Какое знание является фундаментом всей системы как все подсистемы связаны с этим фундаментом

Обновлено: 17.04.2024

При стабильном функционировании системы не происходит качественного изменения инфраструктуры системы. Меняются (преобразуются) только поступающие на вход системы потоки: информационные, материальные, финансовые и кадровые. Система находится в стабильном состоянии, базовые параметры системы колеблются возле своих средних значений (гомеокинез). Такое состояние является наиболее продолжительным и целевым при создании искусственных систем.

Функционирование – это деятельность системы без смены цели и структуры. Например, функционирование телевизора означает регулярную передачу изображения, полученного по линиям связи на экран с заданным уровнем качества.

Основные принципы функционирования систем:

1) Принцип совместимости функций означает, что все элементы должны обладать общностью главных функций, которая обеспечивает возможность взаимодействия элементов в системе. Система обладает свойством целостности, если функции её элементов соответствуют условиям сохранения и развития (рис.21).

Рис.21. Механизм компенсации внешних воздействий

Реализация принципа подразумевает наличие механизма согласования функций элементов и подсистем с функциями всей системы. Разрушение или сбои в работе механизма согласования функций в системе может привести к её деградации и даже разрушению. В организационных системах роль такого механизма играет подсистема менеджмента, одной из задач которой является ориентация других подсистем на выполнение значимых для организации функций. Подсистема менеджмента опирается на подсистемы финансового, кадрового, производственного менеджмента и др.

Применительно к кафедре принцип означает, что функции преподавателей, заведующего кафедрой и его заместителей должны быть совместны, направлены на достижение общих целей и непротиворечивы.

2) Принцип сосредоточения функций. Существует иерархия функций, при которой функции элементов подчинены функциям системы. Согласно данному принципу, функции элементов более низкого уровня подчинены функции элементов более высокого уровня. На практике это означает, что функция более низкого уровня является декомпозицией функции более высокого.

Например, функция «составить технологию» инженера-технолога является элементом декомпозиции функции «подготовить производство» заместителя директора завода. Функция «заполнить ведомость зачёта» преподавателя, является элементом функции «анализировать состояние учебного процесса» заведующего кафедрой.

Реализуется принцип в сложных системах за счёт механизма согласования функций. Однако если для принципа совместимости функций механизм согласования используется в ходе самой деятельности, то для данного принципа механизм используется при подготовке к работе.

Принцип изменчивости функций. Повышение устойчивости и сохранности системы идет путем усложнения её структуры. Системы, обладающие большим количеством элементов и взаимосвязей, обладают большим разнообразием функций за счёт многообразия комбинаций вариантов решения. Следовательно, такие системы обладают большими возможностями для сохранения, устойчивости и развития систем. Для усиления устойчивости систем важно не только усложнение структуры, но и дублирование функций элементами, имеющими различную структуру.

Усложнение структуры обычно обеспечивает синергетический эффект, усиливая механизмы адаптации и саморегулирования систем, поэтому наиболее приспособленными и эффективными являются именно сложные системы (например, человек, вуз, государство, планета) (рис.22). Такой эффект достигается за счёт увеличения количества вариантов деятельности при возникновении непредвиденных воздействий внешней среды. Но при этом увеличивается и число угроз, поскольку усложняются внутренние механизмы регуляции в системе.

Рис.22. Стратегия усложнения структуры системы

Отметим, что принцип не предполагает, что сложность структуры является безусловным благом для системы. Он утверждает, что усложнение структуры повышает устойчивость системы, но только до тех пор, пока не снижается эффективность внутренних механизмов регулирования (например, подсистема менеджмента имеет смысл только в достаточно крупной организационной системе, а для фирмы со штатом работников в 7 человек все её функции может выполнять её хозяин и руководитель).

Для кафедры принцип изменчивости функций на практике будет означать формирование новых организационных элементов по мере увеличения числа обучаемых студентов, например, таких как ответственный за работу с абитуриентами или ответственный за представительскую деятельность кафедры и связи с общественностью.

3) Принцип нейтрализации дисфункции.Для обеспечения сохранения или развития системы в ней должны предусматриваться механизмы нейтрализации дисфункции.

Дисфункция – это неправильное функционирование отдельного компонента системы, которое ухудшает её параметры, снижает её устойчивость и эффективность. Например, искривление диска колеса автомобиля приводит к перераспределению его веса, что на больших скоростях приводит к вибрациям, способным нарушить целостность конструкции.

Обычно для цели нейтрализации дисфункции служит отрицательная обратная связь (рис.23), значение которой шире, чем у механизма согласования функций. Отрицательная обратная связь не только согласовывает функции, но и компенсирует влияние внешней среды, реализуя функцию отражения и адаптации. Графически механизм обратной связи можно выразить следующим образом:

Рис.23. Механизм действия отрицательной обратной связи

Математически это выглядит следующим образом:

где – изменение основных параметров, определяющих гомеостаз системы; Ui – коэффициент коррекции, уравновешивающий изменения основных параметров системы.

На кафедре для нейтрализации дисфункции применяется как традиционные методы материального и нематериального стимулирования, так и специфические методы, построенные на авторитете заведующего кафедрой и ведущих преподавателей кафедры.

Таким образом, для стабильно функционирующих сложных систем характерно наличие механизма согласования функций, тенденции к постепенному усложнению и отрицательной обратной связи, обеспечивающей относительное постоянство структуры.

Способы переходов систем в новые состояния. Под действием внешних факторов сложная система стремится измениться так, чтобы свести к минимуму эффект от их воздействия (рис.24). При этом если общие показатели системы под воздействием среды остаются неизменными, т.е. функционирование системы продолжается в стабильном состоянии, то можно говорить о гомеокинезе системы.

Рис.24. Механизм компенсации внешних воздействий

Механизмом адаптации системы к внешней среде является отрицательная обратная связь, позволяющая противодействовать воздействию внешней среды за счёт его уменьшения.

Обратная связь – это передача влияния с выхода системы на её вход. Благодаря наличию обратной связи, сложные системы в принципе могут выходить за пределы действий, которые предусмотрены и определены их разработчиками. Обратная связь порождает для системы способность накоплять опыт, определять свое будущее обращение в зависимости от обращения к минувшему, то есть самообучаться.

Примером могет служить вестибулярный аппарат, обнаруживающий отклонение тела от вертикали и обеспечивающий поддержание равновесия.

Существуют и положительная обратная связь, вызывающая увеличение изменения в системе по принципу цепной реакций. Однако такая связь встречаются крайне редко – цепное увеличение изменений (принцип «домино») превратило бы мир в хаос.

Сложные системы меняют свое состояние скачком. Причиной такого поведения систем является то, что механизм адаптации какое-то время компенсирует внешнее воздействие среды, но рано или поздно наступает момент, когда механизм адаптации не в состоянии компенсировать происходящее воздействие и происходит существенное изменение системы, переход её в новое состояние, характеризующееся появлением новых связей между элементами.

Формы изменений системы

Влияние на систему Кризис Катастрофа Катаклизм
Влияние на структуру Происходит настройка структуры системы Частичное разрушение структуры Понятие структуры теряет для системы смысл
Влияние на элементы Часть элементов может быть потеряна, но могут появиться новые элементы Часть элементов может быть безвозвратно утеряна Значительная часть элементов разрушается
Влияние на основные свойства Влечёт изменение основных свойств, что может способствовать развитию или вести к катастрофе Во время катастрофы степень адаптации системы снижается. Решается вопрос о сохранении гомеостаза системы Интегративное свойство системы полностью теряется

Под состояниемсистемы подразумевается такой режим функционирования системы, при котором её общие показатели находятся в гомеокинезе и структура остается неизменной.

Смена состояния системы сопровождается не только изменениями её общих показателей, но и структурными перестройками (табл.3). Изменения системы могут различаться. В зависимости от глубины изменений различают кризис, катастрофу и катаклизм систем (коллапс) [33].

Кризис означает смену состояния системы, но обычно не ведет к её разрушению, а способствует её настройке. Кризис, как правило, является механизмом обновления позволяющим, скорректировать структуру системы, сделав её более адекватной по отношению к изменившимся условиям внешней среды. Кризис наступает и в результате развития, когда происходит переход количественных изменений структуры системы в качественные. При кризисе могут быть потеряны некоторые элементы системы. Кризис может перейти в катастрофу системы.

Катастрофа характеризуется резкими изменениями, разрушаются отдельные элементы и связи, на их месте могут возникнуть новые связи, происходит перерождение системы. Система меняется, меняется её морфология, значительно изменяются общие показатели. Система, скорее всего, становится менее адаптированной, но сохраняет основу своей структуры, целостность и своё положение в системе более высокого порядка.

Наиболее радикальное изменение называется катаклизмом. При катаклизме общие показатели теряют смысл, целостность нарушается, большая часть элементов исчезает, система более не является компонентом система более высокого порядка. Катаклизм можно считать синонимом уничтожения системы.

Применительно к кафедре кризисом будет изменение организационной структуры, например, назначение нового заведующего. Катастрофой – упразднение одной из лабораторий кафедры, а катаклизмом – расформирование её.

Таким образом, система функционирует, стабильно находясь в одном состоянии за счет механизмов адаптации, затем происходит сбой адаптации, начинается кризис системы, если система имеет необходимый потенциал, то кризис тоже служит механизмом адаптации системы путем перевода её в новое состояние. Если изменения слишком сильны, то происходит катастрофа или даже катаклизм.

Итак, система функционирует, дискретно меняя состояния во время кризиса, если правильно настроить систему при кризисе, то она может стать более эффективной.

Функционирование системы планирования учебных ресурсов. Система планирования учебных ресурсов, как и любая другая сложная организационная система, существует только в процессе функционирования. Источником функционирования является объективная потребность в распределении по определённым правилам учебных дисциплин конкретным преподавателям, выделении учебных лабораторий под проведение лабораторных работ по этим дисциплинам, определении ответственных за разработку и совершенствование учебно-методических материалов (рис. 25).

Рис.25. Схема анализа характеристик системы

Ограничениями при функционировании системы выступают требования Государственных образовательных стандартов, устава вуза и других нормативных документов, количество и оснащённость рабочих мест в учебных лабораториях, уровень компетентности и имеющиеся компетенции преподавателей, наличие и состояние мультимедийных, телекоммуникационных и других устройств, обеспечивающих поддержку учебного процесса и т.д.

Развитие системы происходит за счёт изменения ограничений. Обычно требования нормативных документов ужесточаются, но их удаётся выполнять за счёт роста компетентности преподавателей и использования новых технологий поддержки учебного процесса.

Жизненный цикл системы планирования ресурсов совпадает с жизненным циклом надсистемы (учебный процесс вуза), поскольку пока существует учебный процесс, его необходимо планировать.

Гомеостаз системы планирования учебных ресурсов обеспечивается при наличии достаточно подробной методики планирования, достаточного уровня ресурсов и относительно постоянной цели. Показателями, характеризующими её гомеостаз можно считать, например, процент сорванных занятий по причине ошибок в расписании или недостаточного количества аудиторий.

Регулятором системы планирования учебных ресурсов выступает учебное управление вуза, которое проводит мониторинг учебного процесса. Событие «учебное занятие» характеризует качество планирования. Если учебное занятие проведено в срок, без накладок и жалоб, то планирование признаётся удовлетворительным, если имеются отклонения от нормы – неудовлетворительным.

Баланс между энтропией и организованностью в системе планирования учебных ресурсов смещён в сторону организованности, поскольку данная система решает сложную эффективную задачу, решение которой должно быть достаточно точным и строгим. Излишние степени свободы могут помешать в решении этой задачи.

Кризисом этой системы станет любое изменение ограничений, требующее адекватного ответа и уточнения структуры процесса. Серьёзный сбой в системе планирования, приведший к массовым срывам занятий, также может привести к кризису системы и пересмотру алгоритмов её функционирования (рис.26).

Рис.26. Схема работы системы планирования учебных ресурсов

Катастрофа системы возможна только в случае катастрофических изменений в надсистеме, способных привести к снижению её сложности. Катаклизм системы планирования также увязан с катаклизмом надсистемы, которым, например, может быть полный отказ вуза от ведения учебного процесса. Следовательно, система планирования учебных ресурсов, по сути, является подсистемой системы «управление учебным процессом».

Таким образом, рассмотренная система требует высокой организованности и является подсистемой системы управления учебным процессом, влияющей на её гомеостаз.

Контрольные вопросы

1) Чем отличается гомеостаз от гомеокинеза?

2) Всегда ли нарушение гомеостаза ведёт к нарушению целостности?

3) Каким образом связаны развитие и деградация систем?

4) В каком случае возникает критическая ситуация при функционировании систем?

5) Как определяется эффективность управления?

6) Что такое энтропия и как она связана с организованностью систем?

7) Как можно объяснить связь негэнтропии с информацией о системе?

8) К чему должна стремиться система: к росту энтропии или организованности?

9) Что такое синергетика?

10) Какие факторы обеспечивают самоорганизацию систем в природе?

11) Приведите пример точки бифуркации?

12) Как называется свойство системы самопроизвольно менять своё состояние под воздействием внешней среды?

13) Какое свойство материи является источником развития систем?

14) Какие системы являются наиболее приспособленными к изменениям окружающей среды?

15) Какие принципы функционирования систем Вы можете назвать?

16) Как реализуется принцип сосредоточения функций?

17) Что такое дисфункция в системе и как с ней бороться?

18) Какие системы являются более приспособленными и эффективными, сложные или простые?

19) Может ли кризис принести пользу системе?

20) Как связано развитие с кризисом?

21) При каких условиях наступает катастрофа системы?

22) Какой синоним Вы можете предложить для катаклизма системы?

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.02)

Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем (информационное, техническое, программное, лингвистическое, и правовое обеспечение). Составные части информационных систем. Функциональные компоненты, организационные компоненты и компоненты системы обработки данных.

Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность внутренних и внешних информационных потоков экономического объекта, методов, средств и специалистов, участвующих в процессе обработки информации и выработке управленческих решений. ЭИС связывает объект и систему управления между собой и с внешней средой через информационные потоки [1].

Понятие системы включает в себя совокупность нескольких частей, взаимодействующих между собой и с внешней средой и функционирующих в целях получения некоторого результата. Для системы необходимо соблюдение следующих принципов:

целостность системы на основе существования общей структуры (поведение отдельных элементов или частей системы рассматривается
с позиции функционирования всей системы);

обеспечение устойчивого функционирования всей системы и достижения общей цели;

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис.4.1). Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.


Рис. Структура информационной системы как совокупность обеспечивающих подсистем.

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в своевременном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника — от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

• исключение дублирующей и неиспользуемой информации;

• классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Методология анализа и разработки информационного обеспечения маркетинговой деятельности базируется на базовых идеях. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап — обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:

• понять специфику и структуру ее деятельности;

• построить схему информационных потоков;

• проанализировать существующую систему документооборота;

• определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап — построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.




Для создания информационного обеспечения необходимо:

• ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;

• выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков;

• совершенствование системы документооборота;

• наличие и использование системы классификации и кодирования;

• владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;

• создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.

Комплекс технических средств составляют:

- компьютеры любых моделей;

- устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

- устройства передачи данных и линий связи;

- оргтехника и устройства автоматического съема информации;

- эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

• общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;

• специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;

• нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная.

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Перспективным подходом следует считать, по-видимому, частично децентрализованный подход — организацию технического обеспечения на базе распределенных сетей, состоящих из персональных компьютеров и большой ЭВМ для хранения баз данных, общих для любых функциональных подсистем.

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

• средства моделирования процессов управления;

• типовые задачи управления;

• методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

- анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;

- подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;

- разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

Организационные единицы управления — это структурные подразделения, управленческий персонал (пользователи), выполняющие функции управления с использованием средств информационных технологий ИС. На рис. приведены организационные структуры управления:

· иерархического типа, соответствуют линейно-функциональной организационной структуре, охватывающей функциональные подразделения («службы» — С) и структурные подразделения (П);

· сетевого типа, соответствуют дивизиональной структуре, построенной на основе бизнес-единиц (БЕ), за которыми закрепляются функции полного управленческого цикла.

· Организационная структура управления оказывает существенное влияние на выбор информационных технологий. Управленческий персонал несет ответственность за ввод первичных данных в ИС, анализ и выбор альтернативных управленческих решений, выдачу управляющего воздействия на объект управления.

· Внедрение ИС изменяет технологию управления, освобождает пользователей от рутинных, достаточно простых, но трудоемких ручных процедур обработки информации. Развитые ИС обеспечивают накопление информации для целей анализа и создания системы поддержки решений. ИС изменяет организационную структуру, состав функций управления и связанные с ними информационные потоки, форму представления и качественные характеристики информации (оперативность, достоверность, точность, полнота информации для управленческих решений).

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

• статус информационной системы;

• права, обязанности и ответственность персонала;

• правовые положения отдельных видов процесса управления;

• порядок создания и использования информации и др.

Структура маркетинговой , также как и экономической информационной системы состоит из функциональной и обеспечивающей подсистем. Функциональная подсистема включает планирование, учет, контроль, и регулирование. Функциональная подсистема – это комплекс управления организационно-экономическими задачами с высокой степенью информационно-технологических связей.

Системное мировоззрение приводит к убеждению, что сложный объект надо рассматривать и как целое, и как со­стоящее из отдельных частей. Нужно исследовать предмет с разных сторон и точек зрения, вдаваться в его внутреннее строение и организацию.

В целом методология системного анализа, как компонента системного мтровозрения, включает определение используемых понятий, общую характеристику проблемы системных исследований и системный подход – наиболее общую часть методологии прикладных исследований, ее основу.

В самом общем виде системный подход – это рассмотрение системы любой степени сложности, как:

· состоящей из отдельных связанных между собой определенными отношениями частей;

· находящейся во взаимодействии с окружающей средой;

· находящейся в непрерывном развитии.

Для более четкого и полного использования системной методологии необходимо сформулировать ряд положений, кото­рые принято называть принципами системного подхода.

Принципы системного подхода это некоторые утверждения весьма общего характера, обобщающие опыт работы человека со сложными системами.

К числу принципов системного подхода относятся следующие принципы:

1) цели 6) всесторонности
2) целостности 7) множественности
3) сложности 8) динамизма
4) историзма 9) сходства
5) двойственности 10) коммуникативности

1. Принцип конечной цели ориентирует на то, что, прежде всего, необходимо выявить цель (предназначение) системы. Абсолютный приоритет конечной (глобальной цели). Принцип конечной цели означает, что в целенаправленной системе все должно быть подчинено глобальной цели. Любая попытка изменения, совершенствования и управления в такой системе должна оцениваться с точки зрения того, помогает или мешает она достижению конечной цели. Это накладывает особую ответственность на выбор цели и ее четкую трактовку. Расплывчатые, не полностью определенные конечные цели влекут за собой неясности в структуре и управлении системой, и, как следствие, неверные действия в системе. Такие действия могут быть и следствием неверия в конечную цель или в возможность ее достижения.

Цель организации – определяется как состояние организации, которое необходимо, желательно достичь к определенному моменту времени, затратив на это определенные, ограниченные сверху ресурсы. Без ясного понимания цели любое решение может оказаться просто бессмысленным.

Норма и цели. Цель не будет понята и успешно достигнута, если она не соответствует институтам общества, т.е. формальным и неформальным нормам, существующим в обществе.

Неопределенность выбора. Неопределенность выбора цели связана с наличием в сложных системах множества целей и множества критериев, а также, возможно в первую очередь, с неопределенностью динамики внешней среды. Неопределенность в предсказании состояния внешней среды следует обязательно учитывать при формировании совокупности целей и разработке способов их достижения. На неопределенность выбора также влияет следование индивидов принципу достаточной рациональности Саймона.

Цель и ресурсы. Выбор целей зависит от материальных, финансовых и кадровых ресурсов организации. Сравнение ресурсов, необходимых для выполнения целей, с имеющимися ресурсами приводит к выделению множества достижимых, обеспеченных ресурсами целей, из которого затем и выбираются окончательно цели.

Цели и критерии. Выбор каждой цели непосредственно определяет содержательную сущность критерия ее достижения.

Цель и средство достижения цели. Выбор целей производится одновременно с выбором средств достижения целей. Цели организации порой искусно подменяются целями отдельных лиц или группировок. Самый простой способ обеспечения такой подмены – как раз замена цели средством.

Анализ целей. При выборе совокупности целей необходимо предусмотреть ряд оценок.

К числу этих оценок относятся:

· проверка целей на реализуемость, выявление препятствий на пути достижения целей: экономических, технических, социальных, юридических и др.;

· оценка связей целей нижнего уровня иерархии с целями более высокого уровня;

· оценка непротиворечивости (в общем случае характера и степени противоречивости) целей на каждом уровне;




· оценка семантической точности формулировок целей, понятных всем индивидам, имеющим отношение к цели; использование, принятых определений и обозначений.

2. Принцип целостности предполагает, что исследуемый объект рассматривается или выделяется из совокупности объектов как нечто целое по отношению к окружающей среде, имеющее свои специфические функции и развивающееся по своим законам.

Принцип проявляется в системе в возникновении новых интегративных качеств, не свойственных образующим ее компонентам.

1) Свойства системы (целого) не являются суммой свойств элементов или частей (несводимость целого к простой сумме частей).

2) Свойства системы (целого) зависят от свойств элементов, частей (изменение в одной части вызывает изменение во всех остальных частях и во всей системе).

Свойство целостности связано с целью, для выполнения которой предназначена система. Весьма актуальным является оценка степени целостности системы при переходе из одного состояния в другое. Если каждая часть системы связана таким образом с другой частью, что изменение в одной части вызывает изменение во всех остальных частях и во всей системе в целом, то говорят, что система ведет себя когерентно или как целое. Другую крайность составляет множество частей, совершенно не связанных между собой, так что изменение в каждой части зависит исключительно от этой части. Вариация во всем множестве есть физическая сумма вариаций частей. Такое поведение называется независимостью или физической аддитивностью.

Когерентность (целостность) и независимость (аддитивность) – крайние степени одного и того же свойства. Нет явного метода измерения этого свойства в шкале отношений. Для описания множества взаимно независимых частей используется термин факторизуемых систем (куча, комплекс).

Прогрессивная факторизация. Большинство систем изменяется со временем. Если изменения ведут к постепенному переходу от целостности к независимости, то говорят о прогрессивной факторизации. Прогрессивная факторизация 1 рода – распад (головоломка, автомобиль). Прогрессивная факторизация 2 рода – рост. Система изменяется в направлении все большего разделения на подсистемы – т.е. в направлении дифференциации функций (например, в процессе эволюции и развития).

Прогрессивная систематизация.Изменение идет в сторону целостности. В усилении отношений, в развитии отношений. Могут происходить в одной и той же системе, одновременно или последовательно.

Принцип целостности (единства) иногда формулируют следующим образом: необходимо совместно рассматривать систему как целое и как совокупность частей (элементов).

3. Принцип сложности указывает на необходимость рассматривать объект как сложную совокупность различных элементов, находящихся в разнообразных связях между собой и со средой. Каждому элементу присуща неисчерпаемая сложность, поэтому необходимо выполнить его упрощение до уровня сохранения объектом своих существенных свойств: выявление простого в сложном и показ сложности в простом.

4. Принцип историзма требует, чтобы каждый объект рассматривался исторически с точки зрения того, как он возник и какие этапы прошел до момента исследования. Системно-исторический аспект направлен на изучение ретроспективы и перспективы развития системы. Все систе­мы находятся в постоянном развитии и на разных стадиях развития или онтогенеза. Чтобы иметь цельное представление о системе и иметь воз­можность предсказывать ее развитие, необходимо рассматривать систему в динамике и знать историю ее развития.

Периоды существования (становления, расцвета, упадка, смерти и т.д.) легко привести для биологических и общественных систем. Каждая техническая система проходит стадии разработки, создания, эксплуатации и последующего совершенствования на новом уровне. Поэтому для изучения системы надо знать, как она возникла, какие этапы совершенствования проходила, какой стала, какие перспективы имеет в будущем. Основа закономерности историчности – внутренние противоречия между компонентами системы. Как управлять развитием или хотя бы понимать приближение соответствующего периода развития – вопросы мало исследованные.

Иногда этот принцип называют принципом развития и понимают под ним: учет изменяемости системы, ее способности к развитию, расширению, замене частей, накапливанию информации.

Принцип развития достаточно хорошо пояснен в его формулировке. Понятие развития, изменяемости при сохранении качественных особенностей выделяется почти в любой естественной системе, а в искусственных возможность развития, усовершенствования, как правило, закладывается в основу создания системы. При модульном построении такое развитие обычно сводится к замене и добавлению модулей (частей).

5. Принцип двойственности предполагает, что систему необходимо рассматривать как самостоятельную систему, так и как подсистему более высокого уровня иерархии.

6. Принцип всесторонности указывает на то, объект необходимо изучать со всех сторон.

7. Принцип множественности утверждает, что при исследовании объекта необходимо использовать множество моделей. Для получения адекватного знания о системе требуется построение некоторого класса её описаний, каждое из которых способно охватит лишь определенные аспекты целостности и иерархичности данной системы.

Для любой исследуемой системы минимально требуются три различных уровня ее описания:

· с точки зрения присущих ей внешних, целостных свойств;

· с точки зрения ее внутреннего строения и «вклада» ее компонентов в формирование целостных свойств системы;

· с точки зрения понимания данной системы как подсистемы более широкой системы. Однако в научной и технической практике число уровней описания системы обычно больше.

8. Принцип динамизма требует, чтобы все свойства объекта рассматривались как изменяющиеся.

9. Принцип сходства предполагает использование ранее полученных результатов при изучении других сходных объектов.

10. Принцип коммуникативности.Система, образованная из множества струк­турных элементов, обладает свойствами,новыми по отношению к свой­ствам ее структурных элементов, причем эти новые свойства обусловле­ны не только свойствами самих структурных элементов данной системы, но и зависят от их взаимодействия как внутри, так и во многих случаях с внешней средой. Поэтому нельзя изучить закономерности поведения са­мой системы, изучая только закономерности поведения ее элементов, так как свойства конкретной системы во многом задаются извне, то есть во многомвнешний мир формирует свойства системы. В самом деле, если во внешней среде исчезает«потребитель» информации о каком-нибудь свойстве системы,то исчезает и само свойство системы, так как по этому свойству система окажется изолированной (замкнутой) и по за­кономерности возрастания энтропии в замкнутой системе в ней возника­ют процессы, дезорганизующие структуры, ответственные за данное свойство. Когда внешней средой система не востребована, то по этому свойству она изолирована или закрыта, и только тогда, когда появится потребитель во внешней среде, система от­кроется. С другой стороны, появление у системы некоторого нового свойства, порождает информацию об этом свойстве. Если у внешней среды имеется «потребитель» этой информации, который способен вос­принять ее и взаимодействовать с системой, то по этому свойству система окажется открытой, или разомкнутой. В этом случае энтропия начнетуменьшатьсядо некоторого оптимального уровня, который определяется степенью открытости системы по этому свойству.

Существует и такая точка зрения. Процедура выявления связей, примененная ко всей системе целиком (принцип связности), приводит и к принципу учета внешней среды, который можно не считать самостоятельным принципом.

11. Принцип функциональности. Совместное рассмотрение структуры системы и функций с приоритетом функций над структурой – изменение функций влечет изменение структуры.

Цели определяют задачи, решение которых необходимо для достижения цели. Задачи определяют функции, обеспечивающие решение задач. К примеру, в организационных системах структура создается после определения набора функций. Организационная структура реализуется в виде совокупности персонала, методов, алгоритмов, технических устройств различного назначения. При появлении новых задач и, соответственно, функций может оказаться необходимой корректировка структуры. После создания системы возможно, при наличии квалифицированного персонала, уточнение структуры системы и отдельных функций в рамках существующих целей и задач, т.е. возможно обратное влияние структуры на функции.

Зачастую организация ее структура создаются до выяснения целей и задач системы. В результате имеют место параллелизм в работе органов управления, систематические попытки улучшить работу организации путем изменения ее структуры.

Рассмотрим вопросы практического использования принципов системного подхода. Все они обладают очень высокой степенью общности, т. е. отражают отношения, сильно абстрагированные от конкретного содержания прикладных проблем. Такое знание нетипично для техники и естественных наук, в которых в основном используются утверждения и описания, пригодные для непосредственного применения. Как же применять такое знание? Для любой конкретной системы, проблемы, ситуации принципы системного подхода могут и должны быть конкретизированы: «что это означает здесь?». Такая привязка к рассматриваемой проблеме производится исследователем. Он должен наполнять конкретным содержанием общие формулировки принципов. Опыт работы со сложными системами показывает, что это весьма полезно, потому что позволяет лучше увидеть существенные стороны проблемы, не забыть учесть важные взаимосвязи в ней. В ряде случаев продумывание конкретного содержания принципов системного подхода позволяет подняться на новый уровень осмысления системы в целом, выйти за рамки «узкого», «изнутри» отношения к ней.

Отметим, что интерпретация принципов для данного частного случая может приводить и к обоснованному выводу о незначимости какого-либо из принципов или об отсутствии условий для его применения. Так в системе может не быть иерархии, она может считаться полностью определенной, связи могут быть заложены в самой математической модели и не требовать специального рассмотрения и т. д. Многократное применение исследователем принципов системного подхода в различных системах приводит к тому, что у него развивается особый тип мышления, который принято называть системным. Такое мышление характеризуется умением более правильно (адекватно) ставить, а нередко и решать задачи со сложными системами.

Высокая общность принципов системного подхода во многом может быть преодолена их конкретизацией для фиксированных классовпредметных задач. В ряде случаев это удобно выполнять в несколько приемов. Так известны общие, но предметно-ориентированные системные принципы проектирования, принципы создания программных комплексов. Они облегчают интерпретацию общих формулировок. Известны и примерымаксимально конкретной трактовки принципов применительно к узким классам прикладных задач.

Универсальной методики и инструкции по проведению системного анализа не существует. Такая методика разрабатывается и применяется в тех случаях, когда у исследователя нет достаточных сведений о системе, которые позволили бы формализовать процесс ее моделирования, включающий постановку и решение возникшей проблемы.

Общим для всех методик системного анализа является определение закона функционирования системы, формирование вариантов структуры системы и выбор наилучшего варианта, осуществляемого путем решения задач декомпозиции, анализа исследуемой системы и синтеза системы. Основой построения анализа и синтеза систем в конкретных условиях является соблюдение принципов системного анализа.

Определение 4.15. Принципы системного анализа – это некоторые положения общего характера, являющиеся обобщением опыта работы человека со сложными системами.

Наиболее часто используются следующие принципы:

- принцип конечной цели;

- принцип модульного построения;

- принцип развития (историчности, открытости);

- принцип свертки информации.

1. Принцип конечной цели. Это абсолютный приоритет конечной (глобальной) цели.

Принцип конечной цели состоит из несколько правил:

- для проведения системного анализа необходимо в первую очередь сформулировать цель исследования. Расплывчатые, неясные, не полностью сформулированные цели влекут за собой неверные выводы;

- анализ следует вести на базе первоочередного уяснения основной цели (функции основного назначения) исследуемой системы, что позволит определить ее основные существенные свойства, показатели качества и критерии оценки;

- при синтезе систем любая попытка изменения или совершенствования должна оцениваться относительно того, помогает или мешает она достижению конечной цели;

- цель функционирования искусственной системы задается, как правило, системой, в которой исследуемая система является составной частью.

2. Принцип измерения. О качестве функционирования какой-либо системы можно судить только применительно к системе более высокого порядка. Другими словами, для определения эффективности функционирования системы надо представить ее как часть более общей и проводить оценку внешних свойств исследуемой системы относительно целей и задач суперсистемы (надсистемы).

3. Принцип эквифинальности. В соответствии с этим принципом система может достигнуть требуемого конечного состояния, не зависящего от времени и определяемого исключительно собственными характеристиками системы при различных начальных условиях и различными путями. Эта одна из форм устойчивости по отношению к начальным и граничным условиям.

4. Принцип единства. Это совместное рассмотрение системы как целого и как совокупности частей (элементов). Принцип ориентирован на «взгляд внутрь» системы, на расчленение ее с сохранением целостных представлений о системе.

5. Принцип связности. Рассмотрение любой части совместно с ее окружением подразумевает проведение процедуры выявления связей между элементами системы и выявления связей с внешней средой (учет внешней среды). В соответствии с этим принципом систему в первую очередь следует рассматривать как часть (элемент, подсистему) другой системы, называемой суперсистемой (надсистемой) или старшей системой.

6. Принцип модульного построения. Принцип модульного построения: выделение модулей и рассмотрение системы как совокупности модулей.

Модулем называется группа элементов системы, описываемая только своим входом и выходом. Разбиение системы на взаимодействующие модули (подсистемы) зависит от цели исследования и может иметь различную основу, в том числе может иметь материальную (вещественную), функциональную, алгоритмическую, информационную и др. основу.

Примером систем, у которых при разбиение на подсистемы вещественная, функциональная и информационные основы слиты, являются системы управления организационного типа. Разбитие системы на модули способствует более эффективной организации анализа и синтеза систем, так как оказывается возможным, абстрагируясь от второстепенных деталей, уяснить суть основных соотношений, существующих в системе и определяющих исходы системы. Вместо термина модуль зачастую используются термины «блок», «подсистема» и др.




Этот принцип позволяет выделить модули в системе и рассматривать ее как совокупность модулей. Принцип указывает на возможность вместо части системы исследовать совокупность ее входных и выходных воздействий (абстрагирование от излишней детализации).

7. Принцип иерархии. В соответствии с этим принципом полезно ввести иерархию частей и их ранжирование, что упрощает разработку системы и устанавливает порядок рассмотрения частей. Все системы, как правило, построены по иерархическому принципу. И чтобы получить цельное представление о системе, необходимо ее рассматривать в тесном взаимодействии и единстве с вышестоящими и нижестоящими на иерархической лестнице системами. Эта закономерность заключается в том, что свойство целостности проявляется на любом уровне иерархии. На каждом уровне возникают новые свойства, которые не могут быть выведены как сумма свойств элементов. На каждом уровне происходят сложные качественные изменения.

Построение иерархической структуры зависит от целей. Для многоцелевых ситуаций можно построить несколько иерархических структур, соответствующих разным условиям.

Принцип иерархии акцентирует внимание на полезности отыскания или создания в системе иерархического (доминирующего) характера связей между элементами, модулями, целями. Иерархические системы обычно исследуются и создаются «сверху», начиная с анализа модулей первого иерархического уровня. В случае отсутствия иерархии исследователь должен решить, в каком порядке он будет рассматривать части системы.

Так, например, конструктор при создании нового образца выделяет в нем начальный элемент, к которому потом мысленно или на чертеже подгоняет второй, третий, следующие. Таким образом, он вводят порядок рассмотрения системы, который и называется ранжированием. Оно применимо и в сочетании с иерархией в системе, скажем, для введения очередности в модулях одного и того же уровня.

8. Принцип функциональности. Это совместное рассмотрение структуры и функции с приоритетом функции над структурой. Принцип утверждает, что любая структура тесно связана функцией системы и ее частей. В случае придания системе новых функций полезно пересматривать ее структуру, а не пытаться втиснуть новую функцию в старую схему. Поскольку выполняемые функции составляют процессы, то целесообразно рассматривать отдельные процессы, функции, структуры.

В свою очередь, процессы сводятся к анализу следующих потоков:

С этой точки зрения структура есть множество ограничений на потоки в пространстве и во времени.

9. Принцип развития. Этот принцип означает учет изменяемости системы, ее способности к развитию, адаптации, расширению, замене частей, накапливанию информации. В основу синтезируемой системы следует закладывать возможность развития, наращивания, усовершенствования. Обычно расширение функций пересматривается за счет обеспечения возможности включения новых модулей, совместимых с уже имеющимися. С другой стороны, при анализе принцип развития ориентирует на необходимость учета предыстории развития системы и тенденций, имеющихся в настоящее время, для вскрытия закономерностей ее функционирования.

Одним из способов учета этого принципа разработчиками является рассмотрение системы относительно ее жизненного цикла.

Условными фазами жизненного цикла являются:

- ввод в эксплуатацию;

- наращивание возможностей (модернизация);

- вывод из эксплуа­тации (замена);

Отдельные авторы этот принцип называют принципом из­менения (историчности) или открытости. Для того чтобы сис­тема функционировала, она должна изменяться, взаимодейство­вать со средой.

10. Принцип децентрализации. Это сочетание в сложных системах централизованного и децентрализованного управления, которое, как правило, заключается в том, что степень централизации должна быть минимальной, обеспечивающей выполнение поставленной цели. Недостаток децентрализованного управления – увеличение времени адаптации системы. Этот недостаток существенно влияет на функционирование системы в быстро меняющихся условиях. То, что в централизованных системах можно сделать за короткое время, в децентрализованной системе будет осуществляться довольно медленно.

Недостатком централизованного управления является сложность управления из-за огромного потока информации, подлежащей переработке в старшей системе управления. Поэтому в сложной системе присутствуют два уровня управления. В медленно меняющейся обстановке децентрализованная часть системы успешно справляется с адаптацией поведения системы к среде и с достижением глобальной цели системы за счет оперативного управления, а при резких изменениях среды осуществляется централизованное управление по переводу системы в новое состояние.

Оптимальное сочетание централизации и децентрализации обусловлено выполнением следующих положений:

- на нижние уровни иерархии следует передавать все задачи, решение которых на этих уровнях возможно, освободив высшие уровни иерархии для решения стратегических задач;

- должна быть разработана и принята система делегирования полномочий для всех уровней иерархии управления;

- должны существовать механизмы контроля, исключающие принятие на нижних уровнях иерархии решений, противоречащих достижению системой глобальных целей.

Реализация оптимального уровня децентрализации зачастую затруднено из-за отсутствия квалифицированного персонала. Возможно, это утверждение находится вне формальной (научной) постановки вопроса. Однако в реальных ситуациях не квалифицированность персонала явление не редкое, и не учитывать это в прикладных исследованиях не допустимо.

Не является децентрализацией управление, когда принятое на верхнем уровне решение затем конкретизируется (распараллеливается) на нижних уровнях.

11. Принцип неопределенности. Это учет неопределенностей и случайностей в системе. Принцип утверждает, что можно иметь дело с системой, в которой структура, функционирование или внешние воздействия не полностью определены.

Сложные открытые системы не подчиняются вероятностным законам. В таких системах можно оценивать наихудшие ситуации и рассмотрение проводить только для них. Этот способ обычно называют методом гарантируемого результата. Он применим, когда неопределенность не описывается аппаратом теории вероятности. При наличии информации о вероятностных характеристиках случайностей можно определить вероятностные характеристики выходов в системе.

Принцип неопределённости является одним из основных принципов системного подхода. Достаточно типичны случаи, когда задачу необходимо решать при неполноте или нечёткости знаний относительно исследуемой системы, что имеет место вследствие как ограниченных возможностей науки на данном уровне ее развития, так и принципиальной ограниченности человеческого познания. В лучшем случае, могут быть получены вероятностные оценки прогнозируемых ситуаций, если эти оценки объективно существуют.

Во всех случаях неполноты знаний о предмете исследования, нечёткой или стохастической входной информации будут носить нечёткий или вероятностный характер и результаты исследований, а принятые на основании этих исследований решения приведут к неоднозначным последствиям. В случае нечёткой (по своей природе) или неполной (при ограниченных возможностях исследователя) информации как раз очень важно учитывать законы кибернетики об устойчивых состояниях и устойчивых траекториях системы.

Необходимо стремиться выявить и оценить все возможные, в том числе кажущиеся маловероятными последствия принимаемых решений, хотя бы на интуитивном уровне, а также предусмотреть обратные связи, которые обеспечат своевременное вскрытие и локализацию нежелательного развития событий. В технических науках эти положения очевидны. При исследовании социально-экономических процессов соответствующие положения зачастую игнорируются, что порой приводит к невосполнимым потерям..

Как следствие необходимости принятия решений в условиях неопределенности является использование в системном анализе так называемых рациональных рассуждений. Рассуждения, не строгие и не приемлемые с точки зрения чистой математики, но обеспечивающие при разумном их применении правильные результаты, называются рациональными. При вводе аксиоматики соответствующих шкал достигается необходимая строгость подобных рассуждений. Используются и другие термины, близкие к термину «рациональные»: правдоподобные, эвристические, дискурсивные.

Применение рациональных понятий, непосредственно связано с интуицией, здравым смыслом. Качество интуиции зависит от степени изучения данной области знания и личных качеств исследователя. Для оценки рационального рассуждения вводится понятие степени достоверности рассуждения, которое может меняться от 0 до 1. Это некоторая субъективная, размытая в своей основе аналогия вероятностной оценке. Достоверность рационального рассуждения может быть повышена, если прибегнуть к коллективному мнению.

Сложное рациональное рассуждение обычно включает физические соображения, ссылки на опыт, интуицию, целесообразность упрощения, а также дедуктивные рассуждения. Важной особенностью рациональных рассуждений является возможность включения в них «размытых нечетких понятий». Различные рассуждения совершенно не равноценны, как по трудности их проведения, так и по вкладу в успех решения задачи. Существует ряд способов повышения правдоподобности рассуждений, некоторые из них: независимый повторный вывод, использование различных моделей, независимые вычисления, сравнение теоретических результатов с физическим экспериментом.

При исследовании сложных систем многочисленны случаи когда только применение здравого смысла и интуиции, т.е. рациональных рассуждений удаётся получить искомый результат. В системном анализе следует стремиться к таким сочетаниям различных рассуждений, которые с необходимой точностью при минимуме затрат приведут к цели исследования.

12. Принцип свертки информации. Информация свертывается, укрупняется при движении по ступеням иерархии снизу вверх. Этот принцип широко используется в организационных системах управления. Информационные средства управленческих структур на каждом уровне иерархии должны обеспечить решение всего комплекса управленческих задач.

К таким задачам относятся:

- планирование и принятие решения;

- контроль за исполнением решений;

- выявление и предупреждение конфликтных ситуаций.

Качество информации определяется тем, насколько она способствует наилучшему, в каком либо смысле, решению задач управления. Для того чтобы на верхнем уровне иерархии успешно решались стратегические задачи, необходима информация, достаточно полно описывающая те параметры ситуации, которые определяют стратегические решения, и «не замусоренная» второстепенными подробностями, на решение существенно не влияющими.

Управленческая информация характеризуется объемом, достоверностью, ценностью, степенью открытости.

По объему информация может быть достаточной или недостаточной для принятия решения с необходимой степенью обоснованности. Информация также может быть избыточной, содержащей сведения ненужные для выработки решения, а, порой, даже мешающие принятию решения. Достоверность можно определить процентом содержащейся в информации достоверных данных — в общем случае это будет вероятностная характеристика.

Понятие ценности всегда следует связывать с наличием новых необходимых для принятия решения данных.

По степени открытости информация делится на секретную, конфиденциальную (для служебного пользования) и публичную (полностью открытую).

Перечисленные принципы справедливы равным образом для задач анализа и синтеза. Необходимо отметить, что разделение принципов на принципы системного подхода и принципы системного анализа довольно условно. Это является следствием того, что системный подход и системный анализ настолько тесно связаны между собой, что некоторые авторы одни и те же принципы приписывают обеим компонентам системного мировоззрения. В моделях систем они должны быть конкретизированы в зависимости от существа системы и решаемой задачи. Представление о том, «что этот принцип означает здесь, в чем его конкретное содержание» приведет к более четкому осмысливанию постановки задачи, сути проводимого исследования.

Для применения принципов системного анализа необходимо уметь прогнозировать поведение системы при воздействии на нее внешних сил. Одной из основных задач синтеза систем является поиск целенаправленных воздействий на систему, приводящих к желаемому результату. Пренебрежение принципами системного анализа (подхода) приводит к принятию безграмотных решений порой с непоправимыми последствиями, всё более губительными по мере того, как у лиц, принимающих решение, появляются большие возможности. Системный анализ (подход) способствует развитию системного мышления, более полному и всестороннему учету всех факторов, определяющих поведение системы.

Перечисленные принципы обладают очень высокой степенью общности. Для непосредственного применения принципов необходимо наполнить их конкретным содержанием применительно к предмету исследования. Знание и учет принципов позволяет лучше увидеть существенные стороны решаемой проблемы, учесть весь комплекс взаимосвязей, обеспечить системную интеграцию.

Читайте также: