Какое направление в философии признает чувства фундаментом человеческого познания

Обновлено: 02.05.2024

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Более узкое направление - эпистимология - учение о более конкретном знании, это описание процессов, которые приводят к знанию. Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта) ; Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта) : Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др.. .
Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется усилением роли субъекта. Одно из новых направлений - эволюционная эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории) . В гносеологии может сочетаться общефилосовский подход и конкретнонаучный. История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации ее результатов и вызвать появление новых направлений в гносеологии. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis - разумный, ratio - разум)
— направление в гносеологии и праксеологии, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).

Два основных направления в гносеологии - материализм и идеализм. В Античности центральной в гносеологии выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Знание принималось в единстве с его предметом. Исходя из того, что знание есть своеобразная копия предмета, античная философия преимущественно изучала процесс, посредством которого предмет переводится в состояние знания, Тезис о единстве знания и предмета специфически сочетался с непониманием активности субъекта в процессе познания: Истинный объект может быть только "дан" познающему; все продукты его субъективной познавательной деятельности - лишь неистинное мнение. У Платона истинному знанию на онтологическом уровне соответствует эйдос - истинное бытие, незнанию - небытие, а мнение (догма ) занимает промежуточное место между знанием и незнанием, поэтому ей соответствует чувственный мир.

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Сенсуализм (от , — восприятие , чувство, ощущение) — направление в теории познания , согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму . Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме .

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - восприятие, чувство) направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия - основа и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего .

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(франц. sensualisme, от лат. sensus ≈ восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности .

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
(сэ), сенсуализма, мн. нет, м. (от латин. sensualis - чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Примеры употребления слова сенсуализм в литературе.

За нее стоят глаза и руки, очевидность и осязательность: на век, наделенный плебейскими вкусами, это действует чарующе, убеждающе, убедительно - ведь он инстинктивно следует канону истины извечно народного сенсуализма.

И хотя Гоббс во многом, в частности в области познания, близко подходит к сенсуализму Бэкона, в своих философских воззрениях он опирается и на европейскую континентальную мысль, прежде всего на рационализм Декарта.

В своих философских суждениях Коллинз, опираясь на сенсуализм Локка, выводит определенные материалистические заключения.

В ней он соединяет сенсуализм Локка с механи-стическо-материалистическим учением.

Признавая единственным источником наших знаний опыт, ощущения, Кант направляет свою философию по линии сенсуализма, а через сенсуализм, при известных условиях, и материализма.

(от лат. sensus — чувство, ощущение, восприятие, смысл) — филос. и психологическое направление, близкое к эмпиризму. В С. чувственность признается исходной и главной формой достоверного познания.
Классическая формула С. — «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» — восходит к антич. философии. Уже досократики, обращаясь к чувственному восприятию, пытались с психологической и физической т.зр. описать наблюдаемые процессы как механическое взаимодействие органов чувств и внешних объектов, что особенно характерно для Эмпедокла и атомистов. Протагор, усвоив знаменитый тезис Гераклита о том, что все течет, повинуясь законам единого, провозгласил человека с его изменяющимся чувственным опытом мерой всех вещей. Он считал, что, поскольку восприятия др. людей недоступны, мы основываемся только на высказываниях о них. В попытке опровергнуть Протагора Аристотель помимо конкретных ощущений, связанных с органами восприятия, рассматривал «общие чувства», соответствующие таким первичным характеристикам объектов, как движение, размер, форма, и в активности чувственности видел потенциальный источник ошибок познания. Наиболее последовательными сенсуалистами были киренаики, полагавшие, что познание основывается на восприятиях, причины которых непознаваемы, а также стоики и эпикурейцы (см. СТОИЦИЗМ ), (см. ЭПИКУРЕИЗМ ). Отвергая внеопытное происхождение чувственности, стоики учили, что в процессе накопления жизненного опыта сознание человека наполняется образами и понятиями.
Не получив широкого распространения в средневековой традиции, С. вновь утверждается в философии Возрождения (в трудах Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Ф. Бэкона и др.).
Видными представителями С. являлись такие англ. философы 17—18 вв.: Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли и Д. Юм. Гоббс под влиянием Г. Галилея, П. Гассенди и др. рассматривал чувственные качества как формы восприятия, а не свойства самих вещей, разграничивая, напр., протяженность, реально присущую телам, и пространство как образ, создаваемый разумом. Локк настаивал, что все знание происходит из внешнего и внутреннего опыта, из ощущений и рефлексии. В основе знания лежат простые идеи, из которых посредством соединения, сопоставления, абстрагирования разум образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). По мнению Локка, уму присуща спонтанная сила, и познание истинно постольку, поскольку идеи соответствуют действительности.
Беркли считал, что для вещи «быть» всегда означает «быть воспринимаемой». Идеи (ощущения), т.е. субъективные качества, пассивны и непроизвольны, и содержание ощущений не зависит от нас. Вместе с тем, нарушая исходный принцип своей теории познания, Беркли ввел идею Бога, деятельностью которого определил возникновение всех идей человеческого духа.
Юм добавлял к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители С. «внутренний опыт». Первичными восприятиями он считал непосредственные впечатления внешнего опыта (ощущения), вторичными — чувственные образы памяти (идеи) и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Он утверждал зависимость простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений, а образование сложных идей трактовал как психологические ассоциации простых идей.
С. Юма послужил фундаментом позитивизма и неопозитивизма 19—20 вв.
Системное обоснование С. получил в работах фр. материалистов 18 в. (Ж.О. де Ламетри, П. Гельвеция, Д.Дидро, П. Гольбаха и др.), которые связывали ощущения с воздействием объективного мира и предполагали, что чувственное восприятие определяет все духовные творческие способности человека. Основательно разработана теория познания С. у Э.Б. де Кондильяка, ставшего основоположником ассоциативной психологии.
В философии 19 в. непосредственную достоверность чувственности, составляющую исходный пункт познания, отстаивали Л. Фейербах, а также представители позитивизма.
В 20 в. разновидностью С. явился эмпириокритицизм, разработанный Р. Авенариусом и Э. Махом, полагавшими, что ощущения, которые лежат в основе настроения, чувства и проявлений воли, есть форма приспособления живого организма к среде, результат эволюции. Мах настаивал, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений, элементов образуют тела. Считая элементы нейтральными, он не относил их ни к физической, ни к психической сфере. Его концепция подвергнута разносторонней критике, но в целом идеи М. оказали стимулирующее воздействие на развитие теории восприятия 20 в.
Понятие, противоположное С. — рационализм.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

(франц. sensualisme, от лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является гл. формой достоверного познания. В противоположность рационализму С. стремится вывести всё содержание познания из деятельности органов чувств. С. бли-зок эмпиризму, признающему чувств. опыт единств. источником достоверного знания.

В истории философии сформировались протиностоя-щие друг другу материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внеш. миром, а в показаниях его органов чувств — отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самосущую сферу сознания. Идеализм наметился уже в С. Протагора: провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, он вместе с тем утверждал, что чувственность сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внеш. вещах, являющихся их причинами. Система последовательно материалистич. С. была сформулирована Эпикуром. Более умеренный С., состоящий в признании истинным не каждого чувств. восприятия, а только возникающего в сознании при опре-дел. условиях, был разработан стоицизмом, к которому (как и к Аристотелю) восходит классич. формула С.: «нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах».

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди, Гоббс и Локк. Последний, исходя из осн. положений С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта всё содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта. Непоследовательность локков-ского С. была использована Беркли, который полностью отбросил внеш. опыт и стал рассматривать ощущения («идеи») как достояние только человеч. сознания, т. е. интерпретировал С. идеалистически. Однако беркле-анский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, деятельность которого, согласно Беркли, определяет возникновение всех «идей» человеч. духа. Сенсуализм Юма, основанный на агностицизме, послужил фундаментом субъективно-идеалистич. феноменализма, который составляет основу таких направлений бурж. философии 19—20 вв., как позитивизм и неопозитивизм.

Виднейшими представителями материалистич. С. бы-ли франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Д идро, Тольбах, которые связывали ощущения как основу всех знаний с объективным миром — их источником. В созерцательном сенсуализме Кондильяка наметилась агностическая и позитивистская тенденция. Материа-листич. сенсуализм Фейербаха в противоположность умозрительно-спекулятивному идеализму, господствовавшему в нем. философии кон. 18 — нач. 19 вв., утверждал непосредств. достоверность чувств. познания. Однако С. франц. материалистов и Фейербаха страдал ограниченностью, связанной с непониманием специфи-ки рациональной ступени познания.

Диалектич. материализм, исходя из признания общественно-практич. природы познания, связывает воедино, чувственную и рациональную форму познанияя, раскрывает диалектику их_ взаимодействия.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. Сенсуалистами в древности, в частности, были киренаики и эпикурейцы; в средние века сенсуализм был мало распространен. В Новое время Локк заложил основу сенсуализма своим известным положением: нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве (Nihil est in intellectu, quod non prius fuerti in sensu). Систематическое обоснование сенсуализм получил у франц. просветителей, напр. у Кондильяка: чувственное восприятие охватывает все духовные способности. Юм добавляет к «внешнему опыту», из которого исходили все прежние представители сенсуализма, «внутренний опыт»: все творческие силы души не более чем способность связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. Противоположное понятие – рационализм. Чрезвычайно близки к сенсуализму эмпириокритицизм и позитивизм.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

(лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, согласно к-рому в отличие от рационализма чувственность является гл. формой познания. С. стремится вывести все содержание познания из деятельности органов чувств, а также свести все содержание сознания к их показаниям как первоначальным элементам.

В истории философии вопрос о роли разума и чувств в процессе познания возник как только встала проблема генезиса человеч. сознания. Первоначально и еще недостаточно четко идеи С. формулируются в индийской философии (в учении чарвака), в китайской философии (в учении моистов), в древнегреческой философии (Гераклит, отчасти Демокрит и Аристотель, являющийся в целом рационалистом).

В дальнейшем ходе истории философии определяются материалистич. и идеалистич. направления С. Материалистич. С. усматривает в чувств. деятельности человека связь его сознания с внешним миром, а в показаниях его органов чувств – отражение этого мира. Идеалистич. С. видит в чувств. деятельности некую самостоятельную и самосущую сферу. Идеализм наметился уже в С. Протагора с его релятивистской и субъективистской тенденцией, усилившейся у Аристиппа и его последователей из основанной им киренской школы. Провозглашая чувств. восприятие единств. источником наших знаний, эти философы вместе с тем утверждали, что оно сообщает людям данные только относительно их собств. состояний, но отнюдь не о внешних вещах, являющихся их причинами (Секст Эмпирик, Adversus mathematicos, VII, 191 и сл.). Последние непознаваемы, и понятие истины применимо только к изменениям нашего собств. существа (там же, а также Diag. L. 11, 192). Впрочем С. киренских философов представлял собой не столько положение теории познания, сколько положение развитой ими этики гедонизма.

Система материалистич. С. была сформулирована Эпикуром, являвшимся гл. представителем этого направления в античности и одним из наиболее последовательных сенсуалистов в истории философии.

Более умеренный С. был разработан стоицизмом уже в древней его фазе. В отличие от эпикурейцев стоики признавали истинным не каждое чувств. восприятие, а только те из них, к-рые возникают в человеч. сознании при определенных условиях ("каталептические образы"). Отвергая взгляд, по к-рому понятия ума имеют внеопытное происхождение, стоики пришли к концепции, согласно к-рой человеч. сознание первоначально представляло собой "чистую доску" (tabula rasa), заполняемую в процессе жизненного опыта образами и понятиями. К гносеологии стоицизма восходит и мысль, к-рая была сформулирована С. как положение о том, что нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве (nihil est in intellectu quod non sit us in sensu). Элементы С. имелись и в номинализме.

В эпоху Возрождения, когда передовые философы выступали с решительной критикой схоластики и стали подчеркивать необходимость опытного исследования природы, С. снова приобрел значительное влияние (Телезио, Кампанелла, Ф. Бэкон и др.).

Видными представителями материалистич. С. в 17 в. являлись Гассенди и Гоббс. Последний исходил из древней формулы С., считая, что ". нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально, целиком или частично, в органах о щ у щ е н и я" (Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 50). Локк, исходя из основоположных формул С., предпринял попытку вывести из чувств. опыта все содержание человеч. сознания, хотя и допускал, что уму присуща спонтанная сила, не зависящая от опыта.

Непоследовательность локковского С. была использована Беркли, к-рый полностью отбросил внешний опыт и стал рассматривать ощущения ("идеи") как достояние только человеч. сознания, т.е. интерпретировал С. идеалистически. Однако берклианский субъективно-идеалистич. С. не выдерживал своего исходного принципа, вводя идею бога, не воспринимаемого ни в каком чувств. опыте. Именно деятельность бога объясняет, по Беркли, возникновение всех идей человеч. духа. Более последователен Юм в своем субъективно-идеалистич. С., основанном на агностицизме и не апеллировавшем к богу. Идеи Юма заложили фундамент субъективно-идеалистич. феноменализма, к-рый составляет основу таких влиятельных направлений бурж. идеализма 19–20 вв., как позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм.

Виднейшими представителями матери-алистич. С. были франц. материалисты 18 в. Ламетри, Гельвеций, Дидро, Гольбах.

Преодолевая непоследовательность Локка и отвергая идеализм Беркли, они последовательно связывали ощущения, как основу всех знаний, с объективным миром, как их источником. Материалистич. сенсуализм Гельвеция стал фундаментом разработанной им этико-социологич. доктрины с ее центр. утверждением о том, что внешняя среда играет решающую роль в формировании человеч. сознания. Эта идея Гельвеция оказала большое влияние на Оуэна и нек-рых др. представителей утопического социализма.

Обстоятельную разработку гносеологии С. произвел Кондильяк, хотя он и проявлял тенденцию к агностицизму.

В истории С. немаловажную роль сыграла материалистич. гносеология Фейербаха. В противоположность умозрительно-спекуля-тивному идеализму, господствовавшему в нем. философии конца 18 – нач. 19 вв., Фейербах подчеркивал непосредств. достоверность чувств. познания. Вместе с тем Фейербах понимал, что оно составляет только исходный пункт познания, сложный процесс к-рого с необходимостью включает в себя деятельность рассудка и разума.

Диалектический материализм в своей теории познания исходит из высокой оценки роли чувств. познания. Но он считает, что домарксовский С. был созерцательным и индивидуалистическим, поскольку в подавляющем большинстве домарксистских гносеологич. построений субъектом познания выступал индивидуальный, а не обществ. человек. Сознание такого человека обычно рассматривалось как внеисторич. феномен. Преодолевая эти пороки, вскрывая роль практики в познании и его обществ. сущность, марксизм-ленинизм глубоко увязывает чувств. и рациональную формы познания, вскрывая диалектику их взаимодействия как в истории человеч. познания, так и в индивидуальной деятельности.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus — чувство, ощущение) — теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания. Наиболее развитую форму сенсуализм получил в философии Нового времени и в течение длительного периода был главной формой эмпиризма. Однако последовательное осуществление позиций сенсуализма оказалось непростой задачей. Так, Дж. Локк, один из главных представителей сенсуализма, давший с этих позиций критику рационалистического учения о врожденных идеях, признавал наряду с ощущениями и второй источник знаний — рефлексию, внутренний опыт разума о собственной деятельности. Такой сенсуалист, как Дж. Беркли, считал несомненным существование множества душ, воспринимающих ощущения и несводимых к последним. Гораздо последовательнее сенсуализм Д. Юма, который и само Я попытался свести к совокупности ощущений. Одним из наиболее систематических выразителей сенсуализма был Э. Коидильяк. В “Трактате об ощущениях” он предпринял попытку вывести из ощущений все содержание знания и психическую жизнь. Так, восприятия, по Кондильяку, — это ассоциации ощущений (здесь он использует идеи Юма), представления — след от ощущений, чувства удовольствия и неудовольствия тоже производны от них; точно так же он рассматривал мышление и эмоции. Сенсуалистской является теоретико-познавательная концепция Э. Маха; вместе с тем она ярко демонстрирует невозможность осуществления программы сенсуализма, в частности тогда, когда Мах пытается представить волю как комбинацию ощущений и представлений (последние — сохраняемый в памяти след от предыдущих ощущений) или же найти ощущения пространства.

Сенсуализм потерпел неудачу, пытаясь интерпретировать восприятие как. комбинацию ощущений. Тем более ему не удалось свести к ощущениям содержание знания в целом. В нач. 20 в. сенсуализм был вытеснен другими видами философского эмпиризма.

Между тем в отечественной литературе в течение длительного периода официально признанной была позиция сенсуализма — как результат некритического отношения к положениям В. И. Ленина в книге “Материализм и эмпириокритицизм”, хотя в реальной практике исследований ряд философов по существу не придерживались этой точки зрения.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт) направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального .

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
эмпирпизма, мн. нет, м. (см. эмпирия) (филос.). Философское направление, признающее опыт единственным источником познания и отрицающее значение научных обобщений, абстракций. Английский эмпиризм. Ползучий эмпиризм. (беспринципное и бесперспективное делячество; .

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(от греч. empeiría ≈ опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму , в .

Примеры употребления слова эмпиризм в литературе.

В послевоенный период особенно заметно усиление тяги Айдукевича к эмпиризму и разочарование в радикальных проектах реформы теории рациональности.

Именно обращение к идее схематизма чистого созерцания позволяет Гильберту по-новому, в отличие от традиционной дилемы эмпиризма и рационализма, обосновать аподиктический характер математического знания.

Отсюда и бессодержательная, по существу крохоборческая, программа действий для западных компартий, предоставляющая эмпиризму решать от случая к случаю самые важные вопросы тактики в предреволюционный период.

Чтобы скрыть от человечества это в современной интеллектуальной, рационалистической науке с ее добавлением предрассудочного эмпиризма, имеют дело с великой иллюзией, обманом - то, что люди не должны распознать, это является величайшим возможным интересом Аримана.

Таким образом, принцип критицизма в философии Поппера соединяет в себе постулаты эмпиризма и рациональности: рациональность опирается на универсализацию эмпиризма, а эмпиризм находит свое адекватное воплощение в критерии рациональности.

3. Принципы теории познания диалектического материализма.

1. Гносеология - специальный раздел философского знания - рассматривает общие законы познания мира, анализирует ступени процесса познания, его формы, методы, выясняет, что такое истина и каковы критерии истинности наших знаний.

Большинство философов признает познаваемость мира. Мир познаваем, а познание в различных формах есть процесс обогащения человека новым знанием, которое может быть определено как совокупность идей о мире, теоретическое овладение его предметами, их идеальная форма. В ходе познания - процес­са целенаправленного активного отображения действительно­сти в сознании человека - выявляются разнообразные грани бы­тия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятель­ности - человек (коллектив, общество) - исследует самого себя.

Результат познания - знание, истинность которого проверяется в ходе практики. Знание - это отражение действитель­ности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений, теорий. Знания остаются не только в созна­нии конкретного, что-либо познавшего человека, но и передают­ся из поколения в поколение, главным образом в форме мате­риализованной информации (книг, рисунков и др.) Например, теорема Пифагора стала достижением не только Пифагора и его поколения, но и всего человечества.

2. Познание человеком объективной реальности происходит в различных видах и определенных формах. Выделяют:

- обыденное познание (формируется в процессе повседневной деятельности);

- научное познание (исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении);

- философское познание (теоретические знания, опирающиеся на науку, но исследующие универсально общее, всеоб­щее, и как мировоззрение, содержащее в себе оценки познаваемого);

- художественное познание (специфически образное, наглядное отражение человеческих отношений и человека).

Все виды познания тесно взаимосвязаны: научное знание невозможно без философского, а философское базируется на частнонаучном; художественное является обязательным для всех видов познавательной деятельности; в основе всех лежит обыденное, повседневное знание, которое представляет собой информационно самую емкую форму знания, прежде всего об единичных объектах и явлениях.

Человек познает действительность, практически изменяя ее. Объектом познания является, прежде всего, часть объективного мира, вовлеченная в сферу познавательно-практической деятельности людей, а также субъективная реальность (психика человека, его сознание и бессознательное). Объект познания постоянно расширяется и углубляется. Материалисты считают по­знание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность (сознание) отражает саму себя.

3. Современная теория познания в основном признает познаваемость мира и основывается на следующих принципах:

- диалектики (подразумевает необходимость диалектически подходить к проблеме познания, используя законы, катего­рии, принципы диалектики);

- объективности (допускает самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания);

- конкретности истины (признает свойство истины, основанное на учете и обобщении конкретных условий существова­ния того или иного явления);

- историзма (рассматривает структурные и функциональные процессы в контексте их исторического возникновения и формирования данного объекта);

- практики (признание главным способом познания практику - специфически человеческую, сознательную деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя).

Практика (от греч. ргахis) - действие, опыт, многообраз­ная деятельность людей, обусловленная данной степенью общественного развития и направленная на преобразование природы, общества и самого человека. Противоположность - теория.

Основные виды практики:




В процессе познания практика выполняет следующие основные функции:

- исходного пункта познания;

- конечной цели познания;

- критерия истинности знаний.

Взаимодействие между объектом и субъектом познания носит диалектический характер, который проявляется в том, что процесс познания есть переход от незнания к знанию, от неполного и неточного знания ко все более полному и точному зна­нию, от знания явлений к знанию сущности. Также диалектика проявляется в единстве чувственного и рационального в позна­нии, в единстве теории и практики.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, воображение, интуиция. Познание - высшая форма отражения. Раскрывая законы дейст­вительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и яв­ления во всем многообразии их свойств. Это связано с тем, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, практической деятельности. О предме­тах и явлениях внешнего мира человек получает информацию прежде всего от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходимым условием в этом процессе.

Чувственное познание включает в себя три основные формы отражения: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это субъективный образ объективной действительности, отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного их воздействия на органы чувств. Наиболее развито у человека зрительное ощуще­ние, далее - осязательные, слуховые, вкусовые, тактильные и др.

Восприятие - это уже целостный образ предметов или явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств че­ловека. Восприятие - это синтез отдельных ощущений.

Представление - это чувственный образ предметов и явлений, которые в данный момент не действуют на органы чувств. Как чувственное отражение объекта, представление позволяет воспроизвести этот предмет мысленно, даже когда его перед нами нет.

В отличие от животных чувства человека пронизаны мыс­лью, пропитаны пониманием. Неотъемлемой частью процесса человеческого познания является абстрактное мышление, которое осуществляется в формах понятия, суждения, умозаключе­ния.

Понятие - одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка; способ обобщения предметов и явлений. Мышление при помощи понятий содержательнее чем созерцание, так как оно позволяет глубже прони­кать в явление. Без понятия не может обойтись познание, без понятия нельзя выйти за пределы опыта, без понятийного мыш­ления невозможна и философия.

Суждение - мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Законы науки - это суждения, истинность которых доказана. Суждения можно подразделять на простые и сложные.

Умозаключение - это получение новых суждений на осно­ве уже имеющихся, что достигается путем применения законов логики. Умозаключение есть форма мышления, в которой (наря­ду с понятием, суждением) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления. Всякое правильное умозак­лючение должно удовлетворять условию: если его посылки ис­тинны, то должно быть истинным и заключение. Например, все студенты вуза должны сдать экзамен по философии (первая по­сылка). Иванов - студент вуза (вторая посылка). Заключение: Иванов должен сдать экзамен по философии.

Процесс познания сопряжен с творчеством, т.е. созданием нового. В научно-исследовательском творчестве существенную роль играют воображение и интуиция.

Воображение - способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений. Классифицируют воображение по степени:

- преднамеренности (воображение произвольное и непроизвольное),

- активности (воображение воспроизводящее и творческое);

- обобщенности образов (воображение конкретное и абстрактное);

- по видам творческой деятельности (воображение научно-изобретательное, художественное, религиозное). Воображение исследователя помогает познанию мира, создавая гипотезы, мо­дельные представления, идеи экспериментов.

Интуиция - способность непосредственного постижения истины. Интуицию нельзя считать каким-то принципиальным отклонением от обычных путей постижения истины, она являет­ся закономерной формой их проявления, опосредствованной ло­гическим мышлением и практикой.

В гносеологии сложились два противоположных философских направления, которые абсолютизировали эти моменты познания, - эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (греч. empeiria - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником знаний, утверждающее, что все знание обосновывается на опыте и посредством опыта. Представители эмпиризма: Ф.Бэ­кон, Гоббс, Локк и др. К эмпиризму близок сенсуализм.

Сенсуализм (лат. sensus - чувство, ощущение) - направле­ние в гносеологии, признающее ощущение единственным ис­точником познания. Сторонники субъективного идеализма в ощущениях усматривают только субъективное, за которым яко­бы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе». Представители субъективного идеализма; Беркли, Юм, Кант, Мах и др.

Рационализм (лат. rationalis - разумный) - направление в гносеологии, согласно которому достоверные знания могут быть получены только с помощью разума; источником познания и критерием его истинности служит разум (мышление). Представители рационализма: Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Диалектический материализм чувственное и рациональное, живое созерцание и абстрактное мышление рассматривает как два уровня отражения действительности, два необходимых и неразрывно связанных момента единого процесса познания. Ес­ли чувственное познание отражает явления, то рациональное позволяет познать сущность вещей и явлений, понять сущее. Чувственное и рациональное в познании тесно взаимосвязаны.

Знания могут быть как истинными, так и ложными. В гно­сеологии главным вопросом является: «Что такое истина?»

Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом.

Истина имеет субъективную и объективную стороны. Субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным предметам, существующем независимо от сознания. В следствии объективной содержательности истины является ее независимость не только от индивида, но и от социальной группы, класса, а также от времени. Истина надклассово, внеклассово, надисторично. Философы с древнейших времен всегда видели в истине ее высокий морально-нравственный смысл. Г. Гегель писал: «Дерзновение искания истины, вера в могущество разума есть первое условие философских знаний. Человек должен уважать самого себя и признать себя достойным наивысочайшего. Какого высокого мнения мы небыли о величие и могуществе духа, это все же будет не достаточно высоким. Скрытая сущность Вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатство и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими» (Гегель Г.В.Ф. Сочинения. М.; Л., 1929. Т.1. Ч.1. С. 16). В то же время объективность истины обуславливает ее конкретность.

Конкретность истины означает, что всякое суждение имеет свои временные и пространственные границы. Например, законы классической механики Ньютона истинны в масштабах Земли, при скоростях значительно меньших, чем скорость света.

В качестве критерия истины признают практику (опыт, эксперимент, материальное производство, в конечном счете - вся общественно-историческая практика человеческого общества).

В жизни субъект может встречаться с заблуждением и ложью.

Заблуждение - иллюзорное осознание действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики. Заблуждение препятствует критическому осознанию действительности.

Заблуждение следует отличать от лжи - сознательного искажения действительности.

Читайте также: