Лужники вид с крыши

Обновлено: 05.05.2024

Уникальный экскурсионный маршрут открылся сегодня на стадионе «Лужники»: посетители смогут увидеть город с высоты 57 метров, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

«Впервые в истории «Лужников» для всех желающих открывается с мотровая площадка на крыше Большой спортивной арены. Посетители смогут получить захватывающие впечатления от обзора с высоты птичьего полета и потрясающих видов города», – сказал М. Хуснуллин.

Заммэра отметил, что такая практика имеет успешный опыт применения в городах мира.

«Подобный проект был реализован, успешно функционирует и пользуется огромным успехом на олимпийском стадионе в Мюнхене», – пояснил он.

Прогуляться по крыше арены можно по субботам и воскресеньям, записываться надо на официальном сайте спорткомплекса. Группы будут из 10-15 человек в возрасте от 16 лет. Экскурсия обойдется в 1100 руб. Рекомендуется надевать брюки (джинсы) и кроссовки.

Глава Стройкомплекса подчеркнул, что после Чемпионата мира по футболу-2018 в столице новые спортивные объекты высоко востребованы и доступны для москвичей.

«Спортивные объекты, построенные к мундиалю, стали точками притяжения для жителей города. Например, в «Лужниках» формируется спортивный кластер, где строятся бассейн, теннисный клуб, Центр художественной гимнастики, ледовая арена и другие объекты. Уже открыта канатная дорога и благоустроена набережная», – добавил М. Хуснуллин.

Корреспондент портала Стройкомплекса одним из первых протестировал экстрим-маршрут по крыше главной спортивной арены страны. Рассказываем о безопасности, организации и показываем то, что можно увидеть с новой смотровой площадки Москвы.

Стадион «Лужники»: экстрим на крыше и зиплайн «Полет Ласточки»

Для безопасности посетителей разработана специальная страховочная система, это адаптированный аналог страховки для верхолазов – Petzl.

СПЕЦПРОЕКТ: как изменились «Лужники» после реконструкции

С высоты птичьего полета вы увидите МГУ, Новодевичий монастырь, небоскребы «Москва-Сити», знаменитые «золотые мозги» – здание Президиума Российской академии наук, храм Христа Спасителя.

Также в «Лужниках» заработает зиплайн «Полет Ласточки». В пятницу, 24 мая, началось тестирование.

Зиплайн – это спуск с использованием сил гравитации по стальному канату с отрывом от земли, по воздуху. Любой желающий сможет спуститься из-под крыши Большой спортивной арены по тросу к веревочному парку на территории спорткомплекса. Для этого предусмотрены канатные трассы длиной 180 м с перепадом высот более 24 м. Скорость спуска – 40 км в час.

ЧМ-2018 FIFA

ЧМ-2018 FIFA

Лужники

Лужники

В этом году стадион «Лужники» открыл уникальную возможность для своих посетителей — побывать на его легендарной кровле. Я упускать такую возможность не стал, кто ж не хочет походить по крыше стадиона, который принимал финал чемпионата мира? Правда, попасть туда сразу не получилось, количество билетов очень ограничено, и пускают небольшими группами за раз. Пришлось зарегистрироваться на сайте «Лужников» и ждать, когда «выбросят» билеты. Как только я получил уведомление на электронную почту, сразу купил. Получилось где-то за месяц до.

Какая будет погода в день экскурсии, в конкретное время предугадать было невозможно, ведь в случае неблагоприятных погодных условий экскурсию могут в лучшем случае перенести. Мне, как местному, это не особо критично, тем более в субботу погода была намного хуже погоды в воскресенье, но вот для гостей столицы перенос на другой день может быть реальной проблемой.

Билеты я достал на субботу, 10 августа, на 14:00, и погода поначалу была весьма дождливая. Я уже особо не надеялся, что попаду на крышу, но организаторы призвали приехать в любом случае, так как в случае переноса выхода на крышу на другой день, предлагалась экскурсия внутри самих «Лужников». Но и надежда ещё какая-то была.

Пока ехал до Лужников, дождь всё шёл. Когда встретились с гидом в назначенный час, он сказал, что дождь не настолько сильный, чтобы запретили выходить на крышу. Настроение улучшилось. Кстати, подняться мы должны были на высоту 60 метров.


Перед началом обзора расскажу о кое-каких существенных моментах экскурсии. Маршрут по крыше не проходит по самой кромке, поэтому увидеть с крыши чашу стадиона, к сожалению, не удастся. Будет мешать удлинённый козырёк и то обстоятельство, что вас привяжут к маршруту страховочным тросом.

До выхода на улицу вас поднимут на лифте, но чтобы выйти на прогулочный маршрут, снаружи придётся карабкаться по длинной лестнице. Это довольно серьёзное препятствие для пожилых людей и людей с сердечно-сосудистыми проблемами здоровья.

Как только выйдете на улицу, ваш страховочный трос будет задействован. Идти вы будете друг за другом. И до тех пор, пока вы не вернётесь обратно внутрь стадиона, поменяться с соседом местами вы не сможете. Но об этом вас предупредят.

По приезду на экскурсию надо найти сектор C12. Найти его очень просто, он находится за спиной памятника Ленину. Чуть правее будет служебный ход, возле которого и происходит встреча с гидом.


Дальше вас проведут через металлическую рамку, сумки, рюкзаки на ленту, и начинается сама экскурсия. Сначала вас проведут через технические помещения, покажут поле вблизи, дадут немного времени пофотографироваться.






Дальше вы попадёте в помещение, где стоит макет стадиона. Там вам проведут инструктаж, вы должны будете надеть на себя страховочное снаряжение и расписаться в журнале.


После этого поднимаемся на лифте на шестой этаж и идём под крышей стадиона.






Выходим на верхние ряды.




Как видим, после концертов Metallica и Rammstien поле в ненадлежащем состоянии. Ездить, как в Питере оно не умеет, но и игры здесь проводятся гораздо реже.

Наконец, мы выходим на крышу. Определяем порядок идущих друг за другом, подцепляем страховку.


Дальше надо будет какое-то расстояние пройти по нижней части крыши до лестницы наверх.






Всё выше, и выше, и выше.




Наконец, мы добрались до кругового маршрута.




Некоторое время назад тут был корреспондент Первого канала с передачи «Доброе утро», из-за которого работники стадиона получили по шапке, потому что он полез без страховки смотреть чашу стадиона с края крыши. Отвязывать свой страховочный карабин и отходить от маршрута экскурсантам категорически запрещено!


Вот что вы увидите, если будете смотреть на центральную часть крыши стадиона:


Далее, следуя по маршруту, можно будет увидеть аналогичные лестницы для подъёма на крышу, но для экскурсий выделена только одна такая, так как именно она оборудована страховочной системой.


Наслаждаемся прекрасными видами Москвы. В один момент гид предложил нам отыскать все семь «сталинских» высоток. Можно, конечно, ещё что-нибудь поискать, обзорный вид Москвы достаточно хороший.







Как раз в это время проходил чемпионат Европы по пляжному волейболу. Бедные спортсмены, в этот день с погодой очень не повезло.


А это те самые светодиоды, которые делают вечером крышу стадиона красивой. В каждой лампочке по шесть светодиодов — три белых и три цветных. Сколько их миллионов по всей крыше никто не знает. Были полоски по девять, десять и одиннадцать лампочек на каждой. В одной секции приблизительно десять на десять метров мы насчитали 500 лампочек.




Сделали круг по крыше. Теперь можно оставить там свой след. Если вы пожелаете, вам раздадут маркеры для надписей.


Возвращаемся назад той же лестницей.


Уже на обратном пути вниз по лестнице заметил вот такой технический проход. Всё-таки кусочек стадиона с крыши мне удалось увидеть.



Гуляя в воскресенье по набережной Воробьёвых гор, заметил на крыше стадиона новую экскурсию. Повезло людям с погодой, что и говорить.

Лужники

Лужники

С недавнего времени любой желающий может попасть на крышу главного стадиона России. Для этого необходимо лишь заранее купить билет на экскурсию. Сейчас, правда, все места распроданы на 2 месяца вперед, но дирекция стадиона уже подумывает добавить 4-й дневной сеанс.

Мне удалось купить билет на 4-ю экскурсию, т.е. до нас Москву с крыши увидели только репортеры федеральных каналов и 3 первые группы туристов. Ниже я от первого лица опишу как всё происходило.

Место встречи группы и экскурсовода всегда одно – напротив памятника Ленину. Однако в нашем случае пришлось немного сместиться, т.к. вся территория вокруг Ильича была окружена киношными декорациями. Еще вчера тут снимался фильм Кончаловского про разгон демонстрации в Новочеркасске в 1962-м году.


Демонтаж декораций к фильму Кончаловского.

После того как вся группа (10 человек) собралась, вместе с экскурсоводом мы зашли на стадион. По ходу нам рассказали о реконструкции арены к ЧМ-2018 и показали сохранившиеся первоначальные детали (по сути, это только стены, которые сейчас ничего не держат, крыша опирается на новые колонны).

Я обратил внимание на то, что на колоннах стадиона висят таблички с именами олимпийских чемпионов 80-го года. На мой вопрос про возраст табличек экскурсовод ответить не смог. Но, учитывая, что колонны вокруг стадиона – это новодел 90-х, таблички тоже должны быть относительно свежими.


Сразу после прохода нас повели в зону для прессы. Именно здесь выдают страховочное альпинистское сооружение, знакомят с техникой безопасности и заставляют подписать необходимые документы. По пути мы в первый раз за время экскурсии близко увидели газон стадиона.


В комнате для прессы на большом макете нам рассказали о стадионе и показали, куда именно мы будем подниматься. В этот момент я немного похвастался знаниями и рассказал всем, что для Лужников сделали исключение и разрешили принимать финал на стадионе вместимостью 81 тыс. человек. Все ради сохранения исторического облика, в старые стены невозможно было втиснуть стадион на 85 тыс. зрителей.


Макет стадиона в комнате прессы

После того как все снаряжение было надето и затянуто мы выдвинулись на крышу. На финальном этапе, уже перед самым выходом на крышу нас ждал охранник с самым странным местом работы в городе. Мне показалось это очень забавным. Только представьте, вы сидите несколько часов один на совершенно пустом стадионе и только радио из мобильного телефона как-то скрашивает ваш быт. Смотрите сами.


Охранник около выхода на крышу.

Перед выходом на крышу мы пристегивали свой карабин к специальной страховке, чтобы в случае падения (которое почти невозможно, т.к. падать просто некуда), веревка удержала нас на крыше. Все время на крыше вы передвигаетесь будучи пристегнутым веревкой.

Интересно, что экскурсовод имеет лицензию промышленного альпиниста и может находиться на крыше без страховки.


На самой крыше у нас было примерно полчаса свободного времени. За это время нужно успеть сделать полный круг. Единственное, что не приветствуется – растягиваться. Экскурсовод просил всех быть в поле его видения. Ниже покажу фотографии, сделанные с крыши.


Вид на новый центр художественной гимнастики Винер-Усмановой, в 2019-м году здание было номинировано на главную мировую архитектурную премию


Вид на Москва-Сити


Вид на МГУ и новую канатную дорогу

Самым большим разочарованием является тот факт, что с крыши из-за козырька, закрывающего все зрительные места, не видно футбольное поле.


Вот так выглядит сама прогулка.

Перед спуском с крыши нам разрешили оставить автограф на крыше. Экскурсовод специально дал для этого маркеры. Рядом были записи корреспондентов 1 канала и других первых посетителей.


На выходе с крыши надо было сдать каски.



Ходить нельзя, но приложиться рукой или щекой никто не запретит. А вообще, для посещения стадиона изнутри есть отдельная экскурсия, на ней показывают все подтрибунные помещения, заводят в раздевалки и разрешают посидеть в президентском кресле в ложе.

На этом наша экскурсия закончилась и нас опять проводили в комнату для прессы, где мы сдали страховочное оборудование.


Нас всех сильно впечатлил факт, что на стадионе огромное количество помещений, и все они пронумерованы, это очень упрощает навигацию.


Закончить рассказ хочу загадкой. Вдоль длинных коридоров в зоне прессы по всей длине стены стоят стеллажи. Как думаете, для чего они?

ЧМ-2018 FIFA

ЧМ-2018 FIFA

Cтадион Краснодар

Cтадион Краснодар

ВТБ Арена

Лужники

Лужники

премьер-лига Россия

премьер-лига Россия

Сегодня «Лужники» принимают первый футбольный матч после реконструкции – и если верить фотографиям, там все очень красиво и достойно.

Чтобы узнать, как обновился самый большой стадион России, Владислав Воронин встретился с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, который проектировал обновленные «Лужники» и стадион «Краснодара».


– Несколько лет назад все слышали: к чемпионату мира «Лужники» будут вмещать 89 тысяч человек. Сейчас тут 81 тысяча мест. Почему стадион стал меньше?

– Это долгая, но чуть ли не ключевая история. Получив шанс на проведение ЧМ-2018, Россия действительно взяла обязательство сделать для финала стадион на 89 тысяч человек. Но аналитика быстро показала, что столько мест при существующем положении там сделать невозможно – такая вместимость привела бы к сносу «Лужников».

– Почему?

– ФИФА регламентирует ширину ряда, ширину обычного места, количество телевизионных позиций, количество вип-кресел, которые занимают больше места, чем обычные. Если сложить все требования и посмотреть на габариты чаши, то получится, что мы использовали весь доступный объем. А на 89 тысяч мест объема бы просто не хватило.

Мы максимально подвели зрительские места под кровлю, выше двигаться уже просто невозможно. Поднявшись на верхний ряд, вы поймете, что конструкция кровли находится прямо над головой. Если бы мы разметили еще один ряд, то среднестатистический человек даже не смог бы встать с места. Или другой показатель: первые ряды верхнего яруса нависают над скайбоксами так, чтобы из ложи было видно только поле. В идеале для максимального комфорта всех зрителей нужно было бы снять 3 ряда с верхнего яруса.

Более того, чтобы разместить 81 тысячу мест, мы даже увеличили объем воздуха, который помещается в чаше. Это получилось за счет того, что мы опустили поле на полметра – глубже тоже уже нельзя, потому что рядом река, грунтовые воды.

Кстати, после чемпионата мира стадион будет более вместительным, потому что мы уберем ряд мест под телевидение, журналистов и вип-зоны. Понятно, что раньше в «Лужниках» могли разместиться и 100 тысяч человек (раньше тут стояли просто скамейки, люди сидели плотнее), но это невозможно по современным нормативам – по безопасности, ширине мест и так далее. И даже после реконструкции 1996 года «Лужники» не удовлетворяли тогдашним требованиям ФИФА для финала чемпионата мира. Если бы Россия получила ЧМ-1998 или ЧМ-2002, «Лужники» не смогли бы принять финал. На финал Лиги чемпионов договорились, а для чемпионата мира уже бы не получилось.

– «Лужники» и правда могли снести, чтобы на их месте построить новый огромный стадион?

– Да, был вариант снести стадион и построить заново по мотивам старого. Но с точки зрения людей, которые следят за подлинностью и аутентичностью архитектуры, важно иметь те же стены, которые были возведены изначально, то есть в 1956 году. Это принципиальная позиция по многим параметрам, есть разные документы и хартии, которые определяют, что такое подлинная ценность.

Понятно, что за сносом такого известного стадиона последовал бы взрыв недовольства. Мы в свое время проходили это с «Динамо», даже там был очень большой скандал, и если интерполировать масштаб «Динамо» на «Лужники» – понятно, что здесь все было бы серьезнее.


Сергей Кузнецов – в центре

– И как вы договорились с ФИФА о том, что сносить не надо, а мест лучше сделать меньше?

– Город оценил риски, и мэр Москвы Сергей Собянин обратился к тогдашнему президенту ФИФА Йозефу Блаттеру. Он объяснил, что мы очень хотим провести чемпионат мира, но никак не можем выполнить требования по вместимости. А так как не хочется запятнать чемпионат мира сносом легендарного стадиона – выдвигаем встречное предложение и готовы к переговорам. Мы с руководителем Стройкомплекса Маратом Хуснуллиным летали в Рио-де-Жанейро, где вели переговоры с генеральным секретарем ФИФА Жеромом Вальком. Взяли с собой все расчеты и аналитику, чтобы показать: мы действительно видим, как можно сделать 81 тысячу мест. Тогда нам дали предварительное согласие.

Дальше были три очень интенсивных месяца для рабочей группы, куда вошли правительство Москвы, оргкомитет ЧМ-2018 и представители ФИФА. В итоге была сгенерирована полноценная концепция, которую утвердила ФИФА.

– По сути, реконструкция выглядела так: вы снесли внутренности стадиона (от трибун до помещений под ними), оставили только фасад и крышу, а потом построили все заново. Как это получилось?

– Это сложная реставрационная работа. Дело в том, что на раньше стена была устойчива благодаря старым трибунам – и когда мы их разобрали, пришлось ставить временную металлическую опору, которая поддерживала фасад, пока новая бетонная конструкция не восприняла эту нагрузку. Мы пошли на это, чтобы быть полностью корректными в плане исторического наследия.


– Вы говорили, что избавили фасад от «архитектурных наслоений». Что это значит?

– Со временем стадион менял свой вид – незначительно, но заметно. Например, если вы помните, до реконструкции фасад был остеклен. Остекляли его в несколько этапов, и последняя версия создавалась специально для рынка, что не лезет ни в какие ворота. Чтобы торговцам и покупателям было удобнее, остеклили весь нижний ярус, до этого остекляли верхний.

Мы заменили или привели в порядок керамический материал на фасаде и в итоге вернули стадиону первозданный вид, в котором он задумывался в 1956 году. Изначально это была идея такого Колизея. А как мы знаем, в Колизее ничего не было остеклено – это холодная, неотапливаемая арена.


Трибуны и фасад открыты и продуваемы, но тут нет никакого преступления, это, наоборот, безопаснее по пожарным нормативам – чтобы ветер раздувал возможный дым. Конечно, для болельщиков создаются комфортные условия, но мы понимаем, что футбол – это уличное развлечение. Так мыслят на всех больших стадионах в мире.

– То есть обогрева трибун не будет?

– Здесь есть большие сложности с согласованием. Обогрев трибун делается с газовыми горелками, и сложно согласовать, провести газ для такого количества людей. Можно посетовать на архаичные строительные нормы, но мы даже не заходили на эту историю. Во-первых, в «Лужниках» большое расстояние от обогревателей до трибун – все это выльется в огромные эксплуатационные затраты и расход энергии. Во-вторых, обогрев трибун – не то, за что сильно борются большие стадионы. При походе на стадион люди понимают, что посещают уличное развлечение, тут нет гардероба, чтобы снять верхнюю одежду. Обогрев добавляет комфорта, это хорошая фишка, но если посмотреть на затраты и сравнить с отдачей, то большой проблемы нет. Отказ лежит в области здравого смысла.

– Главное изменение в «Лужниках» – новый наклон трибун. Как вы его сделали?


– Здесь главное – серьезная аналитическая работа. На старом стадионе были места с ограниченной видимостью – не то что футболисты далеко, а просто было видно не все поле, потому что некоторые конструкции загораживали вид. Из 78 тысяч мест на 5 тысячах была ограничена видимость. Сейчас нет ни одного такого места.

Градус наклона поменялся не слишком сильно. Трибуны стали немного круче и существенно ближе к полю – качество обзора улучшилось на порядки. Даже на самом дешевом месте видно табло и всю игру, потому что это главный современный принцип строительства стадионов: видно и слышно должно быть одинаково как в роскошной вип-зоне, так и на самом дешевом и высоком месте за воротами. Раньше этот принцип не соблюдался, считалось, что есть билеты дешевле, а есть дороже. А сейчас мы говорим об уровне обслуживания, как в самолете: есть бизнес-класс, есть эконом, но базовую услугу – долететь из точки а в точку Б – получают все, остальное – сервис.

– Вы убрали беговые дорожки. Навсегда или их можно вернуть?

– Надо сказать честно: в этой компоновке будет нереально провести легкоатлетические соревнования. Сейчас беговых дорожек больше нет, но в теории стадион можно реконструировать под легкую атлетику. Это очень затратное и тяжелое действие, и нет большого смысла его совершать.

Чтобы провести соревнования, нам надо поднять уровень поля – вместимость сразу сильно сократится, до 50 тысяч человек. В обычном режиме, если мы говорим о каких-то соревнованиях (например, чемпионат России), легкая атлетика при нашей жизни 50 тысяч не соберет. Я сам занимаюсь легкой атлетикой, мне грустно это сознавать, но это так: футбол гораздо популярнее.

Легкая атлетика может собрать много зрителей только на соревновании высокого статуса. Если Москва, допустим, решит провести летнюю Олимпиаду, нам придется решать проблему центрального стадиона с беговыми дорожками. Это, видимо, будут не «Лужники», потому что после реконструкции они не будут соответствовать требованиям МОК: зрителей мало. Но при нынешней компоновке «Лужников» нельзя сделать беговые дорожки с сохранением 81 тысячи мест.

– Вещь, которая у вас в «Лужниках» не получилась?

– Если бы мне как архитектору сказали: сделай вообще что угодно в любые сроки и за любые деньги, я бы точно разобрал кровлю и сделал бы новую. Она у «Лужников» абсолютно неинтересная. Конструкция не очень эффективная, тут много металла, из которого можно построить авианосец.

Но кровля работает и исполняет свою функцию, когда-то на нее были потрачены деньги. Мы поменяли покрытие на новое и нарастили края, потому что раньше кровля накрывала трибуны, а беговую дорожку – нет, а сейчас на том месте, где раньше были беговые дорожки, появились ряды кресел. Хотя этого и нет в требованиях ФИФА. Они допускают, чтобы на некоторые места попадал дождь, но мы хотели, чтобы всем было комфортно.

Еще мы всегда были заточены на поиск необычных архитектурных решений – так на крыше появился медиаэкран. «Лужники» находятся в низине, а вокруг верхние точки обзора – Ленинские горы, метромост, высоко поднято третье кольцо. И это интересно, потому что можно увидеть то, что отображается на кровле. Может быть загружен любой медиафайл – видео, статичное изображение.


– Сейчас на стадионе лежит натуральный газон. В старых «Лужниках» это было невозможно из-за недостатка света и плохой вентиляции. Как вы решали эту проблему?

– Все знают, что в «Лужниках» лежал искусственный газон, один раз под Лигу чемпионов стелили естественный, но он тут не выживал. Но хотелось бы сразу сказать про иллюзию о том, что есть просто хорошие и плохие стадионы: на хороших трава растет, на плохих – нет. Это полная ерунда, все устроено не так. В условиях футбольной чаши трава сама по себе растет плохо.


От чего зависит качество газона? Свет, вентиляция, полив, то есть свет, воздух и вода. На лужайке, где пасутся коровы, растет буйная, высокая, сочная трава, это все естественные условия, а на стадионе почти всегда есть кровля, из-за которой либо не хватает света, либо недостаточно влаги (не проникает дождь), либо плохая вентиляция (вода не испаряется).

На старом стадионе не хватало продухов в трибунах – мы их сделали. Устроена система искусственного освещения, есть дренаж, система вентиляции корней. Совершенно точно, что нам не нужно будет менять газон после каждой игры, а в стороны в каждом матче не будут разлетаться клочки земли. Поле сделано комплексно.

Но нельзя сказать, что мы тут сделали какой-то сложный комплекс, связанный с полем. Это обычная работа на современном стадионе, в целом даже рутинная. Решение ни одной локальной задачи не является мегадостижением, надо сразу честно об этом сказать. Достижение – это свести их воедино, сделать все в старых стенах, без сноса.

– Тем не менее «Лужники» сделаны тихо, почти незаметно и очень быстро. Почему так не со всеми стадионами ЧМ-2018?

– У меня есть свое объяснение, но я не претендую на достоверность. У нас нет традиции строительства качественных стадионов. Вспомните, еще 10 лет у нас не было практически никаких хороших арен. Ноль. Да, оставались большие стадионы советской эпохи – «Динамо» и «Лужники», но в основном клубы играли на абсолютно устаревших стадионах без элементарных вещей вроде козырька. И за долгие годы была утрачена школа проектирования таких объектов: наш опыт застыл, тогда как мировой с каждым годом развивался.

Новые «Лужники» – результат гораздо более масштабного процесса, чем два года строительства. Это процесс 5-6 лет, когда мы накапливали опыт и готовили команду. Во время моей работы практикующим архитектором я настаивал на создании серьезного проектного звена по спортивным объектам. Команда, которую удалось собрать, сделала Дворец водных видов спорта в Казани – с уникальной деревянной конструкцией. Та же команда занималась стадионом «Краснодара», потом был спроектирован стадион «Динамо», который еще строится. Изначально наша концепция не выиграла конкурс, но в итоге нам доверили стадион, потому что другой команды с таким опытом не было и нет.

К сожалению, в России есть очевидный кадровый голод. Я не склонен, как делают некоторые, объяснять проблемы тотальным воровством – я связываю проблемы с отсутствием нужного количества специалистов в масштабах страны, которые могли бы чохом такое количество стадионов выдать в срок, за нужную цену и с нужным качеством.


– Как вы учили свою команду?

– Люди ездили по миру и смотрели. Есть очень доступная опция – техническая экскурсия, которую может организовать любой стадион. Это стоит копейки. Потом – опыт работы над проектами. В Краснодаре у нас был очень сильный партнер, серьезное немецкое агентство GMP. Мы вместе занимались проектом, и такая работа очень важна для понимания, как делаются современные спортивные объекты. То есть залог строительства сильной команды – это изучение мирового опыта на практике и взаимодействие с лучшими мировыми экспертами. Это должно продолжаться несколько лет.

– Как вы получили стадион «Краснодара»?

Мы с моим бывшим партнером Сергеем Чобаном предложили проект стадиона, разработанный в консорциуме с GMP. Архитектурное решение было одобрено заказчиком. Мы вместе ездили и смотрели другие стадионы, обсуждали плюсы и минусы для поиска решения.

– Насколько был вовлечен в проект сам Галицкий?

– Очень вовлечен. Считаю, что это очень правильный пример того, как владелец должен заниматься своим детищем. Мы постоянно общались с Галицким-младшим, старшего видели гораздо реже, но понимали, что он находится над процессом. Был виден очень большой личный вклад во все, до мельчайших деталей.

– Медиаэкран – самая мощная часть стадиона?


– Экран – один из успехов. Если говорить об инженерной составляющей, то есть более сложная история. Это вантовая кровля. Хотя экран все сразу замечают, а кровля – ну, есть и есть. В чем ее плюс? Экономичность и красота. Она очень элегантная, в ней минимум металла, потому что она сделана на тросах. В «Лужниках» вы видите в основном металл, а в Краснодаре – текстильную поверхность, скажем так.

Еще важно, что она легкая, потому что тяжелая кровля – это нагрузка на фундамент и стены, лишняя трата денег. Сделать такую конструкцию в рамках наших нормативов и экспертизы сложно. Инженер Майк Шлайт, который работал над этим проектом, делал кровлю в том числе и на «Маракане».

– Вы занимаетесь стадионом «Динамо», но сами выступали против того, как в итоге будет выглядеть комплекс. Что здесь не так?

– Когда заказчик проводил архитектурный конкурс, мы участвовали в консорциуме с GMP. Предложили не делать вместе футбольную и малую арены под одной крышей, а вынести малую арену за пределы – чтобы лучше сохранить исторические стены и сделать общий объем чуть легче. Кроме того, такая модель экономичнее и проще в реализации.

Тем не менее заказчик выбрал компоновку со сбором в «яйце», которая накрывала обе арены и еще торговый комплекс. По сути, конкурс выиграла именно компоновка, а не команда, потому что дальше заказчик пригласил нас с условием, что мы берем именно эту идею.

Этот проект сложнее «Лужников» и «Краснодара». Даже в обычном стадионе есть много разных потоков, которые надо разделять: журналисты, зрители, вип, спортсмены, персонал стадиона. А когда вы делаете еще одну арену, торговый центр и парковки, это все очень серьезно мультиплицируется.

– Вы закончили «Лужники», довольно скоро сдадут «Динамо». Что дальше? Вы теперь хотите проектировать стадионы не в России?

– Сейчас мы получили набор специалистов, способных такое создавать. Но если не будем это умение развивать, то снова остановимся. В идеале что-то надо создавать или реконструировать регулярно – вовсе не обязательно делать это только в России. Например, создатели стадионов к ЧМ-2006 в Германии потом стали работать по всему миру.

Мне очень нравится заниматься стадионами. Это действительно невероятно интересная задача, связанная с огромным количеством людей. Но стадионы, в отличие от жилых домов, так часто не строятся. И если бы мне предложили сделать проект за рубежом, я бы с радостью согласился. Думаю, что работа над объектами к ЧМ-2018 дает дополнительную мотивацию для выхода на экспорт.

57 метров над Москвой! На крыше Большой спортивной арены «Лужники» откроют экстремальный экскурсионный маршрут. Это новая смотровая площадка для тех, кто хочет ближе познакомиться со стадионом, увидеть Москву с высоты птичьего полета и попробовать себя в роли скалолаза.

Открыть экскурсионный маршрут планируется ориентировочно 25 мая. Прогуляться по крыше арены можно будет по субботам и воскресеньям, записываться надо на официальном сайте спорткомплекса.

Группы будут состоять из 10-15 человек в возрасте от 16 лет. Экскурсия обойдется в 1100 рублей. Можно взять обзорный тур по стадиону вместе с подъемом на крышу или приобрести билет только на кровлю. Первый маршрут займет около двух часов, на посещение крыши отводится около часа. Советуем надевать брюки или джинсы. Обувь на каблуках не подходит – удобнее всего в кроссовках.


Корреспондент портала Стройкомплекса одним из первых протестировал экстрим-маршрут по крыше главной спортивной арены страны. Рассказываем о безопасности, организации и показываем то, что можно увидеть с новой смотровой площадки Москвы.

Если у вас с собой сумки, то их нужно будет сдать в камеру хранения на территории арены. Дальше вместе с экскурсоводом на лифте вы подниметесь на шестой этаж, где находится зона фудкорта. Оттуда уже пешком, по узкой лестнице – на крышу. Но сначала надо надеть снаряжение для страховки. Для безопасности посетителей разработана специальная страховочная система, это адаптированный аналог страховки для верхолазов – Petzl.

Кстати, подобный проект был реализован на олимпийском стадионе в Мюнхене (Германия).


Раньше на крыше «Лужников» был старый «ржавый» поликарбонат, его заменили современным материалом молочного цвета. Он пропускает солнечные лучи, обладает хорошей несущей способностью и ударной прочностью, и идеально подходит для стадионов с натуральным травяным покрытием. Кроме того, крыша спортивной арены величиной с аэродром – это гигантский медиаэкран из светодиодов.

Можно даже оставить автографы на легендарной крыше «Лужников»: для них сделают специальное место на поликарбонате. Так что кровля не пострадает.

СПЕЦПРОЕКТ: как изменились «Лужники» после реконструкции

С высоты птичьего полета вы увидите МГУ, Новодевичий монастырь, небоскребы «Москва-Сити», знаменитые «золотые мозги» – здание Президиума Российской академии наук, храм Христа Спасителя. Лучшие виды откроются и на новые объекты спорткомплекса, в числе которых Центр художественной гимнастики Ирины Винер-Усмановой, Дворец водных видов спорта на месте старого бассейна «Лужники», универсальный зал «Дружба».


Также в «Лужниках» откроется экстремальное развлечение зиплайн. Это спуск с использованием сил гравитации по стальному канату с отрывом от земли, по воздуху. Любой желающий сможет спуститься из-под крыши Большой спортивной арены по тросу прямо к веревочному парку на территории спорткомплекса. Для этого предусмотрены канатные трассы длиной 180 метров с перепадом высот более 24 метра. Скорость спуска составит 40 км в час. Зиплайн будет работать с мая по октябрь. Открыть его планируется в этом году.

Читайте также: