Когда впервые появился паркет

Обновлено: 27.04.2024

История паркета насчитывает приблизительно 3000 лет. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами.

Само слово “паркет” имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя – предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель.

Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название “художественный”.

В России паркет впервые появился в начале XVI века, когда полы стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком.

Это рисунок носил название “в елочку”, а сам пол назывался “косящатым”. Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привёз целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и в общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой.

Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе деревянных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра I, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля.

В 1711 году Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов. Существовал даже собственный стиль укладки – русское барокко. Широко использовались прежде всего местные (и, следовательно, более дешевые) породы дерева, такие как береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач и кизил. В качестве экзотики применялись дорогостоящие привозные породы, например, черное (эбеновое) дерево, фиолетовый палисандр, желтое сандаловое или лимонное дерево, красное дерево, оливковое – желтоватое атласное, железное, чинара, белый и красный кипарис, туя, самшит, шелковица и другие. Такое разнообразие расцветки древесины давало возможность набирать самые нарядные узоры. До сих пор паркетные полы дворцов Санкт-Петербурга и его пригородов считаются наивысшим творческим достижением в этой области.

Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.

В XVII – XIX вв. всю работу над паркетами выполняли исключительно ручным способом. Массовое производство паркетных щитов в условиях фабрик начали применять только с 70-х годов XIX в. В 70-х годах XIX века в Петербурге было всего три фабрики, изготовлявшие паркеты: ”Машинная фабрика“ Беляева, основанная в 1866 году, ”Паркетная фабрика“, существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена. Кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер. В Москве в XIX веке было восемь паркетных фабрик. Постепенно количество фабрик увеличивалось, расширялась их география. Вот почему фабричный паркет получил свое распространение только к началу 80-х годов XIX столетия. Однако развитие механизированного паркета не означало улучшения его качества. К началу XX века почти все фабрики переходят на массовое производство простой паркетной клепки из самых различных пород древесины. В это время было организовано пять фабрик в Москве, две фабрики в Новгородской и две в Петербургской губерниях. В 1914 году по данным справочного издания ”Фабрично-заводские предприятия Российской Империи“ паркет в России изготовляли на 85 предприятиях. При строительстве жилых и общественных зданий широкое применение находят паркетные полы простой укладки.

Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, на смену ”золотому“ для художественного паркета XVIII века, пришло массовое фабричное производство паркета.

паркетная доска

Паркетная доска – одно из самых модных и востребованных напольных покрытий. Когда же она появилась? История паркета уводит нас в далекие эпохи, и если не знать всех тонкостей, то можно предположить, что современная конструкция паркетной доски существует уже много столетий. Однако это не так. Паркетная доска именно как известный нам вид деревянного покрытия появилась в 1941 году, и своим существованием она обязана двери. Но вначале обратимся к истокам.

Как менялись полы?

История напольных покрытий началась с появлением древних цивилизаций. К примеру, пол в египетских пирамидах был каменным. Когда в Египте процветало гончарное ремесло, полы стали покрывать керамической плиткой.

Из камня или керамических покрытий в древних государствах выкладывали мозаику. В искусстве мозаичного пола мастера Греции, Рима и Египта достигли больших успехов.

В средневековой Европе земляные полы утепляли соломой. Только самые богатые и знатные люди могли ходить по роскошным персидским коврам.

Первый паркет

Впервые паркет появился в готической Европе, в конце ХIII – начале ХIV веков. В домах знатных вельмож в тот период начали выстилать пол дощечками из различных пород дерева, которые формировали покрытия в виде оригинальных рисунков. В обычных жилых помещениях тоже применяли доски, но они были изготовлены грубо и однотипно, хотя их иногда даже красили и покрывали лаком. Таким образом, первыми появились предшественники современного массива и штучного паркета.

Теплый, прочный и экологичный деревянный пол приобрел большую популярность. Мастера столетиями неустанно трудились над его усовершенствованием.

От двери до паркетной доски

В 1857 году Юхан Чер, проживавший в шведском городке Нюбро, в самом сердце лучших лесов этой страны, начал производить и продавать деревянные изделия, которые люди применяли в хозяйстве и строительстве. Он передал любовь к дереву и мастерство своим детям и внукам. В 1919 году его внук Густав Чер стал официальным основателем семейной компании Kährs (Черс). Предприятие начинало свою деятельность с производства дверей. Именно в 1919 году Густав Чер открыл новый метод по изготовлению дверей. Суть этого метода состояла в сборке двери из нескольких ламелей, склеенных между собой. Такая конструкция отличалась максимальной прочностью, вне зависимости от перепадов температуры и влажности. Так появилась инновационная модель двери, а позднее, уже в 1941 году, Густав Чер применил метод ламельной (сегментной) конструкции в изготовлении напольных покрытий. В этом году Густав Чер получил именной патент на трехслойную паркетную доску. Так она и появилась в истории паркета.

Современная паркетная доска состоит из трех слоев. Сверху ценный слой дерева, а два нижних слоя чаще всего изготовлены из хвойных пород.

Новые открытия Kährs

В 1958 году паркетная доска стала еще совершеннее, благодаря все той же компании Kährs и Густаву Черу, который принял решение покрыть верхний слой доски защитным слоем лака. А в 1965 году изобретатель получил патент на спортивную паркетную доску. Главной особенностью такого покрытия стала укладка досок на лаги, что обеспечило эффект пружинящего пола. Теперь большинство современных спортивных залов и площадок применяет именно эту технологию.

Компания Kährs всегда заботилась об экологичности паркетной доски. С 1984 года шведский производитель применяет исключительно лаки без растворителей. В 1997 году предприятие получило экологический сертификат SO 14001. Kährs выпускает паркетную доску по замкнутому циклу: все отходы производства применяют для отопления заводообразующего городка, а золой и пеплом, которые остаются после очистки печей, удобряют деревья.

Качество, проверенное временем

Время показало, что паркетная доска стала одним из самых удачных изобретений в области напольных покрытий. Она легко укладывается, выдерживает испытания непростым климатом и высокие нагрузки, сохраняя безупречный вид на долгие годы.

Современная паркетная доска от лучших мировых производителей, таких как Kährs, Boen, Hajnowka, Barlinek и т.д. – экологичный, качественный и эстетичный продукт. Лидером паркета эконом-сегмента является Barlinek - это лучшее соотношение цены и качества среди аналогов. С тех пор, как Густав Чер изобрел это напольное покрытие, было разработано множество его разновидностей. Огромный выбор оттенков, способов обработки дерева, количества слоев и дизайнерских решений позволяет выбрать паркетную доску для любого интерьера.

Сегодня паркет типа «ёлочка» или «шеврон» — синоним сверхмодных интерьеров. На международной выставке напольных покрытий DOMOTEX 2019 паркет елкой стал центром внимания в секции деревянных полов. Современные производители представили свои варианты развития темы традиционных дворцовых форм паркета. Рассказываем, когда появился рисунок укладки елочкой и почему он остается в тренде спустя столетия после возникновения.

Французская, венгерская, английская?

Но для начала определимся с терминами. Несмотря на то, что названий паркета для укладки елкой много, вариантов только два: «классическая ёлочка» и «шеврон». Разница в форме планки / доски: для «классики» планки нарезают в идеальные прямоугольники, а для «шеврона» короткие стороны обрезаются под углом — так что на стыках получается прямая линия.



Есть только два вида «елочки» — herringbone и chevron

С чего всё началось

Рисунок елочкой впервые использовали древние римляне при укладке мостовой. Их, как и нас сегодня, волновали разбитые дороги. Кто-то из наблюдательных римлян обнаружил, что если класть кирпичи под прямым углом в направлении движения, дорога дольше останется целой.



Римляне мостили елочкой дороги, чтобы те дольше держались

Затем узор перекочевал с улицы в интерьеры домов, но только в 16 веке его начали использовать в дереве. Один из первых примеров деревянной ёлочки — паркет в замке Фонтенбло, уложенный в 1539 году. Он был разработан и изготовлен итальянским мастером, которого Франсуа I нанял и привез во Францию специально для паркетных работ.

С семнадцатого века паркет распространился и за пределами Франции: им украшали замки, дворцы и дома знати во всей западной Европе. К тому времени уже появился рисунок «шеврон», повторяющий геральдический символ многих знатных семей и провинций. Известно, что в Версальском дворце осталась одна комната с шевронным рисунком, а все остальные украшает знаменитый «версальский квадрат».



Паркет в Шато де Фонтенбло



Версальский дворец. Слева — паркет шеврон, справа — версальский квадрат

В Англию паркет елочкой прибыл в 17 веке вместе с Марией Генриеттой, ставшей женой Чарльза I. Она велела отремонтировать свою резиденцию в Сомерсет-хаус — в результате французские паркетные полы проникли в Лондон.

Во Франции шеврон и елочка оставались популярными в 18 и 19 веках, особенно в период «Османизации Парижа», когда большая часть Парижа была восстановлена после масштабных градостроительных мероприятий. В некоторых французских апартаментах до сих пор сохранился паркет тех времен.



Старый паркет шеврон в апартаментах Парижа

После Второй мировой войны популярность паркета пошла на спад: более дешевый ковролин заменил натуральное дерево, которое стали считать морально устаревшей тенденцией.

В Советском Союзе установка штучного паркета елочкой сохранилась с дореволюционных времен. Дубовые плашки укладывали на мастику даже в коммунальных квартирах. Поэтому многие сегодня воспринимают классическую елку на полу как отголосок тех времен.

Тем не менее, во всем мире елочка и шеврон ассоциируются с дворцовым убранством и знатью, поэтому их выбирают эстеты и те, кто хочет создать дома возвышенную обстановку или придать интерьеру парижский стиль.

Секрет популярности

Паркет из натурального дерева для укладки елочкой привлекает интерес дизайнеров своей вариативностью. Есть много способов видоизменить эти рисунки, чтобы создать неповторимый стиль интерьера. Вот лишь несколько из них:

Поменять ширину и длину планки. Если вместо стандартных штучных планок использовать длинные и широкие инженерные доски, елочка будет выглядеть современнее и агрессивнее. И, наоборот, более дробные и мелкие детали придадут уют и равновесие комнате.

Поиграть с цветом. Сегодня в тренде комбинации разных пород и оттенков древесины. Самые смелые дизайнеры сочетают на полу яркие краски с более спокойным фоном.

Варьировать угол между планками. Это возможно с рисунком «шеврон». Для него планки могут быть нарезаны не только под классическим углом в 45 градусов, но и под 30 и 60 градусов, чтобы на стыке досок получился узкий или широкий угол.



Инженерная доска для укладки елкой Дуб Wasat. Cовременная классика — длинные и широкие контрастные доски из дуба



Контраст между планками можно достигнуть и за счет совмещения дерева с плиткой. Это особенно актуально для мокрых зон. Дизайн Kalb Lempereur



Паркет Французская елка Дуб Alcor с углом между планками 60 градусов

Какой бы способ вы ни выбрали, с паркетом елочка из натурального дерева ценных пород ваш интерьер преобразится и будет привлекать взгляды гостей долгие годы. И, конечно, важно доверить укладку паркета профессионалам. Так вы будете уверены, что пол не заскрипит, не отклеится и не покоробится в разное время года.

Этот красивый и практичный стройматериал является долгожителем, по сравнению с прочими строительными материалами. Даже не говоря о балах, когда дворяне кружили по паркету, когда свадебные платья касались этого роскошного материала, даже тогда паркет был уже не в новинку. Его стали использовать до Рождества Христова, начал он свой путь в виде половой доски.

История изготовления паркета

Первый паркет изготавливался из расколотых надвое бревен, которые прочно крепились на глинобитном полу с помощью специальных деревянных гвоздей. В восемнадцатом веке в России паркет укладывали в богатом и вычурном стиле русского барокко. Тогда в качестве производственных материалов использовались самые разные сорта деревьев, включая березу, орех, дуб, лиственницу, фруктовые деревья, ясень и, конечно же, экзотические якандры, цебры и другие. Особенно ценными и дорогостоящими считались полы из черного, сандалового, лимонного и железного дерева. Все эти древесные породы были настолько разнообразными по цветам и качественным характеристикам, что мастера по паркету могли создавать действительно художественные и многогранные композиции.

Сперва появился своеобразный штучный паркет, а иными словами – обычная доска одинаковой формы и размеров. Такие доски укладывали, создавая простой орнамент, но даже такая работа являлась настоящим мастерством, и помещение преображалось. Позже появился более совершенный, художественный паркет, а ему на смену создали дворцовый паркет, который выкладывался из чрезвычайно сложных элементов, и затейливые узоры радовали правителей и придворных.

С самого начала паркет могли позволить себе лишь самые состоятельные люди. Знать заказывала себе паркетные полы в замках, во дворцах и прочих помещениях, где обитали только очень богатые люди.

Возникновение паркета в России

В России паркет появился при царствовании Петра Великого. Он перенимал у иностранцев различные элементы культуры и интерьера, и паркет ему тоже понравился.

В некоторых дворцах был положен паркет, эскизы к которому разрабатывал сам Петр Первый. Однако в то время паркет производился вручную, что и сказывалось на его неимоверной цене и на ограниченном количестве производимого строительного материала. Однако прошло совсем немного времени, производство паркета вышло на фабричный уровень, и даже в 19 веке Россия была оснащена 90 фабриками, которые занимались массовым производством паркета.

Великолепное напольное покрытие из натурального дерева, именуемое паркетом, завоевало себе уютное местечко в сердцах людей уже довольно давно. Его любят не только за благородный и невероятно привлекательный внешний вид, но также и за то, что он десятилетиями и даже веками может служить своим владельцам без единого замечания.Самыми знаменитыми художественными паркетными элементами являются роскошные деревянные полы, украшающие дворцовые залы эпохи барокко и рококо. Царские и общественные здания на территории Древней Руси украшали паркетом из специально подобранных деревянных планок, а также из мозаики и керамической плитки. Со временем камень и плитка отошла на второй план, а в моду вошли дубовые кирпичи, щитовые и модульные паркетные полы. Мастера того исторического периода вовсе не просто так обратили особое внимание на натуральную древесину, ведь такое напольное покрытие было гораздо удобнее и теплее камня. К тому же, обрабатывать натуральное дерево можно было намного проще.

Фабричное производство паркета

Фабричное производство паркета началось только в девятнадцатом веке и сразу стало весьма востребованным среди потребителей, практически ежедневно пополняется новыми пунктами. Однако компания ПаркетАрт определенно выделяется на общем фоне таких фирм. Мы работаем с напольными покрытиями из натурального дерева уже на протяжении многих лет и постоянно совершенствуем свои производственные технологии. Наши специалисты придумывают свои уникальные варианты оформления декоративных элементов из ценных древесных пород, а не заимствуют идеи у конкурентов. Весь производственный процесс находится под контролем квалифицированных специалистов, поэтому мы гарантируем высокое качество, долговечность и возможность создания эксклюзивных напольных покрытий своим клиентам. Приобретая паркет от компании ПаркетАрт, вы непременно получите даже больше, чем ожидаете, ведь наши мастера относятся к своей работе с любовью и в выполнение каждого заказа вкладывают частичку души.

Что такое паркет?

Паркетом называют высококачественное напольное покрытие из деревянных планок. Работы самых искусных укладчиков паркета сохранились и до наших дней, впечатляя своей дороговизной, роскошью и эстетическим великолепием.В паркет просто невозможно не влюбиться, ведь такой декоративный элемент с годами становится только лучше, прочнее, красочнее и привлекательнее. Самым востребованным материалом для производства паркета в настоящее время является дубовый массив. Именно такой материал отличается невероятной долговечностью и отменным качеством. Если укладка была выполнена на профессиональном уровне, дубовый паркет со временем станет по прочности равен камню, поэтому вы сможете не переживать о том, что материал утратит свой великолепный первоначальный вид. Укладку паркета всегда лучше доверять настоящим профессионалам своего дела, ведь только грамотный специалист сможет учесть даже малейшие аспекты и сделать работу в полном соответствии с действующими технологическими стандартами и нормами в кратчайшие сроки. Именно такие мастера работают в компании ПаркетАрт. Мы располагаем собственной производственной базой в Подмосковье и неустанно изучаем особенности различных сортов ценной древесины, чтобы сделать паркет еще более качественным и долговечным для своих клиентов.

Основные преимущества паркета:

  1. Длительный срок эксплуатации – ни одно из современных напольных покрытий не имеет такого же явного доказательства своей долговечности, как паркет. Художественные паркетные модули, созданные умелыми руками Старых Мастеров еще несколько веков назад, по-прежнему славятся своим великолепием на весь мир. При правильном монтаже, использовании качественного паркета и паркетной химии полы из ценных пород натурального дерева станут вашим предметом для гордости, а со временем и антикварной ценностью;
  2. Экологичность – природные материалы не просто так с особым восторгом воспринимаются в современном обществе, так как химические заменители доставили нам немало хлопот и неприятностей со здоровьем. Компания ПаркетАрт производит паркет исключительно из отборных природных материалов;
  3. Декоративность – привлекательный внешний вид всегда будет одним из главных козырей натурального паркета. Кроме того, наши мастера постоянно пополняют коллекцию натуральных покрытий новыми интересными вариантами, поэтому каждый клиент сможет найти у нас что-нибудь по своему вкусу.

Паркет в современном мире

В наше время паркет производится в глобальном масштабе, с применением современных технологий. Используется тщательно высушенное, качественное сырье, заводские автоматические линии работают с помощью программного обеспечения. Теперь паркет производится значительно быстрее и без таких громадных человеческих трудозатрат, как это было несколько веков назад.

Те, кто хочет иметь красивые полы длительное время, заказывают укладку паркета, хоть он и дороже некоторых других строительных материалов. Тем не менее, отличительной особенностью паркета является возможность реставрации и долгий срок эксплуатации этого стройматериала.

А если вам нужна консультация, обязательно звоните по тел.: (495) 504 5543, (495) 642 5114 и наши менеджеры ответят на все вопросы, касающиеся паркета компании ПаркетАрт.

Дизайн паркета «французская елка» имеет многовековую историю. Именно во Франции были созданы паркетные полы в этом стиле. С давних пор паркет отличался от простого дощатого пола рисунком укладки и качеством отделки, подчеркивающими красоту древесины.

Исторически одними из самых первых рисунков укладки паркета считаются традиционная елочка (английская елочка, Herringbone, batons rompus) и французская елочка (Chevron, Point de Hongrie), возникшие в средневековой Европе.

Английская елочка | Herringbone

Английская елочка | Herringbone

Французская елочка | Chevron

Французская елочка | Chevron

Следует отметить, что простота и выразительность этих видов укладки делает их привлекательными и стильными так же и в наше время.

Первой появилась укладка традиционной елочкой, состоящая из уложенных зигзагом прямоугольных элементов. Считается, что она возникла как имитация декоративной кирпичной кладки, использовавшейся для украшения церквей и других зданий задолго до возникновения культуры устройства паркетных полов. Есть так же менее вероятная гипотеза, что елочка подобна декоративному узору, который получался на земляном полу, когда домохозяйки присыпали его песком и особым образом сметали.

Одним из самых ранних, из дошедших до нас, образцов укладки паркета обычной елочкой является галерея Франциска I во дворце Фонтенбло (фр. Château de Fontainebleau). Пол был установлен в 1539 году, во время правления Франциска I, и был сработан мастерами, которых Франциск нанял в Италии. Это подтверждается письменными свидетельствами той эпохи, которые описывают технику укладки, как итальянскую. К сожалению столь же древних итальянских объектов не сохранилось, хотя есть и более древние итальянские здания, где елочкой уложен пол из плитки или кирпича. Французское название укладки batons rompus, (буквально – сломанные палочки) этимологически относится к военному жаргону – обозначавшему барабанный бой с короткими и неравномерными интервалами.

Chevron

Гюстав Кайботт | «Паркетчики» 1875

Также достаточно известен дом семейства Годолфин в Корнуолле (Godolphin House, Cornwall), где паркетный пол в виде традиционной елочки был уложен примерно в середине 17 века.

Укладку Французской елочкой можно считать в определенном смысле развитием укладки в виде традиционной елочки. Косой зарез сделать технологически сложней, особенно во времена, когда отсутствовала станочная обработка дерева. Но наряду с большей трудоемкостью и высокими требованиями к точности геометрии элементов, французская елочка более выразительна, цельна, элегантна и предоставляет большую вариабельность укладки (папоротник, ромбы, лучи).

Происхождение названия Chevron очень прозрачно и восходит к фр. chevron — стропило, конёк на крыше V-образной формы. Но сами французы называют этот рисунок укладки Point de Hongrie. Иностранные источники увязывают его с названием похожего рисунка вышивки, который в свою очередь был назван в честь принцессы Елизаветы Венгерской (princess Elizabeth of Hungary). Как бы то ни было, это название прочно закрепилось во Франции.

Разнообразность исполнений французской елочки увеличивается ещё и за счет различных исполнений по углу раскрытия зигзага, запил на планке может быть от 30° до 60°, но наиболее распространен 45°. Первые образцы этой укладки относятся к 16 веку, а письменные упоминания можно встретить начиная с 1690 года, в описании Версальского дворца, сделанного шведским архитектором Никодермусом Тессином (Nicodermus Tessin). Она фигурирует в энциклопедии Дидро и Даламбера (1751), а в книге «Искусство Деревообработки» Андре-Иакова Рубо (» L’Art de la menuiserie » de André-Jacob Roubo (1769)) представлена в виде обычной конструкции пола. Французская елочка была предвестником более сложных геометрических рисунков художественного паркета и часто встречается в старых французских замках, в Парижском Лувре, в королевских дворцах и средневековых замках в долине реки Луары: Амбуаз (Amboise), Вилландри (Villandry), Монсоро (Montsoreau), Сомюр (Saumur), Азе-ле-Ридо (Azay-le-Rideau), Ланже (Langeais), Шамбор (Chambord), Шенонсо (Chenonceau), Блуа (Blois), Бриссак (Brissac) и другие…

Версальский дворец

За прошедшие пять столетий французская елочка неоднократно переживала всплески популярности, и теперь она прочно ассоциируется и с замковым паркетом, и с парижскими апартаментами времен Османа, и провинциальными шале (и обязательно в сочетании с камином). Можно сказать, что после технологического скачка в деревообрабатывающей промышленности конца 19 века, когда паркет перестал быть результатом кропотливой ручной резки, французская елка стала наиболее изысканным и стильным из вариантов штучного паркета.

Современные технологии позволяют делать паркет для укладки елочкой как традиционно массивным, так и увеличенного формата – в виде инженерной доски. А варианты отделки позволят вам либо ощутить себя владельцем древнего замка, либо жителем современной квартиры.

Читайте также: