Когда король доходит до конца доски ставится пешка

Обновлено: 14.05.2024

Как-то раз я уже писал об ошибках и выражениях, использование которых дает понять вашему сопернику, что вы никудышный шахматист.)
Сегодня продолжение!

Миф №1: пешка, дошедшая до края доски, превращается только в ферзя. И только в том случае, если своего ферзя уже нет.
Неверно. Пешка может превратиться в ЛЮБУЮ фигуру на ваш выбор. Кроме короля, конечно. Независимо от того, есть эта фигура на доске или нет. То есть, на доске совершенно спокойно могут находиться 2 белых ферзя или 3 черных коня.

Миф №2: если король дошел до противоположного края доски, можно поставить себе пешку.
Ерунда. Дошел и дошел. это ничего не меняет. И никаких пешек ставить себе нельзя.)

Шахматный ликбез.

Когда заходит разговор о шахматах – есть выражения, использование которых сразу покажет вашим собеседникам, что шахматист вы, собственно, никудышный.)

Начну с самых распространенных ошибок в названии фигур:

1)Многие называют ферзя королевой. Или дамой. Можно конечно его так называть. Если вы живете в соединенном королевстве или в штатах. В России рядом с королем стоит ферзь – это мужик. Это Он. И никак иначе.
2)Не нужно называть ладью турой. Лет сто назад, вас бы, конечно, поняли. Сейчас – нет.
3)Слон – ни в коем случае не офицер. Та же история. Было распространено в царской России, сейчас слон – общепринятое название.

Часто доводится слышать от любителей слово “Гарде”. Раньше было правилом хорошего тона – предупредить соперника о том, что вы напали на его ферзя. Сейчас этого делать не нужно. Можете просто молча сожрать ферзя.)

Если вы поставили сопернику мат – не нужно говорить “Шах и мат”. Такого просто не может быть. В шахматах либо шах, либо мат. И оповещать об этом соперника не нужно. Сам поймет.)

Новая книга

Чтобы получить эту книгу – заполните форму справа и нажмите кнопку “получить”.

Книга начнет скачиваться в течение нескольких секунд.

От автора:

Из книги вы узнаете основные принципы игры в шахматы, типичные ошибки начинающих игроков, особенности мышления профессиональных шахматистов за доской. И кое-что еще.)

Что происходит, когда пешка достигает противоположной стороны.

Превращение пешки в шахматах

Пешки становятся сильнее по мере продвижения вверх по доске. Они могут контролировать больше полей на вражеской территории. Так что же происходит, когда пешка достигает противоположной стороны?

В шахматах однажды пешка достигает другой стороны шахматной доски (восьмого разряда), она может быть немедленно превращена в любую фигуру в зависимости от предпочтений игрока. Пешку можно обменять на ферзя, слона, ладью или коня. Это называется пешечное превращение.

Пешка достигает восьмой горизонтали и превращается.

Диаграмма 1:

После превращения у игрока может быть два ферзя. Угроза продвижения пешки часто решает исход игры. Ферзь - самая сильная фигура на доске. Поэтому, большинство пешек превращаются в ферзя (а не в другие фигуры).

Стратегия Превращения

Превращение пешек часто считается ключевой целью шахматной игры. Пешки не могут ходить назад. Вот почему так важно их продвигать. Если какие-либо пешки достигают восьмой горизонтали, они могут стать ферзем, ладьей, слоном или конем.

Обычно, когда игра доходит до этой стадии, доска наполовину пуста, что дает фигурам большую свободу передвижения. Поскольку ферзь может двигаться по диагонали, большинство людей предпочитают превращать свою пешку до этого статуса.

Итак, что будет, если вы обменяете пешку на коня?

Давайте посмотрим на данную позицию.

Диаграмма 2:

Здесь если белые проведут ферзя, то черные заберут его конем и в итоге останутся с лишней легкой фигурой.

Но, если мы сначала заберем коня своим ферзем в результате чего черные вынужденные забирать нашего ферзя, иначе мы просто будет с двумя лишними пешками в эндшпиле. А после того, как черный ферзь встанет на поле b7, мы проводим пешку и превращаем ее в коня, делая вилку на короля и ферзя. После отхода короля, мы забираем ферзя и затем спокойно проводим пешку с конем и королем.

Другой сценарий, когда ладья атакует короля по линии с расстояния. Здесь пешку можно превратить не только в ферзя, но и в ладью и сразу атаковать короля соперника по линии, что приводит к победе игрока.

Однако иногда возникают ситуации, когда превращение пешки в ферзя приводит к проигрышу или к патовой ситуации.

На диаграмме если белые поставят ферзя, то получится пат. Поэтому они превращают пешку в ладью и после хода черных объявляют мат.

Диаграмма 3:

Часто задаваемые вопросы

Можно ли превратить пешку во второго ферзя?

Пешка может превратиться во второго ферзя, как только она достигнет последней горизонтали на территории соперника. Вы можете превратить любое количество пешек в ферзя, даже все 8 пешек.

Как превратить пешку?

Когда пешка превращается, куда она девается?

Как играть в шахматы? Основные шахматные правила и понятия.

В данной статье мы рассмотрим основные шахматные правила, изучив которые, Вы сможете начать игру в шахматы.

  • 1. Видео: Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков
  • 2. Цель Игры
  • 3. Начало игры
  • 4. Как ходят шахматные фигуры?
    • 4.1 Как ходит король в шахматах?
    • 4.2 Как ходит ферзь в шахматах?
    • 4.3 Как ходит ладья в шахматах?
    • 4.4 Как ходит слон в шахматах?
    • 4.5 Как ходит конь в шахматах?
    • 4.6 Как ходит пешка в шахматах?

    Видео: Как Играть в Шахматы: Подробное Руководство для Новичков

    Цель Игры

    У Вас, как и у Вашего соперника, в распоряжении команда воинов. Ваша цель: первым захватить короля соперника (пока соперник не захватил Вашего короля)! Ситуация, когда Вы атаковали короля соперника так, что от этой атаки он никак не может уйти, называется "мат" и означает, что Вы победили!

    Каждый из Вас начинает игру с надёжной армией из 16 фигур: король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и восемь пешек.

    Начало игры

    Перед игрой доска устанавливается так, чтобы в нижнем правом углу у каждого игрока была белая (или светлая) клетка. Затем фигуры расставляются на доске каждый раз на одни и те же клетки. Второй ряд занимают пешки. Ладьи стоят по углам, далее рядом с ними - кони, после коней - слоны, затем ферзь ставится на клетку того же цвета, что и он сам (белый ферзь на белую клетку, чёрный ферзь на чёрную), и, наконец, король занимает место на оставшейся клетке.

    Игрок, у которого белые фигуры, всегда ходит первым, поэтому, чтобы всё было честно, нужно играть то белыми, то чёрными фигурами по очереди. На каждом своём ходе игрок может сходить одной из своих фигур (за исключением одного особенного хода). После Вашего хода, наступает ход соперника. И так далее игроки ходят по очереди до тех пор, пока один из королей не будет захвачен. либо пока вся Ваша армия не будет израсходована!

    Как ходят шахматные фигуры?

    Каждая из 6 фигур ходит по-своему. Большинство фигур не могут перепрыгивать через другие фигуры - только кони могут перепрыгивать через любого, кто стоит на их пути! Также, ни одна фигура не может вставать на клетку, где уже стоит фигура того же (своего) цвета. Однако, фигура может вставать на место фигуры противника: именно так Вы берёте в плен фигуры врага!

    Смотрите также: Как ходят все шахматные фигуры?

    Как ходит Король?


    Король - самая важная фигура, поскольку его потеря означает конец игры. Но он также является и одной из самых слабых фигур. Поэтому очень часто ему нужна защита друзей. Король может ходить на одну клетку в любом направлении - вверх, вниз, в стороны и по диагонали.

    Король не может ходить на атакованную клетку, где он будет захвачен (в примере это красные клетки). Если Ваш соперник сходит своим королём на атакованную Вами клетку, не спешите радостно хватать его короля со словами "Ха-ха-ха, я победил!" Вместо этого, следует объяснить сопернику, почему его король не может туда ходить. После этого Ваш соперник может вернуть короля на место и выбрать какой-нибудь другой ход.

    Смотрите также: Как ходит Король в шахматах?

    Шах и Мат

    Когда другая фигура угрожает захватить короля, это называется «шах». Когда король никак не может избежать шаха, это называется «мат». Как говорилось ранее, взятие короля - это победа. Есть только три способа уйти от шаха: отойти от угрозы, закрыться от шаха другой фигурой или взять фигуру, угрожающую королю. Если король не может уйти от шаха - игра окончена. Обычно короля не захватывают и не убирают с доски, игра просто объявляется завершённой.

    Как ходит Ферзь?


    Ферзь - самая влиятельная фигура. Как и король, он может ходить в любом направлении по прямой линии - вперёд, назад, в стороны и по диагонали - но в отличии от короля ферзь очень быстр. Ведь он может ходить на любое число клеток, хотя при этом не может перепрыгивать через другие фигуры. И, как и все другие фигуры, когда ферзь захватывает фигуру противника, он встаёт на клетку взятой фигуры.

    Посмотрите диаграмму ниже, чтобы увидеть, как ходят ферзи. Обратите внимание, как белый ферзь берёт чёрного ферзя и затем чёрный король вынужден сделать ход.

    Смотрите также: Как ходит ферзь в шахматах?

    Как ходит ладья в шахматах?


    Ладья ходит почти так же, как и ферзь: на любое число клеток по прямой линии, но только вперёд, назад и в стороны (не по диагонали).

    Смотрите также: Как ходит ладья в шахматах?

    Как ходит слон в шахматах?


    Слон - это "вторая половина" ферзя. Он ходит на любое количество клеток, но только по диагоналям. В начальной позиции у Вас два слона - белопольный и чернопольный и, как Вы можете убедиться, во время игры белопольный слон всегда будет ходить лишь по белым полям, а чернопольный - по чёрным. Слоны хорошо работают в паре, так как один из них покрывает поля, которые недоступны другому.

    Смотрите также: Как ходит слон в шахматах?

    Как ходит конь в шахматах?


    Кони ходят иначе, чем остальные фигуры - на две клетки в одном направлении и далее на одну клетку под углом 90 градусов. Ход коня напоминает букву "Г". Конь - единственная фигура, которая, делая ход, может перепрыгивать через другие фигуры. Из-за этой особенной способности часто говорят, что кони «прыгают». Посмотрите на эти прыжки коней:

    Смотрите также: Как ходит конь в шахматах?

    Как ходит пешка в шахматах?


    Половина Вашей начальной команды - это пешки, поэтому очень важно понять, как использовать этих маленьких ребят, несмотря на то, что они не очень сильны. Пешки особенные - они ходят одним образом, а берут - другим. Когда они ходят, то передвигаются только прямо вперёд, а берут - по диагонали. Пешки могут ходить вперёд только на одну клетку, за исключением самого первого хода, когда они могут ходить вперёд на одну или на две клетки. Пешка может брать только ту фигуру соперника, которая стоит на одну клетку по диагонали перед ней. Пешка не может ни ходить, ни брать назад.

    Поскольку пешка ходит и берёт по-разному, это единственная фигура, которую может блокировать фигура противника: если прямо перед пешкой стоит другая фигура, пешка не может ни обойти, ни взять эту фигуру.

    Смотрите также: Как ходит пешка в шахматах?

    Превращение

    Если пешка доходит до противоположной стороны доски, она может стать любой другой фигурой, кроме пешки или короля (это называется "превращением пешки"). [ПРИМЕЧАНИЕ: существует заблуждение, что пешка может превратиться лишь в одну из ранее взятых фигур. Это НЕ так.] Как правило, пешку превращают в ферзя, потому что это самая сильная фигура. Превращаться в другие фигуры могут только пешки: ни одна другая фигура этого не может!

    Взятие на проходе

    Последнее правило относительно пешек называется "взятием на проходе" от французского "en passant", что означает "во время прохождения". Если первым ходом пешка сходила на две клетки и при этом встала бок о бок с пешкой соперника (проскочив клетку, на которой соперник мог бы её взять), то пешка соперника может взять эту проскочившую пешку так, будто она сходила лишь на одну клетку вместо двух. Такой возможностью можно воспользоваться только сразу (следующим ходом) после того, как проскочившая пешка сходила на две клетки вперёд. Если эта возможность не была использована сразу, она утрачивается и в дальнейшем взять проскочившую пешку "на проходе" будет нельзя. Щелкните на пример ниже, чтобы лучше понять это непростое, но важное правило.

    Рокировка

    Ещё одно особое правило называется "рокировкой" - единственный ход, при котором перемещаются две фигуры. Рокировка позволяет сделать две важные вещи за один ход: обезопасить (по возможности) Вашего короля и вывести из угла ладью, тем самым включив её в игру. Совершая рокировку, игрок может передвинуть своего короля на две клетки вправо или влево и переставить ладью из соответствующего угла на клетку рядом с королём с противоположной стороны (посмотрите пример ниже). Рокировку можно делать только при соблюдении следующих условий:

    • до рокировки король ни разу не ходил
    • до рокировки соответствующая ладья ни разу не ходила
    • При рокировке на полях между королём и ладьёй не должно быть других фигур
    • король не может находиться под шахом или пересекать поле, атакованное фигурой противника

    Обратите внимание, что при рокировке в сторону королевского фланга король оказывается ближе к краю доски. Этот ход называется короткой рокировкой. Рокировка в другую сторону через поле, где находился ферзь, называется длинной рокировкой. Как при короткой, так и при длинной рокировке король передвигается точно на две клетки.

    Ничья

    Иногда шахматная партия заканчивается не победой, а ничьей. Существует 5 причин, по которым игра может завершиться ничьей:

    1. На доске возникает пат, когда у одного из игроков наступает очередь ходить, но у него нет ни одного возможного хода и его король при этом НЕ находится под шахом
    2. Игроки могут просто согласиться на ничью и прекратить игру
    3. На доске недостаточно фигур, чтобы поставить мат (например, король и слон против короля). Ничья по недостатку фигур!
    4. Игрок объявляет ничью, если одна и та же позиция на доске повторяется три раза (не обязательно три раза подряд).
    5. Каждый из игроков сделал 50 ходов подряд без единого взятия или хода пешкой. Это означает, что в игре нет никакого развития!

    На данной стадии Вы уже готовы играть! Далее приводятся дополнительные правила для турниров, вариантов игры, а также некоторые советы для начинающих.

    Шахматы Фишера-960

    Шахматы-960 (которые также называются "Шахматы Фишера") - это шахматы по стандартным правилам, за исключением начальной позиции фигур на последней горизонтали, где фигуры до начала игры размещаются в произвольном порядке.

    При произвольном размещении фигур соблюдаются лишь два правила: слоны должны быть разнопольные, а ладьи должны стоять по разные стороны от короля. Фигуры соперника при этом располагаются зеркально.

    Существует ровно 960 возможных начальных позиций фигур с соблюдением этих двух правил (отсюда и "960" в названии).

    Единственное отличие в правилах касается рокировки: правила здесь, по большей части, те же, что и в обычных шахматах (до рокировки ни король, ни ладья ещё не ходили и король не может проходить через атакованные клетки или вставать на атакованную клетку), дополнительным правилом является то, что непосредственно перед рокировкой все поля между начальной и конечной позицией короля и начальной и конечной позицией рокируемой ладьи свободны, без учёта самих рокируемых фигур. Вместо того, чтобы двигать короля именно на две клетки в сторону ладьи, рокировка всегда делается так, чтобы в конечной позиции рокированные фигуры стояли, как в обычных шахматах: при рокировке на королевском фланге король всегда идёт на g1, а "на ферзевом фланге" - на c1.

    Некоторые правила шахматных турниров

    Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

    Взялся - ходи!

    Знакомство с Часами и Таймерами

    В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали. а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

    Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат - в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

    Основная стратегия

    Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

    № 1 Защищайте своего короля

    Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше. Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

    № 2 Не отдавайте фигуры просто так

    Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

    • Пешка - базовая единица
    • Конь стоит 3 пешки
    • Слон стоит 3 пешки
    • Ладья стоит 5 пешек
    • Ферзь стоит 9 пешек
    • Король бесценен

    В конце игры эти очки ничего не значат - это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.

    № 3 Контролируйте центр

    Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных - плохие.

    №4 Используйте все свои фигуры

    В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

    Как повысить уровень игры?

    Знакомство с правилами и основами стратегии - это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:

    №1 - Играйте

    Продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.

    № 2 - Учитесь

    № 3 - Получайте удовольствие

    Не унывайте, если у Вас не получается выиграть во всех партиях сразу. Все проигрывают - даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, шахматы всегда будут приносить Вам удовольствие!


    Как сказал великий шахматист XVIII века Франсуа-Андре Филидор, «пешки — душа шахмат». Сегодня мы поговорим о пешках и об их особенной роли в шахматной партии.

    О чем эта статья:

    В начале партии у каждого из противников есть один король и ферзь, по два слона, коня и ладьи. А пешек — целых 8. Если рассматривать шахматную партию как сражение, то пешки здесь олицетворяют пехотинцев, солдат, которые в начале боя стоят на передовой позиции и именно с них начинается партия. К сожалению, крайне редко всем пешкам удается дожить до конца партии — чаще всего значительная их часть погибает во время боя. Но те пешки, которые доживают до финальной стадии партии, становятся очень опасными, ведь каждая из них может стать ферзем — превратиться из самой слабой фигуры в самую сильную.

    Пешку принято считать единицей шахматной силы. Конь и слон в пешечном эквиваленте оцениваются в три пешки, ладья — в пять пешек, ферзь — в девять пешек. Однако пешка имеет свои уникальные умения, которые делают ее не просто «единичкой», а, как было сказано в начале, душой партии.

    Ход пешки и ее особенности

    1. Пешка ходит только вперед

    Первая особенность: пешка — единственная шахматная фигура, которая не умеет ходить назад. Пешка — самый смелый солдатик, который двигается только вперед. Пешка в шахматах ходит вперед на одну клетку, но из своей начальной позиции (вторая горизонталь для белых и седьмая — для черных) каждая пешка имеет право сделать первым ходом прыжок через одно поле.

    Как ходит пешка

    2. Пешка бьет наискосок

    Второй секрет пешки и ее особенность в том, как пешка в шахматах ест другие фигуры. Пешка ходит прямо, а съедает фигуры противника наискосок (не как слон по всей диагонали, а на одну клетку). Все другие фигуры съедают так же, как и ходят, а у пешки ход и взятие отличаются. То, как бьет пешка, дает возможность проводить такие приемы, как пешечная вилка и пешечный прорыв.

    Взятие пешки

    Такой вопрос может возникнуть у начинающих игроков. Нет, пешки в шахматах не ходят и не могут есть (или рубить, как иногда говорят) назад.

    3. Превращение в другие фигуры

    Третий и самый необычный секрет пешки — ее волшебное умение превращаться в другую фигуру. Если пешка была настолько смелой, что смогла пройти от начального положения до противоположного конца доски, то по правилам шахмат она превращается в любую фигуру, кроме короля. Чаще всего, конечно, пешку превращают в ферзя, так как ферзь — самая сильная фигура. Но иногда оказывается полезным и другое превращение, например, в коня (когда появление коня на поле превращения объявляет сопернику шах, мат или вилку).

    Превращение пешки

    Пешка может превратиться в ферзя, даже если свой ферзь все еще на шахматной доске (второй ферзь тогда берется с другой доски).

    Максимально возможное в партии число ферзей одного цвета — 9! Это получится, если каждая из пешек превратится в ферзя, и при этом на доске сохранится и первый (не превращенный из пешки) ферзь.

    На диаграмме — два случая превращения пешки, которая дошла до конца доски. В первом для того, чтобы объявить мат черным, пешку можно превратить в ферзя или в ладью. А вот во втором примере гораздо выгоднее превращение пешки в коня!

    Превращение пешки

    Взятие на проходе

    С пешкой связано одно из самых сложных правил в шахматах, в котором часто путаются даже опытные шахматисты. Это правило называется взятие на проходе, и это — единственный пример взятия в шахматах, при котором для того, чтобы совершить взятие, фигура не встает на место съедаемой фигуры соперника.

    Взятие на проходе возможно, когда пешка делает из начального положения прыжок через клетку, при этом перелетая через поле, атакованное пешкой соперника (битое поле). При взятии на проходе пешка также перемещается наискосок, забирая перепрыгнувшую это поле вражескую пешку.

    Пример на диаграмме: белая пешка перешла середину доски и контролирует клетки d6 и f6. Если черная пешка на линии d или f пойдет на одну клетку, то это будет простое взятие. Но даже если одна из этих пешек сделает прыжок через клетку (например, с d7 на d5), то белая пешка все равно сможет забрать ее «на проходе», переместившись на пустую клетку d6 и при этом забрав с доски черную пешку с поля d5.

    Взятие на проходе

    Представим это в виде такой ситуации: черная пешка d7 делала свой двойной прыжок, но в момент, когда она пролетала атакованную клетку d6, белая пешка ее «подстрелила». Черная пешка долетает до поля d5 подраненной, и на этом ходу ее можно съесть — для этого пешка соперника перемещается наискосок на пустую клетку c e5 на d6, забирая перелетевшую ее пешку.

    Обратите внимание: взятие на проходе игрок может совершить только в течение одного хода, того самого, когда пешка перелетела битое поле. Если взятие не было совершено сразу, то к следующему ходу пешка «подлечивается», и забрать ее на проходе будет уже нельзя.

    И еще: по правилам игры в шахматы на проходе можно забирать только пешки соперника! Если через битое поле пешки пролетает фигура, съедать ее нельзя. Коней, слонов, ладей и ферзя пешка может съесть только прямым взятием — если они окажутся от наискосок от нее.

    Приемы, которые умеет делать пешка

    Теперь рассмотрим несколько приемов, которые может делать шахматная пешка.

    Пешечная вилка — это разновидность двойного удара, ситуация, когда пешка атакует сразу две стоящие от нее наискосок фигуры. Пример — на диаграмме: чтобы поставить пешечную вилку, пешка d идет на одну клетку вперед, атакуя одновременно и короля, и ферзя соперника. Важно, что пешка на соседней линии при этом ее защищает. Черным приходится отдавать за пешку своего ферзя.

    Пешечная вилка

    Пешечный прорыв — это прием, который помогает провести пешку в пешечном окончании. Пешечный прорыв проводится пешками, расположенными на соседних вертикалях или через вертикаль. Одна из них отвлекает на себя пешку соперника, чтобы вторая смогла прорваться и пройти в ферзя.

    На диаграмме — два примера простых пешечных прорывов. В первом случае кажется, что пешка а6 сдерживает обе пешки белых, однако белые играют 1. b5! и прорываются: если черные в свой ход не забирают эту пешку, то она пройдет в ферзя сама, а если забирают, то оказывается открыт путь для пешки а5. Эта пешка продвинута дальше, поэтому пройдет в ферзя раньше черной пешки.

    Во втором примере белые пешки не на соседних линиях, но им все равно удается провести прорыв. Перед пешкой с5 нет пешек соперника, но сразу пройти вперед она не может — ее заберет пешка b7. Поэтому белые играют 1. а6, отвлекая на себя пешку b7, и после взятия путь перед пешкой с5 свободен.

    Пешечный прорыв

    Роль пешки в атаке на короля

    Роль пешек в атаке на короля не ограничивается возможностью превращения в ферзя — даже будучи маленькой пешкой, эта фигура способна создавать матовые угрозы. Пешка часто помогает ферзю в создании матовой сети для короля соперника, защищая своего ферзя и отнимая поле отступления у вражеского короля. Например, в позиции на диаграмме белые ставят мат в 2 хода с помощью взаимодействия ферзя и пешки: первым ходом белые с шахом играют 1. Фh7 под защитой пешки, а в ответ на отход короля 1. . Крf8 ставят мат 2. Фh8, пешка на поле g6 отнимает у короля поле отступления f7.

    Мат в два хода

    А иногда пешка и сама может поставить мат — ситуации «мата пешечкой» королю в центре доски всегда являются очень эффектными. В позиции на последней диаграмме у черных большой материальный перевес, но их король застрял в центре — белые пешки отнимают у него все поля отступления. Белые играют 1. Крd3, и неожиданно оказывается, что у черных нет никакой защиты от угрозы мата пешкой на втором ходу 2. е4!

    Мат в два хода-2

    Мы разобрали, насколько важны пешки в шахматах и сколько у них необычных особенностей — от превращения в другие фигуры до уникального взятия. Теперь, услышав в жизни крылатые фразы «все мы — только пешки», или «даже пешка может стать ферзем», мы точно знаем, о чем идет речь! 😉


    В этой статье мы разберем, как правильно расставлять шахматные фигуры на доске, а также обсудим особенности и ценность каждой фигуры.

    О чем эта статья:

    Шахматная доска состоит из 64 клеток: 32 из них белые и 32 черные. В начале партии в распоряжении у каждого игрока его армия — король, ферзь, два слона, два коня, две ладьи и восемь пешек. Играющий белыми расставляет свои фигуры на первый и второй ряд доски, играющий черными — на седьмой и восьмой.

    На диаграмме ниже — правильное расположение шахматных фигур на доске в начале игры.

    Начальная расстановка шахмат

    Как расставить шахматы на доске

    В углу армии (на клетках а1 и h1 у белых, a8 и h8 у черных) стоят сторожевые башни — ладьи. В русском языке слово «ладья» связано со словом «лодка» и обозначает боевой корабль. А вот в восточных странах ладью называли «рух» по названию хищной птицы (кстати, в английском языке ладья до сих пор называется rook). Изображение ладьи на диаграммах похоже на башню с крепостной стеной ♖.

    Сбоку от ладей находится шахматный зоопарк, в котором живут кони и слоны. Кони в начале игры стоят на соседней клетке с ладьями (b1 и g1 у белых, b8 и g8 у черных). Шахматного коня ни с кем не спутать — его изображение действительно очень похоже на коня: ♘ . В английском языке конь обозначается словом knight, что переводится как «рыцарь». И правда, раньше эту фигуру часто изображали в виде рыцаря, сидящего верхом на коне.

    Рядом с конями, ближе к центру первого и восьмого ряда (с1 и f1 у белых, c8 и f8 у черных), живут шахматные слоны. Шахматы были придуманы в Индии, поэтому неудивительно, что одна из фигур получила такое название — слоны в Индии являются священными животными, которые спокойно ходят по улицам индийских городов. В первых шахматах, подобно коню, эта фигура имела вид всадника, сидящего верхом на слоне. Когда игра пришла в Европу, от слона остался один всадник — у современного шахматного слона нет ни хобота, ни ушей, но название «слон» по традиции осталось. На Руси слона часто называют «офицер», и действительно, у изображения слона на диаграммах обычно рисуют крестик, похожий на орден: ♗ . Но на самом деле этот крестик связан с английским языком: в англоязычных странах слона называют bishop, что переводится как «священник». У слонов в начальной расстановке шахмат на доске особо важное место — они стоят рядом с королем и ферзем (королевой).

    Ну и наконец, в самом центре шахматной армии стоят главные фигуры — король и ферзь. Король — самая главная фигура в шахматах, изображается в виде короны монарха ♔ . Ферзь — самая сильная фигура, главный советник короля. До сих пор у нас ферзя часто называют королевой — изображается он в виде элегантной женской короны ♕ . А в английском языке эта фигура так и называется queen — «королева». Начинающие шахматисты иногда путают, где на шахматной доске стоит король, а где — ферзь. Но запомнить нетрудно: король уступает королеве клетку своего цвета. То есть белый ферзь в начале партии стоит на белой клетке (d1), а черный ферзь — на черной клетке (d8). А королям остаются поля е1 и е8.

    Итак, все шахматные фигуры расставлены в нужном порядке на первой и восьмой горизонтали. А перед каждой фигурой в начале партии стоит маленький солдатик — пешка. У каждого игрока в начале партии есть целых восемь пешек, но каждая из них, если дойдет до конца доски, сможет превратиться в любую фигуру. Конечно, обычно пешку превращают в самую сильную фигуру.

    Шахматная нотация

    Сила и ценность шахматных фигур

    Единицей шахматной силы считается пешка.

    За пешкой следуют конь и слон — их сила оценивается в три пешки. Между собой конь и слон считаются примерно равноценными: у них очень разный ход, но каждый имеет свои преимущества. Слон сильнее в открытых позициях, так как может контролировать сразу все клетки на диагонали. Слон умеет ставить такие приемы, как связка, вскрытый шах, рентген, а также часто помогает ферзю в матовой атаке. Конь же очень полезен в закрытых позициях, отлично маневрирует и перепрыгивает через препятствия, умеет ставить вилку и спертый мат.

    Следующая по силе фигура — ладья. Ладья стоит пять пешек. Это значит, что ладья сильнее коня и слона, но конь и слон вместе будут стоить немного дороже, чем одна ладья. Ладья, как и слон, — дальнобойная фигура, которая может контролировать все клетки на линии, но ее преимущество в том, что ладья может взять под контроль любую клетку пустой шахматной доски за один ход, а слон может нападать только на поля одного цвета. Ладья при помощи короля может заматовать одинокого короля соперника (а один конь или один слон не смогут). А две ладьи могут поставить мат вражескому королю даже без помощи своего короля (это называется линейный мат).

    Сравнение ценности ладьи и пешки

    И, наконец, самая сильная шахматная фигура — ферзь. Сила ферзя — 9 пешек. Ферзь умеет ходить как слон и ладья сразу, умеет делать все тактические приемы (кроме вилки), контролирует за один ход максимальное число полей на доске и может нападать на много фигур сразу. Чаще всего именно ферзь ставит мат королю соперника. По ценности один ферзь немного сильнее ладьи и слона или коня, но чуть слабее двух ладей.

    А как же король? Король — бесценный! Знать ценность фигур нужно для того, чтобы понимать, размены каких фигур будут выгодны (например, выгодно съесть у соперника ладью, потеряв взамен коня, потому что ладья на 2 пешки дороже коня). А короля съесть или разменять нельзя — королю можно только поставить мат. В начале и середине партии король не силен — другие фигуры его обороняют, а он обычно стоит в надежно укрепленном месте. А вот когда на доске остается мало фигур, король становится очень важным — помогает поставить мат или проводить свои пешки в ферзя. Тогда его сила может быть равна или даже выше силы коня или слона.

    Повторим ценность фигур на примере таблички:

    Ценность шахматных фигур

    Итак, теперь мы знаем, как правильно расставлять фигуры, а также особенности и силу каждой фигуры. А набить руку в игре с тренером, запомнить правила расстановки и отточить тактические приемы помогут индивидуальные онлайн-занятия по шахматам в школе Skysmart. Дарим до 3 уроков при первой оплате!

    Читайте также: