Культура философского мышления фундамент профессиональной деятельности

Обновлено: 02.05.2024

Основы философского мышления современного специалиста. Развитие философского мышления у современных технических специалистов. Творческий потенциал человека. Роль изучения философии будущими специалистами. Технологическая доминанта в социальном развитии.

Новые вопросы в Психология

Как психолог должен относиться к религии? В плане если человек верит в бога и пришел по какой-то причине к психологу как он должен отреагировать на ве … ру человека

Белоснежной кисеёй. Вишни, яблоньки подряд Все нарядные стоят. Это белые снежинки Или лёгкие пушинки? Вырастут из них плоды. На деревьях, что?…​

что является объектом, а что предметом исследования в проекте "влияние семьи на социализацию подростка"

Помогите, пожалуйста. Кейс/Ситуационный практикум Задание 1. Упражнение «Самовнушение». Внушите себе (усиленно представляйте), что у Вас во рту халва … или любое другое кушание. Если у вас «потекут слюнки», значит Вы – внушаемый человек. Комментарий Мои чувства: Мои мысли: Задание 2. Упражнение «Самоубеждение». Приведите аргументы для убеждения себя, в том, что необходимо хорошо учиться: Комментарий Мои чувства: Мои мысли: Задание 3. Упражнение «Самоирония». Составьте на себя дружескую эпиграмму. Определение и подсказки по написанию найдете в словаре. Помните, что самоирония, позволяет посмотреть на себя со стороны глазами простака, восхищающегося в себе тем, что на самом деле вызывает его сомнение. Задание 4. Упражнение «Самоподкрепление». Составьте список мысленных и физических действий, помогающих вам в ситуации крайней усталости или напряженности расслабиться и вернуть себе самоконтроль над чувствами, мыслями и поведением. Поставьте рядом с каждым знак «+» или «–», в зависимости от того, является ли данный способ самоподкрепления здоровым (социально одобряемым), позволяющим достичь поставленной цели. Задание 5. Упражнение «Самообладание». Вы пришли на работу (учебу) не выспавшимся. И день сразу не задался. Вы часто ошибаетесь и получаете замечания от руководителя, все валится из рук, да еще и Гости придирчивые попались… Вы злитесь, уходя хлопаете дверью, но это только ухудшает рабочую атмосферу. Продемонстрируйте, как применяются известные вам способы саморегуляции в данной ситуации.

Помогите расписать вопрос:Ключевые коммуникативные и социальные навыки лидера. Принципы эффективного делового общения.​

психологічні задачі: 1. Дітей раннього віку та новонароджених тварин клали на непрозору площину в центрі великого скляного листа. З одного боку цієї п … лощини відкривалася "глибина", з іншого була матова поверхня Спостереження показали, що і ті, й інші виявляють "неприязнь" до глибини і повзають чи то рухаються в протилежному напрямку. Аналіз частоти серцевих скорочень дітей і тварин підтвердив, що вони справді негативно реагують на спроби наблизити їх до "глибини". Таку реакцію виявляють навіть немовлята у віці шести тижнів. Про що свідчать ці дані? Що вони дають для розуміння природи сприймання простору?​

Помогите расписать данный вопрос:Вербальная и невербальная коммуникация: общая характеристика знаковых систем (речь, оптико-кинетическая система, пара … - и экстралингвистика, проксемика, визуальный контакт).​

КУЛЬТУРА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ / ФИЛОСОФСКИЙ ПРАКСИС / ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / МАМАРДАШВИЛИ / НЕ-АКАДЕМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ / АХЕНБАХ / БРЕНИФЬЕ / ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ / УВЕЩАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ВНУТРЕННЯЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Инюшина Ирина Алексеевна

Целью статьи является выявление в современном философском праксисе наиболее эффективных концепций формирования культуры философского мышления , обращающихся к исконной природе философского знания. Обосновывается необходимость формирования культуры философского мышления средствами самой философии, в связи с чем подчеркивается значимость идей М.К. Мамардашвили в контексте философского праксиса . Анализ состояния современной философской мысли, характеризующегося распространением не-академических форм философствования , выявил противоречие в структуре философского праксиса последней четверти XX-начала XXI века. Представленная работа выполнена на основе комплексного подхода и сравнительно-исторического метода рассмотрения существующих форм практической философии . Большинство форм практической философии представляют собой синтез с психотерапией и, по сути, нацелены на решение частных экзистенциальных проблем, а не на выработку культуры философского мышления . Подобное противоречие во взглядах на философию отсутствует у М.К. Мамардашвили , так как в его работах четко определяется ее практическая функция.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Инюшина Ирина Алексеевна

Текст научной работы на тему «Формирование культуры философского мышления: идеи М. К. Мамардашвили в контексте современного философского праксиса»

Формирование культуры философского мышления: идеи М.К.Мамардашвили в контексте современного философского праксиса

кЪиоимна Ирина Алексеевна

ассистент, ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет экономики и торговли" 302028, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Октябрьская, 12

Inyushina Irina Alekseevna

/Assistant, the department of History, Philosophy, Ad\ertising and Public Relations, Oryol State Uni\ersityof

Economics and Trade

Статья из рубрики 'Традиции и инновации"

Аннотация. Целью статьи является выявление в современном философском праксисе наиболее эффективных концепций формирования культуры философского мышления, обращающихся к исконной природе философского знания. Обосновывается необходимость формирования культуры философского мышления средствами самой философии, в связи с чем подчеркивается значимость идей М.К. Мамардашвили в контексте философского праксиса. Анализ состояния современной философской мысли, характеризующегося распространением не-академических форм философствования, выявил противоречие в структуре философского праксиса последней четверти XX-начала XXI века. Представленная работа выполнена на основе комплексного подхода и сравнительно-исторического метода рассмотрения существующих форм практической философии. Большинство форм практической философии представляют собой синтез с психотерапией и, по сути, нацелены на решение частных экзистенциальных проблем, а не на выработку культуры философского мышления. Подобное противоречие во взглядах на философию отсутствует у М.К. Мамардашвили, так как в его работах четко определяется ее практическая функция.

Ключевые слова: культура философского мышления, философский праксис, практическая философия, Мамардашвили, не-академические формы философствования, Ахенбах, Бренифье, Институт практической философии, увещательная философия, внутренняя практика

Дата направления в редакцию: 05-05-2017

Abstract. The goal of this article is the identification within the modern philosophical praxis of the most efficient concepts of formation of culture of philosophical thinking that refer to the archetypal nature of philosophical knowledge. The article substantiates the need for formation of culture of philosophical thinking by means of the philosophy itself. Therefore, the author emphasizes the importance of M. K. Mamardashvili's ideas in the context of philosophical praxis. Analysis of the state of modern philosophical thought, which is characterized by the distribution of non-academic forms of philosophizing, has determined

the controversy in the structure of philosophical praxis of the end of the XX - beginning of the XXI centuries. The majority of forms of practical philosophy represent the synthesis with psychotherapy, and their essence are aimed at resolution of the private existential questions, rather than establishment of culture of the philosophical thinking. Similar controversy in views upon philosophy is absent in the works of M. K. Mamardashvili, which clearly define its practical function.

Keywords: Institute of practical philosophy, Brenifier, Achenbach, non-academic forms of knowledge, Mamardashvili, practical philosophy, philosophical praxis, culture of philosophical thinking, uveshchatelny philosophy, internal praxis

В современной культуре всё более распространяются такие формы практической философии как философия в бизнесе, философия для детей, философские консультации, семинары, философское кафе и ателье, предполагающие обращение, прежде всего, к аудитории непрофессионалов. Данное направление, с одной стороны, сближается с экзистенциальной терапией, уходящей к эллинистической «культуре себя», а, с другой, -является самостоятельным праксисом, адаптирующим для современности традицию понимания философии как мудрости и упражнения в ней с целью воспитания личности. Такое понимание философского праксиса в историко-философском контексте рассматривается в работах П. Адо, В. Йегера, З. Шатиришвили и др., а также актуализируется в публикациях, посвященных обоснованию психотерапии как гуманитарной технологии совершенствования себя. XXI век ставит философию в новые условия: продолжая выполнять воспитательную и мировоззренческую функции, она выступает основанием не-философских техник воздействия на сознание личности, а также разветвляется на академические и неакадемические формы, зачастую деформированные коммерциализацией. Целью статьи является выявление в современном философском праксисе наиболее эффективных концепций формирования культуры философского мышления, обращающихся к исконной природе философского знания, среди которых особое место занимают идеи М.К. Мамардашвили. Он повлиял на развитие отечественной психотерапии конца XX в. - начала XXI в., но его философствование не было построено на синтезе с психотерапией, а продолжило традицию понимания философии в качестве духовной практики и особого образа мыслей - мудрости. Для подтверждения значимости позиции М.К. Мамардашвили в отношении философии следует обратиться к анализу структуры современного философского праксиса.

Философский праксис XX-XXI вв. можно разделить на два направления: 1) практическая философия, акцентирующая внимание на психотерапевтическом потенциале философского знания; 2) философствование в собственном смысле слова, побуждающее к ведению правильного образа жизни только средствами самой философии.

К первому направлению относятся школы философского консультирования Герда Ахенбаха и Оскара Бренифье, направленного по аналогии с психотерапией на улучшение экзистенциальной составляющей человеческой личности. Как отмечает А. Власов, в этом смысле философская практика предполагает «проведение диалога между профессиональным философом и посетителем, который обращается к философу за поддержкой с целью совместного обсуждения различного рода проблем, начиная от

онтических проблем самого посетителя и до онтологических проблем бытия» -Ш. Тот же характер философского консультирования подчеркивает и основатель Парижского института практической философии О. Бренифье: «. философ занимает место духовного

наставника,психологаили коучера. Но с одним теоретическим различием: «торговая марка» философии - работать с мышлением и существованием на основе рациональности, или логики, или других инструментов критической мысли. Философ исследует проблемы своих «клиентов», предлагая им для чтения и анализа автора,

подходящего для «решения» именно его проблем» Метод практической философии, направленный на работу с экзистенциальными проблемами, предполагает развитие критического и логического мышления, что немаловажно в процессе формирования личностной идентичности. Однако критичность и логичность мышления не обязательно приведет именно к философскому осмыслению мира. Следует скорее говорить о повышении уровня культуры мышления в целом, а не о формировании устойчивого философского взгляда на мир.

В России практическая философия как подход к формированию философского мышления развивается на основе исследований Парижского института практической философии, а также отечественных авторских концепций. Л.Е. Балашов разработал концепцию софологии, иначе говоря - практической философии, определяемой им как «философия, имеющая целью воздействовать на людей силой мысли через посредство слова, убеждения — в процессе живого общения (консультации-беседы, собеседования, дискуссии, анализа конкретной ситуации)» ———В коммуникативной связке практического философствования, как и у О. Бренифье, стоит профессиональный философ, консультант, влияющий на образ мыслей не-философа. Среди текстов, относящихся к практической философии, Л. Балашов называет те, которые содержат рекомендации и «философскую аргументацию, мысли о жизни, человеке, об отношении к миру, обращенные ко всем людям и побуждающие к действию или отвращающие от него» [3, с- 9].

Таким образом, среди отличительных черт практической философии можно назвать следующее: 1) прикладные формы неформального характера (консультирование, кафе и т.п.); 2) целью является решение экзистенциальных проблем и духовно-интеллектуальное развитие личности, но не формирование философского типа личности (философа-профессионала, философа-мудреца); 3) возможность коммерциализации практического философствования. Данное направление философского праксиса может быть полезным для современного социума, нуждающегося в разрешении различных конфликтов и кризисных ситуаций, однако в этом случае философия функционирует в одном порядке с психотерапией и лишена самостоятельного значения.

Второе направление философского праксиса отличается самостоятельной ролью философии в жизни человека и общества. Оно отмечено применением традиционных академических форм философствования (лекции, интервью, доклады и выступления, научные публикации и т.д.). В этом случае степень задействованности философии в процессе формирования личности позволяет говорить о ее нацеленности на создание уровня философа-профессионала, реализации античного идеала мудреца. Коммерциализация же результатов такого типа философствования не наблюдается. Философ подает личный пример ведения надлежащего образа жизни и мыслей и не извлекает из этого выгоды, так как для него философия является духовной практикой. К этому направлению относится философствование российско-грузинского мыслителя М.К. Мамардашвили, идеи которого с одной стороны, возвращаются к идеалам античной увещательной традиции (протрептика и паринеза), а, с другой, - адаптируют философию, трактуемую как мудрость, к условиям современной для него культуры.

В курсе лекций «Введение в философию» М.К. Мамардашвили указал на существование

философии одновременно в двух режимах философии». Режим «реальной философии» мира на личном опыте. Интересно, что любой Мамардашвили, содержит рекомендации и интерпретировать его философствование увещательной традиции.

- как системы знаний и как «реальной и предполагает философское постижение курс лекций по философии, читаемый М.К. элементы научения, что и позволяет в качестве продолжения античной

Античная увещательная традиция предполагала, что философии нельзя обучить, возможно именно наставление к философии. Еще во II в. до н.э. - I в. н.э. возрастает интерес к философским увещаниям, когда «получают распространение разного рода «популярные жанры», направленные на воспитание не «профессионального» философа,

а «среднего человека» [4, с- 35]. В силу обстоятельств Мамардашвили работал как раз со «средним человеком»:его курсы лекций читались в основном для студентов не философских специальностей, а его беседы и интервью по проблематике и стилю предназначались для широкой аудитории. Однако М.К. Мамардашвили ставил перед собой задачу достижения слушателем определенного состояния ума, который он назвал

«философским «вывихом» [5, с 272]. Упрощение философского языка подразумевает как достижение философом уровня слушателя, так и последующее восхождение с этого уровня к мудрости, к философскому мышлению о мире. Н. В. Мотрошилова называет стиль Мамардашвили «неупрощенным Философствованием» [6, с- 10], подразумевая не столько то, что он на лекциях говорил о «сложных материях», сколько «взыскательность мысли» философа, требовавшей от слушателя не привычного ученического запоминания, а усилия собственной мысли, личного труда, особой работы сознания. Наставление к философии происходит при помощи мотивации слушателя, которого призывают вопрошать о бытии из собственного опыта. Речь Мамардашвили изобилует примерами из истории философии, литературы, живописи, мифологии, даже обыденной жизни, но это именно речь, построенная на философском языке, объясняющем тезисы с минимальным употреблением специальной философской терминологии. Такая речь направлена, во-первых, на создание условий понимания, а, во-вторых, на пробуждение в человеке собственного уникального живого мышления, на рождение личности через мысль. По мнению Мамардашвили, в процессе научения философии всегда присутствует задача разъяснения философского аппарата, а не просто его запоминания: необходимо «за парадом теоретических понятий, сцеплений внутренней логики самого теоретического языка восстановить жизненные импульсы, восстановить то, о чем

говорилось в философии» [7, с 95]. Философский язык понимается им как «грамотность рассуждения, у которой есть свои законы», то есть этот язык не сводится к системе категорий и терминов [там же, с. 118]. Мамардашвили и использует для наставления в философии такой язык, выступающий в качестве особой техники достижения «философского вывиха».

Законы философского языка, как бы он ни был упрощен в терминологическом плане, являются основой критицизма. Философский язык М.К. Мамардашвили полностью соответствует данному требованию: если термин в речи философа заменен метафорой, то Мамардашвили практически всегда тут же оговаривается, с какой целью введена эта метафора. Философ осознает метафизическую и этическую ответственность за произнесенное слово. Язык является важной частью самосозидания человека, поэтому он должен быть связан с жизнью сознания в каждый конкретный момент - необходимо избегать «двоемыслия», так как последнее «является признаком распада культуры, опустошения ее живого ядра» и невозможности кристаллизации духовных состояний личности ———168]. Язык должен соответствовать действительности, иначе говоря,

необходимо следовать принципу тождества бытия и мышления. Слово - это Логос, порядок, бытие, в противоположность хаосу, то есть не-бытию. Данная идея, по мнению Мамардашвили, была центральной для античного философствования, а современная философия в некотором смысле должна продолжать следовать идеалам греческой культуры мышления, стоящей у истоков европейской традиции философствования.

Необходимо обратить внимание на то, что М.К. Мамардашвили отдавал предпочтение именно устной философской речи, в которой мыслительная работа совершается в момент настоящего, создавая тем самым пространство смысла. Он сам отмечал, что «психически не способен читать заранее написанный текст», «необходимо, чтобы работа

производилась во время самой речи» [9, с 27]. Эта установка на устное творчество полностью соответствует античной культуре мышления, видевшей в поступках настоящего момента спасение от дурной бесконечности, хаоса и бессмысленности. Ж.-П. Вернан в этой связи обращал внимание на то, что для греков буквы, в противовес

произносимому слову, «не индивидуальны» и «безжизненны» [10, с—I16!, а значит, написанное слово не является в той мере бытием, как произнесенное.

М.К. Мамардашвили неоднократно подчеркивал, что к философии приобщаются, слушая философа, а не преподавателя философии. Философ - это тот, кто ведет философский образ жизни, или даже скрывает свою приверженность философии, чувствуя меру ответственности перед обществом: «. эмпирически, поверхностно жизнь может совпадать с тем, что является философией; лучше философствовать, не нося колпак философа в жизни, а нося просто шляпу или кепку. Такую же, какую носят другие.

Колпак может быть весьма тяжелым одеянием» Это скорее «внутренняя»

философия, практикуемая как духовное упражнение, прежде всего, самим мыслителем.

Обзор направлений современного философского праксиса позволяет отметить важность возвращения к изначальному пониманию сути философии, как воспитывающей и формирующей культуру личности. Фигура философа в обществе и культуре имеет весомое значение, являясь примером и ориентиром правильного образа жизни и мышления. Практикуя определенный образ мысли, философ воспитывает в другом культуру мышления, которая усваивается не столько извне, сколько из внутреннего личного усилия, о котором говорил М.К. Мамардашвили. Возможно, что подобная «внутренняя» практика будет эффективнее для формирования полноценной мыслящей личности в современном обществе, нежели прикладные формы философии, чаще всего имеющие коммерческий характер.

3. Балашов Л.Е. Практическая философия или софология/Л.Е. Балашов-М., - 2007.574 с.

5. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии/М.К. Мамардашвили-СПб.,-2012.-320 с.

6. Мотрошилова Н.В. «Быть философом - это судьба» (Памяти Мераба Мамардашвили)/Н.В. Мотрошилова//Мераб Мамардашвили: Философские размышления и личностный опыт.-М.,-2007. - С. 9-14.

7. Мамардашвили М.К. Введение в философию/М.К. Мамардашвили//Философские чтения.-СПб.,-2002.-С.7-173.

8. Мамардашвили М.К. Философия действительности/М.К. Мамардашвили//Сознание и цивилизация.-СПб.,-2011.-С.167-180.

9. Мамардашвили М.К. Европейская ответственность/М.К. Мамардашвили//Сознание и цивилизация.-СПб.,-2011.-С. 27-32.

10. Вернан Ж.-П. Грузинский Сократ/Ж.-П. Вернан//Вопросы философии. - 1992.-№ 5.-С. 116-118.

3. Balashov L.E. Prakticheskaya filosofiya ili sofologiya/L.E. Balashov-M., - 2007.-574 s.

4. Alieva O.V. Pareneza: filosofskaya i ritoricheskaya traditsiya/O.V. Alieva//Vestnik PSTGU. Seriya 3: Filologiya. №25. - Rezhim dostupa:

5. Mamardashvili M.K. Lektsii po antichnoi filosofii/M.K. Mamardashvili-SPb.,-2012.-320 s.

6. Motroshilova N.V. «Byt' filosofom - eto sud'ba» (Pamyati Meraba Mamardashvili)/N.V. Motroshilova//Merab Mamardashvili: Filosofskie razmyshleniya i lichnostnyi opyt.-M.,-2007. - S. 9-14.

7. Mamardashvili M.K. Vvedenie v filosofiyu/M.K. Mamardashvili//Filosofskie chteniya.-SPb.,-2002.-S.7-173.

8. Mamardashvili M.K. Filosofiya deistvitel'nosti/M.K. Mamardashvili//Soznanie i tsivilizatsiya.-SPb.,-2011.-S. 167-180.

9. Mamardashvili M.K. Evropeiskaya otvetstvennost'/M.K. Mamardashvili//Soznanie i tsivilizatsiya.-SPb.,-2011.-S. 27-32.

10. Vernan Zh.-P. Gruzinskii Sokrat/Zh.-P. Vernan//Voprosy filosofii. - 1992.-№ 5.-S. 116— 118.


(Воспитательная) способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.

Оборудование: учебник, тетрадь, маркер, доска, карта.

Тип урока: Комбинированный урок.

1. Организационный момент. (3 минуты)

Изучение нового материала. (30 минут)

Культура мышления - не врожденное качество. Она не дана человеку в готовом виде, а формируется и развивается в результате освоения им окружающей действительности и овладения знаниями, накопленными человечеством.

В распоряжении человека имеется целый спектр возможных способов повышения культуры мышления, например, обогащение собственного умственного опыта умственным опытом других путем чтения художественной и научной литературы. Но недостатком подобного способа развития культуры мышления является, во-первых, то, что такое чтение, как правило, носит бессистемный характер и, во-вторых, не способствует осознанному усвоению законов, форм, правил, приемов познавательной деятельности мышления, которые и составляют содержание культуры мышления.

Важнейшим средством преодоления отмеченных недостатков является изучение логики как теории мышления.

Культура мышления как определенный уровень развития мыслительных способностей человека в значительной мере зависит от того, насколько мыслительная деятельность человека соответствует законам и требованиям логики. Следует подчеркнуть, что овладение в совершенстве законами и требованиями логики является тем минимумом, без которого вообще невозможна культура мышления.

Возникает вопрос: так ли уж необходимо знание особой теории для того, чтобы правильно мыслить? Можно ведь рассуждать логично, и не изучив правил логики, подобно тому, как зачастую люди излагают свои мысли на языке, не зная его грамматики. (Великий немецкий философ-идеалист Гегель иронично заметил по этому поводу, что переваривать пищу можно и без знания физиологии.)

Действительно, подавляющее большинство людей следует логическим законам непроизвольно, не осознавая их и даже не зная об их существовании. При этом они следуют естественной логике, применяя логические законы стихийно, что порождает у них иллюзию того, что мышление столь же не нуждается в анализе и контроле, сколь, например, дыхание и пищеварение. Но если задача физиологии, по словам И. П. Павлова, заключается в том, чтобы «научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше», то задача логики - научить человека правильно мыслить, не совершать собственных логических ошибок и вскрывать их в рассуждениях других людей.

Стихийно сложившееся умение рассуждать не гарантирует правильности даже обыденного мышления, не говоря уж о мышлении научном. Овладение же основами логики дает возможность сознательного применения логических законов к решению конкретных практических задач, позволяет правильно организовать умственную деятельность и потому способствует повышению уровня логической культуры, а вместе с тем и действенности нашего мышления.

Известный немецкий философ и ученый XVII в. Г. В. Лейбниц отмечал, что если достижения науки велики без специального применения логики, то они значительно умножатся при ее сознательном изучении и использовании. «Плохой чертежник, - говорил он, - при помощи линейки проведет строго прямую линию, но даже самый умелый чертежник не сделает этого без линейки». Логика как раз и выступает подобным инструментом умственной деятельности, своеобразным «органом», то есть орудием познания.

Логика. Логика является одной из общеобразовательных гуманитарных наук. Эту дисциплину изучают наряду с философией, этикой, эстетикой и другими дисциплинами, направленными на формирование мировоззрения подрастающих поколений. Мышление человека, как известно, выступает предметом изучения многих дисциплин. Логика анализирует наше мышление в процессе его познания.

Эта особенность логики отличает ее от других наук, изучающих мышление человека, таких как физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, педагогика, психология и др. Логика как наука существует уже более двух с половиной тысяч лет, она возникла вместе с философией. В настоящее время бурно развивается один из разделов формальной логики - так называемая математическая, или символическая, логика. Данную науку многие ученые критиковали за ее формализм, за то, что она практически не анализирует содержание наших мыслей, обращая внимание лишь на их форму. Некоторые ученые (например Кант) предлагали даже реформировать ее с целью внесения в предметную область и содержание наших мыслей. Известно, что Кант обосновал так называемую трансцендентальную логику, которая как раз и отвечала этим требованиям. Но эта логика не получила широкого распространения в силу ряда причин, которые должны быть предметом специального исследования.

Мышление или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле - к культуре межличностных взаимоотношений. С нашей точки зрения, изучение форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом социализации человека.

Принято считать, что культура мышления, способность непротиворечиво рассуждать и выявлять ошибки в умозаключениях оппонентов особенно важны для сферы юриспруденции. Недаром практически во все времена логику изучали именно студенты юридических вузов, тогда как на других факультетах эту дисциплину то включали в программу, то исключали. Вероятно, сказывалась политическая и идеологическая ситуация в нашей стране. Но нам представляется, что логика должна стать предметом изучения всех без исключения студентов и учащихся. Она должна стать действительно орудием познания, как об этом в свое время мечтали Аристотель и Ф.Бэкон. Такая же задача стоит перед современными педагогами, занимающимися формированием сознания подрастающих поколений.

Логика как наука, обучающая культуре мышления, выступает в качестве необходимого условия правильного усвоения студентами учебного материала. Не секрет, что многие молодые люди не умеют формулировать свои мысли, адекватно выражать содержание своего сознания. В то же время именно людям, обучающимся в высших учебных заведениях, важно грамотно и непротиворечиво рассуждать и излагать свои мысли. Они постоянно сталкиваются с необходимостью выступать с докладами, рефератами, отвечать на вопросы на семинарских занятиях, экзаменах и т.д.

В этой связи трудно переоценить роль и значение логики в процессе обучения подрастающих поколений. Опыт преподавания этой дисциплины позволяет утверждать, что предмет хотя и является достаточно абстрактным и трудным для усвоения, вызывает оживленный интерес среди студентов. Этот интерес особенно велик у многих студентов во время решения конкретных задач, посвященных анализу и выявлению ошибок в тех или иных рассуждениях. Причем теоретическая часть служит необходимым условием для того, чтобы студенты могли решать задачи самостоятельно.

В настоящее время термин «логика» используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

Логика - одна из самых древних наук, чья история насчитывает около 2)5 тыс. лет. Зародившись в Древней Индии и Древней Греции, логика первоначально не являлась самостоятельной наукой. Она была подчинена риторике (искусству красноречия) и служила средством убеждения слушателей во время состязаний в ораторском искусстве. Основателем логики как науки считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который в своих трудах анализировал основные формы мышления, уделяя особое внимание получению правильного вывода из принятых за истину исходных посылок. Заслуга Аристотеля состоит в том) что он открыл важнейшие законы логического мышления.

Логическое учение Аристотеля в дальнейшем было положено в основу формальной логики, которую определяют как науку о законах и формах правильного мышления. Овладение формальной логикой дает возможность сознательного применения логических законов и повышения уровня логической культуры мышления, а следовательно, и общей культуры человека. Знание логики является условием правильного построения довольно сложных рассуждений (например, доказательств научных тезисов). Оно позволяет не допускать логических ошибок в рассуждениях или своевременно обнаруживать их.

Свойства и законы логики. Логику интересует главным образом вопрос о наиболее общих свойствах правильного мышления (свойства определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности), выступающих, в свою очередь, содержанием основных законов логики, выражающих эти наиболее общие свойства.

Следовательно, правильное мышление как показатель развития культуры мышления характеризуется такими чертами, как определенность, непротиворечивость, последовательность и доказательность.

Определенное мышление есть мышление ясное, точное, свободное от двусмысленности. Непротиворечивое и последовательное мышление - это мышление, не допускающее противоречий, нарушающих связь между мыслями. Доказательное мышление - это мышление обоснованное, то есть не только формулирующее истину, но и указывающее основания, по которым она признана истиной.

Необходимым условием правильности мышления, а следовательно, его определенности, непротиворечивости, последовательности и доказательности является строгое соблюдение требований основных законов логики - закона тождества, закона непротиворечия, закона исключенного третьего и закона достаточного основания.

Основными эти законы называются потому, что они выражают наиболее общие и необходимые условия не только логической правильности каждой конкретной связи между различными формами мышления, но и самой возможности мышления как познавательной деятельности.

Формально-логические законы мышления по своему содержанию объективны, не зависят от сознания людей. Постепенно сформировавшись в результате общественно-производственной практики человека, они используются им в целях повышения культуры мышления, выявления и устранения логических ошибок. Знание законов логики является условием правильной организации и упорядочения нашего мышления.

Каковы же требования законов логики? Закон тождества гласит: в процессе рассуждения всякая мысль должна быть тождественна сама себе. Это означает, что нельзя отождествлять различные мысли, как нельзя и различать мысли, совпадающие по своему содержанию.

Соблюдение закона тождества гарантирует определенность, ясность, недвусмысленность мышления, а невыполнение его требований чревато целым рядом логических ошибок. Приведем в качестве примера фрагмент речи Н. С. Хрущева на встрече с представителями творческой интеллигенции. «Решать в нашей стране должен народ, - говорил Хрущев, - а народ - это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы - партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?»*. В данном рассуждении закон тождества нарушается трижды: сначала понятие «народ» подменяется понятием «партия») затем «партия» - субъектом «мы» и, наконец, на смену «мы» приходит «я». Так, путем преднамеренного совершения логических ошибок оратор пытался обосновать и оправдать свои политические амбиции.

Рассуждение, которое основано на преднамеренном нарушении законов логики, но выдается при этом за правильное, называется софизмом. С помощью софизмов обосновывается истинность заведомо ложных утверждений. Рассмотрим еще одно софистическое рассуждение, в котором нарушается закон тождества. Это софизм Эватла, известный еще в древней Греции. Философ Протагор согласился обучать Эватла софистике с тем условием, что после первого выигранного Эватлом судебного процесса он заплатит Протагору за свое обучение. Когда обучение было закончено, Эватл заявил Протагору, что денег он ему платить не будет. Если Протагор захочет решить дело судом и процесс будет выигран Эватлом, он не будет платить денег согласно приговору суда. Если же суд решит дело в пользу Протагора, то и тогда Эватл не будет ему платить, так как в этом случае Эватл проигрывает, а по условию он должен заплатить своему учителю лишь после того, как выиграет процесс. В ответ на это Протагор возразил, что, наоборот) и в том, и в другом случае Эватл должен ему заплатить: если процесс выигрывает Протагор, то Эватл платит ему по решению суда; если же выигрывает Эватл, то он все равно должен платить, поскольку выиграет свой первый судебный процесс.

В чем же заключается логическая ошибка, тщательно скрываемая софистом-учеником и софистом-учителем? В одном случае Эватл считает основанием для уплаты или неуплаты решение суда, в другом - свой договор с учителем. Однако суждения «основанием является решение суда» и «основанием является договор» совершенно различны, поэтому подмена одного другим в одном и том же рассуждении является нарушением закона тождества. Протагор в своем ответе умышленно совершает ту же самую ошибку. В результате спор ученика с учителем становится неразрешимым.

Наиболее часто закон тождества нарушается вследствие неправильного употребления омонимов, то есть слов, имеющих одинаковое звучание, но различное значение

Человеческое мышление - это некий универсальный язык, с помощью которого люди понимают друг друга. Несмотря на различия в мышлении между различными группами людей, общее поле все-таки существует. В противном случае мы были бы не способны к социальному образу жизни.

Универсальность человеческого мышления есть необходимое условие культуры и человеческого бытия в целом. Таким образом, изучая азы культуры мышления, студенты приобщаются к коммуникационному полю, существующему на Земле уже многие тысячи лет. Вероятно, именно мышление выступает объединяющим фактором в нашем раздираемом противоречиями мире.

Но освоение норм правильного мышления ничего не стоит без активного применения их в реальной жизни. Поэтому кроме изучения основ логики и культуры мышления, важной является проблема по актуализации потенциальных знаний, содержащихся в сознании человека. Эта проблема уже выходит далеко за рамки сугубо педагогических задач и касается всей совокупности человеческой жизни.

3. Самостоятельная работа по изученной теме (50 минут)

Вариант 1

Дайте определение понятия философия?

Проблема основного вопроса философии?

Охарактеризуйте понятия материализм и идеализм?

Этапы генезиса философской культуры, философского мышления?

Вариант 2

Предмет философии?

Особенности философского мировоззрения?

Функции философии, роль философии в жизни человека и общества?

Философия как основа формирования полноценного специалиста?

Практическое занятие № 1

«Стоит ли жизнь труда быть прожитой?» - Выразить своё мнение

- Два высказывания по выбору

3. Подведение итогов. (10 минут)

4. Домашнее задание. Рефераты: «Философское учение Сократа», «философское учение Платона», «Создание системы объективного идеализма» (7 минуты)


-75%

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра гуманитарного образования и социологии Реферат по философии

Философская культура мышления современного специалиста Выполнил: студент 3 курса

факультета нефти и газа (гр. 63-21)

Н. руководитель: к.ф.н.,

доцент кафедры ГОС

Ильин Алексей Николаевич Альметьевск, 2015 СОДЕРЖАНИЕ Введение

1. Основы философского мышления современного специалиста

2. Развитие философского мышления у современных технических специалистов

Список использованной литературы

Философия представляет собой особую форму духовной деятельности человека, результаты которой (философские теории, идеи, понятия) воплощают в себе предельно общее знание о мире, в котором живет человек, и о его интеллектуальных возможностях, позволяющих ему познавать и преобразовывать этот мир. Философское знание - это предельно общее знание, ориентирующее человека на понимание закономерностей всего сущего, что помогает ему решать конкретные задачи в сферах практической и познавательной деятельности, рассматривая эти задачи через призму панорамного видения (с высоты птичьего полета). Благодаря философским взглядам на мир, у человека формируется культура разумного мышления, суть которого состоит в способности видеть вещи и явления во взаимосвязи с другими вещами и явлениями и тем самым определять истоки их возникновения, а также закономерности функционирования и перспективы развития.

Будучи фундаментом культуры разумного мышления, знания по философии развивают у человека способность самостоятельно мыслить, ставить и решать задачи, способствуя формированию у него творческого потенциала как личности и специалиста.

Творческий потенциал человека - это присущая ему способность самостоятельно, опираясь на свои способности, знания, опыт и интуицию ставить и решать задачи, результаты, решения которых позволяют оптимизировать выполняемую им деятельность. Только творческая ориентированность деятельности современного специалиста делает его профессионалом высокого класса, способного работать в условиях инновационно - ориентированной рыночной экономики.

Соответственно, занятия философией имеют для будущих специалистов следующее значение:

. Формируют культуру разумного мышления творчески мыслящей личности, которым является современный специалист.

. Культура разумного мышления открывает для специалиста путь к творчески созидательной деятельности. Он сам ставит и решает задачи в пределах своей профессиональной компетентности.

. Знания в области философии формируют у специалиста стратегическое мышление (на перспективу), определяя путь к успеху, как в профессиональной деятельности, так и в его личной жизни; при этом успех достигается неслучайно, а на основе осознанно сформированных целей и программ деятельности.

. Знания в области философии расширяют диапазон возможностей специалиста, делают его более свободным в осуществляемой им деятельности.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

  • Онлайн
    формат
  • Диплом
    гособразца
  • Помощь в трудоустройстве

Видеолекции для
профессионалов

  • Свидетельства для портфолио
  • Вечный доступ за 120 рублей
  • 311 видеолекции для каждого


Курс повышения квалификации

Развитие информационно-коммуникационных компетенций учителя в процессе внедрения ФГОС: работа в Московской электронной школе


Курс профессиональной переподготовки

Физическая культура: теория и методика преподавания в дошкольном образовании

Курс повышения квалификации

Специалист по кадровому делопроизводству. Практический курс


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

«Учись, играя: эффективное обучение иностранным языкам дошкольников»

Свидетельство и скидка на обучение
каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура философского мышления - фундамент формирования специалиста
Преподаватель Христич Л. А.
Смоленск 2022
Дисциплина: Основы философии

Культура философского мышления
Цель: определение роли философии в жизни общества и для будущего специалиста СПО
Споры о философии, ее значимости велись всегда – с момента ее появления, не утихают они и сейчас. О ней говорят либо с почтением, как о попытке объяснить мир и место в нем человека, либо пренебрежительно, как о чем-то «туманном», малопонятном, не имеющем практического значения.
Поэтому важно разобраться в ее сути.

Культура мышления – не дается человеку при рождении, она формируется и развивается в результате освоения им окружающей действительности и овладения знаниями, накопленными человечеством. Существует много способов развития культуры мышления, например, чтение, усвоение правил, формул и др., но такие способы не системны. Культура философского мышления формируется в соответствии с законами и требованиями логики. Попытаемся выяснить специфику философского мышления и определить его взаимосвязь с логикой

Пифагор о значении философии
«Жизнь подобна олимпийским играм, где одни приходят на них состязаться, другие – торговать, а самые счастливые – смотреть, так и в жизни – одни рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до одной только истины».

Платон о философах
Согласно Платону именно философ созерцает и знает «сущее». Мало таких людей и их он приближает к богам: «В род богов не позволено перейти никому, кто не был философом».

Аристотель
«…Мудрость – это познание самого существенного в мире - всеобщего, устойчивого, что стоит за множеством отдельных, изменчивых вещей. Философия как любовь к мудрости стремится открыть сущность, первопричину, всем управляющую… Это то, что не лежит на поверхности предметов, не дается чувственными восприятиям, а постигается только разумом».

Иммануил Кант
«Философию можно назвать наукой о высшей максиме применения нашего разума».
Философ должен определить:
1. Источник человеческого знания
2. Область его применения
3. Границы разума.
И. Кант указывает, что высшая цель философии научить человека каким надо быть, чтобы быть человеком, занять указанное человеку место в мире.
Немецкий философ дает близкое к античному понимание философии

Г. В. Гегель, виднейший представитель немецкой классической философии (XVIII-XIX вв.) также рассматривает философию как учение об абсолютной истине, а саму философию он считал абсолютной наукой, стоящей над другими науками.

В марксистской философии, философия определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления».

Философия охватывает весь мир человеческой жизни, культуры, но главный смысл философских исканий – это человек. Философия рассматривает не сами по себе историю, право, политику, культуру и т.п., а в тесной связи с самим человеком, выявляет сущность обсуждаемых проблем их причину.

Философия формирует мировоззрение человека, его нравственные принципы, учит логически мыслить и правильно действовать. Философия возвышает человека, зовет к благородству, истине, красоте, добру. Она не противостоит ни науке, ни искусству, ни религии, а тесно с ними взаимосвязана, стремится интегрировать все ценности в единое целое.

Действительно, философия наполняет смыслом все виды деятельности. Так, науку она вооружает мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления. Сознательное приобщение к философии позволяет ученым, специалистам преодолеть односторонность в познании, помогает глубоко и всесторонне осмыслить отдельные факты, вскрыть внутренние связи, успешно разрешить сложные теоретические проблемы и противоречия, сделать правильные выводы.
«Без философии «наука - сборник фактов, искусство - вопрос техники, жизнь – механизм»

(См. Лавров П.Л. Три разговора о современном значении философии)

Особенно важна роль философского анализа в кризисных ситуациях, революциях в науке.
Это характерно и для нашего времени, когда в условиях НТР и ее последствий перед человечеством встают острые проблемы и прежде всего - что ждет человечество в будущем? Именно философия предупреждает о вреде бездумной технизации, фетишизации науки и техники и предлагает пути решения многих проблем.
(См. Н.А. Бердяев,
А. Швейцер и др.)

В философии велика роль самого философа,
философия не столь однозначна как наука, это не схемы и не формулы, а размышления о мире, то есть философия –
это специфический вид знания охватывающий
все сферы бытия человека.

Прежде всего философия - это теоретическая форма мировоззрения и выступает основой научного мировоззрения. Она дает целостную картину мира, позволяет людям лучше понимать жизнь, разобраться в ее сложных проблемах. Как говорил В. С. Соловьев: философия - это «умственное окошко в мир». «Для общества и для и индивида жизнь без мировоззрения представляет собой патологию»
(см. А. Швейцер).

Роль философии в обществе наиболее четко проявляется в ее функциях
Мировоззренческая
Гуманистическая
Критическая
Гносеологическая
Методологическая
Прогностическая
Аксиологическая
Интегрирующая

Мышлением принято считать психический процесс, во время которого идет обработка полученной ранее информации, установление межпредметных связей. Благодаря объективности и правильности мышления, человек имеет возможность получать представление об истинном положении вещей

Человеческое мышление - это некий универсальный язык, с помощью которого люди понимают друг друга. Несмотря на различия в мышлении между различными группами людей, общее поле все-таки существует. В противном случае мы были бы не способны к социальному образу жизни

Универсальность человеческого мышления есть необходимое условие культуры и человеческого бытия в целом. Таким образом, изучая азы культуры мышления, студенты приобщаются к коммуникационному полю, существующему на Земле уже многие тысячи лет. Вероятно, именно мышление выступает объединяющим фактором в нашем раздираемом противоречиями мире.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок
Логика – это изучение методов достижения истины, пользуясь опытом и знаниями, полученными ранее.
Каждый день мы сталкиваемся с множеством задач, которые требуют от нас способности к логическому мышлению. Логика как умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво требуется нам во многих жизненных ситуациях

Логика - одна из самых древних наук, чья история насчитывает около 2-2.5 тыс. лет. Зародившись в Древней Индии и Древней Греции, логика первоначально не являлась самостоятельной наукой. Она была подчинена риторике (искусству красноречия) и служила средством убеждения слушателей во время состязаний в ораторском искусстве.

Основателем логики как науки считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который в своих трудах анализировал основные формы мышления, уделяя особое внимание получению правильного вывода из принятых за истину исходных посылок. Заслуга Аристотеля состоит в том, что он открыл важнейшие законы логического мышления.
Формы мышления
Понятие
Суждение
Умозаключение

Благодарю
за внимание!
Но (. ) освоение норм философского мышления ничего не стоит без активного применения их в реальной жизни. Поэтому кроме изучения культуры мышления, важной является проблема по актуализации потенциальных знаний, содержащихся в сознании человека.
Внимание: эта проблема касается всей совокупности человеческой жизни.

Краткое описание документа:

Данная презентация подготовлена по дисциплине Основы философии для специальности СПО (актуализированные) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в соответствии с примерной программой. Может быть использована и для других специальностей СПО.

Читайте также: