Картина девушка в окне дома смотрит на улицу
Обновлено: 28.04.2024
Описание интимной обстановки, то есть, людей, укрывшихся в уютных камерных мирках собственных домов, были довольно популярны в ту эпоху. Но сюжет одной из работ Вреля выходит за рамки обыденности и взывает к хтоническому ужасу.
На первый взгляд, в картине ничего необычного. Даже название «Женщина у окна машет маленькой девочке» звучит вполне безобидно. Увидев такую работу в музейном пространстве среди десятков других похожих полотен, мы, вероятно, просто прошли бы мимо.
После нескольких секунд изучения этой картины, у зрителя возникает масса вопросов: зачем женщина машет ребенку, почему малышка в ночи оказалась на улице совсем одна, что означает малоприметная, но единственная на полу вещица – носовой платок?
Мрачная подоплека шедевра Вреля раскрывается постепенно и обдает леденящим душу ужасом. Теперь мы видим, что именно хотел показать автор. Безутешность, помешательство, сдвиг парадигмы двух миров.
Важная деталь – хорошо различимый свет луны в окне. Очевидно так художник хотел подчеркнуть, что полнолуние в самом разгаре. Лицо ребенка в окне – серое и отчужденное. Ребенок ли это? Почему в хорошо освещенной комнате, окно не отражает лик самой женщины.
Платочек на полу – весьма красноречивая деталь, повествующая о том, что в семье недавно случилась утрата. Обратите внимание на стул, застывшей в неестественном для физического предмета положении. Он словно отражение состояния женщины, застрявшей со своим горем между мирами.
Вердикт страшной сцены таков: потерявшая самообладание героиня поддается мистическому действию полной луны, ей кажется, что призрак безвременно утраченного дитя вернулся навестить ее, она бросает платок, прерывает рыдания и льнет к стеклу.
В котором, вероятнее всего, видит свое отражение , но одурманенная горем и вдохновленная верой в сверхъестественное, принимает свой облик за облик (конечно, когда-то похожего на нее) ребенка. Она машет ему, не осознавая, что за окном никого нет.
Психологизм картины зашкаливает. Художник берет одну из самых трогательных тем и выворачивает ее той нелицеприятной стороной, что обезоруживает зрителя своей обреченностью и трагичностью.
А какие впечатления на вас произвела эта работа? Смогли ли вы разгадать замысел автора? Делитесь мнением в комментариях под статьей.
Картина написана Сальвадором Дали в 1925 году, исполнена она маслом на холсте. Её размер – 103х75 см.
Сейчас находится в Мадриде, в Национальном музее королевы Софии.
Женщина, изображенная на этой картине, - это Анна Мария, сестра художника, которая летом 1925 года позировала для нескольких его работ. В этом произведении, как и в известных «Женщине у окна в Фигерасё» и «Сидящей девушке», показана она со спины, и поэтому лицо ее скрыто; эта особенность, характерная для этого периода творчества Дали, в последствии превратилась в предмет различных психологических интерпретаций. Эффект, создающийся отсутствием человеческой личности, причудливо контрастирует с воскресным настроением, со светлой гаммой, а также с ясностью картины. Данная работа была представлена на его первой персональной в галерее Дельмо в Барселоне, где даже Пикассо восхищался ей. Анна Мария заменила мать Дали, который был совершенно непрактичным и беспомощным в обычной жизни, а также являлась единственной женской моделью для него, вплоть момента, когда он встретился со своей будущей женой, Галой Элюар. После этого Гала стала единственной моделью Дали, чем вызвала к себе непрекращающуюся враждебность со стороны Анны Марии.
От картины «Женщина у окна» словно веет покоем, свободой, аскетизмом, – это, пожалуй, как раз те слова, которые сходны с основным ее содержанием, однако лишь в связке с «памятью», «хрупкостью», «тревогой», «загадочностью» они дают полное описание картины… Облокотившись на подоконник, стоит девушка, она смотрит на пейзаж снаружи; окно, выглядящее так сиротливо, – это окно в доме Дали в Кадакесе. Незамысловатость, однако, присутствие в картине вместе с тем загадочной составляющей, напоминает магический реализм.
Если попробовать проанализировать и некоторые другие картины Дали, а также художников, которые являлись для него авторитетными, то можно увидеть очень интересную историю. Хотя, с картинами, наверное, всегда так? Они просто не могут существовать отдельно от всего остального творчества мастера…
Картина «Женщина у окна», была написана в 1925 году, напомним, что Дали родился в 1904. Данная работа заметно выделяется среди других его ранних работ. Однако, не она одна.
В тот же период он пишет похожую картину, с той же девушкой, а именно «Девушка со спины», а в 1926 году им исполнена миниатюра «Спина девушки». Эти работы тесно связаны. На всех этих работах модель к нам повернута спиной, и лица ее мы не видим. Словно художник направляет наш взгляд вслед за взглядом девушки: а впереди на картинах изображен пейзаж Кадакеса.
Описание картины «Женщина, сидящая у окна (Мария-Тереза)»
Начало 1932 года в жизни Пикассо ознаменовалось исключительной серией крупномасштабных, насыщенных цветом, восторженных изображений его тайной возлюбленной и музы Марии-Терезы Вальтер. Годом ранее он обожествил её статные формы и классический профиль в большом цикле гипсовых бюстов. Теперь же художник позволил своей молодой пассии – а также романтическому и эротическому блаженству, в котором он пребывал, – заполнить свои живописные полотна.
Изображая её сидящей и лежащей, Пикассо творил художественную алхимию с этими двумя мотивами, перед которыми преклонялся. Мария-Тереза превращалась из стилизованного объекта сексуальной мечты в преувеличенно сладострастную обнажённую с нежно-лиловой кожей. На одном полотне она предстаёт как сюрреалистическое нагромождение многогранных форм, на другом трансформируется в аллегорический классический бюст. Эта череда картин, в которую входят такие знаковые работы как «Сон», «Обнажённая, зелёные листья и бюст» и «Девушка перед зеркалом», стала кульминацией художественного языка Пикассо. «Нет сомнений, что 1932 год знаменует пик лихорадочной активности и достижений. Это год восторженных шедевров, которые достигают его новой вершины как в живописи, так и в скульптуре» , – считает искусствовед и куратор Уильям Рубин.
Картина «Женщина, сидящая у окна (Мария-Тереза)» была написана 30 октября 1932 года. Она входит в число великих портретов, завершающих эйфорическую серию творений этого плодотворного года. Здесь героиня представлена как обожествлённая муза, которая правит художником и его творчеством. Мария-Тереза заполняет всю площадь монументального холста. Она не только доминирует в залитой светом композиции, но и проникает в пространство зрителя, низводя его своим взглядом до простого смертного. Пикассо представил её не как человека из плоти и крови, а как крылатую богиню, современную Нику, сияющую светом и жизнью. Её сияющая, скульптурная, словно вырезанная из мрамора голова обрамлена стеной небесно-синего цвета, а чувственное и мягкое тело состоит из изогнутых плоскостей, обёрнутых вокруг огненно-красного торса. Нет больше томно лежащей обнажённой, которая погружена в задумчивость. На этом портрете Мария-Тереза одета, у неё настороженная и прямая поза, а всевидящее око демонстрирует, что она безраздельно владеет своим миром – её возлюбленный художник полностью в её рабстве.
Молодость и величественная красота Марии-Терезы вдохновили Пикассо на создание нового живописного языка. А близость пробудила желание передать её тело как в двух-, так и в трёхмерном виде. В «Женщине, сидящей у окна» Пикассо преобразовал её кроткую, покладистую натуру и телесную чувственность в картину, сочетающую скульптуру и живопись. Портрет напоминает гипсовые бюсты 1931 года, мгновенно узнаваемый профиль обладает ярко выраженной скульптурностью. Его очертания воспроизводятся одной линией, как если бы художник провёл её пальцем.
История о том, как Мария-Тереза заняла главенствующее положение в творчестве Пикассо, хорошо известна. В начале 1927 года художника всё больше разочаровывал и раздражал мир высшей буржуазии правобережного Парижа, который обожала его жена – русская балерина Ольга Хохлова. Быстро разлюбив Ольгу, художник искал новое вдохновение, особенно мифическую «безумную любовь». Однажды вечером он нашёл её в статной, яркой, голубоглазой молодой блондинке, которую встретил у галереи Лафайет. «У вас интересное лицо, я бы хотел написать ваш портрет. Чувствую, что вместе нас ждут великие дела. Я – Пикассо» , – якобы сказал он при встрече.
Застигнутая врасплох Мария-Тереза согласилась на рандеву в следующий понедельник на вокзале Сен-Лазар. «Имя Пикассо для меня ничего не значило , – вспоминала она позже. – Меня заинтересовал его галстук. А потом он очаровал меня» . Всего через несколько дней девушка навестила художника в его доме на улице Боэти. «Он отвёл меня в свою студию. Он смотрел на меня, покорял меня. Он не отрывался от моего лица. Когда я уходила, он сказал: «Возвращайся завтра». А потом всегда было «завтра»» , – рассказывала она.
Поначалу Пикассо был вынужден скрывать Марию-Терезу в своих произведениях – художник был женат, и её присутствие в его жизни было тайной. Он изображал её секретными кодами, например, в виде фрукта в натюрморте или в переплетённых инициалах в гитарных струнах. Поразительные, но всё-таки анонимные намёки на её статное тело можно найти в биоморфных переосмыслениях обнажённой натуры на пляже в 1927-м и 1928 годах.
Лишь в 1931 году – четыре года спустя начала их любовной связи – образ Марии-Терезы начал появляться в узнаваемой форме. К этому времени художник жил в Буажелу – уединённом живописном замке к северо-западу от Парижа, который купил в 1930 году. В парижской квартире, где Пикассо жил с женой, он не мог встречаться с новой возлюбленной – и их не могли видеть вместе в свете. Буажелу был идеальным местом для встреч и убежищем от нарастающей ревности, неврозов и нескончаемых претензий Ольги.
Обширные конюшни и хозяйственные постройки замка дали Пикассо то, чего у него никогда не было – пространство для создания скульптурной студии. Он с головой погрузился в новые эксперименты с монументальной фигуративной скульптурой. Ряд бюстов того времени представляют собой классические образы Марии-Терезы – её высокие скулы, широко поставленные глаза и выдающийся греческий нос – и вместе с тем преувеличенные, сильно стилизованные представления о женственности и эротизме.
К концу июня 1931 года Пикассо отошёл от этих гипсовых работ. Тем не менее, взаимосвязь скульптуры и живописи прочно вошли в его творчество. Монументальный фигурный язык, который он изобрёл в этих произведениях, стал определяющей эстетикой в его портретах Марии-Терезы в следующем году – и это очень хорошо видно в «Женщине, сидящей у окна».
В этой работе возлюбленная Пикассо виртуозно воплощает эти два вида искусства. Он запечатлел её сладострастные формы волнистыми, плоскими, однотонными формами. Лицо передано тем же формальным языком, что и её скульптурные образы – воплощение классического идеализма. Тот же открытый, свободный контур можно увидеть в трёхмерной форме «Женская голова» 1931-го года.
В мае 2021 года «Женщина, сидящая у окна» была продана на аукционе Christie's за 103,4 млн долларов.
Первые сюрреалистические картины Дали напишет в 1928 году, спустя два года. А сейчас, в 1926, он как раз заканчивает Художественную академию в Мадриде (на выпускной экзамен он сначала не явится, а потом явится, но откажется сдавать). Дали 22 года, он еще студент, но его первая выставка уже принесла обнадеживающие отзывы критиков и первые деньги. Его картинами восхищаются друзья, в него верит отец, да не просто верит, а решает подарить сыну в честь первого успеха поездку в Париж.
Отправляясь в столицу художественной жизни, в эпицентр всего грандиозного, что сейчас происходит в искусстве, Дали берет с собой «Женщину у окна в Фигерасе», чтобы показать Пикассо. В мастерскую знаменитого испанца он отправится прежде, чем доберется до Лувра. Пикассо для него в это время (да и долгое время после) – главный художник, беспрекословный гений, «лучший поэт» современности и ориентир. Дали экспериментирует с кубизмом и пуризмом несколько лет, тренируется разбирать изображение на части (этот опыт визуального конструктора перерастет для него потом в собственный художественный метод двойственных изображений).
Но кроме мастерской Пикассо юный каталонец посещает несколько музеев и важных мест на художественной карте – и среди них дом Милле в Барбизоне и музей в Бельгии ради картин Вермеера. Эти двое – Милле и Вермеер – виновники и спонсоры самых значительных детских эстетических впечатлений Сальвадора. «Анджелюс» Милле в школьном коридоре заставлял девятилетнего Дали испытывать сильнейшее наслаждение и сильнейшую тревогу, одержимость скрытыми в этом полотне загадками будет сопровождать художника всю жизнь. Репродукция «Кружевницы» Вермеера висела в кабинете отца Дали – и волновала воображение Сальвадора не меньше. Главный инструмент кружевницы, центр композиции, точка наибольшего внимания, которой на самом деле нет – невидимая игла.
И, конечно, «Женщина у окна в Фигерасе» - попытка разгадать эту детскую тайну, попытка зайти с другой стороны и отыскать невидимую иглу. Женщина на его картине плетет кружева при помощи тех же инструментов, что и кружевница Вермеера 250 лет назад – те же деревянные коклюшки. Только чтобы кружево получилось, необходимы булавки – ими утыкана подушечка под руками вермееровской мастерицы. А вот женщина Дали обходится без них – ее кружево сплетается без единой иглы.
Довести загадку до абсурда, ответить на несуществующее, усугубив это несуществующее. Посмотреть в упор на то, чего нет, и тщательно это задокументировать. Очень в духе будущего сюрреалиста Дали.
Достоверно не известно, действительно ли Тропинина вдохновила на создание этого портрета написанная несколькими годами ранее поэма «Тамбовская казначейша» или это уже современники подобрали литературный сюжет, бывший на слуху, к искреннему и вызвавшему всеобщий восторг женскому образу. Как бы то ни было, женщину в окне до сих пор называют казначейшей.
«Тамбовская казначейша» - поэма Михаила Лермонтова с пикантным и драматичным сюжетом: в провинциальный Тамбов прибывает полк улан, прекрасная казначейша, живущая со сварливым, жадным, лысым мужем, влюбилась в ротмистра, ротмистр полюбил ее. С развитием сюжета все прекрасные герои оказываются еще прекраснее, все отвратительные опускаются до низости. Казначей, проигравший уланам все состояние, ставит на кон свою жену.
И будь автором картины обожаемый в России франзуц-сентименталист Грёз, он бы выбрал для сюжета самый эмоционально напряженный момент поэмы, где есть повод для заламывания рук, широких жестов и обмороков. Но Тропинину уже 65, он вольный московский художник и его уже перестали называть «русским Грёзом», к нему часто заходит вернувшийся из Италии Брюллов. Прославившийся в Европе и с восторгом принятый в России, Карл Павлович отказывается писать портреты в Москве. «У вас есть свой прекрасный портретист! Тропинин!» - повторяет он москвичам. Но москвичи уже и без того обожают своего художника, он как никто другой может создать настоящий образ человека, каким его знают родные дома, каким он бывает по утрам, без мундира. Такой тип портрета Тропинин в шутку называет «халатным», и за это мастерство его ценят заказчики.
Казначейша Тропинина изображена в момент душевного трепета, в минуты зарождения любви, сомнений и отчаянной невозможности устоять перед соблазном. Провожая утром мужа, она садится у окна и в трактире напротив в номерах видит бравого улана. Очень смущается. Следующим утром девушка с надеждой распахивает окно, на всякий случай нарядная и тщательно причесанная. Вот и весь сюжет для жанрового портрета, который так любит Тропинин. В отличие от юных швей, кружевниц и золотошвеек с ранних полотен художника, казначейша прекрасна другой, зрелой и совершенной красотой. Образ ее типичен, почти сказочен, но тщательно прописанные и продуманные детали наряда, шарф, прическа, украшения оставляют надежду, что такая удивительная, отчаянно красивая женщина может распахнуть какое-нибудь счастливо попавшееся на глаза московское окно.
Смотрите также авторские повторения картины "Женщина в окне (Казначейша)": 1, 2.
Автор: Анна Сидельникова
Цифровая версия: 5220 × 6885 px
68 × 87.5 см • 195 dpi • JPEG
88.4 × 116.6 см • 150 dpi • JPEG
44.2 × 58.3 см • 300 dpi • JPEG
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Читайте также: