Какой расход воды назначается при уплотнении щебня в сухую жаркую погоду

Обновлено: 02.05.2024

1. Грунтощебнем принято называть дорожно-строительный материал, получаемый в результате уплотнения рационально составленной смеси щебня, грунта, вяжущего и воды. Если в составе грунтощебня вяжущие не применяются, то такой грунтощебень называется неукреплённым.

2. Грунтощебень применяется для устройства слоев оснований на дорогах II - III категорий и покрытий на дорогах IV - V категорий. При использовании грунтощебня в качестве слоя покрытия обязательным является устройство поверхностной обработки.

3. При применении в составе грунтощебня вяжущих веществ необходимо руководствоваться, кроме настоящих методических рекомендаций, действующими инструкциями и нормами по укреплению грунтов вяжущими веществами (СН 25-74 и др.).

4. Количество щебня, грунта, вяжущих веществ и воды в составе грунтощебня зависит от места расположения слоя в конструкции дорожной одежды, прочности каменных материалов, типа вяжущих веществ, типа грунта и т. п. и определяется в соответствии с методикой проектирования составов грунтощебеночных смесей (см. Приложение I ).

Щебень

5. В составе грунтощебня применяется щебень как прочных, гак и слабых горных пород. Кроме того, могут применяться неподдающиеся в чистом виде укатке кварциты, кварцевые песчаники и стекловидные шлаки.

6. Для приготовления щебня прочных пород используются изверженные горные породы, прочные известняки и песчаники; слабых пород - известняки средней и слабой прочности. При возможности выбора предпочтение отдается щебню, который выдержал требуемое количество циклов замораживания и оттаивания и обладает возможно меньшей водонасыщаемостью.

7. Максимальный размер щебенок не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя грунтощебня.

Грунты

8. В составе грунтощебня могут применяться различные по генезису и гранулометрическому составу грунты: глинистые, суглинистые, супесчаные. При этом надо стремиться к применению грунтов оптимального гранулометрического состава.

Наиболее высокая прочность, морозоустойчивость и водоустойчивость грунтощебня достигается при применении супесчаных и легкосуглинистых грунтов, гранулометрический состав которых близок к оптимальному. Предварительное улучшение гранулометрического состава тяжелых суглинистых и глинистых грунтов пескованием, а также песчаных грунтов глинованием для доведения их состава до оптимального может оказаться рациональным при наличии в непосредственной близости от трассы карьеров крупно- и среднезернистых песков, гравия или глины соответственно.

9. Требования к грунтам устанавливаются в зависимости от применяемого в составе грунтощебня типа вяжущего вещества.

10. Для неукрепленного грунтощебня могут применяться связные грунты с влажностью границы текучести не более 40%. Число пластичности при этом не ограничивается. Наиболее эффективно в этом случае применение супесчаных или легких суглинистых грунтов. Допускается применение тяжелых суглинков и глин, предварительно улучшенных песком.

11. При применении цемента в составе грунтощебня можно использовать все связные грунты - супесчаные, суглинистые и глинистые различных генетических типов с нейтральной и щелочной реакцией почвенного раствора (рН = 6-10) при условии ограничения следующих показателей:

а) граница текучести не более 40%;

б) число пластичности не более 17.

Чем выше содержание в грунте пылеватых и глинистых частиц, а также гумусовых веществ, тем больше потребное количество цемента, тем труднее размельчение агрегатов грунта и равномерное распределение цемента и воды в процессе производства работ.

Не следует применять черноземы с содержанием гумусовых веществ более 10%.

12. При применении битума и полимерных смол в составе грунтощебня можно применять грунты с влажностью границы текучести не более 40% и числом пластичности не более 22.

Наиболее эффективно в этом случае применение грунтов оптимального гранулометрического состава (см. п. 8 ).

Вяжущие вещества

13. В качестве вяжущих материалов в составе грунтощебня могут применяться органические, неорганические вяжущие и полимерные смолы.

14. Рекомендуется применять портландцементы марки не ниже «400», жидкие битумы марок СГ-15/25, СГ-25/40, МГ-40/70; кумароновые, форфурол-анилиновые и карбамидные смолы.

15. При разработке конструкций дорожных одежд с применением грунтощебеночных слоев необходимо учитывать особенности водно-теплового режима системы «дорожная одежда + земляное полотно» при применении укрепленного и неукрепленного грунтощебня.

16. Грунтощебень может применяться как в основании дорожных одежд, так и в качестве слоя покрытия. В последнем случае обязательным является устройство поверхностной обработки.

В зависимости от расположения слоя в конструкции дорожной одежды будет изменяться количество щебня и вяжущего в грунтощебне. В качестве слоя покрытия рекомендуется применять укрепленный грунтощебень.

17. Толщина грунтощебеночного слоя должна быть не менее 10 см.

18. На рис. 1-4 приведены примеры конструкций дорожных одежд с применением грунтощебеночных слоев при эквивалентном модуле упругости дорожной одежды 1400, 1300, 1200 и 1000кг/см2.

19. Тип I характеризуется применением в качестве несущего слоя дорожной одежды слоя из грунтощебня, укрепленного битумом, а в качестве дополнительного слоя основания - слоя из неукрепленного грунтощебня.

Для повышения модуля деформации грунтового основания и водоустойчивости дорожной одежды производится устройство слоя из уплотненного грунта толщиной 20 см.

20. Тип II характеризуется применением в качестве несущего слоя дорожной одежды слоя из грунтощебня, укрепленного цементом, а в качестве дополнительного слоя основания - слоя из неукрепленного грунтощебня. Нижний слой дорожной одежды также устроен из уплотненного грунта.

21. Тип III характеризуется тем, что для устройства слоев основания применяется один и тот же тип вяжущего - цемент, В качестве дополнительного слоя основания применен цементогрунт. Конструкция данного типа обладает повышенной жесткостью и повышенным расходом цемента.

22. При конструировании дорожных одежд с применением грунтощебня необходимо учитывать категорию дороги и наличие местных дорожно-строительных материалов для данных конкретных условий района строительства.




Рис. 1 . Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1400 кг/см 2 .




Рис. 2. Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1300 кг/см 2 .




Рис. 3. Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1200 кг/см 2 .




Рис. 4 . Конструкции дорожных одежд с грунтощебеночными слоями при Еэкв = 1000 кг/см 2 .

23. Прочный и водоустойчивый слой грунтощебня получают путем технологических операций, главными из которых являются перемешивание и уплотнение. Только после надлежащего перемешивания составляющих и уплотнения грунтощебеночной смеси до максимальной плотности можно получить грунтощебеночный слой требуемой прочности. С этой точки зрения грунтощебень следует рассматривать как продукт технологии. Перемешивание и уплотнение составляющих грунтощебня до максимальной плотности производится при оптимальной влажности. Оптимальная влажность определяется экспериментальным путем в лаборатории.

24. Перемешивание составляющих грунтощебня может быть произведено в стационарных смесителях, а также непосредственно на дороге в передвижных смесительных машинах. При этом следует иметь в виду, что качество смешения при различных способах будет различным. Поэтому способ перемешивания выбирается в зависимости от требований, предъявляемых к однородности смеси, а также от сроков строительства и наличия машин и механизмов в дорожно-строительной организации.

Прочность грунтощебеночных слоев существенно зависит от прочности нижних слоев и грунтового основания. Поэтому подготовка грунтового основания и устройство нижних слоев покрытия должно производиться очень тщательно.

25. Для устройства слоя грунтощебня может быть использован грунт полотна дороги или грунт резерва. Если между окончанием отсыпки земляного полотна и началом работ по устройству грунтощебеночного слоя имеется продолжительный разрыв, то более рациональным способом является использование грунта резерва.

26. Производство работ может осуществляться с устройством корыта, или без устройства корыта, но с устройством присыпных обочин. Лучшим способом при смешении на дороге является устройство бескорытного профиля, который обеспечивает лучшую работу машин и механизмов, а также облегчает движение автотранспорта. Наличие же корыта в дождливые периоды затрудняет сток воды и высушивание грунта.

27. Поскольку прочность и водоустойчивость слоя в значительной степени зависит от равномерности распределения составляющих в массе грунтощебня, технологические операции должны быть направлены на то, чтобы в данных условиях производства достигнуть максимально возможной степени равномерности распределения составляющих грунтощебня.

28. При применении укрепленного грунтощебня обработка вяжущими материалами может быть произведена обычным и раздельным способом. При раздельном способе грунт обрабатывается вяжущим и далее производится смешение укрепленного грунта и щебня. Раздельный способ обработки грунтощебня обеспечивает более равномерное распределение составляющих в массе грунтощебня по сравнению с обычным способом.

29. Правила укрепления грунтов в составе грунтощебня органическими и неорганическими вяжущими ничем не отличаются от существующих правил укрепления грунтов вяжущими.

Первой операцией по укреплению грунта является заготовка грунта. Сюда относятся работы по разработке грунта в резерве или карьере, доставка грунта на проезжую часть дороги, измельчение грунта. При необходимости улучшения гранулометрического состава грунта, в грунт по расчету вводится требуемое количество песка. Разработка и доставка грунта на проезжую часть может быть произведена скреперами, грейдер-элеваторами или автосамосвалами в зависимости от высоты насыпи и наличия пригодного для устройства грунтощебеночного слоя грунта. Измельчение грунта производится дорожными фрезерами различных типов и марок.

30. После заготовки грунта производится укрепление его вяжущими веществами. При этом самой ответственной операцией является равномерное распределение вяжущего между частицами грунта. Введение вяжущего может быть произведено либо через распределительную систему фрезы Д-530 (при укреплении битумом), либо распределителем цемента (при укреплении грунта цементом) Д-343А.

31. Укрепленный грунт при оптимальной влажности смешивается со щебнем. Способы смешения могут быть приняты различные (например, смесителем Д-370, автогрейдером и др.), в зависимости от наличия машин и требований к качеству смеси.

При применении неукрепленного грунтощебня операции по устройству слоя повторяются за исключением операций по укреплению грунта.

32. Состав грунтощебеночной смеси (в том числе норма вяжущего и щебня) устанавливается в лаборатории. Производственная потребность в составляющих грунтощебня на 1 км определяется следующим образом.

Расход материалов в чистом виде на 1 км грунтощебеночного слоя по весу:

где B — ширина основания или покрытия, м.

—толщина слоя грунтощебня в плотном теле,

—проектная норма щебня по объему, %;

— объемный вес щебенок, т/м3.

2. Расход грунта

где: — коэффициент уплотнения грунтощебня;

—требуемая плотность грунтощебня, т/м 3

где – требуемая влажность грунтощебня, %;

—естественная влажность щебня, %;

Расход материалов на 1 км грунтощебеночного слоя по объему:

2) Расход грунта

где Δ0 -объемный вес воды, равен 1,0 т/м 3 .

Расход материалов по объему с учетом их рыхлого сложения и естественной влажности:

где r -насыпной вес щебня, т / м 3 ;

δr -плотность рыхлого грунта, т/м 3 :

Δr -удельный вес грунта, т/м 3 .

Потребное количество вяжущего для грунтощебеночного слоя

где D -норма вяжущего (битума или цемента) в долях единицы от веса скелета грунта;

δпр -проектная плотность (объемный вес скелета) грунта в грунтощебне, т/м3.

33. После перемешивания составляющих грунтощебеночную смесь разравнивают и уплотняют пневмокатками или виброкатками.

34. При уплотнении укрепленного и неукрепленного грунтощебня следует обеспечить надлежащие упоры со стороны обочин. Затем производить равномерное уплотнение слоя грунтощебня по всей ширине проезжей части, двигаясь от краев к середине. Количество проходов катка по одному следу устанавливается в лаборатории.

Грунтощебеночные слои очень эффективно доуплотняются и формируются под воздействием автомобильного движения. Поэтому, для повышения качества покрытия и сокращения работы катков рекомендуется открывать для автомобильного движения законченные участки грунтощебеночных слоев. При этом должно проводиться тщательное регулирование движения для равномерного наката слоя по всей ширине. Во влажную погоду, при повышенной влажности грунта, движение должно быть закрыто.

35. При укреплении грунта в составе грунтощебня цементом за вновь построенным участком должен быть организован уход. Сохранение влаги, требуемой для реакции твердения и гидратации цемента, может быть осуществлено либо путем засыпки участка песком, с увлажнением последнего, либо нанесением тонкой пленки эмульсии или жидкого битума.

36. В период производства работ необходимо следить за правильностью выполнения технологических операций. При этом не допускается укладка слоя на неуплотненное основание; избыток органического вяжущего в смеси; уплотнение грунтощебня при избыточной или недостаточной влажности грунта; оставление слоев из неукрепленного грунтощебня без защитного слоя в период осенней и весенней распутицы; применение щебня размером крупнее 2/3 толщины слоя в плотном теле; неравномерное распределение составляющих грунтощебня в объеме материала.

37. При постройке грунтощебеночных слоев производится постоянный контроль за основными технологическими операциями, имеющий целью выполнение слоя в строгом соответствии с требованиями проекта и технических условий, для достижения, в конечном счете, прочного и устойчивого слоя дорожной одежды.

38. Перед устройством грунтощебеночного слоя определяется плотность и влажность грунта с помощью прибора Ковалева. Пробы отбираются через каждые 100 м по 3 пробы на поперечнике. По данным измерений вычисляются коэффициенты уплотнения, величина которых должна быть не менее 0,98.

39. Перед укреплением грунта в составе грунтощебня производится контроль агрегатного состава грунта (степень измельчения). С этой целью отбираются пробы размельченного грунта в трех точках на поперечнике весом 1-2 кг через каждые 100м. Отобранные пробы просеиваются через сито с отверстиями 5 и 2 мм. Количество агрегатов крупнее 5 мм не должно быть более 25%, и агрегатов мельче 2 мм не меньше 60%. Одновременно с этим определяется естественная влажность грунтов с помощью прибора Ковалева Н. П.

40. В соответствии с проектной нормой расхода вяжущего устанавливаются дозировочные устройства машин (Д-370, Д-530, Д-343) по смешению и распределению вяжущего. Контроль равномерности распределения битума производится колориметрическим методом ХАДИ, равномерности распределения цемента - ускоренным методом ХАДИ.

41. Во время перемешивания грунта со щебнем контролируется равномерность распределения щебня в массе грунтощебеночной смеси. Пробы отбираются через каждые 100 м в трех точках по поперечнику весом 2,5-3,0 кг. Затем производится «мокрый» рассев через сито 5 мм. Остаток на сите 5 мм характеризует содержание щебня в пробе: отклонения в содержании щебня от нормы должны быть в пределах ±10% по весу.

По окончанию уплотнения, грунтощебеночного слоя производится контроль плотности грунтощебня. Плотность грунтощебня определяется по методу лунок двумя способами: способом замещения песком и способом замещения водой. Первый способ известен на производстве давно, но он отличается малой точностью измерений. Второй способ является новым. По этому способу стенки лунок покрываются тонким слоем нитрокраски или тонкой высокоэластичной резиной и в лунки заливается вода с помощью специального насоса. Отклонение плотности грунтощебня от проектной нормы должно составлять ± 0,04 г/см 3 .

42. В производственных условиях осуществляется также контроль прочности укрепленного грунтощебня. С этой целью формуются образцы в металлических формах диаметром 16 см и высотой 10-12 см. Смесь берется прямо из валика после окончания перемешивания укрепленного грунта со щебнем. Сформированные образцы выдерживают в условиях влажной среды в течение 7 суток и затем испытывают на сжатие с определением модуля упругости. Полученные значения должны расходиться с проектной прочностью не более чем на 5%.

После окончания уплотнения слоя производится контроль толщины и ширины слоя. Допускаемые нормы отклонения от проектных величин такие же, как и для других слоев покрытий и оснований.

43. Все записи по контролю технологического процесса строительства грунтощебеночного основания ведутся в журнале производства работ, который систематически проверяется заказчиком.

44. Оценку экономической эффективности использования грунтощебня в конструкциях дорожных одежд необходимо производить в соответствии «Методикой расчета экономической эффективности внедрения новой техники в дорожном строительстве» М. 1966 г.

45. В соответствии с Методикой основными показателями при расчете экономической эффективности принимаются себестоимость строительно-монтажных работ, капиталовложения в машины, трудоемкость работ. При этом сравнение вариантов конструкций дорожных одежд производится по приведенным сопоставимым затратам.

46. Для приведенных на рис. 1 - 4 конструкций дорожных одежд при годовом плане строительства 50 км в условиях Харьковской области экономическая эффективность внедрения грунтощебня составляет от 474 до 1111 тыс. рублей (табл. 1)

На сколько следует увеличить высоту возводимой насыпи по отношению к проектной при использовании мерзлых грунтов?

Пригодны ли бульдозеры и экскаваторы с удельным давлением около 0,05 м МПа для работы на поверхности слабого грунта?

При какой температуре воздуха допускается производить разработку траншеи выторфовывания на болотах второго типа в зимнее время?

Допускается ли вывоз торфа и завоз минерального грунта автосамосвалами при толщине промерзшего слоя грунта менее 10 – 15 см?

Каково требуемое значение коэффициента уплотнения грунтового основания на глубине до 30 см на стартовых участках ГВПП для песков и супесей?

Допустимые расстояния при выгрузке грунта из автосамосвалов от оси заднего колеса до бровки естественного откоса

Какое допустимое максимальное время транспортирования смеси из тощего бетона при устройстве основания дорожной одежды при температуре воздуха до 20°С?

Как считаете, при укреплении грунтов неорганическими вяжущими необходимо учитывать количество воды, вводимой с раствором солей или щелочей

Допускается ли движение построечного транспорта в период оттепелей по цементогрунтовому слою при его строительстве при низких положительных температурах

Какой расход цемента назначают при устройстве щебеночного основания, обработанного в верхней части пескоцементной смесью?

Во сколько раз толщина слоя устраиваемого щебеночного основания должна превышать размер наиболее крупных частиц?

Какое допустимое отклонение копирной струны от вертикальных отметок при устройстве основания из тощего бетона, комплектом машин ДС-111?

На сколько должно увеличено или уменьшено количество воды при комплексном укреплении грунтов цементом с добавкой органического вяжущего, соответствующей оптимальной влажности?

Через какое время должно быть закончено уплотнение смеси грунта с цементом до максимальной плотности после введения цемента в грунт при температуре воздуха ниже +10 градусов С

Какое максимально допустимое время от загрузки смеси из тощего бетона в автосамосвал до окончательного уплотнения слоя?

На каком расстоянии друг от друга (L) устанавливаются стойки для копирных струн на криволинейных участках?

Какой допустимый максимальный размер зерен при смешении крупнообломочных грунтов с вяжущим при устройстве основания?

Через какое время следует смешивать грунт с цементом при комплексном укреплении с применение молотой негашеной извести?

Какова допустимая максимальная влажность переувлажненных суглинистых грунтов при укреплении их цементом

Через сколько суток после устройства слоя основания из грунта укрепленного неорганическими вяжущим разрешается движение построечного транспорта для материала первого класса прочности при толщине слоя не менее 15 см?

В каком количестве следует распределять битумную эмульсию для ухода за свежеуложенным слоем из грунта, укрепленного неорганическим вяжущим?

Какова максимальная продолжительность работ по распределению, профилированию и уплотнению каменного материала с влажностью до 3 % при температуре воздуха от 0 до -5 градусов С?

На какую глубину рабочий слой насыпи должен состоять из непучинистых и слабопучиничтых грунтов в III дорожно-климатической зоне при асфальтобетонном покрытии?

На какую глубину следует уплотнять грунты до требуемых норм под аэродромными покрытиями для I-III дорожно-климатических зон?

Возможна ли разработка переувлажненных песчаных и насыпных грунтов в котлованах и траншеях без креплений?

11.2.1 Для приготовления битумных эмульсий прямого типа следует применять битумы, полимерно-битумные вяжущие на основе блоксополимеров типа СБС (см. ГОСТ Р 52056) и по ГОСТ Р 52128. Битумно-полимерные эмульсии приготавливают диспергированием полимерно-битумных вяжущих по ГОСТ Р 52056 или смешением битумных эмульсий с латексами.

11.2.2 Температура нефтяного битума или ПБВ, поступающего в эмульсионную машину, должна быть в пределах, °С:

ПБВ 40, ПБВ 60, ПБВ 90 150-160;
ПБВ 130, ПБВ 200, ПБВ 300 130-160;
БНД 60/90 и БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 120-130;
БНД 130/200, БН 130/200 100-120;
БНД 200/300, БН 200/300 90-100.

11.2.3 Температура водного раствора эмульгатора, поступающего в эмульсионную машину, должна быть не выше 80°С, а сумма температур битума и раствора эмульгатора не должна превышать 200°С. В противном случае эмульсию приготавливают под давлением, после чего охлаждают до температуры ниже 100°С.

11.2.4 Для приготовления обратных эмульсий следует использовать смеси нефтяных битумов марок БНД 40/60, БНД 60/90 и БНД 90/130 со сланцевым битумом или сланцевым маслом.

11.2.5 В качестве эмульгаторов для битумных паст следует использовать: известь (пушонку или молотую кипелку), содержащую не менее 60% оксида кальция и магния и другие тонкодисперсные минеральные материалы, способные стабилизировать диспергированный битум.

11.3 Устройство оснований и покрытий из черного щебня, высокопористых щебеночных асфальтобетонных смесей и смесей, обработанных битумными эмульсиями в смесителе

11.3.1 Для приготовления черного щебня и черных щебеночных смесей следует применять дорожные вязкие битумы по ГОСТ 22245, жидкие по ГОСТ 11955 и модифицированные битумные вяжущие, включая ПБВ по ГОСТ Р 52056.

11.3.2 Для приготовления черных смесей следует применять также модифицированные вяжущие, эмульсии прямые ЭБК-1, ЭБК-2, ЭБПК-1, ЭБПК-2, ЭБА-1, ЭБА-2 ЭБПА-1, ЭБПА-2 и обратные эмульсии, а также обратные в сочетании с прямыми. Перемешивание щебня с прямой эмульсией в смесителях периодического действия следует прекращать после полного введения в мешалку необходимого количества эмульсии.

11.3.3 В смесях с применением эмульсий применяют анионные и катионные эмульсии ЭБА-2, ЭБА-3, ЭБК-2, ЭБК-3. При анионных эмульсиях (ЭБА-2 и ЭБА-3) в смеси необходимо, как правило, вводить активные добавки (1-2% извести к массе минерального материала или 3-4% цемента). Минеральные материалы и эмульсию не нагревают. Время перемешивания определяют пробными замесами.

11.3.4 Температура черного щебня и черных щебеночных смесей при выпуске из смесителя и укладке их в конструктивный слой должна соответствовать указанной в таблице 8.

11.3.5 Покрытия и основания из щебня и смесей с применением битума и эмульсий следует устраивать при температуре воздуха не ниже 5°С.

11.3.6 Для слоев из черного щебня по способу заклинки основная фракция щебня 20-40 мм распределяется слоем на 25-30% более проектной толщины. Расклинивающие фракции 10-20 и 5-10 мм.

Разрешается при устройстве основания использовать для основного слоя фракцию щебня 40-70 мм и для расклинивания соответственно 20-40 и 10-20 мм. Режим уплотнения определяется пробным уплотнением.

11.3.7 Для приготовления черного щебня применяют смесь фракций 5-40 мм или 5-20 мм без расклинивания, как и при применении высокопористых щебеночных асфальтобетонных смесей и черных смесей, обработанных битумными эмульсиями в смесителе.

11.3.8 Перед укладкой черного щебня и смесей поверхность нижележащего слоя должна быть обработана вяжущим (разжиженный битум, эмульсия) из расчета 0,5-0,8 .

11.3.9 Холодный черный щебень и смеси следует хранить в штабелях высотой не более 2 м. Свежеприготовленный материал следует рыхлить ковшом экскаватора до его охлаждения. Срок хранения холодного щебня на битумах класса СГ не должен превышать 4 мес, на битумах класса МГ и эмульсиях - 8 мес. Срок хранения смесей на эмульсиях не должен превышать 4 мес.

11.4 Устройство оснований и покрытий по способу пропитки

11.4.1 Устраивать покрытия и основания из щебня, обработанного по способу пропитки битумом или эмульсиями, следует в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 5°С. При использовании эмульсий при температуре воздуха ниже 10°С их следует применять в теплом виде (с температурой 40-50°С).

11.4.2 Покрытие по способу пропитки следует устраивать из щебня изверженных пород марки не ниже 800 или осадочных и метаморфических марки не ниже 600. Для устройства оснований - марка не ниже 600.

11.4.3 При устройстве конструктивного слоя по способу пропитки следует применять щебень четырех фракций размером 40-70, 20-40 (или 25-40), 10-20 (или 15-25), 5-10 (или 3-15) мм. Последняя фракция предназначена для защитного слоя.

11.4.4 Объем щебня основной (первой) фракции размером 40-70 или 20 (25) - 40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине слоя основания или покрытия и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня следует принимать равным 0,9-1,1 на 100 основания или покрытия. Расход вяжущего следует принимать равным 1,0-1,1 на каждый сантиметр толщины слоя и дополнительно 1,5-2,0 для покрытия. При использовании эмульсии ее концентрация должна быть 50-55% при применении известнякового щебня и 55-60% при применении гранитного щебня, а расход - соответственно увеличен.

11.4.5 Работы по устройству покрытий и оснований способом пропитки битумом следует производить в следующем порядке:

6.1.8. Количество эмульсии, необходимое для обработки щебня, и продолжительность перемешивания назначают по результатам лабораторных исследований и уточняют после пробных замесов. Расход вяжущего зависит от свойств эмульсии и щебня и ориентировочно составляет от 1,5 % до 4,5 % массы щебня. При обработке щебня обратной эмульсией совместно с прямой 40 % вяжущего вводят в виде обратной эмульсии и 60 % – в виде прямой.

6.1.9. Работы по строительству покрытий и оснований из щебня, обработанного вязкими и жидкими органическими вяжущими, производят при температуре воздуха не ниже 5 оС весной и летом и не ниже 10 оС осенью. При использовании щебня, обработанного эмульсиями, температура воздуха в случае применении анионной эмульсии должна быть не ниже 10 оС, катионной – не ниже 5 оС, обратной (в том числе совместно с прямой) – не ниже минус 5 оС.

6.1.10. Покрытия и основания из черного щебня устраивают по принципу последовательного расклинивания крупных фракций щебня менее крупными. При строительстве этим способом работы выполняются в следующем порядке:

обработка автогудронатором поверхности нижележащего слоя вяжущим (жидкий битум, эмульсия) из расчета от 0,5 до 0,8 л/м2;

  • уплотнение 3 – 4 проходами катка массой от 10 до 13 т по одному следу.

6.1.11. При строительстве оснований толщиной более 8 см разрешается использовать основную фракцию щебня от 40 до 70 мм и для расклинивания фракции от 20 до 40 мм и от 10 (15) до 20 мм. Расход щебня приведен в таблице 7.

Если для приготовления черного щебня применяют смесь фракций от 5 до 40 мм или от 5 до 20 мм, то конструктивный слой устраивают за один прием без расклинивания.

6.1.12. начальный период эксплуатации основания из черного щебня должен быть обеспечен уход, заключающийся в регулировании движения по всей ширине проезжей части и ликвидации возможных деформаций. Продолжительность формирования слоя зависит от вида вяжущего, погодных условий, интенсивности движения и находится в пределах от 7 до 30 суток. Покрытие на основании из черного щебня может быть устроено после формирования основания.

6.1.13. При входном контроле материалов, поступающих для приготовление черного щебня, проводят отбор проб из каждой партии щебня, органического вяжущего и ПАВ. Фракции щебня испытывают в соответствии с ГОСТ 8269.0, битумы – ГОСТ 11955, ГОСТ 22245, эмульсии – ГОСТ Р 52128. Качество ПАВ оценивают по показателю сцепления вяжущего с каждой фракцией щебня по ГОСТ 12801.

не реже одного раза в 10 смен определяют зерновой состав каждой фракции щебня, содержание в них пылевидных и глинистых частиц по ГОСТ 8269.0; при обработке щебня битумными эмульсиями не реже одного раза в смену и после выпадения осадков определяют влажность щебня по ГОСТ 5180;

не реже одного раза в смену после окончания подготовки вяжущего определяют глубину проникания иглы при 25 оС по ГОСТ 11501 и температуру размягчения вязкого органического вяжущего по ГОСТ 11506 или вязкость жидкого вяжущего по ГОСТ 11503; температуру вяжущего в котлах контролируют через каждые три часа;

не реже одного раза в 10 смен определяют однородность эмульсии, содержание в ней битума, смешиваемость эмульсии с каждой фракцией щебня, а также водоустойчивость получаемой при этом пленки по ГОСТ Р 52128;

не реже двух раз в смену проверяют время перемешивания щебня с вяжущим, если смеситель не имеет автоматизированного управления;

6.1.15. При приемочном контроле контролируют температуру черного щебня в кузове каждого автомобиля непосредственно после его загрузки.

6.1.16. По результатам испытаний одной пробы из каждой партии черного щебня определяют содержание вяжущего по ГОСТ 12801 и показатель стекания органического вяжущего из черного щебня по ГОСТ 31015; партией считается количество черного щебня одного состава, выпускаемое одной установкой в течение смены, но не более 1000 т.

6.1.17. В процессе строительства слоев из черного щебня контролируют норму расхода и температуру черного щебня, доставленного на место укладки (если он укладывается горячим).

6.1.18. После распределения и уплотнения щебня проверяют толщину слоя, ровность и поперечный профиль поверхности. Ровность оценивают с помощью трехметровой рейки. Просветы под рейкой должны быть не более 10 мм.

6.1.19. Степень уплотнения слоя проверяют пробным проходом катка массой от 10 до 13 т; при этом не должно наблюдаться движение щебня или образование волн перед вальцом катка.

6.2. Строительство оснований и покрытий из щебня по способу пропитки

6.2.1. Объем щебня основной фракции размером от 40 до 70 мм или от 20 до 40 мм следует определять с учетом коэффициента 0,9 к проектной толщине слоя и увеличения этого объема в 1,25 раза на уплотнение. Объем каждой последующей фракции щебня принимают равным от 0,9 до 1,1 м3 на 100 м2 основания или покрытия в соответствии с СНиП 3.06.03.

6.2.2. Расход вязкого битума или эмульсии в пересчете на битум принимают равным от 1,0 до 1,1 л/м2 на 1 см толщины слоя. При использовании эмульсии концентрация битума в ней должна быть от 50 % до 55 % при применении известнякового щебня и от 55 % до 60 % – гранитного.

6.2.3. По толщине обрабатываемого слоя различают пропитку (от 8 до 10 см) и полупропитку (от 5 до 7 см). Покрытия и основания по способу пропитки устраивают при температуре воздуха весной и летом не ниже 5 оС, осенью не ниже 10 оС. Последовательность выполнения работ при устройстве конструктивных слоев по способу пропитки приведена в таблице 8.

Та бл и ц а 8 – Последовательность выполнения работ при устройстве конструктивных слоев по способу пропитки

Примечание – При использовании эмульсии в качестве вяжущего при устройстве покрытия первый розлив ее (70 % общего расхода) следует делать только после распределения и уплотнения расклинивающей фракции щебня размером от 20 до 40 мм. Остальные 30 % эмульсии разливают после уплотнения второй расклинивающей фракции.

6.2.4. Щебень распределяют механическим распределителем, вяжущее разливают автогудронаторами. В исключительных случаях для распределения основной фракции щебня можно использовать автогрейдер. При устройстве полупропитки в качестве основной фракции используют щебень фракции от 20 до 40 мм. Длину захватки назначают такой, чтобы в течение одного дня выполнить весь цикл работ или по крайней мере распределить и уплотнить первую расклинивающую фракцию щебня.

Основную фракцию щебня равномерно распределяют по всей ширине проезжей части. Допускается устройство слоя на половине проезжей части.

6.2.5. Распределенный щебень сначала уплотняют легкими катками за 2 – 3 прохода по одному следу, начиная уплотнение от края проезжей части. Затем уплотнение продолжают тяжелыми катками. Щебень невысокой прочности во избежание дробления уплотняют только легкими катками. Число проходов по одному следу устанавливают пробным уплотнением.

Щебень уплотняют без поливки водой. Если температура воздуха выше 20 оС, щебень невысокой прочности следует поливать по норме от 8 до 10 л воды на 1 м2 поверхности. После уплотнения основной фракции разливают вяжущее, при этом эмульсию можно разливать по мокрому щебню, а битум – только после его высыхания.

6.2.6. Температура разливаемого вяжущего с пенетрацией от 130 до 200 должна быть около 120 оС, с пенетрацией от 90 до 130 – около 140 оС. Эмульсии используют без подогрева.

6.2.7. Во избежание неровностей из-за избытка вяжущего поперечные стыки смежных участков не должны перекрываться при розливе вяжущего. Для этого конец готового сопрягаемого участка на протяжении от 2 до 3 м временно закрывают каким-либо рулонным или листовым материалом. Автогудронатор должен набрать заданную скорость до подхода к закрытому концу готового участка. Во время прохода автогудронатора по закрытому месту открывают сопла распределительной трубы. Расход вяжущего регулируется заранее.

6.2.8. До остывания горячего вяжущего механическим распределителем рассыпают следующую фракцию щебня для заполнения пустот между щебенками основной фракции. Механический распределитель движется по рассыпаемому щебню. При работах поочередно на одной и на другой половинах проезжей части необходимо обеспечить правильное сопряжение слоев. Для этого полосу разлитого вяжущего у внутреннего края шириной от 10 до 15 см не засыпают щебнем. После розлива вяжущего на второй половине рассыпают щебень, захватывая и оставшуюся незакрытой полосу на первой половине.

После распределения щебень уплотняют катками за 5 – 7 проходов по одному следу. Щебень прочных пород уплотняют тяжелыми катками, а невысокой прочности – сначала легкими, а затем тяжелыми.

Все работы по россыпи расклинивающих фракций щебня и их уплотнению следует производить сразу после розлива битума до его остывания

6.2.9. Уплотнив расклинивающую фракцию, на покрытии устраивают замыкающий коврик. Для этого разливают вяжущее и до его остывания распределяют щебень размером от 5 (3) до 10 или от 5 (3) до 15 мм и уплотняют 3 – 4 проходами легкого катка.

При использовании в качестве вяжущего катионных битумных эмульсий устраивать защитный слой или покрытие на подготовленном основании следует не ранее чем через трое суток, чтобы обеспечить испарение воды из нижележащих слоев. При использовании анионных эмульсий этот срок увеличивают до 10 суток.

6.2.10. Движение транспортных средств разрешается только после окончания укладки последней, наиболее мелкой фракции щебня, а при использовании анионных эмульсий – не ранее чем через сутки после окончания работ. В течение не менее 10 суток нужно регулировать движение с ограничением скорости до 40 км/ч, обеспечивая равномерное формирование и уплотнение слоя по всей ширине. При необходимости слой уплотняют катками; наметают щебень, разбрасываемый проходящими автомобилями; присыпают мелким щебнем участки, где имеется избыток вяжущего.

6.2.11. При строительстве оснований способом пропитки контролируют качество щебня, вяжущих материалов, нормы их расхода, температуру вяжущих, ровность и поперечный профиль поверхности, качество уплотнения слоя.

6.3. Строительство оснований и покрытий из органоминеральных смесей

6.3.1.1. Для приготовления смесей на вязких органических вяжущих используют асфальтосмесительные установки, оборудованные смесителями принудительного перемешивания периодического и непрерывного действия. Минеральные материалы загружают сначала в сушильный барабан, где они просушиваются и нагреваются до температуры, указанной в таблице 9, после чего дозируются и поступают в смеситель, где перемешиваются с разогретым вяжущим.

Та бл и ц а 9 – Температурный режим приготовления смесей минеральных материалов с вязкими органическими вяжущими

При укреплении грунтов цементом совместно с добавками поверхностно-активных веществ (СДБ, ГЖ-136-41, гудрона нейтрализованного и других) или совместно с добавками битумных эмульсий, жидкого битума, гудрона или сырой нефти смесь следует уплотнить не позднее чем через 8 ч после введения воды. При укреплении грунтов известью или активными золами уноса, используемыми в качестве самостоятельного вяжущего, уплотнение следует заканчивать не позднее чем через 14—18 ч. после введения в смесь воды.

6.17. Для ухода за свежеуложенным грунтом, укрепленным неорганическими вяжущими, следует распределять по поверхности грунта 50 %-ные быстрораспадающиеся или среднераспадающиеся эмульсии с использованием битума или других органических вяжущих из расчета 0 , 5—0,8 л/м 2 .

Для ухода за свежеуложенным споем укрепленного грунта можно распределять также нефтяной гудрон или нейтрализованный гудрон (ГИД) из расчета 0,5—0,6 л/м 2 или слой песка толщиной 5 см с поддержанием его во влажном состоянии.

6.18. Движение построечного транспорта по слою укрепленного основания или покрытия разрешается через 5 сут после его устройства в случае применения укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям I класса прочности при толщине укрепленного слоя не менее 15 см, а также применения укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям II класса прочности при толщине укрепленного слоя не менее 20 см. При толщине укрепленного слоя меньше указанных, а также при применении укрепленного материала, удовлетворяющего требованиям III класса прочности, движение построечного транспорта следует открывать через 7 сут после устройства слоя.

Допускается открывать движение построечного транспорта и укладывать вышележащие слои на следующий день после устройства укрепленного слоя грунта в случае укрепления неорганическими вяжущими связных грунтов, а также в течение первых двух суток в случае укрепления грунтов цементом или карбамидоформальдегидной смолой совместно с добавками в виде поверхностно-активных веществ, битумных эмульсий. жидких битумов, гудронов, сырой нефти или при использовании медленнотвердеющих вяжущих как без цемента, так и в сочетании с ним.

6.19. При укреплении переувлажненных грунтов цементом, известью или другими неорганическими вяжущими влажность обрабатываемого грунта не должна превышать значений, приведенных в табл. 3.

Допускаемая влажность (в долях от оптимальной) при коэффициенте уплотнения 1 — 0 , 98

Супеси легкие крупные, супеси легкие

Супеси пылеватые, супеси тяжелые пылеватые, суглинки легкие

Суглинки тяжелые, глины песчанистые и пылеватые

6.20. Осушать переувлажненный грунт следует путем укладки его в валы, бурты (пески, супеси) , многократного рыхления (при солнечной погоде) , а также обработки его известью (порошкообразной негашеной, молотой комовой и пушонкой) или активной золой уноса.

Количество добавок вяжущих материалов, осушающих грунт, назначают по табл. 4.

Количество добавок молотой негашеной извести

или активной золы уноса сухого отбора, % к массе грунта при влажности его в относительных единицах

от оптимальной влажности

Пески и супеси пылеватые

Глины песчанистые и пылеватые

Примечание. Добавка молотой негашеной извести приведена в пересчете на CaO + MgO , добавка активной золы уноса — в пересчете на содержание свободной СаО.

ОСНОВАНИЯ И ПОКРЫТИЯ ИЗ ГРУНТОВ,

УКРЕПЛЕННЫХ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

6.21 . При подборе состава для улучшения технических и технологических свойств грунтов, укрепленных:

жидкими битумами, — следует применять известь, сланцевую золу, золы уноса сухого отбора, золошлаковые смеси гидроудаления с добавками или без добавок извести, молотый известняк, молотую опоку с известью;

сланцевыми битумами, битумными эмульсиями, каменноугольными вяжущими,— известь, известковую пыль, цемент, золы уноса;

органическими вяжущими (кроме смолы карбамидоформальдегидной) , — катионактивные и анионактивные вещества (типа Э-1 , кубовые остатки СЖК, второй жировой гудрон, госсиполовую смолу и др.) .

6.22. Основания и покрытия из грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами, разрешается устраивать в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 10 ° С. Смешение грунтов с битумной эмульсией допускается при температуре воздуха не ниже 5 ° С. Влажность крупнообломочных и песчаных грунтов перед введением органического вяжущего должна находиться в пределах 2—5 %, а влажность глинистых грунтов — в пределах 0,2—0,4 влажности на границе текучести грунта.

6.23. При смешении в стационарных смесительных установках крупно-обломочных и песчаных грунтов или супесей с жидким битумом, битумной эмульсией, каменноугольным дегтем и активными добавками, а также грунтов с битумной эмульсией или жидким битумом совместно с цементом вяжущие вещества, добавки (кроме молотой негашеной извести) и вода должны вводиться в грунт одновременно и в полном объеме.

6.24. При использовании в качестве активных добавок молотой негашеной извести ее необходимо распределить по грунту и перемотать с ним. Последующую обработку грунта органическими вяжущими в смесительной установке следует производить не ранее чем через 12 ч и не позднее чем через 24 ч после внесения извести.

Влажность грунта перед внесением негашеной извести должна обеспечивать гидратацию (гашение) извести.

6.25. При смешении на дороге крупнообломочных и песчаных грунтов или супесей с органическими вяжущими материалами вяжущее должно вводиться в грунт за один проход грунтосмесительной машины; влажность грунта при этом должна удовлетворять требованиям п. 6.22, а влажность смеси перед уплотнением должна быть оптимальной с учетом требований пп. 6.5 и 6.15.

6.26. При смешении глинистых грунтов с органическими вяжущими материалами следует применять метод приготовления смеси на дороге с помощью однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

6.27. При укреплении грунтов жидкой карбамидоформальдегидной смолой с добавкой эмульгированных битума или нефтяного гудрона следует предварительно смешать их в смесителях с принудительным перемешиванием без подогрева. Смолобитумное вяжущее может храниться без отвердителя не более 3 сут. Готовое вяжущее с добавкой отвердителя необходимо вводить в грунт не позднее чем через 3 ч после смешения.

При использовании смолы со сроком хранения более 2 мес (если она отвечает техническим требованиям) , а также при работе при температурах воздуха свыше 25 ° С следует вводить сначала смолобитумное вяжущее, затем отвердитель.

При укреплении грунтов карбамидоформальдегидными смолами с использованием в качестве добавки сырой нефти или СДБ порядок их введения определяется применяемыми средствами механизации.

6.28. Грунты, укрепленные органическими вяжущими материалами совместно с известью или цементом, следует уплотнять не позднее чем через 2 ч после окончания перемешивания смеси. При температуре воздуха ниже 15 ° С разрыв между окончанием перемешивания смеси и началом ее уплотнения допускается до 4 ч.

Уплотнение грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами. должно заканчиваться в течение смены. Если в процессе работ по уплотнению выпадали атмосферные осадки и температура воздуха была ниже 15 ° С, допускается повторное уплотнение смеси, но не позднее чем через 2 сут для грунта с добавкой цемента и 4 сут — для смеси грунта с добавкой извести.

6.29. За уплотненным споем грунта, укрепленного битумной эмульсией или жидким битумом с цементом при температуре воздуха выше 15 ° С и отсутствии осадков, необходимо осуществлять уход путем розлива битумной эмульсии из расчета 0,6—0,8 л/м 2 . В случае устройства вышележащего конструктивного слоя не позднее чем через сутки уход не требуется.

6.30. Движение построечного транспорта по слою из грунтов, укрепленные органическими вяжущими, допускается в соответствии с требованиями п. 6.18.

УКРЕПЛЕНИЕ ГРУНТОВ НЕОРГАНИЧЕСКИМИ

ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРИ ПОНИЖЕННОЙ

И ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

6.31. При отрицательной температуре воздуха следует предусматривать меры против смерзания укрепляемых грунтов.

6.32. При отрицательной температуре воздуха в грунт необходимо вводить добавки, понижающие температуру замерзания воды (противоморозные добавки), в количестве 0,5— 1,5 % массы грунта.

6.33. Добавки, связывающие воду (известь, цемент, гипс и др.) , следует вносить в грунт в порошкообразном состоянии перед введением растворов противоморозных добавок.

6.34. Крупнообломочные и песчаные грунты с вяжущими материалами следует смешивать в смесительных установках, а глинистые грунты — на дороге с использованием однопроходных или многопроходных грунтосмесительных машин.

6.36. Уход за уплотненным слоем грунта, укрепленного цементом, следует осуществлять с помощью слоя песка толщиной не менее 6 см.

Движение транспортных средств по укрепленному слою основания или покрытия разрешается не ранее чем через 20 сут. В период оттепелей и весеннего таяния движение транспортных средств по слою не допускается.

6.36. При температуре воздуха ниже минус 10 ° С в районах с устойчивой отрицательной температурой и коротким строительным сезоном при необходимости обеспечения высоких годовых темпов строительства допускается приготовление цементогрунтовых смесей только из несвязных грунтов путем смешения их с цементом без введения воды. При отсутствии задела земляного полотна приготовленная смесь должна храниться в штабелях до наступления положительных температур, после чего смесь следует распределить, увлажнить с перемешиванием и уплотнить. При наличии задела готового и принятого земляного полотна приготовленная смесь хранится в виде конструктивного слоя дорожной одежды до наступления положительной температуры, после чего смесь следует увлажнить с перемешиванием и уплотнить. Цементогрунтовые смеси при температуре воздуха ниже минус 10 ° С следует приготовлять не ранее чем за 3 мес до наступления плюсовых температур.

6.37. В районах с суровыми климатическими условиями при необходимости ускорения открытия движения по дороге допускается в зимнее время укладывать на основание из предусмотренных п. 6.3 смесей покрытия из сборных железобетонных плит. На участках, не имеющих после оттаивания земляного полотна деформаций покрытия, следует омоноличивать швы. При наличии деформаций покрытия следует демонтировать плиты, выровнять и уплотнить основание, уложить плиты и омонолитить швы.

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТ

6.38. При устройстве оснований и покрытий из укрепленных грунтов следует дополнительно к п. 1.13 контролировать:

не реже одного раза в смену

гранулометрический состав крупнообломочных и песчаных грунтов по ГОСТ 12536-79 1 ;

число пластичности глинистых грунтов — по ГОСТ 51 80— 84;

степень размельчения глинистых грунтов путем рассева проб на ситах с отверстиями 5 и 10 мм;

температуру органического вяжущего перед использованием; однородность эмульсии — отсутствие расслоения; качество смеси путем определения прочности образцов на сжатие; при хранении сухих смесей в штабеле дополнительно определяют температуру смеси на глубине 0,2—0,4 м;

не реже чем через 200 м

влажность обрабатываемых грунтов и готовой смеси перед ее уплотнением и плотность материала в уплотненном слов в трех точках на поперечнике (по оси и на расстоянии 0,5 м от кромки слоя) в соответствии с требованиями п. 4.79.

не реме одного раза в 5 смен

содержание легкорастворимых солей в засоленных грунтах по ГОСТ 25100-82;

пригодность зол уноса и золошлаковых смесей;

постоянное соблюдение требований по уходу.

6.39. Пригодность зол уноса и золошлаковых смесей или молотого известняка для использования их в качестве добавок в несвязные грунты следует определять по содержанию в них частиц размером мельче 0,071 мм (не менее 60 %) и крупнее 2 мм (не более 5 %). Потери при прокаливании материалов должны быть не свыше 10 %. Для связных грунтов могут быть использованы более крупные фракции золошлаковых смесей.

6.40. Для контроля прочности отбирают смесь и готовят три образца на 250 м 3 смеси.

Отклонение от требуемых показателей прочности допускается:

при приготовлении смесей в карьерных смесительных установках — не более ± 8 %;

при приготовлении смесей однопроходной грунтосмесительной машиной — не более ± 15 % ;

при приготовлении смесей дорожной фрезой — не более ± 25 %.

6.41. Коэффициент уплотнения грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими материалами, следует определять как отношение плотности высушенного образца укрепленного грунта, взятого из уплотненного слоя, к плотности высушенной смеси грунта с вяжущими, уплотненной по ГОСТ 22733-77.

Коэффициент уплотнения для грунтов, укрепленных органическими вяжущими материалами без добавок портландцемента, следует определять как отношение плотности высушенного образца укрепленного грунта, взятого из уплотненного слоя. к плотности смеси грунта с вяжущими, уплотненной при оптимальной влажности под нагрузкой 30 МПа; при добавке в смесь грунта с органическим вяжущим портландцемента или карбамидной смолы образцы следует уплотнять под нагрузкой 15 МПа.

7. УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ, ГРАВИЙНЫХ,

ШЛАКОВЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ И МОСТОВЫХ

7.1. Наименьшая толщина распределяемого слоя должна в 1,5 раза превышать размер наиболее крупных частиц и быть не менее 10 см при укладке на прочное основание и не менее 15 см при укладке на песок.

Максимальная толщина слоя не должна превышать значений, указанных в табл. 5.

Читайте также: