Меры по снижению сцепления бетона с опалубкой

Обновлено: 12.05.2024


Отмостка вокруг фундамента должна быть у любого строения. Но часто из-за неправильной технологии выполнения работ или из-за чрезмерной подвижности почвы между фундаментом и этой конструкцией образовывается щель. Чтобы устранить неприятность, нужно заделать появившуюся трещину одним из способов, рекомендуемых специалистами. А так как материалов для такой работы в наше время выпускается много, стоит выбрать самый подходящий для каждого конкретного случая.

Чем заделывают щель

Изначально отмостку и фундамент не крепят жестко между собой из-за неравномерности усадки обеих конструкций. Обязательно оставляют компенсационный шов в виде отверстия небольшой ширины, идущего по периметру вокруг основания дома. Его заделывают разными материалами, прикрывая снаружи для герметизации от внешних воздействий.

Устранение щели между цоколем и отмосткой можно делать при помощи таких материалов:

  • герметик полиуретановый;
  • пена строительная;
  • лента демпферная;
  • пенополистирол (только экструдированный);
  • мастики битумные;
  • армирование поперечное с дополнительной отделкой раствором.

Основными материалами, которые применяются для того, чтобы заделать щель между цокольным этажом и отмосткой, считаются полиуретановый герметик, пенополистиролы или средней толщины пенопласты. Довольно часто используются пены, ленты демпферные или битумные мастики.

Многие владельцы предпочитают сэкономить и устранить дефект при помощи заливки компенсационного шва цементным раствором. Это делу не поможет, так как на следующую весну или через пару лет трещина снова образуется, но станет гораздо больше.

Стоит помнить, что щель между фундаментом и отмосткой должна оставаться всегда. Иначе давление конструкции на основание дома может привести к преждевременному разрушению фундамента.

Основные способы заделки щели

Имеется несколько способов устранения отверстия между прилегающей к цоколю конструкцией и фундаментом. Каждый вариант обладает своими особенностями и хорош только для заделки в определенное время.

Первый способ — заделать щель между конструкцией отмостки и фундаментом при помощи полиуретановых герметических материалов. Они выполняют функцию сохранения необходимого температурного режима между двумя этими конструкциями. Делать это нужно так:

  • промазать отверстие грунтовками;
  • аккуратно задуть в образовавшуюся трещину материал;
  • скрыть место работ при помощи декоративной отделки.

Этот способ подходит к конструкциям, которые прослужили несколько лет.

Можно также использовать поперечное армирование отмостки, чтобы связывать с фундаментом дома. Для этого в готовой конструкции нужно делать такие действия:

  1. Просверлить поперечные отверстия в конструкции, углубляясь в основание дома на 10 см.
  2. В полученные отверстия вставить прутья металлические.
  3. Залить все отверстия раствором.

Это нехитрое сооружение не даст компенсационному шву разойтись на большую ширину. Используют такой способ как при начальном соединении отмостки и фундамента, так и при связывании шва в процессе эксплуатации здания. Прутья будут крепить обе конструкции на определенном расстоянии.

Быстрые способы заделывания появляющихся отверстий

Не плохим вариантом станет задувание в образовывающуюся трещину пены строительной. Делать это нужно по такой схеме:

  • связать отмостку и цоколь металлическими прутьями;
  • задуть щель пеной строительной;
  • укрепить место соединения сеткой;
  • скрыть место работ специальными бордюрами или отделочными материалами.

Еще одним способом можно устранить щель между фундаментом и прилегающей конструкцией. Этот способ очень простой и делать его можно своими руками:

  1. Трещину заливают мастиками на основе битумов.
  2. Укладывают один из герметиков для цемента.
  3. Все материалы прикрывают тонким слоем бетонного раствора.

Один из быстрых способов устранить щель между отмосткой и фундаментом – заделать ее пенопластовыми материалами. Работы нужно делать в такой последовательности:

  • грунтовать место соединения конструкций мастиками на основе воды;
  • плотно уложить пенопласт в щель;
  • укрепить его рабицей;
  • нанести тонкий слой цементного раствора на материал;
  • скрыть места работ отделочными материалами.

Многие владельцы отдают предпочтение традиционным старым способам устранения швов и щелей. Для этого нужно приобрести обычную минеральную вату. А дальше делать работы по такому сценарию:

  1. Обработать щель гидроизоляционными мастиками.
  2. Уложить вату в отверстия, скатав ее в плотный рулон.
  3. Закрепить вату металлической сеткой.
  4. Отделать место соединения отделочным материалом.

Выбирать, какой из вариантов подойдет для каждого конкретного случая стоит самим владельцам. Ведь все способы сводятся к одному: щель не будет видна, а отмостка продолжит выполнять свои функции эффективно.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Заделка щели при устройстве отмостки

После того, как отмостка будет выполнена одним из доступных методов, стоит приступить к обработке компенсационного шва. А попросту – заделать щель между цоколем и отмосткой. Жестко привязывать конструкции между собой не стоит. Лучше связывать их при помощи мягких пористых материалов.

Работы можно делать по такой схеме:

  1. Грунтовать отверстие, идущее по периметру дома.
  2. Уложить подготовленные материалы в щель.
  3. Закрепить материал сеткой.
  4. Скрыть шов отделкой.

Грунтовать перед работами нужно обязательно. Это предотвратит конструкцию от попадания влаги в образовывающиеся мелкие щели при усадке отмостки в течение первых лет.

Материал заделки щели подбирают в соответствии с будущей отделкой. А вот скрывать место работ можно различными элементами.

Если отмостку выполняют из плитки, то отделку тоже нужно делать из этого же материала. Для конструкций из камня или брусчатки прекрасно подходит идущий по периметру тонкий бордюр. Для классических отмосток из бетонных растворов уместно закрыть щель тем же раствором, нанесенным тонким слоем по технологии, предложенной ранее. А мягкие конструкции связывают с цоколем при помощи герметиков, сверху засыпанных грунтом.

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Отмостка отошла от цоколя

После первого года эксплуатации дома отмостка часто отходит от цоколя. Это происходит из-за усадки конструкции или нарушения технологии строительства. Помочь беде можно и в том случае, когда отмостка отошла от основания дома, и тогда, когда конструкция просела в некоторых местах.

В тех случаях, когда конструкция сильно отошла от цоколя, стоит сначала установить причину подобного действия. Часто щель образовывается не из-за подвижности грунтов, а из-за нарушения рабочего процесса устройства конструкции. В этом случае нужно делать отмостку заново, полностью демонтировав старую конструкцию и создав новую.

Если же причиной образование щели является чрезмерная пучинистость грунта, то стоит слегка армировать саму отмостку, создавая при помощи прутьев соединение с фундаментом. Это не даст щели увеличиваться в размерах, оставаясь всегда на одном уровне. А саму трещину, которая появилась в районе цоколя, заделать мягкими материалами, позволяющими сохранить температурный режим и свободу относительно обеих конструкций.

Материал сцепления маскируют отделочными бордюрами, откосами или декоративными элементами. Это добавит красоты, как цоколю, так и всему зданию в целом.

Свойства и особенности бетона

Изготовление бетона – процесс трудоемкий, несмотря на простую технологию производства. Ее суть сводится к правильному подбору компонентов и их пропорций. Сухая смесь состоит из цемента, щебня и песка. Также обязательной составляющей является вода. Существует несколько марок бетона, каждая из которых предназначается для определенных целей. Например, асфальтобетон не содержит воды.

Интересный факт: о бетоне цивилизации было известно еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Во всяком случае, об этом говорит находка археологов на берегу Дуная. Ими обнаружена хижина, которая была построена из смеси цемента, песка, гравия и воды. При этом у постройки имелся пол толщиной 25 см. Находка датируется 5600 годом до н.э.

Основа бетона – это цемент, который в сухом виде представляет собой однородную сыпучую смесь серого оттенка. Если добавить воду, он превращается в пасту. Именно цемент выступает в качестве связующего компонента. В его составе присутствует известняк. При контакте с водой он кристаллизуется, а затем застывает.

Интересно: Как и из чего делают сосиски? Описание, фото и видео

Для получения качественного материала необходимо тщательно соблюдать пропорции. В частности это касается добавления воды. К каждой марке бетона прилагается четкая инструкция по смешиванию компонентов.

Распространенной ошибкой является добавление слишком большого количества воды. Бетон в таком случае становится более подвижным, благодаря чему с ним удобно работать. Но излишняя жидкость сказывается на главном качестве материала – прочности.

Распространение бетона в строительстве объясняется его преимуществами, такими как прочность на сжатие и изгиб, удобоукладываемость, устойчивость к минусовым температурам и влаге. Прежде чем поступить в эксплуатацию, бетон проходит несколько испытаний, при помощи которых подтверждаются его свойства.

На силу сцепления бетона с опалубкой влияют адгезия (прилипание) и усадка бетона, шероховатость и пористость поверхности. При большой силе сцепления бетона с опалубкой усложняется работа по распалубке, повышается трудоемкость работ, ухудшается качество бетонных поверхностей, преждевременно изнашиваются щиты опалубки.

Бетон прилипает к деревянным и стальным поверхностям опалубки значительно сильнее, чем к пластмассовым. Это объясняется свойствами материала. Дерево, фанера, сталь и стеклопластики хорошо смачиваются, поэтому и сцепление бетона с ними достаточно высокое, со слабо смачиваемыми материалами (например, текстолитом, гетинаксом, полипропиленом) сцепление бетона в несколько раз ниже.

Сила (Н) сцепления некоторых материалов опалубки с бетоном следующая:


Поэтому для получения поверхностей высокого качества следует использовать облицовки из текстолита, гетинакса, полипропилена или применять водостойкую фанеру, обработанную специальными составами. Когда адгезия мала, поверхность бетона не нарушается и опалубка легко отходит. С увеличением адгезии слой бетона, прилегающий к опалубке, разрушается. На прочностные характеристики конструкции это не влияет, но качество поверхностей существенно снижается. Снизить адгезию можно нанесением на поверхность опалубки водных суспензий, гидро-фобизирующих смазок, комбинированных смазок, смазок — замедлителей схватывания бетона. Принцип действия водных суспензий и гидрофобизирующих смазок основан на том, что на поверхности опалубки образуется защитная пленка, которая снижает сцепление бетона с опалубкой.

Комбинированные смазки представляют собой смесь замедлителей схватывания бетона и гидрофобизирующих эмульсий. При изготовлении смазок в них добавляют сульфитно-дрожжевую барду (СДБ), мылонафт. Такие смазки пластифицируют бетон прилегающей зоны, и он не разрушается.

Смазки — замедлители схватывания бетона — используют для получения хорошей фактуры поверхности. К моменту распалубки прочность этих слоев несколько ниже, чем основной массы бетона. Сразу же после распалубки обнажают структуру бетона промывкой его струей воды. После такой промывки получают красивую поверхность с равномерным обнажением крупного заполнителя. Смазки наносят на щиты опалубки до установки в проектное положение путем пневматического распыления. Такой способ нанесения обеспечивает однородность и постоянную толщину наносимого слоя, а также сокращает расход смазки.

Для пневматического нанесения применяют распылители или удочки-распылители. Более вязкие смазки наносят валиками или щетками.

На силу сцепления бетона с опалубкой влияют адгезия (прилипание) и усадка бетона, шероховатость и пористость поверхности. При большой силе сцепления бетона с опалубкой усложняется работа по распалубке, повышается трудоемкость работ, ухудшается качество бетонных поверхностей, преждевременно изнашиваются щиты опалубки.

Бетон прилипает к деревянным и стальным поверхностям опалубки значительно сильнее, чем к пластмассовым. Это объясняется свойствами материала. Дерево, фанера, сталь и стеклопластики хорошо смачиваются, поэтому и сцепление бетона с ними достаточно высокое, со слабо смачиваемыми материалами (например, текстолитом, гетинаксом, полипропиленом) сцепление бетона в несколько раз ниже.

Поэтому для получения поверхностей высокого качества следует использовать облицовки из текстолита, гетинакса, полипропилена или применять водостойкую фанеру, обработанную специальными составами. Когда адгезия мала, поверхность бетона не нарушается и опалубка легко отходит. С увеличением адгезии слой бетона, прилегающий к опалубке, разрушается. На прочностные характеристики конструкции это не влияет, но качество поверхностей существенно снижается. Снизить адгезию можно нанесением на поверхность опалубки водных суспензий, гидро-фобизирующих смазок, комбинированных смазок, смазок — замедлителей схватывания бетона. Принцип действия водных суспензий и гидрофобизирующих смазок основан на том, что на поверхности опалубки образуется защитная пленка, которая снижает сцепление бетона с опалубкой.

Комбинированные смазки представляют собой смесь замедлителей схватывания бетона и гидрофобизирующих эмульсий. При изготовлении смазок в них добавляют сульфитно-дрожжевую барду (СДБ), мылонафт. Такие смазки пластифицируют бетон прилегающей зоны, и он не разрушается.

Смазки — замедлители схватывания бетона — используют для получения хорошей фактуры поверхности. К моменту распалубки прочность этих слоев несколько ниже, чем основной массы бетона. Сразу же после распалубки обнажают структуру бетона промывкой его струей воды. После такой промывки получают красивую поверхность с равномерным обнажением крупного заполнителя. Смазки наносят на щиты опалубки до установки в проектное положение путем пневматического распыления. Такой способ нанесения обеспечивает однородность и постоянную толщину наносимого слоя, а также сокращает расход смазки.

Для пневматического нанесения применяют распылители или удочки-распылители. Более вязкие смазки наносят валиками или щетками.

Бетонные работы - Меры по снижению сцепления бетона с опалубкой

Загородный дом: Не хватило бетона?

Наиболее частая причина неправильного расчета: не учтено увеличение объема из-за того, что опалубку расперло весом бетона. Если для опалубки была использована не обрезная доска толщиной 50 мм, а более тонкая, и не было предусмотрено достаточного числа надежных элементов, отвечающих за вертикальное положение опалубки, то не следует удивляться, что опалубку расперло. Помимо этого непредвиденные потери бетона случаются из-за того, что верхний край опалубки оказался вровень с проектным уровнем бетона, при заливке бетона его не успели равномерно распределить по всей опалубке, и он перелился через край опалубки.

При изготовлении таких ответственных элементов, как фундаменты или перекрытия, всегда лучше предусмотреть некоторый запас бетона. Опытные бетонщики рекомендуют запас в районе 10 процентов. Если бетон производился прямо на стройплощадке и его оказалось достаточно, последний замес можно просто не делать. Если бетон был доставлен миксером с бетонного узла, следует заранее предусмотреть возможность утилизации излишков. За неимением полезного варианта использования бетон можно слить в глубокую яму, которую потом закопать.

Если же бетона все-таки не хватило, есть несколько вариантов решения проблемы.

Вариант 1. Сделать горячий шов. Горячий шов подразумевает продолжение бетонирования до того момента, когда засохнет поверхность бетона. В обычных условиях бетонирование можно безболезненно продолжать с перерывом не более двух часов. Чтобы увеличить время перерыва в бетонировании до 12 часов, поверхность бетона следует накрыть пленкой. При возобновлении работ надо будет удалить с поверхности шва цементную пленку (молочко), после чего возобновить заливку.

Вариант 2. Если перерыв в бетонировании составит более 12 часов, придется делать холодный шов. Когда становится очевидным, что бетона не хватило и в течение 12 часов его будет неоткуда взять, в незастывший слой бетона надо вставить дополнительные прутки арматуры, которые послужат основой надежной связи с последующим слоем. Далее придется сделать паузу на 5—7 дней, пока предыдущий слой затвердеет (достигнет прочности не менее 1,5 МПа). Если этого не сделать, при заливке последующего слоя затвердевшая корка предыдущего слоя бетона может потрескаться, а прутки арматуры потерять сцепление. При холодном шве доливаемый слой не должен быть слишком тонким: при недостаточной толщине его прочность будет низкой. Целесообразно сделать отдельное армирование дополнительного слоя.

причины и методы. Чем надо смазать опалубку чтоб к ней не приставал бетон Портландцемент

Когда крошится и разрушается бетон, возникает опасность того, что в скором времени разрушится все здание. Бетон является строительным материалом, который получают путем перемешивания песка, цемента, щебня и воды и при необходимости может иметь специальные добавки для увеличения прочности раствора. Такими вопросами задаются владельцы недвижимости, у которых раскрошился бетонный раствор, тогда они ищут возможные пути устранения проблемы и предотвращения ее дальнейшего образования.

Влага, которая проникает в поры раствора в период отрицательных температур, расширяется, образуя увеличенные пустоты. Когда температура воздуха поднимается, происходит уменьшение объема пор, что приводит к заполнению влагой образовавшихся пустот. Чтобы бетонный состав не портился под воздействие изменений температуры, залитую поверхность защищают утеплительным материалом или морозостойким раствором.

Этому мог послужить плохой цемент или неправильно взятая его часть для приготовления бетонной смеси. Бетонная смесь отлично впитывает воду, которая при минусовых температурах замерзает и расширяется в объеме, заполняя при этом поры. Когда температура поднимается, происходит оттаивание воды и в порах освобождается место для новой жидкости.

При заливке раствора в опалубку, его нужно тщательно уплотнить, тогда структура смеси приобретет однородность и уменьшится пористость бетона. Заметив первые признаки деформаций фундамента, не стоит затягивать с ремонтом, иначе в дальнейшем потребуется гораздо больше средств и времени на его восстановление. Трещины на основании и всей поверхности дома могут свидетельствовать о проседании постройки и неравномерном ее усаживании.

Перед тем как начать ремонтные работы по восстановлению фундамента, выявляют причины разрушений, от вида которых будет зависеть способ устранения проблемы. Полная замена основы зданий требуется в случае полного разрушения фундамента с нарушением конструкции стен. Поэтапная отливка выполняется в случае, когда спасти поврежденный фундамент невозможно, во всех остальных случаях не нужно прибегать к такому сложному методу.

Чтобы фундамент не разрушался в будущем, нужно постоянно осматривать стороны зданий и проводить регулярный грамотный уход за ними. Чтобы предотвратить крошение бетона, следует определиться с причиной возникновения дефекта и только после этого приступать к восстановлению основы зданий. Но будет еще лучше, если бетонный состав и вовсе не раскрошится, для этого нужно выполнять профилактические методы, направленные на сохранение прочности бетона.

Трещины в бетонных дорожках

Даны буквально пошаговые инструкции по обследований объектов и самое главное как документально это все оформить. Хотя книга написана еще в 70 годы прошлого столетия, она актуальна и сейчас, ведь за это время дефекты не изменились, Книга написана очень просто и доступно, читайте. Этот наиболее часто встречающийся вид брака, он снижает качество внутренней и наружной отделки помещений.

Однозначный ответ дать сложно, нужно исходить из реалий и делать это нужно по свежему бетону, если небольшой скол, просто ограничиваются восстановлением с помощью цементного раствора повышенной марки и тщательного ухода за ним. Эти раковины в бетоне образуются как участки плохо сцементированного щебня или песка, они разобщены между собой при отсутствии раствора в местах контакта. Такие раковины могут образовываться из за сбрасывания бетона в опалубку с большой высоты, как результат недостаточного уплотнения бетонной смеси или применения повышенной жесткости бетона, как результат длительного транспортировки, во время которого бетонная смесь расслоилась и начала схватываться.

Большей частью подобные раковины образуются в местах большого количества арматуры, в труднодоступных и неудобных местах для укладки и уплотнения бетона. Обнаружив такой дефект, нужно сразу бить тревогу и принимать неотложные меры с участием представителя строительной лаборатории. Иногда просто можно покрыть участок гидрофобизирующими составами, а иногда и полностью удалять бракованный участок и проводить повторное бетонирование, если это конечно позволяет технология строительства.

ЧП, нужно составить акт, согласовать способы устранения с проектировщиками, они естественно будут перестраховываться. Детально не буду описывать все детали, почитайте чуть выше раздел рыхловатость структуры бетона, это пожалуй одна из главных причин возникновения выбоин, а уж дальше мороз усугубит этот, к сожалению, необратимый процесс. Беречь, я имею в виду не допускать проникновения влаги внутрь бетона, иначе Вы получите то, что изображено на картинке.

Проржавевшая арматура, кроме того, что она снижает прочность изделия, ржавчина сама по себе разрушает бетон изнутри. Там где невозможно применить композитную арматуру и применяется обычная стальная или бетонирование было произведено ранее, нужно тщательно следить и предотвращать проникновение влаги внутрь бетона. Можете скачать и почитать файлы ниже о составах проникающего действия, лучших на мой взгляд на сегодня.

бетон пропорции из цемента м900.

Чем залить стык железа с бетоном Строительный форум.

Заливка монолитного фундамента требует большого количества бетона, приготовить который за один раз не всегда удается. Крупные строительные участки оборудуют спецтехникой и бетономешалкой больших размеров, а вот в частном строительстве, не всегда удается арендовать или заказать данное оборудование. Для изготовления бетона используют цемент и дополнительные наполнители, такие как гравий, песок или керамзит.

Улучшить текучесть раствора помогает вода, а для защиты от мороза в состав добавляют пластификаторы и присадки. Вещество, попадая в опалубку начинает затвердевать, это происходит при взаимодействии цемента с водой. Связи между составляющими еще не отличаются особой прочностью, а при нагрузке на поверхность, легко разрушаются.

Длительность данного этапа определяется температурными показателями внешней среды и влажностью воздуха и составляет от четырех часов до суток. Возможен вариант увеличения данного показателя с помощью перемешивания состава, однако не злоупотребляйте данным способом, так как это отрицательно сказывается на эксплуатационных свойствах бетона. Данный процесс достаточно длительный и подразумевает постепенную гидратацию бетонных компонентов для придания бетону максимальных прочностных характеристик в соотношении с маркой рабочей смеси.

Процесс твердения в первый день заливки происходит ускоренно, дальше скорость развития данного процесса снижается. Довольно часто при проведении строительных работ, отсутствует возможность подъезда к участку специализированным оборудованием и даже бетономешалкой. Не всегда удается выполнить полную заливку фундамента, существуют причины, когда останавливается строительный процесс.

Полная заливка фундамента позволяет получить монолитную конструкцию, с максимальными прочностными характеристиками. Перед началом заливки фундамента, ознакомьтесь с правилами по определению времени и интервала застывания бетонного состава. Дотрагиваться до бетонного раствора в это время категорически запрещено, во избежание нарушения его целостности.

После схватывания, структура состава остается жидкой, поэтому во время этого процесса, допускается заливать бетон небольшими порциями. Через трое суток, после начала затвердевания, разрешается выполнять дополнительную заливку бетона на уже готовое покрытие. Так, при высокой температуре летом, заливка второго слоя выполняется через четыре часа после основной заливки, зимой это время увеличивается до восьми часов.

При заливке после высыхания раствора, предварительно высушите, очистите и почистите щеткой основание. Кроме определения времени частичной заливки, определитесь с технологией выполнения данного процесса. При заливке ленточного фундамента и устройству подземной траншеи, опалубка заливается строго по почве.

Перед началом заливки определитесь со способом и составьте чертежи в виде объемной схемы фундамента. На ней, указывается общая площадь фундамента и он разделяется на несколько частей, в соотношении с типом заливки. Кроме того, на эскизе укажите размеры заливаемой части, в соотношении с этими показателями, определите количество бетона для заливки.

Деревянная опалубка должна иметь ламинированное покрытие, во избежание чрезмерного впитывания влаги древесиной. Измерьте показатели высоты, ширины и глубины конструкции, умножьте полученные значения и получится количество кубометров бетонного состава для работы. Готовьте бетон в бетономешалке, такой состав отличается максимальной однородностью и высоким качеством.

При заливке фундамента в виде ленты горизонтальным способом, разделите конструкцию на несколько частей. Например, при высоте фундамента в 1 метр, рекомендуется выполнять бетонирование в три или четыре слоя. Кроме того, каждый из слоев выравнивается специальным приспособлением или обычной деревянной планкой.

Если данного приспособления у вас нет, замените его обычной арматурой, с помощью которой прокалывают раствор вдоль фундамента. Накрывайте каждый из слоев бетона полиэтиленовой пленкой, во избежание быстрого испарения влаги или попадания дождя на поверхность. Если интервал между заливкой слоев превышает сутки, то перед началом заливки следующего слоя, очистите поверхность от пыли и грязи.

бетон работа цена +ua.

Смазки для демонтажа опалубки фундамента

Ленточный фундамент считается одним из самых востребованных типов оснований в загородном строительстве. Фундамент монолитная плита имеет множество неоспоримых преимуществ для строительства под загородные дома. Процесс заливки бетона в идеале должен проходить в один прием, чтобы получилась цельная или монолитная железобетонная конструкция. Бетон доставляется до места проведения работ на миксере, в который помещается до 8 кубов бетонной смеси.

Так же, если бетонную смесь готовить самостоятельно при помощи бытовой бетономешалки, выполнить заливку бетона в один прием очень проблематично, особенно если необходимо залить несколько кубов. Существуют два способа заливки бетона частями, которые зависят от периода, за который планируется провести заливку бетона. Заливать бетон следует слоями и обязательно после окончания бетонных работ накрывать залитый слой бетона пленкой или рубероидом. При неполном затвердевании наружная поверхность залитого бетона покроется коркой, а под ней ещё не успевшая окрепнуть смесь.

бетон прочность на разрыв.

Уход за бетоном. Почему бетон трескается при высыхании и

Применяют их не только для изготовления полов в производственных цехах или в качестве автодорожного полотна, но и в частном домостроении. Помните, данный способ увеличивает массу конструкции, тем самым создавая дополнительное давление на фундамент. Совет: если вы забыли оставить технологические каналы в фундаменте, полу или стенах, вам поможет алмазное бурение отверстий в бетоне коронками нужного диаметра. Для этого проверьте саму трещину и участок рядом с ней, чтобы на нем не было сколов, которые в будущем могут стать неглубокими ямками.

Если трещины в полу имеют средний размер и из них виднеется арматура, их необходимо очистить и обработать раствором, защищающих металл от коррозии. Совет: если дефект очень глубокий и большой, наносите раствор в несколько слоев, смачивая каждый небольшим количеством воды. Класть ламинат или красить бетонную поверхность можно буквально через 24 часа, но с приклеивание керамической плитки следует не спешить. Совет: расширить трещину в полу, имеющую большие размеры вам поможет резка железобетона алмазными кругами, после чего процесс аналогичен работе с дефектами средних размеров.




При работе с монолитными железобетонными конструкциями приходится сталкиваться со сцеплением бетона с опалубкой, величина которого может достигать нескольких кгс/см2. Сцепление не только затрудняет распалубку железобетонной конструкции, но и приводит к ухудшению качества бетонной поверхности, а также к преждевременному износу щитов опалубки.

Сцепление бетона с опалубкой обусловлено влиянием следующих факторов:

  • адгезия и когезия бетона;
  • усадка бетона;
  • шероховатость и пористость поверхности опалубки, прилегающей к железобетонной конструкции.

В период укладки бетон находится в пластичном состоянии и является клеящим веществом (адгезивом), благодаря чему появляется адгезия (прилипание бетона к опалубке). В процессе уплотнения пластичность бетона увеличивается, он сближается с поверхностью опалубки и сплошность контакта между бетоном и щитами опалубки увеличивается.

На адгезию оказывает влияние и материал, из которого сделана формующая опалубочная поверхность: к деревянным и стальным поверхностям бетон прилипает сильнее, чем к пластмассовым, так как последние имеют меньшую смачиваемость.

Без специальной обработки фанера, дерево, сталь , стеклопластики хорошо смачиваются, что создает достаточно большое их сцепление бетоном. А гетинакс и текстолит слабо смачиваемые (гидрофобные), поэтому с ними бетон сцепляется незначительно.

При обработке формующей поверхности и нанесении на неё пленки масла смачиваемость значительно снижается (гидрофобизуется), что значительно уменьшает адгезию.

Усадка снижает адгезию и сцепление: чем больше усадка в пристыковых слоях бетона, тем вероятнее появление усадочных трещин в зоне контакта, что ослабляет сцепление.

Когезия в контактной паре «опалубка и бетон» есть прочность на растяжение пристыковых слоев бетона.

Существует три возможных варианта отрыва съемной опалубки при распалубке монолитной бетонной конструкции:

  1. вариант 1: адгезия мала, а когезия велика. В таком случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта;
  2. вариант 2: адгезия больше, чем когезия. Опалубка будет отрываться по клеящему материалу (бетону);
  3. вариант 3: адгезия примерно равна когезии. В этом случае наблюдается смешанный (комбинированный) отрыв, при котором опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону.

В первом (адгезионном) варианте отрыва опалубка снимается легко, ее поверхность остается чистой, а поверхность бетона обладает хорошим качеством. Поэтому важно обеспечить адгезионный отрыв. Это достигаются следующими методами:

  • формующие поверхности опалубки делают из гладких плохо смачиваемых материалов
  • наносят на формующие поверхности смазки для опалубки эмульсии и специальные антиадгезионные покрытия.

Рекомендации к выбору смазок Эмульсол

При выборе смазки для опалубки следует обращать внимание на такие характеристики материала:

  • требования к температуре нанесения смеси;
  • кинематическая вязкость. Влияет на рекомендации относительно нанесения Эмульсола и на его расход;
  • кислотное число (не меньше 7). При оптимальном значении не возникнет трудностей с демонтажем опалубки;
  • стабильность. Чем меньше значение (измеряется в процентах), тем лучше.

Способ применения смазки Эмульсол


Способ применения смазки Эмульсол

Видео по теме: Смазка для опалубки — Эмульсол

Публикации по теме

Грунтовка бетоноконтакт Кнауф


Преимущества и технические характеристики грунтовки «Бетоноконтакт» «Кнауф»

Смазка для направляющих суппортов


Что можно применять для смазки направляющих суппорта

Стойки телескопические для опалубки перекрытия


Особенности применения телескопических стоек для опалубки перекрытий

Требования к смазкам для опалубки:

  • не должны оставлять на бетоне маслянистых пятен. Исключения здесь составляет бетонирование конструкций, засыпаемых впоследствии землей/покрываемых облицовкой или гидроизоляцией;
  • не уменьшают прочность контактного слоя бетона;
  • пожарная безопасность;
  • отсутствие летучих веществ, вредных для здоровья;
  • должны держаться на наклонных и вертикальных поверхностях при температуре 30 оС не менее 24 часов.

Виды смазок



Бетонная поверхность при использовании разных смазок для опалубки

В зависимости от состава, принципа действия и эксплуатационных свойств смазки для опалубки можно разделить на четыре группы:

  1. водные суспензии;
  2. гидрофобизирующие смазки;
  3. смазки — замедлители схватывания бетона;
  4. комбинированные смазки.

Водные суспензии

получают из порошкообразных инертных к бетону веществ. Это простые и дешевые, но не всегда эффективные средства, устраняющие прилипание бетона к опалубке. Их принцип действия основан на том, что вода из суспензии испаряется, а на формующей поверхности опалубки образуется тонкая защитная пленка, которая препятствует прилипанию бетона к палубе.

Наиболее часто используемый вариант водной суспензии — известково-гипсовая суспензия. Для её приготовления смешивают полуводный гипс (0,6—0,9 вес. ч.), известковое тесто (0,4—0,6 вес. ч.), сульфитно-спиртовую барду (0,8—1,2 вес. ч.) и воду (4—6 вес. ч.).

При виброуплотнении суспензионные смазки стираются бетоном и загрязняют бетонную поверхность. Поэтому в монолитном строительстве их применяют достаточно редко.

Гидрофобизирующие смазки

изготавливают на основе минсоальных масел, эмульсола ЭКС или солей жирных кислот (другими словами, на основе мыл). При обработке палубы гидрофобизирующая смазка создает на ее формующей поверхности тонкую водоотталкивающую (гидрофобную) пленку из слоя ориентированных молекул. Гидрофобизирующие смазки распространены в монолитном строительстве, но они обладают рядом недостатков: высокая стоимость, загрязнение бетонной поверхности, пожарная опасность.

Замедлители схватывания бетона

— третья группа смазок. Для замедления схватывания бетона в состав таких смазок вводят танин, мелассу и пр. Их недостаток — сложно регулировать толщину слоя бетона, в котором замедляется схватывание.

Комбинированные смазки – обратные эмульсии

— наиболее эффективные средства для улучшения качества получаемой бетонной поверхности монолитной конструкции и увеличения срока использования (оборачиваемости) съемной строительной опалубки. Такие смазки готовят в виде обратных эмульсий. Помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания в некоторые из них вводят и пластифицирующие добавки, например, мылонафт, сульфитно-дрожжевую барду (СДБ) и др. Пластификаторы при вибрационном уплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях, чем существенно снижают его поверхностную пористость.

Эмульсионные смазки стабильны. Они не расслаиваются в течение 7—10 суток. При их использовании полностью устраняется прилипание бетона к опалубке. Также они хорошо удерживаются на поверхности палубы и не загрязняют бетон.

Различия смазок по составу

Различают несколько видов смазок по составу:

  • На водной основе;
  • С комбинированной основой;
  • С замедляющим застывание бетона веществом.
  • С веществом отталкивающим воду.

Первый тип изготавливают из химических веществ, являющихся инертными к бетону. Они отличаются сравнительно невысокой стоимостью, поэтому не всегда могут эффективно справляться с проблемой.

Второй тип наиболее стойкий. Он не расслаивается в течение недели. Отлично удерживаются на поверхности. Нередко они являются эмульсиями обратного назначения.

В третий тип вводятся такие химические вещества, как меласса или танин. При этом отмечается сложное регулирование процесса схватывания фундамента.

Четвертый тип изготавливается из множества масел, таких как минсоальное или солей кислот жира, а также присутствие смазки для опалубки эмульсола ЭКС. Они создают тонкий слой, который отталкивает воду. При этом могут иметь недостатки, как завышенная стоимость.

Порядок нанесения смазки на опалубку:

  • Распылитель GLORIA для нанесения смазки на опалубку

наносят после сборки опалубочной формы, что сокращает расход смазочного состава и увеличивает производительность труда;

Расход смазки для опалубки

Расход зависит от способа нанесения на поверхность палубы, температуры наружного воздуха, консистенции смазки, промежутки времени между установкой опалубки и укладкой бетона.

Материал, из которого изготовлена палуба щитов Нанесение на горизонтально-наклонную поверхность Нанесение на вертикальную поверхность
пистолетом кистью пистолетом кистью
Летнее время
Пластмасса, сталь 300 350 400 430
Древесина 320 350 350 420
Зимнее время
Пластмасса, сталь 300 400 350 400
Древесина 300 400 300 350

При нанесении пневмопистолетом-распылителем расход смазки меньший при использовании вязких составов. При нанесении кистью расход смазочного состава для опалубки может достигать до 500 г/м2 по причине более толстых слоев и скоплений в выбоинах, местах стыка, во вмятинах.

На видео показана работа с распылителем GLORIA, который удобно использовать для нанесения смазки на опалубку:

Унификация конструкций зданий, особенно многоэтажных, дает возможность многократного применения инвентарной опалубки (рис. 1).

В настоящее время различными проектными фирмами разработана и широко применяется деревометаллическая и металлическая инвентарная опалубка. Ширина щитов-300, 400, 500 и 600 мм, длина их - 1200 и 1800 мм. Такую опалубку можно применять для бетонирования практически любой площади с размерами, кратными 100 мм. Это дает также, возможность подобрать щиты опалубки для поверхностей любого размера и любой конфигурации, добавляя в случае надобности лишь небольшое количество дополнительных инвентарных элементов – доборками.


Рис. 1. Комбинированная инвентарная опалубка:
а. - щиты с обшивкой из досок;

б. - щиты с обшивкой водостойкой фанерой или слоистым пластиком;

г. - узел соединения схваток под прямым углом;

д. - деталь крепления щитов к схватке.

1 - стальной каркас; 2 - торцовая обойма; 3 - обшивка из досок; 4 - отверстия для соединения щитов; 5 - отверстия для пропуска тяжей; 6 - разреженный настил из досок; 7 - водостойкая фанера или слоистый пластик; 8 - швеллеры; 9 - прокладка из бруска 20 х 30 мм; 10 - клин; 11 - косынка; 12 - шайба; 13 - натяжной крюк.

Материал и конструкция инвентарных щитов и других элементов опалубки могут быть различными. В строительной практике применятся в основном инвентарная опалубка из дерева, из водостойкой фанеры, алюминивая, стальная и комбинированные опалубки.


  • Опалубкаизалюминия применяется в строительстве чаще всего (рис. 2). Самая популярная - съемная опалубка. Её привлекательность заключается в относительно невысокой цене, которая никак не влияет на качество. Даже если нагрузка достигает 8 тонн на квадратный метр, прогиб опалубки составляет не более 1/400. Прогиб опалубки перекрытий составляет 1/500.


Ценят алюминиевую опалубку и за её лёгкость, благодаря чему монтировать её можно без использования дополнительной техники. Это преимущество особенно ценится на тех объектах, где нет подъёмных кранов.

Рис. 2. Алюминиевая инвентарная опалубка


  • Производители опалубок самыми надёжными считают стальныеопалубочныесистемы. Они, правда, весьма тяжелы, и передвигать их придётся только при помощи специальной техники. Ещё один минус- возможность коррозии металла. Но вряд ли ржавчина нанесет, серьёзный вред, стали толщиной в 3 мм, покрытой к тому, же антикоррозийным составом. Всё остальное - сплошные достоинства. Опалубочная система из стали отличается высокой прочностью, позволяя почти полностью избегать прогибов. Замковые соединения имеются, но в небольшом количестве. Полностью отсутствуют эксцентриковые и винтовые зажимы, есть клиновидные, благодаря чему смонтировать опалубку можно при помощи одного только молотка! Опалубку из стали очень часто применяют при строительстве масштабных объектов, таких, как многоэтажные дома. Всё дело в том, что стальная опалубка позволяет сооружать бетонные стены любой толщины. По этой же причине опалубку из стали, применяют при возведении путепроводов, мостов. Ещё один плюс стальной опалубки является тот факт, что заливать бетон можно бесперебойно. Тогда как применение алюминиевой опалубки сильно замедляет работу, поскольку необходимо бетон лить послойно, ожидая каждый раз, когда застынет предыдущий слой.

В число самых популярных систем, входят опалубки технологии PERI, NOE, DOKA, MEVA, Hennebeck-Thyssen Krupp и другие модели.

PERI TRIO представляет собой щитовую опалубку высотой, равной одному этажу. Щиты опалубки шириной до 2 м 40 см являются главной деталью опалубочной системы. Если необходимо состыковать и залить промежуточные составляющие - дверные или оконные проёмы, проходы, - применяют более маленькие щиты. Этот принцип использовался при постройке такой конструкции, как опалубка Пери. Её можно применять для строительства разных объектов, как для фундамента, так и для возведения объёмных стен. Оборачиваемость опалубки довольно высока, благодаря малому количеству комплектующих элементов. Существует алюминиевый аналог этой опалубки - PERI TRIO-L, которую чаще всего применяю на объектах, где нет подъёмного крана.

MEVA занимается производством опалубки разного типа. Более всего популярна в нашей стране система MAMMUT, что переводится, как мамонт, а также её более лёгкий аналог STAR TEC. Эта опалубочная система отличается высокой прочностью. Опалубка выдерживает нагрузку до 10 тонн на метр, что даёт возможность применять её в опалубке фундаментов жилых домов, а также в гидротехнических объектах. С её помощью производится также опалубка колонн мостов.

Рамы опалубки выполнены из двенадцатимиллиметровой стали, покрытой качественным антикоррозийным составом. Фанера, использующаяся в опалубке, защищена силиконовыми закраинами. Монтируется опалубка с помощью фирменных замков. Единственный инструмент, который потребуется для монтажа - молоток. Дополнительное преимущество - небольшой вес замка, благодаря чему, особых усилий при монтаже применять не надо. Монтаж упрощает ещё и тот факт, что большинство деталей, соединено с распорками рамы фланцевыми винтами.

Ещё одна разновидность опалубочных систем, пользующихся популярностью - итальянская опалубка PILOSIO. Эта конструкция представлена тремя типами - тяжёлой, средней и лёгкой опалубками. Чаще всего в строительстве используют опалубку "Р-300". Она состоит из главного щита метровой ширины. Щиты крепятся замками клиновидной формы, а также винтовыми зажимами. Удобство системы заключается в том, что дополнительные элементы позволяют избавиться от трудностей на строительной площадке.

Одной из самых универсальных, а соответственно и самых популярных, является опалубка Hennebeck-Thyssen Krupp под маркой RASTO. Поднимать и перемещать щиты этой опалубочной системы можно вручную, так как они очень лёгкие. При производстве опалубочной конструкции используют антикоррозийную сталь высокого качества. Щиты изготовлены из четырнадцатисантиметровой фанеры. Подобные опалубочные конструкции применяют в жилищном строительстве. При этом она применяется, как опалубка перекрытий. Такая опалубка популярна и у тех, кто берет конструкции в аренду, поскольку их легко можно отремонтировать. Основой конструкции является щит, размеры которого составляют 2, 70 на 0, 75 м. Существуют и дополнительные щиты меньшего размера. Чтобы подогнать стены с большей точностью, используют компенсирующие бруски. Щиты соединяются при помощи струбцины, которая передвигается по верхнему краю рёбер жёсткости. Она одновременно зажимает и выравнивает составные части опалубки. Так же действует и угловой зажим с парой замков.

Тщательно разработано расположение таких деталей, как анкер и отверстия, позволяющие передвигать анкер. Благодаря этому, уступы легко соотнести друг с другом, а конусные стены опалубить, сохранив уклон в 5 градусов.

Компания DOKA - предлагает не только рамные, но и опалубки балок. Это конструкция представляет собой ригели из стали, расположенные горизонтально, к ним крепятся деревянные балки, а на самом верху располагается сама палуба. Эту конструкцию удобно применять при строительстве высоких стен.

Чаще всего применяют опалубочную систему DOKA FRAMAX. Её можно использовать на строительстве любых объектов, как больших и сложных, так и совсем простых. Применяется она в основном, как стеновая опалубка.

Опалубка FRAMAX также отличается хорошими техническими характеристиками. Она выдерживает до 90 кН/м², благодаря рёбрам жёсткости горячей оцинковки. Квадратный щит со сторонами 0,9 м является универсальным. Все другие детали являются добавочными. Например, листы дугообразной формы позволяют произвести опалубку стен полигональным методом. Добавочная оснастка круглой формы уже не потребуется. Анкеры крепятся при помощи рамного профиля.

Считается, что деревянная опалубка может выдержать около сотни циклов. Как показывает практика, быстрее всего выходят из строя опалубочные щиты. Смазочные вещества действуют лишь на распалубку. Высокое качество лицевой части бетона достигается за счёт применения водостойкой ламинированной фанеры. Несмотря на большую толщину - до 21 мм - фанера также служит не очень долго. Она легко впитывает влагу и затем набухает, что сказывается на качестве поверхности бетона. В процессе эксплуатации прогиб становится всё больше и больше. Необходимо помнить, что фанеру лучше всего использовать для таких сооружений, как мелкощитовая опалубка.

Выбирая строительную опалубку, необходимо учитывать множество факторов. Среди них и такие непривычные, как наличие на объекте технического контроля и уровень квалификации строителей. Если на стройке есть всё необходимое, то можно приобретать легкие и прочные конструкции из алюминия. При этом надо помнить, что такая опалубка не подлежит ремонту. Сталь же, наоборот, легко отремонтировать. Это качество ценят не только потребители, но и сами фирмы, основной деятельностью которых является изготовление опалубки и аренда опалубки.

Окончательный выбор: если объёмы строительства небольшие, а рабочие отличаются аккуратностью, можно купить или арендовать алюминиевую опалубку. Если нет - отдайте предпочтение стальным конструкциям. Только этот металл позволит создать монолитную опалубку.

Требования по подготовке инвентарной опалубке к ее использованию:


  • Инвентарная опалубка, поступающая на строительную площадку, принимается ответственным лицом из состава технического персонала стройки. В обязанности этого лица входят учет числа оборотов отдельных элементов опалубки и наблюдение за их состоянием в процессе эксплуатации, что необходимо для оценки качества принятой конструкции опалубки, для выявления ее достоинств и недостатков;

  • Сборку опалубки должны вести, как минимум, два человека, обладающие навыками слесарных работ. За час работы они могут собрать около 5 м поверхности опалубки, соприкасающейся с бетоном;

  • Опалубка, бывшая в употреблении, должна быть подготовлена к повторному использованию: все элементы опалубки должны быть тщательно очищены от налипшего бетона скребками металлическими щетками;

  • применение для очистки опалубки молотков, кувалд и других инструментов ударного действия категорически воспрещается;

  • все части инвентарной опалубки, не прилегающие к бетону, должны быть окрашены краской. Это требование относится к деревянной и стальной инвентарной опалубке;

  • все поверхности опалубки, прилегающие к бетону, а также резьбовые части креплений должны быть покрыты смазкой. Перед началом эксплуатации на опалубку, соприкасающуюся с бетоном, наносятся смазки или эмульсии, предотвращающие сцепление с бетоном.

Меры по снижению сцепления бетона с опалубкой.


  • смазки не должны оставлять маслянистых пятен на бетоне (исключение допускается для бетонирования конструкций, засыпаемых землей или покрываемых гидроизоляцией);

  • смазки не должны уменьшать прочности поверхностного слоя бетона;

  • смазки должны быть пожаробезопасными;

  • в состав смазок не должны входить летучие вещества, вредные для здоровья;

  • смазки должны держаться на вертикальных и наклонных поверхностях в течение не менее суток при температуре 30° С.

Составы смазок могут быть различными в зависимости от вида опалубки и условий ее применения. В качестве универсальной смазки для опалубочных щитов, используемых при возведении железобетонных конструкций нулевого цикла, могут применяться, смазки на основе битумов. Для смазки комбинированных щитов можно применять также нигрол, автол, солярное масло.

Величина сцепления бетона с опалубкой достигает нескольких кгс/см 2 . Это затрудняет работы по распалубке, ухудшает качество бетонных поверхностей и приводит к преждевременному износу опалубочных щитов.
На сцепление бетона с опалубкой оказывают влияние адгезия бетона, его усадка, шероховатость и пористость формующей поверхности опалубки.

Под адгезией (прилипанием) понимают обусловленную молекулярными силами связь между поверхностями двух разнородных или жидких соприкасающихся тел. В период контакта бетона с опалубкой создаются благоприятные условия для проявления адгезии. Клеящее вещество (адгезив), которым в данном случае является бетон, в период укладки находится в пластичном состоянии. Кроме этого, в процессе виброуплотнения бетона пластичность его еще более увеличивается, вследствие чего бетон сближается с поверхностью опалубки и контакт между ними увеличивается.
Бетон прилипает к деревянным и стальным поверхностям опалубки сильнее, чем к пластмассовым, из-за слабой смачиваемости последних.
Дерево, фанера, сталь без обработки и стеклопластики хорошо смачиваются. Сцепление бетона с ними достаточно большое. Со слабо смачиваемыми (гидрофобными) гетинаксом и текстолитом бетон сцепляется незначительно.

При нанесении на поверхность пленки масла она гидрофобизуется, что резко уменьшает адгезию.

Шероховатость поверхности опалубки увеличивает ее сцепление с бетоном. Это происходит потому, что шероховатая поверхность имеет большую фактическую площадь контакта по сравнению с гладкой.

Высокопористый материал опалубки тоже увеличивает сцепление, так как цементный раствор, проникая в поры, при виброуплотнении образует точки надежного соединения. При снятии опалубки может быть три варианта отрыва. При первом варианте адгезия очень мала, а когезия достаточно велика.
В этом случае опалубка отрывается точно по плоскости контакта. Второй вариант — адгезия больше, чем когезия. При этом опалубка отрывается по клеящему материалу (бетону). Третий вариант — адгезия и когезия по своим величинам примерно одинаковы. Опалубка отрывается частично по плоскости контакта бетона с опалубкой, частично по самому бетону (смешанный или комбинированный отрыв).

При адгезионном отрыве опалубка снимается легко, поверхность ее остается чистой, а поверхность бетона имеет хорошее качество. Вследствие этого необходимо стремиться к обеспечению адгезионного отрыва. Для этого формующие поверхности опалубки выполняют из гладких плохо смачиваемых материалов или наносят на них смазки и специальные антиадгезионные покрытия.


  • водные суспензии;

  • гидрофобизирующие смазки;

  • смазки — замедлители схватывания бетона;

  • комбинированные смазки.

Водные суспензии порошкообразных веществ, инертных по отношению к бетону, являются простым и дешевым, но не всегда эффективным средством для устранения прилипания бетона к опалубке. Принцип действия основан на том, что в результате испарения воды из суспензий до бетонирования на формующей поверхности опалубки образуется тонкая защитная пленка, препятствующая прилипанию бетона.

Наиболее распространены гидрофобизирующие смазки на основе минеральных масел или солей жирных кислот (мыл). После их нанесения на поверхность опалубки образуется гидрофобная пленка, которая ухудшает сцепление материала опалубки с бетоном. Недостатки таких смазок — загрязнение поверхности бетона, высокая стоимость и пожароопасность.

В третьей группе смазок используются свойства бетона схватываться замедленно в тонких пристыковых слоях. Для замедления схватывания в состав смазок вводят мелассу, танин и др. Недостаток таких смазок - сложность регулирования толщины слоя бетона.

Наиболее эффективны комбинированные смазки, в которых используются свойства формующих поверхностей в сочетании с замедлением схватывания бетона в тонких пристыковых слоях. Такие смазки готовят в виде так называемых обратных эмульсий. В некоторые из них помимо гидрофобизаторов и замедлителей схватывания вводят пластифицирующие добавки – вещества, которые при виброуплотнении пластифицируют бетон в пристыковых слоях и снижают его поверхностную пористость.

Эмульсионные смазки обладают стабильностью, они не расслаиваются в течение 7—10 суток. Применение их полностью устраняет прилипание бетона к опалубке; они хорошо удерживаются на формующей поверхности и не загрязняют бетон. Наносить эти смазки на опалубку можно кистями, валиками и с помощью распылителей.

Применение смазок снижает вредное воздействие на опалубку некоторых факторов. В ряде же случаев использовать смазки нельзя. Так, при бетонировании в скользящей или подъемно-переставной опалубке применять такие смазки запрещено из-за их попадания в бетон и снижения его качества.

Читайте также: