Кирпичная кладка 19 века

Обновлено: 28.03.2024

Ни для кого не секрет, что в старину люди старались окружить себя красотой и особенно ярко это прослеживается в архитектуре. Фасады домов, двери и даже оконные рамы, все это порой напоминает произведение искусства. Это стремление к красоте было настолько велико, что порой даже самые обычные и заурядные вещи невзначай получались особенными и по-своему красивыми. Именно так история распорядилась с кирпичом произведенным до 1917 года, именно этот кирпич и называется старинным . Сейчас он используется как для внутренней отделки (стили лофт и прованс), так и для внешней облицовки.
Кстати, приобрести его можно здесь . А пока поподробнее о самом кирпиче:

Почему именно до 1917 года?

Дело в том, что после революции абсолютное большинство заводов прекратило свое существование. Также следует учесть, что старинный кирпич это кирпич ручной формовки, в советское же время заводы перешли на машинную формовку и кирпич потерял свою морщинистую фактуру, за которую он так ценится в XXI веке. Впрочем, некоторые заводы и некоторое время после революции производили такой кирпич, но это, как говорится, уже другая история.

Отличия от современного кирпича ручной формовки.

В настоящее время набирает популярность современный кирпич ручной формовки производства Бельгии, Нидерландов, Австрии и России, однако несмотря на схожесть технологических процессов современный и старинный кирпич ручной формовки это два разных вида кирпича. Современный кирпич имеет более грубую и незамысловатую фактуру, в отличии от фактуры старинного кирпича. Возможно именно этим объясняется то, что современный кирпич ручной формовки практически не используется для внутренней отделки, в то время как старинный используется все чаще и чаще, как в целом виде, так и нарезанный на плитку. К тому же, при изготовлении этого кирпича использовались различные добавки, что также нежелательно для применения его в жилых помещениях.

Отличия от плитки-имитации под кирпич.

Сегодня на рынке представлена также плитка-имитация под старинный кирпич из бетона или гипса. Эта плитка изготавливается со слепков подлинного старинного кирпича и стоит дешевле. Проблема этой плитки в том, что она во-первых выгорает от солнца (не пригодна для внешней отделки), во-вторых цвет ее далек от натурального и хороша она как правило только под покраску, в третьих при изготовлении этой плитки используются химические красители и добавки-упрочнители. Сюда можно было бы добавить, что у этой плитки нет истории, в отличии от плитки из старинного кирпича, но это уже критерий для ценителей.

Старинный кирпич популярен в России, а как в других странах?

Старинный кирпич любят практически везде, но в России все же особенно! Здесь он благородно назван старинным или царский кирпичом, не в последнюю очередь из-за всем известных исторических событий. В мире же, где нет такой четкой границы между эпохами, этот кирпич наиболее часто называют reclaimed brick - кирпич получивший вторую жизнь.

Н е говорю, что там кто-то глупый, так как мы все тут не с целью отстаивать точку зрения, мы все тут с целью расширять кругозор. Просто, во-первых, мы — капля в море. Во-вторых, понять и принять сразу это невозможно. Осознание приходит, когда всё сойдётся в одну точку.


Поехали вы смотреть так называемую брестскую крепость. Погода чудная. Слабый ветерок. Приятные лица ваших спутников. И тут — бах! — вас кирпичом по голове:

«Какая шикарная кладка! Какие башенки! Арки! Какие выступы башенок из стены! Какой изумительный шедевр, который уже которой войной пытаются сравнять с землёй, а он всё стоит да стоит упрёком современным мастерам. Кирпич-то весь заводской. Если современный уже на поддонах крошится, то этот стоит веками, выдержав кучу договорных войн и революций.

"Это же были, наверное, заводы получше наших. А как туда глину доставляли? Как-то не верится, что с болота крестьяне везли на бричках с лошадьми. И как такой бред вообще мог прийти историкам в голову? На каком основании? У историков хоть один аргумент есть, который можно противопоставить тому, что сейчас видят мои глаза? Нет, вроде же одни только сочинения да писанина! А если вспомнить, как заводы должны быть устроены, и ведь старинные, судя по качеству кирпича, намного лучше были современных. Да уж, наши мастера так сегодня не строят! Всё криво да косо. Зато брестская кладка — один лишь блеск, как всё тютелька в тютельку! Чтоб похуже этого сегодня выстроить, современные используют лазерную отметку, а ведь сколько на планете крупнейших Звёзд с целый город, где погрешности нет даже на миллиметр НА ВСЁ СТРОЕНИЕ! Проведя линию от одной части города к другой части — идеально ровная!

О ужас, что мои глаза видят — ведь же кирпичная кладка стоит-то на цементе! Протереть надо глаза, ведь мне говорили, что раньше клали на известь, — да нет! ПОХОЖЕ БОЛЬШЕ НА ЦЕМЕНТ! Причём качественнее современного и стоит веками, ведь современный трескается. Дамбы, которым пять веков, стоят и до сих пор в употреблении, современные же ломаются через 30–50 лет! Яйца добавляли? Да кто это вообще придумал, когда сегодня строители именно так и наказывают заказчиков, которые не расплатились, — именно в стену замуровывают яйцо, оно тухлым становится, и вонь после этого на всё помещение стоит!»


И вот после этого, как всё сойдётся у вас в одну точку, вы не сможете ни «Викингов» смотреть, ни историков слушать, потому что там ни одного слова правды нет. Нам эти историки вместе с политиками пускай ответят, почему, когда находят под землёй деревянный забор, то легко останавливают строительство мафиозного супермаркета и начинают раскопки, а вот как наткнутся экскаватором на кирпичные здания, уходящие на много этажей под землю, то сразу — испуг, и стремятся поскорее всё зарыть?

Зато носы заносят выше, чем их поставили: «Вот мы бережно к истории и всё сохранили». ЕЩЁ РАЗ ГОВОРЮ: КАК ОНИ К ИСТОРИИ БЕРЕЖНО ОТНОСЯТСЯ, можно понять, к примеру, по публикациям таких статей, как «История шахт Донбасса гниёт в подвалах», где целые архивы брошены на произвол, и никаким историкам отчего-то не нужны! А зачем правду сохранять, когда можно насочинять в будущем о варварах и отсталости?

Я терпелив — подожду полтора года, когда эти статьи поймёт широкая публика. Тут, как ни крутись, мы — простые люди, и трудимся за «спасибо», в отличие от наших оппонентов, которые каждому сочинителю, каждому актёру, каждому продюсеру и прочим, и прочим, платят неслабый гонорар за постановку вранья. У них в руках массовое СМИ. У них пиар и возможность лживые фильмы возить на кинопрокат по разным выдуманным странам. У нас этого ничего нет.

Главная война — это не мировые, не революции; главная война — за умы людей. От того так они торопятся, ведь эту войну они начинают проигрывать, несмотря на всё превосходство над нами в материальном плане. Очень приятно, что всё больше и больше появляется людей, которые начинают вникать в тему, как, к примеру, комментарий под старинными кадрами:

«Как портной утверждаю, что люди одеты по фигуре. Ткани… дорогие, крой — на каждую персону». Сегодня многие ли люди могут позволить шить одежду под себя? На рынке что-то приблизительное на тяп-ляп выберем и довольны; это мы развились или деградировали? Пишут уже и каменщики, и плотники, и кровельщики, и прочие, и прочие, а значит процесс уже серьёзно запущен.


В те времена искусство было абсолютно во всём! Даже столб и тот — произведение искусства! Эх, сошли мы с дорожки развития с этими капиталистами.

Комментарий Анатолия Кузьмина в Ютубе:

«Какие цементные заводы в 17 веке, дружище? Пиллау была отстроена к 1 670 году. До цемента ещё больше полутора столетий. А вообще, некоторые старинные сооружения впечатляют , здесь согласен». Уважаемый Анатолий, в умах официальных учёных, школьных учителей, СМИ, телевизора, политиков это так и есть. Да вот только сама цементная кладка Пиллау об этом ни слухом, ни духом! Там либо цемент, либо что-то гораздо интереснее:



Здесь мы видим и стену под наклоном (в Пиллау таковых немало). Понятно, что наклоны такие сегодняшние каменщики не делают, и выдержать НА ВСЮ ДЛИНУ СТЕНЫ не так-то и легко.


Видите? И чему верить — школьным учебникам или своим глазам?


А здесь обратите внимание, какие виртуозные закругления. Какой инструмент сегодня используется, чтоб построить кирпичный дом? Водяной уровень или нивелир, чтоб высота совпадала по периметру. Обычный уровень для ровных стен. Теперь смотрите сюда:


Стены Пиллау не по уровню, а под разными наклонами.


Какой инструмент нужен, чтоб идеальный наклон выдержать с полкилометра? Я уже молчу, что он по периметру ВСЕЙ Звезды идеальный.


Теперь давайте рассмотрим так называемую Бобруйскую крепость


Что, говорят нам правду о нашем прошлом? Какая грандиозная кладка! Вы на швы гляньте — что-то я уже сомневаюсь в цементе, насколько практичный раствор идёт по швам!


Попадалась ли вам статья по мегалитам «размягчения камня»? Так вот, как по месту можно размягчать кирпич? Или каждую кирпичину изготавливали по отдельности ДЛЯ ВСЕЙ ЗВЕЗДЫ? Вам ещё хочется бредовых «Викингов» смотреть? Где весь технологический процесс в литературе? Где промышленная база? Почему об этом молчат все историки и политики, кого бы мы ни выбирали? Зато идиоты патриотические носятся с картинками по комментариям: «США создали много русскоязычных ресурсов, чтоб вести информационную войну»; как наше правительство, министерство оболванивания, СМИ ведут против Руси войну, Вашингтону остаётся только нервно курить в сторонке! «Наше» правительство — это самые главные русофобы, так как вместо большой Руси нам подпихивают какие-то придуманные РоСии, Украины, БелоРуСии, Польши, Турции, Молдавии, Югославии и другие земли!


Изощрялись умельцы над кирпичом, как хотели. Обратите внимание на ровные швы целого кирпича с обрезанным:


Чем резали — лобзиками по дереву? Сегодня и турбинкой, чтоб так обрезать, как на фотографии, тютелька в тютельку, надо изрядно попотеть. А тут не один кирпич, а все стены: от закруглённых арок с закруглёнными кирпичами, от гармошек до разных плавных переходов, разносторонних поворотов и ступенек потолка.


Под Бобруйском до сих пор находят случайно экскаваторами на разных глубинах кирпичные туннели, уходящие на многоэтажно вглубь. Власти крестятся и божатся, что будут исследовать. В итоге обратно зарывают — а зачем исследовать, если министерство оболванивания куда интереснее пишет сочинения истории?


Паразиты выдумали чепуху, что эти Звёзды — деревянные, и что их строили для войны. Насколько они деревянные, мы уже убедились. А вот для войны… Как вы думаете, почему самые целые в Европе и Америке под строгим контролем НАТО? Почему в Белой Руси Брестскую крепость и Бобруйскую вместо изучения отдали под дислокацию военных? Почему на Звезду в Америке поставили статую богини войны, которую назвали «Свободой»?


Закончу комментариями друзей. От Ксю Величкевич:

И вот, кстати, дополнение к теме единого стиля — фото кирхи, она заброшена и разваливается на части:


«”Пиллау” легендарна и красива. А Бальга, Инстербург, Георгенбург… Они шикарны в своём разрушенном величии… Я их видела своими глазами. Они просто поражают, как такое могли построить в Средневековье? Лопатами и мотыгами… А, забыла, руки же ещё есть и ноги, если что, можно пнуть кирпич. Вы видели фото замков до войны? А гравюры средневековые этих же замков? Отличия есть, и при этом существенные. Я тоже не эксперт, но меня удивляет, как не видно то, что очевидно…

Вот фото подвалов замка Инстербург, сделанные на мой телефон. Говорят, что подвалы засыпали советские войска, чтоб никто не лазил. Эти подвалы — многоуровневые, и насколько уходят вниз — непонятно. Некоторые говорят, что подвалы начали засыпать ещё при немцах из-за ненадобности».



Ещё один комментарий:

«Может ошибаюсь, но любое масштабное строительство предполагает проведение геологической разведки в месте будущего строительства. Состав грунта, пустоты, подвижки, усадки, и т. д., и т. п. Судя по стойкости сооружений, в те времена эта наука была на высоте. От точности привязки я вообще офигеваю. Убедить меня в том, что измерения проводились верёвочкой или по теням, ну никак не получится».

Наиболее распространёнными видами кладки являлись цепная и крестовая, неоштукатуренные стены иногда выполняли фигурной перевязкой (готической, польской, английской и др.), отличавшимися величиной смещения двух ближайших тычковых или ложковых рядов. В сооружениях со значительной толщиной стен для большей прочности применяли диагональную перевязку, при этом через два обычных ряда выкладывали два угловых под 45º или 60º, для труб и колонн существовала своя трубная и колонная перевязки с применением неполномерного кирпича. Смешанная кладка представляла собой перемежающиеся ряды кирпича и бутового камня, она имела нарядный вид и экономила кирпич. Недостатком кладки были размеры кирпича, соотношение длина:ширина:высота равнялось 4:2:1, то есть длина была вдвое больше ширины, а ширина вдвое больше высоты, при этом ширина шва не учитывалась вовсе, из-за этого приходилось внимательно соблюдать толщину швов для тычковых и ложковых рядов, а также между соседними рядами.


Рисунок 1. Размеры швов в старой кирпичной кладке. 1 – ложок, 2 – тычок.

Каменные работы выполняла артель каменщиков, которые между собой разделялись на каменщиков «по граниту» - дикарщиков, «по буту» - бутовщиков, «по кирпичу» - кирпичников, мастера по кладке промышленных труб именовались трубниками, а укладчики плиточных и лещадных полов – плиточниками. Набор инструментов применяемых в ту пору указан на рисунке 2, стоявший во главе артели десятник имел кроме того уровень-отвес, угольник и причалку. Строительные леса, подмости и стремянки для каменных работ делали плотники, а подъём кирпича был заботой козоносов (по названию инструмента козы, на которую укладывали кирпич). Кладку вели с соблюдением перевязки и контролем вертикальности и горизонтальности, швы на лицевой поверхности затирали заподлицо или делали расшивку.


Рисунок 2. Инструменты каменщика XVII века.

С начала XIX века получают распространение армокаменные конструкции, если ранее металл применялся крайне редко, обычно для распоров в сводах, то при постройке Пантеона в Париже (1764-1791) кладка была полностью армированной. Металл использовали в виде связей в арках и перемычках, в виде балок металл закладывали в конструкции стен и фундаментов. В современных каменных конструкциях металл употребляют обычно в виде сеток, для увеличения несущей способности стен и восприятия изгибающих и растягивающих усилий, а во время Великой Отечественной Войны стали применяться каменные конструкции усиленные железобетоном.


Рисунок 3. Поперечное армирование кладки: а – сетки с квадратной ячейкой, б – сетки «зигзаг», 1 – выпуски арматуры.

Толчком к развитию более экономных конструкций из камня в XIX и XX вв. становится недостаток строительных материалов при значительной в нём потребности, необходимость снизить затраты на строительные работы и материалы, уменьшить сроки возведения. Хотя за время многовекового строительства и было принято перезакладывать прочность кладки, но разрушение сооружений не было чем-то невероятным, так Амьенский собор разрушался из-за перенапряжения кладки трижды, во время строительства парижского Пантеона кладка колонн поддерживающих купол треснула и осела, известны неоднократные случаи обрушения русских церквей в период Средневековья. Исследования и простейшие правила расчёта каменных конструкций были впервые изложены во Франции в начале XIX века. В России при проектировании зданий полагалось делать толщину двух верхних этажей по соображениям теплотехники, то есть сохранения комфортной температуры зимой, а на каждые 2 этажа ниже просто добавляли к толщине полкирпича. Примером могут служить стены кирпичных пятиэтажных дореволюционных зданий в Москве, верхний этаж имел толщину 70 см, а первый – 98 см. Первым делом научная мысль пошла по пути облегчения веса кладки для чего было решено заменить полнотелый кирпич. В 1829 году русским инженером А. И. Герардом создана конструкция облегчённой стены, где два лицевых ряда кирпичей соединены металлическими связями, а пространство посередине заполнено пористым материалом (доменными шлаками и т.п.), первые два опытных дома были построены в Москве, подобные дома также возводили затем в Орловской, Московской, Рязанской и Нижегородской губерниях. В 1880-х годах появляются первые искусственные камни для кладки стен, они имели внутренние пустоты, то есть обладали достаточными теплоизолирующими свойствами и толщина устанавливалась из условия несущей способности кладки. Такие здания из бетонных камней и блоков строились в России, Франции, Германии, Италии, США и других странах, рисунок размещён в заголовке. А что же с теорией? Теоретические знания позволили выполнять расчёты с учётом прочности и тем самым уменьшили перерасход материала только в XX веке, объяснение столь позднему развитию простое, опыт накопленный в веках позволял строить здания на багаже практических знаний.


Рисунок 4. Стена системы Герарда. 1- металлические связи, 2 – засыпка.



Это продолжение материала, начало читайте здесь: Каменное строительство на Руси.
С XV века в каменном строительстве начинает расти роль кирпича, его форма и размеры везде различны, в Новгороде применяют полуплинфу размерами 280х230х75 миллиметров, в Москве «государев» кирпич, который производят на государственных заводах, он прямоугольный 312х134х89 миллиметров (7х3х2 вершка), было и множество других размеров принятых производителями 323х189х106, 557х289х156. Прямоугольная форма позволяла делать разную перевязку швов для большей прочности кладки и её выразительности при выполнении архитектурных деталей. В XVI и XVII веках естественный камень начинает вытесняться кирпичом, при этом преобладают три вида кладки: цепная, тычковая и крестовая.


Рисунок 1. Кирпичная кладка стен XVII века: а) тычковая, б) цепная, в) крестовая.

Каменные сооружения в России продолжают сохранять своё преимущественное значение как религиозные и оборонные, а часто и оба сразу. В XV веке заново перестроен Московский Кремль, цоколь выполнен из тёсаного камня, а стены кирпичные, внутренние пространства выполнены забутовкой из рваного камня, общая длина крепостной кладки составила 2,25 км, высотой до 16,46 м, по углам и сторонам установлены 18 башен. Также в Москве строятся оборонительные монастыри Донской, Ново-Девичий, Данилов, Симонов, Ново-Спасский. Стены Новгорода бывшие каменными, в XV веке были усилены обкладкой кирпичом с обеих сторон. В 1492 году на правом берегу реки Наровы (теперь Нарва), псковичами выстроена крепость Иван-город с мощными стенами толщиной 3-5 метров и 10 башнями, строительные работы были выполнены за 3 месяца. Весь XVI век эта крепость испытывала на себе удары поляков, шведов и немцев, переходила из рук в руки, разрушалась и восстанавливалась вновь. На вологодчине построен и усилен Кирилло-Белозёрский монастырь, который в 1612 году успешно выдержал осаду польско-литовских войск. Как видно из этих примеров, крепости и монастыри имели охранное значение на торговых путях нашего государства и способствовали его возвышению.


Фото 2. Благовещенский собор Кремля.

Кроме оборонительных сооружений строятся культовые, самые значительные в Москве. Первые из них исполняются по образцу Владимиро-Суздальских соборов, а позже приобретают свои особенности. В XV - XVI веках возведены Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, служившая главной дозорной и сигнальной башней, а главное, имеющий мировую известность, Храм Василия Блаженного, который воздвигнут в 1555-1560 годах во время царствования Ивана IV Грозного в честь победы над Казанским ханством. Этот храм имел множество новшеств по тем временам, например плоские кирпичные перекрытия (прежде они делались сводчатыми или арочными), разнообразие форм кирпичного декорирования собранных в одном здании, уникальная отделка фасадов, интерьеров и купольных глав. В 1584 году при Иване IV создан Приказ каменных дел – учреждение, которое управляло государственной строительной промышленностью, с этого момента вводится тот самый «государев» кирпич, описанный ранее.

В тот исторический промежуток строительство вели специальные артели, руководили которыми зодчие с большим опытом выполненных работ, артели имели комплексный состав из строителей разных направлений, численность при этом доходила до 200-300 человек. Чертежи до XVI века отсутствовали вовсе, существовало только устное, а затем письменное определение задания со ссылками на существующий образец, которым было уже построенное здание. Даже после появления чертежей на них редко указывали размеры, а рисунок выполняли без масштаба, чертёж становится обязательным только с XVII века, при этом объекты оборонного значения проектировались Пушкарским приказом (это не документ, а ещё одно государственное учреждение со штатом чертёжников). Строительство без расчётов конструкций часто приводило к скорому разрушению, из новгородских летописей известно, что церкви сооружаемые в XV -XVI веках за пару месяцев могли быстро прийти в негодность после возведения.

При производстве каменных работ использовались простейшие инструменты, кладку вели по шнуру, отвесу и уровню, кирпич ровняли правилом. Подъём тяжестей делали воротами, блоками и деревянными винтовыми домкратами, работы на высоте вели с деревянных лесов. При изготовлении сводов и для укрепления стен применялись деревянные или металлические связи, первое использование металла было выполнено в Успенском соборе Владимира в 1158 году.


Фото 3. Собор Успения Пресвятой Богородицы в Астрахани. Строительство 1699-1710 годы.

Последние именитые постройки классической древнерусской каменной архитектуры в XVII веке это в первую очередь храмы Успения: в Москве на Покровке, в Астрахани, в Рязанском кремле, а также дворец в Лефортово и Крутицкий теремок в Москве. С этого момента религиозные строения отходят на задний план и каменное строительство начинает приобретать современные черты, строгость форм и линий, появляется стандартизация.

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Петербургский кирпичный стиль ( часть первая)

Кирпичный стиль, получивший широкое распространение в 1870-90 х годах, отразился на архитектуре очень многих городов, как больших, так и маленьких провинциальных. Его популярность можно объяснить удачным сочетанием дешевизны строительства и эстетики. Архитекторы и инженеры в поисках компромисса между функциональной, конструктивной и художественной составляющими стали использовать кирпич как отделочный материал. Сама по себе кирпичная стена без штукатурного слоя и гипсовых деталей оказалась вполне выразительной за счет рельефной кладки. Поверхность кладки оставалась обнаженной, или отделывалась керамической плиткой. Узор мог быть выложен в два цвета кирпича, вводились детали из керамики и природный камень. Кирпич оказался материалом, хорошо пригодным для сроительства в нашем климате. В те времена были прекрасные каменщики, способные делать из кирпича чудеса и дома в кирпичном стиле до сих пор радуют глаз и выглядят вполне достойно, они точно прошли апробацию временем.

Многочисленные промышленные постройки этого периода выглядят не менее привлекательно, вот , к примеру, заводское здание на Петроградской стороне, бывший завод Гейслера, сейчас завод И.Кулакова на улице Яблочкова. Как затейливо выложены наверху арки из кирпича !




По богатству форм и цвета кирпичный стиль не уступал архитектуре оштукатуренных зданий. Рациональность форм и дешевизна открыла путь массовому строительству больниц, школ, жилых домов, промышленных объектов.


Механический завод Зигеля, архитектор И. С. Китнер.



А вот наши знаменитые Кресты - тюрьма на берегу Невы



Многие здания, когда-то построенные для производств, стали теперь офисными центрами и государственными учреждениями.
Бывшая баня на Большой Пушкарской.



DSCN0188.JPG

Многие стали памятниками архитектуры


Где же черпали вдохновение зодчие ? Кирпичный стиль развивался рядом с эклектикой и архитекторы творили, обращаясь к культурному наследию прошлых веков. Одним из самых популярных в то время был "русский стиль", творчески перерабатывавший наследие русской архитектуры из кирпича 17 века.
Храм в Коровниках, Ярославль.

042.JPG

Церковь Казанского женского монастыря в Данилове, архитектор Василий Косяков.

Изображение 290.jpg

Он был особенно популярен в области церковного строительства.
Я приведу в пример не очень известный храм Покрова на Боровой улице.Архитектор Н.Н. Никонов.

DSCN0087.JPG

DSCN0089.JPG

"Русский стиль" привнес в кирпичное строительство использование полихромной кирпичной кладки, напоминавшей узоры вышивки крестом, рогожку, плетенку, к поребрику, пояскам, бегунцу, - мотивам, широко использовавшимся в демократическом фольклорном варианте "русского стиля".

Вот этот дом, Угловой переулок, 7 украшен русским орнаментом, который до времен фашизма, когда появилась свастика, воспринимался совсем иначе. Мотив встречается очень часто на русских вышивках, а здесь словно весь фасад дома "вышит "и между окон можно заметить и запретную "свастику". Архитекторы Пранг и Федюшкин проявили знание народных орнаментов.

DSCN0696.JPG

DSCN0698.JPG

DSCN0699.JPG

Мне кажется, что он выжил только потому, что стоит в переулке и не сильно был виден проезжающему по Московскому проспекту начальству.
В 1860 годах рядом с "русским стилем" существовал еще и "византийский стиль". в основном использующийся для строительства храмов в честь святых, праздников и событий, связанных с принятием христианства и в память русско-турецкой войны, они были символами освобождения и единения славянских народов.
Церковь Казанской Богоматери на Охтинском кладбище, 1881-85 год, архитектор Ф.Миллер. Утрачена в 1929 году.

Б-Охт_Каз.jpg

Собор Иоанновского ставропигиального монастыря на Карповке, архитектор Н.Н. Никонов, 1899 год.

DSCN0018.JPG

Помимо общих форм, арочных окон и характерных византийских куполов, архитектор применяет полосатую кладку из кирпича в два цвета.

DSCN0020.JPG

Таким образом он отсылает нас к кладке древних византийских храмов, которые выкладывались из кирпича и бута

Церковь Хора в Стамбуле.

DSCN5285.JPG

Прием был взят на заметку и стал применяться не только в храмовой архитектуре ( см. фотографии бань выше)
Московский проспект

DSCN9559.JPG

DSCN9560.JPG

DSCN9561.JPG

DSCN0128.JPG

DSCN0127.JPG

Еще один стиль, совсем экзотический, присутствовал в петербургской архитектуре - "мавританский". В этом стиле были отделаны прекрасные гостиные во многих дворцах. Достаточно вспомнить мавританскую архитектуру в Испании и в памяти всплывут интерьеры Алькасара в Гранаде.

mezquita4.JPG

На фасадах зданий применялись различные мотивы, это было время, когда архитекторы вдохновлялись и готикой, и ренессансом, многие тогда путешествовали, фотография познакомила с мировой архитектурой и все интересные элементы архитектуры различных стилей брались на заметку и иногда соединялись свободно. На этом доме "полосатая" арка выложена рельефом.

DSCN0135.JPG

DSCN0137.JPG

DSCN0136.JPG

Вдруг появлялись готические фронтоны.
Васильевский остров

DSCN0454.JPG

DSCN0456.JPG

DSCN0455.JPG

DSCN0457.JPG

Вырастали замки..
Улица Съезжинская.

DSCN0352.JPG

DSCN0353.JPG

DSCN5786.JPG

DSCN5792.JPG

DSCN5791.JPG

DSCN5787.JPG

Иногда получался перебор, как на этом доме по улице Чехова

DSCN0138.JPG

DSCN0140.JPG

Но в Петербурге много других примеров прекрасно выполненных зданий в кирпичном стиле, их мы посмотрим далее..

Читайте также: