Методика закладки фундамента даньтяня

Обновлено: 03.05.2024

9. Живот

Нижнюю часть живота следует немного втянуть.

10. Копчик

Данную область называют заставой Вэйлюй. Она должна быть расслаблена и выпрямлена.

11. Область точки Хуэйинь.

Область точки Хуэйинь (промежность) и анус необходимо немного втянуть.

12. Колени

У начинающих ноги лишь слегка согнуты в коленях. Те кто занимается Цигун достаточно долго, сгибают ноги значительно.

13. Стопы

Пальцы ног как бы «захватывают» пол, так чтобы точки Юнцюань, расположенные на сводах стоп, немного приподнимались.

После того, как занимающийся Цигун ознакомится с основными требованиями к различным частям тела, он должен изучить основные позиции. Этих основных позиций семь: «Позиция выращивания внутренней пилюли». Лотос, полулотос, по-турецки, сидя на табурете, лежа на спине и лежа на правом боку.

«Позиция выращивания внутренней пилюли»

Станьте прямо, ноги вместе, колени выпрямлены, патьцы ног как бы «захватывают» землю, руки вытянуты вниз по бокам. Медленно наложите кисти рук ладонями на живот. Мужчины располагают свою правую кисть на левой кисти, женщины наоборот свою левую кисть помещают на правой кисти. Точка Лаогун, находящаяся в центре ладоней располагается напротив точки Цихай (примерно 4 сантиметра ниже пупка). Точки Лаогун обеих рук проецируются друг на друга. Кончиком языка коснитесь нёба за альвеолами. Плечи и локти опущены. Немного согните ноги в коленях. Левой ногой сделайте небольшой шаг влево. Ступни расположены на расстоянии шире плеч. Глаза прикрыты. Взгляд направлен на кончик носа. Мысль концентрируется на нижнем киноварном поле (рис. 8).

Лотос(рис. 9),

Полулотос(рис. 10),

По-турецки(рис. 11).

Сидя на табурете(рис. 12),

Позиция лежа на спине(рис. 13),

Позиция лежа на правом боку(рис. 14).

Глава 4. Мягкий Цигун

Мягкий Цигун является первым и наиболее важным этапом при овладении методиками Цигун «Железная ладонь». Его целью является налаживание свободной циркуляции энергии Ци по всем каналам человеческого тела и подготовка сознания занимающегося для восприятия и овладения последующими упражнениями.

Занятия делятся на несколько этапов:

2. Закладка фундамента Даньтянь,

3. «Небесный круговорот».

1. Регулирование тела

Вначале необходимо принять одну из основных позиций для занятий Цигун:

2. Регулирование дыхания.

Во время выполнения упражнений данного этапа, используйте один из описанных видов дыхания, как правило это прямое или обратное абдоминальное дыхание.

3. Регулирование сознания.

При помощи регулирования тела и регулирования дыхания можно добиться состояния покоя. Сознание освобождается от посторонних мыслей. Ум достигает состояния Цигун.

Наиболее удобное время для занятий с 23.00 до 1.00 или с 3.00 до 5.00.

Прежде чем приступить к основным упражнениям, в течении нескольких минут выполните небольшую разминку: разомните шею, конечности, поясницу, колени, щиколотки и т. д.

1. Небожитель меняет Ци

Примите исходное положение. Для этого встаньте прямо лицом на север или на юг. Прикройте глаза. Подберите подбородок. Ноги расставлены на ширине плеч. Ступни расположены параллельно по отношению друг к другу. Пальцы ног немного подобраны так, будто вы ими загребаете землю. Между полом и подошвой должно образоваться свободное пространство. Руки свободно опущены вдоль бедер (рис. 1).

Трижды выполните расслабление тела в направлении сверху вниз. Вначале расслабляется голова и лицо, затем шея, плечевые суставы, грудь и спина, поясница и живот, тазобедренные суставы, промежность, бедра, колени, голени, лодыжки, подошвы ног.

После этого выполните три сильных и интенсивных выдоха и выведите «грязную Ци» из организма.

В последующем выдыхайте ртом, вдыхайте носом.

Во время вдоха языком слегка касайтесь верхнего нёба и вытягивайте без излишнего напряжения нижнюю часть живота (обратное абдоминальное дыхание).

Представьте, как Ци на вдохе через точку Байхуэй, расположенную на макушке, из космоса поступает в нижний Даньтянь. Одновременно медленно поднимите руки по дуге на уровень чуть выше лба (рис. 2).

Поднимая руки необходимо следить за тем, чтобы пальцы были слегка согнутыми, их кончики направлены друг к другу, большие пальцы направлены вверх, ладони направлены к себе.

Откройте рот и выполните плавный выдох. Во время выдоха язык опускается вниз. Одновременно опустите руки перед грудью, животом и опустите их вниз к самому полу, расположив перед носками ног. Во время этого движения вы сгибаетесь в пояснице. Необходимо следить за тем, чтобы ноги оставались прямыми (рис. 3).

Представьте как Ци из нижнего Даньтянь двумя потоками по передним внутренним поверхностям ног поступает в точки Юнцюань, расположенные в центре подошв, а оттуда уходит глубоко в землю.

После этого, медленно выпрямляясь, разверните кисти ладонями вверх, пальцами наружу и по дуге поднимите обе руки вверх. Выполните вдох и представьте как «внутренняя Ци» по задним внешним сторонам ног и внешним сторонам таза возвращается в нижний Даньтянь. Выпрямитесь и остановите руки перед грудью.

Выполните плавных выдох через рот.

Затем, как было описано выше, на вдохе поднимите руки ко лбу, на выдохе наклонитесь вперед и надавливающим движением опустите руки вниз.

Выполните данное упражнение 49 раз.

Примерно в течении от одной недели до месяца тренировок, в области макушки, в центре ладоней и подошв появятся ощущения жара, онемения, холода, вздутия, которые могут сопровождаться урчанием кишечника. Кроме этого могут появиться необычные ощущения легкости или тяжести тела, зуд.

Данные явления называются «Ощущение Ци», а их появление говорит о том, что занимающийся научился добиваться ощущения Ци.

Даньтянь (китайское) или Тандэн (японское), или Хара (индийское) - это основа всей энергетической системы человека. Даньтянь или Танден - это резервуар энергии в теле. Сохраняя энергию в даньтяне, мы можем в любое время получить к ней доступ. Если этого не делать, ЦИ рассеивается и не может быть использована. Поэтому даньтянь называют “Океан ЦИ”. Согласно теории восточной медицины, когда “Океан” заполнен, энергия начинает переливаться в восемь особых “чудесных” меридианов.

I. "Небожитель меняет ци"

ki1

Наиболее благоприятное для занятий время с 23.00 до 01.00 или с 03.00 до 05.00. Прежде всего в течение нескольких минут разомните шею, конечности, поясницу, колени, щиколотки и т.д. Встаньте прямо лицом на север или на юг. Прикройте рот и глаза, подберите подбородок. Ноги расставьте на ширину плеч, ступни поставьте параллельно, пальцы ног слегка загните внутрь так, чтобы между полом и подошвой образовалось свободное пространство. Руки свободно опустите вдоль бедер (рис. 1).

Приняв позу, трижды выполните расслабление сверху вниз в следующей последовательности: голова и лицо, шея, плечевые суставы, грудь и спина, поясница и живот, тазобедренные суставы, промежность, бедра, колени, голени, лодыжки, подошвы ног. Полностью расслабившись, тремя раздельными интенсивными выдохами выведите "грязную ци" из организма. В последующем выдыхайте ртом, вдыхайте носом. Во время вдоха языком слегка касайтесь верхнего неба и вытягивайте (без натуги) нижнюю часть живота.

Представьте, как ци на вдохе через точку байхуэй на макушке прямым потоком поступает в даньтянь (ниже пупка). Одновременно с этим медленно по дуге поднимайте руки надо лбом (рис. 2). Поднимая руки, пальцы держите слегка согнутыми, направленными кончиками друг к другу, большие пальцы поднятыми вверх, ладони должны быть повернуты к себе. Затем откройте рот и плавно выдыхайте. Во время выдоха язык опустите, нижнюю часть живота подберите. Одновременно с выдохом надавливающим движением опускайте руки (пальцы "смотрят" друг на друга) перед грудью и животом до пола перед носками ног, одновременно сгибаясь в пояснице. Ноги при этом должны оставаться прямыми (рис. 3). Представьте, как ци из даньтяня двумя потоками по передним внутренним поверхностям ног поступает в точки юнцюань в центре подошв, а оттуда уходит глубоко в землю. После этого, медленно выпрямляясь, разверните кисти ладонями кверху, пальцами наружу и по дуге поднимайте руки вверх. Одновременно с этим вдыхайте и представляйте, как "внутренняя ци" по задним внешним сторонам ног и внешним сторонам таза возвращается в даньтянь. Выпрямитесь до конца и руки остановите перед грудью. Плавно выдохните через рот. Затем, как описано выше, на вдохе поднимите руки ко лбу, на выдохе согнитесь и надавливающим движением опустите руки вниз. Выполните упражнение 49 раз.

Через неделю-месяц в области макушки, в центре ладоней и подошв обычно появляются ощущения жара, онемения, холода, "вздутия", которые могут сопровождаться урчанием кишечника. Кроме того, могут возникать ощущения увеличения и уменьшения размеров тела, легкости, тяжести, свечения, зуда. Подобные явления называются "ощущением ци", а их появление свидетельствует о том, что занимающийся научился добиваться "ощущения ци".

II. "Взращивание изначального"

"Накапливать семя - взращивать изначальное"

Упражнение можно выполнять в положении стоя, сидя, лежа или в движении. Наибольший эффект достигается в положении сидя. Что же касается выполнения упражнения в движении, то надо заметить, что это довольно трудная задача, поэтому начинающим не стоит этого делать. Упражнение выполняется следующим образом:

а) сосредоточьтесь на мысли о предстоящем занятии, примите нужную позу (лицом на север или на юг); б) в начале занятия произнесите про себя фразу: "Я уже начал занятие, не могу отвлекаться, должен сосредоточенно заниматься". После этого последовательно сверху вниз расслабьте все мышцы и суставы. Во время расслабления не следует чрезмерно сосредоточиваться на каждом отдельном участке тела, достаточно мысленно "пройтись" по телу сверху вниз, думая о расслаблении, и все мышцы и суставы быстро расслабятся. Расслабление выполняется трижды с головы до подошв. Во время расслабления положение тела должно оставаться неизменным;

в) вдох и выдох производите через нос. Закройте рот, сохраняйте спокойный вид, глаза слегка прикройте, язык держите свободно и ровно так, чтобы он легко касался десен позади верхних зубов.

г) на 3-5 минут мысленно сосредоточьтесь на даньтяне (ниже пупка);

д) представьте, что Солнце, Луна и звезды струят эфир золотистого, красного или белого цвета, который заполняет все небесное пространство и обволакивает ваше тело;

ki2

е) используйте абдоминальное дыхание (на вдохе нижняя часть живота легко, мягко выпячивается, на выдохе - поджимается). Во время вдоха представьте, что у вас точно по центру макушки раскрывается отверстие диаметром со стакан, через которое втягивается золотистая небесная ци, поступающая по воображаемому прямому каналу через все тело в даньтянь. Во время выдоха представьте, что эта ци в животе впитывается организмом, а "грязная ци" стекает по ногам в точки юнцюань и через них уходит глубоко в землю (рис. 4). Во время вдоха тело должно быть расслабленным. Когда научитесь выполнять упражнение свободно, во время вдоха можно выполнять дополнительное движение - поджимать анус. Это движение выполняется легко, без излишнего напряжения. Если упражнение выполняется в позе "лотоса" или сидя на коленях, то "грязная ци" выводится из организма через область сердца.

Примечание. Во время выполнения упражнения все тело должно быть свободным и расслабленным, как во время сна; дыхание - мягким и свободным, вдох и выдох - "тонкими" и без пауз; ци должна накапливаться в глубине даньтяня плавно и постепенно. Сосредоточение "мысЛи" на даньтяне должно быть легким: "как будто сосредоточился, а как будто нет".

Обычно почти у всех начинающих на первых порах отмечается недомогание, которое, однако, проходит через два месяца занятий и сменяется ощущением умственного покоя, бодрым настроением, приятной расслабленностью и легкостью.

"Набирание ци через пять точек"

Для выполнения упражнения примите положение "стояние столбом". Сначала сосредоточьте "мысль" на даньтяне на 3-5 минут. Дышите плавно, мягко и свободно, сначала короткий выдох, затем длинный вдох. Во время вдоха представьте, что через центральную точку макушки, центральные точки ладоней и подошв в тело вливается "чистая ци" земли и неба и скапливается в даньтяне. Одновременно с этим расслабьте анус. Во время выдоха легко подожмите анус и представьте, что "грязная ци" вытекает наружу через точки байхуэй, лаогун и юнцюань. Чередуя выдох и вдох, выполняйте упражнение в течение 30 - 60 минут. Завершающая стадия аналогична завершающей стадии упражнения "накапливать семя - взращивать изначальное".

В ходе выполнения упражнения могут возникать ощущения жара, холода, онемения, подергивания и т.д. По мере поступления "небесной ци" появляется чувство легкости и покоя, мягкой радости, как будто ваше тело омывают нежные струи теплого источника, иногда возникает ощущение, что ваше тело, подобно облаку, медленно и плавно поднимается вверх. В связи с интенсивным поступлением "семенной ци" у мужчин может произойти эрекция.

III. "Свет блаженства"

Приступать к овладению этим методом можно только после "взращивания изначального". Желательно, чтобы занятия проходили под контролем опытного инструктора.

ki3

"Водяной дракон плывет по морю"

Упражнение выполняется в положении сидя, спина прямая. Дышите носом мягко и свободно. Сосредоточьтесь на даньтяне до появления в нем тепла. Приняв пупок за центральную точку, мысленно равномерно видите ци из даньтяня вокруг пупка по часовой стрелке слева направо, сверху вниз, постепенно увеличивая радиус. Выполнив таким образом 18 оборотов, поменяйте направление и равномерно ведите цитак, чтобы она, совершив 18 оборотов, вернулась в точку шэньцюэ (пупок). Повторите весь цикл несколько раз.

Выполняйте упражнение ежедневно, поставив себе дель в совершенстве овладеть умением мысленного ведения ци. После этого постепенно увеличивайте количество оборотов ци до 24, 36, 72 и 81. Упражнение выполняется без последующего массажа живота.

При малом количестве оборотов ци радиус описываемых окружностей должен быть больше, при большом количестве оборотов - меньше. В любом случае область движения ци должна ограничиваться: сверху - нижней границей ребер, снизу - лобковой костью, слева и справа - верхним краем тазовых костей.

На первых порах, как правило, возникают трудности с "мысленным вращением ци". Приблизительно через месяц занятий приобретается устойчивый навык. Вы начнете чувствовать, как ци собирается в клубок. В последующем, по мере занятий, вы будете ощущать, как этот клубок ци вращается в брюшной полости вслед за "движением мысли".

"Движение ци по малому кольцу"

Упражнение можно выполнять после отработки предыдущего.

Во время вдоха представьте, что ци из даньтяня опускается в промежность (точка хуэйинь). Одновременно расслабьте анус и яички. На выдохе направьте ци вверх в точку минмэн и затем верните в даньтянь. Одновременно подожмите анус и яички. Таким образом продолжайте вести ци по кольцевому маршруту: даньтянь - хуэйинь - минмэн - даньтянь (этот элемент еще известен под названием "самый малый небесный круг"). После этого начинайте вести ци по границам зон инь и ян ("рыбок инь и ян") "круга Великого предела", представив в качестве этого круга область, ограниченную даньтянем, точками хуэйинь и минмэн (рис. 10, 11, 12). Маршрут движения ци при этом необязательно согласовывать с дыханием.

"Катать жемчужину в блюде"

Овладев предыдущим упражнением, можно идти дальше. Мысленно ведите ци по окружностям вокруг пупка по часовой стрелке (если смотреть сверху вниз), слева направо, постепенно уменьшая радиус вращения. На вдохе ци проходит по животу, на выдохе - по бокам поясницы (по каналу даймай). Добившись, чтобы ци следовала за мыслью, поменяйте направление и ведите ци против часовой стрелки справа налево, увеличивая радиус вращения до тех пор, пока ци не "последует за мыслью".

После этого направьте ци по внутренней поверхности брюшной полости слева направо по спирали вверх. Когда она достигнет верхней границы груди (точка тяньту), опускайте ци по спирали в обратном направлении вниз (рис. 13, 14). Таким образом, проведите ци снизу вверх и обратно 72 раза.

ki4

Вращательное движение "внутренней ци" должно осуществляться свободно, по строго концентрическим окружностям, согласованно с "движением мысли" - "ци следует за мыслью". Скорость перемещения ци, особенно на начальном этапе занятий, не должна быть слишком большой. Главное, чтобы скорость перемещения ци была скоординирована с дыханием (легким, свободным, мягким) и движением мысли. Если ци не следует за мыслью, насиловать ци недопустимо. В противном случае неизбежна реакция системы энергетических каналов, которая приводит к возникновению "отклонений".

Завершая упражнение, каждый раз мысленно возвращайте ци в даньтянь.

В процессе выполнения упражнения может появляться ощущение "наполненности" даньтяня, пульсации (подергивания) в точке хуэйинь, жара в точках байхуэй, юнцюань, лаогун и минмэн, избытка физических сил. При возникновении головной боли рекомендуется полностью расслабиться и легко сосредоточиться на точках юнцюань.

В концепциях различных школ и традиций, для удобства описания, человеческое существо разделяют на три составляющие: ум, энергию и тело. Соответственно разделяются и все методы самотрансформации: воздействие через ум - на энергию и тело, через энергию - на тело и ум, и через тело - на ум и энергию. Потому практически влюбой традиции есть раздел, посвященный работе с телом, целью которого является перераспределение энергии и состояние "пустотности" ума.

Когда вы практикуете подобные техники, ваша внутренняя энергия перераспределяется - то есть, перестает подпитывать привычные автоматизмы и может быть направлена как на практики очищения (пранаямы, задержки дыхания, випассана, перепросмотр) так и на практики развития осознанности (остановка внутреннего диалога, созерцание, памятование себя, чистое присутствие). Правильное выполнение этих упражнений позволяет накопить некий потенциал энергии и внутреннего безмолвия, необходимый для дальнейшего продвижения.

Однако, выполняя эти практики, не нужно ждать этого. Самым лучшим настроем для практики является отсутствие каких бы то ни было ожиданий. Помните – любые состояния, которых вы достигаете, не являются целью практики. Не стоит заострять на них внимание. Не ждите от практик ничего! Просто делайте их изо дня в день.

В процессе практики будьте насколько возможно расслаблены - не напрягайте ничего, что не нужно для выполнения упражнения. Каждое движение нужно выполняться с минимальным усилием, с использованием только тех мышц, которые нужны по условиям этого упражнения. Концентрируйтесь на состоянии силы и легкости, которое приходит от каждого упражнения.

Прежде чем приступать к практике, закройте глаза и ощутите все свое тело - каждую его клеточку. Сделайте несколько плавных, глубоких вдохов и выдохов животом, расслабляясь с каждым выдохом и настраиваясь на практику с каждым вдохом.

Предупреждение! Иногда люди используют энергопрактики (особенно, пранаямы, слежение за дыханием и прочие дыхательные техники) для того, чтобы "накачаться" энергией. Здесь есть несколько подводных камней.

Первый: возможно нарушение естественных биологических циклов организма.

Второй: взаимодействие с "нехорошими" сущностями тонкого мира за счет сильного повышения энергетики организма, которые просто начнут паразитировать на этом, подталкивая в нужную для них сторону, что потом аукнется.

Третий: если у нас в бессознательном сидят неразрешённые негативные установки, блокировки, травмы, предрасположенности, то они будут накачиваться энергией вместе с нами. Наши непроработанные гнев, злоба, мстительность, ревность, алчность, высокомерие, похоть, ненависть, зависть, подлость, гордыня, жадность, агрессия, жажда славы, властность, жажда внимания, чувство собственной важности, чванство, лживость, хитрость, коварство и прочее тоже накачаются и вырастут. Вне зависимости от степени контроля на ними. И наши бессознательные желания тоже получат свою порцию.

Четвёртый: привыкая получать даром энергию и задерживать её в себе, человек медленно становится "вампиром". Закрывается от мира, перестаёт уметь получат энергию естественными способами и так далее, все "вампирские" проблемы и болячки. Здесь, за энергию не следует цепляться — тело само возьмёт, сколько ему нужно. Следует давать спокойно утекать всей лишней энергии по нижнему потоку (через хорошо работающее заземление). А лучше, использовать практики накачки только в экстренных и экстремальных случаях, либо, если это часть других практик, понимая, что и зачем делается. И что следует делать после.

Выполнив требования, предъявляемые к исходному положению, примите позу, подобную «позе всадника» в тайцзицюань. Разведите руки в стороны и вытяните их параллельно полу. Удерживая руки на одной линии вниз, разведите пальцы. Аналогично предыдущему упражнению мысленно направляйте ци из даньтяня во все пальцы рук (рис. 3). Завершив выполнение упражнения, вернитесь в исходное положение.

3. «Десять пальцев пронизывают небо»

Выполнив требования, предъявляемые к исходному положению, примите прозу, подобную «позе всадника». Руки вытяните вперед ладонями к себе (рис. 4). Затем поднимите руки над головой, разведя пальцы. Мысленно направляйте ци из даньтяня в пальцы рук (рис. 5). Завершив выполнение упражнения, вернитесь в исходное положение.

4. «Десять пальцев протыкают землю»

Выполнив требования, предъявляемые к исходному положению, примите «позу всадника», но присядьте несколько ниже. Следите за тем, чтобы колени не выступали за кончики пальцев ног. Смотрите перед собой, корпус держите прямо. Руки опустите по бокам пальцами вниз. Разведите пальцы. Мысленно направляйте ци из даньтяня в пальцы (рис. 6). Завершив выполнение упражнения, вернитесь в исходное положение.

5. «Сверкание молний»

Выполнив требования, предъявляемые к исходному положению, примите «позу всадника». Вытяните руки вперед на уровне плеч. Разведите пальцы и разверните ладони вовне. Мысленно направляйте ци из даньтяня в центральные точки ладоней и пальцы. Цигунисты называют это упражнение «отработкой переплавки семени в ци» (рис. 7).

Затем представьте, что из ваших ладоней, подобно молниям, многократно извергаются пучки яркого света. Овладение этим упражнением будет свидетельствовать о достижении вами высокой степени мастерства.

Перевод С.Сергеева

• Если душа черства, а сердце загрубело, ни в одном деле не добьешься удачи. Если сердце покойно, а дух уравновешен, счастье само придет к тебе.

• Истинно благочестивые люди умеют ладить с другими и не позволяют вспыхнуть вражде. Люди, заслуженно почитаемые, умеют создать впечатление, что их добродетели принадлежат всем, и не позволят зависти завладеть чьим-то сердцем.

• Не давай обещаний сгоряча. Не сердись во хмелю. Не строй планы в радостном возбуждении. Не думай о предстоящих делах уставшим.

• Небо одаривает мудростью одного человека, чтобы рассеять невежество всей толпы. А в мире, наоборот, используют свои достоинства для того, чтобы пенять другим за их недостатки. Небо одаривает богатством одного человека, чтобы вызволить из нищеты всю толпу. А в мире, наоборот, держатся за то, что имеют, и заставляют бедных терпеть лишения. Вот поистине люди, заслужившие кару Небес!

• Прозревший человек «ни о чем не размышляет, ни о чем не беспокоится». Темный человек ничего не знает, ни о чем не ведает. Эти двое могут сговориться и действовать заодно. Посредственности много рассуждают и много хлопочут, о многом любопытствуют и строят много планов. Оттого они относятся друг к другу с подозрением, и заставить их действовать сообща нелегко.

• Приятели и незнакомцы сходятся на пир и без удержу предаются веселью. Но вдруг иссякает вода в часах, гаснут светильники, рассеиваются благовония и остывает чай, разлитый в чашках. Тогда в душу закрадывается грусть, и пропадает охота веселиться. Вот так мы живем в этом мире. Почему люди не оглянутся на свою жизнь пораньше?

• Жару в доме не нужно устранять. Устраните раздраженность жарой, и ваше тело будет вечно находиться в прохладных покоях. Бедность не нужно гнать прочь. Прогоните обеспокоенность бедностью, и ваше сердце вечно будет пребывать в чертогах радости и довольства.

(Афоризмы старого Китая. — М.: Наука, 1991)

Методика «закладки фундамента» даньтяня

Мо Вэньдань

Наиболее благоприятное для занятий время с 23.00 до 01.00 или с 03.00 до 05.00. Прежде всего в течение нескольких минут разомните шею, конечности, поясницу, колени, щиколотки и т. д. Встаньте прямо лицом на север или на юг. Прикройте рот и глаза, подберите подбородок. Ноги расставьте на ширину плеч, ступни поставьте параллельно, пальцы ног слегка загните внутрь так, чтобы между полом и подошвой образовалось свободное пространство. Руки свободно опустите вдоль бедер (рис. 1).

3. Ся даньтянь (ложное нижнее поле Эликсира)

Ложный Нижний Даньтянь расположен в брюшной области, примерно на два дюйма ниже пупка. В китайской медицине он известен как цихай (Со-6, океан ци, рис. 3–5), а даосы называют его дань лу (печь или плавильный тигль Эликсира). Сами названия говорят о том, что эта область может производить океан ци (эликсира роста).

Когда при брюшном дыхании живот выпячивается, а затем втягивается, образуется ци. Такие движения называются ци хо, что означает «зажигать огонь». Зажигают огонь с образованием ци два типа дыхания: нормальное брюшное дыхание (чжэн фу хуси) и обратное брюшное дыхание (фань, ни фу хуси). Брюшное дыхание называют также дыханием «возвращения в детство» (фань тун хуси) или Посленебесным дыханием (сянь тянь хуси). Выпячивая и втягивая живот, утробный плод через пуповину получает от матери кислород и питательные вещества. Привычка так двигать животом сохраняется у большинства маленьких детей. Эти два типа дыхания обсуждались в разделе 4–3, а в следующем разделе мы их проанализируем с научной точки зрения.

4. Чжэнь ся даньтянь (истинное нижнее поле Эликсира)

Истинный Нижний Даньтянь находится в брюшной полости под желудком спереди внутренних почек (нэй шэнь) и над внешними почками (вай шэнь, яички). Он включает в себя толстый и тонкий кишечник, где расположен второй мозг или биоаккумулятор, как полагают сегодня ученые (рис. 3–5).

Рисунок 3–5. Истинный и Ложный Нижний Даньтянь

Даосы же считают Истинный Нижний Даньтянь ложным, поскольку при аккумуляции в нем ци она автоматически попадает в Сосуд Зачатия и распределяется по двенадцати основным каналам ци. По их мнению, несмотря на образование и аккумуляцию там до некоторого уровня ци, богатого запаса ее накопить не представляется возможным. Хотя сохраняющаяся в Ложном Нижнем Даньтяне ци полезна для здоровья, ее недостаточно для просветления. Истинный Нижний Даньтянь представляет собой нижний полюс центральной энергетической линии. Через спинной мозг (Пронизывающий Сосуд) он соединяется с головным мозгом (Верхним Даньтянем). Чтобы иметь достаточно ци для подпитывания головного мозга с целью достижения просветления, необходимо вначале привести в надлежащее состояние свой биоаккумулятор и накопить в нем богатый запас ци.

В документе «Наблюдение за сосудами» говорится: «(Истинный) Даньтянь является корнем жизни. Поэтому даосы, медитирующие ради духовного развития, и буддисты, медитирующие с целью достижения состояния Будды, накапливают истинную ци (Изначальную ци) под пупком. В Даньтяне находится Духовная Черепаха (шэнь гуй), вдыхающая и выдыхающая истинную ци (чжэнь ци). Ее дыхание совершенно отличается от вдохов и выдохов через рот и нос, которые служат лишь воротами для воздуха. Даньтянь является истоком ци и местом, с которого благочестивые начинают свое развитие. Здесь с помощью Зародышевого дыхания они накапливают и хранят Истинную Единичность (чжэнь и)».

Чжэнь и означает «Подлинное Одно» или «Истинная Единичность». Это центральная система ци, состоящая из двух полюсов. Янский полюс в Истинном Нижнем Даньтяне обеспечивает необходимое количество ци, а иньский полюс в Верхнем Даньтяне отвечает за качество ее проявления в форме жизни (духа). В физическом отношении они являются двумя полярностями, но функционируют как одно целое, поскольку представляют Инь и Ян одной и той же вещи. Если удерживать ум на этом Подлинном Одном, или Истинной Единичности, поднимается уровень духа жизненной силы (цзин шэнь) и накапливается богатый запас ци.

5. Хуантин (Желтый Двор)

Под хуантином могут подразумеваться различные области в теле человека. Лян Цюцзы в своем «Трактате о внутренней сущности хуантина» интерпретирует его следующим образом: «Желтый (хуан) находится в середине палитры цветов. Двор (тин) является центром квадрата. Внешне это означает центр небес (тянь чжун), центр человека (жэнь чжун) и центр земли (ди чжун), а внутренне — центр головного мозга (нао чжун), центр сердца (синь чжун) и центр селезенки (пи чжун)». Поэтому под хуантином могут подразумеваться центры множества вещей.

Читайте также: