Методы бережливого управления в детском саду и школе доска задач 5s визуальный менеджмент

Обновлено: 16.05.2024

Целый ряд вещей мы считаем чем-то самим собой разумеющимся. На производстве должен быть порядок. Рабочие места должны быть чистыми. Организация рабочего места должна быть удобной. Все должно лежать на своих местах. Материалы и комплектующие должны быть максимально доступны. Эти требования элементарны и, казалось бы, зачем выдумывать какие-то правила и руководства? Ведь на «идеальном» производстве

«идеальные» работники будут соблюдать эти правила без каких-либо напоминаний. К сожалению, «идеальное производство» существует только на бумаге, а в реальной жизни мы имеем дело с реальными процессами и реальными людьми, которые имеют тенденцию концентрироваться на своих главных задачах в ущерб тому, что считают мелочами.

ВложениеРазмер
5s_-_sistema_organizatsii_i_ratsionalizatsii_rabochego_mesta_prostranstva_kak_odin_iz_instrumentov_berezhlivogo_proizvodstva.docx 25.28 КБ

Предварительный просмотр:

5S — система организации и рационализации рабочего места пространства), как один из инструментов бережливого производства.

5С – это эффективный метод организации рабочих мест.

Использование системы 5С повышает скорость выполнения заданий и способствует росту качества продукции, снижению количества ошибок и улучшению психологического климата в коллективе.

Благодаря системе 5С, на рабочем месте каждого работника, можно постоянно поддерживать идеальный порядок и избегать повторного захламления.

Главное преимущество системы 5С заключается в том, что ее внедрение не требует больших финансовых вложений и применения новых управленческих технологий. Систему можно использовать в любой сфере деятельности – и на производстве, и в офисных процессах.

На производстве внедрение системы 5С снижает вероятность несчастных случаев. Кроме того, стандартизация рабочего места дает возможность увидеть отклонения от нормы и избежать таких ошибок, как использование неверного инструмента. В результате повышается производительность труда и качество продукции, а это безусловный плюс, как для компании, так и для ее сотрудников.

Целый ряд вещей мы считаем чем-то самим собой разумеющимся. На производстве должен быть порядок. Рабочие места должны быть чистыми. Организация рабочего места должна быть удобной. Все должно лежать на своих местах. Материалы и комплектующие должны быть максимально доступны. Эти требования элементарны и, казалось бы, зачем выдумывать какие-то правила и руководства? Ведь на «идеальном» производстве

«идеальные» работники будут соблюдать эти правила без каких-либо напоминаний. К сожалению, «идеальное производство» существует только на бумаге, а в реальной жизни мы имеем дело с реальными процессами и реальными людьми, которые имеют тенденцию концентрироваться на своих главных задачах в ущерб тому, что считают мелочами.

Тем не менее, история и практика производственной мысли привела к несложному выводу: в производстве нет мелочей, и вне зависимости от степени автоматизации и роботизации производства успех предприятия, как и сто лет назад, напрямую зависит от работника и организации его рабочего места. Здравый смысл подсказывает: работник, который следует стандартам и содержит в порядке свое рабочее место, сможет гораздо лучше работать с современным оборудованием и демонстрировать 100%-ный уровень качества.

Именно так желание и усилия производственников, направленные на содержание в порядке все более усложняющегося рабочего места, привели к развитию и распространению методики 5S, которая по мере применения на миллионах рабочих мест, в тысячах вариантов самых разнообразных условий, продолжает трансформироваться и совершенствоваться.

5S – это совокупность пяти направлений работы по повышению эффективности рабочих мест за счет более удобной организации, приведения их в порядок, внедрения стандартов и принципов непрерывного совершенствования:

• Сортировка (Seiri) – оценка всех находящихся на рабочем месте предметов, инструментов и материалов по критерию их полезности и частоты использования.

• Самоорганизация (Seiton) – создание на основании сортировки более удобной системы расположения инструментов и материалов, которая позволяет быстро и просто их найти и использовать.

• Систематическая уборка (Seiso) – поддержание рабочего места в порядке, ежедневная уборка мусора, отходов производства, утечек смазочных материалов, помещение инструментов на положенные места.

• Стандартизация (Seiketsu) – формирование стандартов поддержания порядка, пользования инструментами и материалами, организации рабочих мест и мест общего пользования.

• Совершенствование (Shitsuke) – формирование культуры 5S, которая становится органичной частью корпоративной культуры предприятия, постоянный поиск возможностей более эффективной организации рабочих мест.

Таковы основные положения концепции 5S, хотя, несомненно, ее развитие еще не завершено, и каждое предприятие, практикующее ее принципы на своем производстве или в своих офисах, вносит свой вклад в ее формирование.

Для внедрения системы 5S следует придерживаться алгоритма подготовки и реализации мероприятий в рамках внедрения на предприятии системы 5S. Каждый шаг подробно рассматривается по схеме:

1. Название задания.

3. Время реализации.

4. Необходимые материалы.

5. Ключевые этапы выполнения задания.

6. Примечания, информация, таблицы и прочая сопровождающая информация.

7. Критерии, указывающие на успешное выполнение задания.

Система 5С - мощный инструмент организации рабочего пространства

  • Сортировка - «Избавься от ненужного!» Ненужные предметы ведут к потере пространства, времени и денег.
  • Соблюдение порядка - «Каждая вещь на своем месте!» Расположи предметы так, чтобы их было легко найти и использовать.
  • Содержание в чистоте - «Содержи рабочее место в чистоте!» Сделай свое место комфортным и безопасным.
  • Стандартизация - «Создай стандарт рабочего места, операций!» Стандартизируй все улучшения, проведенные в процессе.
  • Совершенствование - «Постоянно совершенствуй свое рабочее место!» Сделай так, чтобы система 5С стала неотъемлемой частью твоей жизни.

- Канцелярские принадлежности разбросаны по всему столу, документы свалены в кучу…

- Это не позволит быстро определить, в какой папке находится необходимый нам документ.

- Это приводит к ошибкам, к порче или утере важной информации.

- Это делает процессы более длительными, соответственно и более дорогими.

Первый шаг на пути внедрения системы 5S: разделение вещей на нужные и ненужные и избавление от последних.

- Отдели необходимое от бесполезного

- Обозначь редко используемое

- Оставь только нужное

Без первого шага «Сортируй» бессмысленно переходить к шагу «Соблюдай порядок» и что-то переставлять. В таком случае вы просто перекладываете ненужные вещи с места на место.

Важно УДАЛЯТЬ НЕНУЖНОЕ.

Второй шаг: Соблюдай порядок

Проблемы, связанные с нерациональным размещением предметов и документации в офисе

- Забыл, что к этому сроку

- Забыл, как решалась аналогичная проблема

- Долгий поиск документа/информации

- Закончился тонер в картридже, когда нужно срочно печатать

Для решения этих проблем необходимо решить: где хранить? (правильная планировка) и как хранить? (Хранить по назначению, по ходу рабочего процесса)

Шаг третий: создание безупречной рабочей зоны.

Меры по труднодоступным и сложным местам :

устранить труднодоступное место;

сделать место легкодоступным; использовать специальные приспособления для уборки.

Меры по источникам загрязнения:

ликвидация источника загрязнения;

локализация источника загрязнения, уменьшение интенсивности загрязнения;

сокращение зоны загрязнения (распыления, разбрызгивания); повышение эффективности чистки, уборки путем совершенствования: инвентаря, моющих средств, приемов чистки/уборки.

На этом шаге применяется визуальная система управления. Люди воспринимают информацию через:

Если двери не прозрачные, то необходима визуализация снаружи

Четвертый ша г. Это метод, при помощи которого можно добиться стабильности результатов при выполнении процедур первых трёх этапов: сортировки, рационального расположения, уборки.

Пятый шаг. Цель этого шага: непрерывное повышение эффективности методов по поддержанию рабочего окружения.

Следовать правилам, совершенствовать правила.

- Ежедневно применять принципы 5С

- Непрерывно проверять соблюдение стандартов

- Улучшать разработанные стандарты

В чем эффективность от внедрения системы 5S?

- повышение дисциплинированности персонала в соблюдении правил и инструкций по охране труда. Сокращение потерь, обусловленных: невниманием персонала; неисправностью оборудования;

- организация производственного процесса, обеспечивающего требуемый уровень качества

- сократить ненужные запасы

- эффективно использовать рабочие места

- предотвратить потери, связанные с поиском нужных предметов

- улучшить организацию труда

- повысить ответственность персонала

- мотивировать персонал на производительный труд

Для контроля актуальности стандартов 5C проводить регулярные аудиты и актуализировать рабочие процедуры в соответствии с изменившимися условиями.

Деятельность в соответствии с методикой 5C должна стать неотъемлемой частью рабочего дня и войти в привычку. Для этого следует наглядно демонстрировать результаты деятельности (было/стало, статистика, процент брака и т.д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практика использования инновационных образовательных технологий бережливого производства в образовательном процессе

Данный материал раскрываеттему педагогических технологий в рамках бережливого производства.


Бережливое производство в детском саду

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенно.

«Принципы бережливого производства в детском саду»

Основной целью внедрения бережливого производства является формирование бережливого сознания дошкольников, бережливого отношения к вещам, книгам, предметам. Соблюдая принципы 5С у детей прививаются на.

«Эффективная организация и оптимизация рабочего времени работников ДОУ в рамках применения бережливых технологий»

Бережливые технологии (в переводе с японского Кайдзен) — это японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки.


Проект "Организация рабочего места воспитателя по системе 5S"

Организация рабочего места воспитателя по системе 5S .


Использование инструментов бережливого производства в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Использование технологий бережливого производства означает выявление резервов внутреннего развития на случай возникновения трудностей. Большинство потерь могут быть ликвидированы при помощи внедрения .

Корпорация «Российский учебник» запустила цикл вебинаров, посвященных бережливому производству в сфере образования. На одной из лекций кандидат педагогических наук Дмитрий Поляков представил весьма популярные инструменты эффективной организации работы и рабочего пространства. Разберем подробно каждый из них.

Прослушать статью

Тренд: бережливое производство

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:

  • ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
  • ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
  • ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.

Доска задач

Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения.


Распространенные варианты «досок»:

  • На магнитно-маркерной доске.
  • На ватмане А1.
  • На пробковой доске.
  • В электронном виде.

Последний вариант, исходя из психологических особенностей людей, специалисты расценивают как наименее эффективный. Даже крупные it-компании часто использую именно доски из материалов, на которые можно физически прикреплять задачи и осязаемо выбрасывать их после выполнения.

Порядок определения задач зависит от размера штата и наличия различных подразделений. Представляем вам развернутый вариант работы с досками в организации:

Уровень рядовых сотрудников: в каждом структурном подразделении находятся доски со всеми задачами «на исполнении».

Уровень заместителей директора: у каждого заместителя есть доска с 3-5 наиболее значимыми задачами по каждому сотруднику.

Уровень директора: общая доска с 3-5 наиболее важными задачами по каждому подразделению.

Обычно «доски» делятся на два крупных блока: «В плане» и «В работе». На каждом стикере обозначается:

  • Название
  • Кто ответственен за выполнение
  • Дедлайн
  • % выполнения (он может зависеть от разных факторов: например, от качества или от соблюдения сроков).

Блок «В плане» содержит укрупненные задачи, которые нужно выполнить в ближайшие неделю-две. Например: «Проведение обучения для кураторов и тим-лидеров». Блок «В работе» — детализированные действия по каждой задаче. Например: «Направление информационного письма» или «Подготовка презентационных материалов».


На базе доски задач организовывать короткие ежедневные или еженедельные совещания на 10-15 минут, в формате руководство-подчиненные — чтобы определять перспективы дальнейшей работы. Доски задач можно и нужно использовать не только в решении педагогических вопросов, но и непосредственно при обучении детей (пример: технология «План — дело — анализ» в рамках популярной программы «Вдохновение» Лидии Свирской, доцента кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования»). Уже в начальном обучении мы можем показать детям, как планировать свою деятельность и двигаться к достижению цели. Также имеет смысл посоветовать родителям внедрить доски задач в систему домашнего воспитания.

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:

Шаг 1. Сортировка (Сэири)

Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:

  • Нужные всегда (то, что используем в данный момент).
  • Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).
  • Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).

Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.


Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)

Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.

Виды пиктограмм и указателей:

  • На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).
  • На самих предметах (где этот предмет должен храниться).
  • Количество (сколько предметов здесь можно разместить).


Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.


Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)

Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.

Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:

  • Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.
  • Закрепите каждую зону за определенной группой людей.
  • Обозначьте время уборки.

Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)

Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т.д.


Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)

Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.

  • Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.
  • Делайте фотографии "до"/"после", чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)
  • Прибегайте к помощи аудиторов.
  • Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.
  • Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.

Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.

Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления

Тони Бьюзен - родоначальник методики запоминания, творчества и организации мышления с помощью интеллект-карт - подробно объясняет, что такое интеллект-карта, как она работает и как ее можно использовать в любых сферах , чтобы улучшить свою жизнь.

Визуальный менеджмент

Визуальный менеджмент — отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны.

Визуальная навигация — один из инструментов бережливого производства. В школе и детском саду она нужна детям, родителям — то есть потребителям образовательных услуг. Если в образовательном учреждении несколько входов, корпусов, то необходима внешняя навигация. Внутри, соответственно, организовывается внутренняя навигация. Ориентируясь на детей, лучше использовать не буквенные и цифровые обозначения, а рисунки. Из указателей можно сделать настоящее украшение помещений!


Отдельное внимание стоит уделить визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. Любая разметка должна быть стандартизирована:


Раз зашла речь об удобстве детей и родителей, стоит задуматься о клиентоориентированном дизайне помещений. Навигация — лишь его часть. Чтобы действительно вывести свою учебную среду на новый уровень, старайтесь использовать в пространстве дидактические элементы, создайте зону выполнения домашнего задания для учеников, обустройте зону комфорта для родителей с удобной мебелью, кулером, образцами заявлений и витриной ученических наград.

Внедрение любых методов — это лишь внешнее выражение настроя участников образовательного процесса. Без понимания идей бережливого производства, внутренней потребности людей в его организации, никакие методы не приживутся.

В одних школах инструменты бережливого производства уже используются во всю, в других — они пока в новинку. Делитесь своим опытом с коллегами на онлайн-площадках «Российского учебника»!

Инструменты бережливого управления в детском саду и школе : 5S.

Тренд: бережливое производство

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:

ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.

ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.

Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:

Шаг 1. Сортировка (Сэири)

Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:

Нужные всегда (то, что используем в данный момент).

Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).

Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).

Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.

Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)

Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.

Виды пиктограмм и указателей:

На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).

На самих предметах (где этот предмет должен храниться).

Количество (сколько предметов здесь можно разместить).

Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.

Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)

Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.

Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:

Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.

Закрепите каждую зону за определенной группой людей.

Обозначьте время уборки.

Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)

Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т. д.

Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)

Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.

Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.

Делайте фотографии "до"/"после", чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)

Прибегайте к помощи аудиторов.

Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.

Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.

Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.

Стихи к «Выпускному вечеру» (в школе и детском саду). Авторские стихи к "Выпускному вечеру" (в школе и детском саду)."Детство золотое, прощай!"1. Пронеслись года, как птицы, Зов не слыша, «Время,.

Фотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском саду

Фотоотчет о колядовании детей подготовительной к школе группы в детском саду После новогодних праздников, собравшись с детьми в группе, мы с детьми выучили несколько рождественских колядок, каждый из ребят изготовил.

Фотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы

Фотоотчет «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Фотоотчет 1 часть «Выпускной в детском саду» детей подготовительной к школе группы Наши дети вот- вот попрощаются с детским садом и с трепетом.

ИЗО в детском саду и школе. Презентация «Ретро-раскраски. Вместе нам весело!» Дорогие воспитатели, учителя и родители! Предлагаю вам эту серию для творческой работы с детьми. Красочные картинки из далёкого прошлого.

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты»

Консультация для родителей «Самодельные инструменты — это интересно. Как изготовить дома самодельные шумовые инструменты» Музыкальное воспитание детей нужно начинать с познания элементарной музыкальной импровизации, доступной каждому человеку. Чтобы импровизировать.

Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками

Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками Мастер-класс. «Музыкальные инструменты для музыкального уголка в детском саду своими руками»Хочу представить вашему вниманию мастер-класс.

Музыкальные инструменты в детском саду

Музыкальные инструменты в детском саду Музыка воздействует не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Музыка развивает музыкальные и творческие способности.

Проблемы подготовки детей к школе в детском саду Положительное отношение к школе включает в себя как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное.

Аннотация: В настоящее время бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие. Одним из методов бережливого производства является система 5S. Эта система позволит организовать рабочее пространство, обеспечивающее безопасное и эффективное выполнение работы. Являясь, на первый взгляд, набором простых и очевидных правил, 5S призван сформировать определенную культуру. Это больше чем инструкции, это часть идеологии бережливого отношения к самому себе и своему рабочему окружению.

Ключевые слова: стандартизация, сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, совершенствование.

Цель: организовать рабочее пространство, обеспечивающее безопасное и эффективное выполнение работы в ДОУ.

1. Разработать инновационные способы и методы, которые позволят быстро освободиться от скопившихся в ДОУ и на рабочем месте ненужных предметов/документов и предотвратить их скопление в дальнейшем;

2. Создать оптимальную среду для выполнения трудовых функций, поддержания порядка, чистоты, точности, пунктуальности, экономии времени и пространства для повышения производительности труда воспитателя.

3. Формировать условия для комфортного пребывания детей в детском саду.

4. Разработать стандарт рабочих мест, ежедневных операций детей и сотрудников.

1. Знакомство с преимуществами применения метода бережливого производства системы 5С в дошкольном образовательном учреждении.

2. Понимание педагога о том, как повысить свою эффективность за счет

грамотной организации групповой комнаты, рабочего пространства.

3. Повышение знаний педагога о том, что необходимо сделать для сокращения времени на поиск информации, предметов, дидактических материалов необходимых для работы.

4. Улучшение санитарно-гигиенических условий труда и создание комфортных условий работы.

На базе детского сада №66 «Журавушка» г. Старый Оскол воспитатели первой младшей группы Олейник Е. А. и Толстых О. В. организуют пространство своей группы с помощью технологии 5S.

Система 5С получила название от слов-действий, начинающихся на букву «С» :

I. Сортировка, удаление ненужного.

II. Соблюдение порядка, самоорганизация, определение для каждой

вещи своего места.

III. Соблюдение чистоты, систематическая уборка.

IV. Стандартизация процессов, операций.

V. Совершенствование порядка и дисциплина.

Согласно исследованиям, в среднем около 50 % рабочего времени педагога приходится на проведение учебных занятий и воспитательных мероприятий (в том числе классное руководство, остальное время связано с

подготовкой к занятиям и мероприятиям, проверкой работ обучающихся, оформлением документации, участием в общешкольных мероприятиях.

Система 5С позволила нам:

- быстро освободиться от скопившихся на рабочем месте и в образовательной организации ненужных предметов/документов и предотвратить их скопление в дальнейшем;

- создать оптимальную среду для выполнения трудовых функций, поддержания порядка, чистоты, точности, пунктуальности, экономии времени и пространства для повышения производительности труда педагогического и управленческого работника.

Этап внедрения системы 5С не имеет окончания, поскольку работник образовательной организации выходит на уровень непрерывных улучшений процессов, участником которых является «рабочее место».

«Использование разнообразных форм работы в детском саду с семьей с целью создания единого образовательного пространства» Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва).

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства»

Фотоотчёт «Макеты игрового пространства» Одной из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста является свободная деятельность воспитанников.

Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета» Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует.

Маркеры игрового пространства.

Маркеры игрового пространства. Доброго всем время суток,дорогие коллеги. Сегодня мы хотим вам рассказать о использовании маркеров игрового пространства для сюжетной игры.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образования

Организация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Организация пространства детской реализации «Сделаем наш дом уютным — интерьер, мебель» в подготовительной группе Цель: Учить понимать назначение предметов домашнего обихода, представление о мебели и её назначении. Задачи: -Расширять и систематизировать.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья»

Трудовой родительский десант. «Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» Трудовой десант, вперёд! Нас детский сад к труду зовёт. Чистить, мыть, строгать, пилить Мы готовы, так и быть! Нам работа только в радость,.


Вы слышали что-то о бережливом образовании? Если ещё нет, то можно приступать. Тем более что мы только и делаем, что говорим об инновациях в образовании. Наш блогер Анастасия Дурягина разобралась с главными новинками в образовании на сегодня.

Почти каждый год наше Министерство образования придумывает что-то для модернизации современной школы. Учителям приходится подстраиваться и работать в поле многозадачности, а ещё выполнять свою главную задачу — учить детей. Я не против нового, но у нас другая проблема. Придумать-то придумали, а вот как внедрять — нет. Какие-то у нас с этим проблемы.

Б — бережливость

Нас с детства учили беречь воду, лес, не тратить электроэнергию зря, быть предельно экономичными во всём. Кто-то смог взрастить в себе привычку, кто-то нет. Мы все разные, и взгляды у нас на одно и то же разнятся.

Итак, наступило время бережливого образования. Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения.

Бережливое образование невозможно без бережливой культуры. Главное в lean (так называется в Японии метод бережливой культуры) — человеческий фактор, коллективная работа. Существенную поддержку этому оказывает эмоциональный интеллект работников-коллег. Lean-культуре соответствует и определённая корпоративная культура. Есть ли она у вас на работе?

Говоря о ключевых факторах бережливого обучения (Lean+Training), нужно отметить, что они принципиально не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:

  • выявление и устранение потерь в обучении;
  • непрерывный поток обучения;
  • стандартизацию учебного процесса;
  • 5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
  • визуализацию учебного процесса;
  • осведомлённость и вовлечение персонала;
  • кайдзен — непрерывное улучшение.

Цель этой работы, основывающейся на изучении теоретических положений, — провести анализ потерь и представить комплекс мер по их устранению в образовательном учреждении с помощью lean-технологий. В силу ограниченности формата мы сфокусируемся на материально-хозяйственной деятельности в каждой школе (во многих регионах уже вводят новшество), поскольку потери в этой сфере легко измерить. Сама технология пришла к нам из бизнес-стратегии. И в перспективе смотрится прекрасно.

Система 5S, которая входит в бережливое образование, — это метод организации рабочего пространства (кабинета). Цель — создание оптимальных условий для работы, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии.

Давайте взглянем на таблицы — и сразу поймём всё про систему 5S.


Концепция 5S уходит корнями в философию «кайдзен», что в переводе с японского языка означает «постоянное совершенствование». Она позволяет не просто навести порядок на рабочем месте, но и воспитывает стремление к дисциплине и саморазвитию.

Сегодня 5S применяется на предприятиях, в учреждениях и офисах по всему миру. В августе во всех школах начинается уборка в кабинетах. Классные руководители, за которыми закреплён кабинет, должны подготовить по данной системе свой кабинет. Можно позвать на помощь родителей, родительский комитет.

Этапы 5S

  • Первый шаг — сортировка. На этом этапе важно выбросить все ненужные или лишние предметы со стола, из шкафов. То, чем на самом деле учитель редко пользуется в классе. Например, старые тетради, сломанные горшки из-под цветов, просроченные календари и т. д. Если этого не сделать, то придёт комиссия, сделает выговор. Вам это надо при приёмке класса?
  • Второй шаг — соблюдать порядок. Предметы, которыми редко пользуются, а выкинуть рука не поднимается, можно убрать в ящики, а остальное положить в зоне доступа. Здесь важно, чтобы вещи обрели своё законное место, чтобы до них при необходимости можно было легко добраться. По технологии 5S поиск любого предмета должен занимать не больше 30 секунд.
  • Третий шаг — содержать в чистоте. Здесь можно составить график дежурств и назначить ответственных. Самое главное — определить причины загрязнения и постараться их устранить. Например, можно назначить ответственных и закрепить за ними определённые зоны, которые они будут регулярно убирать: шкаф, парты, подоконники и т. д.
  • Четвёртый шаг — стандартизация. На этом этапе надо постараться оптимизировать пространство, сложить мелкие вещи в коробки, составить перечень книг, которые хранятся в классе, чтобы по этому каталогу их можно было быстро найти. Ребята и учитель должны вместе сформулировать и написать правила, которые помогут поддерживать порядок в классе.
  • Пятый шаг — совершенствование. Здесь открывается возможность для тренировки пространственного и креативного мышления, навыков организации и систематизации. Уборка по системе 5S не должна превратиться в рутину, иначе к ней пропадёт интерес. Важно предлагать идеи, которые позволят усовершенствовать, разнообразить, сократить по времени и улучшить качество уборки.
  • На этом этапе надо уделить внимание мотивации. Например, можно сделать фотографии до и после уборки. Снимки позволят почувствовать значимость работы и произошедшие перемены. Кроме того, ребята, освоившие систему 5S, могут передавать свой опыт другим классам.


Подробнее об этом можно почитать в этих источниках, и пусть это станет вашим путеводителем по миру гармонии и чистоты на работе, и тогда никакие проверки вам не страшны. Т. Фабрицио и Д. Тэппинг, «5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место», а также статья А. И. Герасимовой и И. В. Ярмухаметова «Применение системы 5S в учебных мастерских».

Расскажите в комментариях, применяете ли вы данную систему в своём классе?

Читайте также: