Круглое устройство на окне корабля

Обновлено: 26.04.2024

ИЛЛЮМИНАТОРЫ СУДОВЫЕ КРУГЛЫЕ

Ship's side scuttles. Specifications

Дата введения 2002-01-01

1 РАЗРАБОТАН ТК 15, Украинским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в судостроении (УкрГОСНИИСС)

ВНЕСЕН Государственным комитетом стандартизации, метрологии и сертификации Украины

2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 14 от 12 ноября 1998 г.)

За принятие проголосовали:

Наименование национального органа
по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

3 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 8 августа 2001 г. N 322-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 19261-98 введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2002 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на круглые бортовые (глухие и створчатые) и универсальные иллюминаторы (далее - иллюминаторы), применяемые на судах и плавсредствах и предназначенные для обеспечения необходимого обзора из помещений, а также для доступа света и воздуха в те помещения, в которых они установлены.

Стандарт не распространяется на иллюминаторы судов с динамическими принципами поддерживания.

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования

ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А

ГОСТ 2712-75 Смазка АМС. Технические условия

ГОСТ 2991-85 Ящики дощатые неразборные для грузов массой до 500 кг. Общие технические условия

ГОСТ 9424-79 Стекла закаленные для судовых иллюминаторов. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 18477-79 Контейнеры универсальные. Типы, основные параметры и размеры

ГОСТ 24597-81 Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры

ГОСТ 24634-81 Ящики деревянные для продукции, поставляемой для экспорта. Общие технические условия

3 Классификация, основные параметры и размеры

3.1 Стандарт устанавливает два вида иллюминаторов:

круглые бортовые - глухие (N) и створчатые;

В зависимости от выдерживаемого расчетного давления круглые бортовые иллюминаторы подразделяют на три типа:

О - облегченные (только для катеров).

3.2 Исполнения иллюминаторов и их условные обозначения должны соответствовать указанным в таблице 1.

Иногда задают вопросы по устройству судна. Это нормально. Но вот сам вопрос иногда ставит в тупик, ибо задан в такой форме, что сразу и не поймёшь, что имел в виду вопрошающий.

Например - Что за ажурная конструкция вокруг надстройки? И начинаешь искать на фото, где эта ажурная конструкция. Начинаешь уточнять. Начинается переписка. В конце концов выясняется, что спрашивали о крыльях мостика, и поддерживающих суппортах. Всё просто. Не просто с пониманием того, как всё это превратилось в ажурную конструкцию.

Так получилось и на этот раз. "Что за круглая штуковина на окне? Для чего?". Но тут я уже был готов, уточнил сразу - На лобовом иллюминаторе мостика? Да.

Не буду закручивать интригу, и нагнетать. Отвечу сразу, это центробежный стеклоочиститель. Также эту приблуду могут называть и диском Кента. Вроде как по фамилии изобретателя. Но это не точно. Не буду искать автора этой штуки. Точно другое - изначально этот стеклоочиститель изобрели для установки на автомобилях. Но получилось несколько громоздко, и обычные щётки-дворники оказались намного проще и удобнее в использовании. Тем не менее, даже в наше время этот диск используется на наземном транспорте.

Как работает эта штука?

Например, снежный шквал. Залепляет мгновенно лобовые иллюминаторы, ничего не видно. Включаем центробежный очиститель. Электромотор раскручивает круглое стекло на большой скорости, и за счёт действия центробежной силы, весь снег, все капли воды убираются с этого стекла. Можно смотреть вперёд.

Устанавливают эту штуку не на всех современных судах. Дело в том, на современных судах зачастую устанавливают обычные щётки-дворники, как на автомобилях. И систему омывания лобовых иллюминаторов. Нет, в систему омывания не заливают незамерзающую жидкость, моют обычной водой. Ну, в высоких широтах, там где есть риск заморозить эту систему, воду просто перекрывают, а для протирки иллюминатора выгонят матросика с тряпкой, тем более, что специальный мостик для таких случаев предусмотрен. Но не везде, да.

Более того, на многих судах, которые изначально планируют использовать для работы в высоких широтах, на судах ледового класса, устанавливают иллюминаторы с обогревом стекла.

Нам не повезло. Первый же рейс в минусовые температуры после приёмки судна с завода, и. косячок. Заводской. Заменили стёкла по гарантии.

Нам не повезло. Первый же рейс в минусовые температуры после приёмки судна с завода, и. косячок. Заводской. Заменили стёкла по гарантии.

Устанавливают центробежный очиститель, конечно же, не только на морских судах. На речных судах, буксирах эта штука нужнее, чем на морских.

Вот и вся история про "круглую штуковину на окне".

Интересный факт. Как назвать правильно эту штуковину, с ответом затрудняются многие работники плавсостава. Как работает - знают, а как назвать - нет. И нет у этой штуки какого-то короткого или жаргонного названия. Кто во что горазд. Я слышал много версий.

Ну, и. как обычно. Для тех, кто знает, я не рассказал ничего нового. Но дополнения только приветствуются.

Вообще, к иллюминаторам мостика есть свои требования, и эти требования оформлены в виде правил. Другое дело, что правила иногда изменяют. А то некоторые начинают проводить всякие эксперименты с формами мостика, и получается не очень хорошо. Пример? Здесь - Крутолобые.

*Пароход. На морском сленге, все суда - пароходы, независимо от типа энергетической установки.

Окошки круглой формы для обеспечения доступа света, вмонтированные в борта самолетов и кораблей – привычное зрелище. Трудно представить, что они не всегда имели такие очертания. Так почему иллюминаторы именно круглые? Этому есть ряд объяснений.

Иллюминаторы в кораблях

Вмонтированные в борт корпусов кораблей окошки не всегда имели круглую форму. На исторических фотографиях можно увидеть судна с квадратными и прямоугольными окнами, внешне напоминающими привычные форточки.

Иллюминаторы на корабле

Более привычная для нас более круглая форма обусловлена более высокими прочностными параметрами. Округлость дает возможность равномерно распределить нагрузку, создаваемую разностью давления и температур. Это «сводит на нет» риск возникновения трещин и, как следствие, разрыва корпуса судна. По этой же причине закругленными делают все несущие детали корпусов суден, а также двери и люки.

Вторая причина повсеместного применения окошек именно круглой формы – простота изготовления.

Раньше рамы иллюминаторов производили из вылитых из латуни заготовок с последующей обработкой на токарных станках. Круглые детали было намного проще делать. К тому же при монтаже их проще было уплотнять, защищая от протеканий.

Современные круглые иллюминаторы на кораблях полностью водонепроницаемы. В качестве дополнительной защиты при сильной непогоде или волнении водной стихии иллюминаторы оснащаются выполненными из металла штормовыми крышками либо же съемными щитками.

Иллюминаторы в самолетах

Еще до середины прошлого века на пассажирских самолетах устанавливали квадратные окошки. Такие самолеты как «Каравелла» и вовсе имели треугольные окошки.

Иллюминатор в самолете

Переломным моментом стала трагедия, произошедшая в 1953 году. В те годы активно развивалось реактивное авиастроение. Одним из первых на мировой рынок вышел сверхзвуковой лайнер под названием «Комета». По техническим характеристикам в те времена ему не было равных. Но современникам сверхзвуковой лайнер запомнился по той причине, что в момент взлета разбился. Погибло 56 пассажиров. В течение последующего года произошло еще две аналогичные катастрофы. «De Havilland Comed» убрали с рейсов, сняли с производства и стали выяснять причины аварий.

Как выяснилось позже, ключевой причиной трагедий стала разгерметизация корпуса самолета вследствие появившихся по углам окошек микротрещин. Для понимания в момент набора самолетом высоты произошел стремительный перепад внешнего давления при том, что давление внутри самолета сохранялось более стабильным. Разница давления и спровоцировала расширение корпуса. Как следствие: в материале корпуса создалось напряжение, он стал постепенно видоизменять свою форму. Квадратное окно выступало своего рода препятствием при распределении напряжения, вынуждая его менять свое направление и вызывая тем самым увеличение давления. Пиковые точки напряжения образовались по углам квадратных окошек, спровоцировав образование трещин в этих местах.

Овальный иллюминатор

После этого иллюминаторы в самолете делают исключительно круглой или овальной формы. В них давление распределяется по всей кривой, минимизируя риск деформации.

По сути иллюминаторы современных пассажирских самолетов, таких как широкофюзеляжный двухдвигательный боинг «Дримлайнер» скорее имеют не круглую форму, а прямоугольную со скошенными и закругленными углами. Такое инженерное решение позволяет «обойти» места концентрации усталостных напряжений.

Примечательно, что согласно инструкции шторки иллюминаторов в момент взлета или посадки самолета должны оставаться открытыми. Такая предосторожность позволяет решить сразу две задачи: дает возможность пассажирам легче и быстрее адаптироваться к естественному свету за бортом, а членам экипажа в любой момент при беглом взгляде визуально оценивать состояние самолета и в случае необходимости вовремя предпринимать соответствующие меры.

К тому же полимерные шторки должны быть задвинуты и по той причине, чтобы при возникновении аварийных ситуации в момент механического повреждения не поранить находящихся рядом пассажиров.

Пластиковые шторки на иллюминаторе

Сегодня необходимость использования шторок на окна практически «сошла на нет», поскольку круглые иллюминаторы в самолетах производят автоматически затемняемыми. Степень затемнения окошек устанавливает экипаж. В случае необходимости затемнения на 99% можно запрограммировать всего за пару минут как все иллюминаторы одновременно, так и выборочно отдельные окошки в салоне.

Велика вероятность, что в скором будущем пассажирские лайнеры и вовсе будут производить без иллюминаторов. Вместо них борта будут оснащены гибкими экранами «во весь рост», дающими панорамную «картинку» окружающего пространства. Такие проекты не только существуют, но и активно опробуются на курсирующих бизнес-джетах. При положительных результатах эксперимента безиллюминаторные технологии планируется повсеместно внедрять и на пассажирских лайнерах.

застеклённое окно в корпусе или надстройке судна для освещения и вентиляции внутренних помещений. Судовые И. бывают круглые (бортовые и рубочные) и прямоугольные (рубочные), глухие и открывающиеся, часто с водонепроницаемыми крышками. Выбор типа И. определяется местом его установки и расстоянием до ватерлинии (См. Ватерлиния). И. называются также круглые окна подводного исследовательского аппарата, самолёта, вертолёта, космического корабля и др.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Иллюминатор" в других словарях:

ИЛЛЮМИНАТОР — (Dead light, bull s eye) круглое окно на судне. И. состоит из литой рамы, облицовывающей круглый вырез в наружной обшивке и прикрепленной к ней на болтах или заклепках. На эту раму на шарнире навешивается внутренняя рама, в которую вставлено… … Морской словарь

ИЛЛЮМИНАТОР — (этим. см. след. слово). 1) раскрашивающий картины, гравюры, литографические оттиски. 2) небольшие окна, бортовые или палубные, служащие для освещения кают и палуб. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

иллюминатор — 1. ИЛЛЮМИНАТОР, а; м. [лат. illuminator осветитель] Герметически закрывающееся круглое окно (на корабле, в самолёте и т. п.). Бортовые иллюминаторы. Задраить иллюминаторы. Стёкла иллюминаторов. Судовой и. ◁ Иллюминаторный, ая, ое. И ое отверстие … Энциклопедический словарь

иллюминатор — трансиллюминатор, рисовальщик, иллюминовщик, окно Словарь русских синонимов. иллюминатор сущ., кол во синонимов: 4 • иллюминовщик (5) • … Словарь синонимов

иллюминатор — а, м. illuminateur <лат. illuminator. Специалист по устройству иллюминаций; пиротехник. БАС 1. Как ныне иллюминации сделались зрелищами, то и называют Иллюминатором того, кто занимается искусством распределять свет или освещение таким образом … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ИЛЛЮМИНАТОР — (от лат. illuminator осветитель) застекленное окно на судне, глубоководном или летательном аппарате круглое или прямоугольное, глухое или открывающееся, с водонепроницаемыми крышками или без них … Большой Энциклопедический словарь

ИЛЛЮМИНАТОР — [илю], иллюминатора, муж. (от лат. illuminator осветитель). 1. Плотно закрывающееся круглое окно в борте судна (мор.). 2. Лицо, ведающее устройством иллюминации (спец.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ИЛЛЮМИНАТОР — ИЛЛЮМИНАТОР, а, муж. Герметически закрывающееся окно (на корабле, глубоководном или летательном аппарате). Судовой и. | прил. иллюминаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Иллюминатор — (лат. illuminator осветитель) круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля, стене его надстройки или в верхней палубе для доступа света … Википедия

ИЛЛЮМИНАТОР — (лат. illuminator, от illummo освещаю) застекл. окно на судне (см. рис.), подводном исследоват. аппарате, самолёте, вертолёте, космич. корабле и др. Судовой иллюминатор … Большой энциклопедический политехнический словарь

ИЛЛЮМИНАТОР — ♥ Считать иллюминаторы на корабле приятное путешествие. Открывать вам доверят свободу действий в принятии важных решений. Пролезать в сложной конкурентной борьбе вам удастся занять престижную вакансию. Смотреть через закрытый иллюминатор вам… … Большой семейный сонник

Я полагал что это очевидно. Подойдите к окну и мысленно потяните его на себя. Ось вращения на подоконнике. Чем дальше тянете тем меньше в комнате места. А теперь потяните всю стену. Ну и сделайте наоборот.

Подойдите к окну и мысленно потяните его на себя. Ось вращения на подоконнике. Чем дальше тянете тем меньше в комнате места. А теперь потяните всю стену.

А теперь представьте что ось вращения окна в верху и окно открывается наружу.

для каторги и флота любой сгодится

А теперь представьте что ось вращения окна в верху и окно открывается наружу.

А теперь представьте что ось вращения окна в верху и окно открывается наружу.

Продолжим опыт. Ничего не трогайте, встаньте с ног на голову, или переверните комнату. На выбор. Убедитесь что так места больше, хотя уже субъективно.
PS
Если не верите, то другой опыт. Представьте себя внутри усеченного конуса ногами то у вершины то у основания. Объем конуса не изменен, но уже объективно места больше, если стоять ногами на его усеченной вершине.

Продолжим опыт. Ничего не трогайте, встаньте с ног на голову, или переверните комнату. На выбор. Убедитесь что так места больше, хотя уже субъективно.
PS
Если не верите, то другой опыт. Представьте себя внутри усеченного конуса ногами то у вершины то у основания. Объем конуса не изменен, но уже объективно места больше, если стоять ногами на его усеченной вершине.


А теперь, не субъективно, попробуйте расположить всё что находится на основании конуса. на его усечённой грани.

А теперь, не субъективно, попробуйте расположить всё что находится на основании конуса. на его усечённой грани.

Рулевой 1-го класса

Всем день добрый Прочитал
Откинем в сторону такие понятия как "понты" "торпеда" "дизайн"
Выскажу свою точку зрения как профессионала хотя тут один
человек ее высказал но его слушать как бы не стали
25 лет работал авиадиспетчером на командной вышке аэродрома
наверное многие обращали внимание на отрицательный наклон стекол этих сооружений
это не понты а горелое мясо и металл Сделано для того чтобы увести отражение
различной индикации горизонтальных панелей обородования на потолок в темное
время суток так как стекло ночью приобретает свойства зеркала
а на ночном аэродроме огней хватает Тоже самое на флоте стали переделывать
ходовые рубки так как на старых судах так же лампочек на панелях хватает
и в купе с прямыми стеклами они делают из судовой обстановки винигрет
что так же очень опасно Вот несколько фото с авиации на одном видно
отражение в стекле потолочных светильников но они ночью выключены
Если не собираетесь ходить по ночам и в рубке ничего не светится
можно делать как будет угодно и "дизайн" поставить во главу угла

Прикрепленные изображения

Всем день добрый Прочитал
Откинем в сторону такие понятия как "понты" "торпеда" "дизайн"
Выскажу свою точку зрения как профессионала хотя тут один
человек ее высказал но его слушать как бы не стали
25 лет работал авиадиспетчером на командной вышке аэродрома
наверное многие обращали внимание на отрицательный наклон стекол этих сооружений
это не понты а горелое мясо и металл Сделано для того чтобы увести отражение
различной индикации горизонтальных панелей обородования на потолок в темное
время суток так как стекло ночью приобретает свойства зеркала
а на ночном аэродроме огней хватает Тоже самое на флоте стали переделывать
ходовые рубки так как на старых судах так же лампочек на панелях хватает
и в купе с прямыми стеклами они делают из судовой обстановки винигрет
что так же очень опасно Вот несколько фото с авиации на одном видно
отражение в стекле потолочных светильников но они ночью выключены
Если не собираетесь ходить по ночам и в рубке ничего не светится
можно делать как будет угодно и "дизайн" поставить во главу угла


Дык это справедливо и не раз упоминалось! Это одно из неоспоримых преимуществ обратного наклона остекления. Но и при обычном наклоне, существуют способы избавиться от бликов. Яркий пример тому это автомобили.

Читайте также: