Кольца на стенах старых домов

Обновлено: 20.05.2024

Сохранение исторических памятников – одна из насущных проблем современного культурного общества. Острее всего эта проблема стоит в больших городах, где подчас идёт настоящая война за пространство-территорию и где под удар бульдозера всё чаще попадают старинные здания, нередко имеющие статус памятников архитектуры или градостроительства. Очевидным становится, что «старый город» понесёт ещё немало утрат. Как же смягчить эту горечь? Что ещё мы в силах сохранить для истории, кроме фотографий, уникальных в своём роде архитектурных творений прошлого?

Большинство людей воспринимают архитектуру только в виде красивого фасада, радующего глаз своими затейливыми формами. Конечно же, фасад здания – это его лицо или, иными словами, его парадная одежда. Но что находится под этой красивой одеждой? Зайдя внутрь какого-нибудь старинного купеческого особняка, мы можем увидеть парадную лестницу, анфилады комнат с высокими лепными потолками, полукруглые окна и массивные филёнчатые двери. Нередко в таких местах можно ещё встретить и печи с расписными изразцами, блеск которых не меркнет вот уже больше сотни лет. Всё это есть внутренняя организация дома-здания, его «внутренние органы», если хотите. Именно они обеспечивают жизнедеятельность обитателей дома.

Но мало кто задумывался, что у больших каменных зданий есть ещё и внутренний скелет, состоящий из разнообразных железных деталей. Он обеспечивает надёжность и крепость всего строения. Большинство старинных зданий с достоинством выдерживают испытание временем, и когда вдруг их приходят ломать, они оказываются достаточно крепкими и несокрушимыми. Простояли бы ещё не одну сотню лет, если бы не «ковш бульдозера».

Технология армирования каменных зданий железными связями на Руси уходит во времена позднего средневековья. Некоторые каменные храмы и крепости уже в ХVI веке обнаруживают наличие железных, кованых связей. Считается, что первые железные связи были применены Аристотелем Фиорованти в 1470 году при строительстве Успенского собора в Москве. Неизвестно, где итальянский зодчий взял их, но, скорее всего, привёз из Европы.

Как мы знаем, массовое производство железа в России началось в петровскую эпоху. С тех пор оно стало повсеместно использоваться при строительстве каменных зданий и особенно на Урале, где по большей части и производилось. Уральская горнозаводская архитектура явила яркий пример сочетания технологий каменной кладки с обилием железной арматуры. Убедиться в этом можно, побывав во множестве теперь уже полузаброшенных горнозаводских посёлков, где ещё можно видеть останки некогда величественных строений. В Усолье, которое является исторической частью города Березники в Пермском крае, есть полуразвалившийся особняк постройки 1858 года, он принадлежал владельцу Чёрмозского железоделательного завода, князю Абамелек-Лазареву. Обилие железных связей, торчащих со всех сторон из его стен, поражает воображение, кажется, что только благодаря им это старинное здание ещё не рухнуло в Каму, постоянно подмывающую его основание.

Итак, заложенный при постройке здания железный каркас – скелет, почти полностью скрывается внутри каменной кладки от глаз не только простого наблюдателя, но и от большинства исследователей архитектуры, краеведов. И вот только тогда, когда здание начинают ломать, он вновь обнаруживается, но, как правило, дни его уже сочтены – рабочие стараются как можно быстрее собрать всё железо и сдать его в металлолом. Их мало привлекает уникальность этих вещей, несмотря на то, что некоторые из них имеют клейма заводов-изготовителей – старых уральских заводов.

История моего знакомства с железным скелетом старинных зданий началась лет 7 назад. Как раз в то время я стал свидетелем разрушения одного из них. Внимание привлекли необычного вида железные полосы, торчащие из полуразрушенной стены. Тогда я и решил, что по возможности всё это нужно сохранять. Постепенно накопились предметы самой разнообразной конфигурации, и тогда созрела мысль собрать из них какой-нибудь сюжетный образ. Образ мамонта подходил как никакой другой, олицетворяя собой вымирающий вид старинной строительной технологии. Тогда каждый предмет, каждая деталь изготавливалась отдельно, ручным трудом кузнецов и молотобойцев. И не случайно, что мамонт задуман в виде скелета. Во-первых, мы уже привыкли воспринимать мамонтов именно так, во всех музеях это один из самых узнаваемых скелетов ископаемых животных. Во-вторых, как мы уже успели убедиться, скелет наилучшим образом подходит для олицетворения архитектурного железного каркаса. В итоге получился железный мамонт, который на какое-то время занял место в одном из залов музея мотовилихинских заводов в Перми. А вокруг мамонта на стенах зала можно видеть фотографии старинных пермских зданий, уже разрушенных, исчезнувших, как мамонты, и не оставивших после себя даже скелета, потому что тогда об этом никто не позаботился.

При сборке мамонта я постарался как можно меньше изменять структуру деталей и скреплял их, используя естественные отверстия. Данный принцип должен быть основополагающим при работе с таким уникальным материалом, ведь каждая деталь подобной скульптуры уже сама по себе есть экспонат музейного уровня и может восприниматься и оцениваться самостоятельно. Идеальной была бы та композиция, где каждая деталь скреплялась бы с соседней только за счёт их естественных отверстий или выемок. Но это цель будущих работ, потому как останавливаться на достигнутом не хочется. Почти готов уже новый образ, он называется «Хозяин железной горы».

Тем самым мы отдаём дань уральскому железу. Тому железу, что когда-то 200-300 лет назад было основным стратегическим продуктом российской экономики, позволившей нашей стране занять место одной из ведущих мировых держав.

слуховое окно

Интернет позволил нам сгруппироваться по интересам и облечь наши смутные сомнения в четкие подозрения. В среде исследователей альтернативной истории выделилось направление, собирающее факты о домах, слишком сильно засыпанных однородным грунтом. Официальная история утверждает, что это культурный слой, но житейская логика подсказывает, что не всё так просто. Разглядывая фотографии таких домов, я стал обращать внимание на деталь в форме ровного круга в элементе архитектуры старых домов. Предлагаю перевести взгляд вверх и пройти вместе со мной логической цепочкой рассуждений.

Итак, начнем с безобидного определения из Википедии:

В архитектуре различают следующие виды слуховых окон:

- с плоской крышей и почердачником;
- четырёхугольное с односкатной крышей;
- с двускатной крышей;
- с вальмовой кровлей;
- треугольное;
- с трапециевидной крышей (панорамное);
- сегментообразное;
- полукруглое («летучая мышь»);
- стеклянное;
- мансардное (наклонное).

Отмечу, что во всеобщей энциклопедии игнорируют круглую форму окна - это первый звонок. Далее, Гугл на запрос "круглое слуховое окно" стыдливо показывает картинку

Круги в старых домах

Это уже теплее, хотя круг с жалюзи сбивает с мысли. Но давайте перейдем к практике и призовем на помощь авторские фотографии и логику.

слуховые окна

Частая картина - круглое окошко застеклено и является фронтальной частью чердака. Вопрос - что освещает и проветривает такое окно? Зачем оно там? Для красоты? Возможно, да, по центру смотрится весьма приятно - но вот соседнее круглое окно ломает эту логику. Оно неудобно расположено и вообще бессмысленно. Продолжим наблюдать

слуховые окна

Пять отверстий на одном фото. Однако, архитекторы-затейники, разгулялись. Но давайте усложним задачу

слуховые окна

Вопрос - что освещает и проветривает это маленькое круглое окно на самом верху? Что за портал в иной мир? Скептическая часть ума скажет, что это элемент архитектуры, это красиво, это эстетика. Ой ли? Давайте используем первый ключ к шифру:

слуховые окна

Представляю вашему вниманию стену завода: никакой эстетики, самый обычный рационализм. Что мы видим? В бескрайней кирпичной стене выделено особое место под круги! В наше время они не нужны, поэтому заложены кирпичом. Но при строительстве они были нужны, да еще как нужны - в большом количестве. Включаем бритву Оккама и ищем самое простое объяснение. Из прямоугольного кирпича усердно собирали круглое отверстие. Круги на доме и на заводе, на доме их мало и они маленькие, на заводе их много и они побольше. Что это?

Ответ: ЭТО ВХОДНЫЕ ОТВЕРСТИЯ!

Для чего? Что нужно дому в малом количестве и заводу в большом?

ответ: ЭНЕРГИЯ!

Подкрепляем наши выводы:

слуховые окна

И в доме тепло и светло. Дорисуйте мысленно трубу в это отверстие.

слуховые окна

А здесь отверстие было, но сплыло - его заштукатурили и превратили в элемент декора.

слуховые окна

Здесь тяжелее, но когда знаешь что искать - найдешь. В этом доме было три точки входа, их лениво разрушили, оставили остов. Уши торчат, во всех смыслах. Также обратите внимание на засыпанный первый этаж, нелепые двери по отношению к окнам. Здание четко из той эпохи, про которую мы ничего не знаем. Давайте посмотрим на второй ключ к шифру:

слуховые окна

Часы! На чердаке. Или на крыше. В общем, на доме. Снова достаем бритву дедушки Оккамы и режем по живому: цивилизация, которая использовала энергию круче нашей на порядки, не стала бы запихивать часы на крышу, они там не нужны (строго между нами, они и сейчас там не нужны). Те люди сверяли время как-нибудь потехнологичнее. Но нам подают историю таким образом, что якобы раньше люди были более отсталые по сравнению с нами, поэтому вот так тупо ходили по улицам и сверяли время по большим уличным часам, когда же там уже можно пойти на площадь лапти продавать. Но бритва строга и говорит нам, что произошел технологический даунгрейд, и этими часами теперь просто затыкают и таким образом оправдывают особо большие, но при этом идеально круглые дыры! Часы - это очень важный этап в расследовании, еще пригодится. Смотрим дальше:

слуховые окна

Вопрос в клуб знатоков - зачем идеально круглое отверстие в башне с окнами? Почему древние упорно лепили круги из кирпича?

Если есть стадо - есть и пастух. Откуда энергия поступала, где вырабатывалась? С этим вопросом я уснул. И приснился мне сон. И во сне ко мне явился Дьявол. И говорит этот Мефистофель: "энергия-то вырабатывалась в зданиях с куполами (для накопления энергии) и отверстиями во все 4 стороны (для раздачи энергии)".

Но я ему сказал: "Сгинь, нечисть лукавая, не искушай меня!", и он пропал.
Но часы снова меня натолкнули на мысль

слуховые окна

Вот например "энергостанция", которая питала нехилый такой район Лондона. Судя по размеру отверстий под часами, энергии вырабатывали очень много. Высота, похоже, тоже была решающим фактором - подача шла от высокого элемента к низкому .

Подведем итоги: до нас жили люди более подкованные в энергетике. Жили не тужили, пока их грунтом не завалило. Историю фальсифицировали и для особо любопытных понаснимали "первых фотографий в истории человечества", где бородатый грязный народ в количестве полтора землекопа стоит с тачками и лопатами около готовых дворцов, домов, улиц и проспектов во всех городах на всех континентах. Типа эти мужички все это построили.

Мы не способны (или нам не дают) постичь прежнюю энерготехнологию, и мы только имитируем их необходимые элементы в своем строительстве (в современных домах редко делают круглые окна, но если и делают, то они обычно с перекладиной в виде креста). Сейчас мы делаем маленькие прямоугольные окна, раньше делали большие в форме арок. Арки, колонны, купола, круглые отверстия, размах при строительстве - вот признаки той эпохи

Энергия была скорее всего та, которой баловался Никола Тесла. Она давала сразу освещение и тепло, поэтому чаще всего хватало одной точки входа на целый дом. Иногда делали портативные станции в форме купола прямо на доме с раздатчиками на 2 стороны

слуховые окна

Домашняя работа для пытливых умов:
В любом городе с историческим центром от 70-ти лет и более есть дома с круглыми отверстиями в разных труднодоступных местах. Если вы не поленитесь поднять голову вверх, очистить разум от всего, что знали, и просто поработать сборщиком информации, то вы обнаружите некоторые признаки в 90% таких домов:

  • круглые отвертия разного диаметра (основной элемент)
  • в домах с этими отверстиями либо старый кирпич
  • либо окна в форме арок (арки признак той эпохи)
  • либо занесенный грунтом первый этаж
  • либо круглое окно и не окно вовсе, а сквозное отверстие
  • либо оно уже заделано и его плохо видно

Если же вы пытливый ум, но житель города с историей не более 40-60 лет, то добро пожаловать на гугл-карты: берете любой город и "гуляете" в поиске отверстий. Вот, для примера, Париж:

слуховые окна

В Ватикане часы два раза - справа и слева, чтобы точно время знать

слуховые окна

На этом измышления закончу, надеюсь, заронил сомнение в окружающем мире. Спасибо за внимание!

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Мало кто знает, но в Москве есть два дома-кольца. Первый круглый дом на 913 квартир был построен в 1972 году на улице Нежинской в предверии Олимпиады-80. В то время идея казалась властям новой и свежей, в результате чего даже были планы застроить всю Москву такими домами.

Вторым и последним был построен круглый дом на улице Довженко. Он является практически близнецом дома на Нежинской. Дом-кольцо был построен в 1979 году. В нем насчитывалось 9 этажей, 936 квартир и 26 подъездов. Старожили говорят, что найти нужный подъезд в этом доме — задача не из легких.

Почему такая архитектура не получала популярность, какие плюсы и минусы носит в себе такая оригинальность? Почему власти не осуществили план застройки таких домов в количестве 5-ти штук, и почему именно пять домов?

Сейчас мы все узнаем …

Вот кстати, оба круглых дома сразу. Но теперь история …


Фото 2.

Дом на Нежинской 13

В 1972 году был построен первый дом необычной формы по разработкам архитектора Евгения Стамо и инженера Александра Маркелова. Дом расположен в районе Очаково-Матвеевское на западе Москвы, на улице Нежинская и имеет форму круга, в простонародье — «Бублик». Жилой дом рассчитан на 913 квартир.

Улица Матвеевская, 26. На переднем плане д.20, 18 к.1 и 2. На дальнем плане круглый дом. Середина 70-х.

Одно время власти думали застроить круглыми домами всю Москву — настолько новой и живой казалась архитектура этих зданий. В преддверии Олимпиады-80 городские архитекторы подумывали построить олимпийскую деревню в форме пяти олимпийских колец.

- В чем-то они были правы, — соглашается вице-президент Союза московских архитекторов Святослав Миндрул, в чьей мастерской разрабатывали первый круглый дом столицы. — Подобный комплекс хорошо смотрится с высоты птичьего полета — тогда видны и кольца, и объем. Обычный же пешеход не поймет даже задумки. Другое дело — одиноко стоящий круглый дом. Это красиво, а главное — необычно.

4580325

Особенно необычно круглый жилой дом смотрелся в начале 70-х. Тогда ничего подобного не строили. Что было? Скучные однотипные коробки. Были урезаны и строительные бюджеты. Архитекторам приходилось выкручиваться и искать золотую середину — строить дешево, но красиво. Круглый дом на Нежинской улице в этом плане — детище эпохи. Несмотря на необычную форму, это обыкновенная панельная девятиэтажка. Ни материалами, ни планировкой квартир она не отличается от тусклых «пеналов» 70-х годов.

- Необычную форму разработали архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов, — рассказывает Миндрул. — Они воспользовались допустимой погрешностью при стыковке панелей — 6 градусов. Стандартные панели они поставили именно под таким углом. От этого дом получился столь внушительных размеров.

Масштабы постройки впечатляют: огромный, соизмеримый разве что с футбольным полем, двор. В начале 70-х сюда переселились тысячи очередников. Толпы орущей ребятни носились по двору. Шум и гам стихал лишь на время школьных занятий.


Фото 3.

В таком доме была спланировано все. Огромный двор, в котором были почти все удобства: магазины, аптека, прачечная, ателье и много другое. Архитектурное громило можно было бы смело назвать мини-городом в городе.

Приближался 1980 год, год олимпиады, а в Москве только год назад заканчивают стройку второго такого же дома, снова девяти этажные панельные дома, 26 подъездов и уже 936 квартир. Дом поставили тоже на западе Москвы, в районе Раменки по улице Довженко.

- Первое время и праздники справляли всем двором, — говорит жительница 3-го подъезда Ольга Ефимова. — Вообще жить было удобно. Магазины, почта, сберкасса, обувное ателье, прачечная и аптека — все было в доме на первом этаже. Но со временем удобств поубавилось. В 90-е все магазины позакрывались, не говоря о прачечной. А теперь все вновь встает на свои места. Внизу есть и магазины, и социальные организации. Только вот сносить нас собираются. Слухи об этом уже много лет ходят. Но уезжать никто не хочет — дом как-никак легендарный. Мы его колобком зовем, а Москва — кольцом или круглым домом.

Мало кто знает, что круглый дом построен на стыке двух центральных улиц бывшей деревни Матвеевская


Фото 4.

Дом на Довженко 6

В эти дома переселились тысячи очередников в надежде на счастливое будущее в новом уникальном, с точки зрения архитектуры, круглом доме. Здесь жили выдающиеся актеры театра и кино — заслуженная артистка России Галина Беляева, заслуженный артист РСФСР Савелий Крамаров, а также кинорежиссер, сценарист и поэт Эмиль Лотяну.


Фото 5.


Фото 6.

Стоит отметить способ, как архитекторам удалось достичь закругления панельных домов. Весь секрет в том что при постройке панельных домом допускается погрешность в шесть градусов, что и позволило достичь кольца.

Но почему же «Бублики» не получили популярность, а планы о пяти кольцах были развалены? Все очень просто. Одной из важнейшей задачей советского домостроения — это практичность и дешевизна. Круглые дома — дорогие в обслуживании, громоздкие и совершенно неудобные.


Фото 7.


Фото 8.

Да и теория об олимпийской деревне очень размытая, т.к. готовые дома находятся друг от другая слишком далеко, чтобы из них можно было составить олимпийский знак, а так же дом находящийся на улице Довженко расположен среди двух озер, ручьем, железной дорогой и большой магистралью. Таким образом поставить дома рядом с домом на Довженко просто не возможно.

Как я уже говорил кольца построены из типовых панельных домов, а кто живет в таких домах, а таких много, прекрасно знают какие недочеты в них: щели между панелями, тонкие стены между соседями, отвратительная звукоизоляция. Из-за того что дом круглый, а подъездов аж 26, найти необходимую квартиру — крайне сложно, тем более если к вам пришел гость, который ранее никогда у вас не был. В дальнейшем, удобные большие двор стали напоминать футбольное поле, «пяточек», на котором не возможно ни припарковаться, ни погулять. Звук во дворе раздается по всем квартирам как из колодца, в особенности в вечернее время, если во дворе у кого-то сработает сигнализация то 936 семей будут весьма недовольны.


Фото 9.

Строительство панельных домов в стандартном «режиме», т.е. прямоугольные, не очень блещут качеством и ровностью стен, а стены смещенные на 6 градусов и со всем «качеством» работ и вовсе выходит за все рамки ровности, т.е. поклеить обои на такие стены, без изнурительной подготовки — крайне трудоемко.

Подытожим: круглые дома — это несравненно грандиозное украшение города, но к сожалению они слабо вписываются в современную жизнь Москвы. Требования к жилью современного москвича, да и не только москвича, значительно выше качества постройки панельных домов, и уж тем более выше качество обслуживания.


Фото 10.


Фото 11.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.


Фото 15.


Фото 16.

Дом на Нежинской 13


Фото 17.

Давайте я вам напомню про Дом - колодец в Африке, а так же про Самый длинный дом в мире и про удивительный круглый Круглый город солнца. Вот еще Интересные факты о ПЕНТАГОНЕ и знаменитый Лондонский "Огурец". Вы еще не видели Дом на столбе ? или например Заоблачный домик для альпинистов

Дома сталинской постройки в советские времена считались элитной недвижимостью. Сейчас популярность этих домов заметно снизилась, но они все равно имеют множество поклонников и почитателей.

Несмотря на то, что возраст домов давно перевалил за полвека, многие из них сохранились очень хорошо, так как при строительстве их не экономили и строили добротно, на века.

Вот неполный перечень достоинств «сталинок»:

1. Просторные комнаты с высокими потолками. У комнат замечательная «кубатура», в них много воздуха. Летняя жара переносится легче, поскольку нагретому воздуху есть куда подниматься. Даже в самое жаркое лето в квартире можно жить под простым вентилятором (без кондиционера).

2. Большое разнообразие планировок. Дома не были типовыми как, скажем, «хрущевки». Это дает возможность выбрать квартиру с «изюминкой», например, с несколькими кладовками, окном в ванной комнате или вообще с «черным ходом» в другой подъезд!

3. Большой простор для перепланировки квартиры. Да, это непросто и затратно, но лучше, когда такая возможность есть, чем когда ее нет (как в панельных домах).

4. Толстые стены обеспечивают хорошую шумо- и теплоизоляцию. Летом толстые кирпичные стены нагреваются гораздо медленнее, чем панельки, а зимой лучше держат тепло.

5. Почти всегда просторные лестничные площадки - очень актуально при переезде. А еще там можно, например, оставлять коляски или велосипеды и они при этом не будут никому мешать (попробуйте разместить велосипед на тесной лестничной площадке в «хрущевке»!). Вопрос сохранности, естественно, зависит от контингента, живущего в подъезде.

6. Географическое расположение. Даже если это не центр города, в районе со «сталинками» почти всегда имеется развитая инфраструктура - транспорт, магазины, садики, школы, поликлиники и т.д.

7. Поскольку в доме относительно немного квартир, как правило, не возникает проблем с парковкой автомобиля.

Есть и недостатки:

1. Очень многие «сталинские» дома имеют деревянные межэтажные перекрытия – учитывая возраст домов, состояние перекрытий может быть удручающим.

2. Прочие проблемы, связанные с большим возрастом дома – изношенность трубопроводов отопления, водоснабжения, канализации, состояние проводки в том числе общедомовой, трещины в стенах и фундаменте, текущая крыша. Это может обернуться крупными затратами при ремонте, так как вслед за одними проблемами почти всегда тянутся другие.

3. В подавляющем большинстве «сталинок» нет лифта, а учитывая высоту этажей, подъем по лестнице на 4-5 этаж потребует гораздо больше сил, чем, скажем, в «хрущевке». Грузчики, доставляющие крупногабаритные вещи, тоже будут вам «благодарны». Но уже через месяц к этому привыкаешь – мышцы ног становятся крепче и если со здоровьем все в порядке, поднимаешься на свой этаж, не испытывая каких-то неудобств. Проверено на себе!

4. Такие привычные вещи как балкон или лоджия в «сталинках» встречается намного реже, чем в современных домах. Балкон если и есть, то очень маленький. Есть риск, что он пребывает в аварийном состоянии и выходить на него небезопасно. Лоджии встречаются еще реже, но иногда они просто огромны.

5. В квартире может присутствовать характерный запах «старого дома». Это связано с тем, что практически все стены и полы в «сталинских» квартирах сделаны из дерева (даже в домах с ж/б перекрытиями). Все эти деревянные конструкции впитывали запах в течение десятилетий и теперь его отдают. Выветривать бесполезно – проблема кардинально решается только заменой по максимуму деревянных перегородок на гипсокартонные.

6. Кривые стены, полы и потолки. В те годы, когда строились эти дома не было лазерных уровней и прочих приборов, которые используются сейчас. В итоге, пол во всей квартире может иметь уклон в несколько сантиметров, а внутренние стены буквально идти волнами!

Это о недостатках. Есть еще ряд особенностей, о которых надо знать, если вы решили приобретать жилье именно в домах сталинской постройки. О них поговорим подробнее.

Сталинки для «элиты» и «простых рабочих» – совершенно разные дома

Со словом «сталинка» обычно ассоциируются монументальные дома на центральных улицах города с красивыми фасадами, арками, колоннами, лепниной и статуями, шпилями, эркерами, верандами и прочими архитектурными и скульптурными изысками. Иногда они объединены в целые кварталы, в которых до сих пор чувствуется дух советской эпохи в хорошем смысле этого слова.

«Дом со шпилем» в Дзержинске на проспекте Чкалова – обычный жилой дом, являющийся достопримечательностью города. Вокруг него – целый квартал из трех- четырехэтажных домов, выполненных в таком же стиле.

«Дом со шпилем» в Дзержинске на проспекте Чкалова – обычный жилой дом, являющийся достопримечательностью города. Вокруг него – целый квартал из трех- четырехэтажных домов, выполненных в таком же стиле.

«Сталинки» условно можно разделить на «жилье для элиты» и «жилье для рабочих». Деление очень условное, тем не менее.

«Номенклатурные» и «директорские» сталинки

Это те самые помпезные здания, стоящие на центральных улицах и формирующие их архитектурный облик.

«Номенклатурные» дома строились для партийных деятелей, ученых, писателей, генералов, деятелей культуры и искусства – иными словами, для «сливок» советского общества.

Квартиры в таких домах даже по нынешним меркам шикарные – светлые и просторные, как правило, не менее 3 комнат (иногда их количество доходит до 7 и более, включая комнаты для прислуги с отдельным «черным» входом в квартиру).

«Директорские сталинки» выглядят попроще, комнат в квартирах поменьше, но все равно квартиры отличаются простором и комфортом. Двухкомнатная квартира в «директорской сталинке» может превосходить по общей площади четырехкомнатную в «брежневке».

«Серый бусыгинский дом» в Нижнем Новгороде – одна из достопримечательностей Автозаводского района. Построен в конце 30-х годов для руководства и передовиков производства Горьковского автозавода. По сути, это архитектурный ансамбль из несколько домов, объединенных в замкнутый контур. Внутри – большой благоустроенный двор, детский сад и особая атмосфера – спокойная и неспешная.

«Серый бусыгинский дом» в Нижнем Новгороде – одна из достопримечательностей Автозаводского района. Построен в конце 30-х годов для руководства и передовиков производства Горьковского автозавода. По сути, это архитектурный ансамбль из несколько домов, объединенных в замкнутый контур. Внутри – большой благоустроенный двор, детский сад и особая атмосфера – спокойная и неспешная.

В конце 50-х – начале 60-х годов в целях удешевления строительства руководством страны была дана установка на борьбу с архитектурными излишествами. Таким образом, дома сохранили внутреннюю планировку, но лишились внешних декоративных элементов. Такие дома иногда называют «ободранными сталинками». Внешне они похожи на «хрущевки», но внутри – полноценные «сталинки» с просторными комнатами и высокими потолками. Еще такие дома иногда называют «маленковками».

Такие дома не стоит сбрасывать со счетов – они хоть и невзрачные на вид, но почти у всех у них железобетонные перекрытия и годы постройки самые свежие для «сталинок».

«Рабочие» сталинки

В 30-х годах неизбежно возникала проблема – куда селить простых рабочих? Ведь их было гораздо больше, чем передовиков и директоров. Проблема решалась следующими способами:

1. Часть «элитных» квартир была отдана под коммунальное заселение. На сегодняшний день коммуналки выглядят как пережиток прошлого, но они до сих пор существуют!

2. Для простых рабочих строились дома попроще - 3-4 этажные «коробки» - типовые и безликие. Квартиры, как правило, небольшие, иногда в них даже отсутствовала ванная комната, а кухня имела размер от силы 5 квадратных метров. Сейчас в такие квартиры умудряются устанавливать сидячие ванны или душевые кабины, отгораживая угол от без того маленькой кухни.

«Сталинка» для простых рабочих постройки 1930-х годов. Город Нижний Новгород, проспект Кирова. Ими застроено несколько кварталов в Автозаводском районе.

«Сталинка» для простых рабочих постройки 1930-х годов. Город Нижний Новгород, проспект Кирова. Ими застроено несколько кварталов в Автозаводском районе.

Подобные дома можно встретить, наверно, в любом городе. Внешне они похожи на «хрущевки», но у них крупнее окна, выше потолки и меньше балконов (или вообще отсутствуют, как на фото). Такие дома иногда называют «кировки», но чаще всего в объявлениях пишут «сталинка».

В отличие от номенклатурных и директорских «сталинок» качество постройки у «кировок» изначально было хуже, чем у «директорских» домов. По сути дела, планировалось к моменту наступления коммунизма эти дома заменить на что-то более комфортное. Вот и сейчас эти дома стоят и ждут, когда наступит коммунизм :)

В «рабочих сталинках» почти всегда деревянные межэтажные перекрытия. По планировкам возможны разные варианты – от крошечных однокомнатных квартир в 20-25 квадратных метров до вполне просторных трех-четырехкомнатных коммуналок.

Есть неплохо сохранившиеся «кировки», но их, к сожалению, немного и с каждым годом становится все меньше и меньше. В основном это жилье пребывает в предаварийном и аварийном состоянии. Наверное, по этой причине желающих избавится от таких квартир много, а цены на них относительно невысокие.

Покупать или не покупать квартиру в «кировке» – нужно взвешивать все за и против. Аргументы «за» – умеренная цена и хорошее расположение, «против» – большая вероятность того, что квартира потребует больших вложений при ремонте. Еще одно «против» – такую квартиру будет сложно потом продать, поскольку спрос на подобное жилье с каждым годом будет все ниже и ниже.

3. Малоэтажные дома в 1-2 этажа послевоенной постройки. Эти дома чаще всего расположены не на центральных улицах, а в глубине кварталов. Также их можно встретить на периферии больших городов и в рабочих поселках. Дома строились по типовым проектам в сжатые сроки и предназначались для рабочих промышленных предприятий. Многие дома строили бригады из самих рабочих этих предприятий (т.н. «народная стройка»).

Двухэтажный многоквартирный дом, построенный в 1950-х годах. На вид еще довольно крепкий, но при ближайшем рассмотрении почти наверняка выявится много интересного!

Двухэтажный многоквартирный дом, построенный в 1950-х годах. На вид еще довольно крепкий, но при ближайшем рассмотрении почти наверняка выявится много интересного!

Ввиду малой этажности, для строительства не требовалась ни дорогостоящая строительная техника, ни сверхвысокая квалификация строителей. Многие дома строили военнопленные (поэтому их иногда называют «немецкими домами»). Квартиры в «народной стройке» не отличаются обилием планировок и простором комнат. Но в послевоенные годы люди были и этому очень рады – одно дело жить в бараке или в коммуналке, совсем другое – хоть в небольшой, но отдельной квартире!

Спустя 70 лет, чего греха таить, эти дома устарели и морально и физически – многие буквально рассыпаются на глазах, поэтому массово идут под снос. Наверно один из самых весомых доводов за покупку квартиры в таком доме – возможность впоследствии попасть под программу реновации и получить квартиру в новостройке. Другое дело – насколько этот процесс может затянуться, никому не известно.

А теперь рассмотрим несколько наиболее типичных проблем, с которыми можно столкнуться при покупке квартиры даже в хорошо сохранившейся «директорской сталинке».

Дом с деревянными перекрытиями – хорошо это или плохо?

Деревянные межэтажные перекрытия могут присутствовать как в «рабочих», так и в «элитных» домах сталинской эпохи. В первую очередь нужно ориентироваться на год постройки. В тридцатые-сороковые годы подавляющее большинство домов строились с деревянными перекрытиями. В начале пятидесятых годов соотношение было примерно 50/50, ближе к шестидесятым «сталинки» почти все строились уже с железобетонными перекрытиями*.

* Есть нюанс. Даже если в технической документации к дому указано, что перекрытия «железобетонные», это не значит, что они таковые во всем доме. Вполне возможен вариант, что железобетонные перекрытия только на лестницах и в санузлах. В комнатах перекрытия могут быть деревянные, которые лежат на железобетонных балках (ригелях). Характерная особенность таких домов – стены в комнатах по углам упираются в квадратные «колонны» толщиной 60-70 см, а под потолком видны внушительных размеров балки. По сути дела, правильнее такие перекрытия назвать «смешанными».

Чем плохи деревянные перекрытия?

1. Огнестойкость – самый главный недостаток. Если в какой-то квартире пожар, есть риск, что выгорят сразу несколько этажей. Дом, конечно, не вспыхнет сразу весь как спичка (как происходит по мнению многих), но нужно понимать, что если что-то загорится и пожарные по какой-то причине задержатся, ущерб от огня может быть очень большим.

2. Протечка труб тоже принесет массу неприятностей – даже небольшая протечка способна испортить ремонт нижним соседям. И еще все это будет долго просыхать, есть риск появления плесени.

3. Виброизоляция – есть риск, что вы будете хорошо слышать, как ходят соседи сверху. При ходьбе по полу может раскачиваться мебель и звенеть посуда. А еще сквозь деревянные перекрытия бывает слышно, как у соседей сверху бегают коты во время ночных игрищ. Хотя, бывает и наоборот, «глухо как в танке» – все зависит от толщины перекрытий и их внутреннего наполнения.

4. Ограничение нагрузки на перекрытия – при попытке установить что-то тяжелое (рояль, например), есть риск, что перекрытия не выдержат и этот рояль, провалится к нижним соседям (с соответствующим звуком), хорошо если никого не прибьет. Шутка конечно, но в каждой шутке есть доля правды :) Провалиться, конечно, он не провалится, но пол под ним точно прогнется, из-за чего у нижних соседей потрескается потолок.

5. Необходимость вентиляции перекрытий – вероятно вы обращали внимания, что в старых домах в полы вставлены небольшие металлические решетки? Они сделаны не просто так, а чтобы перекрытия «дышали». Сейчас при ремонте эти дырки часто заделывают «чтобы тараканы не лезли», тем самым провоцируя ухудшение микроклимата внутри перекрытий. Из-за этого под полом может начаться процесс гниения, из-за которого, во-первых, в квартире появляется характерный прелый запах, во вторых – срок службы перекрытий сокращается.

6. Ограниченные возможности в плане ремонта и выравнивания пола. Бетонную стяжку делать нельзя, слишком большая будет нагрузка (хотя некоторые умудряются ее все же делать). Единственный разумный вариант – сухая стяжка и поверх нее листы толстой фанеры или какого-то другого подобного материала.

7. При низкой влажности дерево вполне может сохранять свою прочность десятки и сотни лет. Подтверждение тому – добротные дома дореволюционной постройки, которые сто лет стояли и сто лет еще простоят. Но если микроклимат нарушен, есть риск превращения дерева в труху со всеми вытекающими последствиями.

8. Возможны сложности при покупке квартиры в ипотеку. Раньше банки не давали кредиты на покупку квартиры в доме с деревянными перекрытиями. Сейчас такое возможно, но сумма страховки будет существенно выше, нужно быть к этому готовым. Это также затрудняет продажу квартиры, если вдруг такая необходимость возникнет.

9. Сложности при продаже квартиры. Количество желающих покупать квартиру в доме с деревянными перекрытиями с каждым годом все меньше и меньше. Решающую роль в покупке играет либо низкая цена, либо ностальгические чувства конкретно к этому дому.

Чем хороши деревянные перекрытия?

В домах с деревянными перекрытиями нет явных ограничений на размер и форму комнат. В элитных домах могут быть залы по 25-30 квадратных метров и даже больше. С железобетонными перекрытиями размер комнат определяется длиной плит и их площадь редко превышает 20 квадратных метров.

Есть частные случаи, когда перекрытия большой толщины (до 50 см) и жильцы-кулибины мастерят внутри них «погреба» для хранения солений и варений.

Кто-то утверждает, что в домах с деревянными перекрытиями легче дышится, но я скептически отношусь к этому утверждению. Дышится легче скорее из-за высоких потолков – нагретый воздух поднимается вверх и когда высота потолков 3-3.5 метра, ему есть куда подниматься. Материал перекрытий к этому прямого отношения не имеет.

В «элитных» домах деревянные перекрытия могут иметь гораздо лучшую звукоизоляцию, чем бетонные плиты, благодаря своей большой толщине.

Так или иначе, приобретая квартиру в «сталинке» с деревянными перекрытиями нужно тщательно взвесить все за и против, и если все-таки решитесь на покупку, нужно быть на 100% уверенным в состоянии квартиры и дома в целом.

Дома с коммунальными квартирами

В далекие 80-е годы мне удалось пожить в коммуналке. Мне тогда было лет 7-8, но впечатления остались на всю жизнь.

В 1970-х Москву начали активно застраивать типовыми панельными многоэтажками, поэтому большинство спальных районов столицы стали похожи друг на друга как две капли воды. В связи с этим перед градостроителями была поставлена задача: сделать что-нибудь необычное.

Советские архитекторы Евгений Стамо и Александр Маркелов, оценив типовые строительные проекты, придумали оригинальное строение — абсолютно круглый панельный дом. Специалисты выяснили, что максимальный угол при стыке панелей не может превышать шесть градусов. Разместив блоки под таким углом, можно было заключить в кольцо здание из пары десятков подъездов. Оригинально и смело.

Первое «кольцо» построили на Нежинской улице в 1972 году, в нем было 26 подъездов и 913 квартир. Круглый дом был в почете у москвичей: получить здесь квартиру считалось большой удачей. На Нежинской было много иностранцев, им выдавали трехкомнатные квартиры, а после выезда жилье получали уже рядовые москвичи.

Результат понравился властям, и было решено продолжить застройку Москвы «бубликами». К Олимпиаде 1980 года хотели построить пять круглых домов: предполагалось, что они станут олимпийскими символами. Однако второй дом соорудили только через семь лет — в 1979 году.

Он разместился на улице Довженко и оказался полной копией своего брата, только квартир стало на две больше. Дом строили и заселяли поэтапно — в то время как половина здания уже была сдана, а в квартирах обживались люди, вторая часть «кольца» только возводилась.

На Довженко рядом с «Мосфильмом» в свое время жили знаменитые артисты театра и кино: Савелий Крамаров, Галина Беляева, Эмиль Лотяну. В стенах дома сняли несколько кинофильмов, в том числе панорамные кадры светящихся окон в финальной сцене картины «Москва слезам не верит».

Олимпиада прошла, и от проекта круглых домов отказались. Районы продолжили застраивать зданиями более привычной формы.

Архитектор Сергей Ткаченко рассказал МОСЛЕНТЕ, как строили круглые дома, почему история с Олимпиадой на самом деле притянута за уши и по какой причине власти отказались от дальнейшего строительства оригинальных жилых кластеров.

- Сергей Борисович Ткаченко, бывший глава НИиПИ Генплана Москвы

Основной причиной строительства этих домов стало то, что, невзирая на экономичность и дешевизну, удобное расположение девятиэтажных зданий в кварталах всем немного… я не хотел бы говорить слово «приелось», но поднадоело. На кого-то эти типовые панельки даже морально давили.

Поэтому ГлавАпу ( Главное Архитектурно-планировочное Управление Москомархитектуры — прим. МОСЛЕНТЫ ) разрешило архитекторам попробовать сделать из типовых проектов здание какой-нибудь необычной формы.

Ну, тогда, конечно, «змею» сделать было слабовато, поэтому разработали проект вот таких больших круглых зданий. Они должны были стать образцово-показательными, оживляющими район и все в этом духе. Партией и правительством было принято решение, работа пошла. Самое главное — политическое решение, дальше все было согласовано.

Архитектором был Евгений Стамо. Я его застал еще как начальника мастерской, когда работал в первом Моспроекте у Белопольского ( Яков Борисович Белопольский – советский архитектор ). Помню, я завидовал тем, кто у Стамо олимпийскую деревню проектировал, тоже туда хотел. Но попал в другое место в итоге. И абсолютно правильно.

Особенностей у этих домов по большому счету никаких нет. Возьмите обычный дом и согните его бубликом — ничего кардинально нового не выйдет. Он был типовой панелькой, в некоторых местах вставки монолитные делали.

- Строили исключительно из соображений… ну, чтобы было как-то поинтереснее. Получался большой двор, по проекту вроде планировали даже внутри сделать детский сад. Идея была в воссоздании настоящего старого советского живого двора.

Были проекты олимпийской деревни в форме этих колец, но в итоге победили другие разработки. Более дешевые. Вообще, олимпийские деревни никогда не делали дорогими, это такой принцип. Значит, этот проект не годился. Сначала в домах временно проживают спортсмены, а после этого их используют как экономичное жилье. Ну, у нас все жилье тогда экономичное было.

- Идея с Олимпиадой была, конечно, притянута за уши. Начиналось все просто со строительства круглых домов, чтобы отойти от типовой планировки кварталов. А дальше уже идеологически привязали к Олимпиаде. В этом заслуга прессы в основном, можно все что угодно распространить, если захотеть. Есть такая легенда и есть.

Причин для отказа от дальнейшего строительства этих домов было несколько. Во-первых, неэкономичное использование городской территории — на такой же площади можно поставить больше квадратных домов, чем круглых.

Во-вторых, в таких домах возникают проблемы с инсоляцией. Круглый дом это, конечно, хорошо, но есть квартиры, которые ориентированы на север, солнечного света в них попадает мало. По нормативам они должны быть большего размера, но в Советском Союзе большие квартиры нельзя было всем подряд выдавать, вы же понимаете.

Сейчас-то ладно: все делают бог знает как. А тогда нельзя было эти нормы нарушать. Квартира должна получать определенное количество прямого солнечного света, и все тут.

В-третьих, хоть и строили из обычных панелей, проект на самом деле был индивидуальный, его делали от начала до конца. К типовой серии добавляли монолитные вставки, чтобы здание замкнуть в круг. Это удлиняло сроки строительства. Ну и стоимость, конечно, увеличивало. Это тоже сыграло свою роль.

Не могу точно сказать, но скорее всего из-за такой формы и размеров дом создает возмущение воздуха. Турбулентность получается. Во дворе, например, может быть сильный ветер, свист разный.

Читайте также: