Колонки из бетона своими руками

Обновлено: 08.05.2024

Очень часто у любителей качественных сетапов для музыки и кино дома возникает нагромождение аппаратуры и здоровенных колонок в комнате. Что редко сочетается в привычном интерьере помещений.

В предыдущей квартире у меня была аппаратура многоканального звучания, с колонками более метра высотой, причем не только на фронте, но и в тылах. И в интерьере это смотрелось неплохо, и проблем с другими домочадцами на этой волне не было. Но в новой квартире я решил-таки пересмотреть подход к размещению аудиоаппаратуры (по части акустики).

Вся жизнь — большой компромисс

К примеру, сейчас широкую популярность получили различные саундбары. И это неспроста. Тонкий, изящный саундбар под телевизором малозаметен в интерьере. А это для многих приоритетный подход. Как и все в жизни, саундбар — это компромисс между эстетикой и качеством звучания (рассматривая в условно одной ценовой категории разумеется). Что же выбрать, чтобы и интерьер не пострадал, и звук радовал?

Встроенные в стены акустические системы

Достаточно давно существует такое понятие как встроенная акустика. Первое, что приходит в голову, это различные трансляционные системы в публичных местах и офисах. Как высококачественный элемент аудио аппаратуры они ни когда и не воспринимались. Но время идет и производители акустики поняли, что это отличная ниша для уровня HiFi. Сейчас, если посмотреть продуктовую линейку крупных производителей акустических систем, видно, что ассортимент и качество встройки ни чем не уступает классическим изделиям. Более того, те кто проектирует и создает специальные комнаты для домашних кинотеатров (а это точно не дешевое удовольствие) встроенную акустику используют повсеместно. Решено, будем пробовать. Чтобы не откатиться в решении назад, отдал в коллекцию другу всю свою аппаратуру. Он собирает разные сетапы (от винила и ламп, до современных систем hires) и предпочитает слушать музыку на аппаратуре того времени, когда она создавалась.

Муки выбора

Стал смотреть, а что предлагают нынче по встройке? Оказалось, такой акустики нынче просто огромный выбор. На любой вкус и кошелек. Ок, совсем дешевые не смотрим, но и много денег отдавать в планах не было. Примерно через неделю, периодически просматривая разные варианты, я остановился на младшей линейке от Canton линейка Pro House.

При выборе чего либо, я стараюсь не смотреть начальный уровень в линейки продуктов конкретного производителя. Но, в данном случае это был осознанный подход, а именно выбор серии 403, более старшая акустика уже на металлических и керамических драйверах. Хотелось некой классики. И снова, вопрос цены был не на последнем уровне, да и с наличием всех необходимых компонентов.

Canton InWall 443 & Canron InCeiling 443

В моей системе будет солидная поддержка по низкочастотной части, отчасти и поэтому выбор пал на самую компактную линейку 443.

Существует два варианта исполнения: для настенного монтажа — InWall и для потолочного — InCeiling. Внутрянка у них однотипная, поэтому это разделение достаточно условное. Внешне настенные системы это прямоугольники, а потолочные круглые. Но ни кто не мешает размещать и те и другие как хочется и в согласии с общим дизайном.

В описании у производителя на одной странице можно найти упоминание про диаметры вуферов как 4 дюйма, 4.5 и даже 5 дюймов. Все провокация), там всего 4 дюйма. Как-то немного, учитывая мою прошлую систему. Но после тестирования сомнения в выборе развеялись.

Было куплено три варианта акустики



Акустика для фронта и центрального каналов (маркировка LCR), продается поштучно. Остальные парами.


Колонки на фронтальной панели имеют белую широкую пластиковую окантовку, которую предполагается красить в цвет стен. В старших моделях рамка уже. Шелковые дюймовые твитеры во всех колонках можно поворачивать, это полезно, т.к. встройка в стенах и возможности чутка колонку развернуть к слушателю нет. Во всей акустике, на передней панели, также имеется маленький тумблерок для ослабления сигнала на пищалку.


Также в комплекте белые металлические грили. Тут они встают в пазы (на фото я их просто положил сверху, штатно они вровень с пластиковой рамкой), в старших сериях на магнитах. Решетки также красятся в любой нужный цвет.


Черные следы от предварительной установки в корпуса для первичного прослушивания

Внутри все аккуратно. Динамики с штампованными (хорошо, что не пластиковыми, магнитятся) корзинами. Выглядит не по аудиофильски конечно. Кроссоверы с быстрозажимными клеммами, не очень понятно зачем так для встройки, которую раз поставил и все. Очень грамотно продуманные крепления для фиксации колонок на стенах и потолке.


130 ватт, маркетинг ни кого не прошел стороной)

Конфигурация системы

Конфигурация моего ДК будет: 5.2.2. Т.е. слегка урезанная версия Dolby Atmos. Комната небольшая 33 кв.метра, и разместить полновесный вариант как положено не выйдет, да и не особо то и хотелось.

Концепция монтажа

Обычно встройку монтируют прям в соответствующую дыру в стене/потолке. И акустическим оформлением является внутристенное/запотолочное пространство. Это дешево и сердито.

Но мне такой вариант не понравился. Было решено делать корпуса для акустики, которые будут в дальнейшем зашиты в стены и потолок. Это гарантированно исключит взаимопроникновение каналов, даст некое прогнозируемое акустическое оформление. К сожалению, производитель ни где не указал параметры Тиля-Смолла своих драйверов.

С учетом прошлого опыта и некой внутренней чуйки, было решено сделать для данной акустики ЗЯ объемом примерно 20 литров для атмоса и сурраунда и примерно 40 литров для фронтов. Корпуса были сделаны из 15 мм фанеры с внутренними ребрами жесткости. После сборки первых двух корпусов для потолочников, динамики были туда установлены и прослушаны. Как написал выше, все сомнения развеялись, звучит этот Canton очень хорошо (самые низы не рассматриваем). Также корпуса для сурраунд колонок были сделаны хоть и равным объемом, но разные в геометрических измерениях, так как монтировались в стены из разных материалов. Где-то это была выдолбленная ниша в кирпичной стене, а где зашивка перегородок из ГКЛ

О центральном канале

Canton для левого, правого и центрального каналов предлагает такую колонку. Это логично, все серьезные ДК строятся на одинаковой акустики для этих трех основных каналов. Очень часто, центральный канал в домашних кинотеатрах ущербный, а ведь из него в кино может идти до 70 и более процентов всей звуковой информации.

Правильней всего центральный канал размещать на одной оси с фронтом, четко по середине экрана. Это легко реализуется в настоящих ДК с экраном и проектором. Там все три одинаковые колонки ставят в одну линию за акустически прозрачным экраном. Но что делать с телевизором? Тогда центральный канал ставят либо под телевизором, либо над. Как лучше? Споры до сих пор не утихают). Если экран не очень большой, то дисбаланс перехода звука из фронтальной акустики в центр и назад будет почти не заметным. А если большой? Также горизонтальное размещение центрального канала хуже чем вертикальное, как и ставят его за экраном. Да и эстетически, центр по середине (каламбур), обычно смотрится не от мира сего.

Решение проблемы нашлось на просторах инета. Как обычно все очень просто. Надо поставить два центральных канала, максимально близко разместить с фронтом и подключить две колонки к одному каналу ресивера (моно). Есть готовые решения, когда во фронтальную встройку интегрирован и отдельный центральный канал. Так и поступим. Единственное, необходимо учесть итоговое сопротивление двух центральных каналов, дабы усилитель с этим справился. У моих колонок сопротивление 8 Ом, значит итоговый центральный канал 4 Ома, т.е. нужен ресивер способный работать на 4 Ома в нагрузке, что вполне штатно для многих ресиверов. За счет тумблеров ослабления сигнала на твитер, можно чуть убрать чувствительность последних на центральном канале, но скорей всего за это возьмется DSP AV ресивера.

Корпус для фронт+центр акустики, был сделан высотой с помещение, узкий от пола до потолка с перегородкой между колонками и дополнительными ребрами жесткости внутри. Объем ЗЯ примерно 60 литров (40 для фронта и 20 для половинки центра)

Монолитные корпуса для АС из БЕТОНА !

Как-то неожиданно посетила меня эта "бредовая" идея : а что если отлить корпуса колонок постепенно из бетона по принципу схожему со строительством современных монолитных зданий - т.е. постепенно снизу вверх, делая форму для заливки из фанеры.
Если есть желающие - добро пожаловать на коллективную разработку этой технологии.
Есть у кого нибудь мысли по этому поводу ?

Offтопик:
Не надо боятся массы колонок из камня, - килограмм бетона весит ровно столько-же, сколько килограмм ваты

Была у меня когда-то мысль сделать корпус из двух коробок, одна внутри другой, как матрешки, а между ними залить раствор. Но тогда я ее посчитал чересчур экстремальной. Хотя для саба на пару киловатт думаю вполне годится.

Мысль интересна, но не нова. Лет тридцать назад японцы продемонстрировали студийные мониторы из мрамора (скрепленного по строительным технологиям). По свидетельству звукорежей звучало достойно.
Читал о варианте колонок засыпных в тонколистовой металлической оболочке.
Можно пытаться и отлить, но нужно армировать. Нермированный и некрепкий бетон может и не стоять. Помню лет 25 назад наблюдал, как приятель рассыпал обычную домашнюю стену; повесил на стену S90, тогда еще не заморачивались резонансами комнаты, переотражениями, местоположением, отступом от стены и пр. А гонял на весьмаприличной громкасти. Так вот: за колонками стена в мелких и глубоких трещинах от звука, даже с выпадениями. Внешне бетонная стена напоминала оспыпающуюся штукатурку, хотя последней не было, были ( будто испарились под колонками) советские тонкие бумажные обои, а далее бетон.
Так что можно то - можно, но по рецептуре и армированию нужно советоваться со спецами по строительной физике (е такая наука).

Звонкий - не в смысле как колокол
Бетонов существует адское множество видов и у них, соответственно, разные свойства. Нужно искать, видимо, с самым высоким декрементом затухания.

Offтопик:
объявление : Форуму срочно требуется специалист по изготовлению бетонных конструкций. Знание свойств всех марок бетона Обязательно.

Добавлено через 3 минуты

Кстати у меня дома перегородки между этажами Бетонное ,и от соседей такой шум доносится ,что е мае ! можно даже понять о чем Говорят ! во как !

Кстати у меня дома перегородки между этажами Бетонное ,и от соседей такой шум доносится ,что е мае ! можно даже понять о чем Говорят ! во как !

А если бы деревянные были ?- думаешь неслышно было бы.
Около частоты собственного резонанса они и пропускают.

биться за идеальный материал для корпуса можно в том случае -если из трандуцеров выжато все . а иначе дорогой корпус с посредственными динамиками.

Монолитные корпуса для АС из БЕТОНА !

Как-то неожиданно посетила меня эта "бредовая" идея : а что если отлить корпуса колонок постепенно из бетона по принципу схожему со строительством современных монолитных зданий - т.е. постепенно снизу вверх, делая форму для заливки из фанеры.
Если есть желающие - добро пожаловать на коллективную разработку этой технологии.
Есть у кого нибудь мысли по этому поводу ?

Offтопик:
Не надо боятся массы колонок из камня, - килограмм бетона весит ровно столько-же, сколько килограмм ваты

Была у меня когда-то мысль сделать корпус из двух коробок, одна внутри другой, как матрешки, а между ними залить раствор. Но тогда я ее посчитал чересчур экстремальной. Хотя для саба на пару киловатт думаю вполне годится.

Мысль интересна, но не нова. Лет тридцать назад японцы продемонстрировали студийные мониторы из мрамора (скрепленного по строительным технологиям). По свидетельству звукорежей звучало достойно.
Читал о варианте колонок засыпных в тонколистовой металлической оболочке.
Можно пытаться и отлить, но нужно армировать. Нермированный и некрепкий бетон может и не стоять. Помню лет 25 назад наблюдал, как приятель рассыпал обычную домашнюю стену; повесил на стену S90, тогда еще не заморачивались резонансами комнаты, переотражениями, местоположением, отступом от стены и пр. А гонял на весьмаприличной громкасти. Так вот: за колонками стена в мелких и глубоких трещинах от звука, даже с выпадениями. Внешне бетонная стена напоминала оспыпающуюся штукатурку, хотя последней не было, были ( будто испарились под колонками) советские тонкие бумажные обои, а далее бетон.
Так что можно то - можно, но по рецептуре и армированию нужно советоваться со спецами по строительной физике (е такая наука).

Звонкий - не в смысле как колокол
Бетонов существует адское множество видов и у них, соответственно, разные свойства. Нужно искать, видимо, с самым высоким декрементом затухания.

Offтопик:
объявление : Форуму срочно требуется специалист по изготовлению бетонных конструкций. Знание свойств всех марок бетона Обязательно.

Добавлено через 3 минуты

Кстати у меня дома перегородки между этажами Бетонное ,и от соседей такой шум доносится ,что е мае ! можно даже понять о чем Говорят ! во как !

Кстати у меня дома перегородки между этажами Бетонное ,и от соседей такой шум доносится ,что е мае ! можно даже понять о чем Говорят ! во как !

А если бы деревянные были ?- думаешь неслышно было бы.
Около частоты собственного резонанса они и пропускают.

биться за идеальный материал для корпуса можно в том случае -если из трандуцеров выжато все . а иначе дорогой корпус с посредственными динамиками.


В альтезза клубе люди знают меня как audiomaniac, но этот ник взялся не просто так. Все потому что раньше я увлекался музыкой и звукотехникой. Причем я не фанат автозвука, а предпочитаю слушать музыку в более подходящей обстановке — дома, где можно в полной мере воссоздать эффект присутствия, вслушиваться в детали и не отвлекаться на вождение.

Речь пойдет о сборке более или менее качественной двухполосной домашней акустики, способной передать самые мельчайшие нюансы аудиозаписей, и открыть для Вас мир качественного звука, не без (качественного усилителя разумеется).

Это не первая акустика которую мне довелось спроектировать и собрать, до этого был опыт как очень основательного апгрейда советской классики, так и сборки акустики с нуля. Супругу не устраивал форм-фактор моей советской классики, большие широкие гробы которые не вписывались в интерьер и занимали слишком много места


Но звучали они превосходно, на настройку кроссовера я потратил около года доводя звук до идеала.

Колонки получились довольно тяжелой нагрузкой для усилителей, но мой усилитель собранный по мотивам форума Vegalab без проблем с ними справлялся:


Однажды один знакомый американец сказал мне что самое крутое акустическое оформление которое он когда либо слышал это трансмиссионная линия (TL). Он же лабиринт или четвертьволновой резонатор или органная труба, не путать с резонатором Гельмгольца и с фазоинвертором. У нас в России большой опыт собрал по лабиринтам Рогожин Александр. С тех самых пор общения с американцем я и загорелся собрать что-то в данном оформлении.

Идейным вдохновением для меня стала акустика фирмы PMC Twenty 24 Можно погуглить обзоры на данную акустику, посмотреть замеры и сравнить их с замерами моей акустики ниже.

В качестве динамиков были выбраны привычные мне норвежские Seas CA18RLY и 27TDC. Их не сложно свести, они не имеют серьезных изъянов, в общем хорошие динамики за свои деньги.


После прогрева и обмера динамиков получил следующие параметры Тиля-Смолла:
Fs 49hz
Mms 10.7g
Rms 1.75 kg sec
Cms 0.0009 m N
BL 6.0
Vas 17 L
Qt 0.38
Qes 0.48
Qms 1,91

У пары динамиков параметры почти не отличаются, я привел параметры одного из них. Параметры указывают на повышенную жесткость подвеса, относительно паспорта. Я не знаю как их так надо размять чтоб подойти к паспортным параметрам, в реальной жизни они у меня скорее задубеют чем разомнутся. Поэтому взял за опору в расчетах эти параметры.

Проект корпуса:



После сборки и тестов корпус получился в итоге такой:


Внутри корпус выглядит так:


Этот корпус даёт плавный спад АЧХ, -5дб на 30 гц. Можно уменьшить высоту корпуса на 5-10 см, тогда спад АЧХ будет быстрее, но зато общая чувствительность до 100 гц будет выше — кому что ближе. Соотношение длин 1 к 2 соблюдается, поэтому если делать выхлоп в пол то динамик придется опускать ниже, мне же наоборот хотелось поднять его как можно выше, а порт вывести вперед и красиво оформить струевыпрямителем в стиле одной известной фирмы. Должен отметить, что когда давал синус 35 гц приличной мощностью, динамик едва колебался, а из порта в прямом смысле дуло в руку, а когда отходишь подальше слышно мощный бас Поток воздуха в этой колонне очень даже приличный. Маленький с виду динамик возбуждает большой резонанс в двухметровой колонне.

В качестве материала для корпусов была куплена 18мм березовая фанера. МДФ не нашёл.

Поскольку корпуса будут оклеиваться шпоном, то нет возможности сделать какую либо стенку съемной, охота получить цельную монолитную конструкцию, поэтому съёмным будет дно, которое будет по совместительству выполнять роль подставки с винтовыми ножками. Лазить туда придется только за фильтром, в процессе его точной настройки.

Для того чтобы отверстия под динамики выглядели красиво их нужно фрезеровать после наклейки шпона, а шпон на лицевую панель лучше клеить в последнюю очередь, чтобы был нахлест на боковые листы шпона. Короче дырки под динамики пришлось резать в последнюю очередь.

Отец у меня увлекается столярным делом, поэтому корпуса мы забацали вдвоем с ним:


Измерил АЧХ колонок по одной, получилось следующее


На этом пока все, буду рад вопросам и критике как про АС, так и про сайт.
Позже постараюсь описать звучание.

Заметьте, что из 100ГДШ65-8 можно вытащить 40Гц по даташиту, а у вас на 100 уже завал идёт.
Сверху 15кГц тоже как то маловато.

Бетон не самый лучший материал. Дерево звучит гораздо лучше (хотя бы IKEA тарелки).
Если есть возможность, советую попробовать многослойное стекловолокно пропитанное эпоксидкой с алюминевой пудрой (патентованный рецепт
Разбогатеете - мне 5% на пенсию
Artificial intelligence is no match for natural stupidity.

Добавлено (20.07.2018, 15:00)
---------------------------------------------
И ещё. По одной не измеряется. В стерео работает пара.
Не говори гоп-заставят прыгать!

Если претендовать на продажи, сферу следовало бы дополнительно отделывать - шлифовка+лак, поскольку бетон имеет пористую структуру и легко загрязняется. Подставка тоже требует изменений - не слишком изящна, даже для лофта. А в некоторых случаях лучше подвешивать подобный объект к потолку. Кстати, каков вес изделия?


Шлифовка, лак - это на вкус. Будет в последующих моделях.
На этих фото не видно качества поверхности - можете посмотреть в инстаграме - там есть крупнее. Видно, что лицевая поверхность гладкая. Выглядят вполне презентабельно для определенного вкуса. Сейчас делают много аксессуаров из голого бетона, спрос есть.
Подставка, да, не слишком изящна, потом будет лучше, но это тоже вкусовщина. Главное она есть, неплохо выглядит и хорошо держит. Не беспокоюсь за маленького ребенка.
Фактически, именно подставка определяет стиль АС, т.к. сфера универсальна и вписывается почти в любой интерьер. Возможно, опору будет разрабатывать дизайнер под конкретный заказ.
Для подвешивания уже есть один комплект, уже два месяца проходит испытания - висит, работает.

несмотря на массу в 25кг.
Если получится сделать из пенобетона - масса раза в 3 снизится, скоро начну ОКР.

Сделал вывод - надо поторопится с созданием галереи из фото крупным планом, как и планировал раньше.

Всё это хорошо. у меня лишь два вопроса. у 100гдш родовая болячка влияет на ахч выше 3кгц.
1. Как боролись?
2. Как снимали АЧХ и какое сглаживание? (слишком большое, черезчур всё гладко)


Можно подробнее, что за родовая горячка(зачеркнуть) болячка. Ничего специального для выше 3 кГц не делал.
АХЧ. Я ждал этого вопроса)))
Специального измерительного микрофона пока нет (посоветуйте модель, USB RTA Meter (Pro Edition) подойдет?)
Оказалось, неплохо измеряют мобильники и к ним много программ. Из моих домашних устройств лучше всех подошел планшет Самсунг + программа Spectroid (бесплатно). АХЧ - из нее. Настройки - такие:

Искал информацию и выбирал методику измерений, выбрал такую: свип-тон 20-20000Гц, измерение вплотную (5мм) к динамику, не громко, прямо дома в тишине. Понятно, что это не безэховая камера и пр., но представление дает, слух с этим согласен.
Не думаю, что все гладко из-за большого сглаживания: 1.оно не большое, 2. снижено влияние комнаты (вплотную к динамику) 3. Сферическая форма должна вносить заметный вклад (нет баффла, внутренних резонансов), 4. Бетонный корпус, стенка 2,5-3 см - не вибрирует сама на этой громкости. (вибрацию чувствуешь рукой только на значительной громкости).

Красивый график не отражает истинной картины АЧХ.

И ещё. По одной не измеряется. В стерео работает пара.

Понятно, что в помещении график будет другой. Для начала этого достаточно.
Приведите подходящую методику для стерео?

И это хорошо! Одни такие дяди (roundaudio.ru) уже даже наехали сегодня, название им видите-ли не понравилось, увидели совпадение "до степени смешения", интиллигенция)))

Заметьте, что из 100ГДШ65-8 можно вытащить 40Гц по даташиту, а у вас на 100 уже завал идёт.
Сверху 15кГц тоже как то маловато.

В даташите у них - "Эффективно воспроизводимый диапазон частот 60-18000 Гц (- 10дБ по отношению к уровню характеристической чувствительности 200 - 15000 Гц)" По моим измерениям да и на слух - так и играет. Слушал композиции с задранным басом - он так и есть, от 60 Гц хорошо слышно бас.
Про верхние частоты. Да, маловато будет, это же ширик.В планах заменить НОЭМу на TangBang 6.5" а,может и до AER BD1 дорасту )))
На следующий шаг хочу сделать торнадо на НОЭМе + пищалку

Чем конкретно плох бетон?
Разве звучание корпуса не есть искажение звука?

Если есть возможность, советую попробовать многослойное стекловолокно пропитанное эпоксидкой с алюминевой пудрой (патентованный рецепт ;)

Три девицы под окном
пряли слекловолокном.

Нееет, композиты - это не ко мне, по крайней мере до выходов на серийное производство. Да и преимуществ не вижу. Долго, хлопотно, тонко, колеблется. Вон, DeluxAcoustic автомобильной вибро- и звукоизоляцией свои акриловые корпуса обклеивает внутри, не от хорошего это.


Вы же вроде в США, зачем вам пенсия?
Это у нас тут чудят - пенсию после смерти назначают, не к ночи будь помянуты.

Читайте также: