Концепция бытия фундамент философской картины мира

Обновлено: 03.05.2024

Философы говорят, что форма дает бытие вещи. Сказать так будет неточным. Ведь нет никакой вещи, которой форма давала бы бытие, раз без формы вещь ничто. Не вещь принимает свое бытие от формы — иначе она была бы до того, как ей быть, — но “форма дает бытие вещи” значит: форма есть само бытие у всякой существующей вещи, так что данность вещи есть сама дающая бытие форма. Но абсолютная форма бытия есть бог, и апостол свидетельствует здесь об этом: раз все бытие всего дано от Отца, а бытие дается формой, то, значит, бог, дающий бытие всему, есть само бытие вещи, — то бог, дающий само бытие, справедливо именуется обычно дарителем форм. Соответственно, бог не форма земли, воды, эфира или чего бы то ни было другого, а абсолютная форма формы земли или воздуха. Земля поэтому ни бог, ни что-то другое, но она есть земля, и воздух есть воздух, и эфир — эфир, и человек — человек, каждое сообразно своей форме: форма любой вещи есть нисхождение от универсальной формы, так что форма земли есть ее формы, а не чего-то другого, и так далее.

Когда мы говорим о бытии и только, о бытии, то единство может заключаться лишь в том, что все предметы, о которых идет речь, суть существуют. В единстве этого бытия, — а не в каком-либо ином единстве, — они объединяются мыслью, и общее для всех них утверждение, что все они существуют, не только не может придать им никаких иных, общих или не общих свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства. Ибо, как только мы от простого основного факта, что всем этим вещам общее бытие, удалимся хотя бы на один миллиметр, тотчас перед нашим взором начинают выступать различия в этих вещах. Состоят ли эти различия в том, что одни вещи белы, другие черны, одни одушевлены, другие неодушевленны, одни принадлежат, скажем, к посюстороннего миру, другие к потустороннему, — обо всем этом мы не можем заключать только на основании того, что всем вещам в равной мере приписывается одно лишь свойство существования.

Единство мира состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать прежде, чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения. Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания.

Человек, скорее самим бытием “брошен” в истину бытия, чтобы, экзистируя, таким образом, беречь истину бытия, чтобы в свете бытия, сущее явилось как бы сущее, каково оно есть. Явится ли оно и как явится, войдут ли в просвет бытия, будут ли присутствовать, или отсутствовать Бог и боги, история и природа и как именно присутствовать, решает не человек. Явление сущего покоится в историческом событии бытия. Для человека, однако, остается вопрос, сбудется ли он, осуществится ли его существо так, чтобы отвечать этому событию; ибо соразмерно последнему он призван, как экзистирующий хранить истину бытия. Человек — пастух бытия. Только к этому подбирается мысль в “Бытии и времени”, когда экстатическое существование осмысливается там как забота.

Но бытие — что такое бытие? Оно есть Оно само. Испытать и высказать это должно научиться будущее мышление. “Бытие” — это не Бог и не основа мира. Бытие шире, чем все сущее, и все равно оно ближе человеку, чем любое сущее, будь то скала, зверь, художественное произведение, машина, будь то ангел или бог. Бытие — это ближайшее. Однако ближайшее останется для человека самым далеким. Человек всегда уже заранее держится, прежде всего, за сущее и только за него. Представляя сущее как сущее, мысль, конечно, вступает в отношение к бытию, но мыслит по-настоящему всегда только сущее как таковое и как раз никогда — бытие как таковое. “Проблема бытия” вечно остается вопросом о сущем. Проблема бытия — пока вовсе не то, что означает это коварное обозначение: не вопрос о Бытии. Философия даже там, где она, как у Декарта и Канта, становится “критической”, неизменно впадает в колею метафизического представления. Она мыслит от сущего и в ориентации на сущее, проходя через момент обращенности к бытию. Ибо всякое отталкивание от сущего и всякое возвращение к нему заранее всегда уже стоит в свете бытия.

Просвет бытия метафизике ведом, однако, либо только как взор пребывающего в “виде” (“идее”), либо — в критической философии — как то, что рассматривается в кругозоре представления: исходящего от субъективности. Это значит: истина бытия в качестве его просвета остается для метафизики потаенной вместе с тем не порок метафизики, а от нее самой закрытое и все же ей завещанное сокровище ее подлинного богатства. Сам просвет есть бытие. Именно он внутри бытийной истории метафизики только и делает возможным то явление, благодаря которому присутствующее затрагивает присутствующего при нем человека, так что сам человек впервые оказывается способен своим вниманием прикоснуться к бытию (Аристотель. Метафизика IX). Всякое рассмотрение уже только тянется за этим явлением. Второе препоручает себя первому, когда внимание превращается в представление перед собой, в “восприятие” предмета “мыслящей вещью как “субъектом” всякой “достоверности.

Каким бы образом не брались истолковать сущее, или как дух в смысле спиритуализма, или как материю и силу в смысле материализма, или как становление и жизнь, или как представление, или как волю, или как субстанцию, или как субъект, или как энергию, или как вечное возвращение того же, всякий раз сущее как сущее является в свете бытия. Бытие в некой потаенности пришло. Приносит ли бытие, как оно с собой приносит такую непотаенность, открывает ли бытие, как оно с собой приносит такую непотаенность, открывает ли, как Оно открывает себя в метафизике и в качестве метафизики остается скрытым. Бытие в своем высвечивающем существе, то есть в своей истине не продумывается. И все-таки в своих ответах на свой вопрос о сущем как таковом метафизика говорит из незамеченной открытости бытия. Истина бытия может быть, поэтому называется почвой, на которой держится метафизика как корень дерева философии, из которой она питается.

Туда бытию в целом, тянет нас в нашей ностальгии. Наше бытие есть это притяжение. Мы всегда уже, так или иначе, направились к тому целому или, лучше, мы на пути к нему. Но “нас тянет” — это значит нас одновременно что-то неким образом “тащит назад, мы пребываем в некоей оттягивающей тяготе. Мы на пути к этому “в целом”. Мы сами же и есть переход, “ни то, ни другое”. Что такое это наше колебание между “ни то — ни то”? Ни одно, ни равным образом другое, вечное, пожалуй, и все-таки нет, и, однако же”. Что такое этот непокой неизменного отказа? Мы называем это конечностью. — Мы спрашиваем: что это такое — конечность?

Конечность не свойство, просто приданное нам, но фундаментальный способ нашего бытия. Если мы хотим стать тем, что мы есть, мы не можем отбросить эту конечность или обмануть себя на ее счет, но должны ее сохранить. Ее соблюдение — сокровеннейший процесс нашего конечного бытия, то есть нашей сокровеннейшей обращенности к концу.

В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выявление сущности бытия. Она была одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. И до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии - онтология - продолжает оставаться важнейшим направлением философии.

Ныне в мировой философии нет единой точки зрения на бытие. Это объяснимо: сущность бытия выступает через проявления отдельных предметов и процессов, которые раскрывают все новые свои качества. Различная интерпретация этих качеств приводит к различным толкованиям бытия.

Концепция бытия - фундамент философской картины мира

Философский разговор о природе бытия носит предельно абстрактный характер, ибо речь идет о восхождении к предельной обобщенности анализа окружающего мира. Но какое дело до столь высоких философских абстракций рядовому инженеру, командиру, офицеру-химику?

Оказывается, что в предложениях самого обыденного, повседневного языка в неявном виде уже содержатся не только вопросы подобного рода, но и определенные выводы по ним. К примеру, употребляя глагол “быть” при разговоре о конкретных вещах, мы уже ведем речь о своеобразных “бытийственных” отношениях. Утверждая, химическое и бактериологическое оружие (есть) оружие массового поражения, мы рассматриваем оружие, прежде всего с точки зрения его существования, его бытия.

Идея бытия в философии.Проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием философствования. Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий их мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как его обозначить или назвать.

Учением о бытии выступает онтология (греч. “ontos” - сущее и “logos” - учение). Онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной запад­ноевропейской философии распространено понятие “новая онтология”, под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). В одной из его поэм бытие представлено в виде самого большого шарообразного “футляра” или “оболочки”, вмещающего и ограничивающего все, что есть в мире. Ничего другого, кроме однородного и совершенно неподвижного бытия, нет:

Оно безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель

Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство

Оставаясь тем же самым, в том же самом месте, оно покоится само

Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие идей противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления, выражающие подобие, тень подлинного бытия.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. До Аристотеля бытие мыслилось как абстрактная сущность, которую практически трудно было познать из-за отсутствия образа, в котором она могла бы предстать перед человеком. Впервые бытие предстает как единство материи и формы.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, охватывающая всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Бытие по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание при таком понимании бытия получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.




Из повседневного человеческого опыта может быть сделан по крайней мере один вывод:мир существует здесь и теперь. Тогда философом могут быть поставлены вопросы:

* Если мир существует здесь, существует ли он везде?

* Если мир существует сейчас, существовал ли он всегда?

Однако существует и другое, близкое к обыденному, понимание бытия, ко­торое обусловлено временным преходящим существованием челове­ка и получает соответствующее отражение в его сознании. Это позиция бытия временного, конечного, преходящего. Именно так оно воспринимается человеком в обыденном понимании. Вместе с тем философы, различающиеся по этим позициям, вынуждены решать сходные проблемы относительно других философских аспектов бытия.

Основные аспекты философского понимания бытия.Предметом философского исследования является бытие в его универсальном аспекте как извечно существующее, непреходящее и вечное. Поэтому первый аспект проблемы бытия заключается в осмыслении противоречивого единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ, в понимании того, каким образом конечные в пространстве и во времени предметы, процессы и явления формируют бесконечный и вечный мир?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Четвертый аспект проблемы бытия состоит в том, что бытие окружающего мира не должно рассматриваться как некий однородный и равномерно разлитый в пространстве “кисель”. Бытие включает в себя самые разнородные классы существующих объектов, и на этом основании могут быть выделены важнейшие виды бытия. Их философское исследование важно и потому, что различные формы бытия по-разному влияют на человеческую деятельность. Одно дело для химика иметь в качестве исходного материала сырье, данное природой, и совсем другое - выполнить задачу по получению материалов с заданными свойствами.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

· бытие предметов и процессов природы (природное, материальное, предметно-вещественное бытие);

· бытие духовных явлений, или бытие различных форм общественного и индивидуального сознания; его нередко обозначают как мир духовно-социо-культурного;

· бытие социальных явлений (общественное бытие).

Могут быть выделены и иные критерии классификации бытия: с точки зрения возникновения - актуальное бытие и потенци­альное бытие, по атри­бутам материи (пространство и время как “пространственное бытие” и “временное бытие”), по формам движения материи (химическое, биологическое и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бы­тие), по критерию всеобщности - всеобщее и единичное (применительно к человеку - индивидуальное).

Имеются и более конкретные формы (иногда их называют “виды”) бытия. Например, бытие техники, которое в известной мере выступает результатом взаимодействия иных форм бытия. В самом деле, материальная основа техники подчиняется природным законам. Первоначально она формируется как идея в системе бытия духовного и лишь потом через цепь проектно-конструкторских разработок материализуется в своей вещественной основе. Служит же техника для реализации социальных потребностей, тем самым выступая элементом бытия социального.

Иногда термин “бытие” применяется в узком значении, часто совпадая с “мате­рией” и даже “природной и социальной реальностью”. Философы гово­рят о “бытии” как определяющем “сознание”; “сознание” порождено “бытием” и отражает “бытие”.

Всё дальнейшее изучение курса философии по сути дела и является осмыслением перечисленных аспектов проблемы бытия. Итак, категория бытия объединяет самые разные предметы, процессы и явления по одному признаку – быть, существовать. С этой точки зрения окружающий нас мир может быть обозначен как бытийствующий.

Проблема единства мира.Из осмысления предыдущего аспекта проблемы бытия вытекает и другаяфилософская проблема - проблема единства бытийствующего мира, формулируемая в вопросе: бытийствующий мир един, или таких миров много? В истории философии сформировалось три основных подхода к ответу на этот вопрос.

Плюрализм исходит из того, что существует множество относительно независимых друг от друга миров, каждый из которых порожден собственным “семенем”. Древнегреческий философ Анаксагор в качестве таких первичных семян вещей рассматривал гомеомерии, а немецкий философ Лейбниц- монады, или идеальные сущности вещей и процессов.

Дуализмразделяет бытие надва равноправных и относительно независимых мира - мир материальный и мир идеальный. Каждый из них порожден собственной основой и составляет равноправную с другим миром субстанцию бытия. Наиболее последовательно позицию дуализма в философии проводил выдающийся французский мыслитель Р. Декарт.

Концепция монизма исходит из единого первоначала мира и занимается поисками единой субстанции(лат.substantia - сущность, то, что лежит в основе),т.е. первоосновы всего существующего. В зависимости от того, какая субстанция рассматривается в качестве основы единства мира, выделяется несколько типов монизма.

Материалистический монизм исходит из материального единства мира, а в качестве субстанции бытия рас­сматривает материю. Такую позицию занимали древнегреческий философ Демокрит, классик немецкой философии Л. Фейербах, основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеалистический монизм в качестве субстанции мира рассматривает дух, материю, которые в процессе своего развития и порождают все богатство явлений бытия. На такой точке зрения стоял основоположник объективного идеализма Платон, великий немецкий философ Гегель. У Д. Беркли и Д. Юма в качестве основы бытия выступают ощущения (“мир есть совокупность моих ощущений”), у Шопенгауэра - представление (“мир - мое представление”).

В процессе философского осмысления естествознания появляются новые разновидности монизма, не являющиеся классическими. Так, известный английский философ Б. Рассел (1872 - 1970), осмысливая результаты революции в физике на рубеже XIX - XX вв., пришел к выводу, что первооснову мира составляет энергия. Его монизм может быть назван энергетическим. Информационным можно назвать монизм отечественного академика А.Н. Яковлева(р. 1923), утверждающего, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться в качестве первоосновы мира; такой первоосновой, с его точки зрения, является информация.[2]

Цели и задачи: определить суть проблемы онтологии, обозначить основные концепции в решении проблемы бытия, выявить специфику материалистического и идеалистического подхода в решении проблемы бытия.

Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категориябытия. Вопрос о бытии является первым не только в плане генезиса философского знания, с него явно или неявно начинается любая философская концепция. Бытие — это самое широ­кое, а значит и самое абстрактное понятие. Отдел философской науки, занимающийся проблемами Бытия, называется онтологией.

Другой категорией, соотносимой с понятием бытие, является категория становления: что такое быть, и что такое становиться? становится ли бытие или оно пребывает в неизменности? Вопрос о соотношении бытия и становления вводит такие онтологические категории, как возможность, действительность и необходимость. Возможность понимается как потенциальное бытие, а действительность как актуальное. Бытие имеет и актуальную, и потенциальную формы существования, которые охватываются понятием «реальность». Действительность — это и физическое, и психическое, и культурное, и социальное бытие. Необходимость — это переход из области возможного в область действительного. В последние годы в связи с развитием компьютерных технологий говорят также о виртуальной форме бытия — виртуальной реальности.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции.

Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка) — это то, из чего все сделано. Понятие субстрат, по сути дела, тождественно понятию «материя», в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции.

Субстанция (от лат. substatia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия кон­кретных вещей, событий, явления и процессов, посредством кото­рых и через которые они существуют. Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия.

Субстанциональность бытия может пониматься как в материалистическом, так и в идеалистическом духе. Впервые в явном, точно определенном виде понятие субстанции появилось в учении Б. Спинозы. Под субстанцией он понимал то, что существует само в себе и представляется само через себя. В философии Б. Спинозы субстанция отождествляется с природой, с одной стороны, и Богом, с другой. В таком понимании субстанция не является чем-то сверхъестественным, она и есть само естество — природа. Примерно в это же время Дж. Беркли категорически отрицал возможность существования материальной субстанции. Он утверждал, что материя не может быть субстанцией, так как нигде в опыте мы с ней не сталкиваемся, а имеем дело только с нашими ощущениями. Она не существует ни в духе, ни в каком либо другом месте, поэтому, делает вывод Дж. Беркли, она не существует нигде. В философии Просвещения субстанцию отождествили с веществом.

Вопрос об единстве и многообразии мира породил три возможных варианта его решения. Самое распространенное учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называетсямонизмом. Монизму противостоитдуа­лизм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо рав­ноценные два начала. Если же речь идет о нескольких началах (больше двух), то мы имеем дело с плюрализмом.




В решении проблемы Бытия также можно выделить материалистический подход, трактующий Бытие как очевидную и объективную реальность, и идеалистический, опирающийся на понятие трансцендентного, божественного, творящего.

Еще одной дихотомической парой категорий Бытия являются понятия детерминизма и индетерминизма.

Детерминизм (от лат. determinare — «определять», «отделять») — это учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Повседневный опыт убеждает, что события и явления связаны друг с другом, и некоторые из них взаимно обусловливают друг друга. Это обыденное наблюдение выразилось в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий в философии XVII—XVIII в.в. привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Такая форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности (Б. Спиноза, П. Лаплас). Одно из следствий механистического детерминизма фатализм — учение о всеобщей предопределенности явлений и событий, причем предопределенности не обязательно божественной.

Индетерминизм — онтологический принцип, согласно которому между явлениями и событиями нет всеобщей и универсальной взаимосвязи. Индетерминизм отрицает всеобщий характер причинности. Согласно этому принципу, в мире существуют явления и события, появляющиеся без всяких причин, т.е. несвязанные с другими явлениями и событиями. Например, Д. Юм сводил причинность к привычке человеческого ума связывать события определенным образом. Однако в классической философии ведущей позицией оставался все-таки детерминизм.

В философии XX столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, к изучению бессознательной психики, и отказавшейся от отождествления личности только с интеллектом, разумом, мышлением, позиции индетерминизма заметно усилились. Индетерминизм стал крайней реакцией на механицизм и фатализм. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничили сферу детерминизма природой, для понимания событий и явлений в культуре предложили принцип индетерминизма.

В философии нет более фундаментальной по значимости и сложной по решению проблемы, чем выявление сущности бытия. Она была одной из первых проблем, которой начали заниматься античные мыслители. И до настоящего времени эта проблема находится в центре философских исследований, а учение о бытии - онтология - продолжает оставаться важнейшим направлением философии.

Ныне в мировой философии нет единой точки зрения на бытие. Это объяснимо: сущность бытия выступает через проявления отдельных предметов и процессов, которые раскрывают все новые свои качества. Различная интерпретация этих качеств приводит к различным толкованиям бытия.

Концепция бытия - фундамент философской картины мира

Философский разговор о природе бытия носит предельно абстрактный характер, ибо речь идет о восхождении к предельной обобщенности анализа окружающего мира. Но какое дело до столь высоких философских абстракций рядовому инженеру, командиру, офицеру-химику?

Оказывается, что в предложениях самого обыденного, повседневного языка в неявном виде уже содержатся не только вопросы подобного рода, но и определенные выводы по ним. К примеру, употребляя глагол “быть” при разговоре о конкретных вещах, мы уже ведем речь о своеобразных “бытийственных” отношениях. Утверждая, химическое и бактериологическое оружие (есть) оружие массового поражения, мы рассматриваем оружие, прежде всего с точки зрения его существования, его бытия.

Идея бытия в философии.Проблема бытия, его последующего осмысления возникает практически вместе с формированием философствования. Уже первые античные мудрецы начали задумываться над тем, что представляет собой окружающий их мир, откуда он появился, конечен он или беспределен, наконец, как его обозначить или назвать.

Учением о бытии выступает онтология (греч. “ontos” - сущее и “logos” - учение). Онтология как понятие нередко означало систему всеобщих определений бытия. В современной запад­ноевропейской философии распространено понятие “новая онтология”, под которой понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверхчувственной и сверхрациональной интуиции.

Впервые онтология как учение о бытии обособляется в философии элеатов, противопоставлявших бытие небытию. Бытие как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). В одной из его поэм бытие представлено в виде самого большого шарообразного “футляра” или “оболочки”, вмещающего и ограничивающего все, что есть в мире. Ничего другого, кроме однородного и совершенно неподвижного бытия, нет:

Оно безначально и непрекратимо, так как рождение и гибель

Отброшены прочь: их отразило безошибочное доказательство

Оставаясь тем же самым, в том же самом месте, оно покоится само

Платон отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие идей противопоставляется Платоном неподлинному бытию, под которым подразумеваются доступные человеческим чувствам вещи и явления, выражающие подобие, тень подлинного бытия.

Важнейшей заслугой Аристотеля в разработке учения о бытии является его идея о том, что реальное бытие становится доступным для познания, благодаря форме, образу, в которой она представляется человеку. До Аристотеля бытие мыслилось как абстрактная сущность, которую практически трудно было познать из-за отсутствия образа, в котором она могла бы предстать перед человеком. Впервые бытие предстает как единство материи и формы.

В наше время бытие трактуется как философская категория для обозначения реально существующего мира, охватывающая всё многообразие космических, природных и созданных человеком вещей и явлений. Бытие по отношению к человеку существует вечно как беспредельная и непреходящая целостность. Человеческое сознание при таком понимании бытия получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира.

Из повседневного человеческого опыта может быть сделан по крайней мере один вывод:мир существует здесь и теперь. Тогда философом могут быть поставлены вопросы:




* Если мир существует здесь, существует ли он везде?

* Если мир существует сейчас, существовал ли он всегда?

Однако существует и другое, близкое к обыденному, понимание бытия, ко­торое обусловлено временным преходящим существованием челове­ка и получает соответствующее отражение в его сознании. Это позиция бытия временного, конечного, преходящего. Именно так оно воспринимается человеком в обыденном понимании. Вместе с тем философы, различающиеся по этим позициям, вынуждены решать сходные проблемы относительно других философских аспектов бытия.

Основные аспекты философского понимания бытия.Предметом философского исследования является бытие в его универсальном аспекте как извечно существующее, непреходящее и вечное. Поэтому первый аспект проблемы бытия заключается в осмыслении противоречивого единства непреходящего бытия природы как целого и преходящего бытия вещей, состояний природы, человеческих существ, в понимании того, каким образом конечные в пространстве и во времени предметы, процессы и явления формируют бесконечный и вечный мир?

Второй аспект проблемы бытия определяется тем, что для природы, общества, человека, его мыслей, идей существует нечто общее, а именно то, что перечисленные объекты реально существуют. Благодаря своему существованию они образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира. Мир как непреходящее целостное единство находится вне и в определенной степени независимо от человека. Бытие есть предпосылка единства мира.

В качестве третьего аспекта проблемы бытия может быть выдвинуто положение о том, что мир есть действительность, которая, поскольку она существует, имеет внутреннюю логику существования и развития. Эта логика предшествует, как бы предсуществует бытию людей и их сознания, и для эффективной человеческой деятельности необходимо познавать эту логику, исследовать законы бытия.

Четвертый аспект проблемы бытия состоит в том, что бытие окружающего мира не должно рассматриваться как некий однородный и равномерно разлитый в пространстве “кисель”. Бытие включает в себя самые разнородные классы существующих объектов, и на этом основании могут быть выделены важнейшие виды бытия. Их философское исследование важно и потому, что различные формы бытия по-разному влияют на человеческую деятельность. Одно дело для химика иметь в качестве исходного материала сырье, данное природой, и совсем другое - выполнить задачу по получению материалов с заданными свойствами.

Можно выделить следующие основные формы бытия:

· бытие предметов и процессов природы (природное, материальное, предметно-вещественное бытие);

· бытие духовных явлений, или бытие различных форм общественного и индивидуального сознания; его нередко обозначают как мир духовно-социо-культурного;

· бытие социальных явлений (общественное бытие).

Могут быть выделены и иные критерии классификации бытия: с точки зрения возникновения - актуальное бытие и потенци­альное бытие, по атри­бутам материи (пространство и время как “пространственное бытие” и “временное бытие”), по формам движения материи (химическое, биологическое и т.п. бытие), по структурным уровням организации материи (молекулярное, популяционное и т.п. бы­тие), по критерию всеобщности - всеобщее и единичное (применительно к человеку - индивидуальное).

Имеются и более конкретные формы (иногда их называют “виды”) бытия. Например, бытие техники, которое в известной мере выступает результатом взаимодействия иных форм бытия. В самом деле, материальная основа техники подчиняется природным законам. Первоначально она формируется как идея в системе бытия духовного и лишь потом через цепь проектно-конструкторских разработок материализуется в своей вещественной основе. Служит же техника для реализации социальных потребностей, тем самым выступая элементом бытия социального.

Иногда термин “бытие” применяется в узком значении, часто совпадая с “мате­рией” и даже “природной и социальной реальностью”. Философы гово­рят о “бытии” как определяющем “сознание”; “сознание” порождено “бытием” и отражает “бытие”.

Всё дальнейшее изучение курса философии по сути дела и является осмыслением перечисленных аспектов проблемы бытия. Итак, категория бытия объединяет самые разные предметы, процессы и явления по одному признаку – быть, существовать. С этой точки зрения окружающий нас мир может быть обозначен как бытийствующий.

Проблема единства мира.Из осмысления предыдущего аспекта проблемы бытия вытекает и другаяфилософская проблема - проблема единства бытийствующего мира, формулируемая в вопросе: бытийствующий мир един, или таких миров много? В истории философии сформировалось три основных подхода к ответу на этот вопрос.

Плюрализм исходит из того, что существует множество относительно независимых друг от друга миров, каждый из которых порожден собственным “семенем”. Древнегреческий философ Анаксагор в качестве таких первичных семян вещей рассматривал гомеомерии, а немецкий философ Лейбниц- монады, или идеальные сущности вещей и процессов.

Дуализмразделяет бытие надва равноправных и относительно независимых мира - мир материальный и мир идеальный. Каждый из них порожден собственной основой и составляет равноправную с другим миром субстанцию бытия. Наиболее последовательно позицию дуализма в философии проводил выдающийся французский мыслитель Р. Декарт.

Концепция монизма исходит из единого первоначала мира и занимается поисками единой субстанции(лат.substantia - сущность, то, что лежит в основе),т.е. первоосновы всего существующего. В зависимости от того, какая субстанция рассматривается в качестве основы единства мира, выделяется несколько типов монизма.

Материалистический монизм исходит из материального единства мира, а в качестве субстанции бытия рас­сматривает материю. Такую позицию занимали древнегреческий философ Демокрит, классик немецкой философии Л. Фейербах, основоположники диалектического материализма К. Маркс и Ф. Энгельс. Идеалистический монизм в качестве субстанции мира рассматривает дух, материю, которые в процессе своего развития и порождают все богатство явлений бытия. На такой точке зрения стоял основоположник объективного идеализма Платон, великий немецкий философ Гегель. У Д. Беркли и Д. Юма в качестве основы бытия выступают ощущения (“мир есть совокупность моих ощущений”), у Шопенгауэра - представление (“мир - мое представление”).

В процессе философского осмысления естествознания появляются новые разновидности монизма, не являющиеся классическими. Так, известный английский философ Б. Рассел (1872 - 1970), осмысливая результаты революции в физике на рубеже XIX - XX вв., пришел к выводу, что первооснову мира составляет энергия. Его монизм может быть назван энергетическим. Информационным можно назвать монизм отечественного академика А.Н. Яковлева(р. 1923), утверждающего, что ни материя, ни сознание не могут рассматриваться в качестве первоосновы мира; такой первоосновой, с его точки зрения, является информация.[2]

Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Историческое осознание категории бытие (от Античности до современности). Понятие материи в системе категорий диалектического материализма, ее структура и свойства. Единство физической картины мира.

Рубрика Философия
Предмет Философия
Вид реферат
Язык русский
Прислал(а) таша
Дата добавления 01.03.2009
Размер файла 39,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Понятие "картина мира". Специфика философской картины мира. Философская теория бытия. Специфика человеческого бытия. Исходный смысл проблемы бытия. Учения о принципах бытия. Иррациональное постижение бытия. Материальное и идеальное.

реферат [72,6 K], добавлен 02.05.2007

Бытие как философская категория, систематизирующий принцип философской картины мира, обеспечивает противоречивое целостное единство мира. Знакомство с концепциями материи: эфирная, вещественная, атомистическая. Анализ уровней неорганического мира.

презентация [205,2 K], добавлен 03.04.2019

Проблемы бытия и материи, духа и сознания - исходные философские понятия при осмыслении человеком мира. Научные, философские и религиозные картины мира. Материализм и идеализм - первичность духа или материи. Картина мира как эволюционное понятие.

контрольная работа [37,8 K], добавлен 23.12.2009

Исторический аспект формирования философской картины мира. Античная, механистическая, новая картина мира. Классификация современных научных знаний. Структурные уровни познаваемого мира. Объект изучения космологии. Философские основы научного знания.

контрольная работа [487,8 K], добавлен 08.09.2011

Общее понятие философской категории "картина мира", религиозные представления о мироздании и эзотерическая концепция Вселенной. Картина мира как результат развития философии, науки и религии. Схема мироздания и современное понятие "жизненного мира".

реферат [872,4 K], добавлен 25.07.2010

Понятие мировоззрения, его структура и элементы, роль и значение в формировании личности человека и его взглядов на жизнь. Сущность и признаки картины мира. Модели бытия в рамках философского видения мира, их отличия от естественнонаучной картины мира.

реферат [22,2 K], добавлен 25.01.2011

Бытие как универсальная категория единства Мира. Проблема бытия в истории философской мысли. Материя как фундаментальная категория философии. Основные свойства материи. Методологические принципы при разработке классификации форм движения материи.

Читайте также: