Марка бетона для дорожного покрытия

Обновлено: 27.03.2024

Бетон, который используется для строительства дорог различного назначения – от автомагистралей до городских улиц, должен обладать особыми качествами. Дорожное покрытие подвергается постоянной механической нагрузке. Также на него оказывают воздействие влага, прямые солнечные лучи, минусовая температура и другие погодные явления. Не в меньшей мере на состояние покрытия влияют хлористые соли, которыми посыпают дорогу для борьбы с гололедом в зимний период.

Дорожное полотно может иметь как однослойную, так и многослойную структуру. При этом каждый слой имеет свои характеристики. Поскольку поверхность испытывает более интенсивную нагрузку, состав бетона верхнего слоя будет отличаться от нижних и основания.

Дорожный бетон выгоден экономически: его цена полностью оправдывает себя, так как долгое время данный материал не требует ремонта благодаря износоустойчивости и прочности.

Ингредиенты дорожного бетона

Технология производства дорожного бетона подразумевает наличие в его составе специальных химических добавок, цемента и наполнителей. Требуемые показатели дорожного бетона указаны в соответствующих ГОСТ.

Для производства дорожного бетона должны использоваться материалы исключительного качества. В случае применения песка, берут только природный материал с минимальным содержанием примесей пыли и глины (не выше 3% от общего объема). Мелкозернистого песка в чистом виде будет недостаточно, поэтому следует добавить высевки примерно на треть объема. Что касается других наполнителей – щебня и гравия, – их фракция для однослойного покрытия и для нижнего слоя 2-слойного не превышает 40 мм, 20 мм – для верхнего слоя и 70 мм для оснований.

Для обеспечения дополнительной прочности в состав дорожного цемента включают портландцемент высоких марок. Рекомендованы пластификаторы и гидрофобные добавки, улучшающие технические качества бетона.

Основные характеристики

Под прочностью на сжатие подразумевают способность бетона выдерживать сжимающие нагрузки. Марка дорожного бетона должна быть не ниже М300 для основы, и не меньше М400 для верхнего слоя, при условии, что образцы материала были испытаны на 28 день твердения в нормальных условиях.

Высокая прочность на изгиб – необходимое качество для покрытий, подвергающихся давлению на горизонтальную плоскость, коими и являются дорожные бетонные плиты. За счет этой особенности эксплуатации используются классификация марок в пределах от М5 до М50. Для верхнего слоя двухслойного покрытия этот параметр составляет от М40.

Бетонная плита может изменять объем и массу под влиянием усилий. Для проверки этого свойства проводя пробы сухим абразивом на специальных установках – кругах истирания для бетонов дорожных конструкций. Полученные результаты сверяют с официально утвержденными стандартами, в частности, ГОСТ 13087-81.

Климатические условия региона, где осуществляется строительство дорожного полотна, определяют марку бетона по морозостойкости. В расчет принимают среднемесячную температуру самого холодного месяца. В районах с суровым климатом и температурой ниже -15°С марка верхнего слоя бетона должна составлять F200. При температуре от -5 до -15°С – F150. Если в зимний период не слишком холодно – от 0 до -5°С, – достаточно F100.

Андрей Васильев

  • Строитель с 20-летним стажем
  • Эксперт завода «Молодой Ударник»

В 1998 году окончил СПбГПУ, учился на кафедре гражданского строительства и прикладной экологии.

Занимается разработкой и внедрением мероприятий по предупреждению выпуска низкокачественной продукции.

Разрабатывает предложения по совершенствованию производства бетона и строительных растворов.

Дорожный бетон служит для укладки полотна автомобильных дорог и аэродромных покрытий. Он выделяется в отдельную группу бетонов. При эксплуатации материал подвергается различным разрушающим факторам: действию большегрузов, резким перепадам температур, атмосферным осадкам.

Дорожный бетон и его особенности

Производство, контроль качества и свойства дорожного бетона регламентирует ГОСТ 26633-2012.

Требования, предъявляемые к дорожному бетону

Часто дорожное покрытие находится в экстремальных условиях эксплуатации, поэтому к дорожному бетону предъявляются особые требования:

    при растяжении и изгибе. По автомагистралям постоянно передвигаются фуры и грузовые машины, дорожное покрытие не должно разрушаться под их массой.
  • Истираемость. При непрерывном потоке автомобилей покрытие дороги постепенно теряет свою толщину. Истираемость сильно влияет на срок службы дорожного полотна: чем она выше, тем менее долговечным будет покрытие.
  • Водостойкость. Прочность бетона может падать из-за эффекта Ребиндера. Вода проникает даже в небольшие микротрещины, при замерзании она расширяется, увеличивая тем самым трещины.
  • Высокая морозостойкость. Зимой почти на всей территории России температуры отрицательные, однако дорожное покрытие не должно таять вместе со снегом.
  • Устойчивость к агрессивным химическим средам. Дороги во время гололеда посыпают реагентами, поэтому покрытия не должны разрушаться под их воздействием.

Состав дорожного бетона

В качестве строительного бетона часто используют фибробетон. Бетоны для дорожных и аэродромных покрытий относятся к тяжелым бетонам, их плотность равна 1800-2500 кг/м 3 , содержание вяжущих веществ в таких них понижено, поэтому они называются тощими.

Нужные для получения дорожного бетона вещества: вода, вяжущее вещество, мелкий и крупный заполнитель. В роли мелкого заполнителя выступает песок, а в качестве крупного обычно используют базальтовый, реже известняковый гравий или щебень.

Дорожный бетон и его особенности

Вяжущим веществом служит гидрофобный и пластифицированный портландцемент. Содержание С3А (трехкальциевого алюмината) в бетоне дорожном согласно ГОСТ должно быть менее 10%.

Существует специальный дорожный портландцемент, бывает он двух марок: М300 и М400, обладает повышенной морозостойкостью, деформативностью, прочностью при изгибе, стойкостью к ударной нагрузке, низкими показателями по усадке и истираемости.

По стандартам дорожный бетон для магистралей должен иметь морозостойкость F150, а для дорог в пределах города – F100. Различные модификационные добавки обеспечивают требуемое значение морозостойкости.

Гравий и щебень могут быть разных фракций. Для верхнего слоя многослойной конструкции используется щебень или гравий с диаметром 20 мм, для однослойных же покрытий – 40 мм. Марка крупного заполнителя не должна быть меньше указанных в таблице значений.

Дорожный бетон и его особенности

Песок тоже может быть разный. Обычно используется мелкий или средний зернистый песок. Для ускорения твердения в бетон добавляют химические добавки – пластификаторы, количество добавок должно быть менее 60 г/кг цемента.

Классификация дорожного бетона по назначению

Виды дорожного бетона по назначению:

  • Однослойные дорожные покрытия, верхние слои двухслойных и многослойных дорожных пирогов. Водоцементное отношение в таких бетонах менее 1:2.
  • Нижний слой в двухслойных покрытиях. В этом случае отношение воды к цементу в бетонной смеси более 3:5.
  • Нижний слой дорожной одежды капитальных дорог. Отношение «вода-цемент» для бетонных смесей, используемых для основания капитальных дорог, не нормируется.

Дорожный бетон и его особенности

Марки дорожных бетонов

Характеризуются дорожные и аэродромные бетоны классом по прочности на сжатие, обозначается он буквой B. Число рядом с буквой показывает, какую нагрузку в МПА материал способен выдерживать, не разрушаясь. Также характеризует свойства бетона марка (M), цифры, стоящие рядом с буквой означают предел прочности при сжатии в кгс/м 2 .

Дорожный бетон и его особенности

Чаще всего для устройства дорог пользуются бетоном В20 М250 и дорожным бетоном В15 М200. При изготовлении бетонных плит для строительства аэродромных покрытий, виадуков и мостов используют дорожный бетон марки В30 М400, который наделен большой прочностью, морозостойкостью, долговечностью и износостойкостью.

Сфера применения дорожного бетона

Дорожный бетон применяется при строительстве городских дорог и автомагистралей, возведении дорог на аэродромах, для устройства тротуаров и пешеходных дорожек, подъездных путей к производственным участкам и прочим промышленным объектам.

Заключение

Бетон для дорожных покрытий должен соответствовать всем требованиям, нормам и стандартам. В разных случаях оптимальные свойства и технические характеристики бетона будут разными, поэтому марка и состав бетонных смесей подбираются индивидуально. Все работы по укладке дорожного покрытия следует проводить, строго соблюдая технологию.

Бетон — важный, востребованный строительный материал. Ежегодно в мире производится более 20 миллиардов тонн бетонных смесей. Характеристики материала зависят от состава основных ингредиентов, их пропорционального соотношения.

Классификация бетона по различным параметрам

Технические свойства этого материала определяет классификацию бетонов в соответствии со строительными нормами и ГОСТами.

Параметры классификации бетонных смесей

Бетонные смеси изготавливают по технологическим картам. В зависимости от назначения материалу придают определённые свойства. Условия эксплуатации бетонных конструкций определяют необходимые характеристики.

Общая классификация бетонов опирается на следующие параметры:

  • назначение: конструктивные, специальные (с добавками);
  • плотность: тяжелые (больше 2000кг/м. куб.) и лёгки (с меньшим показателем 2000кг/м. куб.);
  • тип вяжущего наполнителя: цементные, шлаковые, гипсовые, известковые, полимерные;
  • структуру: крупнопористый, ячеистый, поризованный, плотный;
  • вид заполнителя: пористый, специальный, плотный.

К основным показателям прочности бетона относятся марка и класс.

Классификация прочности

Марка (М) — показатель прочности на сжатие, изгиб. Технические нормы определяется ГОСТ 22 236 85. Испытание образцов проходит на специальном прессе. Марка прочности напрямую зависит от количества цемента в единице бетонной смеси, заполнителя.

М500 будет обозначать, что конструкция сможет выдержать давление до 500 кг/см 3. Чем выше показатель марки бетона, тем он прочнее, быстрее схватывается, твердеет.

Прочность зависит не только от пропорционального состава компонентов, но и от следующих факторов:

  • качественного состава воды, заполнителя;
  • соблюдения всех необходимых технологических условий;
  • погодных условий в момент заливки.

С целью уточнения показателя прочности введено понятие класса бетона. Допуск отклонения от нормы не более 5 %. Профессиональные строители ориентируются на характеристику «класс бетона», маркируется буквой «В». Регулируется показатель класса СНиП 2.03.01-84, описывает нормативные показатели для различных бетонных, ЖБ конструкций.

Классификация бетона по маркам (таблица)

Марка бетона по прочности на сжатиеКласс бетона по прочности на сжатие
М15В1
М25В1,5-2
М35В2,5
М50В3,5
М75В5
М100В7,5
М150В10-12,5
М200В15
М250В20
М300В22,5-25
М350В25-27,5
М400В30
М450В35
М500В40
М600В
М700В20-21
М800В22

Классификация бетонов по классам (таблица, с допустимыми отклонениями от стандартов).

КлассМаркаСредняя прочность, Кгс/см2Коэффициент вариации (отклонения марки от класса), %
В3,5М5045,8+9,2
В5М7566,5+14,5
В7,5М10098,2+1,8
В10М150131,0+14,5
В12,5163,7-8,4
В15М200196,5+1,8
В20М250261,9-4,5
В22,5М300294,7+1,8
В25М350327,4+6,9
В27,5360,2-2,8
В30М400392,9+1,8
В35М450458,4-1,8
В40М500523,9+5
В45М600589,4+1,8
В50М700654,8+6,9
В55720,3-2,8
В60М800785,8+1,8
В65М900851,3+5,7
В70916,8-1,8
В75М1000982,3+1,8
В801047,7-4,6

Таблица составлена на основе ГОСТ 26 633-19.

Назначение различных марок бетона по прочности

Прочность бетона, показатели М и В, определяют назначение бетонных смесей. Классификация бетонов регулируется ГОСТ 25 192 2012.

Применяется для следующих работ

Классификация бетонов по морозостойкости

Морозостойкость бетона, обозначается буквой «F», показывает, сколько циклов «замерзания-размерзания» выдержит бетонная конструкция, сохраняя марку или класс прочности (до 95 %).

С показателем меньше F50 бетонные конструкции используют только в не промерзающих помещениях закрытого типа. Востребованы марки с показателями от F50 до F150. Они хорошо зарекомендовали себя в условиях циклически переменной климатической зоны.

Материал с показателем F300 используют в условиях низкого температурного режима эксплуатации, в северных широтах. Для специальных объектов, с экстремальными погодными, эксплуатационными условиями применяют бетон F300 — F500.

Марка бетонаКласс бетонаМорозостойкость (F)
М100В7,5F50
М150В12,5F50
М200В15F100
М250В20F100
М300В22,5F200
М350В25F200
М400В30F300
М450В35F200-F300
М550В40F200-F300
М600В45F100-F300

Водопроницаемость

В структуре бетонных конструкций есть поры, капилляры. Чем выше открытая пористость, тем больше водопроницаемость. У газобетона она доходит до 25 %. Плотные конструктивные бетоны имеют наименьшую водопроницаемость. Обозначается класс буквой «W».

С целью повышения влагостойкости, морозоустойчивости дополнительно используют пластификаторы, модификаторы.

Неправильный расчёт, подбор компонентов бетонной смеси, переизбыток воды увеличивает водопроницаемость материала. В процессе усадки бетонной смеси, затвердевания, образуются микро полости, которые со временем могут заполниться влагой. Поэтом в момент заливки проводить уплотнение с помощью вибраторов, чтобы избежать образования воздушных пустот.

Классификация бетона по классу прочности, морозостойкости, водопроницаемости (таблица):

Виды бетонов по типу вяжущего вещества

По виду основного вяжущего вещества классифицируют бетоны.

Среди них выделяют:

  1. Цементные. На основе цемента различных марок, самый распространённый и востребованный вид бетонных смесей. Их используют для внутренних и наружных строительных работ. Востребованные марки бетона, изготовленные на основе портландцемента.
  2. Специальные. В зависимости от назначения в цементные смесей добавляют разного рода наполнители, к примеру, металлическую мелкодисперсную стружку для прочности. Добавление магнезита повышает жароустойчивость, барита увеличивает защитные свойства материала от проникновения рентгеновского, радиационного излучения.
  3. Железобетон. Армирование бетонных конструкций металлом.
  4. Шлакощелочной. Изготавливают из шлакощелочного цемента, в состав которого входит измельченный шлак. При добавлении щелочных компонентов, происходит химическая реакция между алюмсиликатами, глинистыми компонентами. Пор техническим характеристикам, морозостойкости, водонепроницаемости, прочности превосходит бетон на основе цемента. Утилизируются отходы производства, шлак. Перспективное направление развития строительной отрасли.
  5. Пенобетон. Вспененная цементная смесь, с добавлением песка, воды, строительного фиброволокна. Отличается низкой теплопроводностью, хорошими показателями влагостойкости. Различают конструктивный, теплоизоляционный пенобетон, соответственно маркируется.
  6. Газобетон. Пористый материал, изготавливается методом автоклавирования. Низкая теплопроводность, но может впитывать влагу.
  7. Фибробетон. Насыщение цементной смеси фиброволокном придаёт ему дополнительную прочность. Происходит этот процесс за счёт скрепления всех компонентов между собой множеством мелких волокон.
  8. Арболит. Блоки изготовленные на основе цемента и стружки дерева. Теплый материал, но впитывает влагу.
  9. Кевларобетон. Изготавливается на основе мраморной, граничной крошки, полиэфирных смол, жидкого стекла с добавлением катализатора. Получается имитация натурального камня. Либо по технологии на основе цементных окатышей, с использованием гравитационной бетономешалки.
  10. Полимерцементный. К цементу добавляют полимерные наполнители, смолы. Бетонная смесь приобретает дополнительную прочность, отличаются высокой водонепроницаемостью.
  11. Гипсовый. Используется для отделочных внутренних строительных работ. Добавление пластификаторов, фибры, других компонентов повышает прочность, влагостойкость.
  12. Силикатный. Делают на основе кремнезёма, гидрата оксида кальция. Автоклавная высокотемпературная обработка повышает прочность.

Универсальные свойства бетонной смеси в том, что в зависимости от состава компонентов, добавок получают материалы с широким диапазоном технических характеристик.

Классификация по структуре

Различают плотные, крупнопористые, ячеистые бетоны. Чем выше плотность материала, тем прочнее материал.

Плотные бетонные смеси используют для изготовления несущих конструктивных элементов. Объём воздушных пор по техническим нормам не должен превышать порог в 6 %. Путем введения добавок, которые вовлекают воздух, получают поризованные бетоны (воздуха не больше 12%). Такая структура снижает теплопроводность, препятствует расслаиванию материала.

Крупнопористые бетонные смеси изготавливают без добавления песка. В качестве заполнителя используют гравийные наполнители разных фракций. Материал используют для конструкций с небольшим напряжением.

Ячеистые пенобетон, газобетон делают с помощью добавок, которые образуют поры внутри материала. У них высокие теплоизоляционные показатели. Используют в малоэтажном строительстве. Либо в качестве стенового материала не несущих конструкций для многоэтажных зданий.

Заполнители бетона

Заполнители выполняют несколько функций. Применяют для этих целей натуральное, искусственное сырьё, отходы производства. В бетонных смесях, в зависимости от заданных технических характеристик, заполнители могут составлять 70-80 % от общей массы.

  • придают материалу необходимую жёсткость;
  • предохраняют от резкой усадки цементного теста;
  • снижает ползучесть бетона в условиях повышенных нагрузок.

Заполнители различаются по фракциям, форме, морозостойкости. Проверяют на радиационное загрязнение.

Мелкие заполнители: песок, отсев щебня, гравия. Применяют зольные, шлаковые отходы. Качество наполнителей регулируют соответствующие ГОСТы (8736 — песок; 25592 — зольношлаковый заполнитель; 5578 — металлургический шлак).

В легкие бетоны добавляют:

  • вспученный перлит и вермикулит;
  • пемзу, туф;
  • керамзит;
  • термозит;
  • известняк;
  • ракушечник.

В тяжёлые бетоны вносят гравий, щебень. Для специальных бетонных смесей используют другие заполнители, в зависимости от технических требований.

Заключение

Строительство невозможно представить без бетона. Универсальный материал обладает широким спектром технических характеристик. В зависимости от вяжущего вещества, заполнителя, добавок бетонная смесь приобретает заданные свойства: по прочности, морозостойкости, теплопроводности, водостойкости.

С целью систематизации технических параметров разработана классификация бетонов. Опирается она на нормативные требования, изложенные в ГОСТах.


Существует 2 «классических» вида бетона: сделанный на гравии и на щебне. Оба материала — природные. Каждый по-своему меняет свойства бетона. Рассмотрим подробнее бетон на гравии.

Бетон на гравии — это искусственно создаваемый камень, применяемый в частном строительстве, дизайне, для изготовления которого используют вяжущее вещество (цемент), воду и природную добавку — гравий.

Гравий — это каменный, зернистый, рассыпчатый материал с гладкой поверхностью. В составе бетона на гравии нет песка. По сравнению с бетоном на щебне, бетон на гравии дешевле стоит, но имеет более низкие показатели водонепроницаемости и морозостойкости.

Чаще всего бетон на гравии используют в частном строительстве. Из него делают:

  • ленточные фундаменты;
  • полы;
  • заливные дорожки (например, велосипедные или пешеходные);
  • объекты ландшафтного дизайна.

Свойства и характеристики

Гранитный гравий обладает прочностью 800-1000. Этого достаточно для изготовления бетона до марки М 450.

Требования к гравию для производства бетона изложены в ГОСТ 8267-93. Для изготовления бетона используется гравий в виде фракций (в мм):

  • 5-15. С таким гравием получается мелкозернистый бетон, более однородный по структуре, чем другие виды бетона на гравии. Таким образом, камень получается менее пористым, а значит, более плотным.
  • 15-40. С таким гравием получается среднезернистый бетон. Спросом пользуется бетон с гравием 15-20 мм, который хорошо заполняет пустоты в смеси.
  • 40-80. Это наиболее предпочтительный выбор, так как крупные фракции наделены меньшей удельной плотностью, что обеспечивает минимальное давление на цемент и делает бетонную смесь подвижной.

По согласованию с производителем может использоваться гравий больших частиц, до 150 мм.

Из массы общего количества гравия не менее 82% должно быть дробленым, с согласования производителя эта цифра может быть уменьшена до 60%. Гравий не должен содержать более 35% зерен игловатой либо пластинчатой формы.

По свойствам дробимости гравий должен соответствовать показателям:

По истираемости гравий должен соответствовать требованиям:

Марка гравия Потеря массы в %
И1 До 20
И2 От 20 до 30
И3 От 30 до 40
И4 40

Содержание зерен слабых пород в гравии должен быть не больше значения, указанного в таблице:

Марки гравия Количество зерен слабых пород в %
1000, 800, 600 10
400 15

По морозостойкости гравий подразделяется на марки (от F 15 до 400). Проверка морозостойкости проводится испытаниями, замораживанием и оттаиванием. Показатели должны соответствовать этим:

Марки по морозостойкости F 15 F 25 F 50 F 100 F 150 F 200 F 300 F 400
Число циклов испытания 15 25 50 100 150 200 300 400
Потеря массы в % (после испытания) 10 10 5 5 5 5 5 5

Гравий должен стойко переносить воздействие окружающей среды, в нем не должно быть примесей. На производство бетона применяется только гравий, прошедший контроль и испытания.

Свойства бетона на гравии:

  1. Недорого стоит (дешевле, чем бетон на щебне).
  2. Имеет небольшой вес, а значит, может использоваться для изготовления крупнопористых и легких объектов.
  3. Обладает свойствами влагостойкости, огнестойкости, теплоизоляции.
  4. Безопасен в экологическом плане.
  5. Устойчив к щелочной среде.

Но при этом бетон на гравии обладает плотностью в 450-700 кг/м 3 , поэтому он не подходит для установки несущих конструкций. Также у такого бетона адгезия с цементом меньше, чем у бетона на щебне.

Виды и классификация

Классификация бетона на гравии на виды производится в соответствии с диаметром использованного гравия:

  • 1-2,5 мм. Такой бетон отличается низкой прочностью. Поэтому он используется только для декоративной отделки помещений.
  • 2,5-5 мм. Такой бетон имеет приемлемые показатели прочности. Используется в строительных работах.
  • 5-10 мм. Такой бетон имеет отличные показатели прочности. По качеству и сцеплению такой бетон считается лучшим в своем виде.

По подвижности бетон на гравии классифицируется:

  • подвижный;
  • жесткий;
  • сверхжесткий.

Чтобы сделать бетон подвижным, в смесь добавляется большее количество воды либо пластифицирующие добавки. Второй вариант выгоднее, так как вода снижает уровень прочности бетона.

По свойствам морозостойкости бетон подразделяется на виды:

  1. F 15, 25, 50 — плохо переносят воздействие мороза.
  2. F 100-150 — стандарт, чаще всего используемый в России. Гарантирует, что объект из бетона будет эксплуатироваться до 100 лет.
  3. F 150-200 — виды бетона, отлично переносившие воздействие мороза. Подходит для использования в суровых климатических условиях.
  4. F 300-500 — виды бетона с высоким уровнем морозостойкости. Подходит для использования в промерзающих и влажных регионах.
  5. F 500-1000 — высшая морозостойкость.

Состав

Бетонная смесь — это полужидкая масса, которая, твердея, превращается в бетон. В составе смеси на гравии:

  • вязкий элемент;
  • вода;
  • наполнитель, то есть гравий.

Связующее вещество — это цемент. Именно благодаря нему бетон твердеет. Процесс этот постепенный и довольно долгий.

Гравий считается крупным наполнителем бетонной смеси. При этом он все равно подразделяется на виды по фракциям (крупноразмерные, мелкоразмерные), как это было указано выше.

Для того чтобы придать бетону на гравии дополнительные свойства, в состав включают синтетики и минералы:

  1. Пластификаторы — для большей подвижности массы.
  2. Противоморозные жидкости — для морозоустойчивости.
  3. Ускорители — для быстрого затвердевания.
  4. Гидрофобные добавки — для большей водонепроницаемости.
  5. Фибры — для большей прочности.

Пропорции компонентов

Стандартные пропорции компонентов для приготовления бетона:

  • 1 часть цемента;
  • 4 части гравия;
  • 2 части воды.

Добавлять больше воды не следует, это приведет к нарушению консистенции смеси.

Технология производства

Инструкция по изготовлению бетона на гравии:

  1. Подготовка компонентов: удаление примесей, тщательное просеивание, развес. Цемент разминается, чтобы не было комочков. Гравий просеивается через сито для удаления частиц менее 5 мм. Развес производится мерным ведром.
  2. Смесь сухих компонентов.
  3. Перемешивание смеси с водой.

Также можно использовать второй способ приготовления бетона — компоненты сразу смешиваются с водой, одновременно перемешиваясь. Чаще всего используется именно второй способ, так как он позволяет равномерно перемешать смесь, не оставляя сухие компоненты на дне тары.

В итоге должна получиться смесь сметанообразной консистенции. Цвет — серый.

Области и особенности применения

Чаще всего бетон на гравии используют для заливки фундамента, фундаментных плит в частном строительстве, изготовления стяжек, для иных монолитных работ. Но он недостаточно прочен для изготовления несущих конструкций.

Прежде чем выбирать бетон на гравии, нужно убедиться, что его технические характеристики подходят для решения поставленных задач. От верности решения зависит срок эксплуатации и надежность возведенного объекта.

Дорожным называют тяжелый бетон, применяемый при обустройстве покрытий автомобильных магистралей, промышленных площадок, аэродромов. Технические условия на эту продукцию регламентируют ГОСТ 26663-2015 и СНиП 52-01. Для качественных дорожных бетонов характерны – высокие класс прочности и марка морозостойкости, в том числе в присутствии противообледенительных реагентов, устойчивость к постоянным динамическим нагрузкам, длительный эксплуатационный период. Летом бетонное покрытие на размягчается, а зимой не трескается и не расслаивается. При использовании качественного материала и соблюдении технологии монтажа бетонные покрытия служат 50-100 лет.

Дорожный бетон

Классификация дорожного бетона в зависимости от назначения

Состав бетонных смесей выбирают в зависимости от назначения материала. Варианты:

  • Для формирования однослойных покрытий автодорог и формирования верхних слоев многослойных покрытий. К такому дорожному бетону предъявляются повышенные требования по стойкости к интенсивным механическим нагрузкам и неблагоприятным климатическим факторам.
  • Для обустройства нижнего слоя двухслойных покрытий. В этом случае требования, предъявляемые к свойствам бетона, менее строгие, по сравнению с материалом для верхних дорожных слоев.
  • Для укладки оснований автодорог. Такие материалы испытывают равномерно распределенные механические нагрузки. Влияние негативных атмосферных явлений отсутствует. Требования к ним невысокие.

Классы и марки бетона для дорожного строительства

При выборе подходящего материала учитывают запланированные условия эксплуатации. Основные характеристики:

  • Класс прочности на сжатие. Для обустройства автомобильных дорог со средней нагрузкой используется обычно материал классов прочности В15 и В20. При производстве бетонных плит для обустройства покрытий аэродромов, мостов и виадуков применяется дорожный бетон с классом прочности не ниже В30. . В соответствии с нормативной документацией при обустройстве автомобильных дорог в регионах с умеренным климатом, расположенных в пределах города, может использоваться материал с маркой морозостойкости не ниже F100, за пределами города – F
  • Водонепроницаемость – от W Важный показатель, влияющий на долговечность покрытия. При низкой водонепроницаемости вода, попавшая в микротрещины, зимой замерзает, увеличиваясь в объеме, что приводит к быстрому растрескиванию дорожного полотна.
  • Истираемость. Бетоны разделяют на три марки по истираемости – G1, G2, G Самая низкая степень истираемости – G1. Такие материалы используются для обустройства покрытий, испытывающих существенные нагрузки, а также при производстве плит для магистральных трасс и аэродромов. G2 – средняя степень истираемости. Подходит для покрытий подземных переходов. Материал с маркой по истираемости G3 применяется обычно при обустройстве тротуаров, дорог и площадок, расположенных в частном секторе.

бетон для дорожного строительства

Удобоукладываемость, расслаиваемость, устойчивость к расплыву кромок, возможность механизации отделочных работ при использовании дорожного бетона регламентируют ГОСТы 7473-2010 и 26663-2015.

Состав дорожного бетона и основные требования к его компонентам

Эти материалы относятся к тяжелым бетонам, плотность которых находится в пределах 1800-2500 кг/м 3 . При их производстве используются: вяжущее, крупный заполнитель – щебень, мелкий заполнитель – песок, добавки, вода.

Вяжущее

При производстве дорожных бетонов используется специальный дорожный портландцемент марок М300 и М400, применяемый также в транспортном строительстве при создании ответственных зданий и сооружений. Использование такого вяжущего позволяет получать бетон, для которого характерны высокие: прочность, сопротивляемость износу, морозостойкость, устойчивость к агрессивным средам и деформационным усилиям.

Состав дорожного портландцемента отличается от состава традиционного вяжущего повышенным содержанием алита и алюмоферритной фазы, и ограниченным (не более 10%) количеством трехкальциевого алюмината. Допускается присутствие гидравлической добавки (гранулированного шлака) – не более 15%. Другие минеральные добавки при производстве дорожного бетона не используются, поскольку они могут негативно повлиять на такую важную характеристику как морозостойкость.

Крупный заполнитель

Оптимальный вариант – базальтовый щебень, обладающий высокими водонепроницаемостью и морозостойкостью. При обустройстве верхних слоев используется заполнитель фракцией 20 мм, однослойных покрытий – 40 мм. Марка по дробимости щебня из изверженных и метаморфмических пород – М1200. Реже для этих целей применяется щебень из осадочных пород (известняковый), его марка по дробимости – М800.

Мелкий заполнитель

В качестве мелкого заполнителя используется песок, полученный дроблением горных пород, у которых марка по морозостойкости не ниже марки по морозостойкости готового бетона. Модуль крупности – 1,5-3,0. Наличие глины в комках в крупном и мелком заполнителях не допускается.

Добавки

Номенклатуру и процентное содержание модифицирующих добавок выбирают в зависимости от запланированных условий эксплуатации.

Основные требования к устройству покрытий из дорожного бетона

Укладка покрытия возможна при температуре воздуха +5…+30°C при отсутствии атмосферных осадков. Работы ведутся по подготовленному грунтовому основанию.

дорожное строительство

Покрытие устраивается с поперечным уклоном, величина которого указывается в проектной документации.

Этапы укладки дорожного бетона:

  • Подготовительные работы. Заключаются в выравнивании поверхности и обустройстве дренажных слоев. Предотвратить проникновение влаги в верхние слои позволяет укладка песчаной подушки. В местах с глинистыми грунтами срезается верхний слой глины, вместо которого укладывается гравийная или каменная прослойка. Каменистый грунт укрепляют цементосодержащей подсыпкой. Все подготовительные слои тщательно трамбуются.
  • Установка опалубки и армирование. Монтаж опалубки позволяет четко определить границы дороги. В опалубку устанавливается усиливающий пространственный каркас, связанный из арматурных стержней.
  • Укладка бетонной смеси. Для бетонирования больших площадей обычно используется материал заводского изготовления, доставляемый на место дорожного строительства специальной техникой. После равномерного распределения смесь выравнивается и трамбуется.
  • Нарезка и герметизация швов. Для герметизации температурно-усадочных швов используются: мастики, пасты, эластичные прокладки.

Преимущества применения дорожного бетона

Использование бетонных смесей вместо традиционных асфальтовых материалов обеспечивает ряд преимуществ:

  • безопасное перемещение тяжелого грузового транспорта;
  • шероховатая поверхность, способствующая надежному сцеплению колес с дорогой, даже мокрой;
  • отсутствие при нагреве токсичных испарений и размягчения поверхности;
  • возможность механизации всех этапов сооружения дороги или площадки;
  • эксплуатационный период до необходимости в проведении капитального ремонта – 50 лет.

доставка дорожного бетона

Вопросы-ответы

Для получения надежного и долговечного покрытия дорог, тротуаров и площадок рекомендуется использовать бетонную смесь заводского производства с точно дозированными компонентами.

Первое – дорожный бетон требует точного дозирования компонентов и выполнения всех правил технологии замеса, что тяжело реализовать в домашних условиях. Второе – бетонное покрытие необходимо выдерживать без нагрузки в течение 28 дней до набора материалом марочной прочности.

Требования к цементам, используемым при производстве дорожных бетонных смесей, и их компонентам регламентирует ГОСТ 33174-2014.

Читайте также: