Крутит за окном не выйдешь из дому

Обновлено: 01.05.2024

Ответы и задания для вариантов РЯ2010801, РЯ2010802 диагностической работы №3 статград по русскому языку 10-11 класс для подготовки к ЕГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 08.02.2021 (8 февраля 2021 год).

Ссылка для скачивания вариантов (РЯ2010801-РЯ2010802): скачать задания

Диагностическая работа №3 пунктуация, лексические нормы позиции 16-21 по русскому языку 10-11 класс статград ЕГЭ 2021 решать варианты онлайн:

Сложные задания и ответы с варианта РЯ2010801:

1)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) После соревнований Сергей сразу поехал в гостиницу заснул вечером мёртвым сном и проспал почти сутки. 2) Сердце вдруг то задрожит и забьётся то притихнет забудется в приятных воспоминаниях. 3) Снег ещё лежал сугробами и серыми шапками в глубоких лесах и в тенистых оврагах а на полях осел стал рыхлым и начал таять. 4) Иногда лишь мелькнёт деревенька да голубой лентой сверкнёт на повороте река. 5) Ветер гнул вершины сосен ревел и толкал меня прямо в грудь.

Ответ: 15

2)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Трещали сухие листья хворост и серые тени туда и сюда сновали по всему лесу. 2) И старый князь и молодой князь и управляющий уважали его и в шутку называли министром. 3) Вдохновлялись ли вы какими-нибудь героями или сценами из классических или современных фильмов? 4) Человек этот был ни рыба ни мясо всегда говорил невпопад и быстро менял своё мнение. 5) На торжественный вечер по случаю юбилея Анастасии Ильиничны приехали как родственники и друзья так и коллеги.

Ответ: 45

3)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вьётся мой стих и летит и трепещет. 2) Информация – это мера количественных и качественных свойств любых объектов и процессов явлений или событий в окружающем мире. 3) Вся тяжёлая и густая листва то́поля дрожала и шумела от шторма. 4) Это был не то огонь костра не то свет уличного или ручного фонаря. 5) Однажды вечером я сидел на берегу и глядел на синее русло реки да на высокие холмы вдалеке.

Ответ: 24

4)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Среди (1) некогда населявших территорию современной России (2) многочисленных народов (3) наибольшее внимание историков привлекают скифы (4) исчезнувшие с исторической арены ещё до Новой эры (5) и (6) оставившие после себя удивительные ювелирные артефакты.

Ответ: 4

5)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Размякшая под дождём земля (1) легко поддавалась лопате, и (2) в увеличивавшуюся с каждым взмахом рук (3) яму (4) переливаясь бензиновой радугой (5) и (6) захватывая с собой кусочки прелых листьев (7) стала затекать вода.

Ответ: 47

6)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Громадные валы́ совершенно чёрной воды, и даже не воды, а земли и песка (1) поднятого со дна (2) летели (3) перекатываясь друг через друга (4) и (5) ударяясь о выступ бе́рега (6) шли назад.

Ответ: 123456

7)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Друзья (1) Людмилы и Руслана (2) С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где (3) может быть (4) родились (5) вы (6) Или блистали (7) мой читатель. Там (8) некогда (9) гулял и я: Но вреден север для меня.

Ответ: 2347

8)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Оставив день воскресный позади, Я возвращался в стен больничных голость, Но и в палате слышал Олин голос: «Дай руку (1) деда (2) деда (3) погоди…» Когда я чую жжение в груди, То вижу, как с другого края поля Ко мне несётся маленькая Оля С истошным криком: «Деда-а-а (4) погоди-и!» И я гожу, я (5) всё ещё (6) гожу И (7) кажется (8) стерплю любую муку, Пока ещё (9) ту крохотную руку В измученной руке своей держу.

9)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ну что (1) ты (2) глядишь, как старик богомольный на ангела? Что я такого сказала? На том берегу есть завод мукомольный, идёт пароходик с речного вокзала; мы купим билеты в печали невольной: ведь (3) два – это много, один – это мало… Наверное (4) лучше нам взрослый и детский купить. Но орех разбивается грецкий волны́ . Под прозрачной её скорлупою в морщинистой плоти увидеть сумей-ка, как зеленью тёплой и влагой тупою себя окружили Сазанка, Шумейка. Туда ль (5) мы поедем сегодня с тобою? Вот (6) солнце в воде, как большая копейка, Вот (7) птица летит над водой неизвестной, Вот (8) двое несчастных в каюте двухместной.

10)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Фома почувствовал (1) как в душе растёт и крепнет (2) странное и мучительное чувство (3) скрытое присутствие (4) которого (5) он ощущал в себе уже долго.

11)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Отцу казалось (1) что так будет легче сосредоточиться и подготовить себя к тому разговору (2) при одной мысли (3) о котором (4) тягостно холодело внутри (5) потому что он опасался реакции сына.

12)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что заслужили, кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили несмотря на то (5) что (6) никто уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8) именно появилась такая ненависть.

13)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Егерь сказал (1) что (2) если мы поторопимся (3) и (4) если позволит погода (5) то к вечеру группа наша уже будет в лагере геологов (6) где достаточно припасов (7) и где есть лошади.

14)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Самоуверенный генерал со своей убеждённостью в том (1) что не то хорошо (2) что хорошо (3) а то хорошо (4) что ему пришло в голову (5) написал в послании первые слова (6) которые пришли ему в голову (7) и (8) которые не имели смысла.

15)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда он оказался в гостиной (1) эта комната произвела странное впечатление своею бедною, мещанскою обстановкой (2) причём (3) хотя в ней были и кресла, и громадная лампа с абажуром (4) она всё же походила на нежилое помещение (5) так что было очевидно (6) что в этой комнате мог чувствовать себя дома только такой человек (7) каким был доктор.

16)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)История в некотором смысле есть зерцало бытия и деятельности народов, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству. (2)Правители и законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на её листы взглядом мореплавателя, который изучает карту морей. (3)Мудрость человеческая имеет нужду в опыте – жизнь, однако, кратковременна. (4)Нужно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество в древности, чтобы учредить порядок и даровать людям, живущим сегодня, возможное на земле счастье. (5)Не только правитель должен читать историю – простой гражданин тоже обязан её знать. (6)Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, ибо даёт возможность убедиться, что это обыкновенное явление во всех веках. (7)Она утешает в государственных несчастьях и бедствиях, так как свидетельствует, что и прежде бывали подобные. (8)Но государство, переживая эти смуты, всё-таки не разрушалось. (9)Она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, а справедливость утверждает наше благо и согласие общества.

17)Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Таймыр – озеро в азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») – так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр – самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро – Верхняя Таймыра, после озера – Нижняя Таймыра), берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря. (6)Первые исследования Таймыра – крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала – были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.

Сложные задания и ответы с варианта РЯ2010802:

1)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз конверт и записку и ей тут же захотелось рассказать об этом своей матери. 2) А солдат улыбается себе в усы да глаза щурит ест похлёбку да хозяйку нахваливает. 3) За первый день экскурсанты успели посетить не только Ливадийский дворец и парк Харакс но также «Ласточкино гнездо» и знаменитую «Поляну сказок». 4) Инвестор хочет переоборудовать штамповочный цех и цех упаковки готовой продукции и планирует полностью финансировать этот проект. 5) В конце августа жара спадает и с моря начинает дуть постоянный и очень сильный ветер.

Ответ: 23

2)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Предстоящая защита диплома тревожила Кирилла не столько из-за известной строгости профессоров и возможных каверзных вопросов сколько из-за необходимости выступать перед публикой быть на виду. 2) Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы и после этого пленные вышли на Калужскую дорогу. 3) Принесённый плетень поставлен полукругом подпёрт сошками и перед ним разложен костёр. 4) Для приготовления соуса растительное или сливочное масло нужно подогреть на медной или чугунной сковороде. 5) Поначалу Костя не понял ни сути сюжета и конфликта ни атмосферы фильма.

Ответ: 25

3)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Целый день шёл дождь и мы то пили чай с малиновым вареньем и клюквой то играли в шахматы. 2) Перед каждой поездкой в горы или на озеро Саша чувствовала необычайный прилив сил и радости в предвкушении встречи с дорогими и любимыми местами. 3) Гриша был не столько обижен на друга из-за случившейся ссоры сколько расстроен самой причиной этой нелепой размолвки. 4) В городе будут помнить о произошедшем через год и через пять лет и через десять лет. 5) В шкафах и на столе на диване и на подоконниках лежали огромные подшивки старых газет и журналов.

Ответ: 35

4)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вокруг одного из карточных столов (1) сбившись в кучу (2) и (3) следя в жадном молчании за руками сдающего (4) собралось десять или двенадцать игроков с (5) измятыми бессонной ночью (6) лицами (7) казавшимися совсем мёртвыми при слабом утреннем освещении.

Ответ: 147

5)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он стоял перед дворцом во время обеда государя (1) глядя в окна дворца (2) ожидая чего-то ещё и (3) завидуя одинаково и сановникам (4) подъезжавшим к крыльцу (5) и (6) мелькавшим в окнах (7) камерлакеям.

Ответ: 1245

6)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Семён остановился на полуслове (1) услыхав (2) ясно (3) раздавшийся в тихом воздухе (4) гон с подвыванием не более двух или трёх собак. Он (5) наклонив голову (6) прислушался и (7) молча (8) погрозился барину.

Ответ: 156

7)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Дай оглянусь. Простите ж (1) сени (2) Где дни мои текли в глуши, Исполнены страстей и лени И снов задумчивой души. А ты (3) младое вдохновение (4) Волнуй (5) моё воображенье, Дремоту сердца оживляй, В мой угол чаще прилетай, Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть В мертвящем упоенье света, В сем омуте, где с вами (6) я (7) Купаюсь (8) милые друзья.

Ответ: 12348

8)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Должно быть (1) любому ребёнку Земли Знакома игра под названьем «Замри». Орут чертенята с зари до зари: «Замри. » «Замри» – это, в общем-то, детский пароль, Но взрослым его не хватает (2) порой. Не взять ли его у детишек взаймы – «Замри»? Послушай-ка (3) друже (4) а что если (5) вдруг (6) Ты (7) мне не такой уж и преданный друг? Да ты не пугайся, не злись, не остри – «Замри!»

9)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Крутит за окном, не выйдешь из дому! А киномеханику опять По́ полю (1) как говорится (2) чистому на себе культуру доставлять. Влезет в брюки, в валенки и тонкую косу под ушанку уберёт. Родилась (3) зачем-то вот (4) девчонкою, надо бы (5) как раз (6) наоборот! Кончится сеанс, начнутся танцы. Ну (7) их. Чуть помедлит у дверей. Или (8) может (9) всё-таки остаться. А назавтра вновь тащиться ей!…

10)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В усадьбе «Ясная Поляна» (1) был восстановлен уникальный сад из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.

11)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Хотя предъявлять договор никто не обязан (1) бывают ситуации (2) когда это лучше сделать (3) чтобы не портить отношения с людьми (4) расположение (5) которых (6) впоследствии ещё может пригодиться.

12)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Так начался изнурительный кошмар этих двух недель (1) в продолжение (2) которых (3) он пытался заставить себя решиться на проверку (4) что ему давалось с огромным трудом (5) и одновременно уговорить докторов (6) что здоров и ни в какой проверке не нуждается.

13)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Всего лишь за месяц А.С. Пушкин увидел весь Крым (1) и (2) хотя поэт писал впоследствии (3) что быстро привык к здешним красотам (4) и (5) что местная природа уже потеряла для него своё очарование (6) но стихи его и письма говорят об ином.

14)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сергей не стал спорить с другом (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко (4) и (5) что (6) не всё задуманное удаётся реализовать (7) но сегодня ему хотелось улыбаться (8) и думать только о хорошем.

15)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ты должна узнать (1) были ли написаны завещание и письмо (2) и (3) если они ещё не уничтожены (4) постарайся выяснить (5) где их найти.

16)Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Здешние леса и предгорья – небезопасное место для путешественника. (2)Стоял конец лета, среди птиц, насекомых, в сухой траве – всюду чувствовалось приближение осени. (3)Около горного ручья мы разошлись: я пошёл по галечниковой отмели налево, а Олентьев – направо. (4)Прошло две минуты – в его стороне вдруг грянул выстрел. (5)«В кого ты стрелял?» – спросил я. (6)Он отвечал, помедлив: «Кажется, в тигра». (7)На поваленном дереве, которое преграждало нам путь, распростёрлось мощное тело. (8)Это был подстреленный зверь – не тигр, а барс. (9)Голова и передние лапы свесились по одну сторону ствола, а задняя часть тела – по другую.

17)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Кроноцкий заповедник, расположенный на территории Камчатского края, для туристов является почти синонимом Долины гейзеров. (2)При этом, отметим, открытие самой Долины произошло много позже основания заповедника. (3)Честь открытия выпала геологу Т.И. Устиновой: в 1941 году она и Анисифор Крупенин, камчатский абориген, во время исследования территории заповедника наткнулись на один из гейзеров. (4)Сейчас Долина гейзеров на Камчатке, являясь самой концентрированной территорией термальных источников, известна по всему миру. (5)Здесь сосредоточено больше сорока гейзеров, здесь же сформирована одна из самых изучаемых экологических систем полуострова. (6)Долина не раз меняла свой первоначальный облик в связи с природными катастрофами, одна из них произошла в июне 2007 года. (7)В результате этой катастрофы основная часть гейзеров была затоплена, однако спустя несколько лет гейзерные источники ожили.

Пока кино было немое. В больших кинотеатрах оно сопровождалось музыкой – играл тапёр. Потом появился звук. И даже такой актёр-комик как Чарли Чаплин пока не признавал звук. Затем появилось цветное кино. Дальше панорамное, стерео. Ведь всё это было чудо!
А на ВДНХ была круговая панорама. Вокруг со всех сторон висели киноэкраны – по 11 штук в два ряда. Люди стояли в центре зала. Сеанс длился 20 минут. Впечатление было огромное! Например, со всех сторон было море, ты находишься на катере. Море волнуется, и ощущается качка. Или едешь на платформе поезда, а чтобы не упасть, расставляешь ноги пошире… Или идёшь по Красной площади, а вокруг идут люди и ты вместе с ними. Такой кинотеатр был один в СССР и даже в мире нет подобных.
А как было раньше в нашем районе? Я стала работать киномехаником с 1954 года и трудилась 54 года! Очень многие моменты запомнились. Больше всего в районе было кинопередвижек. Из деревни в деревню возишь киноустановку, таскаешь аппаратуру и мотор. Трудно было летом, так как приходилось передвигаться по реке на лодке. Снимаешь со станины движок (68 кг), отделяя его от генератора (45 кг), и ставишь в лодку. Подъезжаешь к берегу и бежишь в деревню за лошадкой. Снимаешь мотор, приставляешь к генератору и на телеге завозишь в клуб. Вечером показ двух фильмов и на завтра два (а второй день это какбы небольшой отдых). На третий день всё снимаешь, грузишь на телегу, едешь к лодке и так дальше до следующей деревни. А зимой опять на лошадке от деревни до деревни. Подъезжаем вечером, темно, в деревне тишина. Нет ни машин, ни мотоциклов, ни тракторов, и электричества тоже не было. Кое-где в домах горели керосиновые лампы с семилинейными стёклами (еле видно) и десятилинейными (уже посветлее). Заработал мотор у клуба, загорелась электролампочка. Устанавливаем аппаратуру. Отовсюду бегут люди в кино со своими табуретками, так как в зале всего 2-3 лавки. И ведь это тоже чудо – увидеть электросвет да ещё и кино посмотреть. Это уже праздник для них. Жаль, что этих небольших деревень уже нет.
А на лесоучастках клубов не было, так прямо в общежитии вешали простыню, и люди, кто сидя, кто лёжа, смотрели фильмы хоть до утра. Бывало мотор не заводился, тогда все, кто мог, помогали крутить, заводить… Может и причина-то была в малом, мотористы, можно сказать, были «с улицы» – никакого опыта. Приходилось показывать кино в сенокосных бригадах, на рыболовецких станах, прямо в сараях, на поветях. Один раз в Среднем Бугаево во время сеанса пьяные (моторист и его друзья) нечаянно уронили аппаратуру. Пришлось платить штраф за два испорченных кинофильма…
Жизнь была трудная. В магазинах было пусто. Лучше снабжались лесоучастки, там можно было купить крупу, рожки и даже белый хлеб. Да и из одежды ничего не было. Были очень рады серым валенкам, а о чёрных даже и не мечтали. Ну и, конечно, в телогрейках ходили (фуфаечках). Шесть лет приходилось ездить по району, замещать киномехаников, которые выходили в отпуска. Если попадаешь на стационар, так это как отдых, на одном месте месяц и даже больше. Но стационаров было мало. Нередко были проблемы с фильмами. Приходилось их таскать на себе. А один раз пришлось ехать из Медвежки, в осенний ледоход, за фильмами в Крестовку, чтобы на распуту не остаться без них.
В колхозах всегда выделяли лошадку для кино, и молодёжь помогала, сопровождала и ехала от деревни до деревни с песнями, смехом. Раньше по дороге были всегда раскаты, сани скатывались и летишь с них прямо в снег. Мы были молодыми и все трудности преодолевали с оптимизмом. Бывало, чтобы не мёрзнуть, шли пешком за лошадью и санями.
Пришлось ездить с широкой аппаратурой в Сельхозтехнику, Опытное поле и Гарево. На Опытном лошади были в отличной форме, но директор не выделял транспорт для подвоза киноаппаратуры, на санках везли её и фильмы. Помогала молодёжь: Роза Семяшкина, Татьяна Болотникова, Федосья Чупрова. Мы и теперь при встречах вспоминаем походы той поры.
Вспоминается такой случай. Однажды зимой мы ехали на районное совещание из нижних деревень на лошадях. Через каждые 20-30 километров меняли их. На постоялом дворе лошади отдыхали четыре часа. Для проезжающих кипел большой самовар. Попьём чаю и на полати. Уснёшь и дальше ехать не хочется. Но надо, лошади отдохнули, грузимся и снова в путь. До Усть-Цильмы приходилось ехать больше суток.
Был интересный случай в Трусово. Идёт индийский фильм, и вдруг некоторые пожилые зрители стали покидать зал, им показалось, что на экране танцуют бесы…
Кино раньше очень любили и дети, и взрослые. Для ребят демонстрировали удивительные фильмы, сказки: «Морозко», «Золушка», «Огонь, вода и медные трубы», «Конёк-горбунок» и другие. А какие были мультфильмы! В своё время в Усть-Цильму пришёл кинофильм «Смелые люди». Его герой Вася Говорухин воспитал замечательного коня Буяна, которого выкормила ослиха. Этот конь отзывался только на её зов. Буяна захватили немцы. Вася Говорухин стал его звать к себе и он, конечно, к нему прибежал. Это очень героический фильм. Его по много раз смотрели дети и взрослые. После первого сеанса дети в Усть-Цильме от кинотеатра заполнили улицу и все вместе кричали: «и-а-а, и-а-а». Это было потрясающе. Роль Васи Говорухина играл артист Сергей Гурзо. Ещё он сыграл Сергея Тюленина в «Молодой гвардии». За эти две роли он стал лауреатом двух Сталинских премий. В 16 лет, в 1942 году, Сергей Гурзо ушёл добровольцем на фронт. В 1944 году был тяжело ранен в Польше. А сколько было фильмов о детях, участвующих в Великой Отечественной войне! Молодёжь равнялась на героев того времени. Дети воспитывались на таких фильмах.
В 1960 году я была направлена на работу в Карпушевский киностационар. Здесь стоял один киноаппарат (широкий). Приходилось заряжать каждую часть, а это всё остановки, но люди смотрели… Тут нужна была скорость зарядки и навык. Потом поставили второй киноаппарат, и фильмы пошли без остановки. Затем появилось широкоэкранное кино, так люди прямо ломились, чтобы посмотреть на новое чудо!
Появилось видео, видеофильмы на кассетах, затем на дисках. Поставь диск и сиди смотри. Не надо таскать кинобанки, ведь они весили до 22 кг.
И хотя в районе позакрывали все киноустановки, кино пришло прямо в дома, по телевизору. На всех каналах фильмы про убийства, рэкет, льётся кровь. Редко бывают хорошие фильмы. И мало положительных героев, с которых можно было бы брать пример молодёжи…
Вспомним забытые имена киномехаников тех лет: Иван Шамрин, Лидия Пирогова, Елена Зотова, Наталья Булыгина, Евгения Зиновьева, Лидия Гришина, Алексей Поздеев… Директором киносети долгое время был Николай Фёдорович Кисляков – фронтовик (погиб трагически в наши дни).
Много лет работали киномеханиками ныне здравствующие Анна Васильевна Мяндина, Евдокия Лукична Дуркина, Аркадий Николаевич Поздеев, Евдокия Евлампиевна Дуркина, Людмила Зотеевна Поздеева, Татьяна Семёновна Носова, Валентина Андреевна Поташова и другие.
Директорами киносети работали Валерий Алексеевич Васенёв, Александр Григорьевич Булыгин, Анастасия Николаевна Назарова. При них было интересно работать.
В метель
Крутит за окном, не выйдешь из дому,
А киномеханику опять
По полю, как говорится, да по чистому
На себе культуру доставлять.
Влезет в брюки, в валенки и тонкую
Косу под ушанку уберёт.
Родилась зачем-то вот, девчонкою –
Надо бы, как раз наоборот.
Ей к Чапаю бы в однополчане,
Быть подругой фронтовых подруг…
Фильм художественный за плечами
И тугой мешок скользит из рук…
А метель метёт себе. Что ж ей?
Не мести? Не заметать следы?
Нелегко тащить по бездорожью
«Кавалера золотой звезды».
И дотащишь! Врёшь! И «кавалера»!
Вынесешь на собственном горбу!
Зрителей набьётся выше меры
Посмотреть красивую судьбу.
Ей же волноваться, что ребята
В темноте заденут аппарат,
Рамку поправлять и виновато
Слушать всё, что люди говорят…
Кончится сеанс, начнутся танцы…
Ну их! Чуть помедлит у дверей.
Или, может, всё-таки остаться?
А назавтра вновь тащиться ей…
Взад-вперёд, ушанка, брюки, валенки,
И проваливаясь, и скользя,
Только на лице – как две проталинки,
Теплятся нестрогие глаза.
Может, вёрст за тысячу исхожено,
Может, впрямь, подводы не сыскать…
Может, про таких вот и положено
На экран картины выпускать!
Джемма Николаевна Торопова,
д. Карпушевка.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тест состоит из 12 вопросов, на каждый из которых даются 3 ответа. Выберите один правильный. Тест имеет ограничения по времени, 30 минут.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В липовой аллее печально шелестела под ногами прошлогодняя листва, и в тихих сумерках (1) казалось (2) прятались тени. И вдруг на миг от этой картины повеяло очарованием (3) как будто (4) чего-то очень знакомого, близкого с детства.

Вопрос 2

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Должно быть (1) любому ребёнку Земли
Знакома игра под названьем «Замри».
Орут чертенята с зари до зари:
«Замри. »
«Замри» – это, в общем-то, детский пароль,
Но взрослым его не хватает (2) порой.
Не взять ли его у детишек взаймы –
«Замри»?

Послушай-ка (3) друже (4) а что если (5) вдруг (6)
Ты (7) мне не такой уж и преданный друг?
Да ты не пугайся, не злись, не остри –
«Замри!»

Вопрос 3

Расставьте все недостающие знаки препинания.


Оставив день воскресный позади,
Я возвращался в стен больничных голость,
Но и в палате слышал Олин голос:
«Дай руку (1) деда (2) деда (3) погоди…»

Когда я чую жжение в груди,
То вижу, как с другого края поля
Ко мне несётся маленькая Оля
С истошным криком: «Деда-а-а (4) погоди-и!»

И я гожу, я (5) всё ещё (6) гожу
И (7) кажется (8) стерплю любую муку,
Пока ещё (9) ту крохотную руку
В измученной руке своей держу.

Вопрос 4

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Ну что (1) ты (2) глядишь, как старик богомольный
на ангела? Что я такого сказала?
На том берегу есть завод мукомольный,
идёт пароходик с речного вокзала;
мы купим билеты в печали невольной:
ведь (3) два – это много, один – это мало…
Наверное (4) лучше нам взрослый и детский
купить. Но орех разбивается грецкий о
волны. Под прозрачной её скорлупою
в морщинистой плоти увидеть сумей-ка,
как зеленью тёплой и влагой тупою
себя окружили Сазанка, Шумейка.
Туда ль (5) мы поедем сегодня с тобою?
Вот (6) солнце в воде, как большая копейка,
Вот (7) птица летит над водой неизвестной,
Вот (8) двое несчастных в каюте двухместной.
(С.В. Кекова)

Вопрос 5

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Крутит за окном, не выйдешь из дому!
А киномеханику опять
По́ полю (1) как говорится (2) чистому
на себе культуру доставлять.
Влезет в брюки, в валенки и тонкую
косу под ушанку уберёт.
Родилась (3) зачем-то вот (4) девчонкою,
надо бы (5) как раз (6) наоборот!
<. >
Кончится сеанс, начнутся танцы.
Ну (7) их. Чуть помедлит у дверей.
Или (8) может (9) всё-таки остаться.
А назавтра вновь тащиться ей.

Вопрос 6

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О мой читатель… вы (1) москвич прямой
И потому (2) наверно (3) о Коломне
Не знаете… конечно (4) не о той
Я говорю, которая (5) как помню (6)
Лежит в стране, и мне, и вам родной,
Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне
До счёта верст – и вам (9) конечно…

Вопрос 7

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Всё ерунда. Ты (1) в комнате сидишь
с газетой, безучастный к остальному.
Кто (2) говорит, что вороном летишь
и серым волком по лесу ночному.
Всё ерунда. Ты (3) кажется (4) уснул,
ты (5) в сердце все утраты переставил,
ты (6) кажется (7) страданья обманул,
послушному уму их предоставил…
И нет тебя (8) как будто бы (9) меж нас,
и бьют часы о том, что поздний час,
и радио спокойно говорит,
и в коридоре лампочка горит.

Вопрос 8

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Занимаясь литературным творчеством, В.И. Даль главным делом своей жизни считал (1) исключительно (2) создание «Словаря живого великорусского языка». Первое слово для этой книги (3) по воспоминаниям современников (4) он записал в 18 лет.

Вопрос 9

Расставьте все недостающие знаки препинания.

Ах ты (1) степь моя (2)
Степь привольная!
Широко (3) ты (4) степь (5)
Пораскинулась (6)
К морю Черному
Понадвинулась!
(А.В. Кольцов)

Вопрос 10

Расставьте знаки препинания.

«Вот, Лизанька (1) Бог дал и женишка!
А вы её (2) мой милый (3) берегите:
Ребёнок ведь! Немножечко дика,
Неопытна – на нас уж не взыщите».
А мне её отец: «Вы старика
Утешьте, вы и ей не откажите:
Мы с Лизою решили вас просить
С крестовым братом шаферами быть.
Ты (4) Лизанька (5) уж попроси сама,
Вы (6) кажется (7) друг другу не чужие,
Старинной дружбой связаны дома,
А с крёстным братом (8) даже (9) и родные».

Вопрос 11

Расставьте все недостающие знаки препинания.

О маленький, как мышь,
Как перочинный ножик,
Кого (1) ты (2) удивишь
На этом свете (3) ёжик?
И всё-таки нельзя
Не чуять превосходства
Над чёрной силой зла
Смешного донкихотства.
И (4) всё же (5) нелегко
Тому, чьё имя волки,
Пролезть через ушко
Твоей стальной иголки.

Вопрос 12

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разговаривая с тобою (1) милая моя (2) я (3) наконец (4) пришёл к одной-единственной мысли: если мы (5) нежный (6) друг мой (7) друг без друга дышать не можем (8) однако (9) воля родителей препятствует нашему

На выполнение диагностической работы по русскому языку даётся 45 минут. Работа включает в себя 17 заданий.

Тренировочные варианты (РЯ2010801-РЯ2010802): скачать в PDF

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Тренировочные варианты статград по русскому языку 10-11 класс ЕГЭ 2021 ответы и задания РЯ2010801 РЯ2010802:

Сложные задания с варианта РЯ2010801:

1)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) После соревнований Сергей сразу поехал в гостиницу заснул вечером мёртвым сном и проспал почти сутки.
  • 2) Сердце вдруг то задрожит и забьётся то притихнет забудется в приятных воспоминаниях.
  • 3) Снег ещё лежал сугробами и серыми шапками в глубоких лесах и в тенистых оврагах а на полях осел стал рыхлым и начал таять.
  • 4) Иногда лишь мелькнёт деревенька да голубой лентой сверкнёт на повороте река.
  • 5) Ветер гнул вершины сосен ревел и толкал меня прямо в грудь.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Трещали сухие листья хворост и серые тени туда и сюда сновали по всему лесу.
  • 2) И старый князь и молодой князь и управляющий уважали его и в шутку называли министром.
  • 3) Вдохновлялись ли вы какими-нибудь героями или сценами из классических или современных фильмов?
  • 4) Человек этот был ни рыба ни мясо всегда говорил невпопад и быстро менял своё мнение.
  • 5) На торжественный вечер по случаю юбилея Анастасии Ильиничны приехали как родственники и друзья так и коллеги.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  • 1) Вьётся мой стих и летит и трепещет.
  • 2) Информация – это мера количественных и качественных свойств любых объектов и процессов явлений или событий в окружающем мире.
  • 3) Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
  • 4) Это был не то огонь костра не то свет уличного или ручного фонаря.
  • 5) Однажды вечером я сидел на берегу и глядел на синее русло реки да на высокие холмы вдалеке.

4)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Среди (1) некогда населявших территорию современной России (2) многочисленных народов (3) наибольшее внимание историков привлекают скифы (4) исчезнувшие с исторической арены ещё до Новой эры (5) и (6) оставившие после себя удивительные ювелирные артефакты.

5)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Размякшая под дождём земля (1) легко поддавалась лопате, и (2) в увеличивавшуюся с каждым взмахом рук (3) яму (4) переливаясь бензиновой радугой (5) и (6) захватывая с собой кусочки прелых листьев (7) стала затекать вода.

6)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Громадные валы́ совершенно чёрной воды, и даже не воды, а земли и песка (1) поднятого со дна (2) летели (3) перекатываясь друг через друга (4) и (5) ударяясь о выступ бе́рега (6) шли назад.

7)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Друзья (1) Людмилы и Руслана (2) С героем моего романа Без предисловий, сей же час Позвольте познакомить вас: Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где (3) может быть (4) родились (5) вы (6) Или блистали (7) мой читатель. Там (8) некогда (9) гулял и я: Но вреден север для меня. (А.С. Пушкин)

8)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Оставив день воскресный позади, Я возвращался в стен больничных голость, Но и в палате слышал Олин голос: «Дай руку (1) деда (2) деда (3) погоди…» Когда я чую жжение в груди, То вижу, как с другого края поля Ко мне несётся маленькая Оля С истошным криком: «Деда-а-а (4) погоди-и!» И я гожу, я (5) всё ещё (6) гожу И (7) кажется (8) стерплю любую муку, Пока ещё (9) ту крохотную руку В измученной руке своей держу. (Л.А. Филатов)

9)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ну что (1) ты (2) глядишь, как старик богомольный на ангела? Что я такого сказала? На том берегу есть завод мукомольный, идёт пароходик с речного вокзала; мы купим билеты в печали невольной: ведь (3) два – это много, один – это мало… Наверное (4) лучше нам взрослый и детский купить. Но орех разбивается грецкий волны́ . Под прозрачной её скорлупою в морщинистой плоти увидеть сумей-ка, как зеленью тёплой и влагой тупою себя окружили Сазанка, Шумейка. Туда ль (5) мы поедем сегодня с тобою? Вот (6) солнце в воде, как большая копейка, Вот (7) птица летит над водой неизвестной, Вот (8) двое несчастных в каюте двухместной. (С.В. Кекова)

10)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Фома почувствовал (1) как в душе растёт и крепнет (2) странное и мучительное чувство (3) скрытое присутствие (4) которого (5) он ощущал в себе уже долго.

11)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Отцу казалось (1) что так будет легче сосредоточиться и подготовить себя к тому разговору (2) при одной мысли (3) о котором (4) тягостно холодело внутри (5) потому что он опасался реакции сына.

12)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что заслужили, кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили несмотря на то (5) что (6) никто уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8) именно появилась такая ненависть.

13)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Егерь сказал (1) что (2) если мы поторопимся (3) и (4) если позволит погода (5) то к вечеру группа наша уже будет в лагере геологов (6) где достаточно припасов (7) и где есть лошади.

14)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Самоуверенный генерал со своей убеждённостью в том (1) что не то хорошо (2) что хорошо (3) а то хорошо (4) что ему пришло в голову (5) написал в послании первые слова (6) которые пришли ему в голову (7) и (8) которые не имели смысла.

15)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Когда он оказался в гостиной (1) эта комната произвела странное впечатление своею бедною, мещанскою обстановкой (2) причём (3) хотя в ней были и кресла, и громадная лампа с абажуром (4) она всё же походила на нежилое помещение (5) так что было очевидно (6) что в этой комнате мог чувствовать себя дома только такой человек (7) каким был доктор.

16)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)История в некотором смысле есть зерцало бытия и деятельности народов, скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству. (2)Правители и законодатели действуют по указаниям истории и смотрят на её листы взглядом мореплавателя, который изучает карту морей. (3)Мудрость человеческая имеет нужду в опыте – жизнь, однако, кратковременна. (4)Нужно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество в древности, чтобы учредить порядок и даровать людям, живущим сегодня, возможное на земле счастье. (5)Не только правитель должен читать историю – простой гражданин тоже обязан её знать. (6)Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, ибо даёт возможность убедиться, что это обыкновенное явление во всех веках. (7)Она утешает в государственных несчастьях и бедствиях, так как свидетельствует, что и прежде бывали подобные. (8)Но государство, переживая эти смуты, всё-таки не разрушалось. (9)Она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, а справедливость утверждает наше благо и согласие общества. (По Н.М. Карамзину)

17)Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Таймыр – озеро в азиатской части России, расположенное на полуострове Таймыр в Красноярском крае. (2)Название озера имеет эвенкийское происхождение от древнетунгусского «тамура» («ценный, дорогой, богатый») – так эвенки называли реку Таймыру, изобиловавшую рыбой. (3)Таймыр – самое северное в мире естественное крупное озеро; оно относится к бассейну Карского моря. (4)Само озеро представляет собой пресноводный водоём значительных размеров, вытянутый в широтном направлении на 180–190 км. (5)Через озеро протекает река Таймыра (до впадения в озеро – Верхняя Таймыра, после озера – Нижняя Таймыра), берущая начало на южных склонах хребта Бырранга и впадающая в Таймырскую губу Карского моря. (6)Первые исследования Таймыра – крупнейшего озера Красноярского края и пятого озера России по площади водного зеркала – были проведены Василием Прончищевым в 1730-х гг., когда была организована Великая Северная экспедиция.

Сложные задания с варианта РЯ2010802:

1)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз конверт и записку и ей тут же захотелось рассказать об этом своей матери. 2) А солдат улыбается себе в усы да глаза щурит ест похлёбку да хозяйку нахваливает. 3) За первый день экскурсанты успели посетить не только Ливадийский дворец и парк Харакс но также «Ласточкино гнездо» и знаменитую «Поляну сказок». 4) Инвестор хочет переоборудовать штамповочный цех и цех упаковки готовой продукции и планирует полностью финансировать этот проект. 5) В конце августа жара спадает и с моря начинает дуть постоянный и очень сильный ветер.

2)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Предстоящая защита диплома тревожила Кирилла не столько из-за известной строгости профессоров и возможных каверзных вопросов сколько из-за необходимости выступать перед публикой быть на виду. 2) Уже перед вечером конвойный начальник собрал свою команду и с криком и спорами втеснился в обозы и после этого пленные вышли на Калужскую дорогу. 3) Принесённый плетень поставлен полукругом подпёрт сошками и перед ним разложен костёр. 4) Для приготовления соуса растительное или сливочное масло нужно подогреть на медной или чугунной сковороде. 5) Поначалу Костя не понял ни сути сюжета и конфликта ни атмосферы фильма.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Целый день шёл дождь и мы то пили чай с малиновым вареньем и клюквой то играли в шахматы. 2) Перед каждой поездкой в горы или на озеро Саша чувствовала необычайный прилив сил и радости в предвкушении встречи с дорогими и любимыми местами. 3) Гриша был не столько обижен на друга из-за случившейся ссоры сколько расстроен самой причиной этой нелепой размолвки. 4) В городе будут помнить о произошедшем через год и через пять лет и через десять лет. 5) В шкафах и на столе на диване и на подоконниках лежали огромные подшивки старых газет и журналов.

4)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Вокруг одного из карточных столов (1) сбившись в кучу (2) и (3) следя в жадном молчании за руками сдающего (4) собралось десять или двенадцать игроков с (5) измятыми бессонной ночью (6) лицами (7) казавшимися совсем мёртвыми при слабом утреннем освещении.

5)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Он стоял перед дворцом во время обеда государя (1) глядя в окна дворца (2) ожидая чего-то ещё и (3) завидуя одинаково и сановникам (4) подъезжавшим к крыльцу (5) и (6) мелькавшим в окнах (7) камерлакеям.

6)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Семён остановился на полуслове (1) услыхав (2) ясно (3) раздавшийся в тихом воздухе (4) гон с подвыванием не более двух или трёх собак. Он (5) наклонив голову (6) прислушался и (7) молча (8) погрозился барину.

7)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Дай оглянусь. Простите ж (1) сени (2) Где дни мои текли в глуши, Исполнены страстей и лени И снов задумчивой души. А ты (3) младое вдохновение (4) Волнуй (5) моё воображенье, Дремоту сердца оживляй, В мой угол чаще прилетай, Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь И наконец окаменеть В мертвящем упоенье света, В сем омуте, где с вами (6) я (7) Купаюсь (8) милые друзья. (А.С. Пушкин)

8)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Должно быть (1) любому ребёнку Земли Знакома игра под названьем «Замри». Орут чертенята с зари до зари: «Замри. » «Замри» – это, в общем-то, детский пароль, Но взрослым его не хватает (2) порой. Не взять ли его у детишек взаймы – «Замри»? Послушай-ка (3) друже (4) а что если (5) вдруг (6) Ты (7) мне не такой уж и преданный друг? Да ты не пугайся, не злись, не остри – «Замри!» (Л.А. Филатов)

9)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Крутит за окном, не выйдешь из дому! А киномеханику опять По́ полю (1) как говорится (2) чистому на себе культуру доставлять. Влезет в брюки, в валенки и тонкую косу под ушанку уберёт. Родилась (3) зачем-то вот (4) девчонкою, надо бы (5) как раз (6) наоборот! Кончится сеанс, начнутся танцы. Ну (7) их. Чуть помедлит у дверей. Или (8) может (9) всё-таки остаться. А назавтра вновь тащиться ей!… (Г.С. Семёнов)

10)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). В усадьбе «Ясная Поляна» (1) был восстановлен уникальный сад из стародавних российских сортов яблонь (2) многие (3) из которых (4) считались утраченными.

11)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Хотя предъявлять договор никто не обязан (1) бывают ситуации (2) когда это лучше сделать (3) чтобы не портить отношения с людьми (4) расположение (5) которых (6) впоследствии ещё может пригодиться.

12)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Так начался изнурительный кошмар этих двух недель (1) в продолжение (2) которых (3) он пытался заставить себя решиться на проверку (4) что ему давалось с огромным трудом (5) и одновременно уговорить докторов (6) что здоров и ни в какой проверке не нуждается.

13)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Всего лишь за месяц А.С. Пушкин увидел весь Крым (1) и (2) хотя поэт писал впоследствии (3) что быстро привык к здешним красотам (4) и (5) что местная природа уже потеряла для него своё очарование (6) но стихи его и письма говорят об ином.

14)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сергей не стал спорить с другом (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний день идёт гладко (4) и (5) что (6) не всё задуманное удаётся реализовать (7) но сегодня ему хотелось улыбаться (8) и думать только о хорошем.

15)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Ты должна узнать (1) были ли написаны завещание и письмо (2) и (3) если они ещё не уничтожены (4) постарайся выяснить (5) где их найти.

16)Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Здешние леса и предгорья – небезопасное место для путешественника. (2)Стоял конец лета, среди птиц, насекомых, в сухой траве – всюду чувствовалось приближение осени. (3)Около горного ручья мы разошлись: я пошёл по галечниковой отмели налево, а Олентьев – направо. (4)Прошло две минуты – в его стороне вдруг грянул выстрел. (5)«В кого ты стрелял?» – спросил я. (6)Он отвечал, помедлив: «Кажется, в тигра». (7)На поваленном дереве, которое преграждало нам путь, распростёрлось мощное тело. (8)Это был подстреленный зверь – не тигр, а барс. (9)Голова и передние лапы свесились по одну сторону ствола, а задняя часть тела – по другую. (По В.К. Арсеньеву)

17)Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Кроноцкий заповедник, расположенный на территории Камчатского края, для туристов является почти синонимом Долины гейзеров. (2)При этом, отметим, открытие самой Долины произошло много позже основания заповедника. (3)Честь открытия выпала геологу Т.И. Устиновой: в 1941 году она и Анисифор Крупенин, камчатский абориген, во время исследования территории заповедника наткнулись на один из гейзеров. (4)Сейчас Долина гейзеров на Камчатке, являясь самой концентрированной территорией термальных источников, известна по всему миру. (5)Здесь сосредоточено больше сорока гейзеров, здесь же сформирована одна из самых изучаемых экологических систем полуострова. (6)Долина не раз меняла свой первоначальный облик в связи с природными катастрофами, одна из них произошла в июне 2007 года. (7)В результате этой катастрофы основная часть гейзеров была затоплена, однако спустя несколько лет гейзерные источники ожили.

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

В брюшке — баня,
В носу — решето,
Нос — хоботок,
На голове — пупок,
Всего одна рука
Без пальчиков,
И та — на спине
Калачиком.

Стоит дуб,
В нем двенадцать гнезд,
В каждом гнезде
По четыре яйца,
В каждом яйце
По семи цыпленков.

В синем небе светляки —
Не дотянешь к ним руки.
А один большой светляк
Изогнулся, как червяк.

Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.

Корней Чуковский. «Мурзилка», № 1, 1945

Речка спятила с ума —
По домам пошла сама.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

Музыкант, певец, рассказчик —
А всего труба да ящик.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

Из стены торчу,
Головой кручу,
Мою и пою
Целую семью.

Софья Федорченко. «Ёж», № 7, 1928

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Страну чудес откроем мы
И встретимся с героями
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.

Анна Рождественская. «Мурзилка», № 7, 1957

Ёжик странный у Егорки
На окне сидит в ведерке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю.

Если день нахмурится,
Если дождь пойдет —
Выйдет он на улицу,
Надо мной вспорхнет.

Ходят-ходят два дружка
Вокруг белого кружка,
Ходят-ходят,
Не приходят,
Мерят-мерят,
Не измерят.

Софья Федорченко. «Ёж», № 5, 1928

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи.
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже — не тают!

Борис Заходер. «Избранное», 1981

На раскрашенных страницах
Много праздников хранится.

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.

Корней Чуковский. « и другие сказки», 1970

Загадки посложнее

Стучит,
Гремит,
Вертится,
Ходит весь
Свой век,
А не человек.

Кафтан на мне зеленый,
А сердце — как кумач;
На вкус, как сахар, сладок,
На вид — похож на мяч.

Пустые отдыхаем,
А полные шагаем.

Самуил Маршак. «Загадки Маршака», 1930

Он с жадностью пьет —
А не чувствует жажды.
Он бел —
А купается только однажды:
Он смело ныряет
В кипящую воду
Себе на беду,
Но на радость народу.
И добрые люди
(Вот это загадка!)
Не скажут:
— Как жалко.
А скажут:
— Как сладко!

Борис Заходер. «Избранное», 1981

Что загадка эта значит?
Ничего я не пойму:
По листве зайчонок скачет
И рассеивает тьму.

Наш зверок
С вершок.
Носом шмыг, шмыг,
Хвостиком дрыг, дрыг,
А дело делает.

Загадка у меня к вам есть,
Загадка непростая:
Какую букву можно есть,
Когда она пустая?

Нет ушей, а слышит.
Нету рук, а пишет.

Над нами кверху ногами.

Чем больше отдаю,
Тем больше вырастаю,
Величину свою
Отдачей измеряю.

Деревянный брусок,
А на нем растет лесок.

Орехов не ест,
Сахара не просит,
А щипцы с собой носит.

Нина Назарова. «Отгадай-ка», 1959

На листочке,
На страничке —
То ли точки,
То ли птички.
Все сидят на лесенке,
Все щебечут песенки.

Как пошли четыре братца
Под корытом кувыркаться.
Понесли меня с тобой
По дороге столбовой.

Самуил Маршак. «Ёж», № 6, 1928

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою —
Я с радостью белым зверям отдаю!

Корней Чуковский. Из сборника «Топтыгин и лиса», 1942

Две ноги на трех ногах,
А четвертая в зубах.
Вдруг четыре прибежали
И с одною убежали.
Подскочили две ноги,
Ухватили три ноги,
Закричали на весь дом —
Да тремя по четырем!
Но четыре завизжали
И с одною убежали.

Корней Чуковский. «: сказки, стихи, загадки», 1959

Совсем тяжело!

Лежит, лежит копеечка у нашего колодца.
Хорошая копеечка, а в руки не дается.
Подите приведите четырнадцать коней,
Подите позовите пятнадцать силачей!
Пускай они попробуют копеечку поднять,
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!

И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не подняли с земли.
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.

Корней Чуковский. «Чиж», № 2, 1934

В лесу без огня котел кипит.

Эвенкийская загадка. «Мурзилка», № 8, 1961

Дом открыт
со всех сторон.
В доме —
Тысячи колонн.
Над колоннами —
Шатры.
Под колоннами —
Ковры.
Там живут —
И в коврах,
И в колоннах,
И в шатрах.

Читайте также: