Корректировка на наличие подвала в индивидуальном жилом доме

Обновлено: 26.04.2024

Вопрос: При внесении изменений в МКД выявлено, что подвальное помещение имеет вход с улицы и проход в соседнюю блок-секцию. По всему подвальному помещению проложены инженерные коммуникации, обслуживающие более одного помещения в данном доме (технический подвал), следовательно данное помещение не является изолированным, а также не может быть предметом гражданского оборота. Все подвальные помещения (1-ой, 2-ой, 3-ей очередей) не являются обособленными, или изолированными, поскольку имеет сквозные проходы, и по всему подвальному помещению проходят инженерные, канализационные, кабельные сети, которые обслуживают весь МКД.

В соответствие с вышеизложенным прошу сообщить следущее:

1) Требуется ли в данном случае выделять подвальное помещение как самостоятельный объект недвижимости?

2) Достаточно ли информации, содержащейся в техническом плане здания, для постановки на государственный кадастровый учет подвального помещения в составе общего имущества, или требуется предоставление отдельного технического плана подвального помещения?

3) Достаточно ли описать такие подвальные помещения в техническом плане здания (указать расположение в графической части технического плана здания; пронумировать и расчитать площадь в текстовой части технического плана здания) в составе общего имущества многоквартирного дома?

4) В каких случаях предоставляется технический план подвального помещения отдельным документом?

Ответ: Описанное в Вашем обращении помещение подвального (подземного) этажа, оснащенное инженерными системами /коммуникациями/ и узлами управления ими, не отвечающее требованиям обособленности и изолированности от других помещений в здании, не имеющее самостоятельного определенного функционального назначения и не предназначенное для самостоятельного использования, отвечает всем признакам технического подвала (подполья).

Правовое положение подвальных помещений определяет статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации или иное оборудование, обслуживающее более одного помещения в данном доме (технические подвалы), а также чердаки и технические этажи являются общим имуществом в многоквартирном доме, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Подробный перечень инженерных систем и коммуникаций, входящих в состав общего имущества и расположенных в том числе в технических подвалах (подпольях), приведен в пунктах 5, 6 и 7 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома принадлежит собственникам помещений, расположенных в таком доме, в силу прямого указания закона, и не требует какого-либо дополнительного подтверждения, то есть регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРН). Поэтому в большинстве случаев регистрация права на общее имущество многоквартирного дома не осуществляется.

Сведения об общем имуществе вносятся в ЕГРН при осуществлении кадастрового учета всего многоквартирного дома на основании информации, содержащейся в техническом плане многоквартирного дома. При этом, отдельные элементы или площади общего имущества (чердаки, технические подвалы, технические этажи, лифты, лифтовые и вентиляционные шахты, лестницы и лестничные площадки, колясочные, крыши, стены, перекрытия, балконы, приямки, крыльца и др.) не описываются в техническом плане как отдельные, самостоятельные объекты недвижимости и учитываются как элементы многоквартирного дома. Например, учет технического подвала осуществляется в составе всего здания путем включения поэтажного плана технического подвала в состав графической части технического плана и учета площади подвального (подземного) этажа в площади всего здания.

Вместе с тем следует отметить, что в границах технического подвала, которые как привило совпадают с внутренними поверхностями наружных стен многоквартирного дома, могут быть расположены и отдельные самостоятельные подвальные помещения.

Самостоятельное использование таких подвальных помещений в соответствии с их функциональным назначением должно быть определено/подтверждено/ документально (проектной или другой технической документацией на здание, иными учетными или правоустанавливающими документами, например решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о формировании подвального помещения).

Кроме того, такое помещение должно соответствовать требованиям изолированности и обособленности, предъявляемым к помещениям. Чаще всего формирование такого помещения невозможно без осуществления перепланировки технического подвала, и может сопровождаться выносом инженерных коммуникаций за пределы формируемого помещения (переоборудованием).

Обращаем внимание, что в таких случаях оформление кадастровых документов для учета подобного обособленного подвального помещения осуществляется в общем порядке, то есть так же, как в отношения любого другого помещения или квартиры, расположенных в цокольном, наземном или надземном этаже многоквартирного дома.

Учитывая всё вышеуказанное, в отношении направленных Вашим обращением вопросов сообщаем:

1) в описанном Вами случае выделять подвальное помещение как самостоятельный объект недвижимости не требуется. Это невозможно сделать без соответствующего решения собственников помещений многоквартирного дома, которым должны быть определены границы выделяемого помещения, его функциональное назначение и прочие технические и юридические особенности существования такого помещения;

2) для осуществления государственного кадастрового учета общего имущества многоквартирного дома, в том числе технического подвала, достаточно сведений, содержащихся в техническом плане многоквартирного дома. Дополнительный отдельный технический план подвального помещения оформлять не требуется;

3) для целей осуществления кадастрового учета технического подвала, соответствующие сведения в обязательном порядке должны быть внесены в технический план многоквартирного дома. В графическую часть технического плана необходимо включить поэтажный план подвального (подземного) этажа. В текстовую часть технического плана необходимо включить сведения об определении площади подвального (подземного) этажа в соответствии с требованиями приказа Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места», то есть «…в пределах внутренних поверхностей наружных стен…». Никакой нумерации отдельных частей технического подвала и дополнительного расчета площади не требуется. Площадь технического подвального (подземного) этажа следует учесть при определении площади многоквартирного дома;

4) технический план отдельного самостоятельного подвального помещения (равно как и любого другого помещения /квартиры/, расположенного в многоквартирном доме) оформляется в случае фактического наличия такого отдельного самостоятельного помещения, на основании документов, представленных собственником или правообладателем такого помещения.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Романовского С.В. и Гетман Е.С.,

по кассационной жалобе Оборотова А.Г. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 17 марта 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июля 2014 г.,

заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., выслушав объяснения Оборотова А.Г., поддержавшего жалобу, представителя ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов Набиева Р.М., оставившего разрешение вопроса на усмотрение суда, установила:

В обоснование исковых требований указал, что является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу:

Указанный жилой дом был сдан в эксплуатацию в 1965 году и в соответствии с проектной документацией оборудован техническим подвальным помещением общей площадью . кв. м, где находятся инженерные коммуникации и установлено инженерное оборудование.

Согласно проектной документации указанные подвальные помещения определены как технический подвал и технические помещения и обладают всеми признаками характерными для технического подвала.

Истец полагал, что поскольку жильцы дома начали приватизировать квартиры с 1992 года, то вместе с правом собственности на приватизированные квартиры к ним перешло право общей долевой собственности на технические помещения, предназначенные для обслуживания всех помещений жилого дома, в том числе на спорный подвал.

В 2009 году истцу стало известно, что по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности на часть подвальных помещений принадлежит городу Москве в лице Департамента имущества г. Москвы. Оформление права собственности и переоборудование подвального помещения осуществлялось в период с 2002 по 2007 год без получения необходимого разрешения. Доступ к инженерным коммуникациям, находящимся в помещениях подвала, стал крайне затруднителен, что ставит под угрозу жизнь, здоровье и сохранность имущества собственников квартир многоквартирного дома.

Решением Гагаринского районного суда г. Москвы от 17 марта 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 июля 2014 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе Оборотов А.Г. просит отменить названные судебные акты.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В. от 25 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения относительно кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

На основании распоряжения Департамента имущества г. Москвы от 31 марта 2003 г. N 1409-р подвальные помещения переданы ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов, о чем 19 декабря 2003 г. заключен контракт N 0-1248 на право хозяйственного ведения нежилого фонда.

Подвал разделен на две части стеной и имеет два отдельных входа в помещения. Часть помещений передана в аренду ООО "ЕвроСтройЖилье" на основании договора аренды, заключенного с ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов.

Во второй части подвального помещения находятся инженерные коммуникации дома (тепловой узел, трубы, заслонки, вентили, краны и др.). Данная часть подвального помещения в аренду не сдается.

Оборотовы А.Г. и Л.В. приватизировали занимаемую ими квартиру по адресу: . и стали ее собственниками 20 января 1992 года, что подтверждается соответствующим свидетельством о собственности на жилище.

24 мая 2007 г. между ГУП г. Москвы по эксплуатации высотных административных и жилых домов и Оборотовым А.Г., действующим на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, заключен договор управления многоквартирным домом N . целью которого согласно пункту 2.1 договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирном доме и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме на законных основаниях.

В соответствии с приложением N 1 к данному договору к помещениям общего пользования отнесены, в том числе, технические подвалы площадью . кв. м.

С таким выводом согласился суд апелляционной инстанции, указав также на то, что помещения, расположенные в подвале дома, не могут быть отнесены к общедомовому имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку они имели и имеют самостоятельное функциональное назначение.

Однако суд апелляционной инстанции при вынесении определения не учел положения действующего законодательства, что привело к неверному установлению обстоятельств, имеющих существенное значение для рассмотрения дела.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В силу пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (далее - Закон о приватизации жилищного фонда), которая с 1 марта 2005 г. утратила силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники приватизированных жилых помещений в доме государственного или муниципального жилищного фонда становились совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования дома.

По смыслу указанных норм с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом о приватизации жилищного фонда, жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. Поэтому правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников помещений в таких жилых домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме.

В то же время, если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникает. При этом остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, переходят в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество дома.

Таким образом, для правильного разрешения настоящего спора судам необходимо было установить, когда была приватизирована первая квартира в многоквартирном доме, предназначен ли спорный подвал для обслуживания всего жилого дома, а также было ли на указанный момент спорное подвальное помещение многоквартирного дома предназначено (учтено, сформировано) для самостоятельного использования.

При этом обязанность по доказыванию момента приватизации первой квартиры в доме и того факта, что подвал предназначен для обслуживания всего жилого дома, должна быть возложена на истцовую сторону, а бремя доказывания того, что спорное подвальное помещение многоквартирного дома предназначено (учтено, сформировано) для самостоятельного использования - на ответчика.

Однако апелляционная инстанция не определила указанные обстоятельства как юридически значимые для правильного разрешения дела и неправильно распределила бремя их доказывания, чем нарушила положения статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Кроме того суд апелляционной инстанции в нарушение положений части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не указал на какие-либо доказательства, которые позволили ему сделать вывод о том, что спорный подвал имел самостоятельное функциональное назначение, установив при этом, что в подвале находятся инженерные коммуникации, снабженные запорной арматурой, которые предназначены для эксплуатации всего дома.

Обосновывая отказ в иске, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда сослалась на пункт 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность", согласно которому объекты государственной собственности, в том числе жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), отнесены к муниципальной собственности, а также на постановление Московской городской Думы N 15 от 15 февраля 1995 г. "О городской муниципальной собственности".

Однако указанные правовые акты судам надлежало применять с учетом положений части 2 статьи 3 Закона о приватизации жилищного фонда.

Нельзя согласиться и с выводом судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда о том, истец выбрал неправильный способ защиты.

По смыслу положений ранее действующей части 2 статьи 3 Закона о приватизации жилищного фонда, а также аналогичных ей по содержанию пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, каждому собственнику квартиры в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, оборудованные за пределами или внутри квартиры, обслуживающие более одной квартиры. Данное право общей долевой собственности принадлежит им в силу закона и регистрации в ЕГРП не требуется.

При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

Председательствующий Горшков В.В.
Судьи Романовский С.В.
Гетман Е.С.

Обзор документа

Собственник одной из квартир обратился с иском об истребовании подвальных помещений в доме (как общего имущества).

Суды двух инстанций сочли требования необоснованными.

СК по гражданским делам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение и пояснила следующее.

По ГК РФ собственникам квартир в доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри жилья, обслуживающее более одной квартиры.

Аналогичные положения закреплены и в ЖК РФ.

Закон о приватизации жилищного фонда (который утратил силу с 01.03.2015 после введения в действие ЖК РФ) предусматривал, что собственники приватизированного жилья в доме государственного или муниципального жилищного фонда становились совладельцами инженерного оборудования и мест общего пользования в данном здании.

По смыслу этих норм с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом о приватизации жилищного фонда, дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.

Поэтому правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности нескольких собственников в таких домах, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в подобном здании.

Если по состоянию на указанный момент подвальные помещения дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием этого здания, то право общей долевой собственности домовладельцев на подобные помещения не возникает.

При этом остальные подвальные помещения, не выделенные для целей самостоятельного использования, переходят в общую долевую собственность домовладельцев как общее имущество.

Таким образом, для правильного разрешения подобного спора нужно установить, когда была приватизирована первая квартира в доме; предназначен ли подвал для обслуживания всего здания; а также были ли на указанный момент спорные помещения дома предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Подвалы, техподполья и цокольные этажи (верх перекрытий которых находится на расстоянии менее 2-х метров от тротуара или отмостки) не влияют на определение этажности здания. Но их устройство требует дополнительных затрат. При наличии в переоцениваемых строениях (кроме административных) подземных этажей следует руководствоваться следующими указаниями ЦСУ СССР:

1) Если в таблице сборника, по которой производится переоценка каменных зданий, указано «с подвалом» или «с техническим подпольем», это значит, что стоимость подвалов или технических подполий учтена в восстановительной стоимости 1 куб. м. В этих, случаях восстановительная стоимость здания определяется умножением стоимости 1 куб. м здания, принятой по таблице сборника, на надземный объем здания (объем подвала или технического подполья к надземному объему здания не добавляется). При этом если подвал используется под служебные, общественные или другие цели (домоуправление, ЖЭК, Красный уголок и др.) к восстановительной стоимости здания, исчисленной вышеуказанным способом, добавляется восстановительная стоимость повышенной отделки подвала, которая определяется умножением объема подвала на восстановительную стоимость 1 куб. м, по которому переоценивалось здание, умноженную на коэффициент 0,20.

2) Если переоценка каменных зданий с подвалом или техническим подпольем производится по таблице сборника, в которой указано «без подвала» или о подвале нет никаких оговорок, восстановительная стоимость определяется как сумма восстановительных стоимостей надземной и подземной части здания. Восстановительная стоимость надземной части здания определяется путем умножения объема надземной части на стоимость 1 куб. м по таблице сборника. Восстановительная стоимость подвала или технического подполья определяется путем умножения объема подземной части здания на стоимость 1 куб. м, принятую для переоценки надземной части здания и на коэффициент 0,8. При этом восстановительная стоимость подвала, используемого под служебные, общественные или другие цели, определяется умножением объема подземной части здания на стоимость 1 куб. м, принятую для переоценки надземной части здания, без каких-либо поправочных коэффициентов.

3) Стоимость подвала административных зданий служебного назначения, а также заводоуправлений во всех случаях учтена в стоимости 1 куб. м здания и поэтому в характеристиках объектов, приведенных в таблицах сборников, специальной оговорки не сделано.

Восстановительная стоимость административного здания с подполом во всех случаях определяется умножением надземного объема здания на стоимость 1 куб. м, определенную по таблицам сборников N 18, N 26, том II и N 28.

4) В сборниках отсутствуют таблицы для деревянных зданий с подвалами. При наличии у деревянных строений подвалов стоимость 1 куб. м рассчитывать в следующем порядке:

а) при наличии отапливаемого подвала табличную стоимость 1 куб. м подвального объема корректировать К-1,07;

б) при наличии неотапливаемого подвала применять К -1,05.

5) При наличии у переоцениваемого здания цокольного этажа необходимо придерживаться следующих правил:

а) при подборе аналога, предусматривающего подвал, переоценивать наземную часть в обычном порядке, а цокольную — по той же восстановительной стоимости 1 куб. м с применением К — 0,20;

б) при подборе аналога с техподпольем, наземную часть переоценивать по табличной стоимости 1 куб. м с К — 1,07, а цокольную по этой же стоимости куб. м (после применения К — 1,07) с вводом К — 0,20 на повышенную отделку;

в) при подборе аналога без подземных этажей переоценивать по табличной стоимости 1 куб. м с включением объема цокольного этажа в общий оцениваемый объем.

6) Когда у переоцениваемых зданий с малометражными квартирами имеются подвалы, а таблицами предусмотрены техподполья, необходимо к стоимости 1 куб, м такого здания вводить коэффициенты:

а) для зданий с отапливаемыми подвалами К — 1,07;

б) для зданий с неотапливаемыми подвалами К — 1,05.

Примечание : Восстановительная стоимость таких зданий определяется умножением стоимости 1 куб. м только на объем наземной части.

Примечание. Средняя жилая площадь определяется путем деления общей жилой площади в доме на число квартир.

  1. Укрупненными показателями восстановительной стоимости зданий со стенами из кирпича и мелких блоков предусмотрена частичная штукатурка фасадов (цоколи, откосы, карнизы) с расшивкой швов кладки, а зданий со стенами, рубленными из бревен, — штукатурка цоколя.

При других видах отделки фасадов к табличной стоимости применяются надбавки в %, приведенные в табл. 6.

Примечание. Данными табл. 6 предусмотрена облицовка всей плоскости фасада (за вычетом проемов).

При частичной отделке или при сочетании различных видов отделки величину надбавки определять по формуле

С = ((l1 x H1) / (l х H)) х (С1 — С2) + С2

где С — средневзвешенная величина надбавки в %;

С1 — величина надбавки по табл. 6, соответствующая характеру. отделки, принятой для части фасада;

С2 — величина надбавки, соответствующая характеру отделки остальной площади фасада;

l1 — длина по внешнему обводу той части фасада, которая имеет отличающийся вид отделки, в м;

Н1 — высота от уровня отмостки той же части фасада в м;

l — общий периметр наружных стен здания по внешнему обмеру в м;

Н — высота здания от уровня отмостки до карниза в м.

Пример I. Стены здания отделаны цветной штукатуркой. Фрагмент фасада (главный вход) облицован гранитом.

Периметр наружных стен здания по внешнему обводу l = 122 м;

высота здания от отмостки до карниза Н = 16 м;

длина облицованной гранитом части фасада l1 = 24 м;

высота той же части фасада H1 = 5 м;

надбавка по табл. 6, соответствующая облицовке гранитом, С1 = 87 %;

надбавка по табл. 6, соответствующая цветной штукатурке, С2 = 2,8 %;

средневзвешенная вэличина надбавки к таблице укрупненных показателей восстановительной стоимости

С = ((24 х 5) / (122 х 16)) х (87 — 2,8) + 2,8=8 % (округленно).

Пример 2. Цоколь здания облицован керамическими плитками, остальная часть фасада — кирпич с расшивкой швов кладки.

Периметр наружных стен здания по внешнему обводу l = 122 м;

высота здания от отмостки до карниза H =16 м;

высота цоколя здания H1=0,8 м;

длина цокольной части стен, облицованной керамическими плитками, равна периметру стен l1 = l =122 м;

надбавка по табл. 6, соответствующая облицовке керамическими плитками, C1=8 %;

надбавка на отделку остальной части фасада принимается равной нулю, так как такая отделка учтена показателями таблиц восстановительной стоимости С2 = 0;

средневзвешенная величина надбавки к таблице укрупненных показателей восстановительной стоимости

С = ((0,8 х 122) / (16 х 122)) х (8 — 0) + 0 = 0,4 %.

  1. Показатели восстановительной стоимости приведены с учетом того, что 1-4-этажные здания не имеют подвала, а в зданиях пяти и более этажей предусмотрено техническое подполье. Если в переоцениваемом здании имеется подвал, то стоимость такого здания определяется как сумма стоимостей надземной и подземной частей, причем:

а) стоимость надземной части определяется путем умножения ее строительного объема на табличную стоимость 1 куб. м здания;

б) стоимость подвала определяется дополнительно путем умножения строительного объема -подземной части на табличную стоимость 1 куб. м объема надземной части с коэффициентом 0,8.

  1. В тех случаях, когда оцениваемые здания имеют другие, не отмеченные в табличных характеристиках конструктивные особенности, к табличным показателям стоимости 1 куб. м объема здания применяются надбавки, приведенные в табл. 7.

Примечание. Если в переоцениваемом здании кровля по деревянным стропилам черепичная, тесовая, железная, или из оцинкованной стали, а в характеристиках к таблицам — из асбестоцементных листов, или наоборот, то табличные показатели не корректируются.

  1. При оценке зданий, имеющих отапливаемые мансарды или светелки, к показателям восстановительной стоимости в тех случаях, когда это не предусмотрено характеристикой, применять следующие коэффициенты:

Показатели восстановительной стоимости зданий выше 5 этажей при наличии отапливаемых мансард не корректируются.

  1. При оценке зданий, имеющих неотапливаемые закрытые веранды, строительный объем этих веранд определяется отдельно по правилам, указанным в Общей части к сборникам, и оценивается отдельно по показателям основного здания с коэффициентами для:
  1. Показатели восстановительной стоимости жилых зданий подразделены по характеру внутренней отделки — простой и повышенной.

Простая отделка предусматривает штукатурку стен и потолков, клеевую окраску или оклейку простыми обоями, окраску панелей в кухнях и санитарных узлах, уборных, душевых, ваннах масляными красками, полы вестибюлей и лестничных площадок — цементные или асфальтовые, ступени лестничных маршей бетонные.

Повышенная отделка предусматривает штукатурку, высококачественную клеевую окраску или оклейку обоями повышенного качества, облицовку панелей стен в санитарных узлах и кухнях керамической плиткой, полы вестибюлей и лестничных площадок из керамических плиток или террацевые, ступени лестниц мозаичные.

ПРИМЕР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ

Требуется произвести переоценку пятиэтажного жилого дома с подвалом, построенного в Иркутской области (южнее 60-й параллели) в зоне сейсмичности 7 баллов. Здание оборудовано центральным отоплением, водопроводом, канализацией, ваннами с дровяными колонками, электроосвещением. Имеется радиотрансляционная сеть. Средняя жилая площадь квартир 36,5 кв. м. Наружные стены здания из кирпича, оштукатуренные обыкновенным (недекоративным) раствором; цоколь облицован естественным (известняковым) камнем. Внутренняя отделка повышенного качества, полы дощатые. Полезная высота помещений 3,3 м. Строительный объем надземной части 14 600 куб. м, подвала — 2400 куб. м.

В соответствии с последовательностью, изложенной в п. 22 Общих указаний, после выявления технической характеристики переоцениваемого объекта устанавливаем, что следует пользоваться укрупненными показателями табл. 25 Сборника. На основании приложения 3 к Общей части определяем, что место расположения объекта переоценки относится к 4-му территориальному поясу и I климатическому району. Далее в соответствии с условиями, изложенными в Общих указаниях. Технической части и примечаниях к табл. 25, определяем все поправки, которые необходимо учесть в расчете восстановительной стоимости. Это представлено ниже в таблице.

РАСЧЕТ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ ПЯТИЭТАЖНОГО ЖИЛОГО ДОМА С ПОДВАЛОМ СО СТЕНАМИ ИЗ КИРПИЧА

Место строительства: Иркутская обл., гор (южнее 60-й параллели)

Климатический район I, территориальный пояс — 4. Строительный объем здания: надземная часть — 14600 куб. м; подземная часть — 2400 куб. м.

Поправка на отделку фасада

Периметр наружных стен по внешнему обводу — 160 м.

Высота цоколя — 0,8 м

Высота здания — 18,8 м

С= ((160 х 0,8) / (160 х 18,8)) х (60 — 0,5) + 0,5 = 2,8 % (округленно).

Восстановительная стоимость здания:

(14600 х 26.9 + 2400 х 26,9 х 0,8) х 1,03 х 1,08 х 0,97 х 0,97 х 1,028 х 0,987 х 0,998 х 0,999 х 1,03 = 498 тыс. руб.

В этой формуле (в последовательности записи);

14600-объем надземной части здания;

26,9 — укрупненный показатель восстановительной стоимости 1 куб. м здания по табл. 25;

2400 — объем подвала;

0,8 — коэффициент, согласно п. 3 Технической части, применяемый для оценки подвала;

1,03, 1,08, 0,97, 0,97 — коэффициенты (см. таблицу);

1,28 = (100 + 2,8) / 100; 0,987 = (100 — 1,3) / 100; 0,999 = (100 — 0,1) /100; 1,03 = (100 + 3) / 100


В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Читайте также: