 1847-1857 мозаичисты В.Е. Раев, И.С. Шаповалов, С.М. Федоров и Е.Г. Солнцев.



Также в зале есть столик, на котором совсем маленькая копия этой мозаики, выполненная теми же мозаичистами:







Фонтаны в зале получили название бахчисарайских или «фонтанов слез» потому, что капельки воды падают из раковин в виде слезинок, как в известном фонтане Бахчисарайского дворца. Во время служебной поездки в Крым в 1849 году Штакеншнейдер был в Бахчисарае.

Слева бахчисарайский фонтан, справа «бахчисарайский фонтан» в Павильонном зале:


В зале выставлены несколько мозаичных столешниц:



Мозаичные пейзажи:



Портрет Елизаветы Петровны. Мозаика А.Кокки. Середина XVIII века.

Некоторые фотографии взяты из эрмитажной брошюры Т.А.Петровой "Залы и здания государственного Эрмитажа. Павильонный зал Малого Эрмитажа"


Всем привет!
В 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектор Андрей Штакеншнейдер создал одно из лучших своих творений — Павильонный зал, который отличается изяществом, изысканностью и гармонией.


В его убранстве тесно переплелись античные, мавританские и ренессансные мотивы. Широкие окна, светлый мрамор с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр наполняют помещение светом и воздухом.



Легкие белоснежные колонны, ажурные золоченные решетки и двухъярусные аркады напоминают интерьеры восточных дворцов. В полукруглой нише расположены овальные медальоны с живописными вставками, а фонтаны-раковины — вариации Бахчисарайского фонтана слез в Крыму.





Декоративные столы украшены мозаичными столешницами работы итальянских мастеров XIX века, на полу – копии мозаики, найденной в окрестностях Рима и изображающей голову медузы Горгоны и фантастические сцены античной мифологии. Убранство дополняют изящные статуи из белого мрамора и золоченной бронзы.








В 1777 году фаворит Екатерина II Григорий Потемкин покупает в разобранном виде часы английского мастера Джеймса Кокса, которые в России собирает и настраивает И.П.Кулибин. Сегодня часы «Павлин» экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа и являются одним из самых популярных и любимых посетителями экспонатов. Диковинные часы привлекают не только яркостью красок и персонажей, но и детализацией и продуманностью мелочей. Главными действующими лицами заведенных часов являются сова – символ ночи, петух – символ утра, и павлин, олицетворяющий день и вечер. Небольшой часовой механизм помещен под шляпку гриба, два циферблата вращаются на шляпке, а стрекоза отмеряет бег секунд.



Часы «Павлин» — шедевр механического, часового, ювелирного и прикладного искусства, являющийся одной из ярчайших жемчужин в коллекциях Эрмитажа.


В Висячем саду Малого Эрмитажа, который хорошо виден из зала со знаменитыми золотыми часами «Павлин», закончили реставрацию. После долгих споров его решили не накрывать стеклянным куполом, а оставить открытым. Теперь Висячий сад, который располагается на втором этаже над бывшими конюшнями и манежем и соединяет Северный и Южный павильоны Эрмитажа, выглядит так же, как в 1855 году.


Висячий сад появился на крыше Эрмитажа в 1773 году, при Екатерине. Его построили для прогулок придворных лиц по дворцовой моде того времени, а в период с 1841 по 1845 год стали реконструировать по проекту архитектора Стасова. Позже Штакеншнейдер спроектировал купол на территории сада, чтобы растения можно было выращивать и зимой. Во время Великой Отечественной войны смотрители музея были вынуждены разбить в саду огород и выращивать овощи. После этого сад начал приходить в запустение.


Восемь лет назад сад, недоступный для широкой публики, потребовал капитальной перестройки и был закрыт. Историки решили придать площадке тот облик, который она имела в середине XIX века. На то была всего одна веская причина: в государственных архивах сохранилась полная опись состава и местоположения растений, которую делал Стасов. Попытки восстановить сад первых лет его существования стали бы просто фантазией архитекторов: документальных свидетельств осталось слишком мало.

Открывать сад для всех посетителей не станут. На него можно будет посмотреть только из закрытых павильонов Эрмитажа.
А я на этом пока закончу.Всем спасибо и до встречи.

Читайте также: