Мозаика на полу исаакиевского собора

Обновлено: 03.05.2024

Все, кто приезжает в Санкт-Петербург, обязательно рано или поздно приходят к Исаакиевскому собору.

Доминанта, одна из наиболее известных достопримечательностей города, действительно восхищает. Для меня этот Собор на том же уровне, что и Колизей в Риме - около его стен сразу чувствуешь трепет перед его историей, перед тем, сколько всего он повидал.

Высота Собора -101,5м, а внутренняя площадь -чуть больше 4000м2. Весит Собор полностью -300 000 тонн, одновременно в нем могут находиться 7500 человек, а общий вес золотого убранства составляет 100 килограмм.

Сейчас Собор имеет статус музея - но с 1991 года в нем проводятся богослужения. Сейчас они проводятся по церковным праздникам и расписание надо узнавать заранее. На богослужения вход бесплатный - с северного входа.

В годы войны Собор не был разрушен и даже практически не пострадал. Немцы умышленно не стали его разрушать, так как величественный собор служил отличным объектом для пристрелки.

На соборе лишь были закрашены зеленой краской купол и все блестящие элементы - чтоб не вызывать расхищения. Все основные драгоценности собора, золото, было снесено и в годы войны и даже блокады было бережно сохранено музейными работниками в подвале. Сейчас, как оказалось, туда можно попасть с экскурсией -но только по записи - водят такие экскурсии нечасто.

Только с одной стороны Собор чуть пострадал - на колоннах до сих пор видны следы бомбежки.

Я настоятельно рекомендую не только подняться на колоннаду Собора, чтобы посмотреть на панорамы Петербурга с высоты, но и зайти внутрь Собора. Не пожалейте несколько сотен на входной билет! Внутреннее убранство и история вас точно впечатлит.

Кстати, внутри Собора сотрудники музея раз в полчаса проводят 15-минутную бесплатную экскурсию по Собору - очень интересно, присоединитесь обязательно!

Для тех, кто пока не может посетить Собор сам - покажу кратко, что же там такого интересного. Прогуляйтесь со мной и представьте - живьем это совсем ВАУ!

Макет собора из липы в 1/166 натуральной величины. Сделано за 9 лет, окончено аж в 1846 году.

Немножко оглядываемся вокруг, пытаемся закрыть рот, открывшийся от масштабов красотищи и идем смотреть, как строился Исаакиевский собор в том виде, в котором он сейчас

Колонны, которые стоят по периметру собора, вырубались круглыми сразу в каменоломнях под Выборгом. Их привозили на специально для этих целей построенных судах и баржах целиковыми, затем по специальным рельсам транспортировали к месту установки. Тут их со всех стороны обкладывали деревом и скрепляли - как бочки.

А затем устанавливали - это самый интересный процесс. Вокруг лежащих колонн строили леса. Лежащие колонны обхватывали тросами и путем рычага -крутили эти тросы, колонные поднимались. В Соборе, при входе слева, есть экран, на котором вкруговую крутят фильм -как это происходило. Просто завораживает сила мысли - как это придумали! Колонны-монолиты весят 114 тонн и высотой в 17 метров не имеют себе равных!

В результате каждую из колонн ставили всего за 42 минуты, а самые крупные колонны, которые у входа -за полтора часа. Вот модель лесов для установки колонн портиков - в 1/16 натуральной величины.









Мозаика

Исключительную роль в создании художественного образа храма-памятника играет мозаичное убранство, являющееся одним из крупнейших собраний монументальной мозаики Европы. Общая площадь мозаичной коллекции превышает 7 000 квадратных метров. За право исполнения мозаик для храма-памятника соревновались известные итальянские фирмы: «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати и «Societa Mussiva», немецкая фирма «Пул и Вагнер», мозаичное отделение Академии художеств и основанная в 1890 году частная мастерская Александра и Владимира Фроловых. По итогам конкурса победу одержала мастерская Фроловых. С 1896 по 1907 годы ее мастера, искусно владевшие техникой «обратного» или «венецианского» набора, исполнили свыше 600 икон и мозаичных композиций, декорирующих фасады и интерьер. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника. Среди них известные живописцы Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов.


Фасады собора украшает свыше 160 мозаичных композиций, икон и вставок, привлекающих звучностью и разнообразием цветовых сочетаний. В многочисленных кокошниках представлены образы русских святых, среди них св. князья: Владимир, его сыновья Борис и Глеб, Михаил Черниговский и боярин Федор. Приоритетное место, центр западного фасада колокольни, отдано образу Александра Невского – святому, с которым связан тезоименитством Александр II.


Колокольня возведена над местом смертельного ранения императора и отличается насыщенностью декора. Ее центральную часть оформляет мозаичное собрание из 134 геральдических изображений, получивших название гербов. Они представляют российские губернии, области, города, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Наряду с художественными достоинствами геральдическую коллекцию храма отличает историческая ценность.


В основании колокольни – рельефный мраморный крест с мозаичным распятием Спасителя – аллегория жертвенного подвига царя-мученика. По сторонам от креста – образы святого преподобного Зосимы Соловецкого и святой преподобной мученицы Евдокии, поминаемых в дни рождения и кончины Александра II.


В тимпанах четырех крылец, примыкающих к западному фасаду здания, находит отображение тема «Страстного цикла»: «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста» и «Сошествие во ад». Автор эскизов мозаичных композиций В. Васнецов сумел необычайно правдиво передать душевное и эмоциональное состояния участников голгофской трагедии.

Сакральное событие «Воскресение Христово», отвечающее названию храма-памятника, отражено в одноименной мозаике фронтона северного фасада. На фоне мерцающего золотого проема гробницы предстает образ воскресшего Спасителя с высоко поднятым крестом – знамением торжества жизни над смертью. Символично и виднеющееся вдали предрассветное небо, закрытое грозовыми тучами, но уже с обозначенной полоской зари – знаком всепобеждающей веры. Автор мозаики легко узнаваем по поэтическому почерку и лирической ноте, присущим только М. Нестерову.


В Спасе на крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой пространства интерьера. В соответствии с живописной программой крестово-купольных соборов XVII века мозаичные иконы и орнаменты в определенном ритме заполняют поверхности пилонов и стен, плавно переходя в изогнутые поверхности арок, сводов и плафонов куполов. Красочные, неповторимые орнаменты – это одна из особенностей оформления, эмоционально усиливающих образное восприятие храма-памятника.

В плафоне центрального купола представлено изображение Пантократора, в образе которого воплощена идея Спасителя.


Живописное решение образа принадлежит Н. Харламову, создавшему для собора 42 композиции, в том числе и образы, расположенные в плафонах четырех малых куполов: «Богоматерь», «Спас Благое Молчание», «Спас Эммануил» и «Иоанн Креститель». Произведения художника ярки и монументальны. Как правило, он использовал приемы византийского письма, где фронтальность, симметрия, статика служили средствами выражения внутреннего величия образа.

Стены центральной части храма воспринимаются яркими иллюстрациями христологического цикла. Его открывает сцена «Благовещение».


Подобно аналогам в древнерусских храмах, композиция заняла два алтарных пилона солеи. В ее правой нижней части на фоне Иерусалимского храма изображена стоящая у колодца Богородица, освещенная лучами. В левой верхней части, на фоне виднеющегося пейзажа Палестины – летящий с посохом Архангел Гавриил, сообщающий Марии благую весть о рождении будущего Спасителя. Масштабность и необычность композиционного расположения главных персонажей создают ощущение свободы декоративного решения, выделяя мозаику среди окружающих образов.

Дальнейшее евангельское повествование получает освещение в мозаичных композициях южной стены: «Встреча Марии с Елизаветой», «Рождество Христово» и последующие за ним события – «Явление Ангелов пастырям» с вестью о рождении Богомладенца, «Поклонение волхвов божественному Младенцу», «Явление Ангела во сне Иосифу», до знакового события «Крещение Христа». Мозаичные образы решены в стилистике академического искусства, с привлечением элементов жанра.

На северной стене расположены мозаики, иллюстрирующие сюжеты Нового Завета – чудесные исцеления Спасителем кровоточивой, слепого, двух слепых, бесноватого юноши, сухорукого. В основу построения большинства из них положена определенная композиционная схема: слева группа апостолов во главе с Христом, справа исцеляемые и очевидцы свершаемого чуда. Исключение представляет мозаика «Хождение по водам», исполненная по оригиналу А. Рябушкина. Основа сюжета – описанное в евангелиях событие в назидание всем сомневающимся в Христе. В центре, среди разбушевавшейся водной стихии, – фигура Спасителя; с укором подает Он руку разуверившемуся в Его Божественности, охваченному ужасом апостолу Петру, наполовину погрузившемуся в морскую пучину. В мозаике доминируют два цвета – синий и красный, но в силу своего дарования художник сумел добиться особой звучности красочного решения.


Драматические события, предваряющие крестные муки Христа – «Моление о чаше», «Христос перед Каиафой», «Предательство Иуды», «Христос перед Пилатом» – воспроизведены в мозаиках западных пилонов, фланкирующих место ранения императора. Мозаичные образы мемориальной части храма «Распятие Христа», «Положение во гроб», «Сошествие во ад» представлены в изложении талантливого художника-монументалиста Василия Беляева. В них тема мученической смерти царя ассоциативно раскрывается через посмертную судьбу Спасителя. Ключевым в мозаичном оформления мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», отмеченный насыщенностью эмоционального звучания.


Доминанта мозаичного оформления алтаря – величественный образ Иисуса Христа, представленный в композиции «Христос во славе». Одна из самых значительных мозаик храма-памятника как по содержанию, так и по исполнению. Сложная по композиции, мозаика органично заполняет поверхность алтарного свода, согласуясь с архитектоникой храма. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира горнего и земного.


В отличие от монументальных произведений куполов и сводов, исполненных мастерами Фролова, мозаичные иконы сени, киотов, иконостаса – станковые произведения. Они были созданы Императорской Академией художеств и немецкой фирмой «Пуль и Вагнер» «репродукционным» способом, позволяющим детально копировать живописный оригинал с сохранением всех его цветовых и световых эффектов. Немецкие мастера исполнили набор четырех образов: «Св. князь Владимир», «Св. Мария Магдалина», «Св. царица Александра» и «Свт. Николай Чудотворец». Мозаики набраны смальтой мелкого модуля, удивительно точно подобранной по форме и цветовому решению. Мозаичисты Академии, виртуозно владевшие техникой набора, исполнили образы для иконостаса, сени, киотов. Четыре иконы – «Спаситель» и «Богоматерь», традиционно расположенные по сторонам от Царских врат, и клиросные «Св. Александр Невский» и «Воскресение Христа» – набраны смальтой «отражательного огня». Ее краски отличались глубиной цвета и богатством оттенков. Автор двух первых работ В. Васнецов, чьи росписи во Владимирском соборе в Киеве служили эталонами для живописного убранства православных храмов на рубеже XIX – начала XX вв.



Исполнитель эскизов мозаик для киотов – М. Нестеров. Его работы отличаются гармонией красок и лирическим настроем. Творческой удачей мастера стал образ святого Александра Невского. Благоверный князь, отрешенный от всего земного, молится в домовой церкви. Цветовая гамма мозаики безукоризненна, великолепно передан блеск доспехов и оружия, тепло горящей свечи. В углу иконы сквозь окно на фоне золотого заката виднеются главки церкви, придающие иконе национально-лирический колорит.


Бесспорное украшение иконостаса – 12 миниатюрных икон афонских святых. Образы предназначались для ковчега дарохранительницы храма Христа Спасителя в Москве, но по решению Александра III переданы храму Воскресения Христова, где украсили столбики, фланкирующие царские врата.


Прототипами образов стали фресковые изображения святых одного из Афонских монастырей в Греции. Иконы исполнены в 1861 году в мастерской Академии художеств, в технике «на скол». Сохраняя специфику монументального произведения, миниатюрные образы включают до 20 тысяч смальтовых частиц.

Мастерство русских живописцев и высокий профессионализм мозаичистов обеспечили выразительность многим произведениям храма-памятника, а использование различных способов набора мозаики позволило создать образы евангельской истории от масштабных декоративных композиций до миниатюр. Все они органично вошли в коллекцию Спаса на крови, представляя различные направления русского и европейского мозаичного искусства конца XIX – начала XX веков.

Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Мозаики Исаакиевского собора в Петербурге.

Первоначальным вариантом внутренней отделки Исаакиевского собора в Петербурге была традиционная фресковая роспись – способ, не имевший альтернативы со времен Киевской Руси.

Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Исаакиевский собор.


Иконостас центрального нефа. Исаакиевский собор.

Однако впоследствии, приняв в соображение постоянную петербуржскую влажность, которая не могла не сказаться отрицательно на сохранности фресок собора, ставшего самой заметной и амбициозной стройкой своего времени, курировавшейся самим императором Николаем I, было принято решение о воплощении живописных эскизов в мозаике.

  • Основание мозаичной мастерской императорской Академии художеств

Поскольку мозаичное дело в России умерло столетием ранее вместе со своим отцом-основателем – Ломоносовым , возникла необходимость в привлечении итальянских специалистов.

По проекту Монферрана – архитектора собора, организация мозаичного дела в России осуществлялась в двух направлениях: с одной стороны, в 1848 г. четверо русских художников-выпускников Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, С. П. Федоров, И. С. Шаповалов) были командированы в Рим для обучения в специально организованной для них мозаичной мастерской под руководством Микеланджело Барбери; с другой стороны – в Петербург из Рима для организации мозаичной мастерской и фабрики по изготовлению смальт на базе стекольного завода прибыл итальянец Винченце Рафаэли.

Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Св. Исаакий Далматский. Св. Екатерина. Мозаики иконостаса исаакиевского собора


Св. Исаакий Далматский. Св. Екатерина. Мозаики первого яруса центрального иконостаса исаакиевского собора

В 1851 г. все встретились в Петербурге: этот год считается датой основания Мозаичной мастерской императорской Академии художеств.

Штат мастерской насчитывал семь старших, столько же младших художников, четырех учеников по набору мозаики и хранителя смальт. Среди первых учеников: И. Д. Бурухин, Г. М. Агафонов, Н. М. Алексеев, Ф. Ф. Гартунг, М. П. Муравьев, А. Н. Фролов, М. А. Хмелевский, М. И. Щетинин. Кроме того, из Рима приезжают химики Жюстиано и Леопольдо Бонафеде – высочайшего уровня специалисты по производству смальт, хранители некогда секретных технологий.

В 1864 г. рядом со зданием Академии художеств строится специальное здание мозаичной мастерской , существующее в этом качестве и поныне. В нем разместилось также и производство смальт, количество оттенков которых в разное время насчитывало 17–22 тысячи. Российская смальта приобретает признание и спрос на международных выставках; уже у России покупают венецианцы некоторые разновидности смальт, секреты получения которых были к тому времени ими утеряны.

История мозаик Исаакиевского собора

В 66–летней истории набора мозаик Исаакия, оборванной революцией 1917 г. выделяют два этапа: 1851–сер. 1880–х гг., когда были созданы мозаики для центрального и бокового иконостасов и второй этап, когда были отделаны мозаикой паруса, аттик, пилоны и царские врата собора.

Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Тайная вечеря. Мозаика исаакиевского собора.


Тайная вечеря. Мозаика исаакиевского собора.

За эти годы в мозаику были переведены семьдесят четыре живописных оригинала. Основная часть эскизов, по которым набирались мозаики, принадлежали кисти Т. А. Неффа, кроме того, использовались эскизы К. П. Брюллова, П. В. Басина, А. Е. Бейдемана, С. А. Живаго и др.

Эскизы создавались как живописные работы с множеством полутонов, мелкой детализацией и другими чертами реалистической живописи, а не специально как картоны для мозаики, с ее обобщенным характером изображения, заданным самим материалом.

Сами учителя – мозаичисты Ватикана , развивавшиеся в традиции мозаичного искусства, заложенной еще в эпоху Возрождения при отделке собора Св. Петра (для чего, в свое время и была создана студия мозаики Ватикана ) – ставили целью максимально точное копирование живописных оригиналов.

Мастера-мозаичисты Исаакия достигли цели для них поставленной, их работа – вершина реалистичности в мозаике.

Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств. Воскресение Христово. Рождество Богородицы. Мозаики исаакиевского собора.


Воскресение Христово. Рождество Богородицы. Мозаики исаакиевского собора.

Однако, тут в обществе появляется вопрос о правильности самой этой цели, целесообразности стремлений к копированию мозаикой живописи.

Один из современников (1885 г.) отзывается так: «Работы наших мозаичистов для Исаакиевского собора составляют последнее слово мозаичного искусства в Европе. В точности воспроизведения живописных произведений идти далее невозможно, мозаика достигла совершенства как служебное орудие живописи. Но подобный результат составляет вместе с тем и полное отрицание самостоятельности мозаичного искусства, самобытности его».

Для 18–19 вв. мозаика оказалась слишком несвоевременным материалом, ее время придет позднее – в 20–21 веках, когда станет ясно, что у мозаики есть свой «театр». И хотя мозаика давно уже доказала это, старый вопрос о «реалистичности» в мозаике часто возникает до сих пор.

Другие работы мозаичной мастерской императорской Академии художеств

Работа над мозаиками Исаакиевского собора была основным заказом мозаичной мастерской императорской Академии художеств на протяжении всего ее существования.

Однако, кроме них мастерская выполняла и прочие заказы, главным образом, государственные. Среди них – подарки царствующим особам европейских дворов, мозаики для часовен и храмов Петербурга и других городов.

В 1870–80 гг. мозаичной мастерской Академии художеств были выполнены орнаментальные мозаики на стенах и сводах Храма Христа Спасителя в Москве общей площадью 50 кв. м (сохранились фрагменты).

Поскольку мастерская продолжала практиковать римский способ набора, позволяющий достигать копийного соответствия живописному оригиналу, что считалось главной ценностью станковых мозаик, то мастерской обычно доставались заказы на изготовление мозаичных икон для иконостасов и мозаичных портретов.

В 1881 г., художником И. Е. Вершининым был выполнен мозаичный портрет императора Александра II.

Так, в 1890–00-е гг. мастерской были изготовлены мозаики иконостаса храма Спаса на Крови в Петербурге.

Мозаики главного иконостаса храма Спаса на крови.


Мозаики главного иконостаса храма Спаса на крови.

В 1911 г. в Петербурге был освящен Храм Христа Спасителя (Спас на Водах). Алтарную мозаику для него выполнила фирма Пуль и Вагнер , а мозаичные изображения на столбах храма «Несение Креста» и «Моление о чаше», а также «Нерукотворный Спас» по эскизам В. М. Васнецова выполнила мозаичная мастерская Академии.

Мозаика «Нерукотворный Спас».


Мозаика «Нерукотворный Спас».

Мозаика «Моление о чаше», Мозаика «Несение Креста».


Мозаика «Моление о чаше», Мозаика «Несение Креста».

Другие статьи по истории мозаики:

  • 1. Экскурс в историю мозаики
  • 2. История мозаики Древнего Востока
  • 3. История Мозаики Античности
  • 4. Студия мозаики Ватикана
  • 5. Мозаики Ломоносова
  • 6. Мозаичная мастерская Императорской Академии художеств
  • 7. Расцвет частных мастерских. Salviati
  • 8. Giandomenico Faccina: «мозаичист Oперы»
  • 9. Смальта Orsoni
  • 10. «И целого мира мало»: Пуль и Вагнер
  • 11. Аtelier Guilbert-Martin — мастерская Жильбер-Мартена
  • 12. Фроловы – главный русский мозаичный бренд
  • 13. Прочие студии мозаики дореволюционной России
  • 14. Tiffany Studios: «поиск красоты»
  • 15. The Ravenna mosaic company — Равеннская мозаичная компания
  • 16. Возрождение мозаики: 1920–30–е гг.
  • 17. «Индустрия социализма». Мозаичная карта СССР
  • 18. Мозаики для Дворца Советов: «голые люди идут к коммунизму»
  • 19. Сталинский ампир: «сеанс черной магии с последующим ее разоблачением»
  • 20. Дейнека: послевоенные мозаики

В своих проектах студия интерьерной мозаики «Артмонумент» обязательно учитывает опыт знаменитых предшественников.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор - самый известный и величественный храм Санкт-Петербурга, памятник архитектуры позднего классицизма, до Октябрьской революции главный храм Петербурга. Собор св. Исаакия Далматского - единственный памятник архитектуры, в отделке которого в таких огромных масштабах применялись различные виды природного цветного камня. Все камнерезные работы выполнены с исключительным совершенством, они демонстрируют высочайшее мастерство русских умельцев, их технические и художественные достижения.
Начало здесь: Исаакиевский собор, внешнее убранство

Главный иконостас и царские врата, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург
Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург
Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Фото кликабельны, с привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.

Стоимость посещения Исаакиевского собора - 250 руб (с собой нужен паспорт), детям - 50 р.
Посещение колоннады оплачивается отдельно.
В Исаакиевском соборе проводятся экскурсии (включено в стоимость билета), примерно каждые 15-20 мин группу собирает гид и водит по собору. Экскурсия обзорная, поэтому откровений ждать от неё не следует, но там подробно рассказывают о материалах (камнях), примененных при строительстве собора и разное другое интересное. Продолжительность экскурсии не помню, но ориентировочно пол часа или чуть более. В любом случае, лучше послушать экскурсовода, чем болтаться по собору.

Двери в Исаакиевском соборе (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Двери в Исаакиевском соборе

Схема Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Схема Исаакиевского собора

Воскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Воскресение Христа. 1841—1843, витраж главного алтаря Исаакиевского собора
В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж — изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I. Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России.

Святой Петр, мозаика в Исаакиевском соборе (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Святой Петр, мозаика, мозаичная мастерская Академии художеств, с оригинала П.В.Басина, начало 20 века

Пол Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Пол Исаакиевского собора

Пол Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Горельефы на внутренних дверях Исаакиевск собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Плафон главного купола. Фигуры 12 апостолов в барабане купола написаны П. А. Басиным по картонам Брюллова

Богоматерь в окружении святых, Брюллов, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Панорама внутреннего убранства с видом на главный иконостас с Царскими вратами и главный купол

Главный иконостас и Царские врата, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и Царские врата с колоннами из бадахшанского лазурита

Главный иконостас и царские врата, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Главный иконостас (колонны облицованные зеленым мрамором) и царские врата с колоннами из бадахшанского лазурита

Колонны из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонны из зеленого малахита

Колонны из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонны из зеленого малахита

Колонны из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонны из зеленого малахита

Колонна из зеленого малахита, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонна из зеленого малахита. На фото видны малахитовые пластины.
Облицовка колонн велась методом "русской мозаики", применявшимся из-за хрупкости этого камня при изготовлении крупных изделий из малахита. Камень распиливали на тонкие, толщиной несколько миллиметров, пластинки. Затем согласно рисунку камня их вырезали и подгоняли так, чтобы составить красивый рисунок, и чтобы швы между отдельными пластинками были незаметны. Набор наклеивали на форму из металла или камня с помощью горячей мастики из воска и канифоли, неровности зашлифовывали и полировали.

Колонна из бадахшанского лазурита у Царских врат, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Колонна из бадахшанского лазурита у Царских врат
Обрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом. Эти работы, а также мелкие декоративные детали из лазурита выполняли мастера Петергофской гранильной фабрики. Бадахшанский лазурит по качеству считается лучшим в мире. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина - краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн - около 5 м, диаметр - 0,5 м.

Ворота в предел Святого Александра Невского, Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Ворота в предел Святого Александра Невского с колоннами из зеленого малахита

Облицовка внутри Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Облицовка стен Исаакиевского собора

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Видение пророком Иезекиилем сухих костей, Федор Бруни

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Арка над Царскими вратами

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Страшный суд, Ф.А. Бруни

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Облицовка стен

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Облицовка стен

Макеты Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Макеты Исаакиевского собора в разные годы постройки

Макеты Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Модель лесов, применявшихся для подъёма колонн Исаакиевского собора (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Модель лесов, применявшихся для подъёма колонн Исаакиевского собора

Исаакиевский собор внутри (собор преподобного Исаакия Далматского), Санкт-Петербург

Двери на выход

Про породы декоративных камней, использованные при строительстве Исаакиевского соборо можно почитать здесь.
UPD: О реставрации Исаакиевского собора смотрите документальный фильм "И не дышать над вашим чудом, Монферран. Исаакиевский собор"

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Исаакиевский собор. О его красоте, истории и загадках…


Рассказы «Питер – то ли город, то ли виденье» и «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

…Исаакиевский собор – совершенно особое место по энергетике и таких мест на Земле совсем не много…
…Купол с белым голубем красив необыкновенно…
…Собор таит в себе много загадок. Над алтарём на мозаике «Тайная вечеря» рядом с Христом сидит Мария Магдалина…
…На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери здесь в Исаакиевском соборе – глаз в треугольнике, из которого расходятся лучи света. Это «Лучезарная Дельта» - главный масонский символ…
…Внутри Исаакий – это «малахитовая шкатулка». Здесь использованы– уральский малахит и бадахшанский лазурит, полудрагоценный шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский. Есть мрамор из русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный…



Исаакиевский собор.
В Питере я мечтала попасть в два особенных места. Первое из них – это Исаакиевский собор. Дело в том, что Исаакиевский собор – это место силы. Это совершенно особое место и таких мест на Земле совсем не много. Хватит пальцев на руках, чтобы их пересчитать. Те великие строители, которые создавали шедевры, очень хорошо знали свое дело.
Поэтому направлялись мы к нему не только как туристы, чтобы унести с собой впечатление «красоты и величия», но и с одной определённой и очень важной целью.


Немного истории (компиляция из разных источников).
Исаакиевский собор считается первым и единственным по красоте и величию храмом во всей России. Строительство его прошло через всё царствование русской истории, начиная с Великого императора Петра I и заканчивая Александром III. В его постройке участвовали почти все известные в то время знаменитые архитекторы.
Первая церковь во имя преподобного Исаакия Далматского была построена по велению Петра I на Адмиралтейской площади на месте фонтана в Александровском саду (1710). Государь работал в Адмиралтействе и перед работами и после часто заходил в этот храм помолиться. Здесь он венчался с Государыней Екатериной Алексеевной.
Вторая, новая, каменная Исаакиевская церковь была заложена на берегу Невы, на том самом месте, где сейчас стоит Медный всадник (1717 г.). Но неукреплённый берег Невы осел, и по стенам церкви пошли трещины. Её пытались перестроить при Императрице Елизавете Петровне.
По восшествии на престол Императрицы Екатерины II, было принято решение отказаться от первоначального плана реконструкции церкви и построить её из мрамора на новом месте, по совершенно новому плану. Разработать его Екатерина поручила архитектору Антонио Ринальди. Он предоставил Императрице великолепный план и рисунки. Третий Исаакиевский храм был заложен в 1768 года по его проекту.
Павел I - преемник Екатерины Великой, недовольный темпами строительства, изменил план собора: вместо пяти куполов построили один и совсем иной формы. Император Александр I решил окончательно перестроить собор и повелел архитектору Монферрану составить новые планы и рисунки. Монферран изменил первоначальный план Ринальди, увеличив здание на одну треть (1817). Благодаря этому собор разместился в самом центре занимаемой им площади. Было предложено устроить над собором величественный главный купол, окруженный четырьмя небольшими куполами.


Император Николай I также деятельно интересовался ходом строительства, лично пересмотрел сам план, проект и рисунки. Немалая заслуга императора и в том, что работы продвигались достаточно быстро. Они обошлись российской казне в немыслимую по тем временам сумму - в более чем 23 000 000 рублей серебром.
Гранитные колонны для Исаакия выламывались и обрабатывались в Финляндии. Внутри собор отделан разнообразными видами мрамора всевозможных оттенков. Особенностью иконостаса являются восемь малахитовых и две лазуритовые колонны. В оформлении собора принимали участие знаменитые русские художники (Бруни, Брюллов, Шебуев) и скульпторы (Витали, Клодт).
В самой верхней части купола находится изображение Святого Духа в виде слетающего с небес голубя. Над Царскими вратами находится «Тайная вечеря» выполненная в технике мозаики. В соборе находится драгоценная святыня – икона Тихвинской Божьей матери (1765).


Антонио Ринальди родился и учился в Италии. Руководил строительством собора для монастыря Св. Магдалины и возведении монастыря Св. Августина у себя на родине. Стал одним из первых представителей итальянской волны зодчих, которые нашли в России свою творческую родину. Он создал Мраморный дворец, Гатчинский дворец, долгое время работал в основном в Царском селе, возвёл Князь-Владимирский собор и церковь Вознесения*.



Собор уникален по красоте и богатству. Сначала мы пошли на колоннаду и полюбовались сверху зелеными крышами, сверкающей Невой, скульптурами на фронтонах собора.


Потом, затаив дыхание, вошли в сам Исаакий. Свою вторую половину я перед входом немножко запугала таинственным шёпотом: «Ничего не спрашивай, не задавай лишних вопросов, просто делай всё как я».
Сделали, всё, что нужно было сделать. Потом стали, не спеша, гулять по собору.
Купол с белым голубем красив необыкновенно.
Мощный поток энергии буквально не позволяет стоять там больше 3-5 минут, макушка горит огнём.





У правой колонны ближе к алтарю находится чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери.


Собор действительно таит в себе много загадок.
Над алтарём на мозаике «Тайная вечеря» рядом с Христом сидит Мария Магдалина. В общем-то, не надо и всматриваться в известную фреску Леонардо да Винчи. Там у него лишь угадывается образ, а здесь всё чётко и ярко.


Я очень люблю камни, и поэтому долго стояла у малахитовых колонн, наслаждаясь разглядыванием причудливых зеленых завитушек.

Экскурсовод рассказывала, что для внутренней отделки собора использовалось очень много разновидностей мрамора. Тут мрамор из русских карьеров: белый, солнечный, лимонный, темно-красный; есть итальянский – белый каррарский. Тёмно-красный мрамор, которым выложена нижняя часть алтаря очень редкий и поэтому баснословно дорогой. Франция купила его у России за огромные деньги для саркофага Наполеона Бонапарта.


Мы поставили свечки в приделе Александра Невского и вышли наружу.

Перешли через дорогу и упали на зеленый газончик перед Исаакием. Сил не было вообще! Немного полежали, восстановились и пошли на Сенатскую площадь. Не могли же мы не увидеть знаменитый Медный всадник.
Скульптура, безусловно, сильная. Ведь много повторений, и сколько императоров скачут на конях, а, несмотря на конкуренцию, чудный Медный всадник у нас один и неповторяем! На Гром-камне есть надпись латинскими буквами: Peter Primo Ekaterina Secundo, т.е. «Петру Первому Екатерина Вторая» - лаконично и по-царски.

(Из рассказа «Питер – то ли город, то ли виденье»)


Глава 7. Исаакиевский собор.
Внутри Исаакий – это малахитовая шкатулка. Исаакиевский собор почему-то втягивают в соревнование по высоте со всеми знаменитыми соборами мира – в Риме (Св. Петра), Лондоне (Св. Павла) и во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре). Причём здесь высота? А вы сравните с внутренним богатством и разнообразием каменной отделки. И Исаакию не будет равных – это ведь сокровищница цветного камня. Здесь использованы в алтаре – уральский малахит и бадахшанский лазурит; в покрытиях пола, стен и колонн – полудрагоценный шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский. А также в украшениях собора были использованы золото (400кг) и бронза (1тыс. тонн).

И наконец-то я узнала имя автора «Тайной вечери» (центральная мозаика 1го яруса главного иконостаса) – это С.А.Живаго.


Что интересно. Очень часто мой взгляд выхватывал странный знак. Повсюду. На золотом окладе иконы Тихвинской Божией Матери здесь в Исаакиевском соборе, например, и точно такой же на фасаде в центре Казанского собора – глаз в треугольнике, из которого расходятся лучи света.

Это - « Лучезарная Дельта » или «Всевидящее Око», «Свет Мира» - главный масонский символ первого градуса, степени Ученика. Означает «просвещенность». Создаёт энергетику присутствия бога…

* Некоторые фото – сканы из художественной брошюры «Исаакиевский собор», купленной в самом соборе .

Из рассказа «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

Читайте также: