Методика использования интерактивной доски на уроках математики курсовая

Обновлено: 02.05.2024

Курсовая работа "Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроке математике".

ВложениеРазмер
metodika_ispolzovaniya_sovremennykh_elektronnykh_obrazovatelnykh_resursov.docx 26.77 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮТЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)

МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Методика использования современных электронных образовательных ресурсов

на уроках математики

Выполнила : Ныркова Инна Евгеньевна, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.о.Саранск

Руководитель: Суродеева Ольга Николаевна

Методика использования современных электронных образовательных ресурсов на уроках математики.

  1. Введение ……………………………………………………………………….. 3
  2. Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе ……………… 3-4
  3. Основные инновационные качества ЭОР …………………………………… 4
  4. Новые педагогические инструменты в ЭОР ………………………………… 5
  5. Классификация и типы ЭОР …………………………………………………. 5
  6. Перечень хранилищ ЭОР …………………………………………………….. 6
  7. ЭОР по математике …………………………………………………………… 6-7
  8. Заключение ……………………………………………………………………. 7
  9. Интернет-ресурсы …………………………………………………………….. 7

Образование должно шагать в ногу со временем. В эпоху информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Образовательным стандартом второго поколения предусматривается достижение учащимися метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности.

Таким образом, учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие.

Опят работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков.

Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные Интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребенком.

В настоящее время особое значение приобретает проблема эффективности применения информационных технологий при обучении математики в общеобразовательной школе, тесно связанная с оптимизацией учебного процесса. Проблема эффективности применения информационных технологий рассматривается с точки зрения применения электронных образовательных ресурсов – ЭОР.

2.Электронные образовательные ресурсы в учебном процессе.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

Внедрение в учебный процесс использования ЭОР не исключает традиционные методы обучения, а гармонично дополняет и сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль . Использование ЭОР в процессе обучения представляет большие возможности перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

ЭОР для учителя – это возможность не писать ежедневно и кропотливо конспекты к урокам; применять практически ежеурочно контролирующие тесты или модули, избавляя себя от долгих проверок; выставление объективных оценок (их выставляет компьютер); решить проблему заинтересованности детей учебным предметом (ни для кого не секрет, что даже самый «Слабый» ученик предпочтет компьютерное тестирование контрольной работе).

ЭОР для учащегося – это, прежде всего, возможность действительно научиться. Они позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные посещения музеев, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр.

Также учащийся сможет самостоятельно провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков без участия педагога или родителя, которые подскажут ему правильные ответы – все уже заложено в ЭОР.

Что касается исследовательской работы, ЭОР позволяют не только изучать описания объектов, процессов, явлений, но и работать с ними в интерактивном режиме.

3.Основные инновационные качества ЭОР.

Основные инновационные качества ЭОР:

  1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса.
  2. Интерактивность, которая обеспечивает расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
  3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории.

Полноценность в данном случае подразумевает реализацию «дома», вне учебной аудитории таких видов учебной деятельности, которые раньше можно было выполнить только в школе: изучение нового материала на предметной основе, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами, подготовку к ЕГЭ, а также многое другое, вплоть до коллективной учебной работы удаленных пользователей.

4.Новые педагогические инструменты в ЭОР.

Новые педагогические инструменты в ЭОР:

Интерактив – дает возможность воздействия и получения ответных реакций.

Мультмедиа – обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

Моделинг – имитирует моделирование с аудиовизуальным отображением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. За счет моделинга возникают новые возможности для развития творческих способностей учащихся, формирования у них исследовательских умений в том аспекте, который для них личностно значим.

Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. Тем самым, можно использовать при дистанционном обучении, а так же для часто болеющих учащихся.

Производительность – благодаря автоматизации рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и эффективность учебной деятельности резко возрастают.

5.Классификация и типы ЭОР.

Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:

- по технологии создания – это ресурсы, состоящие из визуального или звукового содержания;

- по виду содержимого – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы, контрольно-измерительные материалы;

- по типу применения – для работы как непосредственно на занятиях в классе, так и для самостоятельной работы учащихся.

Все ЭОР делятся на три основные типа:

Теория – получение информации. Ресурсы, которые позволяют сделать процесс изучения более наглядным, доступным и интересным.

Практика – в разделе содержатся тренажеры. Их цель – формирование и закрепление практических умений и навыков учащихся по каждой теме. Наличие в данном разделе режимов «помощь», «подсказка» помогает ученикам, допустившим ошибки, проанализировать решение и провести соответствующую коррекцию.

Контроль – представлен в виде тестовых заданий. Дает возможность учителю проверить значительный объем изученного материала малыми порциями.

6.Перечень хранилищ ЭОР.

Центральными хранилищами электронных образовательных ресурсов нового поколения являются две крупные федеральные коллекции:

7.ЭОР по математике.

Рассмотрим ЭОР по математике на сайте ФЦИОР:

Интерактивная лекция – представляет собой последовательность анимаций, которые сопровождаются текстом или озвучиванием.

При работе с этими модулями можно включить или отключить звук, воспользоваться паузой, приостановив работу модуля, увеличить экран. Можно рассматривать сцены последовательно, а после того, как просмотр всех сцен закончен, можно вернуться к любой сцене и проработать ее более подробно.

Представляют собой набор задач. Как правило, задачи в практикумах располагаются по мере усложнения от сцены к сцене. При каждом запуске модуля меняются числовые данные в задачах.

Это наборы заданий, где показывается результат учащегося с фиксацией времени и количества попыток.

В выпускных классах хорошо зарекомендовала себя работа со следующими Интернет-ресурсами:

Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка.

И важно помнить, что мультмедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.

Что требуется от учителя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это куда гораздо легче, чем создавать их самим. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЭОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках постоянно.

Получается, что не так уж трудно «подружиться» с компьютером и использовать образовательные ресурсы в учебном процессе.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

311 лекций для учителей,
воспитателей и психологов

Получите свидетельство
о просмотре прямо сейчас!

Е . Н . Сидор ова, преподаватель математики

ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»,

г. Магнитогорск

Применение интерактивной доски на уроках математики.

Аннотация. В данной статье рассматривается методика применения и использования возможностей интерактивной доски на уроках математики.

Ключевые слова: методика математики, интерактивная доска, математика, методы математики, этапы урока, мультимедийное оборудование, область применимости интерактивной доски.

Использование информационных и мультимедийных технологий является одним из важнейших условий для проведения занятий в интерактивной форме и предполагает использование мультимедийных средств, компьютерной техники, интерактивных досок и сетевых информационных образовательных ресурсов. Мультимедиа - комплекс аппаратных и программных средств компьютера позволяет объединять информацию, представленную в различных формах (текст, графика, звук, видео, анимация), и работать с ней в интерактивном режиме. Ведущей целью применения мультимедийного оборудования является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Это происходит за счет использования мультимедиапроектора, интерактивной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Интерактивная доска предоставляет преподавателю и студентам уникальное сочетание компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с ее помощью можно работать с практически любым программным обеспечением и одновременно реализовывать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной работы студентов. Интерактивная доска может быть использована на всех этапах урока. Рассмотрим это на конкретных примерах.

На этапе подготовки к уроку. Лучше всего завести папку для каждого класса отдельно, так как в разных классах уроки по одной теме и по одному плану проходят различно, и это требует соответствующей корректировки уже на этапе подготовки к уроку. В эту папку помещаем заготовки к уроку (рисунки, схемы, формулы) для данного класса и в нее же будем сохранять итоговый файл с урока. Работать с рисунками и с папками очень удобно в «Галерее». Например, проводим урок по теме «Построение сечения куба плоскостью», на доску выводим готовый рисунок куба и здесь же на доске задаем точки и строим сечение, для решения второй и третьей задачи лучше перейти на другой лист, тогда в итоге можно будет при подведении итогов урока за две три минуты обзорно повторить все этапы урока. При достаточной заготовке рисунков можно легко перейти к построению сечений пирамиды и призмы. Вывод заготовки рисунка куба из галереи занимает несколько секунд, остальная работа над задачей полностью аналогична работе на меловой доске с преимуществом в том, что решение можно сохранить, перенести изображение на другой лист и решить задачу другим способом, вывести на экран оба решения и сравнить их, выбрать более рациональное.

На этапе постановки целей и актуализации предыдущих знаний удобно использовать материалы сохраненного предыдущего урока. На уровне узнавания, по знакомым кадрам легко поднимается в памяти материал предыдущего урока. Задаем необходимое количество вопросов и проводим повторение в виде фронтальной беседы. Здесь же можно подготовить небольшой тест, на одной странице сразу и вопрос и ответ. С помощью шторки, закрываем правую часть экрана и предъявляем левую для выполнения, далее открываем шторку в проверяем свою работу.

На этапе объяснения новой темы, как правило, используются презентации или электронные учебники. Так, например, при изложении темы обратные тригонометрические функции по электронному учебнику А.Н. Колмогорова, определение, график и свойства каждой функции необходимо увеличить, выделить главное, показать свойства на графике, все эти действия легко выполнимы с помощью интерактивной доски. Не прерывая работу с основной программой, мы можем организовать работу с каждым кадром отдельно, затем сохранить всю последовательность действий для последующего просмотра.

На этапе первичного закрепления темы, разбор и решение задач тоже может быть проведено на доске с помощью шторки и нормального написания решения с последующей проверкой, задания выводятся на доску в печатном виде, а решаются обычным, привычным способом как на меловой доске.

Заключительный этап проводится легко и просто, достаточно пробежаться по уроку от начала до конца, не пропуская ни одной страницы и здесь же сформулировать и записать домашнюю работу и вопросы для размышления и расширения кругозора.

С помощью интерактивной доски можно создавать собственные ролики, для изучения наиболее сложных тем по математике. Интерактивная доска даже при использовании лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести занятие на качественно новом уровне.

Список литературы

Соловьева А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей / Автореферат кандидата педагогических наук. - Астана, 2008. - 26 с.

Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. - 2011. - №3. - С. 94-99.

Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.

Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. – с. 8 – 10.

Крымова Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики. //Математика в школе. № 10, 2008.

Селевко Г. К. Информационные технологии в школе //Информационно-компьютерные средства в школе. Ярославль. 2003.

Тенютина Е. Д. Интерактивные доски на уроках: преимущества, проблемы, решения. //Национальный проект «Образование».№ 2, 2007.

Общие принципы, инструменты и преимущества использования интерактивной доски в школе. Применение и специфика программного обеспечения интерактивной доски при конструировании заданий. Сбережение здоровья в условиях информатизации образовательного процесса.

Рубрика Педагогика
Вид презентация
Язык русский
Дата добавления 17.04.2015
Размер файла 2,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

Этапы эволюции классной доски и интерактивных технологий. Описание возможностей использования интерактивной доски в библиотеке, ее понятие и классификация. Комплексная характеристика этой инновации и особенности эффективного ее применения, назначение.

курсовая работа [27,1 K], добавлен 14.11.2013

Интерактивная доска как современное средство обучения. Особенности современного урока немецкого языка на среднем этапе обучения. Виды образовательной деятельности. Разработка и апробация серии уроков с использованием интерактивной доски в средней школе.

дипломная работа [36,7 K], добавлен 22.04.2014

Использование электронных учебников как средство повышения познавательного интереса учащихся. Методические особенности использования возможностей интерактивной доски на уроках физики. Этапы проектирования уроков с применением информационных технологий.

курсовая работа [1016,3 K], добавлен 28.03.2013

Потенциал использования мультимедиа-технологий в образовании. Применение мультимедиа-технологий и продуктов мультимедиа в рамках учебного процесса: интерактивной доски, слайд-шоу, мультимедиа-презентаций, оценка эффективности их использования на уроке.

курсовая работа [73,3 K], добавлен 22.09.2012

Педагогический потенциал компьютерно-телевизионных средств обучения. Методика их использования в учебном процессе, перспективы развития. Виды образовательной деятельности, которые применяются в школе при использовании электронной интерактивной доски.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 09.02.2013

Психолого-педагогические основы применения принципа наглядности в обучении. Современные средства информатизации образования, интерактивная доска. Функциональная линия в школьном курсе алгебры 7-9 классов. Сравнительный анализ изложения темы "Функции".

дипломная работа [2,9 M], добавлен 08.12.2011

Психолого-педагогические основы применения наглядности в обучении школьников младшего подросткового возраста. Разработка комплекта электронных ресурсов для использования их с помощью интерактивной доски Smart Board к теме "Обыкновенные дроби".

Для развития современного общества необходимо совершенствование системы образования. Одним из направлений совершенствования системы образования является применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. Урок с применением ИКТ – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения ИКТ.

Новые информационно-коммуникационные технологии обучения приходят на смену классическим школьным урокам. Использование на уроках информационных технологий направлено на совершенствование существующих технологий обучения.

Современные обучающиеся, использующие с детства мобильные телефоны, планшеты, компьютеры и др. привыкли к удобствам технического прогресса, требуют постоянной зрительной стимуляции.

Интерактивная доска является особенным инструментом обучения, в ней совмещается обычная школьная доска и возможности современных компьютеров. Ее использование на уроках позволяет учителю создавать нестандартные наглядные пособия, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике.

Интерактивная доска позволяет сделать урок более информативным и мотивированным, с её помощью одновременно реализуются такие важные принципы обучения, как – наглядность и активизация мыслительной деятельности обучающихся.

На уроках математики интерактивная доска может выступать в роли:

- электронного пособия, с применением коллекции изображений и различных функций из программного обеспечения интерактивной доски;

- технической основы для создания собственных интерактивных уроков с помощью базового программного обеспечения доски и стандартных программ: Excel, Word, Power Point.

- экрана для демонстрации презентаций, слайд-шоу и электронных дисков;

- методической копилки, для созданных и сохранённых файлов по различным темам курса математики.

Используя интерактивную доску на уроках, учитель может сочетать проверенные методы и приёмы работы на обычной «меловой» доске с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня его иллюстрации. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, динамичным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

Используя интерактивную доску, учитель имеет возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти. Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной учителем задачи. Для учителя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность учеников, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

Интерактивная доска очень удобна при изучении тем, где требуется координатная плоскость , так как можно создать лист в клеточку, где точно, четко можно построить не только координаты, но и графики функций в 7 - 11 классах. Например, урок по теме «Координатная плоскость» в 6 классе, интересен на интерактивной доске тем, что по заданным координатам точек ребята строят фигуры. На основе этого упражнения учащиеся выполняли творческое домашнее задание: придумать фигуру, которую можно получить путем соединения граничных точек, и записать координаты всех точек.

Математика отличается абстрактностью объектов, а исследовательская деятельность с математическим содержанием носит преимущественно мыслительный характер. С помощью заданий на интерактивной доске можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания.

Использование интерактивных инструментов, таких как циркуль, линейка, транспортир познавательную деятельность и творческую инициативу учащихся. Интерактивная доска эффективна при изучении трудных тем в математике. Например, при изучении темы «Углы», умение соотнести вид угла и его градусную меру отрабатывается при использовании интерактивного транспортира.

Использование возможностей интерактивной доски вносит в учебный процесс новое качество. С помощью программного обеспечения интерактивной доски, можно легко нарисовать прямую линию, треугольник, прямоугольник, круг и другие фигуры. При необходимости можно изменить цвет, размеры фигуры, перевернуть или перенести её на другой участок доски. На уроках геометрии можно сделать быстро цветной, аккуратный, четкий чертеж, а потом решать задачу, записывая решение, выделяя главное на чертеже.

Работа с интерактивной доской позволяет сэкономить время на уроке, так как нет необходимости писать задания на доске (их можно подготовить заранее и в любом количестве) и вытирать доску после работы очередного ученика.

Интерактивная доска позволяет наиболее иллюстративно преподносить учебный материал. Возможность двигать графики функций с помощью маркера позволяет лучше понять преобразование графиков . Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть цветные изображения и диаграммы.

Применение интерактивной доски на уроках математики педагогически оправдано, так как дает целый ряд преимуществ, как учителю, так и учащимся: обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования презентаций и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи различными цветами поверх любых приложений, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

Использование интерактивных средств на уроках становится неотъемлемой частью и общения на уроке, и процесса образования в целом. Современные дети с ранних лет знакомы с компьютерными программами, играми и Интернетом, и наша задача – показать и научить их правильному и грамотному использованию этих возможностей.

Одним из интересных инструментов, позволяющих эффектно пользоваться заранее подготовленными слайдами, является «Затемнение», закрывающее любую прямоугольную часть доски. Этот инструмент позволяет поэтапно демонстрировать информацию учащимся. Затемнить можно ту часть доски, которую необходимо.

На традиционной доске написанный текст теряется навсегда, что дополнительно ограничивает возможности учителя, а интерактивная доска дает возможность записать текущее изображение даже с учетом надписей, выполненных поверх слайда, и затем вернуться практически в любое место изучения материала.

Но одного технического совершенства оказывается мало. Применение техники должно органично вписываться в ход урока. Применяться так, чтобы не замещать те методы и формы обучения, которые опосредованно влияют на развитие подростка (например, развитие мелкой моторики мышц руки, отвечающее за мышление и речь), её применение должно быть методически верным и способствовать участию учеников не просто в красивом по форме уроке, а в уроке, глубоком по содержанию.

Выполнение заданий на интерактивной доске, оставляет у учащихся яркий образ, но если он не закреплен соответствующим образом уже в обычной работе, не проконтролирован должным образом для осуществления коррекции знаний, то он так же быстро улетучивается, как и приобретается. Поэтому необходимо не просто продумывать урок с интерактивной доской, а продумывать серию уроков, где интерактивная доска уже будет играть не основную роль, а вспомогательную.

Таким образом, необходимо спланировать уроки по закреплению полученных навыков на уроке, где применялась интерактивная доска, развить прошедший урок и провести контроль знаний.

Интерактивная доска – не роскошь, а средство современного обучения школьников!

Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски, необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит время.

В данной разработке представлена теория по компьютерной технологии. Формы и методы работы с интерактивной доской на уроках математики из опыта работы.

ВложениеРазмер
Научно-методическая разработка 22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Калужской области

Управление общего образования г.Обнинска

МБОУ «СОШ «Технический лицей»

Научно-методическая разработка на тему:

«Интерактивная доска на уроках математики»

Сергеева Людмила Александровна

2.1. Теоретические основы ……………………………………….. 4-7

  1. Заключение …………………………………………………………………. 11
  2. Список используемой литературы ………………………………………… 12
  3. Приложение ………………………………………………………………… 13-24

Выбранная мною тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

1. Достижение социальной компетентности обучающихся.

2. Гарантия прав граждан на качественное образование.

3. Формирование ключевых (базовых) компетенций.

4. Обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций , необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности каждый педагог должен создать условия для формирования следующих ключевых компетенций :

1. Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.

2. Информационных – владение информационными технологиями.

3. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.

Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, это новые дополнительные источники информации, новые виды наглядных пособий – ярких, красочных, новые способы обработки информации, новые формы проверки знаний. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, духовного начала, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения, в том числе интерактивную доску. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет мне реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся .

2 .ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Процесс обучения – двусторонний. Для успеха обучения требуется не только высокое качество работы учителя, но и активная деятельность учащихся, их интерес к обучению, сосредоточенная и вдумчивая работа под руководством учителя. Для этого необходимо строить процесс обучения так, чтобы широко вовлекать учащихся в активную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. На мой взгляд, наиболее соответствует этим требованиям компьютерные технологии. В моём кабинете полтора года назад стационарно установили интерактивную доску, за это время я смогла оценить резкое повышение эффективности урока благодаря применению информационных технологий, т.к. при работе с контингентом нашего учебного заведения добиться результатов обучения по математике достаточно сложно (дети приходят в основном получить профессию и ни как не мотивированы на изучение математики).

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трёх вариантах:

  • как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач), именно этот вариант я считаю наиболее целесообразно использовать при работе с интерактивной доской;
  • как основная, определяющая, наиболее значимая часть используемой технологии;
  • как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опирается на применение компьютера).

Задачи, решаемые с помощью компьютерных технологий:

  • сформировать умение работать с информацией, развивать коммуникативные способности;
  • воспитать личность «информационного общества»;
  • дать каждому так много учебного материала, как он может усвоить;
  • сформировать исследовательские умения, умение принимать оптимальное решение.

Основные концептуальные положения:

  • обучение-это общение ребёнка с компьютером;
  • приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребёнка;
  • диалоговый характер обучения;
  • коррекция учителем процесса обучения возможна в любой момент;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой форм работы;
  • при общении с компьютером у ученика должно быть состояние психологического комфорта;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики.

Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. В 1 и 2 вариантах компьютерной технологии весьма актуален вопрос о соотношении компьютера и элементов других технологий.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет собой:

- источник учебной информации;

- наглядное пособие (качественного нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает:

- как средство подготовки текстов, их хранения, текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

-вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

Работа учителя в рамках компьютерной технологии включает следующие функции:

  • организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль);
  • организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж и т.п.);
  • индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком;
  • подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определённого учебного курса.

Основная идея моего опыта – использование на уроках математики интерактивной доски.
Интерактивная доска – очень удобное учебное оборудование, которое представляет собой сенсорный экран, присоединенный к компьютеру. Изображение с него передает на доску проектор. В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. При этом учитель работает у доски и управляет ею с помощью стилуса, не обращаясь к компьютеру .Согласно опубликованным в литературе данным максимальная частота и длительность применения интерактивной доски, как средства ТСО, в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью использования в деятельности обучающихся. (Приложение 1).

Формы использования интерактивной доски на уроке.

Основные способы использования интерактивной доски:

  • делать пометки и записи поверх видимых на экране изображений;
  • демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям;
  • использование групповых форм работы;
  • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
  • управление компьютером без использования самого компьютера;
  • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на принтере;
  • изменение текста в выводимых на экран документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
  • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока или видеозапись всех действий для дальнейшей демонстрации на других уроках;
  • сохранение во время урока записей учителя для передачи по интернету ученикам, пропустившим занятия;
  • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
  • демонстрация учебных видеороликов;
  • создание рисунков, схем, карт и возможность их использования на следующих уроках.

Использование интерактивной доски приводит к расширению возможностей урока:

  • обогащает деятельность учащихся спектром чувственных ощущений (первый, эмпирический, уровень мышления), являющихся базой для абстрактного мышления (второй, высший уровень мышления – теоретический);
  • помогает создать мотив не только утилитарный и защитный, но и мотив самовыражения;
  • позволяет увеличить объём информации, не увеличивая темпа урока;
  • даёт возможность продемонстрировать в интерактивном режиме эксперимент, который невозможно качественно провести на листе бумаги;
  • позволяет менять параметры процесса;
  • позволяет увеличить время и уровень самостоятельной работы учащихся;
  • уменьшает возможность бездеятельности учащихся, даёт возможность сосредоточить и удерживать внимание учащихся;
  • ученик, пропустивший урок, получает материалы урока в электронном виде;
  • позволяет учителю не вещать информацию и передавать знания, а управлять учебным процессом, создавая информационную среду урока;
  • информационные границы урока значительно расширяются возможностью доступа к мультимедийным файлам и интернет-ресурсам.

Направления повышения эффективности обучения через интерактивную доску. Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения. За счёт чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать её незаменимым спутником учителя?

Для себя я выделила 3 ключевых направления применения интерактивной доски на уроке:

  • непосредственно доска (её функциональные возможности);
  • использование готовых цифровых образовательных ресурсов;
  • использование периферийных устройств (принтер, сканер).

2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Представлю некоторые формы работы с использованием интерактивной доски.

На этапе актуализации знаний (устный счёт, устные упражнения, задания необходимые для дальнейшего изучения нового материала, создание проблемных ситуаций).

Составление заданий для устного счёта в виде блок-схем, содержащие закономерности, исторические сведения и т.д., где необходимо вписать ответы с помощью пера, которое может быть использовано, как ручка, для чего выбирается нужная толщина, тип и цвет линии (Приложение 2). Задания для устного счёта, содержащие гиперссылки, когда необходимо запомнить записи учащегося при возвращении на нужный слайд. Здесь я использую функцию «захват». Счёт с зашифрованными словами, где можно использовать функцию «шторка», т.е. открыть ответ после решения.

На этапе проверки домашнего задания (задания, аналогичные домашним, индивидуальные задания, проекты).

Обучающиеся сдают домашние работы в виде презентаций, проектов, например по теме правильные многогранники, с помощью программы ACDSee сканирую домашнюю работу с тетради и вывожу на экран, поверх текста которого можно делать пером пометки, исправлении, вносить изменения и дополнения.

На этапе изучения нового материала (демонстрация презентации, использование ЦОРов, программных продуктов, работа с учебником и его проекцией на экран).

Использую презентации для изучения новых тем, слайды которых требуют заполнения, решения проблемных ситуаций. В своей работе применяю готовые программные продукты, список которых представлен в приложении 6. При объяснении нового материала часто сканирую фрагмент учебника на экран, увеличиваю его и продолжаю пояснения с указаниями, например при описании свойств функции, заданной графически. На уроках геометрии при работе над темой построения с помощью циркуля и линейки использую образовательную коллекцию «КУДИЦ» «Планиметрия 7-9» редактор чертежей, где можно конструировать любые задачи, причём их сохранить или сделать видеозапись для дальнейшего использования на последующих уроках.

На этапе первичного закрепления и повторения (презентации, учебные электронные издания, содержащие задачи разного уровня, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы; выполнение лабораторных работ в EXEL, например построение диаграмм).

На этапе контроля и оценки знаний (различные виды контроля).

На этапе контроля возникает необходимость решения большого количества задач, которые учитель не сможет подготовить на обычной доске. На помощь приходят готовые программные продукты, содержащие большой объём задач, решение которых можно осуществить с помощью экранной клавиатуры, готовые тесты различных уровней, программы, с помощью которых можно самим составить тесты разных видов, сканер, с помощью которого можно решить множество методических задач.

Возможность мультимедийного проектора «замораживать» экран, даёт возможность одновременной работы с доской и компьютером. Например, на слайде вопросы для фронтальной работы с классом, а в это время ученик может решать тест на компьютере.

Во внеклассной работе применение интерактивной доски трудно переоценить (интеллектуальные игры, соревнования, НПК, классные часы, кружки, тематические вечера и т.д.).

Использование интерактивной доски как альтернатива обычной доске.

Поверхность интерактивной доски играет роль обыкновенной доски, экрана и является монитором вашего компьютера. При этом возможности интерактивной доски соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение учащихся, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. При работе с интерактивной доской учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски картинки, карты, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи. Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителя, что не сделает ни один курс повышения квалификации. Даже методом научного «тыка» можно освоить хитроумные возможности интерактивной доски.

Работая с новой страницей на доске можно выбрать фон, установить математический шаблон (например прямоугольную систему координат или клетчатый листок), создать геометрические фигуры, используя умное перо или вставить из коллекции картинок готовые. Под каждой фигурой сделать надпись пером, а затем преобразовать в печатный текст. Объекты можно перемещать, изменять размеры, цвет, выделять важные объекты с помощью лупы. Функция «клонирование» позволяет решать многие методические задачи. Например, начертить два неколлинеарных вектора и построить их разность. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «Перо», и сохранять созданные записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть, чтобы повторить пройденный материал. Всё, что учащиеся делают на доске, можно сохранить и использовать в последующем. Учитель всегда может вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты. Для поэтапной демонстрации информации учащимся удобно использовать такую функцию доски как «затенение». Затенить можно как правую, так и левую сторону, верхнюю или нижнюю часть доски так, как это задумал учитель. Часто доска используется как экран для проекции мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point. Но использование доски даже в таком режиме дает массу преимуществ: заполнение таблиц прямо на уроке «пером», проведение линий соответствия прямо на слайде, выделение цветом наиболее важных, значимых моментов и др. При работе с доской нельзя забывать, что только деятельность ученика формирует у него необходимые умения. Работа в тетради не должна исключаться из форм работы на уроке. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Читайте также: