Какой ширины будут двери рая расстояние

Обновлено: 06.05.2024

Более или менее развернутых описаний Рая как вечной обители счастья в русском переводе Библии при всем желании найти так и не удалось. Обусловлено это, наверное, прежде всего проблемами корректности перевода некоторых слов и терминов арамейского и греческого языков, а также сложностью смысловой интерпретации текстов. Есть лишь различные упоминания: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2-е Кор., 5:1), «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог [в Раю] любящим Его» (1-е Кор., 2:9), «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне тела ли — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Кор., 12:2–4), «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:1–3).

Описание Рая в Коране и хадисах

Я [говорит Господь миров] уготовил для праведников (для рабов Моих)

то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали,

а сознание человеческое себе такого и представить не может[1].

Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме.

В Коране сказано:

«Обрадуй [о Мухаммад] верующих, совершающих благие дела! Им [в вечной обители уготованы] райские сады, где текут реки [возле деревьев, кустарников и прекрасных дворцов, спокойно и безмятежно]. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. [Нечто подобное мы уже ели]». А дадут им лишь похожее [по отдельным характеристикам, но по сути своей, на вкус — абсолютно иное]» (см. Св. Коран, 2:25).

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия»[2]. Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.

«[Даже] душа человеческая [с ее метафизическим началом и невероятными возможностями в плане ощущений, впечатлений и фантазий, не говоря уже о разуме и рассудке человека] не знает о том, что скрыто [ожидает праведников] из [неземных] радостей в воздаяние за те благие дела, что совершаются [людьми в мирской обители]» (Св. Коран, 32:17).

Пожелания там ничем не ограничены. В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические и иные потребности обитателей его.

«Поистине, тем, кто уверовал и совершал благие дела, в качестве «парадных» гостевых апартаментов уготованы прекрасные сады Фирдавса[3]. [Представить, вообразить и описать их красоту не способен даже самый безудержный и отчаянный в полете мысли фантазер, искусный оратор, выдающийся художник или музыкант. Это находится далеко за пределами мирской фантазии и воображения.] Навечно они там, и [кстати] у них никогда не появится желания покинуть сию обитель (они никогда и ни на что не захотят этого променять)» (Св. Коран, 18:107, 108).

100 уровней Рая

Уровни Рая уходят ввысь, а Ада — вниз. Но и земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и ее законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Богу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать.

Заключительный Божий посланник сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути [тех, что усердны и стойки в работе над собой; в том, чтобы стать и оставаться примером, образцом для других в самых разных областях жизнедеятельности]. Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей [то есть расстояния огромны, будто от Земли до звезд]. Если все миры [все человечество, начиная с Адама и Евы и до последнего человека, все ангелы, которые невероятно огромны, а также все джинны] соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки»[4].

Последний Божий посланник также говорил: «Воистину, в Раю есть обители, находясь внутри которых видишь то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Они уготованы тем, кто угощал гостей (был гостеприимен), вежлив в речи своей, постился [временами соблюдал дополнительный пост] и [порой] совершал молитву тогда, когда другие спали (ночью). [Двери их жилищ всегда были открыты, они были радушны, ничего не утаивали; сердца и помыслы их были так же чисты и прозрачны, как то, что ждало их в Раю]»[5].

«Устремляйтесь (спешите, торопитесь) к прощению от вашего Господа и к [неописуемому, невообразимому по своей красоте и великолепию] Раю, широта которого подобна широте неба и земли[6], [Раю], уготованному для уверовавших в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланников. [Возможность оказаться там] — это милость Его, которую Он проявляет к тем, к кому пожелает [а потому вы, люди, не торопитесь записывать одних в списки обитателей Рая, а других — Ада, сколь бы «обоснованными» ни были ваши утверждения]. Аллах (Бог, Господь) является обладателем величайшей милости» (Св. Коран, 57:21).

Райская роскошь

«Войдут они в сады ‘Адна (Эдема) [постоянного, бесконечного], возле которых текут [райские] реки. Там их ждет все то, что они пожелают [дольче вита[7], жизнь в абсолютном упоении[8]: дворец или скромная уютная сторожка; дизайн интерьера на любой вкус; жизнь в мегаполисе или бескрайние цветущие поля; транспорт любой модели и комплектации; теннисные корты и прозрачные бассейны; экзотические фрукты или столь родная картошка «в мундире» с квашеной капустой… Причем с мирским схожи лишь названия, а вкус и все грани чарующего великолепия просто не описать. Это — вечный Рай]. Подобным образом [неимоверно щедро и красиво] воздает Аллах (Бог, Господь) набожным людям [за то лишь, что уверовали в Него при жизни земной, старались следовать тому, что предписано, и сторонились явно запретного]» (Св. Коран, 16:31).

«Украшают они себя там [если пожелают] золотыми драгоценностями и надевают одеяния [к примеру] зеленого цвета, сотканные из тонкой шелковой ткани либо парчи[9]. Они [имеют возможность] восседать на диванах (сидениях) [невообразимой красоты и комфорта]. Лучшего воздаяния [чем то, что ожидает людей в райской обители] не существует [ни в мирском, ни в вечном], чего-то более уютного и роскошного нигде не найти» (см. Св. Коран, 18:31).

«[Возымеют возможность] восседать на [уютнейших, роскошных] ложах [в тени] и смотреть [на бескрайние просторы Рая, любуясь ими, испытывая неописуемые чувства и получая непередаваемые ощущения]. Ты увидишь на их лицах свежесть (румянец, блеск) блаженства [знак абсолютного здоровья и полного счастья]» (Св. Коран, 83:23, 24).

«Там — сиденья поднятые [высоко, а потому, восседая на них, видишь великолепную бескрайнюю ширь райского простора] [Там –] ковры расстеленные [дополняющие красоту и уют]» (Св. Коран, 88:13, 16).

«Они и их жены[10] — в тени на ложах облокотившиеся [никуда не спешат и не суетятся]» (Св. Коран, 36:56).

Райские сады

«Воистину, набожным [сторонившимся в мирской обители явно запретного и выполнявшим в меру своих возможностей обязательное, уготовано] место успеха (победы) [райская обитель]; сады и виноградники [Все это, как и многое другое, что не описать земными словами, –] воздаяние от Господа, являющееся [всесторонне] полным [не приедающимся в своем разнообразии и все удовлетворяющим, щедрым] дарованием» (Св. Коран, 78:31, 32, 36).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Два райских сада — все там из серебра, а другие два райских сада — все из золота [ни серебро, ни упоминаемое здесь золото не имеют ничего общего с двумя ценными металлами земного происхождения]. Между обитателями садов и возможностью взглянуть на лик Господа [что не соизмеримо ни с какой материей, ни с чем не сопоставимо] — пелена [Божьего] величия, в саду ‘Адна (Эдема)»[11].

В Коране сказано:

«Райская обитель, обещанная набожным людям, подобна [великолепному] саду, вдоль которого текут реки. Пища (плоды, урожай) постоянны [нет таких явлений или даже понятий, как «засуха», «наводнение», «не сезон» и подобное]. Тень [также] постоянна [есть где понежиться, укрывшись от прекрасного райского светила. Земного солнца там не будет. Вероятно, что на каждом из уровней окажется что-то свое, освещающее и дарующее благодать]. Это — результат [благодатно и плодотворно прожитой мирской жизни] набожных людей. Итог же неверующих [за всю свою жизнь так и не уверовавших в Бога и не ставших носителями постулатов веры] — Ад» (Св. Коран, 13:35).

«[Обитатели Рая] не увидят там ни солнца [с палящими лучами], ни стужи [таких понятий, как холод или зной там просто не будет]» (см. Св. Коран, 76:13).

«Аллах (Бог, Господь) дал обещание верующим мужчинам и женщинам о том, что их обителью в вечности будут райские сады, под которыми текут реки, и прекрасные дворцы в садах ‘Адна (Эдема), пребудут они там вечно. Но то, что Всевышний будет доволен ими, — много большее для них [в этом сокрыта неописуемая благодать, которую не сравнить ни с райскими садами, ни с дворцами]. Это [такой результат жизни, прожитой созидательно и благонравно] — огромный успех! [Этот триумф не сравнить с каким-либо иным]» (Св. Коран, 9:72).

Благоухание Рая

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «[Если сравнивать с земными расстояниями и законами физики, то] запах Рая (райское благовоние) полноценно ощущается на расстоянии столетнего пути!»[12].

«И если человек [по итогу его земных убеждений, спешности в благом и праведном; в умении наилучшим созидательным образом реализовать и материализовать Богом данные возможности] оказался из числа приближенных [к Богу в Судный День, приближенных к Его милости и щедрости], то [начиная уже с момента покидания душою тела, его ждет] покой (радость, милость) и приятный аромат [прекрасный удел], а также — райские сады [уже после Судного Дня]» (Св. Коран, 56:88, 89).

Райские реки и моря

Пророк Мухаммад сказал: «Реки (ручейки) в Раю берут свое начало из-под холмов и гор, пропитанных прекрасным благовонием [которое не сравнить даже с самыми дорогими земными духами, парфюмом]»[13].

«Там — источник, [постоянно] текущий [много источников, на любой вкус]» (Св. Коран, 88:12).

Пророк Мухаммад сказал: «В райском саду [в каждом из них] есть море воды, море меда, море молока и море вина, оттуда берут свое начало и [многие другие] реки»[14].

В Коране сказано:

«[Если постараться] уподобить чему-то райские сады, уготованные для набожных, то это места, вода рек которых никогда не портится [не застаивается; не изменяется ее прекрасный вкус, запах или цвет]. [Там же] реки молока, которое не закисает; реки вина, вкус которого [невероятно] прекрасен для пьющих [в отличие от мирских алкогольных напитков]; [в райских садах есть и] реки меда, чистого, очищенного меда. Для обитателей Рая — любые плоды [разновидность и обилие сортов нескончаемы]. [С ними же] предоставленное им [ранее, до входа в Рай] Божье прощение… [Всевышний как щедр к ним, так и доволен ими]» (см. Св. Коран, 47:15).

Для мирского человеческого сознания вне зависимости от времени, места, ментальности или традиций эти четыре источника удовлетворяют основные человеческие потребности: необходимость питьевой воды, питание тела (молоко), наслаждение (вино) и исцеление (мед).

Безусловно, вода райская никак не сравнима даже с самой чистой, ключевой водой на земле; наилучшие сорта высокогорного меда — и рядом не стоят с райским; молоко не сравнится с парным коровьим или козьим, не говоря уже о магазинном «3,2%»; вино, даже самое дорогое и продолжительно выдержанное, — не ровня райскому. А о пьяных посиделках в Раю и речи нет. Рай — это место, где бескультурье, а тем более пьянство, просто отсутствует. Не забывайте: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия».

Некоторые подробности о райском вине:

«Вино, бьющее прямо из-под земли и предоставляемое обитателям Рая, невероятно чисто [нет осадка или каких-либо примесей], и оно — само наслаждение для пьющих его. Нет в нем алкоголя [нет того, что вредило бы, губило бы, подобно мирским алкогольным напиткам], и люди от него не истощаются [интеллектуально или физически; не пьянеют, не теряют разумения, рассудка]» (Св. Коран, 37:45–47);

«Обитатели Рая не будут испытывать головной боли от райского вина и не будут пьянеть» (Св. Коран, 56:19).

«Пить им [обитателям Рая] будут подавать [напиток] рахик [чудесный, не пьянящий, в коем нет искусственных примесей], запечатанный [в сосудах]. Послевкусие от него [сравнимо с] миском (мускусом) [наилучшими ароматами земной жизни]. [Но прежде чем там оказаться и во все это бесконечное и ненадоедающее наслаждение окунуться, следует постараться его заслужить, а потому] пусть соревнуются соревнующиеся [в том, кто лучше, искуснее и искреннее в добрых делах и поступках][15]. Темперамент («нрав») этого напитка [дополнен] из таснима — источника, доступного [в чистом виде] лишь приближенным [не всем обитателям Рая]» (Св. Коран, 83:25–28).

Угощения в Раю

В Коране сказано:

«Воистину, набожным [уготовано] место успеха (победы) [райская обитель] чаши, полные [райских напитков, неописуемых по вкусу и аромату]» (см. Св. Коран, 78:31, 34)

«[Там —] кубки поставленные [доступны и на любой вкус, все напитки из живительных источников]» (Св. Коран, 88:14).

«Вокруг них будут ходить с золотыми тарелками, чашами (кубками) [полными райских, ни с чем из земного несравнимых угощений, и предлагать им попробовать]. В ней [райской обители] уготовано все желаемое (все, что душе угодно) и радующее глаз [приятное на вид, восхитительное, будь то интерьеры, прекрасные средства передвижения, природа и все то, что бесконечно по своему разнообразию. Люди будут восхищаться и испытывать неописуемое наслаждение даже при взгляде на все это]. Вы [оказавшиеся в Раю] пребудете в нем вечно [не старея, не унывая, не беспокоясь, не страшась и не боясь кого- или чего-либо]» (Св. Коран, 43:71).

«Для вас [оказавшихся после Судного Дня в райской обители] здесь изобилие фруктов[16] [которыми вы будете наслаждаться], вкушая их. [Все, что пожелаете, — доступно, полезно, прекрасно]» (Св. Коран, 43:73).

«[Послышится:] «Ешьте, пейте на здоровье, все это — [проявление Божьей милости к вам и] за то, что было совершено вами в [давно] минувшие дни [в земной обители]» (Св. Коран, 69:24).

Заключительный Божий посланник оповестил: «Поистине, обитатели Рая будут [наслаждаться] трапезой [там присутствует такое понятие, как употребление пищи и питья, но оно не сравнимо с мирским], не имея последствием физиологические выделения [свойственные людям] (даже выделения, связанные с носоглоткой, будут отсутствовать)». У Пророка спросили: «А что же с едой? [Куда девается то, что поглощаемо райским человеком?]» Он ответил: «[Если сравнить с отдельными элементами мирской физиологии человека, то это похоже на] отрыжку и испарину, причем запах [ассоциируется с] прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца [обитателями Рая] будет подобно дыханию [абсолютно естественно и непринужденно, подобно дыханию человека в мирской обители]»[17].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 888, хадис № 3210, «хасан сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 2. С. 11.

[2] См.: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 115; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 476, хадис № 2351.

[3] Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня.

[4] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, а также от Абу Са‘ида; св. х. ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 864, хадис № 2790; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 7. С. 13, хадис № 2790; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 718, хадис № 2537; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2315, «хасан».

[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 717, хадис № 2532; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2314, «сахих».

[6] Расстояние от Земли до Солнца — почти 150 000 000 км. Так как свет движется со скоростью 300 000 км/сек, ему требуется 8 минут, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли. Самые близкие к нам звезды, помимо Солнца, — Проксима Центавра и Альфа Центавра. Расстояние от них до Земли в 270 000 раз больше, чем расстояние от Солнца до Земли. То есть расстояние от нас до этих звезд в 270 000 раз больше 150 000 000 километров! Их свету нужно 4,5 года, чтобы достичь Земли.

[7] Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.

[8] Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.

[9] Парча — плотная шелковая сложно-узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями. Является символом богатства, обеспеченности.

[10] А в отношении женщин: «они и их мужья».

[11] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1551, хадис № 4878; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 10. С. 803, хадис № 4878.

[12] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 391, хадис № 7382, «сахих».

[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ибн Хаббана, Ибн Абу Шейбы и др. См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 423, хадис № 7408, «хасан».

[14] Хадис от Му‘авия; св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 729, хадис № 2576, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2316, «сахих».

[15] «…[Сотворил Он, Господь миров, небеса и землю, на которой в последующем разместил вас, люди, поколениями, этапами и периодами] для того, чтобы выявить, проведя через [земной] экзамен [жизни], тех, кто лучший делами, поступками (трудом)…» (Св. Коран, 11:7); «Он сотворил смерть и жизнь для того, чтобы испытать вас, кто будет лучшим в делах (в работе, труде; занятиях, поступках) [материализуя мысли, размышления и слова в конкретные продуманные и перспективные дела, поступки, имея при этом высокую квалификацию и подходя ко всему ответственно]. Он [Господь миров] — Всемогущ и Всепрощающ» (Св. Коран, 67:2).

[16] Изобилие по райским меркам — значит бессчетное по разнообразию, великолепию и количеству.

[17] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1139, хадис № 18–(2835); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 173, хадис № 18–(2835).


Сообщается со слов Сахля ибн Саада, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У Рая есть восемь дверей, среди них есть дверь, которая называется ар-Райян[1], никто не войдёт в неё кроме постящихся». (Аль-Бухари, Муслим)[2]

В другой версии хадиса, которая приводится в сборнике аль-Бухари, говорится: «Воистину, в Раю есть дверь, которую называют ар-Райян. В день Воскрешения в неё войдут постящиеся, и не войдёт в неё никто кроме них. Будет спрошено: «Где постящиеся?», тогда они встанут, и никто кроме них не войдёт в эту дверь, а когда они зайдут, она будет закрыта, и никто больше не зайдет в неё».[3]

В версии упомянутой в сборнике ат-Тирмизи говорится: «В Раю есть одна дверь, которую называют ар-Райян. К ней будут звать постящихся, и те кто был из их числа войдут в неё. А кто войдёт в неё, тот никогда больше не испытает жажды».[4]

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто расходовал дирхамы и динары (на пути Аллаха), тех призовут из дверей Рая словами: «О, рабы, Аллаха, вот оно настоящее благо!» Тех, кто совершал молитвы — призовут из «дверей Молитвы». Тех, кто боролся за веру — призовут из «дверей Джихада». Тех, кто постился — призовут из двери, которая называется ар-Райян, а тех, кто давал милостыню призовут из «дверей Милостыни»». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) спросил: «Да будут мои родители выкупом за тебя, о, посланник Аллаха, тот, кого призовут к одной из этих дверей, уже не будет нуждаться в чем то другом, а будет ли кто-нибудь призван из всех этих дверей?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, и я надеюсь, что ты будешь одним из них». (Аль-Бухари и Муслим)[5]

В другой версии говорится: «…и призовут его стражи Рая, каждый страж из своих дверей, и скажет: «О, такой-то (назовёт человека по имени), войди».[6]

В версии имама Ахмада говорится: «Для каждого, кто совершает какое-то праведное дело — есть дверь в Раю, их будут призывать по их деяниям. И у постящихся есть дверь, из которой их будут призывать, она называется ар-Райян». Абу Бакр спросил: «О, посланник Аллаха, будет ли кто-нибудь призван из всех этих дверей», пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да, Абу Бакр, и я надеюсь, что ты будешь одним из них».[7]

Когда Абу Бакр спрашивал пророка (мир ему и благословение Аллаха), то имел в виду, что если человека позовут к одной из дверей Рая, то этого ему будет достаточно, и он не будет нуждаться в том, чтобы его звали из всех дверей. Ведь главная цель — это вход в Рай, и она достигается путем вхождения в любую из его дверей. Вместе с тем, на вопрос: «Будут ли такие люди, которых призовут из всех дверей Рая?», посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Да».

Из этих хадисов мы узнаём о следующем:

1. Соблюдение поста – это очень праведное и достойное дело. На это указывает тот факт, что одна из восьми райских дверей предназначена именно для постящихся.

2. Дверь ар-Райян – это название одной из дверей Рая. Это слово образовано от слова «рий», что значит: упоение, напоённость, утоление жажды. Соблюдая пост мусульманин удерживает себя от питья воды, в то время как она является одной из важнейших потребностей человека, и поэтому самой уместной наградой постящегося является утоление его жажды в Раю, после чего он никогда более не испытает этого чувства.

3. Для каждого из видов поклонения, упомянутых в хадисе, таких как: молитва, борьба за Веру, пост, милостыня – есть свои особые двери в Раю, через каждую из которых будут заходить люди в соответствии с тем видом благих дел, в которых они проявляли усердие при жизни.

4. У каждой из дверей Рая есть стражи из числа ангелов, которые зовут к двери праведников, соответствующей их благодеяниям. Это указывает на то, что ангелы любят праведных сыновей Адама и радуются встрече с ними.[8]

5. Эти хадисы указывают на превосходство и почётное положение Абу Бакра. По воле Аллаха ангелы будут звать его из всех врат Рая, потому что он был усердным во всех видах поклонения. Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) высказал относительно чего-то надежду, как в словах: «Я надеюсь, что ты будешь одним из них», то это непременно сбудется.

В одном из хадисов, передаваемых со слов ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Абу Бакра будут звать из всех уголков Рая, из каждого его уровня, из каждой комнаты.[9]

6. Из хадисов понятно, что людей, которых призовут сразу из всех врат Рая — будет не много[10].

7. В хадисах имеется в виду, что заходить в эти двери будут те, кто делал дополнительные праведные дела (мустахаб), не ограничиваясь совершением только обязательных. Тех людей, которые совершают обязательную часть упомянутых благодеяний — очень много, но тех, кто старается совершать много дополнительных благих дел намного меньше, тех же, кто сможет быть усердным во всех этих делах еще меньше.[11]

8. Разрешается похвалить человека в лицо, если есть уверенность, что это не приведёт его к самолюбованию и тщеславию.[12]

9. Праведного мусульманина призовут ко всем дверям Рая, и будут призывать его всеми праведными делами, тем самым ему будет оказан почёт , за его постоянные старания во всех добрых делах, однако в Рай он зайдёт только через одну дверь, которую пожелает.

10. Для большинства людей усердие во всех благодеяниях одновременно — является недоступным. Зачастую если человеку облегчено что-то одно, то он находит трудность в чём-то другом, но иногда Аллах открывает перед одним человеком двери всех благих дел, таких людей очень немного, и одним из них является Абу Бакр.[13]

11. Если человек часто совершает какое либо дело, то он становится известен этим и ассоциируется у других с данным действием. Например, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тех, кто совершал молитвы…», по большому счёту, под данное описание подходят все мусульмане, все они совершают молитвы, но как было сказано выше, в данном случае имеются в виду те, кто усердствовал в молитве и совершал её часто.[14]

Рай

Рай – одно из самых волнительных понятий, которое свойственно всем религиям и прочно вошло в человеческую жизнь, как символ полного довольства, радости и счастья, которое Бог дарит в награду за праведную жизнь на земле.

Само понятие «Рай» относится и к философии, и к религии, и в обеих науках оно трактуется как место, либо состояние вечной жизни, совершенного бытия.

Сколько бы не было снято фильмов о Рае, фантазии людей не хватит, чтобы охватить хоть малую часть красот и наслаждений, которые уготовил Бог для верующих в Раю. В фильме приведенном ниже приводится лишь некоторая часть описаний, которая приводится в хадисах Пророка ﷺ и Священном Коране.

Исламская терминология

Ислам используется много обозначений слова "рай":

  • Джаннат, что в переводе с арабского означает «сады»;
  • Ан-наим, что переводится как «благодать»;
  • аль-фирдаус, что переводится как «Рай».

Вопросы и ответы

Когда мусульмане попадут в Рай?

Ответ: по Исламу, верующие попадут в рай после Судного дня, а те, кто не уверовал в Господа, попадут в Ад и останутся пребывать в нем вечно.

Вечен ли Рай?

Ответ: верующие в Раю будут вечно наслаждаться благами, которые уготованы для них Всевышним Аллахом.

Какая наивысшая награда в Раю?

Ответ: главным благом и наградой для мусульманина будет возможность созерцать Всевышнего Аллаха. Ибн аль-Асир сказал: «Лицезрение Аллаха – наивысшее из удовольствий в Последней жизни, наилучший из щедрых даров Аллаху, и пусть Всевышний позволит нам насладиться им столько, сколько мы пожелаем».

Муслим и другие передали со слов Сухейба ар-Руми, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда обитатели Рая войдут туда, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: «Не хотите ли вы добавки?» Они скажут: «Разве Ты не обелил наши лица? Разве Ты не ввел нас в Рай и не спас от Огня?» Тогда Он приподнимет покрывало, и они не получат ничего более желанного, чем возможность лицезреть своего Господа». В одной из версий сообщается, что после этого он прочел аят: «Тем, которые творили добро, уготовано Наилучшее и добавка» (сура Йунус (Иона), 26-й аят).

Охраняется ли Рай?

Ответ: охраняют Рай ангелы, который возглавляет ангел по имени Ридван.

Какой размер Рая?

Ответ: по Исламу, размеры Рая огромны, и для разных категорий праведников с любовью Господом предусмотрены разные его уровни. Более подробно читайте об уровнях Рая.

Описание

В Коране и хадисах упоминается о Рае, но и коранический текст о райской обители дает только общее представление, хотя это представление изложено в понятной любому человеку форме, независимо от уровня образованности и эрудированности. Поскольку Священная Книга Коран была ниспослана Всевышним на земном языке, человеку доступна для понимания та информация, которую преподносит Коран.

Создан Рай из золотых и серебряных кирпичей, от которых исходит запах мускуса. Ни холодно в Раю, ни жарко. В хадисах Пророка Мухаммада ﷺ указано, что в Раю есть райское дерево Туба среди множества прочих деревьев, а венцом Рая называют дерево «сидрат аль-мунтаха», что в переводе означает «лотос крайнего предела».

В Коране есть такие слова: «Обрадуй верующих, совершающих благие дела! Им - райские сады, где текут реки. Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее». А дадут им лишь похожее» (сура 2:25).

В Священной Книге Коран также дано описание райских садов: «сады и виноградники» (сура 78:32) – «воздаяние от Господа, являющееся полным, щедрым дарованием» (сура 78:36), и это означает, что праведники могут наслаждаться дарами Рая беспрестанно, и красоты его никогда не будут приедаться им.

Пророк Мухаммад ﷺ говорил о двух райских садах, в которых все из серебра, и еще о двух райских садах, в которых все сделано и золото, но эти золото и серебро ничего общего с земными металлами не имеют.

рай в исламе

Райские реки

В описаниях Рая постоянно упоминается четыре основных источника, питающие жизнь человека – источник воды, источник молока как источник питания человека, источник наслаждения или вино и источник исцеления – мед. Райская вода не сравнится даже с самой чистейшей водой на земле, и самый чистый и исключительного качества мед на земле не сравнится по своим вкусовым и целебным свойства с райским медом. Молоко в Раю не имеет ничего общего с молоком, которое приносят земные животные, и даже самое прекрасное вино на земле не сравнится и близко с тем вином, которое будут вкушать праведники в Раю. Райское вино никакого отношения к пьянству не имеет – в Раю нет места бескультурью и прочим нечестивым проявлениям человека, это вино не будет иметь свойств опьянения человека.

В Коране рай представлен как тенистые бесконечные сады, у которых есть много источников и прудов каналов – это четыре сада Фирдаус, Адн, Наим и Мава, и по ним текут четыре реки – Каусар, Маин, Тасмим и Сальсабиль. Сад Фирдаус находится на верхнем уровне, и выше него только Трон Господа.

Райская утварь и предметы

По словам одного из сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ , Ибн Аббаса, в мирской обители из Рая можно встретить только названия, но сами предметы там совершенно иного качества и формы, из разряда того, что человек никогда не слышал и не знал.

В Священной Книге Коран сказано, что даже человеческая душа, хотя и обладает метафизическим началом, и у нее есть в плане ощущений, фантазий и впечатлений невероятные возможности, не знает о Рае ничего, поскольку это скрыто от праведников, но это ожидает их в качестве воздаяния за те хорошие дела, которые они совершили в своей мирской жизни. Для пожеланий человека, попавшего в Рай, нет никаких ограничений – все его потребности, касаются ли они вкуса или звуков, эстетических или моральных потребностей, будут удовлетворены. Верующие не испытают в Раю ни усталости ни утомления.

Священная Книга Коран рассказывает также о том, какая роскошь предстанет перед глазами тех, кто попадет в райские сады. О Рае сказано, что там праведник найдет все, чего бы он ни пожелал, и будет его жизнь там в абсолютном упоении в любой форме, какую бы он ни пожелал. Там ждут праведника любые яства, каких он ни пожелал бы, и лишь по названию будут схожи они с теми, что ему доводилось вкушать на земле – вкус же их будет превосходить знакомый нам земной вкус во много раз.

описание рая в исламе

Райские жители

Пророк ﷺ описывал обитателей Рая следующим образом: они будут есть и пить, от них не будет исходить неприятный запах, они не будут ни мочиться, ни испражняться, а также не будут высмаркиваться. Удивленные сподвижники спросили его: «А куда же будет деваться еда?» На что Пророк ﷺ отвечал: «Еда будет выводиться из организма посредством отрыжки и пота, пота подобного миску (т.е. он будет с ароматом)». И вся это роскошь будет воздаянием Аллаха тем праведникам, которые были набожными и уверовали во Всевышнего Аллаха в своей земной жизни и следовали всем предписаниями Господа, сторонясь запретного.

Также сказано в Священной Книге Аллаха Коране, что люди, которые обитают в раю, имеют возможность украсить себя любыми драгоценностями, какие только пожелают они, и надеть любые роскошные одежды, какие только им захочется надеть. Люди, которые попадут в Рай, будут иметь возможность сидеть на самой комфортной мебели, какую только они пожелают, смотреть и не найти во всем мире большей роскоши, чем та, которая ожидает праведников в Раю. В Коране также сказано о том, что на лицах праведников, которые будут сидеть на своих комфортных роскошных ложах и смотреть на красоты рая, будет выражение полного довольства и блаженства – «На их лицах ты увидишь блеск благоденствия» (сура 83:24).

Уровни

Рай описан как состоящий из уровней, они уходят вверх, а уровни Ада уходят вниз. Но нельзя судить о строении Рая по тем законам физики, которые известны человечеству.

Как сказал Пророк Мухаммад ﷺ , в Раю сто уровней, которые уготованы для тех, кто усердно следует Божьему пути, проявляют стойкость в работе над собой, взращивают любовь ко Всевышнему, стараются стать духовным образцом и нравственным примером для остальных людей в самых разных областях.

Между каждым из уровней расстояние равняется тому расстоянию, какое между небом и землей, от земли до звезд на небе. На этом уровне хватит места для представителей всех миров, существовавших на земле со времен Адама, до нынешних живущих на земле. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею – Трон, с которого берут начало райские реки».

Также Пророк Мухаммад ﷺ сказал, что есть в Раю такие обители, в которых когда находишься, можешь видеть то, что находится снаружи, и наоборот – такие обители уготованы тем людям, которые проявляли в своей земной жизни гостеприимство, в своих речах были вежливыми, соблюдали пост и совершали молитвы тогда, когда спали все остальные.

Также Пророк Мухаммад ﷺ говорил о Рае, как о неописуемом великолепии, которое невозможно вообразить по его красоте, широта которого сравнима с широтой земли и неба.

Рай в Христианстве

Если рассматривать описание Рая в Библии, то найти какое-то развернутое описание этого места не получится, поскольку в Библии есть только упоминания о Рае как о «жилище на небесах», которое представляет собой нерукотворный вечный дом. Также в Библии сказано о Рае как о чем-то, чего человеческое ухо не слышало и не видел человеческий глаз, но о том, что для верующего человека, который любит Господа, приготовил сам Бог. Также упоминается о том, что человек не сможет пересказать те слова, которыми рассказано о Рае, а войти в Рай может только безгрешный человек как ребенок.

В Ветхом Завете сказано, что в Раю Бог поместил человека, который «насадил … в Эдеме на востоке» и «произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи», упоминается, что в центре Рая находится древо познания зла и добра. Из Эдема для орошения Рая выходит река, которая потом разделяется на четыре реки: Фисон, которая обтекает землю Хавила, в которой хорошее золото, камень оникс и бдолах, Гихон или Геон, которая обтекает землю Куш, Хиддекель или Тигр, которая обтекает Ассирию, и Евфрат.

В Ветхом Завете поясняется, что Бог поселил человека в Эдемском саду для того, чтобы он возделывал сад и его хранил, заповедовав человеку пользоваться плодами всего сада, но пригрозил смертью наказать, если он тронет плоды с дерева познания. Из этих данных ученые богословы сделали вывод, что сады Эдема, как и сама страна Эдемская находится неподалеку от рек Тигра и Евфрата.

Привилегиями человека в Раю стала власть над любыми стихиями и живыми существами: «владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле», а также дал человеку право дать имена всему, что есть сущего: «образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Рай – это место, где была сотворена Ева, первая женщина и жена Адама, и сказано, что «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». Адам и Ева имели возможность общаться непосредственно с Богом, являлись бессмертными и безгрешными. Также в Ветхом Завете при описании последствий грехопадения указано, что Господь сказал Адаму: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься», и здесь есть указания на то, что пока человек находился в Раю, он был избавлен от всех болезней и страданий.

Наряду с Раем изначальным описывается также Рай обретенный. Христианство раскрывает смысл Рая, как Царства Небесного, которое уготовано от начала мира, которое потом утратили люди в результате своего грехопадения и которое вновь обретут, когда Иисус Христос победит силы Ада.

В идее Рая соединяется изначальное прошлое и конечное будущее, но Рай, который ожидает праведников в конце пути, будет принципиально иным: он станет Раем после познания греха, после того, как будут пережиты страдания и пройдены испытания, он покажет истинную мощь Бога и немощь человека. Рай конечный, обретенный – это Рай после Ада, после того, как человечество переживет знакомство со злом и свободно отвергнет Ад. Рай будет наследован святыми после своей земной смерти, после своего воскресения в новом мироздании, когда не будут знать ни болезней, ни страданий, а будут ощущать лишь бесконечную радость. По Евангелию, Рай – это место, где находится Иисус Христос.

Рай ассоциируется у христиан с таким понятием, как «Царство Небесное», то есть обитель, в которую попадут после смерти души праведников, тех грешников, кто покаялся и искупил свою вину, и воссоединился в Господом для вечной жизни.

В Откровении Иоанна Богослова описан Рай как Небесный Иерусалим: «сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста для мужа своего». Описывается, что у этого города высокая и большая стена, есть двенадцать ворот, на которых стоят двенадцать ангелов. У этого города улицы сделаны из чистого, подобного прозрачному стеклу золота. В город не запираются ворота днем, а ночей в этом городе не бывает. Также упоминаются реки по обе стороны улиц, древо жизни, которое приносит плоды двенадцать раз в течение года, и листья этого дерева исцеляют народы. Описывается, что в Небесном Иерусалиме нет ничего проклятого – только лишь престол Господа Бога и рабы божьи, служащие Ему. Люди в этом городе увидят божественный лик. Богословы толкуют это описание как то, что здесь описывается «первое небо», то есть обитель, ближайшая к земле, но за этой обителью есть еще небеса.

Наиболее ранее упоминание о Рае можно встретить у мученицы Святой Перпетуи, которая умерла в 203 году – там говорится о Рае как об обширном прекрасном саде, в котором дивные дерева и благоухающие цветы, а птицы поют чудно.

Рай в различных идеологиях

Буддизм говорит о Рае как о земле бесконечной радости, где все, кто воззвал к имени Будды, смогут возродиться к своей предстоящей жизни.

Понятие Рая существует в разных мифологиях и разных религиях. Упоминание такого понятия как Иару встречается в египетской мифологии – это рай Осириса, который располагается на западе и является конечной целью души после того, как умирает человек. Достичь этого места или состояния можно в результате долгого путешествия на солнечной ладье и справившись с испытанием, которое предлагается умершему в зале, где вершит свой суд Осирис.

Понятие Рая стало вдохновением для множества литературных произведений и произведений искусства, документальных и художественных фильмов.


Далее мы предлагаем вам ознакомиться с описанием Рая и положением его обитателей, которое приводит имам Аль-Газали в своей книге «Мукашафат аль-кулюб»:

«Знай, что той обители, горе и печали которой известны, то есть Аду, противостоит другая; посмотри же, какие виды наслаждений и радостей есть в ней, ибо отдалившийся от одной из них непременно попадёт в другую.

Размышляй об ужасах Ада, и пусть по причине этого в твоём сердце растёт страх, и пусть оно наполняется страстным желанием попасть в Рай, для этого думай о вечном блаженстве, обещанном обитателям райских садов. Погоняй свой нафс кнутом страха и управляй им при помощи узды стремления, направляя ею на прямой путь, только тогда ты обретёшь великое благо и спасёшься от мучительного наказания.

Подумай об обитателях Рая, на чьих лицах будет блеск благоденствия. Поить их будут вином из запечатанных бутылей, они будут сидеть на седалищах из красного яхонта под укрытием из белого жемчуга и лежать, опершись, на ложах, установленных по берегам рек, в которых будут течь вино и мёд.

Их будут окружать юноши и мальчики, прислуживающие им, а также райские девы гурии, прекрасные и красивые, подобные яхонту и кораллам, которых не касался до этого ни человек, ни джинн. Они будут ходить по райским садам, а если одна из них вдруг нечаянно споткнётся, то её поддержат 70 тысяч юношей. Они будут одеты в удивительные одежды из белого шелка, а на голове у них будут корона, украшенная жемчугом и кораллами. Кокетливые, игривые, благоухающие, их никогда не постигнет старость и не коснётся печаль.

Потом и мужчинам, и женщинам разнесут в чашах, кувшинах и кубках вино, которое будет доставлять радость тем, кто пьёт его. Их будут обслуживать прислужники, подобные оберегаемому жемчугу, в воздаяние за то, что они совершали.

В безопасной обители, среди садов и родников, восседать они будут на почётных местах. Там они созерцают Щедрого Властелина, а на лицах их отразится блеск благоденствия. Не познают они там ни усталости, ни унижения, но будут там почитаемыми рабами и получат от своего Господа многочисленные дары.

И будут они пребывать вечно там, куда стремились их души. Там они не будут испытывать ни страха, ни печали, и не будут им страшны превратности судьбы. Там они будут наслаждаться и есть, пить из рек, в которых будут течь молоко, вино и прозрачная вода.

Земля в тех садах будет из серебра, а камни будут кораллами. Земля там будет мускусом, а растения – шафраном. На них прольётся дождь из розовой воды, прямо на холмы, поросшие шафрановыми деревьями.

Им поднесут кубки, и какие же это будут кубки! Отделанные жемчугом, яхонтом и кораллами. Кубки, наполненные вином из запечатанных бутылей, смешанным с водой из источника Сальсабиль.

И кубок этот будет ярко светиться – такими чистыми будут драгоценные камни на нём, и он будет так тонок и прозрачен, что содержимое его будет видно снаружи. Его делал не человек, ведь рука прислужника могла бы испортить работу; своим светом кубок будет соревноваться с солнцем, но солнце отнюдь не так прекрасно.

Удивительно, как человек, который верит в существование такого Дома и знает, что его обитатели никогда не умрут, что их никогда не коснутся беды и ветры перемен, может быть привязанным к Дому, который Всевышний связал с разрушением.

Как он может спокойно жить в нём? Клянусь Аллахом, если бы в Раю не было ничего, кроме здоровья, бессмертия и безопасности от голода, жажды и тому подобного, то лишь этого было бы достаточно, чтобы отвернуться от земной жизни, тяжёлой и преходящей.

А в том Доме люди будут блаженствующими царями, каждый день они будут наслаждаться и радоваться, у них будет всё, чего они пожелают, и каждый день, подойдя к Трону, они будут особым образом созерцать Всевышнего Аллаха. Увидев Его, они перестанут обращать внимание на другие радости райских садов. Их наслаждение будет длиться вечно, и не будет у них страха, что это когда-нибудь исчезнет».

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «В Раю воззовут: "О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!"».

Это и означают слова Всевышнего, Всемогущ Он и Велик:

وَنُودُوا أَنْ تِلْكُمُ الْجَنَّةُ أُورِثْتُمُوهَا بِمَا كُنْتُمْ تَعْمَلُونَ

(смысл): «Им будет возвещено: "Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали"» (сура «Аль-А‘раф»: 43).

И если ты хочешь подробнее узнать о Рае, то читай Коран, ибо никто не сможет описать Рай лучше Всевышнего Аллаха. Прочти Его слова:

وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ

(смысл): «Тем же, кто боялся предстать перед своим Господом, уготованы два сада». (сура Ар-Рахман, аят 46) – до конца суры Ар-Рахман, а также прочти суру Аль-Ваки‘а и другие суры.

А если ты хочешь подробно узнать, как Рай описывается в хадисах, то изучай и их, а мы лишь подведём общий итог.

Что касается числа садов, то благородный Посланник Аллаха ﷺ сказал об аяте: «Тем же, кто боялся предстать перед своим Господом, уготованы два сада» следующее: «Два сада – из серебра сами они и посуда в них, и два сада – сами они и посуда в них из золота. И между взглядом людей и их Господом не будет ничего, кроме покрывала величия на Нём в саду Рая».

Потом посмотри на врата Рая, ибо число их равно числу основ и источников поклонения, как число врат Ада равно числу источников и основ непокорности Всевышнему[1].

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из врат молитвы; тех, кто постился, позовут из врат поста; дававших пожертвования позовут из врат пожертвования; сражавшихся на пути Аллаха позовут из врат джихада».

Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из всех врат Рая одновременно?» Пророк ﷺ сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».

От ‘Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды он начал рассказывать об Аде и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал:

وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا ۖ

(смысл): «А тех, кто боялся своего Господа, толпами проводят в Рай». (сура Аз-Зумар: 73)

Они дойдут до одних райских врат, где увидят дерево, под которым будут бить два родника. Они направятся к одному из них, как им и было приказано, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого.

Потом они направятся к другому роднику и омоются в нём, после чего на них снизойдёт блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрёпанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им:

سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ

Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!»

Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей райских гурий и скажет ей: “Пришёл такой-то”, назвав его по имени, которым его звали в земной жизни. Она спросит: “Ты видел его?” Тот ответит: “Я видел его, и он идёт вслед за мной”. Радость охватит её, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его фундамент и увидит, что он из жемчуга, а на нём будет стоять дворец, переливающийся жёлтым, красным, зелёным и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светится ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним Аллахом, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жён:

وَزَرَابِيُّ مَبْثُوثَةٌ وَنَمَارِقُ مَصْفُوفَةٌ وَأَكْوَابٌ مَوْضُوعَةٌ فِيهَا سُرُرٌ مَرْفُوعَةٌ

(смысл): "Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры"». (сура Аль-Гашия: 13-16)

Потом он остановится и скажет:

وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي هَدَانَا لِهَٰذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَانَا اللَّهُ

(смысл): «Хвала Аллаху, который привёл нас к этому! Мы не последовали бы прямым путём, если бы Аллах не наставил нас». (сура Аль-А‘раф: 43)

Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрёте! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!»

А сейчас посмотри на горницы в Раю и на то, как одни из них располагаются над другими, ибо в последней жизни различия между людьми проявляются сильнее всего. Как различаются люди во внешнем поклонении и в скрытых добродетелях, так же будут они различаться и в получаемом воздаянии.

И если ты хочешь оказаться на наивысших ступенях в Раю, то старайся быть самым усердным в поклонении Всевышнему Аллаху, ведь Создатель велел соревноваться в этом, сказав:

سَابِقُوا إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ

(смысл): «Стремитесь же, опережая друг друга, к прошению от вашего Господа». (сура Аль-Хадид: 21)

Также Всевышний сказал:

وَفِي ذَٰلِكَ فَلْيَتَنَافَسِ الْمُتَنَافِسُونَ

(смысл): «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся». (сура Аль-Мутаффифина: 26)

Из книги «ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД В ИСЛАМЕ»

[1] Количество врат Ада равно семи, что соответствует семи частям тела (глаза, уши, язык, живот, руки, ноги, половые органы)‚ совершая грехи которыми, человек может попасть в Ад. А количество врат Рая равно восьми, что также соответствует восьми частям тела (семь вышеназванных и восьмая – сердце), оберегаясь от грехов которых, можно удостоиться одного из уровней Рая.

Рай и ад

Каждый мусульманин должен быть убеждён в том, что, поистине, Рай – истина, и ад тоже истина, так как это установлено Кораном и Сунной. Большинство учёных говорит, что Рай находится под Аршем и над седьмым небом, а ад находится под седьмой землёй. Ибн аль-Араби говорит, что огонь, который находится в этом мире, взят из адского огня, и что этот огонь окунули дважды в море, ибо если бы это не было сделано, то никто не смог бы пользоваться этим огнём из-за сильной его жары.

Так получен огонь, которым мы пользуемся в этом мире. Топили адский огонь тысячу лет, пока он не стал белым, потом ещё тысячу лет, пока он не стал красным, и ещё тысячу лет, пока не почернел. Того, кто войдёт в ад, наказывают разными видами наказания. Да сохранит Всевышний нас от адского огня. Амин!

Что касается грешных верующих, то они войдут в Рай после того, как Всевышний накажет их за грехи. Отрицание ада означает, что неверующий противоречит бесконечному могуществу Аллаха. Доказательством того, что Рай и ад существуют, является история пророка Адама (мир ему) и Хавы и житьё их в Раю. Рай приготовлен для тех людей, которые веруют и боятся Аллаха. Ад приготовлен для тех, которые не веруют в Аллаха, и которые ослушались Его.

Уровни Рая.

У Рая семь степеней. Самая высшая и самая почётная степень называется аль-Фирдавс, и над ним находится Арш, и оттуда берут начало Райские реки. После аль-Фирдавса, по степени почётности идут джаннату аднан, джаннату хульд, джаннат ан-наим, джаннату маъва, дар ас-саллям и дар аль-джалаль.

Описание Рая.

Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Раю воззовут: „О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!”». Это и означают слова Всевышнего: «Им будет возвещено: ”Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали!”» (аль-Араф, аят 43).

Тебе полезно подробнее узнать описание Рая. Всевышний в Коране говорит: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Создателем, уготовано два Рая (т.е. Рай за богобоязненность и Рай за отказ от страстей, ар-Рахман, 46) – до конца суры «Милостивый».

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из-за всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из-за врат молитвы, тех, кто постился, позовут из-за врат поста, дававших пожертвования позовут из-за врат пожертвования, сражавшихся на пути Аллаха позовут из-за врат джихада». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из-за каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из-за всех врат Рая одновременно?». Он сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».

От Асима ибн Дамрата, от Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды Пророк (мир ему и благословение) начал рассказывать об аде, и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал: «И тех, которые боялись своего Создателя, проводят в Рай толпами» (аль-Зумр, аят 73). Они дойдут до одних из райских врат, где увидят дерево, под которым будут течь два родника. Они направятся к одному из них, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого. Потом они направятся к другому роднику и в нём омоются, после чего на них снизойдёт блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрёпанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им: «Мир вам! вы были хороши (совершали благие деяния) входите же в Рай навечно!» (аль-Зумр, аят 73).

Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!». Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей – райских гурий, и скажет ей: «Пришёл такой-то», называя его по имени, которым его называли в земной жизни. Она спросит: «Ты видел его?». Тот ответит: „Я видел его, и он идёт вслед за мной». Радость охватит её, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его основу и увидит, что она – из жемчуга, а на ней будет стоять дворец, переливающийся жёлтым, красным, зелёным и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светит ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жён: «Там воздвигнуты ложи, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры» (аль-Гашият, аяты 13-16).

В Коране говорится: «Они скажут: хвала Аллаху, Который наставил нас на этот путь, и не были бы мы на верном пути, если бы Аллах не наставил нас» (аль-Араф, аят 43). Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрёте! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!».

Описание ада.

Ат-Тирмизи передал: «Вайль – пропасть в аде, в которую неверующий будет падать семьдесят осеней (т.е. лет), прежде чем достигнет её дна».

Ибн Маджа и ат-Тирмизи рассказали, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Просите защиты у Аллаха от ямы Печали». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Что такое яма Печали?». Он ответил: «Долина в Геенне, от которой сама она просит защиты по четыреста раз в день». Его спросили: «О Посланник Аллаха! Для кого она приготовлена?». Он ответил: «Для учёных, выставляющих свои дела напоказ. И сильнее всего Аллах ненавидит тех учёных, которые посещают собрания несправедливых правителей».

Ат-Табарани сказал: «Воистину, в аду есть долина, от которой сама Геенна просит защиты по четыреста раз в день, она приготовлена для тех из общины Мухаммада (мир ему и благословение), кто выставляет свои дела напоказ».

Аль-Бухари в своём «Тарихе» передал: «Воистину, в Геенне семьдесят тысяч долин, в каждой долине – семьдесят тысяч ущелий, в каждом ущелье – семьдесят тысяч дворов, в каждом дворе – семьдесят тысяч домов, в каждом доме – семьдесят тысяч колодцев, в каждом колодце – семьдесят тысяч змей, рядом с каждой змеёй – семьдесят тысяч скорпионов, и каждый неверующий и лицемер непременно пройдет через всё это».

Ахмад, ат-Табарани, ибн Хиббан в «Сахихе» и аль-Хаким рассказали: «Воистину, в аду есть змеи размером с шею верблюда. И если одна из них ужалит, то боль от укуса её будет чувствоваться в течение семидесяти осеней (т.е. лет). И, воистину, в аду есть скорпионы размером с мулов. Если один из них ужалит, то боль от укуса его будет чувствоваться сорок лет».


Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Читайте также: