Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона

Обновлено: 28.03.2024

При устройстве автомобильных дорог и аэродромных покрытий часто одним из слоёв дорожной одежды выступает основание из тощего бетона.Такие конструкционные слои дорожных одежд в отличии от оснований из несвязанных материалов имеют ряд достоинств и преимуществ: высокая долговечность, гарантирование избавления образования сетки трещин,появления колейности покрытия и просадок. Расчетный срок эксплуатации такого типа дорожных одежд установлен в 25 лет.

Тощим бетоном принято считать тяжелый бетон следующих марок М 75, М 100, М 150, М 200 (С 8/10-С 12/15) полученный путем уплотнения жестких смесей-растворов с помощью катков и виброплит.

Экономический эффект при строительстве дорожных одежд из тощего бетона достигается за счет простоты технологического процесса устройства основания , использования местных инертных материалов и вторичных ресурсов, малого расхода цемента, а также вследствие того, что возможно устраивать вышележащие конструктивные несущие слои покрытия без паузы на технологический перерыв, который обязателен при возведении оснований из дорожного бетона. Тощий бетон выигрывает у оснований из инертных материалов обработанных минеральным вяжущим за счет более высокой прочности и однородности с одной стороны, и более низкому расходу цемента с другой.

  • Прочностные характеристики на сжатие в пределах :от М 75 до М 200;
  • Прочность на растяжение при изгибе в интервале от Btb 1,2 до Btb 2,4;
  • Марку по морозостойкости принимают в пределах 50-100;
  • Крупность заполнителя варьируется в пределах для мелкозернистых - до 5 мм, для крупнозернистых - до 40 мм;
  • В качестве вяжущего применяется портландцемент марки не ниже М 300;
  • Возможность применения пластифицирующих добавок, но не более 5% от общей массы цемента;
  • Ограничение по содержанию пылевидных и глинистых частиц не должно превышать 10 % от общей массы.

В большинстве своём при строительстве автомобильных дорог дорожные одежды со слоем из тощего бетона имеют толщину не менее 15-20 см в зависимости от категории дороги и климатических и геологических условий. Тощий бетон следует укладывать на хорошо уплотненный и выровненный нижележащий подстилающий слой. Раствор распределяют и разравнивают с помощью бетоноукладочных комплексов, профилировщиков, асфальтоукладчиков да и просто с помощью автогрейдеров с детальным контролем высотных отметок. Смесь рекомендуют укладывать шириной захватки не более 10 м и длиной по 40-50 метров. После чего следует этап уплотнение смеси с помощью звена катков ( от обочины к оси) .Работа катков должна длиться до того момента пока не будет достигнут коэффициент уплотнения не менее K=0,98.

Ну и завершающим этапом в процессе возведения жесткого основания основания является процесс устройства деформационных швов. Швы сжатия нарезаются с интервалом 12-15 м в зависимости от толщины дорожной одежды и на глубину равной трети толщины слоя. Ширина камеры швы равна толщине диска, прорезанные швы не нуждаются в герметизации.

Тощий бетон применяют в различных сферах строительства как материал для устройства подстилающих слоев. Он прост в изготовлении, недорог и представляет собой хорошую альтернативу, так как обладает высокими прочностными показателями и значениями морозостойкости и водонепроницаемости.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УСТРОЙСТВУ ОСНОВАНИЙ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД
ИЗ "ТОЩЕГО" БЕТОНА

1. РАЗРАБОТАН Государственным унитарным институтом Росдорнии.

ВНЕСЕН Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 N ОC-459-p.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Методические рекомендации составлены на основании исследований, проведенных ГП "Росдорнии" в 1975-2002 гг.

При разработке Методических рекомендаций учтен и обобщен опыт работы в этом направлении Союздорни, НИИМосстроя и накопленный производственный опыт Центродорстроя, Вологодавтодора, Управления дорог Тюменской области, Магаданавтодора, Алтайавтодора, ПРСО "Росавтомагистраль", Дирекции автомобильной дороги Воронеж-Ростов, при строительстве МКАД.

В Методических рекомендациях учтен зарубежный опыт проектирования и строительства дорожных одежд из "тощего" бетона.

Рекомендации содержат требования к бетону для оснований из смесей повышенной жесткости, материалам для его приготовления, методы проектирования составов бетона, основные положения по конструированию дорожных одежд со слоями из бетона, технологии строительства оснований из смесей повышенной жесткости, а также методы лабораторного и полевого контроля качества.

Приведена методика расчета дорожной одежды с учетом межремонтных сроков службы, дающая возможность варьировать и оптимизировать толщины конструктивных слоев и обеспечивающая проектирование экономичных конструкций.

С учетом накопленного опыта предложено нарезать швы в цементобетонном основании и асфальтобетонном покрытии через 15 м, что обеспечивает защиту покрытия от дальнейшего растрескивания и разрушения трещин и позволяет снизить затраты на содержание швов.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук Л.Б.Каменецким и инж. О.Н.Нагаевской.

Авторы выражают благодарность специалистам Союздорнии и Центродорстроя, Федерального управления автомобильных дорог "Северный Кавказ" и других организаций за замечания, высказанные при рецензировании.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации предназначены для конструирования, расчета и строительства оснований из "тощих" бетонов под капитальные типы покрытия.

1.2. Такие конструкции дорожных одежд по сравнению с основаниями из несвязанных материалов обладают повышенной долговечностью и обеспечены защитой от образования сетки трещин, просадок и колейности.

1.3. Под "тощим" бетоном понимается тяжелый бетон классов В5; В7,5; B10; B12,5; B15, получаемый из жестких смесей, уплотняемых укаткой.

1.4. Экономичность дорожных одежд с покрытиями и основаниями из жестких укатываемых смесей обеспечивается за счет простоты технологии производства работ, применения местных каменных материалов и вторичных промышленных ресурсов, экономии цемента, а также за счет возможности устройства вышележащих конструктивных слоев дорожной одежды без технологического перерыва, обязательного при строительстве оснований из пластичного бетона.

1.5. Преимуществом "тощего" бетона по сравнению с грунтами и каменными материалами, укрепленными цементом, являются более высокая однородность и прочность таких бетонов при более низком или одинаковом расходе цемента.

1.6. Толщины конструктивных слоев дорожных одежд с основаниями из "тощего" бетона рассчитывают по методике, изложенной в настоящих Рекомендациях.

2. ТРЕБОВАНИЯ К "ТОЩЕМУ" БЕТОНУ И БЕТОННОЙ СМЕСИ

2.1. Для устройства оснований применяют жесткие бетонные смеси, характеризующиеся удобоукладываемостью 40-90 с, определяемой по прибору типа Вебе или другими методами, указанными в ГОСТ 10181-2000 с применением переходных коэффициентов. Выбор жесткости смеси определяется имеющимся распределяющим и уплотняющим оборудованием.

2.2 "Тощий" бетон по прочности должен иметь показатели прочности, соответствующие следующим классам (или маркам):

- по прочности при сжатии: В5 (М75); В7,5 (M100); B10 и В12,5(М150); В15(М200);

- по прочности на растяжение при изгибе: 1,2 (15); 1,6 (20); 2,0 (25); 2,4 (30).

Класс бетона В15 (M200) применяется для двухстадийного строительства.

Марку бетона по морозостойкости следует принимать по табл.1.

Проектный класс бетона

Минимальные проектные марки бетона по морозостойкости для районов со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца, °С

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД С ОСНОВАНИЯМИ ИЗ ТОЩЕГО БЕТОНА

УТВЕРЖДЕНЫ зам. директора Союздорнии канд. техн. наук В.М.Юмашевым

Предложены типы нежестких дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями и бетонными основаниями, запроектированные исходя из новых принципов конструирования. Даны специальные требования к тощему бетону, указания по проектированию его состава и технологии строительства.

Предисловие

В последние годы в практику дорожного строительства внедряют комбинированные дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием и цементобетонным основанием. Наряду с положительным опытом строительства и эксплуатации таких дорожных одежд наблюдается в определенных условиях их преждевременное разрушение, а выполнение предложений по утолщению конструктивных слоев приводит к неэкономичным решениям. Внедрение комбинированных дорожных одежд сдерживают также действующие нормативы по ограничению движения строительных автотранспортных средств по незатвердевшему бетону.

Обобщение опыта применения комбинированных дорожных одежд на основе экспериментально-теоретических исследований по сопротивлению конструктивных слоев воздействию автомобильных нагрузок позволило разработать новые принципы проектирования и строительства, допускающие образование трещин в основании и исключающие их в асфальтобетонном покрытии.

Дорожные одежды рекомендуемых типов с оптимальным сочетанием толшин асфальто- и цементобетонных слоев применяют с 1976 г. в дорожном строительстве г.Ленинграда: тресты "Лендорстрой" и "Лендорстрой-2" ежегодно укладывают 50-80 тыс. м с экономическим эффектом до 1 руб. на 1 м. Опытно-производственное строительство таких дорожных одежд проведено трестами "Севзапдорстрой" и "Камдорстрой".

Настоящие "Методические рекомендации по применению технологичных конструкций нежестких дорожных одежд с основаниями из тощего бетона" разработали кандидаты технических наук А.О.Салль, П.И.Теляев (Ленинградский филиал Союздорнии), Л.А.Марков ( Союздорнии), В.П.Корюков и инж. В.В.Киселев (Белдорнии).

1. Общие положения

1.1. "Методические рекомендации" содержат указания по проектированию и строительству дорожных одежд с основаниями из тощего бетона на дорогах I-IV категорий, а также по проектированию составов и приготовлению бетонных смесей.

1.2. Комбинированные дорожные одежды с асфальтобетонными покрытиями и цементобетонными основаниями перспективны, что обусловлено следующим:

традиционные щебеночные и гравийные основания уменьшают эксплуатационную надежность дорожных одежд и не обеспечивают требуемого уровня индустриализации скоростного строительства; для таких оснований более эффективны смеси, обработанные вяжущими;

из-за дефицита битума практически исключается возможность повсеместной замены неукрепленных оснований асфальтобетонными и во взаимосвязи с предыдущим условием возникает необходимость расширить применение цемента в строительстве дорожных одежд, включая основания. Уменьшение толщины асфальтобетонных слоев при комплексном укреплении материалов основания цементом и битумом не избавляет от общего перерасхода битума на устройство нежесткой дорожной одежды (см. "Указания по применению в дорожном и аэродромном строительстве грунтов, укрепленных вяжущими" СН 25-74 и "Инструкцию по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83*) и поэтому не решает задачи экономии битума;

* На территории Российской Федерации действуют ОДН 218.046-01. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

в большинстве районов страны отсутствуют кондиционные каменные материалы, необходимые для строительства устойчивых против эрозии цементобетонных покрытий; допуски к материалам для асфальтобетонных покрытий более широки, - это расширяет область применения комбинированных дорожных одежд;

при практикуемом строительстве дорог без устройства объездов, а также с дополнительными слоями основания из одномерных песков с пониженной сдвигоустойчивостью необходимы конструкционные материалы, обеспечивающие проезд построечного транспорта по свежеуложенному основанию; цементогрунт и виброуплотненный высокомарочный бетон этому требованию не удовлетворяют (СНиП III-40-78*).

* На территории Российской Федерации действуют СНиП 3.06.03-85. Здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

1.3. К нежестким относятся дорожные одежды, слои которых устраивают из асфальтобетона и из обработанных вяжущими материалов пониженной жесткости. Жесткость слоя основания из низкомарочного цементобетона толщиной 12-22 см уменьшается в процессе строительства и эксплуатации дороги в результате образования сетки тонких трещин от совместного воздействия повторных автомобильных нагрузок и температурно-усадочных напряжений. При этом в основании создается устойчивая трещиновато-блочная структура с блоками 0,5-1,5 м.

1.4. Под тощим бетоном понимается дорожный бетон марок 75, 100, 150, состав которого подбирается из условия достижения в результате уплотнения катками вибрационного и статического действия максимальной плотности, сдвигоустойчивости смеси в незатвердевшем состоянии, минимальной усадки при небольшом расходе цемента и воды.

По основанию из свежеуложенного тощего бетона допускается пропускать строительный транспорт для проведения дальнейших работ по устройству нежесткой дорожной одежды, а при определенных условиях - транзитное автомобильное движение с расчетной интенсивностью, приведенной к автомобилю группы А, до 200 авт./сут.

Для устройства такого основания применяют широко доступные машины и механизмы; устанавливать рельс-формы не обязательно. Тощий бетон укладывают без швов расширения. Из способов ухода за твердеющим материалом допускается поливка водой.

Применение подобранных зернистых смесей с ограниченным содержанием пылевато-глинистых частиц, полученных путем смешения материалов в установке, обеспечивает более широкую пространственную однородность и долговечность уложенных в конструкцию материалов по сравнению с цементогрунтами. Повышенные ровность и жесткость оснований из тощего бетона позволяют сократить до двух число вышеукладываемых асфальтобетонных слоев.

1.5. Нежесткие дорожные одежды с основаниями из тощего бетона имеют более высокую несущую способность и поэтому рекомендуются для дорог, на которых ожидается проезд грузовых автомобилей с осевой нагрузкой не менее 100 кН, включая дороги в сельской местности, по которым предполагается нерегулярный подвоз тяжелых грузов при капитальном строительстве.

1.6. "Методические рекомендации по применению технологичных конструкций нежестких дорожных одежд с основаниями из тощего бетона" дополняют "Методические рекомендации по проектированию и строительству дорожных одежд с асфальтобетонными покрытиями на основаниях из бетона разных марок" (М., 1971) и развивают "Инструкцию" ВСН 46-83, ГОСТ 8424-72 и главу СНиП III-40-78.

2. Конструирование и расчет нежестких дорожных одежд
с основаниями из тощего бетона

2.1. При конструировании верхних слоев дорожной одежды из монолитных материалов необходимо предусмотреть, чтобы трещины основания не копировались в покрытии, для чего следует общую толщину асфальтобетонных слоев назначать приблизительно такой же, как и цементобетонного основания, или между асфальтобетонными слоями и цементобетонным основанием предусматривать трещинопрерывающую прослойку. Соответственно предложены два типа дорожных одежд (табл.1).

Россдорнии 2003г. Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона

Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из «тощего» бетона.
Министерство Транспорта Российской Федерации
Государственная Служба Дорожного Хозяйства
(Росавтодор)
Москва 2003
Разработан Государственным унитарным институтом Росдорнии.
Внесен Управлением инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.
Принят и введен в действие распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 23.05.2003 № ОС-459-р.

Методические рекомендации разработаны канд. техн. наук Л. Б. Каменецким и инж. О. Н. Нагаевской.

Кардаев Е.М., Кардаева Т.Н., Кирничный В.Ю. Производство работ нулевого цикла

  • формат doc
  • размер 301.76 КБ
  • добавлен 23 января 2012 г.

Методические указания к выполнению курсового проекта по технологии строительных процессов. – Омск: СибАДИ, 2011. – 42 с. Излагается методика выполнения курсового проекта, даются рекомендации для разработки технологической карты на комплексный процесс работ нулевого цикла: земляных и устройству монолитных бетонных фундаментов. Приводится методика технико-экономического сравнения вариантов комплекта строительных машин, справочные материалы и ряд с.

Коломиец А.А. Справочник по печным работам

  • формат djvu
  • размер 2.18 МБ
  • добавлен 05 ноября 2009 г.

Киев.: Урожай, 1987. -128 с. В книге содержатся основные сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для кладки печей и каминов. Приведены чертежи и нормативные требования к устройству и техническому обслуживанию различных видов печей (отопительных, отопительных-варочных, каминов для садовых домиков, русской печи), а также противопожарные мероприятия и правила техники безопасности при производстве печных и трубочистных рабо.

Крейндлин Л. Плотницкие и паркетные работы

  • формат djvu
  • размер 8.27 МБ
  • добавлен 26 августа 2009 г.

В учебнике приведены сведения об основных операциях по обработке древесины, видах столярных, плотницких и паркетных работ, приемах их выполнения ручными и механизированными способами. Описаны работы по изготовлению и монтажу столярно-строительных изделий, укладке дощатых полов, устройству опалубки, полов из линолеума, штучного и щитового паркета.

Литвинова О. О, Белякова Ю.И. Технология строительного производства

  • формат djvu
  • размер 8.41 МБ
  • добавлен 16 апреля 2010 г.

К. : Вища шк. Головное изд-во, 1984. — 479 с. Учебник содержит основные сведения по технике, организации и экономике строительно-монтажных процессов при устройстве земляных сооружений, выполнении буровых и взрывных работ, устройстве оснований и фундаментов, возведении каменных, бетонных, железобетонных, металлических и деревянных конструкций, монтаже строительных конструкций и защите их от вредных воздействий, устройстве кровли, прокладке инженер.

Миронов С.А. Теория и методы зимнего бетонирования

  • формат djvu
  • размер 12.22 МБ
  • добавлен 23 сентября 2011 г.

М.: Стройиздат, 1975 г., 700 с. В книге изложены результаты исследований по вопросам твердения бетона при отрицательных и положительных температурах, а также влияния раннего замораживания на формирование структуры и физико-механические свойства бетонов. В ней описаны методы производства бетонных и железобетонных работ, рекомендуемые для применения в зимних условиях (термос, электротермообработка, пропаривание, применение бетонов, твердеющих на мо.

Пугачев Е.А. Методическое указание к выполнению курсовой работы на тему Технология возведения сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения

  • формат jpg
  • размер 74.73 МБ
  • добавлен 26 января 2012 г.

Методические указания, МГСУ,город Москва, 2006 год, 53 страницы, Оглавление: 1 Цель курсового проектирования 2 Состав курсового проекта 3 Содержание курсового проекта 4 Исходные данные 5 Методические указания к выполнению разделов курсового проекта 6 Подсчет объёмов работ 7 Земляные работы 8 Железобетонные работы 9 Монтажные работы 10 Гидроизоляционные работы 11 Составление календарного плана 12 Строительный генеральный планrn

Смородинов М.И. и др. Справочник по общестроительным работам. Основания и фундаменты

  • формат djvu
  • размер 10.81 МБ
  • добавлен 16 февраля 2009 г.

Справочник. М.: Стройиздат, 1974. -372с. Содержит основные сведения по организации и технологии работ при устройстве оснований и фундаментов зданий и сооружений в промышленном, гидротехническом и гражданском строительстве. В нем приведены необходимые данные о свойствах грунтов и методах их определения. Даны краткие описания способов производства работ и характеристики оснвного применяемого оборудования по водопонижению, устройству оснований, фунд.

Совалов И.Г. и др. Бетонные и железобетонные работы

  • формат djvu
  • размер 4.72 МБ
  • добавлен 04 марта 2009 г.

М.: Стройиздат, 1988. -336с., ил. Рассмотрены процессы, производственный цикл бетонирования конструкций: установка и разборка опалубки; изготовление и установка арматуры; транспортирование, укладка и уплотнение бетона. Освещены методы бетонирования конструкций. Даны основные положения организации и охраны труда.

Хаютин Ю.Г. Монолитный бетон: Технология производства

  • формат djvu
  • размер 12.67 МБ
  • добавлен 17 июля 2010 г.

2-е изд. перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1991. — 576 с: ил. Изложен отечественный и зарубежный опыт производства монолитного бетона и возведения конструкций их него. Рассмотрены процессы приготовления, транспортирования и ук-ладки бетонной смеси, а также ухода за бетоном. Освещены современные методы контроля качества бетонной смеси и бетона, вопросы механизации отдельных процессов. Изд. 1е вы-шло в 1981 г. Для инженерно-технических работников.

Юнусов Г.С. Разработка оснований и фундаментов

  • формат doc
  • размер 460 КБ
  • добавлен 20 февраля 2010 г.

МарГУ. Юнусов Г. С. Методы и средства монтажа технологического оборудования Схема фундамента на естественном основании Основные схемы напластования грунтов оснований Варианты фундаментирования при напластовании грунтов оснований по схеме в (рис.2) Столбчатые фундаменты Ленточные фундаменты План фундамента мельницы МШШ-2 Общий вид колонки "Нара-27МР" на фундаменте Установка сепаратора молока СОМ-3-1000 на плитном основании Контуры соединительной.

В целях методического обеспечения деятельности дорожных организаций по повышению долговечности оснований дорожных одежд из тощего бетона и совершенствованию конструктивных и технологических решений при строительстве автомобильных дорог:

1. Ввести в действие и рекомендовать к применению с 1 июня 2003 г. "Методические рекомендации по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона" (далее - Рекомендации).

2. Федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, дирекциям по строительству (конструкции) федеральных автомобильных дорог организовать использование Рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных, на их внедрение при осуществлении работ по проектированию, строительству и реконструкции дорожных одежд.

3. Территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов - Российской Федерации рекомендовать использование Рекомендаций и осуществление комплекса необходимых мероприятий, направленных на их внедрение при осуществлении работ по проектированию, строительству и реконструкции дорожных одежд,

4. Управлению инноваций и технического нормирования в дорожном хозяйстве Росавтодора (Чванов ВВ) с участием Информавтодора (Мепуришвили Д.Г.) в установленном порядке подготовить к изданию и организовать распространение Рекомендаций в организациях, упомянутых в п. 2 настоящего распоряжения,

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Департамент строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П).

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Распоряжение Минтранса РФ от 23 мая 2003 г. N OC-459-p "O введении в действие "Методических рекомендаций по устройству оснований дорожных одежд из тощего бетона"

Читайте также: