Когда появилась паркетная доска

Обновлено: 16.05.2024

Паркетная доска - это напольный отделочный материал, внешне имитирующий массивную доску или штучный паркет. Паркетная доска полностью состоит из натурального дерева ценных пород.

Отличия от других видов напольных покрытий

Главное отличие паркетной доски - наличие замкового соединения и многослойность. У других видов паркета ( массивной доски и инженерной доски) соединение шип-паз. Наличие замка позволяет укладывать паркетную доску без клея сразу на подложку, как ламинат. В отличие от инженерной доски , состоящей из фанеры и ценного слоя древесины, паркетная доска имеет промежуточный слой из поперечно уложенных плашек хвойных пород.

От классического штучного паркета паркетная доска отличается и строением, и размерами. Стандартный размер планки штучного паркета 30. 90х150. 500 мм. Стандартный размер паркетной доски 120. 200х110. 250 мм. Штучный паркет , в отличие от паркетной доски целиком состоит из ценной породы. При этом он, как правило, не имеет покрытия.

В отличие от ламината, паркетная доска целиком состоит из натуральной древесины (за исключением доски тех брендов, которые изготавливают нижние слои из HDF, например, Golvabia ). Сходства паркетной доски и ламината: наличие замка, простота в укладке, возможность “плавающей” укладки без приклеивания к основанию.

Достоинства и недостатки

Главным достоинством паркетной доски является ее полная готовность, достигаемая при фабричном изготовлении. Покупая паркетную доску, можно быть уверенным, что вам потребуется минимум сопутствующих материалов для её укладки и дальнейшей эксплуатации.

  • Паркетная доска самый простой в укладке материал из всех видов паркета. Справится с установкой доски сможет даже человек, не имеющий специальных знаний (при соблюдении всех требований к подготовке помещения и чернового пола).
  • Паркетная доска подходит для укладки на “теплый пол”. Может быть уложена “плавающим” способом, а затем, при необходимости, разобрана и уложена вновь в другом месте.
  • Паркетная доска - полностью натуральный материал , позволяющий наслаждаться экологичностью, теплотой и фактурой древесины.
  • Конструкция паркетной доски с перпендикулярными слоями делает её стабильным материалом, хорошо переносящим сезонные перепады влажности и температуры (в пределах нормы), а современные паркетные лаки и масла, нанесенные в заводских условиях, надежно защищают пол от повседневных механических воздействий.

К недостаткам паркетной доски относится её меньшая, по сравнению с паркетом из массива, износостойкость. Верхний слой из ценной древесины у паркетной доски довольно тонок (от 0,5 до 4 мм), его легче продавить тяжелыми предметами и вряд ли удастся отреставрировать, не меняя планку целиком.

  • Натуральное дерево - капризный материал, поэтому нужно избегать чрезмерного увлажнения или сухости паркетной доски, химических и тепловых воздействий.
  • Ограниченные возможности по реставрации этого напольного покрытия. В отличие от массивной доски и штучного паркета, выдерживающих по нескольку циклеваний, паркетная доска, в зависимости от толщины ценного слоя, перенесет не больше 1-2.

Конструктивные особенности

Нижний слой паркетной доски - это цельный шпон хвойных (реже - лиственных) пород древесины. Средний слой - поперечные планки из хвойных пород (реже - березы). Верхний слой (рабочий, слой износа) - шпон ценной древесины: дуба, ясеня, тика, мербау, венге и многих других.

Классическая трехслойная структура паркетной доски позволяет ей сохранять свои размеры в широком диапазоне влажности.

Существуют вариации классической структуры, наиболее известным из которых является использование в качестве среднего слоя вместо ламелей хвойных пород высококачественной HDF-плиты. HDF плита состоит из натуральных компонентов (измельченных древесных волокон, смол и др.), она обладает бОльшей стабильностью, прочностью и шумоизоляционными свойствами, чем хвойные породы дерева, поэтому многие современные зарубежные бренды используют этот материал в производстве паркетной доски. Примеры - Golvabia , Par-ky , Meister .

Конструкция паркетной доски Meister: 1 - финишное покрытие; 2 - ценный слой древесины; 3 - HDF; 4 - шпон скандинавской ели

Финишная обработка и покрытие

Паркетная доска в заводских условиях получает дизайнерскую обработку (тонировка, термообработка, браширование , скобление) и финишное покрытие (лак, масло, УФ-масло, воск). Обработка влияет не только на внешний вид будущего пола, но также определяет:

  • Тактильные ощущения . Например, пол, покрытый маслом более теплый и шероховатый, чем покрытый лаком, брашированный или скобленый пол более фактурный не только на вид, но и на ощупь;
  • Прочность . От свойств лака и масла зависит прочность пола, его износостойкость. Как правило, производители наносят не менее 5 слоев лака на паркетную доску и используют метод УФ-отвержения для усиления его защитных свойств.
  • Долговечность . От свойство финишного покрытия зависит срок службы паркета. Например, Шведский производитель Kahrs дает 25-летнюю гарантию на покрытие при эксплуатации в жилых помещениях.

Фаска

На рабочей стороне паркетной доски с 2 или 4 сторон часто наносится фаска. Она не только подчеркивает натуральность, но и маскирует возможные перепады по высоте и образующиеся при перепадах влажности щели между отдельными досками.

паркетная доска

Паркетная доска – одно из самых модных и востребованных напольных покрытий. Когда же она появилась? История паркета уводит нас в далекие эпохи, и если не знать всех тонкостей, то можно предположить, что современная конструкция паркетной доски существует уже много столетий. Однако это не так. Паркетная доска именно как известный нам вид деревянного покрытия появилась в 1941 году, и своим существованием она обязана двери. Но вначале обратимся к истокам.

Как менялись полы?

История напольных покрытий началась с появлением древних цивилизаций. К примеру, пол в египетских пирамидах был каменным. Когда в Египте процветало гончарное ремесло, полы стали покрывать керамической плиткой.

Из камня или керамических покрытий в древних государствах выкладывали мозаику. В искусстве мозаичного пола мастера Греции, Рима и Египта достигли больших успехов.

В средневековой Европе земляные полы утепляли соломой. Только самые богатые и знатные люди могли ходить по роскошным персидским коврам.

Первый паркет

Впервые паркет появился в готической Европе, в конце ХIII – начале ХIV веков. В домах знатных вельмож в тот период начали выстилать пол дощечками из различных пород дерева, которые формировали покрытия в виде оригинальных рисунков. В обычных жилых помещениях тоже применяли доски, но они были изготовлены грубо и однотипно, хотя их иногда даже красили и покрывали лаком. Таким образом, первыми появились предшественники современного массива и штучного паркета.

Теплый, прочный и экологичный деревянный пол приобрел большую популярность. Мастера столетиями неустанно трудились над его усовершенствованием.

От двери до паркетной доски

В 1857 году Юхан Чер, проживавший в шведском городке Нюбро, в самом сердце лучших лесов этой страны, начал производить и продавать деревянные изделия, которые люди применяли в хозяйстве и строительстве. Он передал любовь к дереву и мастерство своим детям и внукам. В 1919 году его внук Густав Чер стал официальным основателем семейной компании Kährs (Черс). Предприятие начинало свою деятельность с производства дверей. Именно в 1919 году Густав Чер открыл новый метод по изготовлению дверей. Суть этого метода состояла в сборке двери из нескольких ламелей, склеенных между собой. Такая конструкция отличалась максимальной прочностью, вне зависимости от перепадов температуры и влажности. Так появилась инновационная модель двери, а позднее, уже в 1941 году, Густав Чер применил метод ламельной (сегментной) конструкции в изготовлении напольных покрытий. В этом году Густав Чер получил именной патент на трехслойную паркетную доску. Так она и появилась в истории паркета.

Современная паркетная доска состоит из трех слоев. Сверху ценный слой дерева, а два нижних слоя чаще всего изготовлены из хвойных пород.

Новые открытия Kährs

В 1958 году паркетная доска стала еще совершеннее, благодаря все той же компании Kährs и Густаву Черу, который принял решение покрыть верхний слой доски защитным слоем лака. А в 1965 году изобретатель получил патент на спортивную паркетную доску. Главной особенностью такого покрытия стала укладка досок на лаги, что обеспечило эффект пружинящего пола. Теперь большинство современных спортивных залов и площадок применяет именно эту технологию.

Компания Kährs всегда заботилась об экологичности паркетной доски. С 1984 года шведский производитель применяет исключительно лаки без растворителей. В 1997 году предприятие получило экологический сертификат SO 14001. Kährs выпускает паркетную доску по замкнутому циклу: все отходы производства применяют для отопления заводообразующего городка, а золой и пеплом, которые остаются после очистки печей, удобряют деревья.

Качество, проверенное временем

Время показало, что паркетная доска стала одним из самых удачных изобретений в области напольных покрытий. Она легко укладывается, выдерживает испытания непростым климатом и высокие нагрузки, сохраняя безупречный вид на долгие годы.

Современная паркетная доска от лучших мировых производителей, таких как Kährs, Boen, Hajnowka, Barlinek и т.д. – экологичный, качественный и эстетичный продукт. Лидером паркета эконом-сегмента является Barlinek - это лучшее соотношение цены и качества среди аналогов. С тех пор, как Густав Чер изобрел это напольное покрытие, было разработано множество его разновидностей. Огромный выбор оттенков, способов обработки дерева, количества слоев и дизайнерских решений позволяет выбрать паркетную доску для любого интерьера.

Сегодня паркет типа «ёлочка» или «шеврон» — синоним сверхмодных интерьеров. На международной выставке напольных покрытий DOMOTEX 2019 паркет елкой стал центром внимания в секции деревянных полов. Современные производители представили свои варианты развития темы традиционных дворцовых форм паркета. Рассказываем, когда появился рисунок укладки елочкой и почему он остается в тренде спустя столетия после возникновения.

Французская, венгерская, английская?

Но для начала определимся с терминами. Несмотря на то, что названий паркета для укладки елкой много, вариантов только два: «классическая ёлочка» и «шеврон». Разница в форме планки / доски: для «классики» планки нарезают в идеальные прямоугольники, а для «шеврона» короткие стороны обрезаются под углом — так что на стыках получается прямая линия.



Есть только два вида «елочки» — herringbone и chevron

С чего всё началось

Рисунок елочкой впервые использовали древние римляне при укладке мостовой. Их, как и нас сегодня, волновали разбитые дороги. Кто-то из наблюдательных римлян обнаружил, что если класть кирпичи под прямым углом в направлении движения, дорога дольше останется целой.



Римляне мостили елочкой дороги, чтобы те дольше держались

Затем узор перекочевал с улицы в интерьеры домов, но только в 16 веке его начали использовать в дереве. Один из первых примеров деревянной ёлочки — паркет в замке Фонтенбло, уложенный в 1539 году. Он был разработан и изготовлен итальянским мастером, которого Франсуа I нанял и привез во Францию специально для паркетных работ.

С семнадцатого века паркет распространился и за пределами Франции: им украшали замки, дворцы и дома знати во всей западной Европе. К тому времени уже появился рисунок «шеврон», повторяющий геральдический символ многих знатных семей и провинций. Известно, что в Версальском дворце осталась одна комната с шевронным рисунком, а все остальные украшает знаменитый «версальский квадрат».



Паркет в Шато де Фонтенбло



Версальский дворец. Слева — паркет шеврон, справа — версальский квадрат

В Англию паркет елочкой прибыл в 17 веке вместе с Марией Генриеттой, ставшей женой Чарльза I. Она велела отремонтировать свою резиденцию в Сомерсет-хаус — в результате французские паркетные полы проникли в Лондон.

Во Франции шеврон и елочка оставались популярными в 18 и 19 веках, особенно в период «Османизации Парижа», когда большая часть Парижа была восстановлена после масштабных градостроительных мероприятий. В некоторых французских апартаментах до сих пор сохранился паркет тех времен.



Старый паркет шеврон в апартаментах Парижа

После Второй мировой войны популярность паркета пошла на спад: более дешевый ковролин заменил натуральное дерево, которое стали считать морально устаревшей тенденцией.

В Советском Союзе установка штучного паркета елочкой сохранилась с дореволюционных времен. Дубовые плашки укладывали на мастику даже в коммунальных квартирах. Поэтому многие сегодня воспринимают классическую елку на полу как отголосок тех времен.

Тем не менее, во всем мире елочка и шеврон ассоциируются с дворцовым убранством и знатью, поэтому их выбирают эстеты и те, кто хочет создать дома возвышенную обстановку или придать интерьеру парижский стиль.

Секрет популярности

Паркет из натурального дерева для укладки елочкой привлекает интерес дизайнеров своей вариативностью. Есть много способов видоизменить эти рисунки, чтобы создать неповторимый стиль интерьера. Вот лишь несколько из них:

Поменять ширину и длину планки. Если вместо стандартных штучных планок использовать длинные и широкие инженерные доски, елочка будет выглядеть современнее и агрессивнее. И, наоборот, более дробные и мелкие детали придадут уют и равновесие комнате.

Поиграть с цветом. Сегодня в тренде комбинации разных пород и оттенков древесины. Самые смелые дизайнеры сочетают на полу яркие краски с более спокойным фоном.

Варьировать угол между планками. Это возможно с рисунком «шеврон». Для него планки могут быть нарезаны не только под классическим углом в 45 градусов, но и под 30 и 60 градусов, чтобы на стыке досок получился узкий или широкий угол.



Инженерная доска для укладки елкой Дуб Wasat. Cовременная классика — длинные и широкие контрастные доски из дуба



Контраст между планками можно достигнуть и за счет совмещения дерева с плиткой. Это особенно актуально для мокрых зон. Дизайн Kalb Lempereur



Паркет Французская елка Дуб Alcor с углом между планками 60 градусов

Какой бы способ вы ни выбрали, с паркетом елочка из натурального дерева ценных пород ваш интерьер преобразится и будет привлекать взгляды гостей долгие годы. И, конечно, важно доверить укладку паркета профессионалам. Так вы будете уверены, что пол не заскрипит, не отклеится и не покоробится в разное время года.

Сейчас далеко не каждый выберет в качестве напольного покрытия для своего жилья паркет, и все из-за его дороговизны. Многие принимают решение покрыть пол более дешевыми материалами, например, ламинатом, линолеумом или плиткой. А вот в Советском Союзе паркет был в большинстве квартир, причем у обычных граждан.

Но почему же в СССР клали в домах именно паркет, а не линолеум?

Когда появился паркет в России

Использовать паркет в России начали еще в XVI веке, но тогда его могли себе позволить только избранные. Деревянное напольное покрытие клали лишь в царских дворцах, в домах людей из высшего общества и храмах.

Со временем паркет становился все популярнее, а мастеров укладывающих его все больше. Профессионалы своего дела, стали изготавливать напольное покрытие не только из дуба, но и из ясеня, бука и груши.

Также мастера научились делать из паркетных досок настоящие шедевры. Во многих дворцах стали появляться напольные рисунки из дерева, которые гармонично вписывались в общий дизайн дома. Но даже после замены сырья и увеличения мастерских, паркет все еще был недоступен большинству людей в России.

Ситуация изменилась в XX веке. В Советском Союзе смогли наладить массовое производство паркета. Количество заводов стало расти, и паркет смогло позволить себе большее количество людей. В итоге при Сталине и Хрущеве в новых строящихся домах начал появляться паркетный пол.

Советский паркет

Изначально паркет в советских квартирах клали «елочкой». Этот вариант кладки был очень популярен и в дореволюционной России. Но позже стало понятно, что он слишком затратный. На него уходило больше времени и сырья. По этой причине было решено выкладывать деревянные брусочки прямо. Позже, чтобы сэкономить еще больше времени, формировать крупные квадраты из плашек стали прямо на заводе . Так, появился модульный паркет.

Почему не использовали линолеум?

В Советское время менять паркет на линолеум не было необходимости. Дерева было много, а производство паркета обходилось недорого. Тем более его старались удешевлять. Чтобы сэкономить, бруски дерева делали маленького размера и такой же толщины, а значит, можно было использовать производственные отходы, вместо полноценных деревянных досок. Так что паркет был довольно дешевым напольным покрытием.

А вот про линолеум так сказать нельзя было. Производство этого материала еще не было поставлено на поток, а потому он был в дефиците. Кроме того, чтобы его изготавливать нужно было современное оборудование, которого еще толком не было в СССР. Поэтому паркет на тот период времени был просто выгоднее. Изменилась ситуация к 80-ым. Именно тогда линолеум начал появляться в советских домах все чаще, заменив собой паркет.

Слово «паркет» в русском языке произошло от французского, такого привычного слова «парк». Какая между ними связь? Все просто — в парке французские мастера брали древесину для напольного покрытия во дворце короля.

Дубовые кирпичи

Дерево как строительный материал люди использовали ещё в каменном веке. Поэтому не стоит удивляться, что настил из брёвен, распиленных вдоль, стал прародителем напольного покрытия. Его основные преимущества очевидны — дерево хорошо хранит тепло, легко поддаётся обработке и весьма доступно. Однако центры древних цивилизаций обычно находились в теплом климате, и там не было нужды сохранять пол тёплым. Напротив, каменные плиты давали долгожданную прохладу.
Всё изменилось в Средневековье, когда европейцы обжили не только солнечную Италию и Испанию, но и такие места, как северная Германия и Скандинавия. В конце XIII — начале XIV века в замках феодалов появилась новая мода — мастера стали делать полы из деревянных дощечек. Подбирая дощечки по оттенкам, они выкладывали ими орнамент или даже рисунок. Это было необычно и красиво, а ещё утепляло полы. В истории этот вид покрытия получил название «штучный паркет». При этом в собственных домах ремесленники не могли позволить себе такой роскоши. Обычно пол в их жилищах представлял собой грубые доски, которые покрывались лаком или краской. Но отрасль развивалась, и спустя пару столетий паркет стал привычным элементом отделки любого богатого дома.
Интересно, что в Московском царстве паркетом тоже стелили полы в боярских домах и царских покоях. Правда, у нас его называли «дубовые кирпичи». Из самого словосочетания понятно, что из дуба мастер вырезал прямоугольные дощечки и формировал из них покрытие. Полы из «дубовых кирпичей» на Руси называли «косящатыми», а все из-за того, что укладывали их рисунком, который сегодня называют «ёлочка». А тогда — «по косой». Обычно такой паркет стелили на грубо отесанное основание из мягких пород дерева — вроде сосны.
В XVII веке русские маетера стали стелить паркет на известковое основание. Это придавало ему прочности, А известью, замешанной на смоле, они заполняли швы. По краям паркета, у стен ставили декоративные бордюры из таких же дубовых дощечек. Образцы подобного пола можно видеть в Дмитровском соборе в городе Владимире или в храме Василия Блаженного на Красной площади. А ещё на Руси была популярна резьба по дереву, что способствовало тому, что «дубовые кирпичи» стали украшать резьбой, а штучный паркет стал превращаться в художественный.
Со временем мастера стали изготавливать паркет не «кирпичами», а отдельными блоками — щитами. Самым популярным в России был щит размером два на два аршина (1,42 на 1,42 метра). Куда реже изготавливали щитовой паркет 1,5 на 1,5 аршина (1,07 на 1,07 метра) и 5 на 3 аршина (3,55 на 2,13 метра). Паркет на щитах был удобен в монтаже. А мастера ещё в мастерской могли создать на щитах целую картину из дощечек разного оттенка.

Золотой век

Художественный паркет, без преувеличения, можно назвать отдельным видом искусства. Оригинальные орнаменты из десятков сортов древесины делали полы из такого паркета шедевром. Художественный паркет создавали двумя основными способами: интарсией — на дощечках мастера вырезали часть дерева, вставляя в эти места кусочки другой породы дерева (инкрустация), и маркетри — орнамент выполнялся набором дощечек разных пород дерева.
Император Пётр I, руководствуясь западными нравами, решил привить в России моду на европейский паркет. Для этого он пригласил целый цех краснодеревщиков из Германии. В 1711 году русских мастеров, занимавшихся резьбой по дереву в Оружейной палате, Пётр перевёл в Санкт-Петербург, где они перенимали у немцев их методику. А затем занимались изготовлением паркетных полов для строящихся дворцов новой столицы. Интересно, что в отдельных залах был уложен паркет, эскиз которого рисовал сам император.
Русские мастера быстро овладели искусством создавать «ковры из дерева», конкурировавшие по своей художественной ценности с потолочной росписью. Новая технология настила паркета предполагала сначала изготовление его на щитах, а затем укладку этих блоков на основание — решётку из твёрдых высушенных брусков. Кстати, именно эта технология впоследствии стала основной в укладке паркета и применяется до сих пор.
В конце XVIII века изготовление художественного паркета в России вышло на новый уровень. Этому способствовало широкомасштабное строительство в Северной столице массы дворцовых комплексов, где паркет являлся основным напольным покрытием. Русские мастера придумали новые методики как изготовления, так и укладки паркета, из-за чего можно слышать мнение, что именно тот период был золотым веком художественного паркета в России. В своих работах умельцы наряду с такими традиционными видами дерева, как груша, самшит, ясень, бук и дуб, стали применять и экзотические — кипарис, мербау, оливковое дерево. Сделанный из нескольких сортов древесины, такой паркет был износостойким и прочным покрытием. Классическим примером работы русских паркетчиков может служить паркет в музее-усадьбе Кусково, во дворце-музее Останкино, в Китайском дворце Ораниенбаума. Для создания полов в вышеперечисленных местах мастера использовали более 50 сортов древесины.

Доски для народа

К XIX веку самой передовой в России была охтинская школа укладки паркета. Её представителей приглашали вельможи и купцы для создания напольного покрытия в их дворцах и особняках. Так, в 1823 году царский зодчий Карл Росси передал подряд на настил паркета в Михайловском дворце выходцу из Охты — мастеру Степану Тарасову. Разумеется, такой объём работы мастеровой выполнял не один, а с десятком помощников.
Немного позднее другой выдающийся архитектор Василий Стасов пригласил для укладки паркета в Зимнем и Екатерининском дворцах тех же охтинских мастеров — Степана Тарасова, Фёдора Андреева, Дмитрия Никитина, Сафрона Тимофеева, Ивана Изотова. Именно их работу могут лицезреть и сегодня посетители этих дворцов-музеев.
Промышленная революция XIX века коснулась и технологий создания паркета. Фабричный способ его производства хоть и лишал паркет индивидуальности, зато делал его более дешёвым и доступным для населения. А уже в начале XX века специализированные производства перешли на массовый выпуск щитового паркета из самых разных пород древесины.
В 1941 году шведский бизнесмен Густав Чер — продолжатель династии деревопромышленников — придумал паркетную доску. Своим появлением она обязана… двери. Ещё в 1919году швед придумал новый метод производства дверей. Её изготавливали путём склеивания нескольких ламелей (тонких пластин) между собой, что придавало двери максимальную прочность. От влаги и температуры её не гнуло и не вело. Спустя пару десятилетий он решил применить подобный метод для производства деревянного напольного покрытия. Именно так и появилась паркетная доска. В том же 1941 году Густав Чер запатентовал свой способ производства трёхслойной паркетной доски. Конечно, по сравнению с художественным паркетом такое покрытие смотрелось несколько примитивно. Однако у паркетной доски был другой плюс — цена. Кроме того, благодаря системе «шип — паз» такой паркет можно было уложить даже без помощи мастеров. А в остальном паркетная доска смотрелась весьма уютно и благородно в интерьере что загородного дома, что городского пентхауса. После того как Густав Чер придумал этот вид паркета, дизайнеры дополнили его сотнями разновидностей оттенков, способов обработки дерева и количества слоёв.

Журнал: Загадки истории №29, июль 2021 года
Рубрика: Люди и вещи
Автор: Лев Каплин

Читайте также: