Каким лаком покрывают иконы на доске

Обновлено: 25.04.2024

Проблема покрытия икон защитным лаком существует уже очень давно и пока, к сожалению, до конца она не решена, хотя уже есть и положительные результаты. Вся проблема возникает из-за неудовлетворения запросам иконописца обычной чистой олифы. Дальнейшее проседание и потемнение олифы подвигло многих иконописцев на творческий поиск защитного состава для иконы.
В 1997 году мастерская "Храмдекор" обратилась за советом к технологам лакокрасочной промышленности, помочь подобрать нам лак высокого качества для покрытия икон. В результате большого отбора мы получили результат - копаловый лак, дамарный лак и акриловый лак. Но при дальнейшей работе с этими лаками возникла проблема: после покрытия иконы написанной яичной темперой копаловым и дамарным лаками появляется прожухлость (у акрилового лака было меньше). Поэтому перед покрытием иконы написанной яичной темперой необходимо "напитывать" ее льняным маслом либо олифой, после этого все снять насухо, дать просохнуть маслу и можно покрывать лаком. В дальнейшей работе нами было отдано предпочтение лаку на акриловой смоле, который показал себя на много лучше чем остальные лаки. Дело в том, что при высыхании (испарении растворителя) акриловой смолы происходит сшивание молекул акрила в единую монолитную пленку. Прочность этой пленки весьма высока. Но главное - акриловая пленка не пропускает ультрафиолетовые лучи, что очень важно для сохранения тонких лессировок от выгорания. Но и это еще не все. Акриловый лак не дает желтеть олифе, которая находится под лаком. В этом Вы можете убедиться сами:
Фрагменты икон из иконостаса выполненного в 1997 году, снимки сделаны в 2002 году.

1) Икона покрыта чистой олифой.

Фон иконы был охристо-белый.

2) Икона первоначально была заолифлена и после высыхания олифы была покрыта акриловым лаком в два слоя. Цвет фона не изменился! Пожелтения олифы - нет.


Преимущества лака на акриловой смоле настолько очевидны, что оспаривать их очень трудно. Поэтому мы рекомендуем акриловый лак для живописных работ. Лак высыхает быстро, разбавляется уайт-спиритом, после высыхания отлип отсутствует. Приобрести акриловый лак можно в любом художественном салоне. Фирмы производители: Maimeri, Daler-Rowney, Nerchau.
Если Вы работаете готовой темперой, либо другой водной краской в состав связующего которой не входят жирные кислоты (желток, масло и д.р.), то Вы можете свою икону не олифить, а сразу покрывать защитным лаком. Михаил Нечаев.

.. Они покрывают неким лаком "Яся", потом у нас зашла речь о ПФ, и вот она мне и говорит: так это же не масляный лак, это 4С был масляный, а ПФ - алкидный, куда же им крыть иконы.


Информация производителя этих лаков: ХИМТЭК, Ярославль.
Паркетти-Ясся или Панели-Ясся — это Тиккуриловские лаки

Если нет художественного лака, лучше тиккурила. Нет тиккурилы -- остается пф283

Учитывая мизерный расход лака на пропитанной поверхности -- 0,18 мл на кв. дцметр, думаю перейти на настоящий янтарный со временем.


То есть, исходя из слов Dimitrа: "Если нет художественного лака, лучше тиккурила. Нет тиккурилы -- остается пф283" - этот Ясся приемлемый лак?
Хотя, наверно, вот, что для меня , может быть, оканчивает мои поиски и колебания: "думаю перейти на настоящий янтарный со временем" (Dimitr). То, что надо: лак масляный и нет разнотехнологичности. Что может быть лучше?

янтарный лак настоящий много стоит денег. Подумать придется не раз и не два. А чем копал провинился? Или тот же янтарный литофин? Приятное покрытие! А если 2 раза тонко покрыть то вообще красота!

Вот только что вторым разом иконочку покрыл (а то кое-где прожухлости были, пропитал видно мало) --- приятно получилось.

Как раз Литофин меня и вдохновил. Значит, вы считаете, что его лучше разбавлять скипидаром. Только что вы покрыли два раза тонким слоем, сколько по времени между слоями лака давали просушку?
Скажите, а копаловый вы чем-нибудь разбавляете? Я - нет.

Теперь о покрытии Икон!
Ребята, все ну все лаки и олифы на ЛЬНЯНОМ масле это бомба замедленного действия, и не важно, если в ней растворили копал или даммару или иную смолу. Проф. Киплика почитайте:

Серьезным недостатком льняного масла является его способность желтеть и темнеть. Высохшая в темноте льняная олифа приобретает краснокоричневый цвет. Отбеленное льняное масло также желтеет, краснеет и темнеет при долгом хранении в темноте. То же происходит и с живописью, исполненной на льняном масле и хранящейся в первом периоде ее высыхания в темноте и в сырости. Под действием прямых солнечных лучей снова возвращается живописи прежний тон, который в тени снова может быть утерян. Старые мастера, писавшие на льняном масле, просушивали всю свежую живопись, во избежание пожелтения и потемнения ее, на солнечном свету.
Позднейшее изучение вопроса пожелтения, наблюдающегося у льняного масла при вышеуказанных условиях, убедило, что причиной пожелтения является одна из составных частей масла, а именно линоленовая кислота, в том случае, если она находится в масле в свободном состоянии. Факт тот, что все масла, содержащие в своем составе названную кислоту, обыкновенно желтеют.


Из книги РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН методические рекомендации Л.Н.Подколзина: страница 60, пункт 4.1.2. Записи и прописи:

Как показывает опыт, средний срок полного потемнения олифы и масляно-смоляного лака (на льняном масле) составляет 30-90лет.


Так зачем спрашивается покрывать икону этими лаками и олифами, чтобы через 30-90 лет она потемнела!
Нет некоторые с упорством которому можно только завидовать, покрывают этим, как сказал проф. Киплик «Варварским лаком»:

«Русские и греческие старинные образа, находящиеся в галлереях и у частных лиц, также свидетельствуют о прочности желтковой темперы.
Картины итальянских мастеров, будучи крыты лаком , приобрели лишь своеобразный тон, русская же живопись, крытая чистой олифой (или в соединении с лаком), нередко исчезает совершенно под слоем почерневшей олифы. Но и там, под этим поистине варварским лаком, она сохраняет яркость и свежесть красок, о чем свидетельствуют многие образцы древней русской иконописи, перенесшие более или менее безболезненно операцию удаления лака и в таком виде украшающие наши галлереи. Образцами темперы, крытой лаком, могут служить многие эрмитажные произведения.»

На счет всяких современных алкидных и прочих лаков и красок синтетического происхождения, у нас купола Храма окрашены, и у нас есть опыт покраски алкидными красками и лаками. Краски и лаки Тикурила держатся до 3 лет, потом все пленка краски сходит, если красить нашими красками, то хватает на год. Вот уже раз 6 или 7 красили, остановились на Тикурила алкидной, хватает на 3 года. Тикурила дает гарантии на 3 года как раз гарантийный срок и выходит.
Покрывать икону алкидными лаками и синтетическими смолами в моем представлении не очень практично и даже не так, это в моем понимании заблуждение.
Можно сказать, мол, раньше иконописцы заблуждались на счет льняного масла, нет ребята не все так просто, на Руси лен растили очень много и он был доступен, с католиками общались не очень охотно, да и далеко было, поэтому обмен технологиями шел медленно или вообще не шел. Смол пригодных для покрытия на Руси практически нет, только привозные. И возникает вопрос, чем было крыть иконописцам, тем, что под руками или тем, что привозят в тридорого. Конечно, тем что доступно, тем паче в палехе варили олифу так, что потемнение было но не таким сильным. Варение льняного масла давало результаты за не имением альтернативы.
Вспомним преподобного Андрея Рублева, он писал Иконы в нищей ограбленной стране, где он брал лазурит до сих пор непонятно. Где монаху взять мастику, или даммару, или копал. Вот и получается что крыли и молились, хотя в этом есть промысел Божий! Если бы не олифа большинство дошедших до нас икон просто сожгли бы, а так для варваров это были простые черные или темные доски!
А для нас сейчас трудная задача, столько материалов, нужно только выбирать самые хорошие и долговечные и не скупиться.
Существуют другие масла, ореховое из которого можно делать отличный масляно-смоляной лак, тунговое масло хотя оно толком не исследовалось, но оно правда не совсем прозрачное, но все одно хорошо, маковое тоже не очень плохо. Кому не нравиться могут просто чистым лаком крыть, я только за, сам крою лаком даммаровым. Собираюсь варить масляно-смоляной лак из орехового масла и копала. А янтарный лак, это вообще самое то. Мастика есть тоже хорошая смола. Но одно, все таки нужно больше пользоваться нежирными масляно-смоляными лаками, это практичнее.
Мой ответ это не вызов на спор, а толчек чтобы задуматься так ли мы работаем, правильно ли делаем выбирая тот или иной материал, читаем про материал в справочниках, не ленимся ходить в библиотеку, и предварительно изучаем те материалы которые применить нужно, не боимся что мы выглядим как алхимики, они от алчности и жадности варили а мы во славу Божию, поэтому надо все тщательно продумывать подготавливаться.

Альфия Мещерова

Господа иконописцы, поделитесь опытом, чем покрываете иконы. Перепробовала кучу разных материалов, но ничего не удовлетворяет. Все время вылезает какя-нибудь бяка. Олифа в чистом виде не подходит, так как ни один из моих заказчиков не согласился ждать, пока она высохнет.

Елена Волошина

В олифу надо добавлять сиккатив, чтобы она бысрее встала и через пару дней уже высохла. Все мои знакомые иконописцы и реставраторы перешли на копаловый лак. Этот лак состоит из льняного масла с копаловой смолой и растворителем. По технологии все то же самое, что и с олифой, но только сохнет быстрее и икона со временем не так быстро темнеет.

Владимир Григорьев

Яичная темпера, особенно письмо плавью требует либо олифу, либо льнянное масло. Если пропитать олифой, хотя-бы в течение одного часа и убрать ее насухо, после можно и копалом, акрилом и тд иначе возможны побеления , в случае с акрилом не страшно, чуть пройтись тойже олифой и все, а вот копал встает намертво.Но, под олифой все мягче и благороднее.

Ирина Алексеева

Да, темпера требует олифу,но можно ее смешать 50%50 с лаком и сохнет быстро и блеска не дает, только в последний момент, перед тем как покрытие "встанет", пройтись рукой. Тогда блеска не будет и быстро высохнет, но это надо чувствовать.

Владимир Григорьев

Альфия Мещерова

Владимир Григорьев

Копал, янтарный лак самый стойкий, стоит веками , его и скайпелем-то не возьмешь, только он жесткость живописи придает, если писать плавями и где то недоработать все наружу выходит, но все же , если пропитать олифой как следует пару часов, почти под готовую и убрать до мата, можно на след. день и копалом, только разбавленным, то все будет идеально, а блеск потом убрать. Копал хороший Лефранковский.

Ирина Алексеева

Я покрывала свои работы лаком ПФ (пентафталевый) и олифой вываренной льняной в соотношении 1%3. Вот уже лет 15 как покрыты первые работы и пока все в порядке.

Владимир Григорьев

Если к иконе относится более или менее, то и олифа сгодится. Хотя свои , через месяц беру из храмов на реставрацию. Некоторым и стекло не поможет. И всеж олифа самое лучшее,а под акрилом так и б или менее антиварварское средство. Пару икон два года назад покрыл водно акрилатным лаком после пропиткой олифой. Он и от уф спасает и спиртом даже не смыть и цвет не меняет и гленца совсем нет. Очень доволен. Только процесс покрытия должен быть аккуратным два раза одно место не покрывать, пока не высохнет, хотя после олифы плави не смываются.

Альфия Мещерова

Н-дя! Негусто. Ирина, я тоже работала ПФ ярославского завода. Последние полгода там что-то стали химичить не по делу. Лак стал другим и для работы больше не годится. Покрывать просто олифой я не могу по нескольким причинам. Во первых, икона не защищена от варварских лобызаний напомаженных губ. И они, дествительно, требуют реставрации уже через месяц. Тем более, что настоятель категорически против киотов. Сохнет олифа очень долго, закасчики ждать не привыклис-с. Им всем надо срочно, желательно вчера. Ну, господа иконописцы, есть еще варианты?

❓

Как покрыть лаком вышитую работу

😌

Одним из самых распространенных способов защиты вышитого полотна при оформлении является стекло. Однако хороший вариант, не создающий бликов и выгодно показывающий вашу работу, имеет достаточно высокую цену

🤗

Но существует и более бюджетный вариант - покрытие работы лаком. Он обеспечивает тонкий защитный слой, сквозь который не проникают загрязнения, солнечный свет и влага

🖼

Кроме этого, цвета под лаковым покрытием становятся ярче, а изображение более четким и детальным

☺

Сегодня мы поделимся с вами всеми тонкостями этого процесса

🔹

Лак обязательно должен быть прозрачным, чтобы не исказить цвета работы. А вот степень блеска вы можете выбрать на свое усмотрение - матовый или глянцевый.

🔹

Если на вышивке присутствует бисер, то его лучше не покрывать лаком. В противном случае может быть потерян тот эффект, который был задуман производителем.

🔹

Важны и условия, в которых будет проводиться работа с лаком. Помещение должно быть чистым, теплым, хорошо проветриваемым и сухим.

🔹

Вы можете выбрать лак в виде аэрозоля или обычный, который стоит наносить чистой плоской широкой кистью.

🔹

Чтобы не допустить образования дефектов при нанесении первого слоя, работать кистью нужно плавными и широкими движениями.

🔹

Мазки первого слоя прокладывают параллельно краям картины. Второй же слой наносится перпендикулярно мазкам первого.

🔹

Подождите около 20 минут после последнего нанесения лака и оставьте работу в наклонном положении до полного высыхания.

👇🏻

А вы пробовали такой способ защиты вышивки? Поделитесь своим опытом в комментариях

По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.

Оли́фы — это плёнкообразующие вещества (прозрачные жидкости от жёлтого до вишнёвого цвета) на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок, и т.д.


Старое название натуральной олифы — варёное масло . В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и пр. смолы, по современной классификации такие составы относятся к лакам.

Лак — раствор органических полимеров искусственно синтезированных или природного происхождения (смолы), в различных органических растворителях или воде. При отверждении образует прозрачную, блестящую или матовую плёнку. В настоящее время существуют лаки, не содержащие в составе растворителей. Их низкую вязкость обеспечивают олигомеры, которые способны отверждаться в присутствии специальных веществ - отвердителей или катализаторов. Лаки условно делят на термопластичные и термореактивные. Отверждение пленки лака происходит либо за счет испарения растворителя, либо за счет химической реакции полимеризации.

Олифа и лак

Если кто-то покрывает лаком икону без предварительной пропитки олифой – ну это уже совсем странно, тут и говорить не о чем, по-моему. Насколько знаю, яичная темпера требует обязательной пропитки олифой, в противном случае со временем пигменты белеют, теряют цвет и красочный слой довольно быстро разрушается.

Рецепт олифы: жидкий сиккатив (кобальтовый или свинцовый) добавляется в слегка подогретое свежее льняное масло в соотношении 1 к 10 (по обьему). Время олифления примерно 4 часа.

Отделка иконы

На драпировках фигур, в углубленных местах и по контурам делаются притенения, которые на языке иконописи носят название «приплеск». Приплеск имеют и горки, и палатки, и деревья.

Притенения делаются и на ликах. Для этого пользуются жженой сиеной. Притеняют теневую сторону носа, теневую сторону лба, около волос, на женских ликах по грани подбородка и шеи. На глазах пишется зрачок (черной краской) и радужная часть глаза. Зрачок не должен быть круглым, это придает лику некоторое беспокойство, его делают или овальным, или почти треугольным, касающимся верхним своим углом века. По просушке притенение дается и радужной оболочке, и глазу под верхним веком, притеняют несколько брови и глазные впадины над верхним веком. Большей частью пользуются жженой сиеной, как обладающей легкостью и прозрачностью. На глазах делаются отметки белилами с охрой – по белку глаза.

Олифление иконы


Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла — олифой, что изолирует живопись от влаги и других вредных воздействий воздуха. В основном этот довольно ответственный процесс сводится к следующему.

Законченную и достаточно просушенную в течение 5—6 часов икону кладут на горизонтальную плоскость и подогревают в нужном количестве олифу[4]. Перед нанесением ее на доску мастер, обнажив правую руку от ладони до локтя, протирает ею всю живопись, чтобы на иконе не осталось ни пыли, ни соринок. Затем на средину иконы наливается лужица подогретой олифы.

Сохранение иконы, олифление, лакировка

Цель покрытая поверхности иконы олифой или другими лаками двоякая: 1) для предохранения ее от всяких разрушительных влияний времени, от сырости, действия света, воздуха и т. д. и 2) для окончательного придания всем краскам общего объединения, а самой иконе - законченного технического состояния.

Тут уместно напомнить, что если старинные многовековые русские иконы могли сохранить до наших дней всю свою изумительную свежесть, яркость и красоту своих красок, то этому они во многом обязаны олифе, ибо она первая принимала на себя удары и вредные влияния света и воздуха. ная работа написания иконы.

Читайте также: