Люк в полу буханки

Обновлено: 06.05.2024

В наш информационный век трудно найти такую загадку, на которую всемогущий интернет не давал бы исчерпывающего ответа. Трудно, да не невозможно! Интернет можно сравнить со Вселенной, бесконечной и огромной, однако не лишённой доселе неизведанных объектов.

Примером такой неизведанной Чёрной дыры является распространённая загадка "Запорожца". Суть её заключается в том, что никто не знает точного назначения прямоугольного лючка, расположенного в днище кузова под ногами пассажира автомобиля ЗАЗ-968.

Проштудировав километры форумов и литературу по устройству и эксплуатации автомобиля, я собрал для вас несколько наиболее реалистичных версий, объясняющих наличие этой особенности!

Версия №1. Отверстие для воды и мусора

"При езде в сильный дождь или по глубоким лужам, а также при мытье из шланга с большим напором в кузов может попасть вода"

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Для того, чтобы избежать быстрой коррозии поверхности пола, в нём предусмотрены т.н. сливные отверстия, которые закрываются резиновыми пробками.

На фотографии вы можете заметить, что под лючком пассажира есть похожее посадочное место, где мог бы расположиться лючок водителя. Оказывается, в зависимости от года выпуска "Запорожца", под ногами водителя тоже может находиться такой лючок.

Первая версия гласит, что эти большие прямоугольные отверстия могут служить как для быстрого слива большого количества воды (если малые отверстия не справляются), так и для того, чтобы смахивать туда накопившиеся под ковриком песок, грязь и другой мусор.

Однако в руководстве по эксплуатации ничего подобного найти не удалось. Кроме того, тяжело объяснить, почему же в некоторых версиях лючок имеется только у пассажира, ведь водительская сторона пачкается быстрее.

Версия №2. Отверстие для слива грунта на заводе

Все видимые поверхности кузова снаружи и внутри салона кузова фосфатированы, грунтованы грунтом, грутшпаклёвкой и окрашены двумя слоями синтетической эмали.

© ЗАЗ 968. Руководство по эксплуатации

Многие владельцы "Запорожцев" на форумах утверждают, что грунтование кузова автомобиля производилось методом его окунания в ванну с грунтом.

Согласно этой версии, лючок под ногами необходим для быстрого слива лишнего грунта из кузова автомобиля, покинувшего ванну. Грунт, мол, более вязок, чем вода, а значит через малые сливные отверстия стекать он будет долго.

Немного переплетается с первой версией, но тут необходимость в таком отверстии проявляется лишь в стенах завода.

Версия №3. Отверстие для комфортной зимней рыбалки.

Стоит сказать, что это самая распространённая версия на просторах интернета! Удивительно, что распространил эту информацию англичанин Джереми Кларксон — один из ведущих знаменитого шоу об автомобилях "Top Gear".

Этот замечательный отрывок я рекомендую каждому посмотреть!

Ну а для тех, кто видео смотреть не хочет, расскажу кратко. Отверстие предназначено для того, чтобы зимой заехать на "Запорожце" на замёрзший водоём, пробурить лунку и рыбачить через лючок в полу, сидя в машине.

"Такого даже в Майбахе нет!" — удивился англичанин в шутку. Не факт, что и это предназначение отверстия в полу ЗАЗа не являлось шуткой, ведь телешоу носит ярко выраженный юмористический характер.

Сомневаюсь, что через такое небольшое отверстие удобно ловить рыбу, хотя и утверждать не могу, т.к. сам я не рыбак и зимней ловлей никогда не занимался.

Шуточные версии

Отверстие необходимо для того, чтобы:

  • справлять через него нужду в пробках;
  • останавливать "Запорожец" с помощью лома;
  • покидать через него подбитый "Запорожец".

Теперь я предлагаю вам сделать оценку представленных версий и написать в комментариях, к какому варианту склоняетесь именно вы. Ну или предложите свой вариант использования лючка в днище ЗАЗ 968!


Добрый день всем!
Ну про установку простого люка от Газели я писать не стану — там все тривиально.


А вот про электролюк от какой-нибудь иномарки остановлюсь немножко


Сразу скажу что люк надо искать с куском крыши вокруг проема
Иначе сам нижняя корзина без верхней рамки будет просто бесполезна
Нижняя корзина первично крепится именно к этой части
Разметку люка в салоне я обычно начинаю от первой от водителя поперечины крыши



Вторую поперечину надо удалять, третью в зависимости от габаритов люка
Далее нужно соединить усилителями из квадратной трубы 30х30 мм срезанные поперечины потолка с соседними целыми, и прихватить через электрозаклепки сверху



Далее размечаем расположение верхней рамки люка, чтоб она лежала внахлест (я так делаю)
и приварить ее




после этого нижнюю корзину уже можно цеплять к этой рамке снизу.

Остается только задний хвост корзины прицепить на самодельный крепеж — тут уж кто на что горазд, советовать ничего не стану

Сама нижняя корзина люка имеет по углам сливы воды, которая попадает во время дождя, от сливов как то надо протянуть трубки до пола, у меня они идут вдоль вертикальных стоек под обшивкой

Ниже представлены фотографии процесса установки двух люков - ЮМК-320 и Стандарт - в УАЗ 3962, или, попросту говоря, в буханку.

Отличительной особенностью конкретно этого автомобиля (а не всех буханок) является полное отсутствие обшивки потолка. В этом есть свои преимущества и недостатки. Преимущества: видно все внутренности крыши (ребра жесткости, самое главное) и при установке можно не бояться повредить обшивку, так как ее нет. Недостаток - фактически отсутствие пакета крыши и, в связи с этим, трудности в установке декоративной облицовки для ЮМК-320 и нижней рамки для ВЛ Стандарт. Но если установка облицовки для ЮМК-320 не влияет на установку люка и ее можно отложить на потом (что мы и сделали), то Стандарт без нижней рамки невозможно установить. Как мы решили эту проблему смотрите ниже.

ЮМК-320 будем ставить напротив боковой двери, между двумя ребрами жесткости с усилителями. Но между ними проходит выштампованное ребро без усилителя.





Вымеряем равные расстояния между ребрами и с боков:




Обводим рамку карандашом:




Теперь высверливаем отверстие для ножниц:


Так как к ребру ножницами не подлезешь, сверлим еще одно отверстие в другой половине:


Расширяем под электроножницы:




Ребро приходится резать болгаркой:


Получаются вот такие прорези с двух сторон:


Теперь вырезаем отверстие с одной стороны от ребра:



И с другой стороны:


Отверстие есть. Теперь примеряем рамку. Она должна нижней частью пройти в отверстие и лечь полкой на крышу. Если не проходит, то аккуратно увеличиваем отверстие в крыше.



Рамка легла. Все хорошо. Немного напрягает выштамповка, но это не проблема.


Сверлим отверстия под заклепки.



Все. Крыша готова принять люк.


Наносим герметик в канавку снизу полки:


Ставим рамку на место:


Закрепляем рамку люка к крыше УАЗа заклепками.



Ребро деформирует крышу, оттягивает вниз. Поэтому возле ребра один прижимает люк к крыше, а второй клепает.


Ну вот и все. Рамка закреплена. Очищаем инструмент от попавшего герметика.


Остается разобраться с выштамповкой:




Почти все готово. Осталось только вставить крышку:


А вот и она. Все! Облицовку в данном случае поставить все-таки можно (т.к. она крепится к рамке люка), но не нужно, т.к. она должна поджимать потолочную обшивку, а здесь ее пока нет.



Теперь начинаем установку Стандарта.

Стандарт будем ставить сюда, над водительскими сиденьями:


Здесь нам мешают: лючок, плафон и ребро жесткости.

Первым делом вырезаем лючок:


Дальше отрезаем усилитель в тех местах где будем резать ножницами, чтоб не мешал. Можно его и совсем убрать.



Накладываем шаблон для выреза.









Теперь надо клеить уплотнитель люка. Так как здесь потолка нет, то будем использовать 2 уплотнителя, склеив их между собой. Одного уплотнителя здесь не хватит для надежной фиксации люка.

Ещё прошлой осенью врезал в крышу Буханочки лучший по мнению многих люк для УАЗ — вентиляционно-аварийный люк от автобуса ПАЗ. Знаю, многие хотят такой, но боятся устанавливать своими руками. Слыханное ли дело — вырезать в крыше такую здоровенную дырень!

люк на уаз буханка

Обычно для проветривания Буханки ставят универсальный люк от Газели. Все такой видели в маршрутке, что-то типа такого. Но я пошёл дальше.

Почему?

Газелевский люк мне показался маловат. Да, для проветривания он может быть и не плох. Но он совершенно не даёт возможность вылезти на крышу.

Зачем?

Вылезти на крышу бывает иногда надо. Например, требуется быстренько сделать одну-две фотографии, а потом снова дубасить по летней степи. Например, требуется срочно покинуть автомобиль, стремительно уходящий под лёд. Надеюсь, что это мне не грозит, но пусть уж лучше будет в потолке ещё одна дверь.

Сама установка люка в уаз очень простая и даже в чём-то интересная. Согласитесь, не каждый день приходится выпиливать в крыше любимого автомобильчика проём чуть ли не в квадратный метр. Некоторые под антенну-то боятся отверстие просверлить…

Шаг первый. Надо где-то достать сам люк. От автобуса нам нужна одна крышка и фурнитура (справа). Рамку (слева) надо сделать самому или купить у рукастых чуваков. Я париться не стал — купил готовый комплект.

люк от пазика для уаз

Шаг второй. Выбираем место для установки. Для того, чтобы поймать центр крыши очень помогает швейный метр. Поройтесь в барахле у жены, точно найдёте.

люк для уаз, установка
врезка люка в уаз
примерка люка к крыше

Тут многие скажут, что я неправильно выбрал место. Мол, люк в УАЗ-ик надо врезать в центре, чтобы можно было охотиться из машины. Типа, машина аккуратно едет по угодьям, а два охотника из салона высунулись в люк и стреляют дуплетами гусей. Гуси, разумеется, обязаны падать в тот же самый люк.

Отвечаю, это не мой вариант. Во-первых, я не охочусь. Сожрать что-нибудь добытое люблю, а сам не добываю, ленюсь. Во-вторых, охота с транспортных средств запрещена. Нельзя ехать на УАЗике и из люка долбить гусей с косулями. Так делать плохо. В-третьих, люк мне нужен в зоне доступа, а не где-то там в салоне.

Короче, ровно над капотом — самое место.

Говорят, что набегающим потоком сквозняка от такого козырного дефлектора водителю обязательно оторвёт уши и порвёт щёки, но это надо проверять.

Шаг третий. Разметка отверстия. Стараясь не дышать и не сдвинуть люк, который всем гаражным кооперативом выставляли ровно-ровно, обводим контур маркером. Затем, попросив у машинки прощенья, сверлим вход для лобзика.

Обратной дороги нет.

врезка люка в крышу

Десять минут орудуем лобзиком и болгаркой. Десять минут успокаиваем себя, что дело затеяно не зря, а люк выставлен ровно.

Готово! Теперь можно гордо высунуться из машины в полный рост. Это гораздо лучше, чем просто приоткрыть универсальный люк от газели.

… стоишь гордо, доминируешь…

уаз буханка с люком для охоты

Дальше дело техники. Прикладываем рамку, радуемся, что всё совпадает. Сверлим отверстия для крепления рамки.

Немного наживляем гайки, а под рамку наталкиваем полиуретанового шовного герметика.

использование шовного герметика

Тут лучше работать с напарником. Один стирает излишки стремительно засыхающего герметика. Другой в темпе вальса протягивает гайки. Если вы по моему совету озадачивались герметизацией швов кузова — проблем не будет, герметик вам покорится.

Получается как-то так. Красиво, да?

Самое сложное сделали. Осталось вообще чуть-чуть. Надеваем на рамку уплотнитель.

удобный люк для уаз
лучший люк для уаз

Прикручиваем кронштейны люка.

люк на буханку от автобуса

Готово! Теперь у вас машина с люком. Можете немного приоткрыть — пойдёт забортный воздух. Можете откинуть полностью и вылезти на крышу.

люк от пазика на уаз
люк для уаз полного открывания

Только вот лазить по крыше категорически не рекомендуется. В процессе врезания люка мы удалили один нормальный усилитель, который хоть как-то соединялся с остальным кузовом, и один ненормальный, который держался на одной точке сварки и вообще ни к чему не крепился.

Надо усиливать у буханки крышу.

Технология снова не сложная. Из квадрат-трубы делаем усилитель, повторяющий в меру сил профиль крыши. Две штуки. До люка и после люка. Хуже не будет.

усилитель крыши уаз буханка

Поджимаем усилители к крыше чем-нибудь гидравлическим…

как усилить крышу уаз

… а потом полуавтоматиком прихватываем. Для начала привариваем сам усилитель к крыше. Да, краска в местах сварки немножко обгорит. Надо будет взять краски и замазать.

Потом свариваем точками сами усилители. Без этого жесткости у них совсем не будет, мы же три стороны из четырёх разрезали.

В места неплотного прилегания усилителя к крыше наталкиваем кузовного герметика. Вибраций будет меньше, а жесткости чуть больше.

усилитель крыши уаз 452 буханка
усилитель крыши уаз буханка, фермер 452

Получается какая-то такая картина. Люк, усилители крыши, сварка и герметик. На геометрию не обращаем внимания, это так телефон панорамы снимает.

уаз буханка с люком

Для крепления облицовки вырезаем по контуру рамки специальные плашки. Про них мы ещё поговорим, когда будем монтировать потолок.

облицовка люка автомобиля
окантовка люка уаз

По уровню этих самых плашек чуть-чуть обрезаем рамку. Зачем она так сильно торчит, это же опасно для головы. Снова берем в руки лобзик и болгарку.

установка люка в крышу своими руками

Чтобы ничего нигде никак не тёрлось — проклеиваем стык люка с плашками маделином.

самостоятельная установка люка в крышу

Ну всё, теперь, если не брать в расчёт монтаж обшивки потолка, самый правильный люк для уаз-ика установлен.

У машины сразу появился оригинальный внешний вид.

Путешественник Алексей Бычков
уаз буханка с люком

Кроме того, люк шикарно борется с жарой. Открыл и кайфуешь.

Вопреки предостережениям, набегающий поток воздуха не оторвал мне уши. Воздух как-то хитро стелется вдоль потолка, а вниз не идёт. Такая хитрая аэродинамика.

В прошедшую зиму я успел опробовать всю конструкцию на прочность. Машина перевернулась на крышу, а повреждений почти не получила. Усилители отработали на славу. Чуть-чуть выдавил их обратно тем же самым домкратом.

ДТП на машине с люком

Ну что, решились? Будете тоже люк ставить? Только запомните, лучший люк для УАЗ-ика — от ПАЗика. Самый удобный и воистину огромный!


01.10.1960 на запорожском предприятии "Коммунар" была выпущена первая машина ЗАЗ-965. Через много лет после этого предприятие переименовали, появились новые модели, а в девяностые годы их изготовление прекратилось. Однако эта своеобразная бюджетная машина, наверное, и сейчас известна многим жителям стран бывшего СССР.


Вот семь интересных фактов об авто "Запорожец".


Удобство ремонта

Можно было быстро и просто устранить многие неисправности. К примеру, лобовое и заднее стекла являлись одинаковыми и если повреждено лобовое, была возможность временно поставить на его место заднее стекло.

Экспортные модели

Подобно прочим автозаводам Советского Союза, Запорожский автомобильный завод производил модели для экспорта в некоторые страны. Был и вариант автомобиля с правым рулем.

Автомобиль для инвалидов

Сейчас у многих эта машина ассоциируется в основном с "инвалидками" - особыми версиями для людей, которые имеют ограниченные возможности. В 80-х годах автомобили, которые производил Запорожский автозавод, значительно устарели и стали непопулярными. Но в Советском Союзе только два предприятия производили машины для инвалидов: мотоколяски завода в Серпухове сильно уступали "Запорожцам" по всем параметрам, потому "Запорожец" тогда занял именно эту узкую нишу.

Низкая цена

Первый "Запорожец" имел стоимость вдвое меньше самого дешевого авто марки ВАЗ и втрое меньше, чем автомобиль "Волга". Его цена составляла 1800 руб., что было равно цене 1000 бутылок водки. При средней заработной плате в Советском Союзе в начале шестидесятых годов на этот автомобиль возможно было накопить за 1,5-2 года (если откладывать на это всю зарплату).

Опережая время

Один прототип автомобиля, который был разработан в пятидесятых годах и назывался "Белка", обладал интересной особенностью: он не имел дверей, вместо них имелась передняя часть кузова, которая откидывалась. Этот вариант посчитали небезопасным и отвергли. Но в наше время он используется в некоторых концепт-карах.

Люк в полу

В полу, перед пассажирским сиденьем, у модели ЗАЗ-968 был небольшой люк прямоугольной формы.


В одной из программ Top Gear ее ведущий Д. Кларксон сказал, что он нужен для рыбалки: когда автомобиль можно остановить на льду пруда, озера, водохранилища или реки, то через эту дыру в полу можно сделать лунку и рыбачить, не выходя из авто. Однако есть и другие версии.


Насколько я помню, в модели ЗАЗ-968М такого люка не было.

Прозвища

Все модели автомобиля «Запорожец» имели прозвища: ЗАЗ-965 называли "горбатым", ЗАЗ-966 - "ушастым", а ЗАЗ-968М - "мыльницей".

Читайте также: