Крыша дома на набережной

Обновлено: 14.05.2024

Одним из самых интересных и загадочных зданий в Москве является дом по адресу Берсеневская Набережная, 20/2 (ул. Серафимовича, 2), больше известный как "Дом на Набережной" (по одноимённой повести писателя Юрия Трифонова, выросшего в этом доме).

Здание проектировал архитектор Борис Иофан, известный по работе над созданием Дворца Советов, который должен был возвышаться вместо взорванного Храма Христа Спасителя.

Уже изначально дом предназначался для проживания советской элиты. Он представлял из себя полноценный комплекс, жители которого были обеспечены полным спектром услуг - магазины, столовые, кинотеатр, медицинский кабинет, библиотека, спортзал, почта, столовая, даже теннисные корты.

В каждой квартире имелся мусоропровод, радио и телефон, газ. Жильцы были обеспечены круглосуточной горячей водой и центральным отоплением. На кухне помимо всего прочего имелась вытяжка для самовара и хозяйственный лифт - неслыханная роскошь для москвичей.

Неудивительно, что жители полюбили выделенные им квартиры.

Теперь немного подробнее о некоторых проживающих в доме в разное время:

- Советский писатель и журналист А. С. Серафимович , представитель пролетарской литературы, представитель Социалистического реализма

- Лётчик-полярник И. П. Мазурук , Герой Советского Союза, участник строительства Комсомольска-на-Амуре, участник в высадке первой дрейфующей научной станции "Северный полюс-1". Держал в квартире королевского пингвина, привезенного из экспедиции в Антарктиду.

- Герой Советского Союза, генерал-майор авиации М. В. Водопьянов,  участник героической эвакуации экипажа затонувшего в Берингом проливе парохода "Челюскин".

- Советский композитор, генерал-майор А. В. Александров, создатель и руководитель Ансамбля Красноармейске песни Центрального дома Красной Армии им. Фрунзе (ныне широко известный Ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова), автор музыки гимна СССР, композитор песни "Священная война" и ещё более 50 героических песен и маршей.

- Маршал бронетанковых войск Я. Н. Федоренко , во время Гражданской войны командовал бронепоездом, участвовал в сражениях против Юденича, Колчака, Врангеля; во время Великой Отечественной Войны был заместителем наркома обороны СССР, командующим бронетанковыми войсками.

- Советский конструктор, под руководством которого были созданы самолёты-истребители Миг А. И. Микоян,  брат члена Политбюро ЦК КПСС Анастаса Микояна

- Народный артист СССР Алексей Баталов , запомнившийся прежде всего ролями канатоходца Тибула в фильме "Три толстяка" и Гоши в "Москва слезам не верит".

- Балетмейстер и хореограф, Герой Социалистического труда, Народный артист СССР и Лауреат многих премий, основатель первого в стране профессионального народного танца Игорь Моисеев прожил в доме чуть меньше трети своей жизни - 33 года.

В жизни дома были и "чёрные страницы": в 1933 году беззаботная жизнь его обитателей кончилась. С начала Большого Террора и по 1953 год более 806 жителей элитного комплекса было репрессировано, за что в народе его начали называть "домом предварительного заключения" и "улыбкой Сталина". Среди жертв были:

- первые маршалы Советского Союза Блюхер (умер в тюрьме) и Тухачевский (расстрелян)

- видный политический деятель, один из организаторов репрессий Постышев (расстрелян на полигоне Коммунарка)

- семья наркома финансов УССР Михаила Полоза (расстрелян): жена Т. Мягкова (расстреляна) и дочь Рада Полоз (5 лет ссылки)

- семья полковника Георгия Душечкина (расстрелян на полигоне Коммунарка как фигурант "дела Тухачевского"): жена Е. Душечкина (8 лет лагерей) и двое детей (судьба мне неизвестна)

- Кристал Кристалович Аболин , заместитель наркома финансов СССР (расстрелян на полигоне Коммунарка)

- Израиль Яковлевич Вейцер , нарком внутренней торговли СССР (расстрелян на полигоне Коммунарка)

. и многие другие партийные, государственные, военные деятели.

Сейчас дом вновь живёт счастливой жизнью. Кинотеатр находится на реконструкции, но работают Московский театр Эстрады, замечательный музей истории дома и изысканная столовая, где можно вкусно окунуться в атмосферу середины прошлого века.

В доме проживают народные артисты РСФСР Геннадий Хазанов и Леонид Куравлев , заслуженная артистка РСФСР и всеми любимая "Мэри Поппинс" Наталья Андрейченко , народный артист РФ Александр Домогаров , певица Глюкоза , а так же родственники тех, кто получил в свое время квартиры за заслуги перед партией и государством.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на страницу, оставляйте комментарии, надеюсь услышать истории о доме от тех, кто в нем бывал или жил!

Речь в этом посте пойдет о известной всем крыше на набережной. Это место для меня особенное, постараюсь объяснить почему.

Это не просто бездушная крыша, это крыша с душой и своей атмосферой. Очень часто бывает так, что казалось бы неодушевленные предметы воспринимаются как живые, каждый раз когда ты их видишь - ты радуешься как встрече с хорошим другом. На крыше дома на набережной роль таких предметов играют старые, деревянные шезлонги, живущие на крыше уже несколько лет. Светлая, почти что белая крыша этого дома меня всегда настраивает на хорошее настроение. Она просто пестрит выступами, закутками и балкончиками. В мой последний визит туда как раз на таком балкончике я нашел хрустальные бокалы на тонких ножках и осушенную бутылку дорогого вина. На самом деле прийти на эту крышу например с любимым человеком, в теплый летний вечерок, пробравшись по шуршащей кровле и заняв удобное место в шезлонге с видом на Кремль, Москву реку и Храм Христа спасителя - это уже необычайно романтично, а распить бутылочку вина в лучах уходящего солнца. Ради таких моментов пожалуй стоит жить!

Впрочем крыша примечательна не только уникальными видами на центр Москвы, на крыше здания установлена огромная, высотой почти в три этажа реклама "Мерседесс-Бенц" в виде фирменной звезды. Попасть к ней сразу, пройдя через центральный подъезд получается крайне редко, по этому приходится вылезать на крышу с дальнего подъезда и идти по кровле до заметного перепада высот, где затем нужно карабкаться по привязанной лестнице. На самом деле любителей крышной романтики это ничуть не пугает, а наоборот придает интерес.

3. Вот так выглядит ДНН со стороны. Снято с Государственной библиотеки им. Ленина.

Первый раз я оказался на этой крыше в студеную зимнюю пору, когда мел снег и дул сильный ветер. Было ужасно холодно, меня тогда ни спасало ни пальто, ни шапка ушанка, ни теплые сапоги. День этот мне запомнился не только лютым холодом, именно тогда я познакомился с raskalov_vit , это он сводил меня туда, первый показав это чудесное место, которое я потом полюбил всей душою. Ниже фотография Виталия, где я окоченевший стою под значком. Своих зимних фото у меня нет, так как в тот день я попросту забыл аккумулятор от фотоаппарата.

4. Идти до сюда по двускату, постоянно подскальзываясь и цепляясь головой за провода - было неудобно.

Зима была для меня оказалась насыщенна событиями, я очень много ходил по крышам, стремясь посетить все новые для меня места, а сам я каждый раз возвращался к идеи что в первый день весны, нужно срочно сходить сюда, на ДНН.

Сбылась моя мечта еще нескоро, следующий визит ждал меня лишь в мае. Но после этого я стал ходить сюда чаще.
И только сейчас, сидя дома с кружкой терпкого чая и разбирая фотографии с Дома на набережной, я вспоминаю:
сколько же здесь было сказано слов о самом разном, сколько выпито было, сколько идей оговорено. Как много приятных и незабываемых моментов помнит эта крыша. Сколько дружеских шуток, сколько самых ярких моментов жизни обсуждено, здесь мы разглагольствовали обо всём: о дружбе и любви, жизни. Я был здесь и с друзьями и был с любимою. Был здесь и в жару и в холод, и днём и темной ночью, был с поводом и без.

Здесь мы отмечали день рождения makzer , специально по этому случаю притащив на верхнюю секцию деревянные шезлонги. Посидев немного и отдохнув, созрело гениальное решение продолжить отмечать на другой крыше. На крыше строящегося небоскреба "Федерация". В тот день мы впятером залезли туда и не спалились. Наверное это был подарок Макзеру на день рождения. Отчет с той полазки можно посмотреть тут .

Сюда я приходил с occamz_razor встретить закат. Это тоже её любимая крыша!

Здесь бывает очень красиво. Иногда красота и романтика сама находит тебя.
Каждый раз, когда мои мечты сжигает пламя реальности, я вспоминаю эту фотографию и мне становится грустно.

11. Город догорает.

12. Горячее солнце было поймано бездушным и острым металлом "звезды".

14. Вечерело и близился момент уходить.

Как то раз kirbase залез до центра значка, чем очень нас всех удивил. Дело в том, что сделана реклама из острых металлических пластов, умело сбитых в нужную форму. Забраться наверх можно, но вероятность порезаться невероятная.
Кирилл же отделался легкими царапинами на руках.

16. 0lolosh думает что я не вижу его и втихаря сцапал мой термос с чем.

Самое лучшее место, что бы отдохнуть с веселой компанией!


•Можете добавить меня в друзья и быть в курсе следующих моих постов.

В советское время высотка на Котельнической набережной служила местом сбора чиновников НКВД (МВД), ведущих ученых страны, известных деятелей искусства Советского Союза.

Попасть в это здание обычный человек не мог, но сейчас там может побывать каждый желающий. Есть масса вариантов, которые предлагаются желающим поближе познакомиться с одной из сталинских высоток:

  • Апартаменты в посуточную аренду = от 4000 рублей;
  • Аренда квартиры = 60-70 тысяч рублей за месяц;
  • Покупка квартиры = от 20 миллионов рублей (однушка).

Но сегодня мы расскажем о том, как оказаться внутри высотки, не переплачивая!

История здания

Эта сталинская высотка строилась самой первой — начались работы в 1930-х годах. Сначала строители занялись корпусом, строительство которого прекратилось с началом Второй мировой войны: дорогостоящий проект был заморожен, и в течение 10 лет первый корпус одиноко стоял на Котельнической набережной, ожидая распоряжений судьбы.

В конце 1940-х строительство возобновилось. По итогу официальной датой заложения высотки стало 7 сентября 1947 года, когда отмечали 800-летие города Москвы. Хотя строительство велось активное, на завершение проекта ушло около пяти лет. В 1953 г. сюда стали заезжать первые жильцы. А так как Дворец Совета и административное здание в Зарядье еще не существовали, это жилое здание стало центральной высоткой Москвы, которая располагалась меньше чем в полутора километрах от Кремля и Красной площади.

Ввели в эксплуатацию жилой дом уже после смерти Сталина. В строительстве резко поменялось отношение к величественному и монументальному, им на смену пришли типовое проектирование, высокий темп строительства и экономичность. Такие изменения не сильно, но повлияли на интерьер здания.

Квартиры в высотке в первую очередь выделялись прославившимся деятелям искусства, ученым. В то время жильцы определяли статус здания.

Что спрятано внутри?

Первоначально в доме насчитывалось 540 квартир. Сейчас же их стало меньше, потому что некоторые состоятельные жильцы могли позволить себе объединить несколько квартир в одну.

Жить здесь до сих пор считается престижным, так как здание обладает прекрасным месторасположением: близость к набережной, пешая доступность до небольших тихих скверов, близкое расположение к Кремлю и Бульварному кольцу. Добираться до метро далековато, но с этим большинство жильцов уже смирились. На первом этаже расположились различные службы, сервисы и супермаркет. И ко всему этому жильцы не платят за капитальный ремонт, так как здание является памятником культурного наследия!

Центральный лифтовый холл поражает всех своей красотой и нарядностью. Взгляду посетителей представлены украшенный барельефами холл, росписи на потолке, изображающие счастливых граждан Советского Союза, которые танцуют, гуляют и просто радуются жизни.

Но прежде чем увидеть эту красоту, нужно пройти через консьержку, которая обязательно уточнит у вас, куда идете и записывались вы на экскурсию. Раньше сотрудника музея, который провожал на 6 этаж, нужно было ждать внизу. Сейчас все гораздо проще.

В целом «парадность» высотки полностью сосредоточена на ее центральном холле, потому что все остальные переходы и коридоры кажутся массивными и основательными, в духе сталинского ампира. Некоторых поражает лепнина на потолке, огромные люстры, полы из мрамора и массивные двери из дерева, каждая из которых имеет свою оригинальную резьбу. Однако в этой красоте нет ничего сверхъестественного.

Новым жильцам квартиры сдавались уже меблированными. Часть этой массивной деревянной мебели, шкафов и бронзовых светильников сохранилось до сих пор вместе с оригинальными оконными рамами, паркетом и дверьми.


1. В процессе съёмки в этот раз я использовал советский телеобъектив - Юпитер-21М, который дал вполне себе специфический, конечно, но приятный результат. Поэтому, в отличие от прошлой первой части, Кремль будет значительно ближе.
Хорошо видны купола трёх соборов Кремля (Благовещенского, Успенского, Архангельского) и часть колокольни Ивана Великого. На заднем плане - шпили Исторического музея с орлами и купол Сенатом со Святым Георгием Победоносцем.


2. А вот под крышей этой уютной ротонды мы и расположились. Кстати, в тот день активно летали вертолеты, а один даже завис совсем неподалеку от меня.
Довольно приятная геометрия, сам бельведер непосредственно будет чуть позже.


3. Теперь обратим свой взор в сторону Большого Кремлёвского Дворца на фоне Троицкой башни и шпиля Останкинской. Очень красиво и парадно в такую погоду смотрятся детали оформления фасада Дворца и "золотая" башенка.


4. Теперь обернемся в сторону улицы Большой Полянки и Калужской площади. Также видна длинная обшарпанная двускатная крыша дома.


5. И снова Кремль, на этот раз Боровицкая, Оружейная и Водовзводная башни.


6. А вот так выглядит башня-бельведер или ротонда, как вам больше нравится. Однако внутри сидеть не так уж и удобно. Там нет террасы и столика для романтического ужина, а только крыша с острым верхом. А жаль.


7. Посмотрим теперь на Кремль в таком ракурсе, в кадр теперь также попал известный дом на улице Серафимовича и уродливый скелет недостроенного МФЦ "Оружейный".


8. Повернемся на северо-запад - тут всё, как и в 2011, однако с ГЭС исчезла табличка с названием, да и "Москва-Сити" повыше стала.
На переднем плане - Храм Христа Спасителя и ГЭС № 2 ОАО «Мосэнерго», а справа - театр "Ударник".


9. На Водоотводном канале организованы фонтаны. Что-то вроде питерских, но поскромнее.


10. В тот раз не фотографировал, но сейчас решил сделать снимок в сторону Дома Пашкова. Очень красивое здание, жаль справа портит весь вид высокое серое здание РГБ.


11. И еще один снимок, почти дублирующий первый, однако сейчас влезла фактически вся колокольня Ивана Великого.


12. А напоследок, пожалуй, самый широкий вид в сторону Кремля. Теперь в кадр попал Большой Каменный мост и Москва-река. Жаль, что на заднем фоне столько строительных кранов.

Дарья Василькова оформила свою террасу на крыше знаменитого исторического жилого дома на Серафимовиче, 2 в формате уличных кафе и баров, которые можно встретить с одинаковым успехом в Берлине, Нью-Йорке или Стамбуле.
Расположенная на двух уровнях, открытая терраса на 12-м этаже представляет собой в буквальном смысле организованное пространство крыши: бетонные с подтеками стены, железные (временами ржавые) перила в сером ландшафте стальных крыш.





Мы решили сохранить "уличный" формат и преобразовать его в пространство, оформленное по принципу zero-waste, подходящее и для деловых завтраков, и для вечеринок с барбекю на сансете. В итоге, получился экстерьер, где винтажная мебель с европейских блошиных рынков соседствует со старой балийской лодкой, а жестяные бочки и старые пластиковые коробки, ставшие кашпо для растений, - с аксессуарам upcycling - подушками и русалками из Rusalki Family.









Флористическое портфолио представлено исключительно сезонными растениями средней полосы: злаки, подсолнухи и цветы. Неприхотливые в уходе, они добавляют зелени в урбанистический ландшафт центра Москвы с видом на Кремль, Храм Христа Спасителя и Красный Октябрь.








Оформляя стол для гостей, Дарья также предпочла принцип zero-waste: посуду Pols Potten она разбавила винтажными советскими тарелками, сочетая их по цвету. Из декора - мужские бюсты из Лилля, приобретенные на блошином рынке, и подушки русалки из коллекции Дарьи Rusalki Family.

Читайте также: