Марка бетона для укладки тротуарной плитки

Обновлено: 05.05.2024

От чего зависят характеристики плитки

В плане дизайна сегодня нареканий не возникает к любой плитке – у каждого производителя большой выбор коллекций, отличающихся и формой, и фактурой, и гаммой. Дизайн, несомненно, важен, но красивая плитка еще не равно качественная, и как она будет выглядеть не в каталоге или на стенде, а на дорожках, и как себя поведет в различных эксплуатационных условиях, зависит не от презентабельности. Технические и эксплуатационные характеристики бетонной плитки определяются способом производства – в основе всех изделий цементное связующее, заполнители и функциональные добавки, но то, как именно готовится смесь, как она формуется, уплотняется и «созревает», влияет на все свойства продукта.
Наиболее плотной, прочной и долговечной является бетонная плитка, произведенная методом вибропрессования. А еще лучше, если это двойное вибропрессование – основное «тело» плитки содержит крупный заполнитель (гранитный щебень), а, как известно, прочность бетонных изделий напрямую привязана к прочности самого крупного заполнителя.


Что касается вибролитья, то такие изделия прочнее самодельных, уплотняемых вручную, но вибропрессованным уступают по всем качественным характеристикам.

На что обращать внимание при выборе плитки

В отличие от вибролитья, выпускаемого сотнями «гаражных кооперативов», в лучшем случае по ТУ, все качественные параметры вибропрессованных изделий регламентируются соответствующим ГОСТом. Да и производят их только крупные специализированные предприятия, способные приобрести немецкую автоматическую линию. А там, где автоматика, там и жесткий контроль качества на каждом этапе, и даже с нашим менталитетом недоложить цемента или подлить побольше водички, чтобы снизить себестоимость – невозможно. Поэтому у качественной бетонной плитки, которая прослужит минимум, пятнадцать лет и быстрее надоест, чем испортится, три главных признака:


Но на глаз можно определить только откровенный самопал, а если вибролитье от более-менее ответственной компании, разобраться, что именно на стенде, проблематично. Поэтому не стоит приобретать тротуарную плитку на первой попавшейся базе, где вполне могут и сертификат «нарисовать». Обращаться нужно или напрямую, на завод, или, если нет такой возможности, к официальным дилерам, списки которых всегда есть на сайтах производителей. И стоимость доставки при выборе будет иметь решающее значение.

У всех основных производителей качество продукции одинаково хорошее. При этом у одного из них плитка может быть чуть дешевле. Но нужно всегда считать итоговую стоимость с доставкой – у второго при более высокой цене продукции доставка может оказаться намного дешевле, и общая стоимость может получиться ниже. Ну и сроки, конечно: у одного это может быть пара дней, а у другого и две-три недели.

Как толщина плитки влияет на долговечность мощения

Напрямую. Да, вся вибропрессованная плитка характеризуется повышенной прочностью (В22,5-В30), но за то, какие именно нагрузки она способна выдерживать и как долго, отвечает толщина. Чем выше нагрузки и чем интенсивнее режим эксплуатации, тем толще должна быть бетонная плитка. И этот показатель также регламентируется, но уже не только ГОСТом, но и строительными правилами проектирования, строительства и эксплуатации – СТО 46505580-002-2020 «Мощение с применением бетонных вибропрессованных изделий». Кстати, лишнее доказательство, что именно вибропрессованная бетонная плитка рассматривается в качестве оптимального материала для мощения. Частная сфера многогранна и пешеходными дорожками не исчерпывается, кто-то и КамАЗ груженый на ночь во двор загоняет, разберем все возможные варианты.

  • Отмостка, парадные, садовые и хозяйственные дорожки – толщина плитки по нормативам от 50 мм, допустимый минимум, 40 мм.
  • Въезды и парковки под малую технику и легковые автомобили – по нормативам от 80 мм, но точно не меньше 60 мм.
  • Въезды и парковки под тяжелую грузовую технику – по нормативам от 100, если фура не стоит постоянно, а появляется от рейса к рейсу, допустимо 80 мм, но стоит ли так рисковать, личное дело каждого.

Наиболее «ходовая» плитка толщиной 60 мм – с учетом долговечности, разница в цене не столь принципиальна, зато подстраховка на все случаи жизни.


Что необходимо учитывать, планируя укладку плитки

Залогом успеха любого строительного процесса является тщательная подготовка и ситуация с мощением дорожек и других зон участка – не исключение.

Плиточные дорожки – не только украшение ландшафта. При соблюдении технологии изготовления и укладки фигурные элементы мощения (ФЭМ) являются хорошим дорожным покрытием. Один из определяющих факторов – правильный состав используемого бетона для изготовления тротуарной плитки.

Плитка из бетона

плитка из бетона

Это брусчатка искусственного происхождения. Для производства камня используется:

  1. Цемент. Оптимальный вариант ПЦ 400, – портландцемент марки М400 без содержания шлаков, минеральных добавок.
  2. Наполнитель. Классический:
    • мелкофракционный щебень размером не более 5–10 мм;
    • крупнозернистый песок 1~3 мм;
    • гранитный отсев с величиной фракции до 5 мм.
  3. Вода. Чистая, без механических и химических примесей, с показателем кислотности ph ≈ 7.0. Температура жидкости 18~25°C.
  4. Пластификаторы. При рекомендуемом водоцементном соотношении (В/Ц) для бетонной брусчатки ~0.4, раствор получается жёстким. Повышению пластичности способствует введение в состав разжижителей. Для частного производства можно порекомендовать жидкие моющие средства с ph = 8.0~9.0. После введения, смесь получается эластичной с хорошей степенью удобоукладываемости.

Требования к плитке

Искусственный камень эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно подвергается воздействию:

  • перепадам температур, от -20~50 до +30~60°C;
  • ультрафиолетовому и другому спектру солнечного излучения;
  • атмосферным осадкам;
  • внешним механическим нагрузкам, – весу пешехода или автомобиля.
  • прочность на сжатие 300~400 кгс/см²;
  • степень водопоглащения, не более 4.5% от общего объёма изделия;
  • коэффициент истираемости не превышающий 0.4 г/см²;
  • морозостойкость в пределах F300~F400;
  • срок эксплуатации 15~30 лет.

Данные показатели действительны при производстве методом вибролитья.

Производство

форма для литья плитки

Распространено три основных метода:

  • Вибропрессование. Полусухая смесь на основе цементного вяжущего закладывается в матрицу (пресс-форма). Последняя закрепляется на вибрирующей станине. Бетонный раствор уплотняется пуансоном. Процесс высокоавтомотизирован, позволяет добиться высокой производительности труда. Применяется для массового выпуска плитки.
  • Гиперпрессование. Уплотнение цементного раствора для плитки осуществляется за счёт сжатия верхнего и нижнего пуансона. Способ допускает высокий коэффициент автоматизации. Рентабелен при выпуске больших партий брусчатки.
  • Вибролитьё. Цементнопесчанная смесь (ЦПС) помещается в полимерную тару. Форма устанавливается на вибростол для уплотнения раствора. Степень готовности определяется по выступившему цементному молочку. Метод выгоден при выпуске небольших серий напольного камня, то есть для малого бизнеса.

Зачем нужно уплотнение

На первый, поверхностный взгляд, уплотнение для тротуарной плитки – лишняя операция. Особенно для таких, слабонагруженных изделий, как брусчатка для садовых дорожек. Это неверно. Неуплотненный бетонный камень обладает микро- и минипустотами, что приводит:

  • Уменьшение плотности и прочности детали. Повышается риск разрушения от внешних нагрузок.
  • Увеличивается степень водопоглащения воды. В холодное время замерзающая влага, расширяясь, приведёт к возникновению внутренних трещин и полному разрушению камня.

С другой стороны, уплотнённая смесь равномерно распределяется по форме, – изделие получается с ровными краями. Дополнительный фактор: при вибролитьевом производстве верхняя часть плитки получается гладкой.

Операция уплотнения позволяет создавать внутреннюю плотную структуру, не содержащую пор и пустот. В процессе вибрации жидкость заполняет пространство между наполнителем, вытесняя воздух наружу.

Состав смеси

Примерный перечень компонентов для производства тротуарной плитки в домашних условиях представлен в таблице.

Мар­ка бе­то­на (класс проч­нос­ти) Ком­по­нен­ты, вед­ро Вы­ход го­то­вой сме­си, вед­ро
це­мент мел­ко­зер­нис­тый пе­сок ще­бень
М250 (В20) 1.0 2.5 3.5 4.2
М300 (В22.5) 1.0 1.7 3.2 4.0
М350 (В25) 1.0 1.5 2.8 3.5
М400 (В30) 1.0 1.0 2.5 3.0

Ошибка, заложенная в объёмных долях, приводит к изготовлению менее качественного состава. Переход к массовым единицам позволит приготовить бетон с более точными параметрами:

Класс прочности Цемент, кг Щебень, кг Песок, кг
В20 10.0 39.0 21.0
В22.5 10.0 37.0 19.0
В25 10.0 27.0 16.0
В30 10.0 26.0 12.0

ФЭМ могут выполняться из пескоцементной смеси. Пропорции состава:

  • цемент ПЦ400 – 1 доля;
  • крупнозернистый песок – 3 доли;
  • соотношение воды – 4 литра на 10 литров связующего;
  • краситель – до 3~5% от массовой доли цемента.

Бетон для укладки

Укладка брусчатки осуществляется:

  • На песчаную смесь (подсыпку, подушку). Способ применим при плотных грунтах с низким уровнем грунтовых вод и отсутствии пучения.
  • Новое бетонное основание: преобладает песок, торф, насыпной грунт.
  • Существующая основа: возникла необходимость освежить старое полуразрушенное бетонноое покрытие тротуарным камнем.

Песчаная основа

  1. Снимается почвенный слой земли.
  2. Выполняется посыпка щебнем (гравием) с фракцией до 20–25 мм.
  3. Формируется подушка из крупнозернистого песка. Можно применить в домашних условиях дресву.
  4. Устанавливаются на раствор бордюрные камни.
  5. Укладывается плитка. Монтаж камней осуществляется вплотную друг к другу в шахматном порядке.
  6. Производится верхняя подсыпка мелким песком. Лишняя смесь удаляется жёсткой щёткой.

Новый бетон

  1. Формируется котлован, – осуществляется выемка плодородного слоя. Глубина должна составить не менее 40~50 см.
  2. Пропорции бетона:
    • портландцемент ПЦ-400 – 1 доля;
    • строительный песок – 2.5(1.5) долей, пешеходная дорожка (автомобильная);
    • щебень – 4 (2.5) доли, тротуар (автомобильная зона).
  3. Устанавливается бордюрный камень с фиксацией на пескоцементный раствор. С внешних сторон выполняются дренажные канавки для отвода атмосферных осадков или талых вод.
  4. Отсыпается подушка из щебня с фракцией до 25~30 мм. Выравнивается и уплотняется виброплатформой. Под паркинг выкладывается армирующая сетка.
  5. Разводится бетонная смесь, укладывается на подготовленное основание. Через 3~4 метра монтируется поперечный тепловой шов из дощечки толщиной до 10~15 мм. Поверхность формируется и уплотняется виброрейкой (широкие полосы) или вручную, – для садовых дорожек.
  6. Свежую поверхность целесообразно укрыть полиэтиленовой плёнкой. Это устранит преждевременное усыхание. Гидратация цемента пройдёт в плановом режиме.

Укладка плитки

тротуарная плитка из бетона

Монтаж тротуарной плитки имеет свои особенности:

  • на покрытие воздействует атмосферная влага или талые воды;
  • температура меняется в широком диапазоне (по сезону);
  • необходимо выполнить уклон для стока воды;
  • раствор для укладки плитки жёстко фиксирует последнюю, ограничивая смещение.

Брусчатка устанавливается на смеси различные по составу и консистенции:

  • Гарцовка. Сухая смесь для укладки тротуарной плитки. Соотношение цемента и песка в пропорции 1/5. Швы заполняются этой же смесью.
  • Клей для кафеля. Используется состав для наружных работ. Смесь готовится по рекомендации, приведённой на упаковке. Толщина слоя 5~10 мм. Швы затираются клеем, ПЦС или гарцовкой.
  • Классический рецепт. Цементная смесь из вяжущего и песка в долях 1/3~4. Срок подвижки на 25~30% дольше, нежели кафельного клея. Толщина в пределах 2~3 см. Смешивать компоненты для кладки целесообразно за 5~15 минут до начала монтажа камня. Делать раствор удобнее миксером. Уклон (до ~2 градусов) и плоскостность контролируются правилом.

Бюджетный вариант устройства тротуарной плитки – использование гарцовки. Применение кафельного клея – самый дорогой вариант, но обеспечивающий надёжное сцепление основания с брусчаткой.

Какой цемент лучше для тротуарной плитки, изготовление, составление раствора, выбор материалов

Цемент является наиболее популярным материалом, используемым для изготовления тротуарных дорожек. Обусловлено это большим удобством, надёжностью и более приятным внешним видом в сравнении с другими вариантами, например, с асфальтовым покрытием.

Однако, цементный раствор бывает разный, и необходимо внимательно отнестись к выбору состава. Давайте разберёмся, какой цемент лучше подойдёт для тротуарной плитки, и как ее изготовить в домашних условиях, используя общепринятые пропорции.

Подготовка рабочего места и материалов

Перед тем, как сделать раствор для тротуарной плитки в домашних условиях, нужно разобраться, как правильно подготовить материалы и учесть некоторые особенности работы.

Рабочее место

В рабочем помещении должно быть чисто, влажность и температуру воздуха необходимо поддерживать на оптимальном уровне, иначе можно испортить раствор, и он потеряет значительную часть своих свойств.

Процесс высушивания следует проводить на специальном вибростоле для работы с цементом. Вибростол – это специализированное устройство с рабочей поверхностью, установленной на пружинах, благодаря чему поверхность может совершать колебательные движения.

Кроме того, понадобятся формы для плитки. Лучше использовать полиуретановые формы, так как из них легко извлекать застывший раствор.

Материалы

Ниже приведён стандартный состав, из чего делают тротуарную плитку:

  • Цемент, выступающий в качестве связующей субстанции. От его выбора и количества зависит прочность и качество конструкции.
  • Заполнитель, как правило, песок мелкой фракции.
  • Пластификатор – специальный материал, предназначенный для увеличения пластичных свойств цемента.
  • Щебень.
  • Вода. Она должна быть тщательно отфильтрованной и не содержать в себе примесей.
  • Уплотнители.
  • Красители. Используются опционально, при создании декоративной плитки.

Как выбрать цемент

Компоненты раствора и их пропорции непосредственно влияют на свойства изделия, поэтому к вопросу, какой цемент использовать для тротуарной плитки, нужно отнестись с особым вниманием.

Стандартом для создания изделия является использование цемента М500. Решающим фактором при выборе конкретной разновидности материала является не столько его марка, сколько цвет. Популярностью пользуются две разновидности цемента: серый, используемый повсеместно, и специальный белый, изготавливаемый из гипса, клинкера и минералов.

Стандартный серый цемент подойдёт для обычных серых дорожек. Белый — стоит выбирать для изготовления дорожек с продуманным дизайном, при необходимости использования красителей. Помимо возможности покраски, данная разновидность отличается устойчивостью к холоду, благодаря чему материал не теряет своих свойств в условиях зимних морозов.


При этом стоит учитывать стоимость материала. Белый цемент стоит значительно дороже своего серого аналога. При работе с белым цементом необходимо очень тщательно соблюдать чистоту рабочего пространства и инструментов, так как любые жировые примеси и загрязнения испортят внешний вид и свойства плитки.

Необходимые пропорции

От того, какое соотношение песка и цемента для тротуарной плитки вы будете использовать, будет зависеть прочность конструкции.

  • Оптимальным соотношением песка к цементу будет пропорция один к одному.
  • Щебня нужно взять в расчёте на то, чтобы его масса превышала массу используемого цемента примерно в шесть раз.
  • Пластификатор добавляем в небольших количествах, примерно половина процента от количества цемента.
  • Объём воды в смеси должен равняться 40% от общего объёма остальных компонентов.

Процесс приготовления

Теперь разберёмся, как приготовить раствор для тротуарной плитки. Весь процесс создания цементной смеси состоит из следующих этапов:

  1. Первым делом замешиваем цемент и песок в необходимом соотношении. Добавляем небольшое количество пластификатора, чтобы улучшить свойства раствора.
  2. Насыпаем щебень.
  3. Доливаем воду. Делать это необходимо медленно и аккуратно, до тех пор, пока не получится плотная густоватая масса.


Сушку материала следует производить в течении одной-двух суток при комнатной температуре. После чего засохшие изделия вынимают из форм. Для этого формы прогревают в тёплой воде. Готовую плитку выдерживают в течение пары недель, пока она не станет твёрдой и прочной. Изделия при этом регулярно обрызгивают водой.

Видео описание

Процесс изготовления тротуарной плитки показан в видео:

Чем смазывать формы

Смазывать формы для плитки можно специализированной промышленной смазкой, однако для нашей цели траты на специальную смазку могут быть лишними, так как её аналоги отлично справляются с данной задачей. Допускается использовать:

  1. Машинное масло. Допускается использование отработанных расходников.
  2. Подсолнечное масло.
  3. Обыкновенный мыльный раствор.

Вопреки распространённой практике не рекомендуется пользоваться в данных целях соляным раствором, так как он оставляет разводы и повреждает пластмассовые формы. Допускается использование лака, но такой способ подойдёт только для форм из пластика.


Укладка плитки

Укладывать готовую плитку можно на песок с сухим цементом, либо на бетонный раствор. Для дорожки, для которой не предполагаются большие нагрузки, подойдёт первый вариант. Второй же вариант необходим, если предполагается сильная нагрузка на дорожку, например передвижение по ней автомобиля.

Прежде всего нужно подготовить площадку. Выкапывается котлован примерно десять сантиметров глубиной, в него засыпается мелкий гранит до середины глубины. Гранит тщательно утрамбовывается. Поверх него заливается песочно-цементный раствор. Песок с цементом в таком растворе смешивают в пропорции четыре к одному, а воду добавляют в объёме, равном объёму цемента.

На залитую дорожку укладывается плитка. Процедуру заливки и укладки следует производить по небольшим площадям, примерно по одному квадратному метру. Это необходимо, чтобы добиться равномерности укладки.

Как очистить плитку от раствора

После укладки на поверхность плитка часто попадают капли от раствора, что портит внешний вид дорожки. Необходимо подходить к процессу укладки с особой аккуратностью, удалять капли сразу после попадания на плитку. Сам раствор необходимо держать на расстоянии от дорожки, чтобы его не пролить.

Застывшие брызги можно аккуратно соскрести при помощи шпателя или шлифовальной машинки. Не следует применять для данной цели химические средства, так как кислоты, входящие в их состав, нарушают свойства цементного раствора и повреждают элементы плитки.

Видео описание

Смотрите в видео, каким должен быть состав раствора для изготовления плитки:


Коротко о главном

Перед тем, как делать тротуарную плитку в домашних условиях, нужно узнать пропорции и состав раствора.

Основные составляющие цементной смеси для изготовления плитки:

  1. Цемент.
  2. Песок мелкой фракции.
  3. Пластификатор.
  4. Щебень.
  5. Вода.
  6. Уплотнители и красители по желанию.

Пропорции для стандартной смеси:

  • песок – 1 часть;
  • цемент – 1 часть;
  • щебень – 6 частей;
  • пластификатор – 1% от 1 части цемента;
  • вода – 40% от всего объема всех компонентов.

Для создания раствора следует использовать цемент М500. Он бывает серой и белой разновидностей, последняя вариация используется для создания декоративных дорожек.

Сам процесс приготовления смеси довольно простой и не требует какой-либо специальной подготовки, однако следует уделить особое внимание созданию условий для правильной сушки. Для этого применяют вибростол.

Бордюры – это не только элемент декора вашего садового участка. Помимо того, что они придают эстетический вид газонам, клумбам и дорожкам, эти конструкции также выполняют практическую функцию. Например , бордюры предотвращают распространение сорняков, пыли и грязи, а также позволяют визуально разделить территорию участка на несколько зон.

  • Бетон для бордюров: марка, состав и пропорции
  • Марка бетона для бордюра
  • Марка прочности
  • Класс прочности
  • Состав бетона для бордюра
  • Вяжущее
  • Крупный заполнитель
  • Мелкий заполнитель
  • Затворитель
  • Пропорции бетона для бордюра

В этой статье мы расскажем вам о том, как правильно выбрать бетон для бордюров. Вы узнаете, какой марки должна быть смесь, какие компоненты следует включить в состав и в каких пропорциях. Прочитав статью до конца, вы сможете подобрать бетон для бордюров с оптимальными характеристиками. А если вас интересует сам процесс изготовления таких ограждений, рекомендуем ознакомиться со статьей Бордюр из бетона своими руками.

Марка бетона для бордюра

Прочность – одна из важнейших характеристик бетона. От нее зависит то, сколько времени прослужит конструкция, не требуя ремонта и замены. Прочность бетона измеряется в марках и классах. Далее мы подробно расскажем о том, чем они отличаются и как их определить.

Марка прочности

Она говорит о том, какую нагрузку (в кг/см2) способен выдержать бетон. Для определения марки образец размерами 10х10х10 см помещают под пресс и сдавливают. В какой-то момент начинается разрушение структуры бетона. Пороговое значение как раз и указывают в качестве марки.

Всего существует 20 марок – от М50 до М1000 (с шагом в 50 кг/см2). Например, бетон М50 выдерживает нагрузку в пределах от 25 до 75 кг/см2. Это очень низкий показатель , поэтому такой материал редко используется даже в частном строительстве. А вот бетон М1000 не разрушится даже при давлении в 1000 кг на один квадратный сантиметр. Такой материал применяется для изготовления гидротехнических сооружений, строительства стратегических объектов и для других ответственных задач.

Если говорить о садовых бордюрах, то здесь используется бетон марок М300-М400. Этого вполне достаточно, чтобы изделия прослужили 10-20 лет без необходимости ремонта.

Однако разделение бетона на марки является устаревшей системой. Дело в том, что для определения показателя из всей партии берут лишь один образец и испытывают его. Получается, что если у нас есть 20 кубометров бетона, то о его прочности мы будем судить лишь по одному образцу размером 10х10х10 сантиметров. Сегодня в строительстве используется более точный способ – определение прочности с помощью классов.

Класс прочности

Сам принцип в данном случае примерно такой же: образец подвергают сдавливанию под прессом. Но здесь важно понять, при какой нагрузке (в мегапаскалях) бетон разрушается. При этом проводят серию испытаний, и в 95% из них образец должен выдержать давление.

Существует несколько классов прочности – от В3,5 до В80. Например, бетон В3,5 гарантированно выдержит нагрузки в 3,5 МПа в 95 из 100 испытаний.

Разделение бетона на классы является более точной системой определения прочности. Однако без лабораторных испытаний невозможно установить конкретный класс. Поэтому в частном строительстве до сих пор пользуются устаревшим способом деления на марки.

Зная, какие компоненты и в каких пропорциях вы смешаете , можно приблизительно спрогнозировать марку будущего бетона. А далее можно легко перевести марку в класс, используя следующую формулу:

1 МПа = 10.197162 кг/см2

1 кг/см2 = 0,098 МПа

Еще проще использовать данные из таблицы ниже:

Класс бетона Наиболее соответствующая марка бордюра
В3,5 М50
В7,5 М100
В10 М150
В15 М200
В20 М250
В22,5 М300
В27 , 5 М350
В30 М400
В35 М450
В40 М500
В45 М600
В50 М700
В55 М750
В60 М800
В65 М850
В70 М900
В75 М950
В80 М1000

Еще раз повторим: марки прочности бетона лишь приблизительно соответствуют классам. Тем не менее, в домашних условиях можно использовать эту систему, чтобы примерно понимать, какими характеристиками будет обладать приготовленная вами смесь.

Собственное производство бетона и своя лаборатория, а также большой парк техники гарантируют высокое качество продукции и точные сроки поставки

Материал для мощения должен быть прочным, долговечным, презентабельным и практичным. Тогда дорожки будут годами предоставлять безопасный доступ и украшать участок.

Выбор покрытий для дорожек обширный – это и натуральный камень, и обычный или печатный бетон, и гравий, и древесина (спилы или настилы), и брусчатка, и тротуарная плитка разных форматов. И хотя все перечисленное в той или иной мере и эстетично, и практично и относительно долговечно, наиболее востребована все же брусчатка и тротуарная плитка. Эти материалы и рассмотрим подробнее при помощи специалиста компании-производителя, завода Steingot.

Содержание


Историческая справка

Натуральным камнем мостили дороги еще с «начала времен» – просто укладывали в необработанном виде, большими кусками. Позднее ему стали придавать форму плоского куба и появилась первая гранитная брусчатка. Веками этому материалу не существовало альтернативы, пока свои условия не начал диктовать промышленный бум прошлого столетия. Подготовка камня, и само мощение мелкоформатом перестало «успевать» за стремительно растущими городами. И в нашей стране на смену граниту повсеместно пришло асфальтирование не только дорого, но и мостовых, и прогулочных аллей. Однако минусов у асфальта тоже хватало и с течением времени стало ясно, что брусчатку рано списали со счетов. Компромиссом между асфальтом и каменной брусчаткой стала бетонная тротуарная плитка, она же – плиты тротуарные бетонные или бетонный тротуарный камень.

Достоинства тротуарной плитки

Тротуарная плитка, повсеместно используемая для мощения и в городах, и в частном секторе, привлекает многими характеристиками. Но как человека «встречают по одежке», так и дорожка, прежде всего, привлекает внимание своим видом, а тротуарная плитка ей эту привлекательность обеспечивает.

1. Высокая декоративность

Производители предлагают огромный выбор форматов и несколько вариантов фактур, вкупе с обширной цветовой гаммой и технологией смешения оттенков «СolorМix». Такое разнообразие позволяет без ограничений реализовывать любые дизайнерские задумки, гармонично сочетая мощение с окружающей архитектурой и ландшафтной стилистикой. Если хочется имитировать старинные мостовые, можно использовать для мощения соответствующие коллекции.



Классика и мелкие квадратные формы действительно, напоминают каменную брусчатку. Но последние годы в тренде комфорт и безопасность, поэтому куда чаще предпочтение отдается плитке среднего формата с минимальными фасками или вовсе без них.

Исходный оттенок тротуарной плитки со временем практически не меняется (у качественных материалов), благодаря чему дорожки надолго остаются одним из базовых элементов ландшафтного дизайна.

2. Простота укладки и ремонтопригодность

Укладка тротуарной плитки даже крупного формата не требует сложной подготовки основания с привлечением тяжелой строительной техники. Если понадобится, можно без лишних усилий заменить один или несколько треснувших элементов, не демонтируя покрытие полностью. Случается, под уже уложенной дорожкой приходится проводить или ремонтировать коммуникации, для этого также достаточно разобрать плитку и положить обратно по окончанию работ.

3. Безопасность эксплуатации

При соблюдении технологии мощения на поверхности дорожки не образуются лужи, а сама плитка даже при намокании не скользит и остается удобной и безопасной при передвижении.


Просыпка швов и последующая тщательная утрамбовка песка в швах виброплитой в первую очередь нужна для того, чтобы основная масса воды отводилась по поверхности плитки в систему водоотведения. Поэтому обязателен и уклон поверхности мощения. Подразумевается, что сквозь швы под поверхность плитки должно попадать совсем немного воды – малое количество успеет уйти сквозь плотно утрамбованные слои основания.

4. Комфорт

Дорожки являются функционально-декоративным элементом благоустройства участка и должны не только украшать территорию, но и быть максимально комфортными для ее обитателей. Такого эффекта вполне реально добиться, если применять современные коллекции тротуарной плитки.


Под комфортом в связке с тротуарной плиткой сегодня принято понимать ровную поверхность с минимальными швами и фасками. Тренд был задан несколько лет назад городскими архитекторами и сейчас мы все знаем программу «Комфортная среда».


5. Экологичность

Климат меняется и знойное лето не редкость уже даже в центральных регионах и севернее, не говоря про области, где за 30 ˚С давно уже считается «прохладно». А некоторые покрытия, к примеру, асфальтовое, уже при 25 ˚С начинают выделять в атмосферу вредные химические вещества. Тогда как бетон даже при сильном нагреве не переходит из одного агрегатного состояния в другое и ничего не выделяет в воздух. Да и состав бетонной тротуарной плитки в принципе не подразумевает наличия каких-либо потенциально вредных добавок.

6. Долговечность

Правильно уложенная плитка вкупе с правильной подготовкой основания – это десятилетия службы без необходимости ремонта. Качественная тротуарная плитка не выцветает, не истирается и не нуждается в сложном уходе и периодическом подновлении. Срок службы бетонной брусчатки составляет от 15 лет, что обусловлено высокой морозостойкостью (F100-200 циклов). Даже с учетом первоначальных вложений в долгосрочной перспективе гораздо выгоднее один раз и на долгие годы потратиться на мощение хорошей бетонной брусчаткой, нежели раз в несколько лет переделывать дорожки.

7. Практичность

Бетонная тротуарная плитка характеризуется минимальной проницаемостью – она практически не впитывает влагу, следовательно, и загрязнения тоже. При необходимости поверхность дорожек достаточно периодически смывать водой из садового шланга с насадкой-распылителем. В крайнем случае, может потребоваться очистка посредством мойки высокого давления, но это редкость в обычных условиях эксплуатации.

Основные виды и технологии производства тротуарной плитки

Сегодня наиболее востребованы два основных вида бетонной тротуарной плитки – вибролитая и вибропрессованнная. Что характерно, первая применяется преимущественно в частной сфере, вторую активно используют и в промышленных масштабах, наряду с гранитной брусчаткой. Характеристики изделий напрямую зависят от сырьевой базы и технологии производства.

Вибролитьевая технология – это прерогатива небольших частных предприятий, так как предполагает ручной труд с минимальным вовлечением оборудования. Раствор для изготовления плитки представляет собой смесь цемента, песка и воды, достаточно жидкой консистенции. Также в растворе могут присутствовать пластифицирующие добавки и пигмент, преимущественно органического происхождения, так как он дешевле и дает более яркий оттенок. Раствор заливают в формы, установленные на вибростол, где в течение определенного времени под действием вибрации бетон уплотняется. Через двое суток плитка извлекается из форм и отправляется на стеллажи для естественного созревания и набора прочности.


Вибропрессование – технология крупных заводов, так как требует сложной, дорогостоящей, автоматической производственной линии. Сырьевая смесь включает не только цемент и песок, но и щебень, что обусловлено прямой связью между прочностью бетона и прочностью его самого крупного наполнителя. Как и при вибролитье, при вибропрессовании в раствор вводятся модифицирующие добавки, а вот воды добавляется минимально, только чтобы хватило для гидратации. Смесь в формы не заливается, а засыпается, так как представляет собой однородную полусухую массу. Формы (матрицы) поступают в пресс, где бетон уплотняется при двойном воздействии: и вибрация, и высокое давление. Далее следует распалубка, и поддоны с плиткой отправляют в камеру выдержки, где поддерживается высокая температура и влажность. Этот этап позволяет бетону быстро набрать марочную прочность в оптимальных условиях. Основная масса коллекций вибропрессованной плитки сегодня производится по технологии двойного прессования – основной слой из смеси цемента, песка и щебня; лицевой – цемент, песок и пигмент (неорганический).



Для бетона используются два вида пигментов:

  • органические (на кислотной основе) – дешевые и яркие, но быстро выцветают.
  • неорганические (на основе оксидов железа, титана, кобальта и хрома) – дороже, но долговечны и не подвержены влиянию органических растворителей.

Характеристики бетонной плитки

Свойства бетонной тротуарной плитки напрямую зависят от сырьевой базы и производственного цикла – чем плотнее структура, тем материал прочнее и долговечнее.

Прочность бетона (сжатие)

Однако стоит уточнить, что конкретные параметры вибролитой плитки могут отличаться от усредненных из-за особенностей производства.


Важно, что на вибролитую плитку нет ГОСТ, а потому не регламентировано и сырье для ее производства. Поэтому априори непонятно, какое качество должно быть, а по факту, у каждого производителя оно сильно разнится. И характеристики плитки могут быть хуже, чем в таблице.

Свойства плитки разных видов

К выбору тротуарной плитки стоит подходить комплексно, с учетом и технических, и эксплуатационных, и эстетических свойств материала, укладываемого не на один год, а в идеале и не на одну пятилетку.

Фактура – вибролитая плитка гладкая, с одной стороны, она меньше загрязняется, с другой, на ней, как и на граните, проще поскользнуться после дождя или в гололед. Вибропрессованная плитка с шершавой поверхностью в этом плане выигрывает.

Эстетика – изначально вибропрессованная плитка выпускалась в виде прямоугольной брусчатки в очень ограниченной гамме, насчитывающей несколько оттенков серого. Тогда как вибролитая изобиловала большим количеством сложных форм и ярких, насыщенных цветов и манила глянцем. Однако сегодня производители не только многократно расширили палитру и разнообразили формы, но и научились смешивать оттенки, получая различные визуальные эффекты. Вибропресс может имитировать и разные породы натурального камня, и клинкер, а коллекции изобилуют и пастельными, и яркими тонами. Кроме того, ввиду стойкости неорганических пигментов и минимальной истираемости, исходный цвет плитки с годами практически не меняется, и дорожки не утрачивают презентабельность.


Удобство в работе – что вибролитую, что вибропрессованную плитку сейчас укладывают преимущественно сухим способом без применения раствора. Но за счет идеальной геометрии с вибропрессованной работать проще, ровная плоскость и одинаковые швы получаются без дополнительных усилий.

Доступность – на первый взгляд по этому параметру лидирует вибролитая плитка, так как ее цена значительно меньше, что наиболее актуально при большой площади мощения. Для сравнения, стоимость квадрата вибролитья стартует от 350 рублей за простую форму в сером цвете, а квадрат вибропрессованной – от 800 рублей. Если же рассматривать эксклюзивные коллекции вибропресса, то там стоимость уже в районе полутора-двух тысяч рублей. Вибролитье в принципе не эксклюзив, но формы посложнее в яркой гамме будут стоить уже около 600 рублей за квадрат. Тем не менее, не все так однозначно, учитывая, что экономичность мощения нужно рассматривать в долгосрочной перспективе, большие первоначальные вложения «отобьются» за счет повышенной прочности и долговечности вибропрессованной плитки.

Так какую плитку выбрать?

Как и во всем, на этот вопрос нет однозначного ответа, все зависит не только и не столько от вида плитки, сколько от ее качества. На рынке достаточно добросовестных производителей вибролитой плитки, использующих качественное сырье и соблюдающих водоцементное соотношение. И характеристики их продукции вполне способны удовлетворить все требования, предъявляемые к мощению с незначительной нагрузкой. Другое дело, что и откровенной кустарщины, которая развалится после первого же сезона, в продаже хватает, а играть в русскую рулетку на собственные деньги, занятие неблагодарное. Вибропресс в принципе выпускают только крупные заводы, дающие гарантию на свои изделия, и «попасть» с ним гораздо меньше шансов. И самое главное – плитку нужно подбирать под условия эксплуатации. По ГОСТу, толщина плитки для тротуаров составляет не менее 50 мм, на практике используют плитку от 40 мм, но производители рекомендуют толщину в 60 мм. Если предполагается не только пешеходная нагрузка, но и автомобильная (парковка, въезд), по ГОСТу минимум составляет 80 мм, на практике – 60-80 мм. Независимо от того, какая плитка будет использоваться, как долго прослужит мощение, зависит от соблюдения технологии подготовки основания и укладки.

На что обратить внимание при покупке

Первое, что должно насторожить – слишком низкая стоимость, даже если это вибролитая плитка, не говоря о вибропрессованной. И цемент сейчас подорожал, и наполнители, и качественные пигменты обходятся в несколько долларов за килограмм, а расход у них солидный (до 0,5 кг на 1 м²). Обвалить цену производитель может только в том случае, если затраты были минимальны, а это либо нарушение технологий, либо некачественное сырье, а, скорее всего, и то, и другое.

Поверхность – глянцевая характерна только для вибролитой плитки, но некоторые дельцы выдают ее за вибропрессованную, якобы акционную, по сниженной на 100-200 рублей цене. Вибропрессованная плитка ввиду особенностей производства фактурная в большей или меньшей степени, она может быть почти гладкой, но никак не глянцевой. Одно дело, приобретать вибролитье на порядок дешевле, зная обо всех его плюсах и минусах и другое, переплачивать не за тот материал.

Геометрия – у виброперсса она идеальная, допуск составляет всего пару мм, но и у качественной вибролитой плитки грани должны быть более менее ровными. Слишком явный разбег в размерах, это результат «усталости» форм, которые не поменяли по истечению определенного количества циклов. А где одно нарушение, там и до других недалеко, возможно сэкономили не только на формах, но и на цементе, вода же дешевле. Да и укладывать такую плитку гораздо сложнее, и плоскость придется ловить, и швы больше делать, что отрицательно скажется на эксплуатационных параметрах дорожек.


Качественная бетонная тротуарная плитка будет служить годами, но при равных условиях вибропрессованная разновидность все же прочнее и долговечнее. И это не мифическое превосходство, а реальные физико-механические характеристики, обусловленные составом бетона и технологией производства плитки. Но стоит ли переплачивать за перспективу – каждый выбирает для себя.

Из профильного материала можно узнать про популярные форматы вибропрессованной плитки и узоры укладки. Для тех, кто планирует заняться мощением – о технологии укладки плитки и способах подготовки основания. В видео – зона отдыха с бассейном, дорожками и рокарием.

Читайте также: