Макиавелли считал что прочным фундаментом государственной власти являются

Обновлено: 28.04.2024

В разработке теории политики Макиавелли стоял на прагматических и утилитарных позициях (т.е. практически полезных, направленных на извлечение материальной пользы), следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко разграничивая политику и мораль. Он решительно остаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков».

Об этом мыслитель говорит в своем основном и самом знаменитом трактате «Государь», написанном в 1513 году, но изданном только в 1532 (т.е. через 5 лет после смерти автора). Макиавелли выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что он и выразил в книге. «Государь» - это фундаментальный труд своего времени, в котором систематизированы сведения о государстве и его правлении. Книга содержит принципы прихода к власти и ее удержания, которые не устарели до сих пор, поэтому «Государь» и сегодня является настольной книгой для многих политических деятелей и служит своеобразным сводом правил политического властвования.

Дословно цитата звучит так:

«Из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему общеанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.»

(глава 18: о том, как государи должны держать слово)

О прагматичности: «Ничто так не прославляет государя, как введение новых законов и установлений. Когда они прочно утверждены и отмечены величием, государю воздают за них почестями и славой.

(глава 26: призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров)

К сожалению, эти и другие аналогичные высказывания были односторонне истолкованы как появления крайнего аморализма, лицемерия, вероломства, жестокости и даже преступности политики, в связи с чем понятие «макиавеллизм» нередко используется лишь в негативном плане. Это серьезно искажает дейстительную позицию Макиавелли, который хоть и был сторонником решительного и смелого достижения поставленных политических целей (+подчинения морали высоким политическим целям), не стоял на позиции безоговорочного признания того , что любая цель всегда и везде оправдывает любые средства ее достижения.

Политические позиции и воззрения Макиавелли отражали конкретно-историческую обстановку того времени. Он родился в 1469 году неподалеку от города-государства Флоренции, и его жизнь пришлась на беспокойную эпоху, когда богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств – Франции, Испании и Священной Римской империи. Это было время постоянных перемен союзов, наемников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществова несколько недель, рушилась и сменялась новой. Италия была политически бессильной, разрозненной и потерявшей самостоятельность, и по мнению Макиавелли, в условиях раздробленной Италии 16-ого века необходимы были жесткая диктатура власти, насилие в отстаивании идеалов республики, и другие меры, которые в другие времена были бы неоправданы.

Ренессансные концепции обществ аи государства отрывались от своей теологической основы, господствующей в Средние века, и Макиавелли был одним из первых, кто откликнулся на политику как самостоятельную сферу жизни общества. В своих учениях он фокусирует один из критических моментов гуманистической традиции – момент преодоления синкретизма Возрождения (отождествление и соединение разнородных начал, игнорируя их различия). Так, из человеческих мотивов поведения на первое место он выносит два: собственничество (страсть к приобретению) и честолюбие (чувство собственного достоинства). Эти два мотива он учитывает при анализе поведения как отдельных личностей, так и широких масс. Деятельность собственников отделена от деятельности властителей, однако последние сохраняют свою опеку над первыми.




«Государь должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали свою торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства.»

Макиавелли отделял политику от религии и морали. Им было положено начало секуляризации политической мысли, ее освобождение от теологии. В своих взглядах на соотношение церкви и государства он ставил религию на службу государства, а не государство на службу религии, в чем резко расходился со средневековыми представлениями.

Макиавелли вводит одно из ключевых терминов политической науки – государство, что означает политическое состояние общества. Необходимость тех или иных форм правления Макиавелли выводит из стоящих на политической повестке дня задач. Для объединения государства лучшей формой правления выступает монархия, но после объединения страны наилучшей формой становится республика.

Здесь стоит сказать, что сам Макиавелли был убежденным республиканцем. Итальянская действительность (непрерывная вражда итальянских государств, подвергающихся нападением иноземцев) требовала установления единовластия. Мыслитель был уверен, что только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Для упрочения такого государства он допускал любые средства – насилие, убийство, обман, предательство.

Еще в 1516 году он написал в своих «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия»:

«Учредителю республики и создателю ее законов необходимо считать всех людей злыми. Пользу невозможно принести, если считать людей добрыми и пытаться делать добро в политике. Надо поступать с ними жестко, надо их вести силой или обманом к лучшей жизни, я зык насилия они понимают значительно лучше, чем язык разума и морали».

То есть Макиавелли выдвигает идеи о жесткой, централизованной власти, действующей прежде всего на благо государства, что возможно лишь в том случае, если, действуя, она руководствуется холодным рассудком, а не полагается на морально-этические нормы.

Государство создается и сохраняется не только с помощью насилия, но и с помощью хитрости, коварства, обмана.

«Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: законами и силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю, но так как первое часто бывает недостаточно, приходится прибегать ко второму»

Хотя новому государю невозможно избежать жестоких мер, «тем не менее он должен вести себя умеренно, благоразумно и милостиво» - пишет Макиавелли.

«Государь должен стараться, чтобы в его поступках обнаруживались величие, сила духа, значительность и твердость»

«Государь должен высказывать себя поклонником дарований, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо искусстве или ремесле. Он должен побуждать граждан спокойно заниматься своими делами, будь то торговля, земледелие или что-либо иное. Он должен являть собой пример милосердия, щедрости и широты, но при этом блюсти величие своего достоинства, которое должно присутствовать в каждом его действии.»

Макиавелли требует от правителя великодушия, не менее, чем вероломства. Он говорит, что «многие достигли высочайших ступеней, ибо были щедрыми», а о щедрости он пишет, что эту добродетель нужно уметь «употреблять умело и как следует»

Конечно, Макиавелли многократно напоминает, что правитель, неуклонно следующий добру, неизбежно потерпит поражение, так как люди по природе злы; если же он прибегнет к насилию и обману, то сумеет победить и упрочить власть во благо народу. Но абсолютного выбора в пользу зла Макиавелли не делает, хотя и одобряет порочное поведение, если оно сулит успех.

Макиавелли пишет: «Пусть никто не думает, будто можно всегда принимать безошибочные решения, напротив, всякие решения сомнительны; ибо в порядке вещей, что, стараясь избежать одной неприятности, попадаешь в другую. Мудрость заключается в том, чтобы, взвесив все возможные неприятности, наименьшее зло почесть за благо». Выбрать в каждый момент наименьшее зло – это и значит быть универсальным, объемлющим в себе все человеческое.

«Государю следует каждым поступком создавать впечатление о себе, как о великом и знаменитом человеке»

Макиавелли говорит о том, что во всех начинаниях нужно прежде всего «исходить из себя»:

«Только те способы защиты хороши, надежны и прочны, которые зависят от тебя самого и от твоей доблести»

Соответственно те, кто потерял власть, должны винить в этом только себя.

Цели и средства их осуществления. Концепция Макиавелли о том, что цель оправдывает средства.

Макиавелли говорит не только о том, что государь должен, при необходимости, прибегнуть к насилию, но и о том, что, даже когда он прибегает к милосердию, это тоже расчетливая политическая акция, а не просто индивидуальное поведение. Личность правителя всегда выступает в качестве средства, как бы он себя не вел.

Этот вопрос мыслитель ставит в пределах узкой политической целесообразности, и политик у него свободен от всего, что могло бы ограничить его индивидуальное веление – от бога, от принятой морали, от собственной природы, от всего, кроме обстоятельств. Тем самым Макиавелли создает модель индивида, который совершенно свободен по отношению к себе и сам решает, как себя вести, каким быть в конкретной обстановке. Эта модель напоминает идеализированного гуманистического индивида, который способен «стать тем, чем хочет».

Однако политик Макиавелли противоположен гуманистам, потому что он забывает о самосовершенствовании во имя цели:

«Цель действия государственного человека не в том, чтобы стать превосходным деятелем. Понятно, что, не кладя все силы на то, чтобы изменить мир вокруг себя, он не окажется настоящим деятелем. Но это последнее – побочный результат, а не самоцель»

Мыслитель считает, что каждый государь желает быть милосердным, а не жестоким, но он не должен злоупотреблять милосердием. Поэтому, если его цель – удержать в повиновении поданных, он не должен гнушаться жестокости.

Главным механизмом власти и ее осуществления является сила. Она позволяет гарантировать стабильность власти. При утрате силы – возвратить власть трудно. Основой власти государя Макиавелли считает хорошие законы и хорошее войско. «Крепкая и решительная власть никогда не допустит раскола» - пишет он.

Макиавелли выделяет положительные и отрицательные качества государя и условия их взаимопревращения друг в друга. К примеру, щедрость необходима на пути к власти, при достижении же власти она вредна.

Согласно Макиавелли, государю следует избегать следующий пороков: презрения и ненависти поданных, злоупотребления милосердием и других. Презрение может быть вызвано непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью государя. Также Макиавелли наделяет государя и рядом положительных качеств: верность данному слову, прямодушие, честность, сострадательность, милостливость, искренность, благочестивость, великодушие, бесстрашие, мудрость и др.

«Величию государя способствуют такие распоряжения внутри государства, когда когда кто-либо совершает что-либо значительное в гражданской жизни, дурное или хорошее, то его полезно награждать или карать таким образом, чтобы это помнилось как можно дольше. Но самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся»

«Государя уважают также, когда он открыто заявляет себя врагом или другом, то есть когда он без колебаний за одного или против другого – это всегла лучше, чем стоять в стороне»

Суть политического учения Макиавелли заключается в том, что

- политика – это наука о способах захвата и удержания власти, а власть – это состояние господства и подчинения;

- цель у политики всегда одна: поддержать и предложить власть;

- политика – это особая аморальная сфера общественной жизни, соответственно, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными принципами, а в основе политической деятельности нельзя применять моральную оценку;

- в политике всякая цель оправдывает средства, но постоянных средств успеха не существует, их выбор зависит от ситуации.

В конце своего главного трактата Макиавелли надеется, что правитель примет на себя свой долг правления с мужеством, и желает, чтобы во время его правления сбылись слова Петрарки, которыми и оканчивается «Государь»:

«Доблесть ополчится на неистовство/ И краток будет бой/ Ибо не умерла еще доблесть/ В итальянском сердце.»

Феномен политика и политической рациональности начинает быть для нас не чем иным, как способом самоутверждения того или иного государства – и не более того. Безнравственность «реальной политики» не является уже чем-то невиданным, чудовищным, но становится нормой, с которой приходится считаться. Поэтому нам, современным читателям, «Государь» может показаться не столь уж сенсационной работой. Многое написанное кажется само собой разумеющимся и даже воплотившимся в истории XX века. Однако именно поэтому «Государь» дает возможность понять и осмыслить ту очевидность, которую мы называем «современная политика».

5.2.1. Трактовка власти и управления Н. Макиавелли

Одним из первых идеологов нарождающихся рыночных отношений был Никколо Макиавелли (1469–1527) – итальянский гуманист, государственный деятель и дипломат, писатель.

Получив хорошее образование, Н. Макиавелли начал активную политическую деятельность в 1498 г., спустя несколько лет после восстановления республики во Флоренции и изгнания семьи Медичи, правившей городом почти в течение 60 лет. Он был избран секретарем Второй канцелярии, а позже – Совета десяти, отвечавшего за дипломатические переговоры и военные дела. В течение десяти лет Н. Макиавелли выполнял множество поручений флорентийского правительства, ездил с посольствами в различные итальянские государства, Францию и Германию, вел переписку, составлял отчеты и доклады по вопросам текущей политики, о положении дел в Италии и Европе. Опыт государственного человека и наблюдения дипломата, а также изучение трудов античных писателей помогли Н. Макиавелли при разработке его политических и социальных концепций. После возвращения Медичи к власти во Флоренции в 1512 г. Н. Макиавелли, игравший существенную роль в правительстве республики, оказался в опале. Он удалился в свое поместье в Сант Андреа в Перкуссине около Флоренции и начал писать трактаты, принесшие ему мировую славу. В ноябре 1520 г. был призван во Флоренцию, где получил должность историографа.

Основные работы. Н. Макиавелли написал достаточно много разнообразных по своему содержанию и форме трудов: политических трактатов, рассуждений, диалогов, пьес, поэм, биографий и исторических книг. Наиболее известные из них: «Государь» (работа была начата в 1513 г., но опубликована только в 1532 г., уже после смерти Н. Макиавелли), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», трактат «О военном искусстве», комедия «Мандрагора», многотомный труд «История Флоренции».

Во второй половине XX в. значительно возрос интерес к работам Н. Макиавелли со стороны политологов, историков и, конечно, специалистов по менеджменту. В его произведениях можно обнаружить идеи, составляющие в настоящее время систему практического управления. В наиболее известной работе «Государь» содержатся отдельные высказывания, рекомендации и афоризмы, посвященные вопросам лидерства, мотивации, принципам стратегического управления, тактики ведения бизнеса в условиях иностранного государства. Работа считается одной из «книг, сотворивших современный менеджмент»[78].

В своих трактатах Н. Макиавелли освободил политику от церковной идеологии и акцентировал внимание на необходимости изучения действительности. По его мнению, политика – это наука и искусство, т. е., с одной стороны, умение глубоко анализировать реальную ситуацию, теоретически осмысливать ее и находить правильное решение, а с другой – искусная тактика для воплощения теории

в практику. Именно это лежит в основе современного менеджмента.

Хотя «Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, центральная тема работы – проблема власти как неотъемлемого компонента человеческих отношений.

В современных условиях большинство утверждений и рекомендаций, касающихся принципов деятельности и характеристик правителя, справедливы по отношению к менеджерам.

Основы теории Н. Макиавелли. Теория Н. Макиавелли строится на нескольких основополагающих постулатах, к которым относятся нижеприведенные:

• наличие в стране сильной государственной власти;

• предпочтение «смешанной формы государства», в которой сочетаются демократический, аристократический и монархический элементы власти, т. е. при создании и реформировании государств необходимо применение принципов единовластия, а для поддержания государственной власти – принципов республиканского правления;

• политика – «опытная наука», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее;

• освобождение политики от религиозных догм и принципов морали[79];

• норма политического действия – положение «Цель оправдывает средства»;

• неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан государства;

• четкое деление подданных государя на знать и народ, причем народ – гораздо бо́льшая сила, чем знатные подданные;

• достижение равновесия между знатью и народом как одна из важнейших задач мудрого правителя.

Принципы установления власти и управления. Многие советы Н. Макиавелли представляют интерес для руководителей современных компаний. В III главе трактата «Государь» при описании принципов установления и удержания власти Н. Макиавелли сформулировал ряд требований, которым целесообразно следовать руководителям и менеджерам современных компаний, открывающим филиалы в другой стране или поглощающим иностранные фирмы. Он писал: «…если завоеванная страна отличается от унаследованной по языку, обычаям и порядкам, то тут удержать власть поистине трудно, тут требуется и большая удача, и большое искусство.

И одно из самых верных и прямых средств для этого – переселиться туда на жительство… Ибо только живя в стране, можно заметить начинающуюся смуту и своевременно ее пресечь, иначе узнаешь о ней тогда, когда она зайдет так далеко, что поздно будет принимать меры»[80]. По сути, здесь речь идет о том, чтобы руководители высшего звена управляли по распространенному сейчас принципу «руководства на месте». Это предполагает управление такими методами, при которых руководители выходят из своих кабинетов с целью ознакомления с реальными процессами на производстве и на рынках сбыта. Эта идея управления активно продвигается на Западе такими учеными, как П. Друкер, Т. Питерс и Р. Уотерман.

Кроме того, Н. Макиавелли подчеркивал: «…если не хочешь подвергать разрушению город, привыкший жить свободно, то легче всего удержать его при посредстве его же граждан… делая им добро, постепенно завоевывая их расположение… государю надлежит быть в дружбе с народом, иначе в трудное время он будет свергнут». Говоря современным языком, он указывал, что для руководителя важно налаживать хорошие отношения с коллективом.

Н. Макиавелли сформулировал ряд принципов, в соответствии с которыми необходимо управлять государствами. В работе они представлены не в виде последовательного изложения, а разбросаны по разным главам. Кратко их можно свести к десяти основным положениям:

1. Государь должен трезво оценивать обстоятельства, в своей политике опираться на средние слои. Он должен твердой рукой укреплять свою власть, не сковывая себя моральными нормами, если это диктует ситуация. Он должен решительно и своевременно подавлять недовольство.

2. Государь должен выказывать себя покровителем дарований, привлекать к управлению одаренных людей, оказывать почет тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве. «Он должен побуждать граждан спокойно предаваться торговле, земледелию и ремеслам, чтобы одни благоустраивали свои владения, не боясь, что эти владения у них отнимут, другие – открывали торговлю, не опасаясь, что их разорят налогами; более того, он должен располагать наградами для тех, кто заботится об украшении города или государства. Он должен также занимать народ празднествами и зрелищами в подходящее для этого время года»[81].

3. Государь должен избегать ненависти и презрения. Государю может грозить лишь две опасности: извне (со стороны сильных соседей) и изнутри (со стороны подданных). Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. Против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу». Ненависть вызывается хищничеством, посягательством на имущество и женщин своих сторонников. Презрение государь может вызвать к себе непостоянством, бедностью, нерешительностью, изнеженностью, малодушием.

4. Государь должен творить добро, насколько это возможно, и зло – насколько это необходимо. Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой.

5. Государь «не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, так чтобы излишняя доверчивость не обернулась неосторожностью, а излишняя недоверчивость не озлобила подданных»[82].

6. Государь должен нести всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Он должен больше уделять внимания правлению, мудрому и умелому, рассчитывая при этом прежде всего на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу.

7. Принимая управленческие решения, государь должен взвешивать, у какого из них меньше недостатков, и брать его за основу, ибо совершенно безупречных решений не бывает: «Наименьшее зло следует почитать благом». При этом государь должен возлагать неугодные подданным, непопулярные дела на других, а угодные – выполнять самостоятельно.

8. Государь должен тщательно подходить к выбору советников и помощников. Первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя – это выбор советников. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей. Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает; если это люди преданные и способные, то можно всегда быть уверенным в его мудрости, ибо он умел распознать их способности и удержать их преданность… Министр, в чьих руках дела государства, обязан думать не о себе, а о государе, и не являться к нему ни с чем, что не относится до государя»[83]. Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

9. Государь должен уделять много внимания отношениям с народом. Он должен свято охранять неприкосновенность частной собственности и участвовать в собраниях.

10. Государь должен учитывать принцип относительности управления: выбор средств соотносится с ситуацией, оценка результата – со средствами, наконец, всё вместе – цель, средства, ситуация – должно соотноситься между собой.

Таким образом, Н. Макиавелли изложил своеобразный кодекс поведения и действий государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей. С поправкой на современность большинство из представленных принципов управления применимо и сейчас.

Качества государя. В трактате «Государь» Н. Макиавелли много внимания уделял исследованию проблем лидерства и характеристике на этой основе качеств, которыми должен обладать государь (менеджер). По мнению Н. Макиавелли, успех не зависит от удачи или гениальности, своим происхождением он обязан «счастливой проницательности».

Н. Макиавелли обрисовал многосторонний облик нового государя. Его основные качества:

1. Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей – над любыми другими. Именно это определяет характер психологии нового государя.

2. Хорошее образование. Кроме того, государь «должен читать исторические труды, при этом особо изучать действия выдающихся полководцев, разбирать, какими способами они вели войну, что определяло их победы и что – поражения, с тем, чтобы одерживать первые и избегать последних»[84].

3. Законопослушность и деятельность. «Мудрый государь должен соблюдать все описанные (в стране) правила, никогда не предаваться в мирное время праздности, ибо все его труды окупятся, когда настанут тяжелые времена, и тогда, если судьба захочет его сокрушить, он сумеет выстоять под ее напором».

4. Отсутствие разрушающих пороков. Государь должен быть примером для подражания. «Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же – воздерживаться по мере сил, но не более»[85].

5. Сила и хитрость. Государь «должен усвоить то, что заключено в природе и человека (решение проблем с помощью законов), и зверя (решение проблем с помощью силы), он должен совместить в себе обе эти природы, ибо одна без другой не имеет достаточной силы… Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана»[86]. Н. Макиавелли подчеркивал, что лучший способ достичь цели – быть вооруженным до зубов хитростью.

6. Гибкость и умение подстраиваться под ситуацию: «Государи должны обладать гибкой способностью изменять свои убеждения сообразно обстоятельствам и… если возможно, не избегать честного пути, но в случае необходимости прибегать и к бесчестным средствам».

7. Сочетание щедрости и бережливости. Н. Макиавелли советовал государю не бояться прослыть скупым, поскольку те государи, которые стремились быть очень щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства и были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти со стороны подданных.

8. Реализм и умение держать данное слово.

9. Наличие основных добродетелей: милосердия, верности, прямодушия, человечности и благочестия.

Рассмотрев основные качества, которыми должен обладать новый государь, Н. Макиавелли подчеркивал: «…государю нет необходимости обладать всеми названными добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими. Дерзну прибавить, что обладать этими добродетелями и неуклонно им следовать вредно, тогда как выглядеть обладающим ими – полезно… Внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо»[87].

Никколо Макиавелли часто называют основоположником западного менеджмента. В нём видят создателя одного из самых эффективных лидерских стилей, специалиста по управлению, теоретика социального конфликта. В учебной и научной литературе по управлению упоминаются четыре утверждения Н. Макиавелли, которые, по мнению Р. Ходжеттса, оказали наибольшее влияние на развитие менеджмента[88]:

1) авторитет, или власть лидера, основывается на поддержке сторонников;

2) подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;

3) лидер должен обладать волей к выживанию;

4) лидер – всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Таким образом, научные труды Н. Макиавелли оказали значительное влияние на формирование управленческой науки. Хотя работа «Государь» и не может рассматриваться как практическая рекомендация или инструкция монархам, в то же время в ней изложены отдельные советы по управлению, пополнившие багаж теоретических знаний о нём.

[78] Крейнер С. Библиотека избранных трудов о бизнесе. Книги, сотворившие менеджмент / пер. с англ. А. Трактинский. Москва : Олимп-Бизнес, 2005. С. 183–185.

[79] Именем Н. Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали.

[80] Макиавелли Н. Государь : сочинения. Москва : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. С. 51–52.

[81] Макиавелли Н. Государь : сочинения. Москва : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. С. 111.

[83] Там же. С. 112–113.

[85] Макиавелли Н. Государь : сочинения. Москва : ЭКСМО-Пресс ; Харьков : Фолио, 2001. С. 89.

[86] Там же. С. 95–96.

[88] Кравченко А. И. История менеджмента. Москва : Академический проект, 2002. С. 48–49.

Выходные данные учебного пособия:

История менеджмента : учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина ; Южный федеральный университет. - Ростов-на- Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. - 606 с.

Никколо Макиавелли (1469-1527) («Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции»).

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства - позиция религиозного индифферизма. Главный авторитет для него - опыт истории. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям средневековья, закон: политические события, изменения в государствеве, смена его форм происходит не по воле божьей, не по прихоти людей, но совершается объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого». Макиавелли отъединяет государствоведение и от этики. С его точки зрения, неуместно осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства - изначально явления внеморального плана.

Какими способами государи могут управлять государствами и удержать власть над ними? Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Основой власти служат хорошие законы и хорошее войско, армия, вооруженная сила. Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности и помогают ему управлять государством.» Макиавелли настаивал на сосредоточении власти только в руках государя и выступал против наличия властных полномочий у чиновников, должностных лиц, баронов и магистратов.

Макиавелли не представлял народ как носителя, источника верховной власти. Ни слова нет оправах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственными делами. По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать гл. образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует прибывать в убеждении, что знать - честолюбива, а народ- необузданная масса. Набор благодеяний, идущих от государства подданным, узок. Военные и полицейско-охранные меры, покровительство ремеслам, земледелию и торговле- вот почти и все. В этом наборе нет предоставления подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. Макиавелли считает, что подданные могут смирится с утратой свободы, престижа, власти(влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Макиавелли советует государю осуществлять свои действия, адресуемые своим подданным, как благодеяния. Непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие его подданных. «Презрение и ненависть подданных- это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ- он ввергается в пучину анархии, беспорядка. Власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый - любовь к государю. Второй- страх перед ним. По Макиавелли, лучше всего, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если приходится выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии - аксиомой об антисоциальной, антиобщественной природы, порочности людей. Идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Гоббс. Жестокость допустима не только в военное, но и мирное время. Например, людей, причисленных к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Отсюда они находятся вне юрисдикции суда. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра», может пойти против своего слова. Т.е. может не пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность.

В истории концепций государства и права немного найдется таких, которые вызывали бы столь яростные споры их приверженцев и противников, доброжелателей и радикальных критиков, как политические идеи знаменитого итальянского мыслителя Никколо Макиавелли (1469—1527). Большой знаток античной литературы, дипломат и политик (в частности, 14 лет занимал пост секретаря Флорентийской республики), он вошел в историю политико-юридической мысли как автор ряда замечательных трудов: «Государь» (1513), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1519), «История Флоренции» (первое издание — 1532) и др.

Исследователи согласны в том, что творческое наследие Макиавелли по своему духовному содержанию весьма противоречиво. Объяснение этому ищут в характере самой личности писателя, во влиянии на него драматически сложной эпохи, современником и вдумчивым аналитиком которой он был. Отмечают его пламенную любовь к отечеству, тяжко страдавшему от внутренних междоусобиц, неистовства мелких тиранов, вмешательства церкви в светские дела, вторжений иноземных держав. Также не без оснований подчеркивают его симпатии республиканскому строю, отдельным демократическим институтам.

По иронии судьбы вышло так, что отмеченные сейчас (и иные подобные им) особенности Макиавелли как практического деятеля и политического писателя запечатлелись главным образом в «Рассуждениях. », «Истории Флоренции» и в некоторых других его произведениях. Однако наибольший след в развитии мировой политической мысли оставили, конечно, не они, а макиавеллиевский «Государь». Но в нем-то как раз республикански-демократические мотивы, гражданско-гуманистические ноты звучат максимально приглушенно (если звучат вообще). Тут нет ничего удивительного. Макиавелли писал его вовсе не для прославления демократических и республиканских ценностей, не для апологии права и гуманизма.

«Государь» при первом ознакомлении с ним предстает трактатом (скромным по объему) о роли, месте и значении правителя, главы государства в Италии и Европе XVI в. Более внимательное его изучение показывает: в человеческих качествах и поведении государя Макиавелли на свой лад раскрывает черты, закономерности политической деятельности персонифицированного в нем (т. е. в правителе) самого государства. В этой установке на выявление природы государства, а не в составлении портрета нужного стране правителя и даче ему советов, приспособленных к злобе дня, заключается глубокий концептуальный смысл книги. Дальше разговор будет идти в основном о ней.

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства основывается на религиозном индифферентизме. Автор практически исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств, а главный авторитет для него — опыт истории. Трактовка политики отделяется, таким образом, от теологии, религиозная аргументация устраняется из государство ведения. Макиавелли постулирует новый, по существу не известный ни античным писателям, ни мыслителям Средневековья закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле Божьей, не по прихоти или фантазии людей, но совершаются объективно, под воздействием «действительного хода вещей, а не воображаемого».

Постулат самостоятельной трактовки политики, принятый Макиавелли, побудил его отъединить государствоведение не только от теологии. Это же он делает по отношению к этике. С его точки зрения, неуместно, нереалистично осмысливать и решать политические проблемы, находясь в кругу моральных критериев и суждений, ибо власть, политика, технология политического господства (им в первую очередь посвящен «Государь») — изначально явления внеморального плана.

Автор «Государя» мало озабочен решением этических вопросов. Главное для него ввшснить: «какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними». Прежде всего, полагает Макиавелли, созданием прочного фундамента власти. Власть государя «должна покоиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах. служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы». Логично, что у Макиавелли опора законов (так же, как опора государственной власти) — армия, вооруженная сила. О праве, справедливости и т. п. речи нет.

Есть ряд политических приемов, с помощью которых государь в состоянии достичь высшей своей цели. Государь, «если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра». Чтобы удержаться у власти, благоразумный государь не станет пренебрегать теми пороками, которые на деле обеспечивают ему благополучие и безопасность. Не грех государю «ради сохранения государства» пойти против своего же слова. Поскольку о действиях всех людей заключают по результатам, «пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу». Надо заимствовать из истории все наилучшее и наиболее достойное для сохранения государства. Государственная власть должна быть твердой и решительной; содействовать этому призвано — помимо всех прочих мер — ее прославление и возвеличивание. Для Макиавелли самосохранение и упрочение политической власти практически любой ценой есть доминирующий интерес государственности.

Государство (введение самого термина stato, т. е. «государство», в политическую науку Нового времени связывают с Макиавелли) выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц; другими словами — то, что современным языком можно было бы назвать центральной администрацией. Этому аппарату, а вернее, конечно, государю, распоряжающемуся им, принадлежит публичная власть — право командовать государством, страной по своему усмотрению. Государь не должен допускать того, чтобы политическая власть в стране находилась еще в чьих-то руках; он обязан концентрировать ее всю только у себя.

Симпатии свои Макиавелли отдает тем единолично управляемым государствам, «где государь правит в окружении слуг, которые милостью и соизволением его поставлены на высшие должности, помогают ему управлять государством».Управляя с помощью слуг, государь «обладает большей властью, так как подданные по всей стране знают лишь одного властелина; если же повинуются его слугам, то лишь как чиновникам и должностным лицам, не питая к ним никакой привязанности». Государь просто поручает своим чиновникам и должностным лицам практическое выполнение его (и только его) воли.

Макиавелли отрицательно относится к тому, чтобы государь, принимая решения, был ограничен чьей-либо волей, испытывал давление постороннего интереса. Суть власти, самодержавия государя в том и заключается, что все в государстве определяется лишь его собственным усмотрением. Отсюда возражения итальянского мыслителя против наличия властных полномочий не только у чиновников и должностных лиц, получивших свои посты из рук государя, но также у баронов и магистратов.

Совершенно чуждо Макиавелли (будем помнить, что речь идет о «Государе») и представление о народе как о носителе, источнике верховной власти. Ни слова нет о правах народа на управление государством, даже на минимальное его подключение к самостоятельному отправлению государственных дел. В политической сфере народу надлежит быть пассивной массой, превращаемой всевозможными манипуляциями со стороны государей в удобный и послушный объект государственной власти.

В «Государе» мало говорится о деятельности правителя, обращенной непосредственно к потребностям и интересам самих управляемых (народа, знати, войска и проч.). По отношению к управляемым Макиавелли советует государю выступать главным образом в облике опекуна народа. При этом правителю следует пребывать в убеждении, что знать — честолюбива, а народ — необузданная масса. Ему следует хорошо помнить, что в мире нет ничего, кроме черни, которая прельщается внешними эффектами и успехом. Умелый государь занимается наведением в стране (городе) порядка, исключающего совершение преступлений должностными и частными лицами. Он ограждает подданных от грабежа чиновников, предоставляет обиженным возможность взывать к его (государя) суду. Плох тот правитель, который не столько опекает своих подданных, сколько обирает их, который не ищет путей их умиротворения. Обеспечивая спокойствие в стране, государь тем самым повышает авторитет верховной (т. е. своей) власти.

Набор благодеяний, идущих от государства к подданным, узок: военные и полицейско-охранительные меры (обеспечение внешней безопасности, устранение внутреннего беспорядка), покровительство ремеслам, земледелию и торговле — вот почти и все. В этом наборе нет, например, места такому благодеянию, как предоставление подданным гарантированных прав и свобод, особенно политических. «Государь» на сей счет занимает, в общем, позицию умолчания. Она не случайна.

Там, где жизнь людей направляется приказом, где ими командуют, с правами и свободами подвластных одни только хлопоты. Кроме того, сам Макиавелли склонен считать, что подданные не очень уж заинтересованы в обладании такими правами и свободами. Людей волнует не их отсутствие, а прежде всего возможность сохранять в неприкосновенности свою собственность. Они в состоянии, думает Макиавелли, смириться с утратой свободы, престижа, власти (влияния), но никогда и никому не простят потерю имущества.

Опекая подданных, воздерживаясь (при отсутствии экстраординарных обстоятельств) от «притеснения» народа, государю одновременно нужно совершать все свои действия, адресуемые подданным и рассчитанные на их восприятие именно как благодеяния. Обычно люди не надеются получить от государства что-либо полезное, хорошее для себя. Поэтому, когда они видят «добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям». В отличие от обид, которые, по Макиавелли, надо наносить разом, благодеяние разумно оказывать малыми порциями, чтобы оно длилось дольше и чтобы подданные ощутили его как можно полней, лучше.

Макиавелли прекрасно сознает, что непременным условием осуществления политической власти в видах, угодных государю, является согласие с ней подданных. Он буквально заклинает правителя ни в коем случае не навлекать на себя их антипатии: «презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться». Завоевывать расположение народа — вот его задача. Ему надлежит «принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в нем. Если люди отчуждаются от него, то в таком случае оказывается обреченным и народ — он ввергается в пучину анархии, беспорядка.

Каким образом добиться от подданных того, чтобы они действовали соответственно воле государя и чтобы его власть в стране (городе) осуществлялась нормально? По Макиавелли, такая власть осуществляется нормально, если подданные полностью повинуются государю. Есть два способа достижения повиновения. Первый — любовь к государю. Второй — страх перед ним. Что эффективней и надежней? С точки зрения Макиавелли, лучше всего, разумеется, «когда боятся и любят одновременно, однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбирать «страх» и поддерживать его «угрозой наказания, которой невозможно пренебречь».

Делая выбор в пользу страха как такого состояния, которое вернее всего гарантирует государству (государю) покорность его подданных, Макиавелли руководствуется одной из основных аксиом своей политической философии — аксиомой об исконной, от их асоциальной, антиобщественной природы идущей порочности людей — существ эгоистичных и злобных. О людях в целом, убежден автор «Государя», «можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечет нажива». Столетие спустя макиавеллневскую идею асоциальной сущности человека воспримет и разовьет Т. Гоббс.

В «Государе» от угрозы наказания, поддерживающей в людях страх перед государством, до самого наказания, расправы расстояние почти незаметное. Правитель, чтобы заставить своих подданных безропотно повиноваться ему, не должен пренебрегать самыми суровыми, нещадными карами. Жестокость допустима не только в военное, но и в мирное время. Например, людей, причисляемых к врагам государственной власти, опасных для нее, государь волен просто уничтожать. Опасаться ответственности ему нечего. Государи находятся вне юрисдикции суда: с государей «в суде не спросишь». Их решения, касающиеся частных дел подданных, должны быть бесповоротными. Вообще подданным нужно постоянно давать чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

Эту непререкаемость может сообщить государственной власти только верховная воля, единая и ни от кого не зависящая, господствующая над всем безгранично и безусловно. Лишь такая воля способна обеспечивать само существование государства, его могущество и порядок в стране. В словаре Макиавелли нет понятия «государственный суверенитет». Однако его представления о свойствах, которыми должна обладать государственная власть, показывают, что фактически он совсем близко подошел к формулированию данного понятия — одного из важнейших для науки о государстве, для характеристики природы государства.

Гуманистический дух эпохи Возрождения, каким его наследовал европейский XVI в., «Государя» едва коснулся. В этом труде доминирует, как нам уже известно, отнюдь не превознесение высокого достоинства человеческой личности, создающей и творящей самое себя. Нет в нем апологии свободной воли, направленной к добру и общему благу; нет рассуждений о призвании индивида к гражданско-нравственной деятельности на поприще политики. В фокусе этого макиавеллиевского сочинения — идеальный правитель и технология его властвования. Прообразом же подобного правителя выступает Цезарь Борджиа (Чезаре Борджа) — поистине сатанинский злодей, в котором автор хотел видеть великого государственного мужа, объединителя Италии.

Отмеченный разлад Макиавелли с гуманизмом проистекает не из своеобразных личных симпатий и антипатий флорентийца. Глубинные истоки этого диссонанса лежат в трагическом несовпадении (а зачастую в открытом конфликте) двух качественно отличных друг от друга измерений, двух разных способов социального бытия: этического и политического. У каждого из них свои собственные критерии: «добро» — «зло» у первого, «польза» — «вред» («выигрыш» — «проигрыш») у второго. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

40. Воззрения Макиавелли на методы и средства политики

40. Воззрения Макиавелли на методы и средства политики Среди первых политико-правовых теоретиков нового времени наиболее выделяется итальянский государственный деятель Николо Макиавелли (1469–1527), автор следующих трактатов: «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия»,

41. Воззрения Макиавелли на право и государство

41. Воззрения Макиавелли на право и государство Макиавелли считал образцом государства античную республику (Афины или Рим), целью нормального государства он видел обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек свободно пользовался своим имуществом, не страшился за жен и

42. Макиавелли о соотношении политики и религии

42. Макиавелли о соотношении политики и религии В политико-правовой идеологии Нового времени сочинения Макиавелли занимают особое место. Его политическое учение свободно от теологии; основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств

43. Воззрения Макиавелли на единовластие

43. Воззрения Макиавелли на единовластие Макиавелли видел идеальное государственное устройство в демократической республике, но он был реалистом и понимал, что в современной ему Италии такой идеал недостижим. Почву для идеального государства следует готовить точными и

§ 6. Проблемы толкования закона и права в переходный период (Флоренция, XVI в., Н. Макиавелли)

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ

17 УЧЕНИЕ О ПОЛИТИКЕ Н. МАКИАВЕЛЛИ Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения Макиавели: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др. Макиавелли говорит о наличии объективной

16. Учение о политике Н. Макиавелли

16. Учение о политике Н. Макиавелли Николо Макиавелли (1469–1527) – мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки.Автор трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».Основной вопрос философии Макиавелли:

Николо Макиавелли (1469–1527)–мыслитель эпохи Возрождения, основатель новой, буржуазной политической науки.Автор трудов: «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «История Флоренции».

Основной вопрос философии Макиавелли:«какими способами государи могут управлять государствами и удерживать власть над ними».

Мировоззренческая позиция Макиавелли при рассмотрении им вопросов политики, государства– позиция религиозного индифферентизма.

1. Религия рассматривается главным образом с точки зрения служения государственным, политическим интересам, сплочения народа и воспитания активных участников политической жизни.

2. Догматы религии рассматриваются лишь с точки зрения полезности для общества через призму республиканских идеалов. Религия и Бог, заявляет он, изобретены умными людьми для того, чтобы убедить простой народ в полезности установленного строя. Для Макиавелли важно не столько действительное существо вероучения, сколько то, как люди его истолковывают и используют: для воспитания рабской приниженности или для формирования высоких качеств свободного гражданина.

Отношение Н. Макиавелли к государству и праву:

Государство –выступает монополистом публично-властных прерогатив. Оно трактуется в «Государе» преимущественно в значении аппарата, управляющего подданными, народом, обществом. Такой государственный аппарат включает в себя государя и его министров, чиновников, советников, прочих должностных лиц.

Макиавелли исключает религиозную точку зрения из арсенала своих объяснительных средств. Главный авторитет для него – опыт истории.

Трактовка политики отделяется таким образом от теологии, религиозная аргументация устраняется из государствоведения.

Макиавелли постулирует новый закон: политические события, изменения в государстве, смена его форм происходят не по воле божьей, не по прихоти иди фантазии людей, но совершаются объективно, под «воздействием действительного хода вещей, а не воображаемого».

Формы государства Н. Макиавелли рассматривает в зависимости от числа правящих лиц и выделяет:

1. Единовластие– является результатом того, что власть неспособна сдержать народ собственными силами с помощью чисто аристократических учреждений. В свою очередь народ в чрезвычайных обстоятельств для сокрушения знати также взывает к диктатору.

2. Правление немногих.

3. Правление всего народа.

Установление каждой из этих форм есть результат определенного соотношения сил, участвующих в борьбе за власть.

Насколько единоличная диктатура, по Макиавелли, необходима в чрезвычайных обстоятельствах, настолько она вредна при обычном течении дел. Абсолютная власть очень быстро развращает как правящих, так и управляемых. А при монархе слабом и злобном государству грозит гибель. Успешное развитие преобразованного государства связано с республикой.

При республиканской форме государство становится прочным и стабильным. Республика обеспечивает свободу и гражданское равенство. Только свободное государство может достичь величия и могущества, ибо оно основано на общем благе, а не на частной выгоде правителя и привилегированного сословия.

Читайте также: