Кирпичная кладка кремлевской стены

Обновлено: 03.05.2024

Каким же был первый московский кирпич? Несмотря на отсутствие ранних кирпичных построек, имеющиеся находки все же позволяют говорить о московском кирпиче того времени. Но прежде напомним, что привычный современный кирпич имеет, как правило, размеры 25 х 12 х 6,5 см.

Об облике раннего московского кирпича может свидетельствовать пол, раскрытый в 1967-1968 годах на большой глубине в Успенском соборе Московского Кремля: он выстлан кирпичом размером 30,2-32,5 х 15,1-16,4 х 3,5-4,3 см. В.П. Выголов назвал этот кирпич плинфообразным, хотя с домонгольской плинфой его связывает лишь незначительная толщина. На территории Кремля в слоях второй половины XV века были найдены и иные кирпичи, несколько отличающиеся пропорциями от первого 27(28) x 16(17) x 5(6) см.

Соотношение ширины и длины этого типа кирпичей ближе к домонгольской плинфе, но вот толщина по сравнению с плинфой значительно больше. Такие кирпичи в виде отдельных находок и в составе кладок были найдены: в 1960-х годах — в выстилке пола, перекрывавшей остатки разобранной стены «первоначального» Успенского собора (1472-1474 гг.) и примыкавшей к северной стене ныне существующего здания, и в 1997 году — в кладке сохранившейся в земле стены середины XV века в нынешнем Большом Кремлевском дворце.

Аналогичные кирпичи обнаружены в кладке в подклете сеней Грановитой палаты, где они соседствовали с другими, более поздними. Видимо, в ход пошли кирпичи из старых запасов, использованные в 1487 году, когда началось строительство (что было не редкостью). Это подтвердила совсем недавняя находка: в 2004 году в кладке Патриарших палат XVII века были найдены плинфообразные кирпичи (27x17x5 см) из разобранных стен построек Митрополичьего двора, взятые и использованные повторно.

Кирпич ранних московских построек можно представить и по кладке сохранившихся кирпичных сооружений Центральной России, относящихся к последней четверти XV века, — Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры (147б год), собора Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (1481 год), Спасо-Преображенской церкви в Угличе (1480-е годы). В этих памятниках использовался кирпич схожих размеров: в Духовской церкви — 30 x 20 x 6 см, в Спасо-Каменном монастыре — 2б(28) х 15,5(17) x 5,5 см, в Спасо-Преображенской церкви — 29 х 19,5 х 6 см. Как видим, они близки ранним московским кирпичам.

Миниатюра «Возведение каменной постройки» из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»


Миниатюра «Возведение каменной постройки»
из рукописи XV века «Житие Александра Свирского»
с изображением строительства кирпичной постройки

Новый материал — кирпич — все настойчивее вытеснял из архитектурной практики столицы белый камень, но мастерство возведения кирпичной кладки крупных сооружений приходило не сразу. Это показала строительная катастрофа 1474 года: рухнул возводившийся в Кремле Успенский собор. Возможно, виной тому было землетрясение, о котором пишут летописи. Но приехавший в Москву для строительства нового собора итальянский зодчий Аристотель Фиораванти (Fiorovanti) считал, что ошибка московских мастеров была в жидком растворе: «известь жидко растворяху, ино не клеевито».

В это время в русскую столицу приезжает немало иноземных мастеров. Среди них были известные «своим мастерством и работишкой» зодчие-итальянцы: Марко Фрязин, Пьетро Антонио Соляри, Иван Фрязин, — у которых начали учиться русские мастера. Итальянцы, и в первую очередь Аристотель Фиораванти, знакомят москвичей с европейскими строительными приемами. Тексты летописей содержат сведения о новых технологиях, внедренных Фиораванти: «Они известь. как тесто густое растворяша, а мазаша лопатками железными, а камень ровный внутри класти повеле».

Миниатюра «Городское строительство в Москве в конце XVI века» с изображением Аристотеля Фиораванти


Миниатюра летописного свода XVI века
«Городское строительство в Москве в конце XVI века»
с изображением Аристотеля Фиораванти (в правом нижнем углу)

Итальянцы же научили применять в строительстве железные скрепы: «. и межу столбов, идеже брусие дубовое в наших церквах, то все железо сковав положи». Они продемонстрировали непривычное москвичам искусство сноса старых зданий: «. ту же церковь розби сицевым образом: три древа постави и концы их верхние совокупи воедино, и брус дубовый обесив на ужищи, посреди их поперег, и конец его обручем железным снова и раскачиваючи разби. А иные стены с исподи подобра и поление поставлял и всю на поление поставии и зазже поления, и стены падошася. И чудно видети, еже три года делали во едину неделю и меншу розвали, еже не поспеваху износити каменная». Немало было и других новшеств.

Итальянские инженеры той эпохи в строительстве умели буквально все. Фиораванти ввел в практику новый, более качественный кирпич. При его участии за Спасо-Андрониковым монастырем, где в районе нынешнего Калитниковского кладбища находились залежи глины, построили кирпичный завод. Уже в 1474 году начали делать кирпич: «И кирпичную печь доспе за Ондроньевым монастырем в Калитникове, в чем ожигати, и как делати, нашего Рускаго уже да продолговатые и тверже. » «Аристотелев» кирпич действительно был более продолговатым: 28 х 12 х 6,5 см; тем самым подтверждается, что бытовавший до этого кирпич московский был шире.

Как видим, теперь летописи со всей определенностью пишут о кирпиче, отделяя его от естественного камня. Более того, при описании строительства Успенского собора уточняется, что кладка одних столбов была из камня, других — из кирпича.

Столь же определенны тексты летописей под 1482-1483 годами, где сообщается о закладке кирпичной церкви Спаса и «полаты кирпичной с казнами» около церкви Благовещения; а также под 1485 годом — о возведении Василием Образцом и Головой Володимеровым кирпичной палаты, а Дмитрием Володимеровым сыном Ховриным — кирпичной палаты и ворот. Уточняется материал кладки и в летописи под 1499 годом, где речь идет о строительстве великокняжеского дворца в Кремле, когда князь великий Иван III «велел заложить двор свой, полаты каменные и кирпичные. », куда, как сообщает летопись, его сын князь Василий III «вшел. в новый двор кирпичной жити. ».


В распоряжении нашей редакции оказалась полная подборка фотографий, сделанных Ильей Варламовым с кремлевской стены и из башен. Илья уже публиковал на этой неделе ряд фотографий, мы же в свою очередь публикуем неопубликованные интересные детали с нашими небольшими историческими комментариями.

Смотреть дальше много фотографий и читать комментарии —>



Вид на Красную площадь «смотровой площадки» — седьмого яруса Спасской башни.

Мы с самых ранних лет привыкли к этому виду большого открытого пространства, но до начала XIX века все было совсем по-другому.

Поскольку Кремль строился как оборонительное сооружение, то он со всех сторон был окружен водой: с одной стороны Москва-река, с другой — Неглинная, а по Красной площади проходил искусственный ров, который, правда, к конце XVIII века уже не был заполнен водой, но все мосты сохранялись.

Выглядело все примерно так:


А на самой площади вечно кучковались различные лавки и торговые помещения.



Так выглядит седьмой ярус. Напомню, что 1-5 ярусы были построены в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари. А ярусы выше пятого (вся верхушка башни) — были построены в готическом стиле только в 1624-1625 годах английским архитектором Христофором Галовеем при участии русского мастера Бажена Огурцова. На этой фотографии видны аркбутаны — архитектурный элемент средневековых готических соборов.




На этом месте куранты существуют с 1625 года (с момента надстройки башни). Самые первые были вообще без стрелок! В 1705 году по указу Петра I Спасские часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. В 1770 году были установлены английские часы, найденные в Грановитой палате.



Федор Алексеев. Вид в Кремле у Спасских ворот. Около 1800 г.

При этом изначально часы были непривычными: у них вращались не стрелки, а сам циферблат.


В 1918 году куранты стали играть «Вы жертвою пали» в 0 часов и «Интернационал» в 12 часов. В 1932 году было решено оставить только «Интернационал», который исполнялся в полдень и в полночь. А с 1938 года куранты лишились музыки, отмечая своим перезвоном лишь каждый час и каждую четверть.




Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона в середине XIX века.



В целом, внутри почти все башни просто пустые, стены выкрашены в белый цвет, а важные и несущие конструкции помечены красным



Старый шпингалет на двери


Царская башня — самая молодая и самая маленькая башня, сооружена в 1680 году. Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатёр, поставленный на стене.

Этот шатёр называется Царским, сторожевым, набатным или всполошным потому, что государи Российские после своего коронования всходили сюда показаться народу, собравшемуся на Красной площади, и что здесь некогда висел набатный, или переполошный, колокол, в который звонили в случае угрожавшей городу опасности. Такой звон назывался всполохом.

Когда-то на месте неё была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван IV (Грозный) любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади.


Этими ступенями ходили цари






Основание Царской башни.






Если приглядеться к левому краю кадра, то видно движение на стройплощадке, которая больше 10 лет была заморожена. Началась разборка недостроенного бизнес-центра «Царёв сад», строить который начинали в 1997 году.



Лестницы в кремлевской стене изкие и извилистые




Этот отрезок стены с башнями на самом деле новодельный, конца XVIII века. Дело в том, что в 1768 г. архитектором В. И. Баженовым был создан проект и крупномасштабный макет будущего кремлевского дворца. Дворец должен был занимать всю приречную территорию Кремля, поднимаясь от берега Москва-реки и закрывать собой весь Боровицкий холм и все его постройки. Для этих целей в 1770 г. была разобрана кремлёвская стена вдоль реки с Тайницкими воротами, Петровской, Первой и Второй Безымянной башней. Внутри Кремля был разрушен тянувшийся от Архангельского собора на восток по бровке холма корпус приказов. 1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова).

Кремлевский дворец Екатерины Великой должен был выглядеть примерно так:


Холм за стеной вдоль реки выглядит так:




А еще несколько веков назад здесь кипела и шумела жизнь:



Подол Московского Кремля в XVII веке
Картина Сергея Глушкова (см. отдельную публикацию с работами автора)

Это был полноценный жилой район города, очень при этом густонаселенный.

На переднем плане — церковь Константина и Елены в окружении деревянных построек монастырских подворий. За колокольней виден фрагмент Государевых приказов с кровлей, покрытой белокаменной лещадью (плитами). На дальнем плане многоглавие снесенного в советское время Вознесенского монастыря.



Невозможно не рассказать о зубцах кремлевской стены. Один из символов Москвы и России был заимствован из Италии. В точности такие же зубцы можно увидеть в замках Милана, Вероны и прочих городов. В то время в в Европе шла ожесточенная борьба двух политических группировок — гвельфов и гибеллинов. Первые были за Папу Римского, а вторые — за императора Священной Римской империи. Первые строили крепости с квадратными зубцами, а вторые — с зубцами в виде ласточкиного хвоста (или, как тогда считалось, в виде распахнутых крыльев орла). Приехавшие в Московию итальянские зодчие то ли были за гибеллинов, то ли просто здраво решили, что московские цари уж точно не за Папу. Так или иначе, но символ гибеллинов прочно и надолго обосновался в Москве.



Западная стена кремля и Комендантская башня. На переднем плане слева — Потешный дворец.



Вид на Потешный дворец с севера. Он построен в 1652 году для боярина Н.Д. Милославского — тестя царя Алексея Михайловича.

После смерти хозяина в 1669 году дворец отошел в казну, в конце 17 века в нем проживали царевны и вдовствующие царицы, а с 1679 года их переделали под театр. Здесь устраивались различного рода «потехи» — увеселения для царской семьи. И название бывшие хоромы Милославского получили соответственное — Потешный дворец.

С этой стороны к нему примыкало еще одно крыло с высоким крыльцом, все это сломали в XVIII веке. То есть, большая часть нынешнего фасада изначально была обращена в интерьер. На 2, 3 и 4 этажах видны заложенные порталы — входы в когда-то примыкающее крыло. Наличники, которые мы видим — это стилизация Шохина, выполненная в 1874—1875 годах.



Этот дворец — одно из самых удивительных московских зданий XVII века. Особенно впечатляет резьба наличников.



До неузнаваемости перестроенные корпуса Потешного дворца. Возможно, что от XVII века в этом крыле не так то много и осталось.

При Петре I во дворце разместили Полицейский приказ, а в 1806 году здание приспосабливается под жилье и канцелярии коменданта Москвы.


Жёлтое крыло когда-то тоже было богато декорировано, так же, как и левая часть.



В настоящее время во дворце размещаются службы Комендатуры Кремля, по инициативе которой в 2000—2004 годах на памятнике проведены реставрационные работы по восстановлению первоначального завершения и отдельных фасадов церкви Похвалы Богородицы и Потешного дворца.

Реставрация Потешного дворца была удостоена Золотого диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество – 2002».





Со стены можно немного поближе посмотреть и на край Теремного дворца, спрятанного глубоко на закрытой территории.

Шикарно он выглядит на картине Джакомо Кваренги:



Среди плотной застройки обнаружилась теплица, в которой выращивают растения для украшения Государственного кремлевского дворца.




«Лужайка Никсона» у Боровицких ворот — снесенный в 1972 году квартал, ради американского президента Никсона, которому, по мнению наших властей, могла бы не понравиться историческая застройка, выглядевшая несколько потрепанной в тот момент и требовавшая реставрации. Кстати, именно здесь в 1930-х был единственный жилой район на Моховой, поэтому Витька из знаменитой песни «Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой» жил именно здесь.




Чтобы птицы не портили кремлевские звезды горизонтальные грани покрыты еле заметными шипами.


Изящная черепица одной из башен


Под крышей Большого Кремлевского дворца есть колокола.

Кремлевская стена реставрировалась множество раз, и кирпичи в ней уже совершенно из разных эпох, что наглядно подтверждается клеймами



Кирпичная кладка с клеймами XIX века (двойная рамка на клейме используется с 1812 года и до конца 1870-х годов). Эти же кирпичи, вероятно, середины XIX века.



Аналогичная кладка, середины XIX века.




Эти уже явно после революции вставлены, видимо в середине ХХ века при реставрации.



Кирпичная кладка с клеймами 1948 года.



Как уже многие поняли, вся стена — это сплошь прожектора и кабели питания.


Кремлевский оркестр по кремлевской стене выходит из своей репетиционной базы в Троицкой башне



Солдаты-срочники оставляют свои послания в будущее на кабелях и стенах



Довольно непривычный вид на Александровский сад. Пародоксально, но сад, названный в честь Александра I так никогда и не переименовывали. Даже в советское время.

Сам Александровский сад был устроен после войны 1812 года, до этого времени здесь текла Неглинная и стояли бастионы.


Примерно таким Кремль застал Наполеон



Тир федеральной службы охраны РФ. Примерно на этом месте до 1930-х годов стояла церковь Константина и Елены.

Еще раз огромное спасибо Илье Варламову за предоставленные уникальные материалы. Красивые видовые фотографии со стен Кремля можно посмотреть у него.

Другие фотографии можно также посмотреть на сайте Трибуны Общественной палаты, благодаря которой стала возможна эта съемка.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Четверг, октября 27, 2011 в 14:50 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

00

Все уже слышали про то, что Кремль был белым. Про это уже написано много статей, но люди до сих пор умудряются спорить. А вот когда его начали белить, и когда перестали? По этому вопросу утверждения во всех статьях расходятся, как и мысли в головах людей. Одни пишут, что белить начали в 18 веке, другие, что ещё в начале 17, третьи пытаются привести доказательства, что кремлёвские стены и вовсе не белили. Повсюду растиражирована фраза о том, что Кремль был белым до 1947 года, а потом вдруг Сталин приказал его перекрасить в красный. Так ли это было? Давайте, наконец-то, расставим все точки над и, благо источников хватает, и живописных, и фотографических.

Разбираемся с цветом Кремля: красный, белый, когда и почему —>

Итак, нынешний Кремль был построен итальянцами в конце 15 века, и, конечно же, они его не белили. Крепость сохраняла естественный цвет красного кирпича, в Италии есть несколько подобных, самый близкий аналог — замок Сфорца в Милане. Да и белить фортификационные сооружения в те времена было опасно: когда пушечное ядро попадает в стену, кирпич повреждается, побелка осыпается, и хорошо видно уязвимое место, куда следует целиться повторно, для скорейшего разрушения стены.

01


Итак, одно из первых изображений Кремля, где хорошо виден его цвет — икона Симона Ушакова «Похвала Владимирской иконе Божией Матери. Древо государства Российского. Написана она в 1668 году, и Кремль тут красный.

Впервые, в письменных источниках побелка Кремля упоминается в 1680 году.
Историк Бартенев, в книге «Московский Кремль в старину и теперь» пишет: «В докладной записке, поданной 7 июля 1680 г. на имя царя, сказано, что укрепления Кремля «не белены», а Спасские ворота «прописаны были черленью и белилом в кирпич». В записке спрашивалось: выбелить стены Кремля, оставить их как есть или расписать «в кирпич» как Спасские ворота? Царь повелел выбелить Кремль известью…»
Так что, по-крайней мере с 1680-х годов нашу главную крепость белили.

02


1766 год. Картина П. Балабина по гравюре М. Махаева. Кремль тут явно белый.

03


1797, Жерар Делабарт.

05


1819, художник Максим Воробьёв.

В 1826 году в Москву приезжал французский писатель и драматург Франсуа Ансело, он в своих мемуарах описал белый Кремль: «На этом мы покинем Кремль, мой дорогой Ксавье; но, снова оглядываясь на эту древнюю цитадель, пожалеем о том, что, исправляя разрушения, нанесенные взрывом, строители сняли со стен вековую патину, придававшую им столько величия. Белая краска, скрывающая трещины, придает Кремлю видимость молодости, не соответствующую его форме и зачеркивающую его прошлое».

06


1830-е, художник Раух.

07


1842, дагеротип Леребура, первое документальное изображение Кремля.

09


1852 год, одна из самых первых фотографий Москвы, Храм Христа Спасителя строится, а стены Кремля побелены.

10


1856, подготовка к коронации Александра II. К этому событию побелку местами обновили, конструкции на Водовзводной башне — каркас для иллюминации.

11


Тот же 1856 год, вид в противоположную сторону, ближняя к нам — Тайницкая башня со стрельницей, выходящей на набережную.

12


Фотография 1860 года.

13


Фотография 1866 года.

14


1866-67 год.

15


1879 год, художник Пётр Верещагин.

16


1880 год, картина английской школы живописи. Кремль всё ещё белый. По всем предыдущим изображениям делаем вывод, что кремлёвская стена вдоль реки белилась в 18 веке, и так и оставалась белой до 1880-х годов.

17


1880-е годы, Константино-Еленинская башня Кремля изнутри. Побелка постепенно осыпается, и обнажает красно-кирпичные стены.

19


1897, художник Нестеров. Стены уже ближе к красному, чем к белому.

20


1909 год, облезные стены с остатками побелки.

21


Тот же 1909 год, на Водовзводной башне ещё хорошо держится побелка. Скорее всего её белили в последний раз позже, чем остальные стены. Из нескольких предыдущих фотографий становится ясно, что стены и большинство башен последний раз белили в 1880-е годы.

22


1911 год. Грот в Александровском саду и Средняя Арсенальная башня.

23


1911 год, художник Юон. В реальности стены были, конечно, более грязного оттенка, разводы от побелки более явные, чем на картине, однако общая гамма уже красная.

24


1914, Константин Коровин.

25


Пёстрый и облезлый Кремль на фотографии 1920-х годов.

26


А на Водовзводной башне побелка всё ещё держалась, середина 1930-х.

27


Конец 1940-х, Кремль после реставрации к 800-летию Москвы. Тут башня уже явно красная, с белыми деталями.

Спасская башня

Но с другой стороны всё оказалось не так просто. Некоторые башни выбиваются из общей хронологии побелки.

30


1778, Красная площадь на картине Фридриха Гильфердинга. Спасская башня красная с белыми деталями, однако стены Кремля побелены.

30_1


1801, акварель Фёдора Алексеева. Даже при всей пестроте живописной гаммы, видно, что Спасскую башню всё-таки побелили в конце 18 века.

31


А после пожара 1812 года вновь вернули красный цвет. Это картина английских мастеров, 1823 год. Стены неизменно белые.

33


1855, художник Шухвостов. Если хорошо приглядеться, видно, что цвета стены и башни различаются, башня темнее и краснее.

32


Вид из Замоскворечья на Кремль, картина неизвестного художника, середина 19 века. Здесь Спасская башня снова выбелена, скорее всего, к торжествам по случаю коронации Александра II в 1856 году.

34


Фотография начала 1860-х годов. Башня белая.

35


Ещё одна фотография начала — середины 1860-х годов. Побелка башни кое-где осыпается.

36


Конец 1860-х. И тут вдруг башню опять покрасили в красный цвет.

37


1870-е. Башня красная.

Никольская башня

39


1780-е годы, Фридрих Гильфердинг. Никольская башня ещё без готической верхушки, украшена раннеклассическим декором, красная, с белыми деталями. В 1806-07 годах башня была надстроена, в 1812 году подорвана французами, разрушена почти на половину, и восстановлена уже в конце 1810-х годов.

40


1823 год, свеженькая Никольская башня после восстановления, красного цвета.

41


1883, башня белая. Возможно, побелили её вместе со Спасской, к коронации Александра II. И обновили побелку к коронации Александра III в 1883 году.

43


1912 год. Белой башня оставалась вплоть до революции.

43_1


1925 год. Башня уже красная с белыми деталями. Красной она стала в результате реставрации 1918 года, после революционных повреждений.

Троицкая башня

44


1860-е годы. Башня белая.

46


На акварели английской школы живописи 1880 года башня серая, такой цвет даёт подпортившаяся побелка.

47


И в 1883 году башня уже красная. Выкрашена или почищена от побелки, скорее всего, к коронации Александра III.

Подведём итоги. По документальным источникам, Кремль впервые побелили в 1680 году, в 18 и 19 веках он был белым, за исключением Спасской, Никольской и Троицкой башен в определённые периоды. Стены последний раз побелили в начале 1880-х годов, в начале 20 века побелку обновили только на Никольской башне, возможно ещё на Водовзводной. С тех пор побелка постепенно осыпалась и смывалась, и к 1947 году Кремль естественным образом принял идеологически верный красный цвет, в некоторых местах при реставрации его подкрасили.

Стены Кремля сегодня

На сегодняшний день в некоторых местах Кремль сохраняет естественный цвет красного кирпича, возможно, с лёгким тонированием. Это кирпичи 19 века, результат очередной реставрации.

49


Стена со стороны реки. Тут хорошо видно, что кирпичи покрашены в красный цвет. Фотография из блога Ильи Варламова

Над публикацией работал Александр Иванов.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Среда, февраля 24, 2016 в 16:38 в теме: ГОРОД, Старый город. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .


Кремлёвская стена — кирпичная стена, окружающая Московский Кремль. Возведена на месте белокаменной стены Дмитрия Донского в 1485—1516 годах итальянскими («фряжскими») зодчими. Общая протяжённость стен — 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина — от 3,5 до 6,5 м. [1] В плане стены образуют собой неправильный треугольник.

Верх стены по ломбардской традиции украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста, всего зубцов по верху стены — 1045. Большинство зубцов имеет щелевидные бойницы. В стенах устроены широкие, перекрытые арками амбразуры. С наружней стороны стены гладкие, с внутренней оформлены арочными нишами — традиционный приём, призванный облегчить и упрочить конструкцию сооружения. [1]

Содержание

Строительство

При Иване III и его преемнике Василии III строительство стен Кремля возглавляли зодчие Антон Фрязин, Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари и Алевиз Фрязин Старый. Кирпичные стены ставились по линии белокаменных, с небольшим отступлением наружу. Начиная от Спасской башни, территория Кремля была увеличена в восточном направлении. Примерно через 20 лет после возведения Кремлёвской стены к ней была пристроена Китайгородская стена, обнимавшая весь Китай-город.

Для строительства стен и башен использовался крупный (30х14х17 см или 31х15х9 см) кирпич весом до 8 кг каждый. Из кирпича выкладывались лицевые стенки, которые заполнялись белым камнем. Самые высокие стены были возведены вдоль Красной площади, где отсутствовала естественная водная преграда [1] .

Изначально внутри стены через все башни имелся сквозной проход, перекрытый цилиндрическими сводами. Большая часть прохода была со временем засыпана строительным мусором, сохранился участок между Константино-Еленинской и Набатной башнями. Существовали также тайники и проходы под стенами, в ряде случаев выходившие далеко за линию укреплений [1] .

Стена в XVIII-XX веках



В начале XVIII века река Неглинная была отведена дальше от западной стены, вдоль которой она текла изначально. Тогда же сгорели изначально существующие тёсовые кровли стен. В 1702—1736 годах для постройки здания арсенала была разобрана часть стены, позднее восстановленная.

В 1771—1773 годах для строительства Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова также разбиралась часть южной стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями, которая позднее была восстановлена. Подрыв Кремля французами (1812) нанёс стенам тяжёлый урон, особенно пострадали стены вдоль Неглинной. Ремонт и восстановление укреплений проводились с 1817 по 1822 годы.

В 1866—1870 годах была проведена реставрация стен и башен Кремля архитекторами Н. А. Шохиным, П. А. Герасимовым, Ф. Ф. Рихтером, которые стремились придать постройкам их первоначальный вид. Вместе с тем многие аутентичные детали были тогда утрачены и заменены неточными копиями [1] .

Обследование и частичная реставрация стен проводилась в 1931—1936 годах. Следующая реставрация стен и башен Кремля прошла в 1946—1953 годах. В её ходе были очищены и отремонтированы прясла стен, восстановлены бойницы и парапеты. В состав реставрационной комиссии входили видные учёные и реставраторы: И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, П. Д. Корин, Д. П. Сухов и другие [1] .

Башни Кремлёвской стены

Вдоль стен расположено 20 башен. 3 башни, стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. Самая высокая башня — Троицкая, она имеет высоту 79,3 м. Большинство башен со второй половины XVII века выдержаны в едином архитектурном стиле.

Некрополь

Северо-восточный отрезок стены, выходящий на северную часть Красной площади, служит колумбарием для урн с прахом деятелей коммунистического движения и Советского государства. Многие из них также захоронены в земле вдоль этого отрезка стены. В постсоветский период неоднократно поднимался вопрос о необходимости переноса некрополя в другое место из политических, религиозных и иных соображений.

Неизвестные вандалы повредили белокаменную кладку кремлевской стены в Коломне. Предположительно, в кирпичах искали «закладки».

Администрация была вынуждена обратиться в полицию

Фото: Юлия Макарова

С неожиданной проблемой столкнулись служители коломенского Кремля. Там кирпичную кладку XVI века облюбовали наркоманы. 12 мая сотрудники кремля заметили, что белокаменный цоколь западной крепостной стены поврежден, а рядом лежат разбитые куски кирпича. По камерам видеонаблюдения видно, что к ограде подошли двое неизвестных и несколько минут копошились у стены. Через час туда же пришла другая парочка. Неизвестные долго возились у кирпичной кладки, вынули несколько камней и, разбив их, ушли. В Кремле предположили, что стену облюбовали местные наркоторговцы. Злоумышленников, попавших на камеры видеонаблюдения, ищет полиция.

Каменный кремль в Коломне построен итальянскими мастерами в 1525-1531 годах на месте разрушенного во время нашествия татар деревянного кремля. Кремль возводился итальянскими мастерами в течение шести лет. По периметру Кремля возвели 16 башен, территория в 24 гектара была обнесена двухкилометровой стеной, толщина которой была более трех метров, а высота стен – более 20 метров. Сейчас сохранились 7 башен и одно прясло (участок стены между двумя башнями) целиком.


"20 идей: внедрить лучшее в России"

Донорство органов выходит из тени: высшие эшелоны власти заинтересовались вопросом

Эксперты: маркировку продуктов с превышением БЖУ и минералов необходимо сделать обязательной

Безопасность лифтов: как ускорить модернизацию подъемников в многоквартирных домах

Что еще почитать

В Телеграм-каналах в пятницу распространилось видео, на котором молодой человек показал таможенный пункт во Львове, заполненный автовозами со стоящими на них новыми люксовыми машинами, которые провозят под видом закупок для ВСУ

Украинцы попросили Путина разбомбить таможню во Львове с люксовыми авто

Сейчас на донбасской дуге происходит окружение частей ВСУ, остается все меньше сомнений, что формирования ДНР и ЛНР вместе с российской армией выйдут на административные границы республик

Названы сценарии будущего Украины после окружения ВСУ на Донбассе

Киев предпринимает титанические усилия, чтобы вытащить заблокированных на «Азовстали» боевиков и наемников

Политолог Баширов рассказал про фильтрацию военных с «Азовстали»

Режиссер Андрей Звягинцев потерял возможность ходить

Министерство иностранных дел Великобритании опубликовало новый персональный список россиян, против которых введены санкции

Британия ввела санкции против Алины Кабаевой

В регионах

День Победы в Рязани 2022: полная программа празднования

«МК в Рязани» публикует полную программу празднования Дня Победы-2022

"Выдернул чеку из гранаты, а сам, выбив окно, вывалился на улицу ": калужанин рассказал о случае на войне

Тяжелые воспоминания

Деньги за право посмотреть на вулкан Гирваса берут незаконно. ФОТО

Мистическое свечение, лихие трюки и запреты: чем удивил псковичей парад Победы-2022

В Ярославле испортили память Ивана Папанина

Трансляция парада Победы организована во Владивостоке

Зеленский: в Киеве возобновили работу 37 иностранных посольств

Джокович вышел в полуфинал турнира Masters в Риме

В России зафиксирован небольшой рост числа безработных

В США представили стратегию по противодействию обходу антироссийских санкций

SpaceX запустила ракету со спутниками Starlink

МК разбирает главные сюжеты предстоящего матча «Спартака» с питерским «Зенитом»

Самое читаемое

Боевики с "Азовстали" вышли с белым флагом

Бывший министр госбезопасности ДНР Александр Ходаковский заявил, что с территории мариупольского завода

Абонентов оператора «Феникс», действующего в Донецкой народной республике, перевели на номера российского формата

Автовзгляд

Ждем волны массовых арестов и новых штрафов: ГИБДД получит расширенные полномочия


5 самых надежных кроссоверов за 700 000 рублей


ГИБДД «на глазок» будет проводить техосмотр авто прямо на проезжей части

Womanhit

Кадры недели: поклонник атаковал 3-летнюю дочь Кудрявцевой, а Левкины запели всей семьей


«Люблю цацки, золотишко, шмотки»: Киркоров закатил грандиозное празднование 55-летия


Не подлежат корректировке: знаки Зодиака, не готовые меняться даже ради любви


Охотники.ру

Предлагается запретить вывозить улов воблы рыболовам-любителям


Дождались у моря погоды


На Большом Туралинском озере рекомендуют выращивать карповых и осетров


Московский Комсомолец

Читателям

Рекламодателям

Для читателей: В России признаны экстремистскими и запрещены организации ФБК (Фонд борьбы с коррупцией, признан иноагентом), Штабы Навального, «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля», АУЕ, батальоны «Азов» и Айдар″. Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Сеть», «Колумбайн». В РФ признана нежелательной деятельность «Открытой России», издания «Проект Медиа». СМИ-иноагентами признаны: телеканал «Дождь», «Медуза», «Важные истории», «Голос Америки», радио «Свобода», The Insider, «Медиазона», ОВД-инфо. Иноагентами признаны общество/центр «Мемориал», «Аналитический Центр Юрия Левады», Сахаровский центр. Instagram и Facebook (Metа) запрещены в РФ за экстремизм

Читайте также: