Крыши домов 19 века

Обновлено: 28.03.2024

Крыша (в традиционном понимании) — часть конструкции здания, которая обеспечивает его защиту от всех типов атмосферных осадков, сохраняет тепло либо защищает от перегрева. То есть это вся верхняя конструкция сооружения.

Вообще-то, с точки зрения советской строительной науки, крыша — понятие дореволюционное и безграмотное, и должен применяться исключительно прогрессивный термин «покрытие». Но в жизни даже профессиональные проектировщики и строители нечасто его используют. Возможно, ввиду вероятности двойственного толкования. Отчасти определение «покрытие» прижилось в отношении конструкций с несущей железобетонной либо металлической основой, главным образом плоских. А назвать «покрытием» верхнюю часть собора Василия Блаженного или крышу деревенской избы не придет в голову ни одному архитектору, хоть и учили их «правильно».

Устройство крыши Бочкой

БОЧКА в архитектуре, крыша в форме полуцилиндра с повышенным и заострённым верхом, образующая на фасаде килевидный фронтон. Бочка встречается в русской архитектуре 17-18 веков, чаще в деревянной (церкви Русского Севера; несохранившийся дворец в Коломенском и др.), реже в каменной (церковь в посёлке Тайнинское Московской области).

Устройство крыши Бочкой применялась в основном в строительстве хором или деревянных храмов. Идеальным покрытием для криволинейной поверхности бочки служил лемех - небольшие дощечки с фигурным краем, уложенные по принципу черепицы.

Кубаватая крыша-это крыша с четырьмя выпуклыми скатами, имеющая килевидное сечение с расширением над основанием.

Кубоватые церкви строились с середины XVII до конца XVIII века, район их постройки ограничивался Поонежьем и поморским побережьем Белого моря. Куб представляет собой трехсоставную фигуру: квадратный четырехгранный пояс, на который снизу и сверху поставлены две четырехгранные пирамиды, при этом верхняя пирамида всегда выше нижней.

На большей части территории России крыши жилых хозяйственных построек были двускатными. Самая древняя конструкция крыши - на самцах (продолжение бревенчатой стены образовывало треугольник фронтона крыши). Крыли крышу тесом (долгой дранью), на западе и юге Европейской части - соломой. Короткая дранка - щепа - распространяется в конце XIX - начале XX века (она крепилась уже с помощью гвоздей). Теснины укладывались на продольные жерди - слеги и поперечные - курицы, названные так за то, что завершались крючкообразными выступами, похожими на птицу. На этих крючках укреплялись потоки - деревянные желоба для стока воды. На коньке крыши стыки тесни, прикрывались массивным бревном - охлупнем.

Двускатная крыша на стропилах получает широкое распространение лишь в XIX веке (и по сей день это наиболее популярная конструкция). Кровля при этом держится на поставленных под углом балках - стропилах, которые, в свою очередь, опираются на переводины потолка.

Настоящий простор для творчества предоставляет проектирование крыши дома, венчающей постройку. Пожалуй, это важнейшая деталь всего проекта. Неудачное решение верхней части здания может перечеркнуть все архитектурные находки фасадной или торцовой части дома.

Особую архитектурную выразительность имеют самые сложные в практическом исполнении многощипцовые крыши.

Крыша этого типа - результат соединения двух или более крыш разной формы (двухскатных, четырехскатных, наклонных), пересекающихся между собой в коньках и ендовах. Плоскости скатов имеют форму трапеций и треугольников, редко - прямоугольников. Как правило, они образуют крыши домов с развитой пространственной формой. Стилевое разнообразие. Наиболее популярны многощипцовые крыши, возникающие при соединении двухскатных крыш, пересекающихся между собой под прямым углом. Их коньки могут находиться на одной и той же высоте (если оба крыла дома представляют собой жилые части с эксплуатируемыми мансардными этажами), или же на разных (если одну часть занимает, например, гараж без эксплуатируемой мансарды). Такие крыши имеют также Г-образные и Т-образные формы в плане дома.

Многощипцовая крыша - это сложная архитектурная форма, поэтому ее вид должен быть продуман до мелочей. Созданию гармонии и единства композиции служит равенство углов наклона всех скатов, высоты коньков или же сохранение одного уровня линии карнизного свеса. Учитывая то, что функции отдельных частей дома различны, высота соответствующих им участков крыши отличается; таким образом, сложно сохранить единую линию. В этом случае важно ввести другой организующий элемент, например, расположить участки крыши под прямым углом. Коньки, находящиеся на разной высоте, не портят общего вида, но для создания конечного эффекта имеет значение выбор места, где крыша, расположенная ниже, заходит под крышу, находящуюся уровнем выше. Сохранение принципа симметрии помогает сделать форму здания целостной. Аналогичные принципы упорядоченности обязательны также в случае, если плоскость ската прерывается люкарной или ризалитом лестничной клетки. В традиционных домах эти элементы расположены, как правило, на поверхности ската по центру, а если их несколько, - то симметрично.

Храмы в Древней Руси строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга - сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранялся и в более сложных сооружениях - теремах, дворцах, крепостных башнях.

Нередко клетские церкви перестраивались в шатровые. Как известно, в дереве трудно передать форму купола – необходимого элемента храма византийского типа, и, предположительно, это определило замену в деревянных храмах куполов шатровыми завершениями. Такой храм с пирамидальным покрытием известен по летописям уже с ХI–ХII вв. На Севере, богатом строевым лесом, этот тип церкви, называемый также в летописях и актах «древяна вверх», получил наибольшее распространение. Церкви эти обыкновенно очень велики по объему и достигают нередко чрезвычайной высоты. Сущность этого строительного приема заключается в устройстве главного помещения для молящихся в виде башни, кровельное покрытие такой башни устроено «кругло», то есть гранником, и образовало форму гранника, имеющего почти всегда вид восьмискатной пирамиды, увенчанной главой. Такая форма получила название «шатра». Высокий подъем шатра, подобно клинчатому перекрытию, также требовал повалов и полицы для отвода влаги.

Шатровый храм значительно отличался от клетских и своей высотой, и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Эта глубоко национальная форма храма очень красива, проста и рациональна. Сохраняя традиционные три части – алтарь, главное помещение и трапезу, – планы шатровых храмов имеют одно существенное отличие от планов клетских, а именно – главная часть храма образует восьмиугольник. В качестве основания для шатра чаще всего служит восьмигранный верхний ярус храма – восьмерик (аналог барабана для купола). Отсюда происходит конструкция «восьмерик на четверике», позволяющая лучше сделать переход от квадратного в плане основания храма к восьмигранному шатру. Но встречаются храмы и без восьмерика, и не имеющие четверика. Редко, но встречаются храмы с большим числом граней и многошатровые храмы, в которых помимо центрального шатра, венчающего сруб, малые декоративные шатры ставились и на примыкающие к срубу притворы. В целом в шатровом стиле храмового зодчества за долгие столетия было накоплено большое многообразие архитектурных форм и вариаций, которые пытаются классифицировать по ряду признаков: «ярусные шатровые церкви типа «восьмерик на восьмерике», «шатровые церкви ярусного типа «два восьмерика на четверике», «ярусные церкви типа «три восьмерика на четверике», «церкви типа «восьмерик на четверике» с многоглавием и др.

Очередной комментарий о том, что " в Российской империи повсеместно были соломенные крыши ", побудил меня сделать очередную подборку и показать, какими разнообразными были крыши в домах простых людей.

Во-первых, конечно, они были соломенными. Думаю, преимущественно таковыми они были в южных областях, а также тех регионах, где мало леса, а солома (или камыш) — самый доступный и дешевый вариант.

Хотя, иногда соломенные крыши встречались и на севере. Тут соломой свои крыши покрывали, как правило, бедные крестьяне.

Изба бедняка под соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Изба бедняка под соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Мать с ребенком на крыльце дома. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Мать с ребенком на крыльце дома. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино), 1927.

Но и у середняков могли быть крыши, покрытые соломой.

Изба крестьянина-середняка под двухскатной соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино). 1927.

Изба крестьянина-середняка под двухскатной соломенной крышей. Волосовский р-он, деревня Кикерино (деревня Арбони близ станции Кикерино). 1927.

Солома — недолговечна, но как я понимаю, ее и не клали сразу на века. В принципе, было достаточно, чтобы солома послужила с осени до весны. Весной, пока травы мало, солому потихоньку снимали с крыши и скармливали скоту. А летом уже крышу покрывали заново.

Но в основном на северных территориях Российской империи соломенных крыш не встречалось. Даже бедняки редко крыли крыши соломой, потому что для этих целей вполне хватало дерева: леса на Русском севере полно. Даже когда крестьянам самовольную вырубку лесов запретили, все равно почти все имели доступ к необходимым для строительства ресурсам.

Из дерева изготавливали два типа покрытия кровли: тёс и дранку. Тëс это тонкая доска, а дранка (гонт, лемех) — дощечки; деревянная черепица. Вот пример покрытия крыши тесом. На фото дом зажиточного крестьянина на Мезени. Автор фото — Шабунин, снято оно в самом начале ХХ века.

А вот это, согласно авторской подписи Шабунина, жилища бедняков. Крыша также покрыта тесом. Просто у бедняка она прохудилась, так как, видимо, у человека не было возможности своевременно менять гниющие доски.

Вот опять тёс, но уже не в Архангельском регионе, как на фотографиях выше, а в Олонецком районе Карелии (время съемки 1926-27 год; автор — Беликов).

Не знаю, красили ли крестьяне крыши, покрытые тесом: в начале века цветных фотографий практически не было. Думаю, что зажиточные крестьяне вполне могли это делать. Зато у Прокудина-Горского видно, что казенные постройки крыли тёсом, а затем его еще и красили (не всегда и не везде, но кое-где точно красили). Это делало дома более нарядными, и лучше защищало дерево от порчи.

Про дранку и лемех я уже писала отдельную статью. Если интересны подробности, почитать их можно тут. Но в общих чертах, это такая деревянная "черепица", которой издавна крыли крыши, а также обшивали дома. Дранка от лемеха отличается формой и технологией изготовления. Дранка — это по сути просто щепа прямоугольной формы. А лемех выпиливается из доски и бывает трех типов: заостренный, закругленный, городчатый. Вот дом, покрытый дранкой (это строение до сих пор стоит в поселке Повенец, прямо у первого шлюза Беломорканала).

Вот тут тоже дранка на старом доме в Карелии, в деревне Уница. Казалось бы, в этой деревне сейчас много современных домов, но среди них мы увидели такую древность. Причем, обратите внимание, что на самом доме дранка позднее была перекрыта рубероидом.

Лемехом крыли в основном церкви и часовни.

Если говорить о Русском Севере, то больше всего крыш, покрытых дранкой, можно увидеть на территории нынешней Ленинградской области, Карелии и Вологодской области (ранее же это была частично Санкт-Петербургская, частично Олонецкая губерния). Севернее уже использовали почему-то преимущественно именно тёс.

Как я понимаю, солома, тёс и дранка были самыми распространенными вариантами покрытия кровли. Хотя, были и более экзотичные материалы. Кое-где в Российской империи могли также крыть крыши дерном (и даже целые дома изготавливать из него).

Круковский М.А. Постройка хаты из дерна богатым переселенцем из Харькова. Новосибирская область, Карасукский р-он. 1912-1913 гг.

Круковский М.А. Постройка хаты из дерна богатым переселенцем из Харькова. Новосибирская область, Карасукский р-он. 1912-1913 гг.

Кое-где дома крыли глиняной черепицей. У старых фотографий качество редко бывает хорошим, и потому мне ее сложно опознать: не факт, что я вообще отличила бы черепицу от гонта. Вполне вероятно там, где я принимаю покрытие за дранку, как раз таки лежит черепица. Вот как на этом фото. Правда, это уже не РИ, а СССР.

Тихоницкая Н.Н. Дом Ф.И. Комышева, крытый черепицей. Кировская область, Вожгальский район, "Вичевский" колхоз (коммуна). 1939 год.

Тихоницкая Н.Н. Дом Ф.И. Комышева, крытый черепицей. Кировская область, Вожгальский район, "Вичевский" колхоз (коммуна). 1939 год.

Кое-где покрывали кровлю камышом, и обмазывали глиной.

А вот еще вариант необычного покрытия. Тут, правда, не дом, а временное жилище — шалаш углежога. Не могу понять, чем он покрыт, но похоже, что обмазан глиной. А сверху, возможно, уложен дерн, либо береста/кора, и все это дело прижато коротким бревном.

Вот такие интересные кровли. Кое-что дошло до нашего времени, а кое-что растворилось во времени. Так, например, крыши из черепицы и дранки и сейчас считаются очень хорошим и эстетичным покрытием; я бы даже сказала, это элитное покрытие, потому что и стоит оно недешево, и укладывать его сложно. А вот крыши из теса в наше время никто уже не делает, доску в любом случае покрывают шифером, железом или иными материалами. Солома же с дерном и вовсе уже вряд ли где-то используется в современных домах; разве что хипстеры могут что-то такое наворотить для пущей аутентичности. Кстати, в заключение еще замечу, что и наш дом, а так же двор (да и все дома в нашей деревне) изначально имели тесовые крыши. Позднее этот тес был просто перекрыт шифером без всяких изменений, но об этом, возможно, я расскажу позже.

История развития кровельных материалов и технологий

Баба Яга со своей избушкой – наш Российский бренд. Избушка, как избушка. Тесно да мало жильё на курьих ножках, крыша нависает над порожком… Всё суть дерево. Издревле к нам дошло выражение «срубить город». Удивительное деревянное творение без единого гвоздя сохранилось до наших дней в Заонежье. Все русские городища были срублены из дерева на диво.

Крыши двускатные с древесным покрытием из гонта – колотых или пиленых плашек из чурок хвойных пород (ель, сосна, лиственница).

Для изготовления этого кровельного материала использовали чурки из стволов дерева без сучков. Кололи гонт, отделяя клинышки от чурки, дорабатывали их резаком до каплевидной формы, сушили до полугода.

Древесина была главным материалом для строительства на Руси. Крыши домов отличались разнообразием форм, которые зависели от значимости строения (храм, дворец, терем, палата, дом, амбар).

Избушка с крышей

В Х веке на Руси появляются первые храмы из камня и кровли из свинцовых пластин для куполов .

В ХII веке в качестве кровельного материала появились листы позолоченной меди.

В период Московского государства (ХII-ХVII в.в.) города Руси отличались многообразием кровель: металлические, деревянные. Не обошла нас стороной, ставшая традиционной в Европе и Китае, черепица.

Время меняет форму застройки, оказывает влияние на восприятие человека и подход к используемым материалам для строительства и кровельных работ. Эпоха классицизма характеризуется более высокой застройкой и уплотнением размещения домов в городах. С ростом зданий крыши, высоко поднятые над головой человека, уходят от зрительного восприятия, что позволяет резко снизить их уклон.

Ценность крыш определяется исключительно их полезными качествами. Основной архитектурный акцент в зданиях отводится их фасаду.

2-я половина XIX и начало XX веков принесла новшества в технику и материалы. Возвратилось применение разнообразия в форме крыш с использованием мансардных этажей. Окраины городов приросли индивидуальными частными постройками. В кровельных материалах лидировали стальной и асбестоцементный листы и солома.

Двигателем изменений в облике застроек городов во 2-ой половине ХХ века явился железобетон. Появились формы конструктивизма, повышенная этажность. Завершающий элемент в архитектуре здания – форма крыши, в пору бурного роста промышленности индустриального домостроении, умерла. Крыши таких зданий стали плоскими и увидеть их можно лишь с высоты птичьего полета. В индустриальное домостроение массово пришли рулонные кровельные материалы на основе битума и рубероида.

В конце прошлого и начале нынешнего веков появились новые материалы для строительства и ремонта кровель. В их создание внесли свою лепту сотрудники НПО «Гидрол-Руфинг», которыми разработаны и внедрены в промышленность и строительство новое поколение мягких кровельных и гидроизоляционных материалов - полимеров. Полимеры позволяют создавать материалы с заданным комплексом технологических и эксплуатационных свойств.

Появление новых технологий и материалов (в их числе Элоны, Кровлелоны, жидкая резина-мастика Унимаст) после периода безликости индустриального домостроения возвращает зданиям индивидуальность, дарит прочность покрытия и повышенную технологичность работ.

Важным преимуществом этих материалов, по сравнению с традиционными, является возможность создавать принципиально новые технические решения. К ним относятся сборные ковры и легкие панели покрытий полимерной кровли заводского изготовления. Это стало возможным благодаря применению разработок НПО «Гидрол-Руфинг» - высокоэластичных рулонных гидроизоляционных материалов Элон-Супер, Кровлелона марок: А – армированного; Г – гидроизоляционного; Д – дублированного и полимерных составов мастик Унимаст, которая обладает уникальным комплексом свойств: приклеивающая, герметизирующая, антикоррозионная. Пленочное покрытие из Унимаст имеет относительное удлинение более 700%, сохраняет эластичность в диапазоне температур от −55°C до +120°C.

Следующим этапом нового 21 века явилось появление безопасной технологии кровельного покрытия современных зданий. Полный отказ от горячих и горючих процессов на кровле зданий, от применения в кровельных работах газа, повышение технологичности ремонтно-кровельных работ на основе использования отечественных ЭПДМ мембран с липким слоем – Элон-Супер-Л по всей поверхности.

Безгвоздевая (самцовая) крыша - тесовая крыша с особой несущей конструкцией, обустраиваемой из горизонтально уложенных брёвен («слег»). Торцы слег врубались в поперечные брёвна фасада сруба («самцы»). Тёс, укладывался на слеги. Крыша строилась без единого гвоздя и имела очень прочную конструкцию.



Энциклопедия древнерусского дома 2-Безгвоздевая конструкция крыши

Лемех – деревянная черепица из тонкого осинового тёса, употреблявшаяся для покрытия глав, шеек, бочек, кокошников, шатров. Для изготовления лемеха, узкие полоски тёса разрубали на короткие дощечки, один из концов которых оформляли в форме острия, полукруга или городков. Нижний ряд плотно прибиваемых друг к другу дощечек перекрывался верхним рядом, образуя «чешуйчатое» покрытие архитектурного элемента.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Лемех. Часовня Ильи Пророка

Красный тёс - обрезные, хорошо оструганные доски, использовавшиеся на верхний, лицевой слой деревянной кровли. Нижние концы красного тёса могли обрабатываться в форме «усечённой пики», придавая кровле ажурность. Кружевная ажурность кровли выгодно контрастировала с бревенчатым монолитом стены и служила достойным украшением постройки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Красный тес

Причелина – доска, защищавшая торцы бревенчатых слег от излишней влаги. В северных районах причелины богато украшались резьбой. Сакральные символы (волны, меандровые линии, круги, кресты, солнечные розетки), составлявшие основу орнаментации причелин, рассматривались крестьянами не только как украшение дома, но и как посыл к благосостоянию владельцев дома и к защите дома от нечистой силы и дурного глаза.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Причелина

Фронтон – верхняя треугольная часть переднего фасада дома. Верхние края фронтона ограничивались скатами тесовой кровли. Фронтоны являлись продолжением стены и составлялись из укорачивающихся и укладывавшихся друг на друга брёвен – самцов. Самцы скреплялись продольными брёвнами крыши – слегами. Слеги выносились далеко вперёд за переднюю стену. Уложенная на слеги кровля венчала конструкцию фронтона и защищала переднюю стену дома от непогоды.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фронтон

Охлупень (шелом) – выдолбленное бревно, венчавшее конструкцию безгвоздевой крыши. Под охлупень подводились верхние торцы кровельного тёса, наружная часть охлупня сохраняла округлую форму бревна. Торец охлупня оформлялся сакральным коником (вырубаемое в виде коня или птицы украшение). Коник имел глубокий смысл, в нем воплотились древние языческие верования славян о природе. Конь символизировал солнце, движущееся по небу. Кроме того, коник являлся обережным символом. В народе верили: «Конь на крыше – в избе тише».


Энциклопедия древнерусского дома 2-Охлупень

Полотенце – короткая, украшенная сквозной резьбой доска, закрывавшая стык причелин. Полотно полотенца украшалось солнечной розеткой, символизировавшей движение солнца по небосводу. Как правило, на фасаде дома располагались три полотенца, закрывавших верхний и нижние стыки причелин. Встававшее на востоке, солнце поднималось в зенит и опускалось на западе, олицетворяя постоянное движение и цикличность жизни.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Полотенце

Светёлка – небольшая светлая комната, скрывавшаяся за фронтоном дома. Как правило, неотапливаемое помещение, использовавшееся только в тёплое время года. В светёлке могли размещаться на ночлег молодёжь, гости. Здесь же хранились вещи, верхняя одежда, неносимая летом. Светёлки в чердачном помещении активно появляются в пореформенное время, когда крестьяне в зимний период отправлялись в отход, а к весенне-летним полевым работам возвращались домой. Подъём в светёлку обеспечивала лестница, устроенная в сенях дома.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Светелка

Сруб – основа деревянного домостроения. Представляет собой четырёхугольную в плане «клеть», состоящую из рядов рубленых брёвен. Для утепления сруба, предназначенного для зимнего проживания, между брёвнами прокладывался мох. В качестве фундамента под сруб подводили большие камни или обожжённые деревянные столбы. Они предотвращали сруб от быстрого гниения снизу. С этой же целью между бревенчатыми венцами и камнями прокладывали бересту. Неимущие крестьяне устанавливали сруб будущего жилища прямо на землю.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Сруб

Подклет – нижняя неотапливаемая часть сруба. В северных районах высота подклета могла достигать 2-2,5 метров. Подклет предохранял жилище человека от излишней влаги и снежных заносов, от сурового зимнего холода. Подклетное помещение имело хозяйственное назначение. Здесь хранились припасы, утварь. В зимнее время в подклете могли содержать птицу и скот.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Подклет

Фасад - вид внешних стен здания под прямым углом зрения: точно спереди (передний фасад), сбоку (боковые фасады), сзади (задний фасад). В декоративном оформлении крестьянских домов XIX - ХХ в. использовалась роспись или раскраска фасада здания и резных украшений в различные цвета. Краска наносилась на плоские поверхности, затянутые тесом. В северных постройках чаще всего использовали желтый, красный, синий и зеленый цвета. Подобное декоративное оформление фасадов могли позволить себе наиболее богатые слои населения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Фасад

Парапет (франц. – parapet, итал. - parpetto) - ограждение балкона, лестницы, крыльца, состоящее из перил, балясин или невысокой сплошной стенки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Парапет

Косяки – бруски или колоды, обрамлявшие оконные или дверные проёмы. Служили укреплению отверстий, вырубленных в стенах. Распространение получили в первой половине XIX столетия.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Косяк

Филенчатые ставни – деревянные затворы к окнам, гладкое поле которых украшалось профилированной рамой и глубокими резными выемками (филёнками) в виде прямоугольников, ромбов, полусолнц и т.д.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Филенчатые ставни

Глухая (плоская) резьба по дереву – один из распространенных видов резьбы. Применялась для украшения жилья: оконных наличников, дверей, фасадов. Данный вид резьбы характеризуется непрорезным (или глухим) фоном, а также рисунком, остающимся практически на одном уровне с доской. Глухая резьба по дереву бывает геометрической, состоящей из кружков, треугольников, различных четырехугольников и прочих фигур и элементов. В давние времена часто наделялась мистическим смыслом и считалась оберегом. Со временем резьба утратила мистическое значение и стала применяться просто в качестве украшения.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Глухая резьба

Пропильная резьба - резьба, при которой узор на деревянной доске или фанере выполнялся путем сквозного пропила и предназначался к восприятию на просвет. Обработанные таким образом подзоры, причелины и «полотенца» благодаря сквозному орнаменту контрастно смотрятся на фоне северного неба.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Пропильная резьба

Потоки - элемент самцовой (безгвоздевой) крыши.

Тес, который укладывали на крышу, в нижней части упирался в поточное (предварительно выдолбленное для стока воды) бревно.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Потоки

Курицы – элемент самцовой (безгвоздевой) крыши. Это еловые брусья – крюки, на которых лежат потоки.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Курицы

Балкон – небольшая площадка с перилами, обустроенная на фронтоне дома. Для создания балкона в стену перпендикулярно врубались два несущих бревна, служившие опорой всему сооружению. Часто эти брёвна становились продолжением внутренних бревенчатых стен, формирующих помещение светёлки (горницы) в чердачном пространстве избы. В традиции балкон носил декоративный характер, украшался пропильной резьбой, выхода на балкон не было. В домах, испытывавших явное городское влияние, балкон мог уже иметь и функциональное значение.


Энциклопедия древнерусского дома 2-Балкон

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

Дом-пятистенок – тип дома, передняя изба которого имеет капитальный бревенчатый переруб в срединной части, образующий два помещения внутри одного сруба. В плане жилая часть имела пять стен, две из которых располагались параллельно улице, а три – перпендикулярно. К избе по-прежнему пристраивались сени и большой хозяйственный двор. Пятистенки возводили состоятельные крестьяне уже во второй половине XVIII века. Но и в конце XIX столетия такие дома встречались редко.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом пятистенок

Дом-четырёхстенок – классический вариант крестьянского жилища. Состоит из утеплённого сруба (собственно избы) и пристроенных к нему сеней, защищающих вход от непогоды. Данный тип построек рассматривается как простейший вариант, от которого берёт начало эволюция деревянного домостроения. Как правило, строительством четырёхстенного жилого дома ограничивались беднейшие крестьяне.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом четырёхстенок

Дом-шестистенок (изба с прирубом) – в эволюции деревянного домостроения занимает промежуточное место между домом-четырёхстенком и пятистенком. В момент расширения жилой части к основному срубу пристраивался «прируб». Расстояние между срубами составляло 20-40см. Горизонтальный план постройки менялся. Теперь он имел шесть стен, две из которых были параллельны, а четыре перпендикулярны улице. Отсюда название дома – «шестистенок». Согласно масштабам жилой части перестраивался хозяйственный двор. Затем дом заново перекрывался крышей.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом шестистенок

Дом-двор (Дом однорядной связи) типа «брус» - характерный для Русского Севера тип дома, в котором жилая часть дома и хозяйственный двор находятся под единой двухскатной кровлей. В плане дом представляет собой вытянутый прямоугольник. Внутреннее пространство дома-двора разделяется широкими сенями на две неравные части: меньшая (жилая) часть выходит на главный фасад, а большая (хозяйственный двор) уходит на задворки.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом-двор типа

Дом "кошелем" предназначался для нескольких семей, связанных между собой узами родства. Это родовое гнездо клана. Кошел, кошма - вместилище, большая корзина.

Благодаря устройству музея-заповедника в Кижах стал широко известен дом из села Ошевнева, поражающий своими размерами. Дом имеет два жилых этажа. Такие дома назывались "двужирными" или "двужильными". Над зимним жильем располагался еще третий летний этаж - светелка. В доме объединены четыре избы, два жилых летних помещения, большая клеть, которая могла использоваться как под жилье, так и для хозяйственных нужд , гигантский хозяйственный двор, занимающий примерно 2/3 площади дома. Дом был обстроен с трех сторон открытой галереей с нарядными резными балясинами. Для дома "кошелем" характерна сложная асимметричная прямоскатная кровля.

Энциклопедия древнерусского дома 1-Кошель

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Вот изогнулась избенка «крюком», буквой «Г», да так и получила название «глаголь» по наименованию буквы в церковнославянском алфавите. Здесь все хозяйственные помещения расположены под прямым углом к жилым, то есть сзади и сбоку от сеней. Выходит так называемый «двор с отливом», укрывшийся под «полой» двускатной крыши, общей для избы и хозяйственной части. Так как крыша двора – продолжение одной из сторон крыши, покрывающей избу и конюшню, то стены двора делали значительно ниже стен жилой части.

Такой двор был особенно удобен в местах, где селения расположены на склонах холмов. Ведь если двор «глаголем» или, как его нередко называют, двор «сапогом» стоит в месте более низком, чем изба, то скат крыши двора будет более крутой, что имеет неоспоримые преимущества перед пологим скатом, на котором снег весной подолгу залеживается, и крыша скоро прогнивает. Так и прячутся под одним «конем» изба, сени, двор, в котором уместились и хлев, и конюшни, и омшаник – теплый хлев для овец. Все здесь просто и ладно, все на своем месте, будто и не может быть иначе!


Энциклопедия древнерусского дома 1-Глаголь

Энциклопедия древнерусского дома 1-фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-второй фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий фасад

Энциклопедия древнерусского дома 1-третий четвертый

Изба-двойня – представляет собой два самостоятельных сруба, плотно приставленных друг к другу. Они имеют общие сени и крышу. Вершина крыши проходит над серединой дома. Срубы имеют приблизительно одинаковые размеры. Каждый из них служит избой. Фасад такого дома чаще всего имеет симметричное решение, хотя встречаются и фасады на семь окон (три окна в одной избе, четыре – в другой)


Энциклопедия древнерусского дома 1-Изба - двойня

«Дом о два конька» - конструкция крестьянского дома, избы которого укрыты отдельными кровлями с параллельным или перпендикулярным расположением охлупней и коньков. На таком доме красовалось два конька, его называли «дом под двумя конями», «дом с оврагом».


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом

Дом важского типа - дом «на два жилья». На Ваге принято было пристраивать зимние избы к задним фасадам домов, в результате чего дом в плане напоминал брус. В нём выделяются три части: «перёд» (летняя изба-летние сени), «серёдка» (двор), «озадок» (зимняя или скотняя изба).


Энциклопедия древнерусского дома 1-Дом важского типа

Переруб – внутренняя бревенчатая стена, выполненная одновременно с основным срубом, врубленная в него с остатком. Использовался для разделения помещений внутри сруба и для придания жёсткости конструкции основной стены.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Переруб

Курная («чёрная», «рудная») изба – изба, отапливаемая по-чёрному. Изба представляла собой собственно жилище человека, немыслимое без обогрева. Печь в курной избе не имела дымохода. Во время топки печи дым заполнял всё пространство избы, поднимался вверх и выходил через волоковые окна и деревянный дымоход наружу. Несмотря на минусы в процессе эксплуатации, курная изба имела ряд преимуществ. Сажа и копоть оседали на стенах, защищая брёвна от проникновения влаги. Печь долго хранила тепло, требовала меньше дров. Сруб курной избы служил дольше.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Курная изба

Крыльцо на столбах – вариант крыльца северного крестьянского дома, стоящего на высоком подклете. Подобное крыльцо выносилось за стены дома и служило его украшением. Вертикальной опорой выносного крыльца были деревянные брёвна-столбы, поддерживавшие лестницу, крышу и верхнюю площадку крыльца. В зависимости от количества опор крыльцо могли называть одностолпным, двустолпным, четырёхстолпным.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Крыльцо на столбах

Закрытое крыльцо – крыльцо, располагавшееся внутри основного сруба дома. В традиции, крыльца выносились за пределы стен и служили одним из их основных украшений. Лестница, ведущая на второй ярус и находящаяся внутри сруба, говорила о явных городских влияниях в архитектуре крестьянского дома.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Закрытое крыльцо

Горница («горняя» - находящаяся на «горнем», возвышенном месте) – парадное помещение в крестьянском жилище. Во второй половине XIX века обустраивалась без печи и эксплуатировалась как жильё только в тёплое время года. Летом в хорошо освещённой горнице женщины занимались рукоделием. Здесь же выделялось спальное место для молодожёнов. На рубеже XIX-XX веков состоятельные крестьяне обустраивают в горнице печи-голландки, что значительно расширяет функции помещения. Часто горница служила местом для приема и размещения гостей.


Энциклопедия древнерусского дома 1-Горница

Архитектурно-этнографический музей Вологодской области приглашает Вас в мир русской деревни конца XIX – начала ХХ вв. Здесь Вы можете прикоснуться к традициям жизни предков, к истокам культуры и менталитета русского народа.

Адрес: 160555, Вологодский район, Майское сельское поселение, в районе деревни Семенково

Телефон: (8172) 52-54-51

12-ый км автодороги "Вологда-Медвежьегорск" ("Вологда-Кириллов").

Автобусом "Вологда-Молочное". Остановка "Семенково" (Расписание движения автобусов)

Читайте также: