Картина девушка в окне дома смотрит на улицу

Обновлено: 28.04.2024

Описание интимной обстановки, то есть, людей, укрывшихся в уютных камерных мирках собственных домов, были довольно популярны в ту эпоху. Но сюжет одной из работ Вреля выходит за рамки обыденности и взывает к хтоническому ужасу.

На первый взгляд, в картине ничего необычного. Даже название «Женщина у окна машет маленькой девочке» звучит вполне безобидно. Увидев такую работу в музейном пространстве среди десятков других похожих полотен, мы, вероятно, просто прошли бы мимо.

После нескольких секунд изучения этой картины, у зрителя возникает масса вопросов: зачем женщина машет ребенку, почему малышка в ночи оказалась на улице совсем одна, что означает малоприметная, но единственная на полу вещица – носовой платок?

Мрачная подоплека шедевра Вреля раскрывается постепенно и обдает леденящим душу ужасом. Теперь мы видим, что именно хотел показать автор. Безутешность, помешательство, сдвиг парадигмы двух миров.

Важная деталь – хорошо различимый свет луны в окне. Очевидно так художник хотел подчеркнуть, что полнолуние в самом разгаре. Лицо ребенка в окне – серое и отчужденное. Ребенок ли это? Почему в хорошо освещенной комнате, окно не отражает лик самой женщины.

Платочек на полу – весьма красноречивая деталь, повествующая о том, что в семье недавно случилась утрата. Обратите внимание на стул, застывшей в неестественном для физического предмета положении. Он словно отражение состояния женщины, застрявшей со своим горем между мирами.

Вердикт страшной сцены таков: потерявшая самообладание героиня поддается мистическому действию полной луны, ей кажется, что призрак безвременно утраченного дитя вернулся навестить ее, она бросает платок, прерывает рыдания и льнет к стеклу.

В котором, вероятнее всего, видит свое отражение , но одурманенная горем и вдохновленная верой в сверхъестественное, принимает свой облик за облик (конечно, когда-то похожего на нее) ребенка. Она машет ему, не осознавая, что за окном никого нет.

Психологизм картины зашкаливает. Художник берет одну из самых трогательных тем и выворачивает ее той нелицеприятной стороной, что обезоруживает зрителя своей обреченностью и трагичностью.

А какие впечатления на вас произвела эта работа? Смогли ли вы разгадать замысел автора? Делитесь мнением в комментариях под статьей.


Женщина у окна

Картина написана Сальвадором Дали в 1925 году, исполнена она маслом на холсте. Её размер – 103х75 см.

Сейчас находится в Мадриде, в Национальном музее королевы Софии.

Женщина, изображенная на этой картине, - это Анна Мария, сестра художника, которая летом 1925 года позировала для нескольких его работ. В этом произведении, как и в известных «Женщине у окна в Фигерасё» и «Сидящей девушке», показана она со спины, и поэтому лицо ее скрыто; эта особенность, характерная для этого периода творчества Дали, в последствии превратилась в предмет различных психологических интерпретаций. Эффект, создающийся отсутствием человеческой личности, причудливо контрастирует с воскресным настроением, со светлой гаммой, а также с ясностью картины. Данная работа была представлена на его первой персональной в галерее Дельмо в Барселоне, где даже Пикассо восхищался ей. Анна Мария заменила мать Дали, который был совершенно непрактичным и беспомощным в обычной жизни, а также являлась единственной женской моделью для него, вплоть момента, когда он встретился со своей будущей женой, Галой Элюар. После этого Гала стала единственной моделью Дали, чем вызвала к себе непрекращающуюся враждебность со стороны Анны Марии.

От картины «Женщина у окна» словно веет покоем, свободой, аскетизмом, – это, пожалуй, как раз те слова, которые сходны с основным ее содержанием, однако лишь в связке с «памятью», «хрупкостью», «тревогой», «загадочностью» они дают полное описание картины… Облокотившись на подоконник, стоит девушка, она смотрит на пейзаж снаружи; окно, выглядящее так сиротливо, – это окно в доме Дали в Кадакесе. Незамысловатость, однако, присутствие в картине вместе с тем загадочной составляющей, напоминает магический реализм.

Если попробовать проанализировать и некоторые другие картины Дали, а также художников, которые являлись для него авторитетными, то можно увидеть очень интересную историю. Хотя, с картинами, наверное, всегда так? Они просто не могут существовать отдельно от всего остального творчества мастера…

Картина «Женщина у окна», была написана в 1925 году, напомним, что Дали родился в 1904. Данная работа заметно выделяется среди других его ранних работ. Однако, не она одна.

В тот же период он пишет похожую картину, с той же девушкой, а именно «Девушка со спины», а в 1926 году им исполнена миниатюра «Спина девушки». Эти работы тесно связаны. На всех этих работах модель к нам повернута спиной, и лица ее мы не видим. Словно художник направляет наш взгляд вслед за взглядом девушки: а впереди на картинах изображен пейзаж Кадакеса.

Пабло Пикассо. Женщина, сидящая у окна (Мария-Тереза)

Описание картины «Женщина, сидящая у окна (Мария-Тереза)»

Начало 1932 года в жизни Пикассо ознаменовалось исключительной серией крупномасштабных, насыщенных цветом, восторженных изображений его тайной возлюбленной и музы Марии-Терезы Вальтер. Годом ранее он обожествил её статные формы и классический профиль в большом цикле гипсовых бюстов. Теперь же художник позволил своей молодой пассии – а также романтическому и эротическому блаженству, в котором он пребывал, – заполнить свои живописные полотна.

Изображая её сидящей и лежащей, Пикассо творил художественную алхимию с этими двумя мотивами, перед которыми преклонялся. Мария-Тереза превращалась из стилизованного объекта сексуальной мечты в преувеличенно сладострастную обнажённую с нежно-лиловой кожей. На одном полотне она предстаёт как сюрреалистическое нагромождение многогранных форм, на другом трансформируется в аллегорический классический бюст. Эта череда картин, в которую входят такие знаковые работы как «Сон», «Обнажённая, зелёные листья и бюст» и «Девушка перед зеркалом», стала кульминацией художественного языка Пикассо. «Нет сомнений, что 1932 год знаменует пик лихорадочной активности и достижений. Это год восторженных шедевров, которые достигают его новой вершины как в живописи, так и в скульптуре» , – считает искусствовед и куратор Уильям Рубин.

Картина «Женщина, сидящая у окна (Мария-Тереза)» была написана 30 октября 1932 года. Она входит в число великих портретов, завершающих эйфорическую серию творений этого плодотворного года. Здесь героиня представлена как обожествлённая муза, которая правит художником и его творчеством. Мария-Тереза заполняет всю площадь монументального холста. Она не только доминирует в залитой светом композиции, но и проникает в пространство зрителя, низводя его своим взглядом до простого смертного. Пикассо представил её не как человека из плоти и крови, а как крылатую богиню, современную Нику, сияющую светом и жизнью. Её сияющая, скульптурная, словно вырезанная из мрамора голова обрамлена стеной небесно-синего цвета, а чувственное и мягкое тело состоит из изогнутых плоскостей, обёрнутых вокруг огненно-красного торса. Нет больше томно лежащей обнажённой, которая погружена в задумчивость. На этом портрете Мария-Тереза одета, у неё настороженная и прямая поза, а всевидящее око демонстрирует, что она безраздельно владеет своим миром – её возлюбленный художник полностью в её рабстве.

Молодость и величественная красота Марии-Терезы вдохновили Пикассо на создание нового живописного языка. А близость пробудила желание передать её тело как в двух-, так и в трёхмерном виде. В «Женщине, сидящей у окна» Пикассо преобразовал её кроткую, покладистую натуру и телесную чувственность в картину, сочетающую скульптуру и живопись. Портрет напоминает гипсовые бюсты 1931 года, мгновенно узнаваемый профиль обладает ярко выраженной скульптурностью. Его очертания воспроизводятся одной линией, как если бы художник провёл её пальцем.

История о том, как Мария-Тереза заняла главенствующее положение в творчестве Пикассо, хорошо известна. В начале 1927 года художника всё больше разочаровывал и раздражал мир высшей буржуазии правобережного Парижа, который обожала его жена – русская балерина Ольга Хохлова. Быстро разлюбив Ольгу, художник искал новое вдохновение, особенно мифическую «безумную любовь». Однажды вечером он нашёл её в статной, яркой, голубоглазой молодой блондинке, которую встретил у галереи Лафайет. «У вас интересное лицо, я бы хотел написать ваш портрет. Чувствую, что вместе нас ждут великие дела. Я – Пикассо» , – якобы сказал он при встрече.

Застигнутая врасплох Мария-Тереза согласилась на рандеву в следующий понедельник на вокзале Сен-Лазар. «Имя Пикассо для меня ничего не значило , – вспоминала она позже. – Меня заинтересовал его галстук. А потом он очаровал меня» . Всего через несколько дней девушка навестила художника в его доме на улице Боэти. «Он отвёл меня в свою студию. Он смотрел на меня, покорял меня. Он не отрывался от моего лица. Когда я уходила, он сказал: «Возвращайся завтра». А потом всегда было «завтра»» , – рассказывала она.

Поначалу Пикассо был вынужден скрывать Марию-Терезу в своих произведениях – художник был женат, и её присутствие в его жизни было тайной. Он изображал её секретными кодами, например, в виде фрукта в натюрморте или в переплетённых инициалах в гитарных струнах. Поразительные, но всё-таки анонимные намёки на её статное тело можно найти в биоморфных переосмыслениях обнажённой натуры на пляже в 1927-м и 1928 годах.

Лишь в 1931 году – четыре года спустя начала их любовной связи – образ Марии-Терезы начал появляться в узнаваемой форме. К этому времени художник жил в Буажелу – уединённом живописном замке к северо-западу от Парижа, который купил в 1930 году. В парижской квартире, где Пикассо жил с женой, он не мог встречаться с новой возлюбленной – и их не могли видеть вместе в свете. Буажелу был идеальным местом для встреч и убежищем от нарастающей ревности, неврозов и нескончаемых претензий Ольги.

Обширные конюшни и хозяйственные постройки замка дали Пикассо то, чего у него никогда не было – пространство для создания скульптурной студии. Он с головой погрузился в новые эксперименты с монументальной фигуративной скульптурой. Ряд бюстов того времени представляют собой классические образы Марии-Терезы – её высокие скулы, широко поставленные глаза и выдающийся греческий нос – и вместе с тем преувеличенные, сильно стилизованные представления о женственности и эротизме.

К концу июня 1931 года Пикассо отошёл от этих гипсовых работ. Тем не менее, взаимосвязь скульптуры и живописи прочно вошли в его творчество. Монументальный фигурный язык, который он изобрёл в этих произведениях, стал определяющей эстетикой в его портретах Марии-Терезы в следующем году – и это очень хорошо видно в «Женщине, сидящей у окна».

В этой работе возлюбленная Пикассо виртуозно воплощает эти два вида искусства. Он запечатлел её сладострастные формы волнистыми, плоскими, однотонными формами. Лицо передано тем же формальным языком, что и её скульптурные образы – воплощение классического идеализма. Тот же открытый, свободный контур можно увидеть в трёхмерной форме «Женская голова» 1931-го года.

В мае 2021 года «Женщина, сидящая у окна» была продана на аукционе Christie's за 103,4 млн долларов.

Сальвадор Дали. Женщина у окна в Фигерасе

Первые сюрреалистические картины Дали напишет в 1928 году, спустя два года. А сейчас, в 1926, он как раз заканчивает Художественную академию в Мадриде (на выпускной экзамен он сначала не явится, а потом явится, но откажется сдавать). Дали 22 года, он еще студент, но его первая выставка уже принесла обнадеживающие отзывы критиков и первые деньги. Его картинами восхищаются друзья, в него верит отец, да не просто верит, а решает подарить сыну в честь первого успеха поездку в Париж.

Отправляясь в столицу художественной жизни, в эпицентр всего грандиозного, что сейчас происходит в искусстве, Дали берет с собой «Женщину у окна в Фигерасе», чтобы показать Пикассо. В мастерскую знаменитого испанца он отправится прежде, чем доберется до Лувра. Пикассо для него в это время (да и долгое время после) – главный художник, беспрекословный гений, «лучший поэт» современности и ориентир. Дали экспериментирует с кубизмом и пуризмом несколько лет, тренируется разбирать изображение на части (этот опыт визуального конструктора перерастет для него потом в собственный художественный метод двойственных изображений).

Но кроме мастерской Пикассо юный каталонец посещает несколько музеев и важных мест на художественной карте – и среди них дом Милле в Барбизоне и музей в Бельгии ради картин Вермеера. Эти двое – Милле и Вермеер – виновники и спонсоры самых значительных детских эстетических впечатлений Сальвадора. «Анджелюс» Милле в школьном коридоре заставлял девятилетнего Дали испытывать сильнейшее наслаждение и сильнейшую тревогу, одержимость скрытыми в этом полотне загадками будет сопровождать художника всю жизнь. Репродукция «Кружевницы» Вермеера висела в кабинете отца Дали – и волновала воображение Сальвадора не меньше. Главный инструмент кружевницы, центр композиции, точка наибольшего внимания, которой на самом деле нет – невидимая игла.

И, конечно, «Женщина у окна в Фигерасе» - попытка разгадать эту детскую тайну, попытка зайти с другой стороны и отыскать невидимую иглу. Женщина на его картине плетет кружева при помощи тех же инструментов, что и кружевница Вермеера 250 лет назад – те же деревянные коклюшки. Только чтобы кружево получилось, необходимы булавки – ими утыкана подушечка под руками вермееровской мастерицы. А вот женщина Дали обходится без них – ее кружево сплетается без единой иглы.

Довести загадку до абсурда, ответить на несуществующее, усугубив это несуществующее. Посмотреть в упор на то, чего нет, и тщательно это задокументировать. Очень в духе будущего сюрреалиста Дали.

Василий Андреевич Тропинин. Женщина в окне (Казначейша)

Достоверно не известно, действительно ли Тропинина вдохновила на создание этого портрета написанная несколькими годами ранее поэма «Тамбовская казначейша» или это уже современники подобрали литературный сюжет, бывший на слуху, к искреннему и вызвавшему всеобщий восторг женскому образу. Как бы то ни было, женщину в окне до сих пор называют казначейшей.

«Тамбовская казначейша» - поэма Михаила Лермонтова с пикантным и драматичным сюжетом: в провинциальный Тамбов прибывает полк улан, прекрасная казначейша, живущая со сварливым, жадным, лысым мужем, влюбилась в ротмистра, ротмистр полюбил ее. С развитием сюжета все прекрасные герои оказываются еще прекраснее, все отвратительные опускаются до низости. Казначей, проигравший уланам все состояние, ставит на кон свою жену.

И будь автором картины обожаемый в России франзуц-сентименталист Грёз, он бы выбрал для сюжета самый эмоционально напряженный момент поэмы, где есть повод для заламывания рук, широких жестов и обмороков. Но Тропинину уже 65, он вольный московский художник и его уже перестали называть «русским Грёзом», к нему часто заходит вернувшийся из Италии Брюллов. Прославившийся в Европе и с восторгом принятый в России, Карл Павлович отказывается писать портреты в Москве. «У вас есть свой прекрасный портретист! Тропинин!» - повторяет он москвичам. Но москвичи уже и без того обожают своего художника, он как никто другой может создать настоящий образ человека, каким его знают родные дома, каким он бывает по утрам, без мундира. Такой тип портрета Тропинин в шутку называет «халатным», и за это мастерство его ценят заказчики.

Казначейша Тропинина изображена в момент душевного трепета, в минуты зарождения любви, сомнений и отчаянной невозможности устоять перед соблазном. Провожая утром мужа, она садится у окна и в трактире напротив в номерах видит бравого улана. Очень смущается. Следующим утром девушка с надеждой распахивает окно, на всякий случай нарядная и тщательно причесанная. Вот и весь сюжет для жанрового портрета, который так любит Тропинин. В отличие от юных швей, кружевниц и золотошвеек с ранних полотен художника, казначейша прекрасна другой, зрелой и совершенной красотой. Образ ее типичен, почти сказочен, но тщательно прописанные и продуманные детали наряда, шарф, прическа, украшения оставляют надежду, что такая удивительная, отчаянно красивая женщина может распахнуть какое-нибудь счастливо попавшееся на глаза московское окно.

Смотрите также авторские повторения картины "Женщина в окне (Казначейша)": 1, 2.

Автор: Анна Сидельникова

Цифровая версия: 5220 × 6885 px
68 × 87.5 см • 195 dpi • JPEG
88.4 × 116.6 см • 150 dpi • JPEG
44.2 × 58.3 см • 300 dpi • JPEG

Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.

Читайте также: