Мифология фундамент древнегреческого театра

Обновлено: 01.05.2024

В предыдущей статье я писала о значении музыки в жизни древних греков. Поэтому начну с музыки. С ней, самым непосредственным образом, были связаны театральные представления Эллады. Их истоки восходят к традиционным древним праздникам, проводимым в честь бога виноделия Диониса - диони́сиям .

Во время этих народных гуляний инсценировались некоторые сюжеты из мифов, рассказывающих об этом божестве, и исполнялись хвалебные песни в его честь – дифира́мбы .

Представление разыгрывалось ряжеными, которые изображали свиту Диониса - козлоподобных сатиров . Поэтому участники надевали на себя козлиные шкуры.

В 534 г. до н. э. Феспи́д выделил из общего хора участников действа, солиста, который стал называться корифе́ем . Это событие считается датой рождения собственно театра. Позже, драматург Эсхил ввёл в действие второго солиста, а затем Софокл , добавил третьего.

В Древней Греции зародились и сформировались основные театральные жанры:

1. Трагедия – дословный перевод названия – «песнь козла» (от греч. «трагос» - «козел», «одэ» - «песнь»); (Здесь нужно вспомнить о ряженных в козлиные шкуры) . Покровительницей этого театрального жанра считалась Мельпомена - муза трагедии , которую принято изображать с маской печали в руках. (о древнегреческих музах читайте в предыдущей статье ). Считается, что это род драмы родился из той части религиозных мистерий, где разыгрывалась история смерти Диониса.

2. Комедия – происхождение слова от греческого «комос» - шествие ряженых и «одэ» - «песнь»; За этот вид театральных представлений ответственность несла ещё одна Муза, которую звали Талия. Маска в её руках выглядит жизнерадостнее, чем та, что держит Мельпомена. Предполагают, что этот жанр вырос из тех же мистерий, когда разыгрывалась та часть мифа о Дионисе, где он воскресал. Тогда народ уже скидывал козлиные шкуры и маски, и все предавались буйной радости и обильным возлияниям, восхваляя этого бога.

3. С атирова драма (иногда говорят «сатировская драма») или иначе «игривая трагедия» - средний жанр (между трагедией и комедией, но не путать с современной трагикомедией), ближе всего стоящий к изначальным народным праздникам в честь Диониса.

Театральный «марафон» длился четыре дня подряд (в некоторых источниках, говорят о трёх днях), с самого утра до захода солнца, и имел форму состязания драматургов, пьесы которых оценивало жюри. В каждый из дней, на суд выносили пьесы одного из соревнующихся авторов.

Три первых дня в театре играли по три трагедии и одной сатировой драме каждого конкурсанта, а на четвертый день шли постановки нескольких комедий. Очевидно, что предпочтение отдавалось жанру трагедии . Это было связано с эффектом ка́тарсиса , важным для воспитания лучших качеств личности. Сопереживая героям пьесы, испытывая чувство сострадания, душа зрителя словно бы очищалась, а сам он становился возвышеннее и благороднее.

Именно это нравственное очищение души в результате страдания пережитого вместе с героем трагедии, в совокупности с испытываемым эстетическим потрясением, и называлось катарсисом .

Всё действо в театре было музыкальным , потому корифеи свои монологи не читали, как это происходит сегодня, а пели (произносили нараспев, под аккомпанемент музыкальных инструментов).

Важную роль в таком представлении играл хор , состоящий обычно из 12 – 14 человек. С ним солист вел диалог, хор сообщал о значимых для героев событиях, происходивших как бы вне сцены, создавал определённую эмоциональную атмосферу, готовя зрителя к восприятию коллизий пьесы. Таким образом, хор выступал одновременно и как действующее лицо, и как рассказчик, и как комментатор всего происходящего на сцене.

Интересно, что гражданским долгом было не только посещение театра (для «улучшения» каждого отдельного жителя полиса), но и непосредственное участие граждан в спектакле (и в качестве корифеев, и в составе хора, и как оркестранта, и, особенно, как члена жюри). Это было почётной обязанностью, которой гордились, и которую ещё надо было заслужить.

Древнегреческий театр обычно располагался под открытым небом на склонах естественных холмов.

Античная мифология нашла отражение и в театре. Вне зависимости от того говорим на современном театре или же о театре Древней Греции — всюду мы можем встретить элементы античной мифологии.

Взять, например, Эсхила — одного из самых трудных для понимания драматургов. Существует традиционное представление о композиционной простоте его трагедии, неразработанности характеров, слабости драматургической техники. Этой простотой и объясняется, как правило, обилие неясных темных мест в тексте его трагедий.

Вместе с тем, внимательное чтение и затем сопоставление отдельных кусков текста дает возможность сделать определенные выводы о драматургической технике Эсхила и найти излюбленные приемы трагика.

Греческая трагедия, прежде всего, основном на многовековой мифологической традиции, и потому всякий образ у Эсхила есть прежде всего образ мифологический. Нашей же задачей является рассмотрение того, как именно мифологическая образность формируется в драматическом произведении. Основным материалом для анализа станет единственная сохранившаяся трилогия Эсхила «Орестея».


Театр в Эпидавре

Можно заметить, что в «Орестее» Эсхил подражает елевсинским мистериям, древнему культу, справляемому дважды в году. В рамках трагедии Эсхил вполне осознанно пользуется терминами елевсинского ритуала, из-за чего мог бы быть обвинен в подражании мистериям вне самого ритуала, носящего священный смысл.

Было бы ошибкой предполагать, что такое использование этого учения носят бессознательный характер. Ведь одна из главных трудностей, стоящих перед автором трагического спектакля, заключалась как раз в том, чтобы резкие сюжетные переходы (перипетии) осуществлялись на возможно более прочных основаниях, причем основаниях ней декларативно-логического порядка, но глубоко присущих самому развертывающемуся действию.

Изложение пути Ореста в терминах мистерии и есть как раз удачный художественный прием, позволяющий значительно обогатить драматургическое содержание всего спектакля в целом. Наличие мистериальной линии позволяет, среди прочего, объяснить некоторые эпитеты, характеристики героя, кажущиеся в отрыве от этого контекста напыщенными и странными.

Значение мистериальный линии не сводится только к орнаментальному обогащению драматического действия. Путь очищения души оказывается той моделью действия, которая позволяет зрителю вынести собственное «ценностное определение героя».

Использование ритуальных источников, как видно, представляет собой весьма искусно разработанное Эсхилом художественное средство, с помощью которого достигается предельное драматическое насыщение каждой сцены и, вместе с тем, надежное сцепление между собой сцен, хотя и отстоящих друг от друга, но связанных общностью мотива.

Было бы, однако, неверно думать, что Эсхил использовал ритуальные прототипы только как целые типовые «наборы», «блоки», несущие в себе вполне самостоятельный драматический заряд. Наиболее интересными, на наш взгляд, случаями применения трагиком мистериальных или ритуальных моделей являются те трагедии, которых, в отличие от трилогии «Орестея», само действие не предполагает обращения к прототипам религиозного характера. Ритуальное начало присутствует в них в «снятом виде», причем это несомненный итог стараний самого трагика: он берет из своих источников лишь тот материал, который будет служить динамике структуры, а не ее орнаментальному отягощению.

Так, трагедия «Персы» обращается со своими явными ритуальными прототипами достаточно прямолинейно. Тот факт, что именно множество стран и народов начинает войну против Эллады, нужен Эсхилу для того, чтобы подчеркнуть «варварский» колорит, «персидскую» символическую и художественную ориентацию трагедии. Такая ориентация позволяет истолковывать гибель персидского войска как справедливое воздаяние за жадность, за желание владеть всем и вся.

Художественный смысл гео-этнографической многоликости персидского войска сводится не просто к проповеди единства и предупреждению об опасности разобщенности и раздробленности. В «Персах» существенно важна именно «ориентальная» эстетическая установка — разобщенность во множестве и пестрота подчеркнуты трагиком даже там, где речь идет о разбитом персидском войске. Персидское командование представлено двадцатью пятью военачальниками, в то время как о греческих полководцах не упоминается, но говорится о руководстве богов. Ясно, что победа греков — дело рук богов, а персам никто из богов не помогает. За дерзость своего правителя персы проходят своеобразный очистительный цикл, так что все художественные параметры реального исторического события приобретают несомненный ритуальный, мифический оттенок.

Наличие ритуального подтекста придает многим метафорам и сравнениям Эсхила образное богатство и силу. Например, в его трагедии фигурирует колос как важный символ. Срезанный колос, возможно, и не был прямым источником для Эсхила. Действительно, жатва смерти — это один из самых распространенных архетипов ранних форм искусства, фольклора, имеющий широкое хождение повсюду, где, так или иначе, развивалось земледелие, а вместе с ним и земледельческие культуры. Главное, что привлекает Эсхила к этой теме — мотив плодородия. Мотив этот, опять же, связан для трагика с елевсинским культом. Культ плодородия был не просто компонентом таинств, но их ядром, вокруг которого формировались другие, более частые мистериальные элементы. Примером может послужить смена времен года.

В целом, в драматургии Эсхила мы можем встретить три типа отношений к ритуальной модели: прямое использование в сценической практике, условное применение и, наконец, преодоление ритуального прототипа иными художественными средствами.

Также в трагедиях вводится группа сравнений с животными. Если для Гомера сравнение с животными, звериные эпитеты, условно говоря, фольклорны, то у Эсхила этот вполне традиционный источник начинает играть структурно-драматическую роль в трагедии. Эпитет или сравнение служат не частной характеристике того или иного действия или поступка, а указывает на глубокие внутренние связи, охватывающие все действие в целом, отношения всех героев.

Итак, перед нами известный миф об Итисе. По мифу в соловьиху была превращена Прокна, а ее сестра Филомела — в ласточку. Терей вырвал у Филомелы язык, и это не что иное, как судьба пророческого дара Кассандры: по милости Аполлона никто не верит ее прорицаниям.

Мы видим, что все сравнения с птицами, окружающие Кассандру, носят не просто декоративный характер, но вполне функциональны: они указывают на ее судьбу как символы, корни каждого из которых укоренены в мифах.

Еще более глубокую связь со всей структурой «Орестен» образуют сравнения с собаками, козочкой, оленем и зайцем. Связь эта подкрепрена у Эсхила, во-первых, фольклорной и эпической традицией сравнения героев с тем или иным животным. Однако на этом можно было бы и не останавливаться вовсе, если бы не драматические хитросплетения, которыми окружает Эсхил даже вполне традиционный источник.

Миф о Пенфее является лучшим напоминанием о полной подчиненности человека богам. Превращая человека в зверя, боги и наказывают его, и совершают своего рода милость по отношению к нему, находя для него истинную оболочку. Таким образом, трагик заставляет нас отнестись серьезнее к сравнению Ореста с оленем, связать в сознании эту метаморфозу героя с гневом Артемиды.

Очищение героя происходит на новой ступени развития звериной темы при полном освобождении от звериных мифических прототипов. Итак, наблюдения над тончайшим параллелизмом в развитии темы показывают всю ее важность в действенной линии произведения. Противоречивость в действиях божества воплощена в художественной структуре трилогии как противоречивость ее природы.

Таким образом, встречаемые в трагедии Эсхила мифологические элементы являются не просто художественным приемом, призванным украсить произведение. Миф в данном случае создает некие установки, в рамках которых герои вынуждены действовать. Автор с помощью этих установок раскрывает персонажей, позволяя зрителю представить их. Это делает драматургию неразрывно связанной с мифом со времен Эсхила, и миф может выступать в качестве элемента драматургии и сегодня.

Театр в Древней Греции

Театр (от греческого “место для зрелищ”) ‒ это вид искусства, показывающий жизнь общества через драматическое действие в ходе игры актеров перед зрителями. Сложно представить современную культуру без театра. Он прочно вошел в нашу жизнь и имеет множество поклонников по всему миру.

Театр в Древней Греции

История театра

Современный театр берет свое начало в Древней Греции. В VI веке до н.э. в честь бога урожая и виноделия Диониса в Афинах проводились празднества ‒ Дионисии. Они сопровождались шествиями ряженых с громкой музыкой. Божеству приносили в жертву козла, при этом хор людей, переодетых в сатиров, пел песни. Отсюда пошло понятие трагедии ‒ по-гречески “песнь козлов”. Во время празднеств шумные, пьющие вино компании греков шли к алтарю Диониса, что дало название комедии, от греческого “комос” ‒ веселое шествие и “одос” ‒ песнь. Во время Дионисий в Греции ставились спектакли и проводились конкурсы актеров и поэтов.

Театр в Древней Греции

В 534 г. до н.э. драматург Феспис добавил к хору выступление одного актера. Он читал пролог, повествующий миф о боге Дионисе. Позже Херил и Френих добавили диалоги между хором и актером, а Эсхил и Софокл увеличили количество актеров до трех. Так стало возможно развитие действия. Для спектаклей начали создавать декорации и одевать актеров в костюмы и маски.

Пьесы строились на чередовании речевых партий с хоровыми. Пролог начинал трагедию и знакомил зрителей с героями, местом действия, предшествующими событиями. Затем звучала вступительная песнь хора (парод). Далее шло чередование выступлений актеров и хора. В трагедии обязательно присутствовал коммос ‒ совместная партия актера и хора, служащая для передачи эмоционального напряжения. Завершалась пьеса эксодом ‒ уходом хора и актеров со сцены.

Театр в Древней Греции

В один день показывали три трагедии, которые были объединены общим сюжетом. Как правило, это были мифологические события, однако в них угадывались проблемы греческого общества. В комедиях разыгрывали житейские смешные ситуации, часто это была сатира на известных лиц и политических деятелей.

Театр в Древней Греции

Расцветом древнегреческого театрального искусства считаются трагедии Софокла, Эврипида, Эсхила и комедии Аристофана и Менандра. Античные пьесы ставятся в современных театрах и не потеряли своей актуальности.

Театральное действие в Древней Греции

Театр был очень популярен в Древней Греции. Организацией театральных зрелищ занимался один из магистратов города (архонт). Он назначал состоятельного горожанина, который должен был оплатить расходы на хор, костюмы, декорации ‒ это считалось почетным и повышало популярность спонсора среди народа. Наиболее известен был театр, построенный в Афинах. Он вмещал около 17 тысяч зрителей.

Театр в Древней Греции

Театральные действия проходили три раза в год, во время празднования Дионисий. Это были состязания драматургов, которые должны были представить по 4 пьесы: 3 трагедии и 1 сатириковую драму. Вечером исполняли комедии. Состязания длились 3 дня, под конец выбирались победители.

Театр в Древней Греции

Поначалу вход на представления был бесплатным для всех, позднее была введена плата в 2 обола. Со времен Перикла в казне появилась специальная статья расходов на зрелища, из которой оплачивался вход беднякам.

Люди шли на представления семьями, запасаясь на весь день едой. Приходили в театр заранее, чтобы занять лучшие места и пообщаться с соседями. На комедии не допускались замужние женщины.

Актерское мастерство и костюмы

Актером в Древней Греции мог стать любой гражданин. Это считалось почетным. В греческой пьесе было только 3 актера, поэтому часто им приходилось исполнять по нескольку ролей, переодеваясь во время представления.

Театр в Древней Греции

Актер должен был хорошо петь и декламировать, а также танцевать и жестикулировать. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры носили маски, изображавшие различных персонажей. Маски делали из дерева или из ткани, вымоченной в гипсе. Маска одевалась целиком на голову вместе с прической и бородой. Маски выражали разные эмоции: страх, скорбь, веселье, гнев. Если актер изображал реального человека, маска делалась похожей на его лицо, но в гротескной форме. Так, в комедии Аристофана “Облака” использовалась маска, изображавшая Сократа. Отверстие для рта и выступ на лбу служили резонаторами и помогали делать голос зычным. За один спектакль актер мог менять разные маски. Женские маски были белыми, а мужские темного цвета. Так же они различались по возрасту и социальному положению персонажа. Были маски, изображающие мужчин и женщин разного возраста, рабов, богов, мифических существ, силы природы и абстрактные понятия (зависть, смерть, безумие, вина и т.д.).

Театр в Древней Греции

Для того, чтобы их было видно издалека, актеры носили обувь на высокой подошве ‒ котурны. Под одежду надевались накладки, чтобы создать объем в некоторых местах для комического или трагического эффекта. Костюм тоже имел значение. Актеры носили хитон с длинными рукавами, спускавшийся до пола, и плащи ‒ длинные или короткие. У комедийных актеров хитоны были короткие. Цари одевали пурпурные плащи, царицы ‒ белые с пурпурной каймой. Одежда изгнанников была грязно-белого цвета, черный считался цветом несчастий. Неудачники носили синие или зеленые плащи, а счастливые люди желтые или красные. Боги или герои выступали со своими узнаваемыми атрибутами: Аполлон с луком и стрелами, Геракл с палицей и львиной шкурой, старики с посохом, цари с жезлом и т.д.

Архитектура древнегреческого театра

Орхестра

В Древней Греции театр располагался на открытом пространстве. Он представлял собой круглую площадку (орхестру) и места зрителей, расположенные полукругом на склоне холма.

Театр в Древней Греции

Изначально орхестра представляла собой место, где приносилось жертвоприношение Дионису. Впервые она появилась у склонов Акрополя в Афинах. На ней танцевали и пели дифирамбы в честь Диониса. В центре орхестры стоял жертвенник. На его ступенях играл флейтист-авлет или стоял актер-протагонист, отвечающий хору. Жертвенник оставался на своем месте и позднее, когда уже о культе Диониса не было речи, как дань традиции.

Места для зрителей ‒ театрон

Сначала люди просто сидели на склонах холма. Позднее для них были построены сиденья: деревянные, потом каменные. Они располагались полукругом вокруг орхестры. Внизу находились места для знати, почетных граждан и жрецов. Они могли быть с каменными спинками и балдахинами для удобства. Выше находились места для “среднего класса” и наверху для бедноты. Продольные проходы (пароды) делили места на сектора и на верхние и нижние места.

Театр в Древней Греции

Скена

В V веке до н.э. позади орхестры появляется скена. Первоначально это палатка для переодевания актеров. Позднее скена представляет собой архитектурную конструкцию, примыкающую к орхестре и изображающую храм или дворец. Она представляет собой сценический задник. По бокам к скене пристраиваются проскении для улучшения акустики. В них хранился актерский реквизит, а также они использовались в качестве декораций. Греки использовали расписные декорации и механические машины в своих пьесах. Весь театр был построен таким образом, что в нем сохранялась отличная слышимость так, что на самых высоких местах люди слышали реплики актеров.

Театр в Древней Греции

Древнегреческий театр был уникальным явлением, оказавшим огромное влияние на мировую культуру. Основные принципы античного театра используются и сейчас в драматургии. Тогда и в наше время, театр служил подобием зеркала, в котором общество могло разглядеть свои проблемы и недостатки.

Театральные представления в Элладе возникли из сельских праздников Дионисий, которые ежегодно устраивали в честь Диониса – покровителя виноградарства и виноделия. Люди водили хороводы, устраивали веселые шествия и разыгрывали сценки из жизни бога. Участники представлений надевали на себя шкуры козлов, чтобы походить на сатиров – постоянных спутников Диониса. Они распевали о нем песни, которые назывались трагедиями, то есть песнями козлов. Позднее театральные представления, тоже получившие название трагедий, стали организовывать и во время других празднеств.



Как вы думаете, прообразом каких современных сооружений стал древнегреческий театр?

Первые представления происходили на лесных полянах, окраинах поселков или городских площадях. Позднее их стали проводить в специально выстроенных сооружениях – театрах. Для их устройства выбирался склон холма, в котором в виде ступенек вырубали сиденья, спускавшиеся уступами к подножию. У подножия холма выравнивалась круглая площадка, на которой и происходили представления. За ней, на время постановок, ставилась специальная палатка – скена, служившая для переодевания актеров. Позднее вместо нее стали возводить постоянное сооружение из камня. На его передней стене во время спектаклей вывешивались нарисованные на кусках холста декорации. Некоторые из греческих театров вмещали более 20 тысяч зрителей.


Каким образом при сооружении театра греки использовали особенности природы своей страны?

Первоначально в представлении участвовал лишь один актер и хор из 15 человек. Со временем число актеров было увеличено до двух, а затем и до трех человек. Актерами были только мужчины. Они играли все роли, в том числе и женские. Для того чтобы зрителям было ясно, кого именно они изображают, актеры надевали большие ярко раскрашенные маски. Хор был такой же важной частью представления, как и актеры. Он пояснял зрителям происходящее на сцене, рассказывал о предыстории событий.


Эсхил. Древнегреческая скульптура

Сюжетами трагедий обычно служили широко известные мифы и легенды, а также важные исторические события. В трагедиях боролись друг с другом добро и зло, верность и предательство. В них прославлялись подвиги героев, описывались их страдания, а нередко и гибель. Одним из создателей греческой трагедии считается поэт Эсхил, живший в VI–V веках до н. э. Его самая знаменитая трагедия – «Персы» повествует о войне греков с персами. Ее действие происходит в столице Персии. Старейшины города, которых изображает хор, собираются у дворца царя. Они вспоминают о том, как войско Ксеркса отправлялось в Грецию. Мать царя выходит к собравшимся и рассказывает о своем недобром сне. В это время на площадь вбегает гонец с вестью о страшном поражении при Саламине. После его рассказа мать Ксеркса спешит на могилу мужа. Она совершает жертвоприношение, и перед ней возникает тень Дария. Он говорит, что поражение персов – кара богов за надменность Ксеркса, и предсказывает поражение в битве при Платеях. Тут появляется и сам Ксеркс. Он тяжело переживает свои поражения, к нему присоединяется хор старейшин, оплакивающий гибель доблестных сынов Персии. Так, общим плачем и заканчивается эта трагедия. Поставленная в Греции сразу после окончания войны, она имела огромный успех.


Сцена из трагедии Эсхила. Роспись на вазе

Не меньшей популярностью пользовались и произведения поэта Еврипида, жившего в V веке до н. э. Его знаменитая трагедия «Медея» была написана по мотивам мифа об аргонавтах – героях, отправившихся в плавание на корабле «Арго». Они плыли в Колхиду (нынешняя Грузия) за золотым руном (шкурой золотого барана). Аргонавты преодолели множество препятствий, пока не прибыли в Колхиду. Но им не удалось бы добыть золотое руно, если бы не помощь дочери царя этой страны Медеи. Девушка влюбилась в предводителя героев Язона и помогла ему получить сокровище. Вместе с ним она бежала в далекую Грецию. Прожив здесь с Язоном несколько лет и родив ему двух сыновей, Медея вдруг узнала, что муж решил ее бросить и жениться на дочери одного из греческих царей. В гневе она убила детей, чтобы отомстить коварному Язону.


Бронзовая маска актера

В театрах ставился и еще один вид представлений, возникший из веселых песенок и шутливых сценок, которые назывались комедиями – «песнями веселых поселян». Они переносили зрителей в мир сказок, чудес и необыкновенных приключений. В комедиях рассказывалось о полетах на небеса, путешествиях в царство мертвых, забавных проделках Диониса и сатиров. Комедии не только забавляли зрителей, но и бичевали людские пороки: глупость, жадность, тщеславие. Они высмеивали бесчеловечность правителей, затевающих войны лишь для собственной выгоды.


Вспомните, кто такие сатиры и как их себе представляли древние греки.

Одним из наиболее известных авторов комедий был афинянин Аристофан, творивший в V–IV веках до н. э. Жил он в тот период истории, когда между Афинами и Спартой разгорелась многолетняя война. В комедии «Мир» Аристофан высмеял тех, кто втянул Афины в эту войну и извлек из нее немалую выгоду.


Ваза с изображением актеров

Значение театра в жизни эллинов

Греки любили театр и старались не пропускать ни одного представления. Обычно на посещение театра уходил целый день, потому что во время праздников ежедневно ставились три трагедии и одна комедия. Они шли друг за другом с небольшими перерывами, во время которых зрители могли перекусить. Направляясь в театр, греки всегда запасались едой и питьем. Из шедших во время праздников спектаклей зрители должны были выбрать лучший. Автора награждали лавровым венком и дорогими подарками.

Больше всего греки любили трагедии. Ведь эти постановки не только развлекали, но и воспитывали высокие чувства: любовь к людям, чувство долга. Трагедии учили, что добро всегда побеждает зло, а честность и порядочность будут обязательно вознаграждены, ибо ценятся выше коварства и предательства. Театр воспитывал в гражданах чувство патриотизма и готовность пожертвовать ради родины собственной жизнью. Не случайно афиняне заботились, чтобы все граждане имели возможность посещать представления, а Перикл даже выдавал беднякам «театральные деньги».

Древняя Греция являлась родиной театра. Именно здесь возникли и получили развитие такие театральные жанры, как трагедия и комедия. Театр играл в жизни древних греков очень важную роль. Он воспитывал, просвещал и прививал людям высокие нравственные качества.


• VI–V века до н. э. Время жизни Эсхила.

• V–IV века до н. э. Время жизни Аристофана.


«Делать из мухи слона» – сильно преувеличивать.

Выражение, связанное с произведением древнегреческого писателя Лукиана «Похвала мухе»

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, как возникли театральные представления.

2. Какие виды представлений появились в Древней Греции? Какой из них греки больше всего любили и почему?

3. Кто такие Эсхил, Еврипид, Аристофан, чем они знамениты?

4. Верно ли утверждение, что театр в Греции был «школой для взрослых»? Обоснуйте свой ответ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

«Греческий проект»

«Греческий проект» Поездка Екатерины II в Тавриду и Новороссию воодушевила ее. За несколько лет пустынные степи и безлюдное побережье превратились в цветущий край. Это, казалось, приблизило осуществление имперской мечты Екатерины II и Потемкина, так называемого

Греческий поход

Греческий поход Двадцати лет от роду Александр получил царство, а вместе с ним и проблемы. Филипп, покоривший Грецию силой оружия, не успел принудить греков смириться, балканские племена, подчиненные Филиппом, также не желали быть рабами. Советники считали, что Александру

IV. ГРЕЧЕСКИЙ РОД

IV. ГРЕЧЕСКИЙ РОД Греки, подобно пеласгам и другим соплеменным народам, уже в доисторическое время были организованы сообразно тому же органическому ряду, что и американцы: род, фратрия, племя, союз племен. Фратрии могло не быть, как у дорийцев, союз племен мог образоваться

3. Греческий театр и литература

3. Греческий театр и литература Растущая популярность театральных представлений привела к тому, что они не только заняли доминирующее место в религиозных и общественных празднествах, но отделились от религиозных церемоний, стали самостоятельным видом искусства,

1. Греческий «Олимпийский миф Творения»

1. Греческий «Олимпийский миф Творения» Прежде чем перейти к крупнейшей Сицилийской войне якобы 415–413 годов до н. э., следующей в истории «Древней» Греции за Марафонским сражением якобы 490 года до н. э., мы сделаем шаг в сторону и обратимся к «древнейшей» греческой истории.

ГРЕЧЕСКИЙ ОРДЕН СПАСИТЕЛЯ

ГРЕЧЕСКИЙ ОРДЕН СПАСИТЕЛЯ В первой половине XIX века одним из самых мощных освободительных движений в Европе стала греческая революция 1821 года. В результате ее на карте появилось независимое греческое государство, которое включало в себя полуостров Пелопоннес, часть

Греческий огонь

Греческий огонь Зародыши химического оружия появились в далекие времена. Первые попытки в этом направлении были сделаны в Греции во время Пелопоннесской войны между Афинским морским союзом и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой (431. 404 гг. до н.э.). Спартанцы жгли

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

Греческий эпос и Микены

Греческий эпос и Микены Политическая расчлененность обширных южнобалканских земель и прилегавших к ним островов неизбежно вела к созданию племенных союзов и коалиций царств, часто кратковременных и эпизодических. Конфликты между соседями привели к XVII–XIV вв. к

10. Безымянный греческий монах…

10. Безымянный греческий монах… Два одессита пошли в гости. Подходят к двери. Один стучит ногой. — Сема, но почему ты стучишь ногой? — Пусть думают, что у нас руки заняты подарками! Из недуховных анекдотов… Сегодняшнюю историю поведал нам практически наш современник.

Греческий полис

Греческий полис Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социальной организации античного общества,

"ГРЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ"

"ГРЕЧЕСКИЙ ПРОЕКТ" План правительства Екатерины II завоевать часть Турции, включая проливы, нередко именуется в советской историографии вымыслом, "мифом" (Маркова О.П., 1958, 53, 58) и даже ставится в один ряд с действительно апокрифичным "Завещанием Петра I".Между тем ныне мы

Греческий язык

Греческий язык Мир мало отдает себе отчет в важности греческого влияния на формирование судьбы христианства. Это не столько влияние самого греческого языка, которое было огромно, сколько неподчинение ранних греко-христиан требованиям иудео-христиан, чтобы они

Греческий вопрос

Греческий вопрос В марте 1821 года возникла непосредственная угроза российским интересам, когда Александр Ипсиланти, грек, служивший в российской армии, поднял восстание против турок в княжествах Молдавии и Валахии. До этого царь балансировал между раздражением,

Греческий шпион

Греческий шпион Через четыре месяца после предательства Бохана в сентябре 1985 года в Афинах был арестован заместитель директора греческого филиала фирмы «Стандарт электрик» 49-летний инженер-механик Михалис Мегалоконому. Газеты тогда писали, что именно показания Бохана


ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

Наследие, оставленное нам античностью в области литературы и искусства, огромно. Основные роды поэзии - эпос, лирика и драма - возникли в Греции. Античная архитектура, скульптура, литература и театр были предметом изучения и подражания и в последующие века. Значение античного театра выходит далеко за хронологические рамки породившего его общества. К примеру, в эпоху Возрождения стали создаваться первые литературные трагедии и комедии, образцами для них послужили пьесы античных авторов. Но даже на протяжении XIX и XX вв. на европейских сценах шли античные драмы.

До сих пор многие удивляются, посещая Грецию, архитектуре древнегреческого театра. Его громадности и грациозности. На сохранившихся древнегреческих сценах и в наше время ставятся произведения древнегреческой драматургии.

В своем реферате я поставила цель рассказать о происхождении древнегреческого театра, его архитектуре и драматургии. И эта тема, по искусству мне показалась интересной, и из которой я могу узнать много нового и познавательного для себя.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО ТЕАТРА

Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса. Вначале Дионис считался богом производительной силы природы, и греки изображали его в виде козла или быка. Однако позже, когда население древней Греции познакомилось с возделыванием виноградников, Дионис стал богом виноделия, а потом и богом поэзии и театра.

Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). На этих празднествах выступали и ряженые, составлявшие свиту Диониса. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и козлиные шкуры. Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. "Трагедия, по свидетельству Аристотеля, ведет свое начало от запевал дифирамба, а комедия от запевал фаллических песен."* Эти запевалы, отвечая на вопросы хора, могли рассказать о каких-либо событиях из жизни бога и побуждать хор к пению. К этому рассказу примешивались элементы актерской игры, и миф как бы оживал перед участниками праздника.

"Проливая свет на происхождение греческой драмы и сами слова трагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов: «трагос» - козел и «оде» - песнь, т.е. песнь козлов, так как спутниками Диониса были сатиры, козлоногие существа, прославлявшие подвиги и страдания бога. Слово комедия тоже происходило от двух греческих слов «комос» и оде. Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженных, осыпавших друг друга шутками и насмешками на сельском празднике в честь Диониса. Следовательно, слово комедия обозначает песнь комоса."**

Почвой древнегреческого искусства считают мифологию. В ходе развития греческой трагедии круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Агамемнона, Геракла и Фесея и других. Таким образом греческая драматургия заимствовала свои сюжеты из мифологии. Это объясняется характером греческой мифологии - ее глубокой художественной выразительности. Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.

Греческая трагедия целиком основывается на мифологии. Но сквозь мифологическую оболочку драматург отражал в трагедии современную ему общественную жизнь, высказывал свои политические, философские и этические воззрения. Использование мифологии делало трагедию необычайно доходчивой. В каждой пьесе зритель встречал уже знакомые ему лица и события и мог свободнее следить за тем, как эти мифы перерабатывала творческая фантазия драматурга.

По свидетельству самих греков, трагедия уже во второй половине VI в до н. э. достигла значительного развития, использовав богатое наследие эпоса и лирики. Усилению действенной стороны трагедии очень способствовало нововведение трагик Феспида. Он выделил из хора особого исполнителя - актера.

Феспид был первым афинским трагическим поэтом. Первая постановка его трагедии состоялась весной 534 г. до н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год по традиции принято считать годом рождения мирового театра.

Ранние греческие трагедии напоминали скорее всего лирические кантаты и почти сплошь состояли из песен хора и актера. Произведения ранних греческих трагиков до наших дней не дошли.

В содержании комедии, так же, как и в трагедии, с первых же дней ее существования к религиозным мотивам примешивались житейские, которые в дальнейшем занимали все больше и больше места и в конце концов стали преобладающие или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису.

Участники комоса стали разыгрывать и маленькие комические сценки: похищение ворами съестных припасов и вина и другие сценки. К шуткам, песням и небольшим сценкам уже в то время примешивались элементы социальной сатиры.

Возникшая из аттического комоса древняя аттическая комедия V в. до н. э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического сторя, деятельности отдельных учреждений Афинской республики, ее внешней политики, войны, мира и т.д. Такая комедия существовала в условиях афинской рабовладельческой демократии.

Своего высшего выражения театральное искусство Vв. до н.э. достигло в творчестве трех великих трагиков - Эсхил, Софокл, Еврипида - и комедиографа Аристофана. Одновременно с ними писали и другие драматурги, но до наших дней дошли только небольшие отрывки их произведений, а иногда и лишь имя того или другого поэта.

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей. Драмы ставили на трех праздниках в честь Диониса: Малых или Сельских Дионисиях (в декабре - в январе); Ленеях (в январе - феврале); Великих или Городских Дионисиях (в марте - апреле).

Драматические представления проходили как состязания драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатириковую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три трагедии, связанные единством сюжета, составляли трилогию, после нее и ставили сатириковую драму. Трилогия и сатириковая драма составляли тетралогию. Состязания продолжались три дня. Каждый день с утра играли три трагедии и одну сатириковую драму. Под вечер исполняли комедию одного из участвовавших в состязании комических поэтов.

Драматурги получали хор от архонта* , но все издержки, связанные с обучением хора, брали на себя богатые сограждане (хорег**). Хорег должен был организовать хор на свои деньги, изготовить для него костюмы. Для драматических состязаний требовалось шесть хорегов: три - для тетралогий и три - комедий. В хореги избирали любителей театра, в которых недостатка в ту эпоху не испытывали. В начале драматурги сами писали музыку и сами обучали хор, но уже очень скоро им пришлось прибегнуть к помощи специальных учителей.

Исполнение обязанности хорега и участие в трагическом хоре было делом весьма почитаемым. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находятся под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматургическим состязаниям освобождались даже от военной службы.

Судили на состязании особенные выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Драматург, занявший на состязании третье место, считался потерпевшим поражение. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал***, который хранился в государственном архиве Афин.

* Архонт - высшее должностное лицо Афин.

** Хорег - богатый гражданин подготовивший хор для драматических состязаний.

*** Дидаскал - протокол в который вносились результаты состязаний

Список источников:

1. Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. // Л.: «Искусство». 1971. 80 с.

2. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Элады, и его значение для современности. . // Л.: «Искусство». 1980. 323 с.

3. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. . // Л.: «Искусство». 1970. 258 с.

4. Колпинский Ю.Д. По Греции и Италии. . // Л.: «Искусство». 1960. 120 с.

Читайте также: