Медианы биссектрисы и высоты треугольника 7 класс с использованием интерактивной доски
Обновлено: 13.05.2024
Тест. Вопрос 1. А Р D К Е С Для доказательства равенства треугольников АРК и D СЕ достаточно доказать, что АР = С D ; 2) АР = D Е; 3) АР = СЕ.
Тест. Вопрос 2. А В F К М N Из равенства треугольников АВК и MNF следует, что В = М; 2) В = N ; 3) B = F .
Тест. Вопрос 3. А В С 1 С А 1 В 1 Треугольники АВС и А 1 В 1 С 1 равны, если АВ = А 1 В 1 ; ВС = В 1 С 1 ; А = А 1 ; АС = А 1 С 1 ; ВС = В 1 С 1 ; С = С 1 ; 3) АВ = А 1 В 1 ; АС = А 1 С 1 ; В = В 1 .
Медиана треугольника АМ – медиана треугольника Определение : Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника . . . А М
Биссектриса треугольника АК – биссектриса треугольника Определение : Отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину треугольника с точкой противоположной стороны, называется биссектрисой треугольника . . . А К
Высота треугольника АН – высота треугольника Определение : Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону, называется высотой треугольника . . . А Н
Высота треугольника А – тупой С - прямой А В С А В С
1 . Докажите, что АВ D = СВ D , если В D – медиана треугольника АВС и 1 = 2. А D С В 2 1
2. Докажите, что АВ D = СВ D , если В D – биссектриса треугольника АВС и АВ = СВ . А D С В
3. Сколько треугольников изображено на рисунке ? Проведите общую для всех этих треугольников высоту. Для какого из треугольников высота расположена вне его ? D В А С ADB
4. Найдите равные треугольники 6 6 4 4 4 6 80 70 80 80 70 4 6 6 4 Ответ : Красный и синий
№ 1 Начертите треугольник. С помощью масштабной линейки отметьте середины сторон и проведите медианы треугольника. №2 Начертите треугольник. С помощью транспортира и линейки проведите его биссектрисы. №3 Начертите треугольник АВС с тремя острыми углами и треугольник М NP , у которого угол М тупой. С помощью чертежного угольника проведите высоты каждого треугольника.
Оборудование: презентация, ПК и видеопроектор, интерактивная доска, тетрадь, учебник.
Структура урока:
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка готовности учащихся к уроку. Отмечаются отсутствующие, объявляется тема урока и его цели. В тетради записывается число, тема урока.
II. Устная работа (систематизация знаний и умений по пройденному материалу)
- Какая точка называется серединой отрезка?
- Какой луч называется биссектрисой угла?
III. Изучение теоретического материала
Практическое задание (выполняется под руководством учителя и сопровождается слайдом 4):
– Начертите прямую a и отметьте точку А, не лежащую на этой прямой;
– Через точку A проведите прямую, перпендикулярную прямой a. Точку пересечения прямых обозначьте Н.
– Запишите в тетрадях: Отрезок АН – перпендикуляр, проведенный из точки А к прямой а, если:
Учитель:Сколько перпендикуляров можно провести из данной точки?
Учащиеся делают вывод, и по щелчку мыши появляется соответствующая теорема
Учитель: Начертите АВС (с помощью слайда 5 вводится определение медианы и делается соответствующая запись).
– Сколько можно провести медиан? Почему?
– Проведите медиану из вершины А и сделайте запись (проверяем по слайду результат).
– Проведите медиану из вершины В и сделайте запись (проверяем по слайду результат).
– В тетрадях начертите MNP. Проведите медианы (у доски работу выполняет один из учащихся по указанию учителя).
– Каким свойством обладают медианы треугольника?
Учитель: Начертите АВС (с помощью слайда 6 вводится определение биссектрисы и делается соответствующая запись).
– Сколько можно провести биссектрис? Почему?
– Проведите биссектрису из вершины В и сделайте запись (проверяем по слайду результат).
– Проведите биссектрису из вершины А и сделайте запись (проверяем по слайду результат).
– В тетрадях начертите MNP. Проведите биссектрисы (у доски работу выполняет один из учащихся по указанию учителя)
– Каким свойством обладают биссектрисы?
Учитель: Начертите остроугольный АВС (с помощью слайда 7 вводится определение высоты и делается соответствующая запись).
– Сколько можно провести высот? Почему?
– Проведите высоту из вершины В и сделайте запись (проверяем по слайду результат).
– Проведите высоту из вершины А и сделайте запись (проверяем по слайду результат).
– Проведите высоты прямоугольного, тупоугольного треугольников.
Задание выполняют учащиеся в тетрадях, а учитель корректирует работу класса, используя слайды 8, 9.
– Где расположена точка пересечения высот остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников?
-
. Слайд 10. Какая фигура (биссектриса, медиана или высота) изображена на данных рисунках? Объясните свой выбор. . Слайд 11. Найдите неизвестное.
- Решить задачу из рабочей тетради 61. Учащиеся работают самостоятельно. Один ученик работает на интерактивной доске (Приложение. Слайд 12) и затем проверяем.
- Решить задачу 105 из учебника (Приложение. Слайд 13). Учащиеся делают рисунок к задаче под руководством учителя, записывают дано самостоятельно, а затем проверяют запись, используя слайд.
V. Подведение итогов урока
Вопросы на слайде 14.
VI. Домашнее задание: п.16, 17, 100, 106, РТ 62 (Приложение. Слайд 15)
Цель: выработать умение строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Задачи:
- Образовательные:
- ввести понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- сформировать умение строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
- создать условия для воспитания коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
- вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
- воспитывать у учащихся любознательность.
- развивать познавательный интерес и логическое мышление;
- развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по ее решению;
- развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Тип урока: урок формирования новых умений.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника», чертежные инструменты (линейка, транспортир, циркуль) на каждого учащегося, раздаточный материал Приложение 1> (остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники), цветные фломастеры или карандаши, карточка Приложение 2> с заданием на каждого ученика.
I. Организационный момент
Проверить готовность учащихся к уроку. Сформулировать тему и цели урока.
II. Изучение нового материала
1. Введение понятия перпендикуляра к прямой (Слайд 2, 3)
Практическая работа:
– Начертите прямую а и отметьте точку А, не лежащую на этой прямой.
– Через точку А проведите прямую, перпендикулярную прямой а. Точку пересечения прямых обозначьте Н.
– Как называются прямые АН и а? Запишите взаимное расположение прямых с помощью математических символов.
– Подумайте, как может называться отрезок АН?
– Сколько отрезков, удовлетворяющих нашему условию, можно провести к прямой а?Теорема о перпендикуляре:
Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один.
2. Введение понятия медианы треугольника (Слайды 4, 5)
– Постройте треугольник АВС. На стороне ВС поставьте точку М так, чтобы она являлась серединой отрезка. Соедините точки А и М. Отрезок АМ является медианой треугольника АВС.
– Дайте определение медианы треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 33.Шуточное определение: [2]
Медиана – обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас?– Сколько медиан можно провести в треугольнике?
3. Введение понятия биссектрисы треугольника (Слайды 6, 7)
– Постройте треугольник АВС. В треугольнике угол ВАС поделите лучом АА1 пополам. Отрезок АА1 является биссектрисой треугольника АВС.
– Дайте определение биссектрисы треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 33.Шуточное определение: [2]
Биссектриса – это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам.– Сколько биссектрис можно провести в треугольнике?
4. Введение понятия высоты треугольника (Слайды 8, 9)
– Постройте треугольник АВС. Из вершины А на сторону ВС опустите перпендикуляр АН. Отрезок АН является высотой треугольника АВС.
– Дайте определение высоты треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 34.
Шуточное определение: [2]
Высота похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом.– Сколько высот можно провести в треугольнике?
III. Физкультминутка
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. Отдых 10-15 с.
2. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с.
3. Открыть глаза.IV. Практическая работа
Работа проводится в парах по рядам на раздаточном материале.
Задание:
I ряд в треугольнике с помощью масштабной линейки проводит медианы треугольника.
II ряд в треугольнике с помощью транспортира и линейки проводит биссектрисы треугольника.
III ряд в треугольнике с помощью чертежного треугольника проводит высоты треугольника.При этом учащиеся, сидящие за первыми партами работают с остроугольным треугольником, за вторыми партами – с прямоугольным треугольником, за третьими партами – с тупоугольным треугольником, далее распределение по рядам продолжается в этом же порядке.
Примечание: при построении высот в тупоугольном треугольнике можно получить консультацию у учителя.
V. Выводы:
1. Учащиеся I ряда прикрепляют на доске получившиеся построения медиан в треугольниках.
– Какой вывод можно сделать? Медианы в треугольнике пересекаются в одной точке. (Слайд 10)
Точку пересечения медиан (в физике) принято называть центром тяжести.
2. Учащиеся II ряда прикрепляют на доске получившиеся построения биссектрис в треугольниках.
– Какой вывод можно сделать? Биссектрисы в треугольнике пересекаются в одной точке. (Слайд 11)
Точка пересечения биссектрис треугольника есть центр вписанной в треугольник окружности.
3. Учащиеся III ряда прикрепляют на доске получившиеся построения высот треугольника.
– Какие трудности возникли при построении высот в треугольнике? Возникла проблема: как построить высоты из острых углов тупоугольного треугольника. (Слайд 12)
– Какой вывод можно сделать? Высоты в треугольнике или их продолжения пересекаются в одной точке. (Слайд 13)Точку пересечения высот называют ортоцентром.
4. Общий вывод. (Слайд 14)
– Каким замечательным свойством обладают медианы, биссектрисы и высоты треугольника?
VI. Итог урока
1. Повторить основные понятия, изученные на уроке. (Слайд 15)
Задание: с помощью чертежных инструментов найдите на рисунке: а) медиану; б) биссектрису; в) высоту треугольника MKT.
2. Рефлексия. Продолжи фразу: я сегодня на уроке … .
VII. Домашнее задание. (Слайд 16)
I уровень: п. 16,17, знать основные определения и формулировки утверждений и теорем. На альбомных листах (А4) в каждом из треугольников (остроугольном, прямоугольном и тупоугольном) провести медианы, биссектрисы и высоты.
II уровень: п. 16,17, знать основные определения и формулировки утверждений, и доказательство теорем. На альбомных листах (А4) в каждом из треугольников (остроугольном, прямоугольном и тупоугольном) провести медианы, биссектрисы и высоты.
Какую геометрическую фигуру изобразила Коптилова Рита на своём весёлом рисунке? (Треугольник). Рис. 1.
А что называется треугольником? (Треугольником называется геометрическая фигура, состоящая из трёх точек, не лежащих на одной прямой и соединённых попарно отрезками).
Сколько у него элементов? (6) Назовите элементы треугольника. (Три стороны и три угла).
Кто из вас не слышал о загадочном Бермудском треугольнике, в котором бесследно исчезают корабли и самолёты? (Он находится в Атлантическом океане между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико и полуостровом Флорида).
А ведь знакомый всем нам треугольник также таит в себе немало интересного и загадочного.
Зовётся он треугольник,
И с ним хлопот не оберётся школьник!Тема сегодняшнего урока: “Медиана, биссектриса и высота треугольника”.
Преодолеть хлопоты – трудности, связанные с новыми понятиями – медиана, биссектриса и высота треугольника – нам сегодня помогут три мои ассистентки: Емельянова Катя, Грязнова Маша и Гамаюнова Оля (одноклассницы, подготовленные учителем заранее).
II. Объяснение нового материала.
1. Медиана.
Начертите треугольник АВС и найдите середину стороны ВС – точку М.
Что называется серединой отрезка? (Серединой отрезка называется точка отрезка, которая делит его пополам, то есть на два равных отрезка).
Запись на доске: АМ=МС. Рис. 2.
Соедините точку М с вершиной В. Отрезок ВМ называется медианой треугольника.
Определение. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника.
Сколько вершин у треугольника? (3).
Сколько у него сторон? (3).
Сколько медиан можно провести в треугольнике?(3).
“Проведите” три медианы на моделях треугольников. (Ассистентки контролируют правильность выполнения задания, помогают в случае необходимости).
Какое свойство медиан вы заметили?
В любом треугольнике все медианы пересекаются в одной точке.
Эта точка называется центром тяжести треугольника. [1].
№ 114 (стр. 37) [4] - у доски.
Докажите, что в равных треугольниках медианы, проведённые к равным сторонам, равны. Рис. 3.
Дано:
АВС, А1В1С1,
АС=А1С1,
АМ=МС,
А1М1=М1С1.Доказать:
ВМ=В1М1.
Доказательство:
2. Высота.
Запись на доске: ВН АС, Н АС. Рис. 4.
С помощью чертёжного угольника из вершины В треугольника АВС проведём перпендикуляр ВН к прямой АС. Он называется высотой треугольника.
Определение. Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону.
Сколько высот имеет треугольник? (3).
“Постройте” все три высоты на модели вашего треугольника. (Ассистенты проверяют).Обладают ли высоты аналогичным свойством, что и медианы? (Да).
У некоторых из вас модели прямоугольных треугольников. Где пересеклись их высоты? (В вершине прямого угла).
Учащимся показывается ответ на рисунке (плакат на доске). Рис. 5.
№ 103 (стр. 36) [4] – у доски.
Начертите треугольник АВС, у которого угол В – тупой. С помощью чертёжного угольника проведите его высоты.
Решение.
ВН1 АС, АН2 ВС, СН3 АВ. Рис. 6.
Вывод. Высоты или их продолжения пересекаются в одной точке.
Эта точка называется ортоцентром. [1]
Физминутка.
(Её проводит Емельянова Катя в образе кошки под запись песни “Когда я стану кошкой”).
Для физминутки Катя не зря выбрала образ кошки. Он поможет нам в запоминании нового понятия – высота.
Катя (первая ассистентка).
Высота похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом. [2] Рис. 7.(Стихи иллюстрируются весёлым рисунком).
Конечно, геометрия – наука серьёзная, и учить её надо серьёзно и вдумчиво. Но и забавные стихи и весёлые “геометрические” зверята помогают учению.
Ольга (вторая ассистентка).
Медиана-обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
Стороны против вершины,
Где находится сейчас. [2] Рис. 8.Маша (третья ассистентка).
Биссектриса – это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам. Рис. 9.(Строки сопровождаются показом рисунков).
Вспомните определение биссектрисы угла.
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла.
Запись на доске: АВК = СВК
К АС. Рис. 10.
Постройте биссектрису ВК угла В с помощью транспортира. Она пересечёт отрезок АС в точке К. Отрезок ВК называется биссектрисой угла В треугольника АВС.
Определение. Биссектрисой треугольника называется отрезок биссектрисы угла треугольника, соединяющий вершину угла треугольника с точкой противоположной стороны треугольника.
Покажите все три биссектрисы на вашей модели треугольника. (Контроль со стороны учителя и ассистенток).
Сформулируйте свойство биссектрис треугольника.
В любом треугольнике биссектрисы пересекаются в одной точке.
Тест – 6, В – 1 (стр. 22). [3]
№ 5 (с комментированием). Рис. 11.
Дано:
АВK,
АС – биссектриса угла А.Доказать:
АВС= АКС.
Доказательство:
III. Закрепление.
1. Тест – 6, В –1 (стр. 21) [3] – с комментированием.
№ 1, 2.
1. Заполните пропуски в формулировках элементов треугольника и свойств геометрических фигур.
а) Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника.
б) Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом единственный.2. Верны ли следующие утверждения? (В случае “нет” напишите верный ответ).
а) В любом треугольнике можно провести три медианы. (Да).
2. Работа в парах.
б) Точка пересечения высот любого треугольника лежит внутри треугольника. (Не всегда).
в) Все биссектрисы треугольника пересекаются в одной точке. (Да).На каждой парте лежат три треугольника, разносторонние, разных цветов. На одном из них изображены три медианы, на другом – высоты, на третьем – биссектрисы.
- Покажите треугольник с изображением высот. ( Фиолетовые и красные ).
- Поднимите треугольник, на котором изображены медианы. ( Синие, жёлтые и оранжевые ).
- Покажите треугольник с изображением биссектрис. ( Зелёные, чёрные).
Центр тяжести треугольника, его ортоцентр и точка пересечения биссектрис треугольника называются (особыми) замечательными точками треугольника.
Замечательные точки есть у треугольника.
Точка первая – она
Чувством гордости полна:
Медианы в ней пересекаются,
Центром тяжести та точка называется.
Ортоцентр – вторая точка,
Архимед её открыл,
Все высоты в ней встречаются,
Удивив учёный мир.
Третья точка – тоже важная
Биссектрисы всех углов,
Бросив вызов свой отважный,
В ней “сошлись”, не тратя слов.
Эйлер точки все заметил,
Свойства новые открыл, -
Так на радость школьникам
Возникла новая ветвь математики -
Геометрия треугольника.Тригонометрию вы будете изучать в старших классах.
С какими новыми геометрическими понятиями вы сегодня познакомились? (Медиана, биссектриса, высота).
Данная презентация является демонстрационной, мультимедийной основой для проведения урока «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника». Авторская презентация. Среда PowerPoint – 2007.
Вложение Размер tsor.pptx 347.69 КБ Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. отрезок, который соединяет вершину треугольника в точкой на противолежащей стороне и делит внутренний угол пополам. перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противолежащую сторону треугольника. Три замечательные линии треугольника
отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны. отрезок, который соединяет вершину треугольника в точкой на противолежащей стороне и делит внутренний угол пополам. перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противолежащую сторону треугольника. Три замечательные линии треугольника
b c a Каждая медиана точкой пересечения делится в отношении 2 : 1, считая от вершины Длина медианы Три медианы делят треугольник на 6 равновеликих треугольников (одинаковой площади)
b c a a 1 a 2 b c Три биссектрисы пересекаются в одной точке, которая всегда находится внутри треугольника. Эта точка является центром вписанной окружности. Биссектриса делит сторону треугольника на отрезки, пропорциональные двум другим сторонам: Длина биссектрисы
b c a b c a Прямые, содержащие высоты треугольника, пересекаются в одной точке. Эта точка называется ортоцентром Высоты треугольника обратно пропорциональны его сторонам: Длина высоты
Каждая медиана точкой пересечения делится в отношении 2 : 1, считая от вершины
Три медианы делят треугольник на 6 равновеликих треугольников (одинаковой площади)
b c a Длина медианы
Три биссектрисы пересекаются в одной точке, которая всегда находится внутри треугольника. Эта точка является центром вписанной окружности.
b c a a 1 a 2 Биссектриса делит сторону треугольника на отрезки, пропорциональные двум другим сторонам:
b c Длина биссектрисы
Прямые, содержащие высоты треугольника, пересекаются в одной точке. Эта точка называется ортоцентром
b c a Высоты треугольника обратно пропорциональны его сторонам:
b c a Длина высоты
Геометрия, 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений./ Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов и др.- М.:Просвещение, 2010.-384с. Поурочные разработки по геометрии к учебному комплекту Л.С.Атанасян и др. 7 класс./Н.Ф.Гаврилова – М.:ВАКО, 2009.- 368с. Геометрия 7. Рабочая тетрадь./Ю.А.Глазков и др. – М.:Просвещение, 2009. – 96с. Дидактические материалы по геометрии для 7./Б.Г.Зив и др. – М.:Просещение, 2009. – 144с. Наглядный справочник по математике для 7-11 классов./Л.Э.Генденштейн. – М.:Илекса, 2010. – 96с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Определения медианы, высоты и биссектрисы треугольника. Замечательные точки треугольника.
Методическая разработка урока геометрии 7класса по теме:"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника".
Введение понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника через построения, работа в парах, возможно в группах.
Методическая разработка урока геометрии 7класса №2 по теме:"Медианы, биссектрисы и высоты треугольника".
Закрепление понятий медианы, биссектрисы и высоты треугольника при решении задач.
Урок геометрии 7 класс на тему: "Медиана, биссектриса и высота треугольника"
Данный материал состоит из конспекта урокаи презентации. В данном конспекте урока поэтапно формируются математические понятия: высота, медиана и биссектриса треугольника. А также отражена с.
План-конспект урока по геометрии в 7 классе по теме: «Медианы, биссектрисы и высоты треугольника»
Данный коспект урока составлен к учебнику: Геометрия Л. С. АтанасянВ данном коспекте урока представлены:1. цели урока2. оборудование урока3. план урока4. ход урока5. вопросы для закрепления6. домашнее.
Урок геометрии в 7 классе по теме: "Медиана, биссектриса и высота треугольника"
Материал содержит конспект урока, презентацию и раздаточные материалы к уроку. Урок составлен с применением когнетивной технологии.
Читайте также: