Материал перекрытия класса а

Обновлено: 28.04.2024

Пожары являются одной из самых опасных аварий на судах, независимо от их назначения. Дело в том, что скорость распространения пожара чрезвычайно высокая, пожар затрудняет эвакуацию людей с судна. Подробнее

КОНСТРУКТИВНАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА

Что обозначает термин «конструктивная противопожарная защита судна»?

Конструктивная или пассивная противопожарная защита — комплекс пассивных средств конструктивной противопожарной защиты, направленных:

- на предотвращение возникновения пожаров;

- на ограничение распространения огня и дыма по судну;

- на создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также для успешного тушения пожара.

Целями конструктивной противопожарной защиты судна являются:

- предотвращение возникновения пожара и взрыва;

- при возникновении пожара снижать риск для человеческой жизни;

- при пожаре снижать риск повреждений судна и груза, и вред, наносимый окружающей среде;

- препятствовать распространению, контролировать и подавлять пожар и взрыв в отсеке, где они возникли;

- обеспечивать в достаточном количестве для пассажиров и экипажа постоянно готовые к эксплуатации средства выхода наружу.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо выполнить следующие функциональные требования к судам:

- разделение судна на главные вертикальные и горизонтальные зоны конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;

- отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами с тепловой изоляцией и без нее;

- ограничение применения горючих материалов;

- ограничение распространения и тушение любого пожара в местах его возникновения;

- защита средств выхода наружу и доступов для борьбы с пожаром;

- сведение к минимуму возможности воспламенения паров грузов.

Каково назначение главных противопожарных зон?

Морские суда, как подвижные сооружения на плаву, в принципе состоят из трех основных по назначению блоков: жилой блок, грузовые помещения, машинные помещения.

Корпус, надстройки, рубки, помещения судов всех типов разделяются на главные вертикальные и горизонтальные зоны, т.е. на замкнутые герметичные отсеки определенных объемов для локализации в них пожара и предотвращения его распространения по судну.

Главные вертикальные зоны есть зоны, на которые корпус, надстройка и рубки судна разделены перекрытиями класса «А», средняя длина и ширина такой зоны на любой палубе, как правило, не превышает 40 м .

Какие требования предъявляются к перекрытиям класса «А», «В», «С» и вырезам в этих перекрытиях?

Переборки и палубы судна соответствуют определенному стандарту, обеспечивающему ограничение распространения пожара. Стандарты могут быть различными в зависимости от типа судна и типа помещения. Обычно огнестойкость перекрытий обозначается индексами «А», «В» и «С». Число после индекса указывает время, в течение которого данное перекрытие выдерживает заданное повышение температуры.

Перекрытия класса «А» есть огнестойкие перекрытия, образуемые переборками и палубами. Перекрытия изготавливаются из стали или равноценного материала. Обеспечивается защита от прохода дыма и пламени в течение одного часа (по результатам стандартных испытаний). Теплоизоляция переборки класса «А», выполненная из негорючих материалов, должна обеспечивать на противоположной пожару стороне среднюю температуру не более чем на 140 °С выше исходной, а также в любой отдельной точке на этой стороне температуру не выше 180 °С.

Класс «А-60» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 60 минут.

Класс «А-30» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 30 минут.

Класс «А-15» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 15 минут.

Класс «А-0» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 0 минут.

Перекрытия класса «В» есть огнезадерживающие перекрытия, образуемые переборками, палубами, подволоками или зашивками. Перекрытия препятствуют распространению пламени в течение первой половины часа стандартного испытания. Теплоизоляция переборки должна обеспечивать на противоположной пожару стороне среднюю температуру, не более чем на 140 °С выше исходной, а также в любой отдельной точке на этой стороне температуру не выше 225 °С.

Класс «В-15» -должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 15 минут.

Класс «В-0» - должна препятствовать превышению температурой установленных пределов в течение как минимум 0 минут.

Переборка класса «В» должна быть выполнена из разрешенных к применению негорючих материалов. Возможно также использование горючих материалов (облицовки) при условии, что они отвечают некоторым иным требованиям.

Класс «С». Перекрытия этого класса выполнены из разрешенных к применению негорючих материалов. В отношении переборок этого класса требования по ограничению распространения дыма и огня, а также ограничения по нагреву не установлены.

Допускается применение горючей облицовки при условии, что она отвечает иным требованиям.

Двери и дверные коробки, установленные на переборках и палубах, должны, по возможности, обладать огнестойкостью, не меньшей, чем огнестойкость переборки или палубы, на которой они установлены. Водонепроницаемые двери не нуждаются в теплоизоляции.

Пассажирские суда.

Двери в переборках класса «А»

Каждая дверь должна открываться и закрываться с обеих сторон одним человеком.

Огнестойкие двери в переборках основной вертикальной зоны, а также в ограждениях камбуза и трапа (если это не водонепроницаемые двери с механическим приводом и не двери, которые обычно заперты) должны отвечать следующим условиям.

• Двери должны быть самозакрывающимися (при наклоне под углом до 3,5°, противоположном направлению закрытия). Двери должны закрываться в течение не более 40с и не менее 10с.

• Раздвижные двери должны закрываться со скоростью 0,1 — 0,2м/с;

Если дверь может удерживаться в открытом положении, то ее освобождение от такого удержания должно производиться из удаленного, центрального поста управления, обслуживаемого людьми.

• Удерживаемая дверь должна освобождаться с обеих своих сторон.

• Освобождающие дверь выключатели должны предусматривать средства, исключающие автоматический сброс такой системы.

• Применение для удержания двери приспособлений, не управляемых с центрального поста управления, не допускается.

• Дверь, закрытая с центрального поста управления, должна открываться на месте с обеих сторон. Открытая таким образом дверь должна автоматически закрываться вновь.

• На центральном посту управления следует обеспечить средства, указывающие состояние данной двери: открыта она или закрыта.

Дверь должна автоматически закрываться при аварии питания в удерживающей ее системе. Для дверей с механическим приводом на случай аварии питания следует обеспечить возможность срабатывания не менее десяти раз от местных аккумуляторов.

Раздвижные двери или двери с механическим приводом при отпускании их с удаленного пункта управления должны подавать звуковой сигнал за 5 —10с до начала движения двери и вплоть до ее полного закрытия. Дверям некоторых особых отсеков, сигнализация не требуется.

Двери в переборках класса «В».

Может допускаться наличие вентиляционных отверстий в нижней части двери.

Двери кают должны быть самозакрывающимися без какого-либо удерживающего устройства.

Грузовые суда.

Двери в огнестойких переборках. Двери в переборках класса «А» должны быть выполнены из стали, а двери в переборках класса «В» должны быть невозгораемыми.

Двери в ограждениях машинных помещений класса «А» должны быть самозакрывающимися и достаточно газонепроницаемыми.

Не допускается оснащение самозакрывающихся дверей никакими удерживающими приспособлениями, не отпускаемыми дистанционно и не являющимися отказоустойчивыми.

Для дверей, ведущих в коридор из кают или помещений общего пользования, допускается вентиляция через низ этой двери или под ней.

Конструктивная противопожарная защита – это комплекс пассивных средств конструктивной противопожарной защиты, направленных на:

- предотвращение возникновения пожаров;

- ограничение распространения огня и дыма по судну;

- создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна, а также для успешного тушения пожара.

Для достижения вышеуказанных целей выполняется следующее:

- каждое судно строится как подвижное сооружение, из трех герметичных, пожаростойких блоков: жилой, грузовые помещения с грузовой зоной и машинные помещения;

- каждый блок разделяется на главные вертикальные и горизонтальные зоны, т.е. на замкнутые герметические отсеки определенных объемов для локализации в них пожара и предотвращение его распространения по судну;

- разделение блоков и зон в них производится конструкциями классов А,В, и С в виде палуб горизонтально разделяющих смежные помещения и переборок, разделяющих эти помещения и ограничивающих их снаружи вертикально. Обобщенно палубы и переборки называются перекрытиями:

- перекрытия класса «А» изготавливаются из стали или равноценного материала огнестойкими. Перекрытия класса «В» - из негорючих материалов, огнезадерживающими, а перекрытия класса «С» - из негорючих материалов. Перекрытия своей конструкцией должны обеспечивать предотвращение прохождения дыма и пламени (обеспечивать герметичность отсека при пожаре): класс «А» в течение одного часа, класс «В» в течении тридцати минут, класс «С» не отвечать требованиям по времени, а быть не горючими; (Приложение 1):

- конструкции и корпус самого судна, как элементы перекрытий, изготавливаются из стали или другого равноценного материала, т.е. любого негорючего материала и должны соответствовать огнестойкости перекрытий, применяемых в защищаемых помещениях;

- вырезы в перекрытиях и отверстия в них (проходы кабелей, трубопроводов, световые люки, рамы, окна, иллюминаторы, каналы вентиляции и т.п.), чтобы предотвратить перенос тепла и распространение пожара через них, исполняются соответствующими огнестойкости перекрытий, в которых они прорезаны;

- чтобы не допустить распространение пожара из противопожарных зон и их герметизацию на переборках этих зон устанавливаются стационарные противопожарные закрытия водогазонепроницаемой конструкции, открываемые и закрываемые с любой стороны одним человеком;

- чтобы не допустить распространение пожара по судну в переборках главных вертикальных зон и выгородках трапов устанавливаются самозакрывающиеся, скользящие или навесные противопожарные двери с местным или дистанционным управлением и индикацией их положения на ЦПУ. (Приложение 2)

Применение этого способа защиты имеет целью:

- снизить риск для человеческой жизни при пожаре в самих защищаемых помещениях;

- защитить пассажиров и экипаж от пожаров, возникших в смежных судовых блоках;

- обеспечить безопасный выход людей из жилого блока наружу;

- на всех типах судов применяется вентиляция помещений – одна из необходимых мер управления поступлением воздуха в судовые помещения с целью ограничить возможности разрастания пожара в каждом помещении и удаления дыма из них. Применяются следующие системы вентиляции: естественная, извлечения дыма в атриумах пассажирских судов за 10 минут, заменяющая весь объем воздуха в помещении, принудительные вытяжные и нагнетательные.

Атриумы – общественные помещения в пределах одной главной вертикальной зоны, проходящие через три или более открытые палубы;

- для обеспечения быстрой эвакуации людей из всех жилых помещений и помещений, где обычно работает экипаж (кроме МП), на открытую палубу и далее к спасательным шлюпкам и плотам на всех судах предусматриваются на всех уровнях (палубах, уровнях, экипажах) два пути эвакуации.

Из МП предусматриваются также два пути эвакуации, не пересекающиеся с другими путями эвакуации на открытую палубу, в том числе из туннеля гребного винта.




Внимание! Лифты не являются путями эвакуации;

- на всех судах применяются огнезащитные материалы, которые подразделяются на негорючие и горючие.

Негорючий материал при нагревании до t ~ 750 о С не горит и не выделяет горючих газов в количестве достаточном для их самовоспламенения. Горючий материал – есть любой материал, не являющийся негорючим, использование его на судах ограничено. Горючие материалы применяются:

- на ПС для облицовки перекрытий классов А, В, С в жилых и служебных помещениях;

- на ГС для облицовки негорючих переборок, подволок и зашивок, установленных в жилых и служебных помещениях, при условиях, что такие помещения ограничены негорючими переборками, подволоками и зашивками.

Анализ происшествий, связанных с возникновением пожаров на судах, показывает, что распространение огня по судну и тяжелые последствия этого в значительной мере обуславливаются не­совершенством конструктивной противопожарной защиты. В первую очередь эта защита должна обеспечивать взрыво-пожаробезопасность судна. Взрыво-пожаробезопасность судна обеспечивает це­лый комплекс конструктивных и организационных мероприятий, направленных на предотвращение пожара. В случае возникновения пожара соответствующие мероприятия должны быть направлены на обеспечение сохранности конструкций, оборудования и защиту людей.

В число наиболее общих основных принципов,определяющих противопожарную защиту судов, входят:

· деление судна на главные вертикальные зоны конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· отделение жилых помещений от других помещений судна конструктивными элементами (с тепловой изоляцией и/или без нее);

· ограничение применения горючих материалов;

· строгое соблюдение противопожарного режима;

· возможность быстрого обнаружения любого пожара в зоне его возникновения (как с помощью специальных средств и систем,так и людьми);

· возможность ограничения распространения и тушения любого пожара в месте его возникновения;

· постоянная готовность средств и систем пожаротушения к быстрому применению;

· защита путей эвакуации и путей доступа (подходов) для борьбы с пожаром;

· качественная подготовка экипажа к действиям в любыхчрезвычайных ситуациях.

Для того чтобы предотвратить возникновение пожара (а в случае возникшего пожара — ограничить распространение огня и дыма по помещениям судна, успешно потушить пожар и безопасно эвакуировать людей из аварийных помещений), на любом судне должен быть решен комплекс вопросов по конструктивной противопожарной защите — сразу при его постройке, в соответствии с международными и национальными требованиями. Одна из мер, способствующих обеспечению конструктивной противопожарной защиты — это деление всего судна на главные вертикальные зоны.

Главные вертикальные зоны— это зоны, на которые корпус, надстройка и рубки судна разделены перекрытиями класса "А". Средняя длина такой зоны на любой палубе, как правило, не превышает 40 м 2 .

Поскольку перекрытия играют важную роль в обеспечении в взрыво-пожаробезопасности судна, далее приведено их более полное и подробное описание. Перекрытия подразделяют на три класса: А, В и С.

Перекрытия класса "А "— это перекрытия, образуемые переборками и палубами, которые:

а)изготовлены из стали или другого равноценного материала;

б)имеют соответствующие элементы жесткости;

в)предотвращают прохождение через них дыма и пламени в течение одночасового стандартного испытания на огнестойкость;

г)изолированы соответствующими негорючими материалами таким образом, чтобы могли быть выполнены следующие два условия:

1. средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139 С по сравнению с первоначальным значением;

2. ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 180 °С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 60 минут для класса "А-60";

· 30 минут для класса "А-30";

· 15 минут для класса "А-15";

· 0 минут для класса "А-0".

Перекрытия класса "В "— это перекрытия, образуемые переборками, палубами, подволоками или зашивками, которые:

а)изготовлены из негорючих материалов;

б)предотвращают прохождение через них пламени в течение получасового стандартного испытания на огнестойкость;

в)имеют такую изоляцию, что могут быть выполнены следующие два условия:

1) средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась бы более чем на 139°С по сравнению с первоначальным значением;

2) ни в одной точке, включая соединения, температура не повышалась бы более чем на 225°С по сравнению с первоначальным значением в течение указанного ниже времени:

· 15 минут для класса "В-15";

· О минут для класса "В-0".




Перекрытия класса"С" — это перекрытия, изготовленные из негорючих материалов. Перекрытия этого класса могут не отвечать требованиям в отношении прохождения дыма и пламени, а также ограничениям в отношении повышения температуры.

Огнестойкость дверей в перекрытиях должна быть равноценной огнестойкости самого перекрытия, в котором они установлены. Двери и дверные рамы в перекрытиях класса "А" должны быть изготовлены из стали, в перекрытиях класса "В" негорючими, в ма­шинных помещениях — газонепроницаемыми и самозакрывающимися.

В настоящее время для тушения пожаров различного рода используются следующие огнетушащие вещества:

· вода и водные растворы химических веществ;

· пена: химическая и воздушно-механическая;

· огнетушащие порошковые составы;

· галогенсодержащие углеводороды (хладоны);

В зависимости от вида используемого огнетушащего вещества противопожарные средства могут быть применены для тушения поваров одного или нескольких классов. Далее огнетушащие вещества рассмотрены более подробно.

Вода.

Вода — наиболее распространенное средство тушения пожаров, что обусловлено ее доступностью, низкой стоимостью, высокой теплоемкостью и высокой скрытой теплотой парообразования. Вода представляет собой главным образом охлаждающее вещество. Она поглощает теплоту и охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся огнетушащих веществ. Наибольший эффект от использования воды для поглощения теплоты получается при температуре до 100°С. При значении температуры 100°С и выше вода продолжает поглощать теплоту, превращаясь в пар, и отводит поглощенную теплоту от горящего материала. Это быстро снижает его температуру до значения ниже точки его воспламенения, в результате чего пожар прекращается.

Превращаясь в пар, вода переходит от жидкого состояния в газообразное и при этом расширяется в 1700 раз. Возникшее большое облако пара окружает пожар, вытесняя воздух в котором содержится кислород, необходимый для поддержания процесса горения. Таким образом, помимо охлаждающей способности, вода способствует возникновению эффекта объемного тушения.

Компактная струя выбрасывается из пожарного ствола с большой скоростью, что обеспечивает дальность полета до 20. 25 метров. Максимальная дальность полета струи по горизонтали достигается, если ствол направлен вверх под углом 35. 40 ° к палубе; максимальная дальность полета струи по вертикали — под углом 75 °.

Тушение компактной струей воды горючих жидкостей приводит только к разбрызгиванию горючего и увеличению площади пожара. Кроме того, при таком способе подачи значительное количество воды расходуется бесполезно. Объясняется это тем, что вода обладает невысоким коэффициентом теплопроводности; проходя через пламя, она почти не успевает нагреться и поглотить тепло, поэтому в виде крупных капель падает вниз.

Наибольшей огнетушащей способностью обладает струя воды, распыленная до мельчайших капель (размером менее 100 мкм). Испаряясь, эти капли забирают тепло от очага пожара и понижают содержание кислорода в воздухе; как было сказано выше, превраща­ясь в пар, вода увеличивается в объеме в 1700 раз. Мелкораспыленная вода не погружается в горящую жидкость и не разбрызгивает ее. Она сочетает в себе преимущества как жидкого, так и газового средства тушения. Получение тонкого распыла воды достигается благодаря применению специальных технических решений, либо путем выброса перегретой воды или газонасыщенного раствора СО2 в воде через распылители оригинальной конструкции. Однако мелкодисперсная струя воды обладает недостаточной проникающей способностью, что затрудняет тушение твердых материалов, уложенных в виде штабеля.

Недостатки воды как огнетушащего средства: она электропроводна; замерзает при отрицательных температурах; тяжелее топлива (которое всплывает на ее поверхность и продолжает гореть); имеет большое значение поверхностного натяжения (поэтому недостаточно смачивает поверхности и быстро стекает с них); способствует процессу коррозии металлов; ухудшает изоляцию электрооборудования.

При тушении пожаров во внутренних помещениях путем бесконтрольной подачи воды из шлангов возможно снижение остойчивости и запаса плавучести судна (вплоть до опрокидывания).

Пены.

Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных тонкими пленками жидкости. В зависимости от способа получения различают пены химические и воздушно-механические.

Химическую пенуполучают при взаимодействии кислотного раствора и раствора бикарбоната натрия. Выделяющийся в резуль­тате химической реакции диоксид углерода образует в пене газовые пузырьки. В качестве вспенивателя обычно используется экстракт солодкового корня, который в химической реакции не участвует, ноиграетважную роль в придании пене необходимой стойкости.

Воздушно-механическая пенаполучается в пенных стволах или на сетках пеногенераторов из водных растворов пенообразователей или растворов смачивателей.

Для производства пены существуют различные виды пенообразователей, которые разделяются по химическому составу и по назначению.

По химическому составу пенообразователи подразделяют на углеводородные (ПО-ЗАИ, ПО-ЗНП, ПО-6НП, ПО-6ТС, ТЭАС, САМПО, "Морской") и фторсодержащие (ФОРЭТОЛ, "Универсальный").

По назначению пенообразователи делятся на пенообразователи общего и специального назначения ("Морозко", "Морской" и др.); последние применяют в особых условиях или для тушения конкретной группы горючих веществ.

Особое место занимают пенообразователи на фторорганической основе (например, ФОРЭТОЛ, "Универсальный"). Впервые такие пенообразователи были разработаны в США, а пена на их основе получила название "легкая вода". Наличие атома фтора в молекуле этого пенообразователя придает образуемой с его помощью пене высокую термическую стойкость и, соответственно, высокую изолирующую способность. При применении "легкой воды" на горящей поверхности образуется пленка, препятствующая поступлению горючих паров, изолирующая пену от горящей поверхности и предохраняя ее от разрушения. Образовавшаяся пленка препятствует также повторному воспламенению вещества после его тушения. Пена на основе фторсодержащих пенообразователей сохраняет стойкость и на полярных жидкостях (которые интенсивно разрушают пену, полученную на основе других пенообразователей).

Фторсодержащие пенообразователи применяют в виде раствора в воде (с концентрацией до 6%). Для получения "легкой воды" можно использовать как пресную, так и морскую воды. Пенообразователи, предназначенные для получения "легкой воды" не следует смешивать с пенообразователями других типов. Тем не менее, при тушении одного пожара можно использовать пены полученные на основе различных пенообразователей (в том числе и фторсодержащих).

В число недостатков пенообразователей на основе фторорганических соединений входят: высокая стоимость и высокая биологическая стойкость большинства из них.

Пены характеризуются рядом параметров, основной из которых —кратность,т.е. отношение объема пены к объему ее жидкой фазы. Химическая пена обладает кратностью, равной 5, в то время как воздушно-механическая пена может быть низкой (до 20), средней (от 20 до 200) и высокой кратности (более 200). Особенности применения пены различной кратности пояснены на рис. 3.1.

Будучи тяжелее воздуха, но легче воды или нефтепродуктов, высокократная пена стекает через отверстия и заполняет отсеки, помещения и щели, вытесняя из них воздух. Таким образом, к пожару прекращается доступ кислорода. Поскольку пена содержит воду, она поглощает теплоту и охлаждает горящий материал. Если высокократная пена поглотила количество теплоты, достаточное, чтобы содержащаяся в этой пене вода при 100 °С превратилась в пар, значит, эта пена поглотила максимально возможное количество теплоты. Выделяющийся пар продолжает вытеснять кислород и, таким образом, способствует ликвидации пожара.

Для получения высокократной пены используется эжекторный ствол, в котором пенообразователь и вода смешиваются, образуя 12%-й раствор пенообразователя в воде, и подаются на сетчатый экран под давлением не менее 14 кгс/см 2 . Воздух с большой скоростью засасывается в ствол и проходит через экран. При этом образуются пузырьки, и из ствола выходит высокократная пена.

Пены обладают существенными положительными качествами, однако существуют и некоторые ограничения в их применении.

Положительные качества пены:

1. пена представляет собой очень эффективное огнетушащее вещество, обладающее охлаждающим эффектом;

2. пена создает паровой барьер, препятствующий выходу наружу воспламеняющихся паров;

3. пена может быть использована для тушения пожаров класса А, поскольку в ней присутствует вода; особенно эффективна для этого "легкая вода" (пена на основе фторсодержащего пенообразователя);

4) пена представляет собой наиболее эффективное огнетушащее вещество для тушения пожаров в больших емкостях с воспламеняющимися жидкостями;

5. пена — эффективное огнетушащее вещество для покрытия растекающихся нефтепродуктов;

6. для получения пены молено использовать воду пресную или забортную, мягкую или жесткую;

7. пена не склонна к быстрому разрушению и при правильной подаче тушит пожар постепенно;

8. пена способна удерживаться на месте, покрывает горящую поверхность и поглощает теплоту содержащуюся в тех материалах, которые могли бы вызвать повторное возгорание;

9. пена способствует экономному расходу воды и не вызывает перегрузки судовых пожарных насосов.

Ограничения в применении пены:

1. пену нельзя подавать на электрооборудование, находящееся под напряжением;

2. пену нельзя применять для тушения горючих металлов;

3. пену нельзя употреблять совместно с огнетушащими порошками. Исключение из этого правила составляет "легкая вода", которую можно использовать совместно с огнетушащим порошком;

4. пена не годится для тушения пожаров, связанных с горением газов и криогенных жидкостей (однако высокократную пену применяют при тушении растекающихся криогенных жидкостей, для быстрого подогрева паров и для уменьшения опасности, сопутствующей такому растеканию);

5. если пена подается на горящие жидкости, температура которых превышает 100 °С, то вода, содержащаяся в пене, способна вызвать вспучивание, разбрызгивание и вскипание таких жидкостей.

Кроме того, необходимо помнить, что запас пенообразователя должен быть достаточным для покрытия пеной всей поверхности горящего материала. Также нужен дополнительный запас пенообразователя для замены той пены, которая выгорает, а также для запол­нения разрывов, образующихся на ее поверхности.

Требования к конструктивной пожарной защите судна. Конвенция SOLAS-74 и правила Регистра регламентируют требования конструктивной защиты судов, направленных на:

  • предотвращение и ограничение возникновения пожаров;
  • ограничение распространения огня и дыма по судну;
  • создание условий безопасной эвакуации людей из судовых помещений и с судна;
  • создание условий для успешного тушения пожара.

Весь комплекс средств, противопожарной защиты сводится к следующему:

  • разделение судна на главные вертикальные противопожарные зоны термическими (водяные завесы) и конструктивными (наличие переборок, палуб, коффердамов) преградами;
  • отделение жилых помещений от других помещений судна термическими и конструктивными преградами;
  • ограничение применения горючих материалов;
  • обнаружение любого пожара в зоне его возникновения;
  • ограничение распространения и тушения пожара в зоне его возникновения;
  • защита путей эвакуации и доступов для борьбы с пожаром;
  • готовность средств пожаротушения к быстрому применению;
  • сведение к минимуму рисков воспламенения паров легковоспламеняющихся грузов.

Согласно требованию вышеуказанных нормативных документов, все внутреннее пространство судна, включая надстройки и рубки, должно быть разделено на главные противопожарные зоны путем установки перекрытий специальной конструкции. Эти перекрытия могут быть вертикальными (в виде переборок) и горизонтальными (в виде палуб). В качестве металлической основы главных огнестойких переборок используются водонепроницаемые переборки, а выше главной палубы — огнестойкие переборки устанавливаются в одной вертикальной плоскости с водонепроницаемыми. Горизонтальная протяженность главной вертикальной противопожарной зоны не должна превышать 40 м. Внутри возможна установка перекрытий соответствующего класса. Все перекрытия делятся на три основных типа.

В целях защиты помещений судна от проникновения огня SOLAS-74 устанавливает следующие классы перекрытий:

- класс «А», образованные стальными переборками и палубами, предотвращающими прохождение дыма и пламени по окончании одночасового испытания на огнестойкость. Они изолируются негорючими материалами, чтобы средняя температура на противоположной стороне не повышалась более чем на 139°С по сравнению с первоначальной и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 180°С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного времени:

  • Класс «А -60» - 60 мин;
  • Класс «А-30» - 30 мин;
  • Класс «А-15» - 15 мин.
  • Класс «А-0» - 0 мин.

На судах с горизонтальным способом погрузки, где установка вертикальных перекрытий невозможна, вместо огнестойких переборок применяется система водяных завес, препятствующих распространению огня.

- класс «В», образованные переборками, палубами, подволоками или зашивкой такой конструкции, которая предотвращает прохождение пламени до конца получасового испытания на огнестойкость. Средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию, не должна повышаться более чем на 139°С по сравнению с первоначальной температурой и, чтобы ни в одной точке, включая соединения, эта температура не повышалась более чем на 225°С по сравнению с первоначальной температурой по истечении указанного ниже времени:

- класс «С»- перекрытия, изготовленные из негорючих материалов, к которым не предъявляются требования по непроницаемости дыма и пламени, а также предела повышения температуры.

Эти материалы при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Материалы, не удовлетворяющие этим требованиям, считаются горючими.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающегося типа, с автоматическим закрытием при повышении температуры до 70-80° С, с демпфирующим устройством, предотвращающим ушибы и травмы людей. Класс двери должен соответствовать классу переборки.

Неизолированные металлические трубы, проходящие через перекрытия класса «А» и «В», изготавливаются из материалов, имеющих температуру плавления, превышающую 950° С - для перекрытий класса «А-0», и 850° С - для перекрытий класса «В-0».

Все судостроительные неметаллические материалы подразделяются на негорючие и горючие.

Негорючие материалы — материалы, которые при нагревании до 750° С не горят и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для самовоспламенения. Все остальные материалы считаются горючими.

Нормативными документами применение горючих материалов ограничивается (подчас весьма существенно), но не исключается вовсе. Из эстетических, санитарно-гигиенических соображений допускается применение на судах (особенно на пассажирских) дерева и ткани для отделки жилых и общественных помещений. Применение этих материалов, однако, лимитировано. Разрешается иметь горючих материалов не более чем 45 кг на 1 м 2 площади палубы помещения, горючесть тканей не должна превышать горючести шерстяной ткани плотностью 800 г/м 2 , рассматриваемой в качестве эквивалента горючести. Применение ваты в качестве набивки матрацев и подушек не допускается.

Двери в противопожарных переборках должны быть самозакрывающиеся и того же класса, что и переборка. Автоматическое закрывание дверей происходит после повышения температуры до 70-80° С в результате расплавления плавкой вставки в запоре дверей. В качестве плавкой вставки используется сплав Вуда, состоящий из 50% висмута, 12,5% кадмия, 25% свинца и 12,5% цинка. Для избежания травм и ушибов, на двери должно быть установлено динамически демпфирующее устройство, понижающее скорость закрытия и открытия в начальной и конечной фазах. В нижнем углу дверей, установленных на огнестойких переборках (кроме дверей главных огнестойких переборок), делается закрывающееся отверстие для протаскивания пожарных рукавов.

Двери, ведущие в жилые и служебные помещения, должны открываться вовнутрь помещения (а не в коридор) и иметь внизу слабозакрепленную филенку, которую можно выбить ногой при невозможности открыть дверь. Двери общественных мест открываются наружу. Из главной противопожарной зоны должно быть не менее двух выходов на открытую палубу. Из машинного помещения, туннеля гребного вала, общественных мест (вместимостью более 30 чел.) должно быть не менее двух выходов в разных концах помещения. Пути эвакуации людей ограждаются огнестойкими или огнезащитными выгородками.

Литература

Безопасность жизнедеятельности и выживание на море – Колегаев М.А. Иванов Б.Н. Басанец Н.Г. [2008]

Если требуется, чтобы изделия (такие, как палубы, переборки, двери, подволоки, зашивки, окна, пожарные заслонки, места прохода труб и кабелей) были перекрытиями классов "А", "В" или "F", они должны отвечать требованиям настоящей части.

2 Методика испытаний на огнестойкость

2.1 Изделия должны быть испытаны и оценены в соответствии с методикой испытаний на огнестойкость, указанной в резолюции А.754(18). В добавлении к этой резолюции содержатся также методики испытаний для окон, пожарных заслонок и мест прохода труб и каналов.

2.2 Размеры образца

2.2.1 Для целей настоящего Кодекса первое предложение в пунктах 2.1.1, 2.4.1 и 2.7.1 приложения к резолюции А.754(18) заменяется следующим:

"Минимальные полные размеры образца для испытаний, включая участки периметра по верхним, нижним и вертикальным кромкам, составляют 2440 мм по ширине и 2500 мм по высоте, за исключением того, что минимальные полные размеры, равные 2440 мм по высоте и 4,65 по площади нагреваемой поверхности образца для испытаний, могут использоваться для испытаний до 31 декабря 1998 года. Датой истечения действительности одобрения является 31 декабря 2003 года для одобрений, основанных на испытаниях, проведенных с образцом такого меньшего размера.".

2.2.2 Для целей настоящего Кодекса первое предложение в пунктах 2.2.1, 2.5.1 и 2.8.1 приложения к резолюции А.754(18) заменяется следующим:

"Минимальные полные размеры образца для испытаний, включая участки периметра по всем кромкам, составляют 2440 мм по ширине и 3040 мм по длине, за исключением того, что минимальные полные размеры, равные 2440 мм по длине и 4,65 по площади нагреваемой поверхности образца для испытаний, могут использоваться для испытаний до 31 декабря 1998 года. Датой истечения действительности одобрения является 31 декабря 2003 года для одобрений, основанных на испытаниях, проведенных с образцом такого меньшего размера.".

2.2.3 Размеры образца должны указываться в протоколах испытаний.

2.3 Если требуется, чтобы тепловое излучение через окна было ограничено, окно в сборе может быть испытано и оценено в соответствии с добавлением 1 к настоящей части.

2.4 Если требуется, чтобы подволоки или зашивки были непрерывными подволоками или зашивками класса "В", они могут быть испытаны и оценены в соответствии с добавлением 2 к настоящей части.

3 Дополнительные требования

3.1 Огнестойкость конструкций класса "В" должна достигаться с помощью негорючих материалов. Не требуется, чтобы клеи, используемые в конструкции образца, были негорючими; однако для целей настоящего Кодекса они должны иметь характеристики медленного распространения пламени.

3.2 Материалы, помещенные в стыках панелей класса "В" для избежания передачи вибрации или шума, должны иметь характеристики медленного распространения пламени и должны быть испытаны на огнестойкость вместе с перекрытиями класса "В", с которыми они применяются. Однако такие материалы должны быть негорючими, если они необходимы для поддержания негорючей конструкции класса "В" или для достижения требуемой огнестойкости.

3.3 Двери и заслонки, которые установлены выше палубы переборок и от которых требуется, чтобы они удовлетворяли требованиям как противопожарной зашиты, так и водонепроницаемости, должны отвечать требованиям Конвенции относительно противопожарной защиты, применяемым к перекрытиям, в которых они установлены. Не требуется, чтобы водонепроницаемые двери, установленные ниже палубы переборок, имели изоляцию.

4 Прочие ссылки

4.1 Негорючесть материалов, используемых в перекрытиях классов "А" и "В", должна быть установлена в соответствии с частью 1.

4.2 Если разрешается установка горючей облицовки в перекрытиях классов "А" и "В", характеристики медленного распространения пламени такой облицовки, если требуется, должны быть установлены в соответствии с частью 5.

Испытание на тепловое излучение в дополнение к испытаниям на огнестойкость для окон в перекрытиях классов "А", "В" и "F"

1 Сфера применения

1.1 Настоящее добавление устанавливает методику измерений теплового потока, проходящего через окна, на основе которых определяется способность окон ограничивать тепловое излучение, с тем чтобы предотвратить распространение пожара и чтобы пути эвакуации могли проходить рядом с окнами.

1.2 Настоящая методика является факультативной; некоторые Администрации могут требовать ее применения в отношении окон в определенных районах судна.

2 Методика испытаний

2.1 Окно должно быть испытано в соответствии с резолюцией А.754(18), с использованием дополнительных приборов, как описано ниже.

2.2 Термин "окно" включает окна, бортовые иллюминаторы и все другие застекленные отверстия, предусмотренные в огнестойких перекрытиях, для пропускания света или обеспечения видимости. Термин "огнестойкое перекрытие" включает переборки и двери.

3 Дополнительные приборы

3.1 Дополнительным прибором является измеритель полного теплового потока с ограниченным обзором, который откалиброван с учетом ограниченного обзора, чтобы отмечать падающий на него тепловой поток. Измеритель потока должен иметь водяное охлаждение и быть способным измерять тепловой поток с плотностью от 0 до 60 . Измеритель потока должен проходить калибровку по меньшей мере один раз в год с помощью эталонного аппарата.

3.2 Измеритель потока должен располагаться перпендикулярно к центру окна, подвергающегося испытанию, и в таком положении, чтобы центр обзора измерителя потока совпадал с центром окна (см. рисунок). Измеритель потока должен располагаться на расстоянии более 0,5 м от окна, так чтобы в обзор измерителя потока едва входила часть оконной рамы. Однако измеритель потока не должен размещаться на расстоянии более 2,5 м от окна. Размер части ограничивающей конструкции и оконной рамы, которая входит в обзор измерителя потока, лежащей вокруг окна, не должен превышать 10% общей площади поверхности образца, входящей в обзор измерителя потока. Это должно рассчитываться на основе угла ограниченного обзора измерителя потока и расстояния между ним и поверхностью образца.

3.3 Для испытаний окон, у которых больший размер превышает меньший размер менее чем в 1,57 раза, необходим только один измеритель потока.

3.4 Для испытаний прямоугольных окон, у которых больший размер превышает меньший размер более чем в 1,57 раза, должны предусматриваться дополнительные измерители потока. Расстояние между измерителями потока и окном должно устанавливаться таким образом, чтобы обзор измерителей потока охватывал не менее 50% окна. Однако измерители потока не должны располагаться на расстоянии менее 0,5 м или более 2,5 м от окна.

4 Критерии классификации

4.1 Максимальный тепловой поток должен измеряться за первые 15 мин испытания, за первые 30 минут испытания и за все время испытания (т.е. 60 мин - для ограничивающих конструкций класса "А" и 30 мин - для ограничивающих конструкций класса "В").

4.2 Максимальные тепловые потоки измеренные в соответствии с пунктом 4.1, необходимо сравнить со справочной величиной из таблицы.

4.3 Если меньше, чем , окно приемлемо для установки в ограничивающей конструкции, которая имеет соответствующий класс огнестойкости.

Читайте также: