Кирпичные дома 19 века

Обновлено: 28.04.2024

Кирпичный стиль - неточное название течения рациональной архитектуры конца XIX века. Начало этому течению положило творчество голландского архитектора Хенрика Петрюса Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus, 1856-1934), который стремился использовать эстетические свойства натуральных материалов – кирпича с отделкой стен белым камнем (традиционный прием в архитектуре северных стран). Первоначально Берлаге строил в духе историзма, воспроизводящего формы нидерландского ренессанса.

Биржа в Амстердаме, построенная по проекту Берлаге (1897-1903), близка по стилю «кирпичной готике». Здание явилось впечатляющим сплавом национально-средневековой традиции (массивные стены, оживленные аркадами) и современных конструкций (огромный трехэтажный зал, перекрытый кровлей, опирающейся на оголенные стальные фермы). Последователи архитектора создали амстердамскую школу новой архитектуры рационалистического направления. Также широкое распространение «кирпичный стиль» получил и в России конца XIX - начала XX века.

Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге

Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге

Однако «кирпичный стиль» в большинстве европейских стран развивался в границах периода Историзма и эклектики второй половины XIX в. и только предвещал рационалистическое течение в архитектуре Модерна. В фасадах зданий произвольно сочетались мотивы разностильного декора, восходящего к романским, готическим, византийским прототипам (сравн. хайматкунст). С помощью глазурованного кирпича и фигурной кладки на фасадах зданий создавались причудливые орнаменты карнизов, тяг, наличников и порталов. Именно отсутствие целостного художественного стиля породило странное название: «кирпичный стиль». В Петербурге в этом «стиле» строили архитекторы И. Китнер, К. Шмидт, В. Шретер. В Новосибирске лучшие здания в этом стиле строил архитектор А.Д. Крячков.

Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге
Биржа в Амстердаме. Архитектор Х.П.Берлаге
Гостиница Метрополь, Новосибирск - Новониколаевск
Городской Торговый корпус, Новосибирск - Новониколаевск. Архитектор А.Д. Крячков
Гостиница Метрополь, Новосибирск - Новониколаевск Городской Торговый корпус, Новосибирск - Новониколаевск. Архитектор А.Д. Крячков

В общем эклектичной и вторичной архитектуре сибири, и в частности, Новосибирска - Новониколаевска кирпичный стиль занимает значительное место. На примере двух зданий - гостиницы "Метрополь" по улице Революции и "Городского Торгового корпуса" на Красном проспекте архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова вполне можно проследить динамику от явной эклектики к архитектуре рационалистического модерна, свободной от предвзятой стилизации под какой-либо «чистый» исторический стиль.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Петербургский кирпичный стиль ( часть первая)

Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для сроительства в нашем климате. В те времена были прекрасные каменщики, способные делать из кирпича чудеса и дома в кирпичном стиле до сих пор радуют глаз и выглядят вполне достойно, они точно прошли апробацию временем.

Многочисленные промышленные постройки этого периода выглядят не менее привлекательно, вот , к примеру, заводское здание на Петроградской стороне, бывший завод Гейслера, сейчас завод И.Кулакова на улице Яблочкова. Как затейливо выложены наверху арки из кирпича !




По богатству форм и цвета кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность форм и дешевизна открыла путь массовому строительству больниц, школ, жилых домов, промышленных объектов.


Механический завод Зигеля, архитектор И. С. Китнер.



А вот наши знаменитые Кресты - тюрьма на берегу Невы



Многие здания, когда-то построенные для производств, стали теперь офисными центрами и государственными учреждениями.
Бывшая баня на Большой Пушкарской.



DSCN0188.JPG

Многие стали памятниками архитектуры


Где же черпали вдохновение зодчие ? Кирпичный стиль развивался рядом с эклектикой и архитекторы творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Одним из самых популярных в то время был "русский стиль", творчески перерабатывавший наследие русской архитектуры из кирпича 17 века.
Храм в Коровниках, Ярославль.

042.JPG

Церковь Казанского женского монастыря в Данилове, архитектор Василий Косяков.

Изображение 290.jpg

Он был особенно популярен в области церковного строительства.
Я приведу в пример не очень известный храм Покрова на Боровой улице.Архитектор Н.Н. Никонов.

DSCN0087.JPG

DSCN0089.JPG

"Русский стиль" привнес в кирпичное строительство использование полихромной кирпичной кладки, напоминавшей узоры вышивки крестом, рогожку, плетенку, к поребрику, пояскам, бегунцу, - мотивам, широко использовавшимся в демократическом фольклорном варианте "русского стиля".

Вот этот дом, Угловой переулок, 7 украшен русским орнаментом, который до времен фашизма, когда появилась свастика, воспринимался совсем иначе. Мотив встречается очень часто на русских вышивках, а здесь словно весь фасад дома "вышит "и между окон можно заметить и запретную "свастику". Архитекторы Пранг и Федюшкин проявили знание народных орнаментов.

DSCN0696.JPG

DSCN0698.JPG

DSCN0699.JPG

Мне кажется, что он выжил только потому, что стоит в переулке и не сильно был виден проезжающему по Московскому проспекту начальству.
В 1860 годах рядом с "русским стилем" существовал еще и "византийский стиль". в основном использующийся для строительства храмов в честь святых, праздников и событий, связанных с принятием христианства и в память русско-турецкой войны, они были символами освобождения и единения славянских народов.
Церковь Казанской Богоматери на Охтинском кладбище, 1881-85 год, архитектор Ф.Миллер. Утрачена в 1929 году.

Б-Охт_Каз.jpg

Собор Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке, архитектор Н.Н. Никонов, 1899 год.

DSCN0018.JPG

Помимо общих форм, арочных окон и характерных византийских куполов, архитектор применяет полосатую кладку из кирпича в два цвета.

DSCN0020.JPG

Таким образом он отсылает нас к кладке древних византийских храмов, которые выкладывались из кирпича и бута

Церковь Хора в Стамбуле.

DSCN5285.JPG

Прием был взят на заметку и стал применяться не только в храмовой архитектуре ( см. фотографии бань выше)
Московский проспект

DSCN9559.JPG

DSCN9560.JPG

DSCN9561.JPG

DSCN0128.JPG

DSCN0127.JPG

Еще один стиль, совсем экзотический, присутствовал в петербургской архитектуре - "мавританский". В этом стиле были отделаны прекрасные гостиные во многих дворцах. Достаточно вспомнить мавританскую архитектуру в Испании и в памяти всплывут интерьеры Алькасара в Гранаде.

mezquita4.JPG

На фасадах зданий применялись различные мотивы, это было время, когда архитекторы вдохновлялись и готикой, и ренессансом, многие тогда путешествовали, фотография познакомила с мировой архитектурой и все интересные элементы архитектуры различных стилей брались на заметку и иногда соединялись свободно. На этом доме "полосатая" арка выложена рельефом.

DSCN0135.JPG

DSCN0137.JPG

DSCN0136.JPG

Вдруг появлялись готические фронтоны.
Васильевский остров

DSCN0454.JPG

DSCN0456.JPG

DSCN0455.JPG

DSCN0457.JPG

Вырастали замки..
Улица Съезжинская.

DSCN0352.JPG

DSCN0353.JPG

DSCN5786.JPG

DSCN5792.JPG

DSCN5791.JPG

DSCN5787.JPG

Иногда получался перебор, как на этом доме по улице Чехова

DSCN0138.JPG

DSCN0140.JPG

Но в Петербурге много других примеров прекрасно выполненных зданий в кирпичном стиле, их мы посмотрим далее..

История Кирпича Российского: от Крещения Руси до наших дней

01 Марта 2017 | Категория: Облицовочный кирпич 8148

Началом российской истории изготовления кирпича принято считать конец Х века. Тогда, после крещения Руси, с Византии начали прибывать кирпичных дел мастера. Изготавливаемый в этот период кирпич имел форму бруска. Этот материал не использовался для строительства масштабных объектов – основным направлением его применения были ремонтные работы.

Начало освоения технологии строительства из кирпича совпало с монгольским нашествием, которое на столетия задержало технологическое, социальное и экономическое развитие древней Руси. Единственным значимым строением, возведенным в этот период, можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 году.

Деревянная Москва и первые итальянские «гастарбайтеры»

Москва же оставалась деревянной вплоть до 1450 года, когда было закончено строительство первого здания из «импортного» кирпича. Первый московский кирпичный завод начал свою работу в 1475 году, до этого производство этого материала было представлено лишь гончарными мастерскими при монастырях – кирпич выпускался небольшими партиями и использовался для ремонта.

Символично, что первым крупным проектом строительства из кирпича стал московский Кремль. Для разработки проекта и его реализации были приглашены лучшие итальянские зодчие, в числе которых был Аристотель Фиораванти. Эти первые московские «гастарбайтеры» обошлись казне очень дорого, однако это того стоило.

Кремль строили 10 лет – с 1485 по 1495 год. Он стал образцом подобного рода архитектуры: впоследствии такие же строения были возведены в Нижнем Новгороде и Туле. Начало XVI века стало началом «бума» кирпичного строительства – в это время были построены такие монастыри как Вознесенский и Чудов, возведен храм Иоанна Предтечи и ряд других. В Москве создавался новый архитектурный формат, который со временем стал общепринятым стандартом для всей центральной Руси.

Строительство из плинфы: нюансы технологии

Нужно сказать, что Софийский собор, построенный в 1037 году и другие кирпичные строения вплоть до начала XV века возводились из плинфы – глиняных пластин размерами 40 на 40 см и толщиной около 4 см. В плане трудоемкости изготовления, сушки и обжига такие кирпичные «пластины» были самым простым решением. Особенностью кладки из плинфы были толстые швы, в которых через несколько рядов клали слой природного камня.

Московский Кремль и знаменитые столичные монастыри (в том числе Новодевичий) возводились из керамического материала другого формата – так называемого «аристотелева» кирпича. По своим размерам и толщине он был намного ближе к современному стандарту кирпича.

Как Петр Великий сделал Петергоф флагманом российского градостроительства

Рассказывая об истории производства кирпича в России, нельзя не упомянуть о такой личности, как Петр I. Его можно с полным правом назвать создателем традиции русского кирпичного ремесленничества. Санкт-Петербург, возведенный им на месте вековых болот, стал настоящим авангардом российского градостроительства.

С 1707 по 1727 год были построены дом канцлера Головина, дворец великой княжны Натальи Алексеевны, Зимний и Летний дворец и много других зданий, которые на данный момент являются памятниками архитектуры.

Кирпичный «ГУЛАГ»: крепостные мануфактур Санкт-Петербурга

Для их строительства были основаны казенные кирпичные заводы. В качестве рабочей силы на этих предприятиях использовались люди, осужденные за различные преступления, а также те, кто не имел определенного занятия. В качестве примера: указом от 1699 года Петр повелел сковывать цепями и направлять на мануфактуры «пропойц, мошенников и воров, дабы трудом исправлять оных». Фактически это был городской вариант крепостных - «заводские» люди, работающие на кирпичных мануфактурах, не имели права покидать город.

К началу XVIII века в Санкт-Петербурге работало около дюжины казенных заводов, наиболее крупными из них были Ближние, Тосненские и Шлиссельбургские. Для предприятий того времени их совокупная производственная мощность была поистине огромной – ежегодно выпускалось более 10 миллионов штук кирпича. В 20-тых годах того же столетия действовали уже десятки мануфактур, среди них Мартышинские, Славянские, Чернорецкие заводы.

Как строился кирпичный Питер: кнут без пряника и другие законодательные инициативы

Кирпичный Санкт-Петербург был отстроен в такие короткие сроки благодаря инициативам Петра I, которые даже для того времени были суровыми. Под угрозой ссылки и отъема имущества в России было запрещено строительство зданий из кирпича, за исключением Санкт-Петербурга. Запрет действовал 27 лет – с 1714 по 1741 год. Так император стимулировал кирпичных дел мастеров приезжать в северную столицу для участия в Большой Стройке.

В качестве мер борьбы с недобросовестными производителями фигурировали ссылка, битье кнутом и каторжные работы. Однако такие наказания не решали проблему брака в целом. Для этого был издан указ об обязательном клеймении мануфактурами своей продукции. После того, как весь производимый кирпич стал именным, его качество значительно улучшилось. Вместе с этим увеличилась и цена этого материала. К примеру, средняя партия (около 1000 кирпичей) стоила 15 рублей. Для сравнения – это была средняя месячная заработная плата заводчанина.

Технологии и объемы производства кирпича в середине XIX - начале XX века

Спустя 150 лет, при Александре II, в окрестностях Петербурга работало более 60 кирпичных мануфактур, основная часть которых принадлежала крупным предпринимателям, в том числе и иностранцам. Царский кирпич того времени имел толщину 6-7 см, размеры около 26х12 см и весил 10 фунтов (4,1 кг). К концу XIX века в России начали использоваться новые, более производительные печи для обжига, упростился и ускорился процесс изготовления кирпича, а сами производства начали объединяться в более крупные предприятия. К 1903 году суммарная производственная мощность кирпичных заводов в России составляла более 200 миллионов кирпичей в год.

Послереволюционная разруха и возрождение отрасли

Совершенствование технологий и рост объемов производства остановила Первая Мировая война и последующий за ней государственный переворот, который впоследствии назвали Октябрьской революцией. Возрождение производства кирпича началось в конце 20-тых годов прошлого столетия, как часть плана по борьбе с разрухой после Гражданской войны. По-настоящему отрасль возродилась в 30-тых годах, когда в рамках начатой Иосифом Сталиным индустриализации страны были построены сотни больших и малых кирпичных заводов.

ГОСТ 1927 года как основа современного стандарта кирпича

В этот период была проделана огромная работа по стандартизации. В 1927 году был разработан единый ГОСТ, который описывал технологические параметры, размеры, вес керамического кирпича. Впоследствии он лишь расширялся и уточнялся. Современный одинарный кирпич стандартного формата имеет размеры и вес по ГОСТу 1927 года - 250х120х65 мм, вес не более 4,3 кг. Сейчас в описании кирпича мы пользуемся теми же терминами и определениями:

  • Тычковый ряд в кладке – ряд, в котором кирпичи уложены поперек стены своей длинной стороной;
  • Ложковый ряд (в полкирпича) – тот, в котором кирпич укладывается длинной стороной вдоль стены;
  • Версты – крайние ряды в кладке, которые образуют ее поверхность;
  • Наружные версты – те, что со стороны фасада, внутренние – со стороны помещений;
  • Забутовочный кирпич – тот, который уложен между наружной и внутренними верстами;
  • Верхняя и нижняя «постель» - наибольшие по площади грани кирпича, «тычок» - наименьшее, «ложок» - длинная боковая грань.

Царский кирпич: сделан на века, актуален и сейчас

В заключение нужно сказать, что клейменный царский кирпич, который выпускался казенными мануфактурами на просторах Российской Империи, до сих пор крепок и прочен – во многих городах России, Украины, Финляндии, Белоруссии, стран Прибалтики стоят здания с клеймом заводов царской России. Такой кирпич стал музейной ценностью, его покупают коллекционеры, а ценители раритетной керамики используют его для создания эксклюзивных интерьеров в стиле лофт.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Рыбинск старый и новый. Часть 16 - Кирпичный стиль в архитектуре на рубеже XIX и ХХ веков.

С начала XIX века кирпичный стиль получил распространение в промышленной архитектуре. Это рыбинский пивзавод, бывший пивзавод "Богемия" купца 1-й гильдии Ивана Дурдина на улице Папушевской, ныне - Горького:

Судя по дате на флюгере, здание было построено в 1877 году, флюгер на соседней трубе упал, хотя я его ещё помню:

По мосту через Черёмуху тогда ходил транспорт, а вдоль дороги домики стояли (сейчас - пустырь).
Смекнув, что постройки из неотштукатуренного кирпича дешевле, рыбинские купцы начали строить свои особняки в кирпичном стиле. Городская усадьба Цехового 1880-х годов на Мологской, ныне -ул. Чкалова:

К сожалению, сейчас дом покрасили, а могли бы и покрыть бесцветным лаком:

В кирпичном стиле строились особняки и учебные заведения, православные храмы, костёл и синагога, о которых я расскажу подробнее.
Дом Лытикова 1880–1890-е г. на той же ул. Чкалова:

В 1903-1905 г. рыбинские купцы построили для своих детей коммерческое училище:

Сейчас в здании авиационный колледж:

Костёл 1910 года, о котором я уже рассказывал:

Здание в неоготическом стиле хорошо сохранилось:

Дом Петрова 1914 года на улице Румянцевской (бывш. Дзержинского). В здании находилось управление КГБ, сейчас ФСБ. Окошечко с решётками, это, видимо, застенки, где должны были томиться диссиденты. Сейчас у нас свобода и политзаключённых нет, правда иногда строят козни агенты Госдепартамента США и Сорос с соросятами:

В 1916 году еврейская община построила на Мологской (Чкалова) синагогу:

В 1929-м здание занял Союз коммунистической молодёжи, после войны - спортивная школа. Верхнюю часть готических окон заложили кирпичом, чтобы не выделялись, но мы-то сразу видим. На первом этаже тренируются акробаты, на втором - борцы:

Недавно председатель еврейской общины "Лехаим" передал главе Рыбинска полный комплект документов, необходимых для возвращения иудеям этого исторического здания. Таки ждём!
Нынешние нувориши тоже уважают кирпичный стиль. Особнячок на улице Бородулина:

Домик на улице Гоголя:

Кстати, если идти по городу с кирпичом в руках и улыбкой на лице, все будут уступать вам дорогу. Улыбайтесь людям, и они станут добрее!

Войти

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кирпичная старина или из чего сложена история

Image

Наше с _kate_f хобби - коллекционирование дореволюционных кирпичей.
Как известно, большинство церквей и усадеб XIX столетия сложены из кирпича. А некоторые из них построены не из простого, а клеймённого кирпича. Клеймо - это таже торговая марка, знак качества. Под инициалами, выдавленными на стенках, скрываются, как правило, имена и фамилии купцов и дворян - владельцев кирпичных заводов. По прошествии времени вышло, что этим они увековечили свои имена и своё дело. И вот мы - собиратели этой Памяти. Путешествуя по разным областям (в прошлом губерниям) Центральной России, в поисках заброшенных памятников архитектуры и истории, мы находим эти необычные старинные кирпичи. Почти все они, а так же печные изразцы (на них тоже ставили клеймо) найдены нами в заброшенных храмах и усадьбах.
Этот пост представит лишь небольшую часть найденных нами клейм.

Image


"Бр.Ж" - братья Жареновы владели кирпичным заводом близ города Углича Ярославской губернии.


Найден в разрушенном флигеле городской усадьбы Зиминых (1825-1850 годов постройки) в Угличе.


Углич и его кирпичи.

Image

Клеймо "СП" - завод Сергея Пятутнина.
Сергей Иванович Пятунин имел всего трёх работников на производстве кирпича.

Image

"АР" - кирпичный завод Александра Николаевича Рудеева производил 230 тысяч кирпичей в год.

Image

"ННТ" - Николай Николаевич Тучков (предводитель угличского дворянства, член Государственной думы от Ярославской губернии) так же владел кирпичным заводом в Угличе.

Image

"ТИ" - произведен на заводе купца Тараса Ефимовича Игнатьева, с 1884 года владевшим кирпичным заводом в Смоленском уезде.


Найден в Смоленских краях.

Image

"Е.А.Н." - завод Екатерины Александровной Носовой в Кашине.


Найден в усадьбе князей Куракиных, в Зубцовском уезде Тверской губернии.


"Г.Ш." - возможно, данное клеймо принадлежит заводу графа Дмитрия Николаевича Шереметьева, а затем его сына Сергея Дмитриевича. Завод находился на реке Малая Ижорка и работал в 1860-х годах.


Найден в усадьбе Шереметевых.

Image

"Бр К" - братья Клочковы. Завод Братьев Клочковых Петра и Николая Егоровичей (до отмены крепостного права - помещичьи крестьяне князей Волконских, а потом господ Лопухиных) в 1901 году располагался в Туле близ вокзала.


Найден в усадьбе помещика Соковнина в Тульской губернии.


"АМ" - Афанасий Яковлевич Митюковъ. В 1850-ые года кирпичный завод располагался близ станции Калуга Карачаевской волости.


Найден в усадебных постройках князей Урусовых вблизи Калуги.

Image

"МЗ" не идентифицирован.


Найден в усадьбе помещика-предпринимателя и дворянина Кошелёва в Рязанской губернии.


"БД" не идентифицирован.


Из Тверской губернии.

Image

"К.Т.А.Н." не идентифицирован.


Найден во Ржеве, рядом с усадьбой Акима Немилова.


"БГ"


"ВП"


Оба кирпича (БГ и ВП) найдены в усадьбе Повалишиных Смоленской губернии.

Image

"ВП" - клеймо принадлежит купцу Василию Ивановичу Пономареву, завод которого работал в г. Гжатске с 1875 года.

Image

"Ц.З." - скорее всего расшифровывается как Церковный Завод.


Из Шаховского уезда Московской губернии.

Image

"ИАО" не идентифицирован.


Найден в сторожке храма Мологского уезда Ярославской губернии.

Image

"Л.К.З." не идентифицирован.

Image

"В.К." не идентифицирован.

Image

Эти два (ЛКЗ и ВК) кирпичика были найдены в храме на Калужской земле.

Image

"ЗГБ" не идентифицирован.


Из храма Нижегородской губернии.

Image

Этот экземпляр найден в урочище, на месте сожжённой в 1942 году деревни Вяземского уезда, Смоленской губ.


Пензенский кирпич с красивым клеймом "А.Д.А." найден в пригороде Ряжска.

Image

"М.А.С." - заводик по производству керамических и гончарных изделий, основан в 1871 году почётным гражданином по-русски Михаилом Артемьевичем Степановым (на родном Микаэл Арутюнович Степанянц, был армянином). Выпускал так же огнеупорные кирпичи.


Найден в усадьбе Грузинских Владимирской губернии.


Возле железнодорожной станции Васильевская (позже станция Кудиново, ещё позже - Электроугли) на заводе того же М.А.Степанова изготавливались и шестигранные плитки для полов.

Image

Московские клейма.
Производителей кирпичей в городе Москве и области было превеликое множество. И зачастую под одними и теми же инициалами могло скрываться сразу несколько производителей. Поэтому большинство достоверно идентифицировать не предоставляется возможным. Основное их отличие от большинства других кирпичей это ранние года выпуска.
"ГД" По каталогу исследователя и специалиста И.Киселёва датируется 1782-1802 года.

Image

"СП" датируется 1820-ым годом.

Image

"АВ" не идентифицирован.


"ЯК" - Яков Михайлович Китайцев (производство кирпича 1840-1860 гг..)

Image

"АЛ" по каталогу И.Киселёва 1812-1850 года.


"МК" - в 1812 г. упоминается о заводе купца Михайло Нефедовича Кутайцева, близ села Троицкое в Серпуховской части Московского уезда. Весьма вероятно, что именно данное клеймо и относится к этому довольно старому заводу, работавшему в 1830-х гг..

Image

"ФШ" не идентифицирован.

Image

Редкий вид ложкового (сбоку кирпича) клейма представлен кирпичом "И.П. Воронинъ".
В 1898 году купеческий сын И.П. Воронин, из Сергиева Посада, в селе Большие Мытищи открывает кирпичный завод.


Так же в нашей коллекции есть и иностранцы, найденные на просторах нашей Родины.
"WALBOTTLE" - производился на заводе "Walbottle Coal & Firebrick Co." в деревеньке Уолботтл графства Нортумберленд в Англии.


Найден был в храме Сусанинского уезда Костромской губернии.


"D.Ch.F." - произведён на острове Борнхольм в Балтийском море, принадлежащем Дании. Что касается данной аббревиатуры:
«Danks» (Датский) «Chamottesten» (Огнеупорный кирпич) «Fabrik» (Завод).


Найден в храме, расположенном в пригороде Вологды.

Image

"Derstern Borowiz" найден в Рыбинске.

Image

"Monopol"

Image

и "Salamander"


Найдены в храме Некоузкого уезда Ярославской губернии.


И в Москве встречаются иностранцы.
"Jebr.In"


"FIRECLAY"


И наиболее известный (по месту производства) кирпич с клеймом "Боровичи".
Кирпичный завод ведет историю с 1855 года, когда господин Нобель основал в Новгородской губернии в Боровичах свой первый завод огнеупорных изделий. Затем в 1880 г. выходец из немецких промышленников, купец первой гильдии Константин Логгинович Вахтер построил несколько заводов, получивших свое название по первым буквам греческого алфавита - ALFA, BETA и GAMMA.

Image

Отсюда (Тверская губ.). Ранее тут располагалась женская община "Молитва и Труд".

Image

Здесь же был найден печной изразец с клеймом "1910. Заводъ Тябликова. г.Клинъ".

Читайте также: