Какая минимальная диагональ должна быть у интерактивной доски по новым требованиям

Обновлено: 18.04.2024

Ещё в 2020 году были приняты новые санитарные правила для школ. Но, за счет пандемии и переменного дистанта, мало кто их заметил. В этой статье подсветим самые важные перемены в школьном образовании.

Требования к доскам

Теперь требования к интерактивным доскам стали вполне конкретными: диагональ доски не должна быть менее 165,1 см, а ещё поверхность должна быть матовой и не бликовать. Старые меловые доски теперь тоже пойдут «под снос», поскольку покрытие должно быть тёмным и антибликовым. Кроме того, около такой доски должны находиться дополнительные лампы, которыми можно дополнительно подсветить рабочие зоны.

Всё это необходимо для того, чтобы сберечь детское зрение. С этой же целью учителем должна проводиться гимнастика для глаз. Даже тогда, когда уроки проводятся без использования интерактивной доски, то есть с обычными учебниками. И гимнастика эта планируется проводиться на переменах.

Телефоны и планшеты

Теперь в санитарных нормах четко прописан хронометраж, отведенный учителю для работы с гаджетами на уроках. Малышам нельзя будет смотреть материалы с интерактивной доски дольше 5-7 минут, а ученики младшей школы смогут потратить на интерактивную доску не больше половины урока. Старшеклассники могут позволить себе смотреть материалы с доски целых 30-35 минут.

Что касается компьютеров и планшетов, то теперь нельзя будет посмотреть презентацию с ноутбука диагональю 30 см, поскольку, согласно требованиям, диагональ монитора персонального компьютера или ноутбука не должна составлять меньше 39,6 см, в то время как диагональ планшета – 26,6 см. И это означает, что многим школам придется потратить средства на смену оборудования.

Также детям нельзя будет заниматься на двух электронных устройствах одновременно, например, списывать материал с интерактивной доски в персональный компьютер. А также строжайше запрещена работа детей в мобильных средствах связи.

Не переутомите детей

Ещё одно серьезное ограничение коснулось времени нахождения детей в школе. Если раньше старшеклассники могли оставаться в школе на восьмой и девятый урок, то теперь у них не может быть более семи уроков в день, а у учеников младшей школы - не более пяти уроков.

Дополнительным уроков, шестым или седьмым раз в неделю у младших и средних классов может быть физкультура. Для дополнительной защиты от переутомления для детей предусмотрен облегченный учебный день раз в неделю, в среду или в четверг. Продолжительность уроков не может составлять более 45 минут, так что теперь никаких «задержитесь на 10 минут», а начало «нулевых уроков» не может быть раньше 8:30 утра, а последний урок не может заканчиваться позже 18:00.

В январе 2021 года начали действовать новые "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". В них совершенно новый раздел, связанный с цифровой образовательной средой, с дистанционным обучением, использованием мобильных телефонов. Есть ли нормы использования компьютеров при очном и дистанционном обучении? На этот вопрос партнера "Российской газеты" - главного редактора сетевого издания Ulus media Ньургуйааны Стручковой из Якутска в ходе "горячей линии" ответила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека Ирина Брагина.

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Ирина Брагина: Согласно новым санитарным правилам, дети 1-2 класса должны проводить за компьютером не более 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут. А старшеклассники - 35 минут. Прописаны также технические требования к электронным устройствам. Так, диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. Минимальная диагональ для монитора компьютера или ноутбука - не менее 39,6 см, для планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается. Есть важное уточнение.

Если ребенок во время просмотра учебного фильма, программы должен что-то законспектировать в тетради, то, согласно санитарным нормам, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать: для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов - 10 минут, а для 5-9-х классов - 15 минут. При этом экран гаджета должен находиться от ребенка на расстоянии не менее 50 сантиметров. По санитарным правилам, планшеты нужно размещать на столах с наклоном в 30 градусов. Наушники можно использовать непрерывно не более часа, и громкость - не более 60% от максимальной.

Родителям важно помнить, что во время дистанционного обучения, где используются электронные устройства, занятия должны заканчиваться не позднее 18:00. А продолжительность урока не должна превышать 40 минут. Между уроками должна быть перемена, которая позволяет переключиться на какую-то активную деятельность и дать возможность восстановиться. Должен быть и перерыв на обед, если это вторая смена.

Роспотребнадзором разработаны рекомендации для взрослых и детей по вопросам организации режима дня, рабочего места на дистанционном обучении, дезинфекции ЭСО, здорового образа жизни и другие, которые размещены на официальном сайте Роспотребнадзора.

Полную версию "горячей линии" читайте в ближайшем выпуске "Российской газеты".

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. "Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным", – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Требования к уборке

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

  • столов и стульев;
  • столовой мебели;
  • спортивного оборудования;
  • отделки пола, стен и потолков, иных строительных и отделочных материалов.

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. "При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи", – следует из текста санитарных правил.

Требования к организации образовательного процесса

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

  • веса учебников: для 1-4-х классов – не более 300 г, для 5-6-х классов – 400 г, для 7-9-х классов – 500 г, для 10-11-х классов – 600 г – отклонение от этих показателей в сторону увеличения допускается только в пределах 10%;
  • способов скрепления блока издания – нельзя применять такие способы, которые могут привести к ухудшению условий чтения (шитье проволокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление);
  • корешковых полей: на развороте издания они должны быть не менее 26 мм, а на странице, включая верхние, наружные и нижние поля, за исключением их иллюстрированного заполнения, – не менее 10 мм;
  • применения для выделения текста цветных красок – на уровне начального общего образования допустимо не более 3 цветных красок, на уровне основного общего образования – не более 2 цветных красок;
  • полиграфических материалов, применяемых для изготовления печатных учебных изданий, – они должны соответствовать требованиям химической безопасности, в частности, по содержанию фенола и формальдегида;
  • количества переносов на странице – их допускается не более 4.

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Здоровье школьника зависит не только от правильного питания и достаточного количества сна, но и от правильной организации учебного процесса.

Режим дня для ребенка обязательно должен быть подобран в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья, учебной нагрузкой, увлечениями.

Образовательную недельную нагрузку школьника необходимо равномерно распределять в течение учебной недели. Расписание его уроков должно быть раздельным для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 20 минут.

Учебный класс в обязательном порядке должен иметь естественное освещение. В учебных кабинетах обеспечивается боковое левостороннее естественное освещение. Световые проемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.

Кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1-4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, оборудуются умывальными раковинами.

Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию

Площадь на 1 обучающегося в классе должна составлять не менее 2,5 м 2 при фронтальных формах занятий; не менее 3,5 м² при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом.

Покрытие столов и стульев должны быть без дефектов и повреждений, и быть выполненным из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

Кабинеты физики и химии оборудуются специальными демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме.

Демонстрационные столы должны иметь покрытие, устойчивое к действию агрессивных химических веществ и защитные бортики по наружному краю стола.

Расстановка мебели в учебном классе должна выполняться с учетом следующих требований расстояний в см:

между столами и стенами (светонесущей и противоположной светонесущей) – 50 см,

между рядами столов – 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см,

наибольшая удаленность от учебной доски до последнего ряда столов – 860 см.

Учебные доски (с использованием мела), должны иметь темное антибликовое покрытие и должны быть оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, направленного непосредственно на рабочее поле.

При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать её размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Угол видимости учебной доски для 1-4 классов 45 0 , для 5-11 классов -35 0 . Высота нижнего края учебной доски над полом должна быть 70-90м.

Рабочее место школьника дома рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка левши - справа. Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши - справа.

Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм.

Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.

Нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка.

Для профилактики переутомления через каждые 30-45 минут занятий необходимо проводить физкультминутку и гимнастику для глаз.

Помните, соблюдение данных требований является гарантией сохранения и укрепления здоровья Вашего ребенка, профилактикой заболеваний, связанных с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата, таких как миопия, сколиоз, кифоз.

Комментариев: 0

Оставить комментарий

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21


Памятка для учителей общеобразовательных учреждений

Гигиенические требования к использованию компьютеров



Современное школьное образование и досуг детей невозможно представить без использования современных технических средств обучения, в первую очередь компьютеров. На смену арсеналу технических средств обучения XX века – учебному телевидению, магнитофонам, проигрывателям, компьютерам, оснащённым мониторами с лучевыми трубками – в образовательные учреждения для детей и подростков пришли принципиально новые технические средства – компьютеры с жидкокристаллическими мониторами, ноутбуки, интерактивные доски, средства для чтения электронных учебников и др.

Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой очевидна.

Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают сложную компьютерную технику. Как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Значительная часть школьников, даже начальных классов регулярно выходит в Интернет, а для многих подростков общение с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности.

Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, не только общего, но и профессионального.

Однако, наряду с расширением дидактических возможностей преподавания, увеличением объёма получаемой информации, индивидуализацией обучения внедрение компьютерной техники в учебный процесс общеобразовательной школы имеет и ряд негативных моментов.

Один из самых главных факторов риска для работающих за компьютером – большая зрительная нагрузка. Экранное изображение дисплея отличается от бумажного рядом особенностей, которые создают затруднения работы аккомодационного аппарата глаз. Светимость дисплея создаёт иллюзию удалённости, низкий контраст обуславливает снижение аккомодационного ответа, точечность изображения вызывает увеличение амплитуды нормальных колебаний аккомодации, мелькание уменьшает точность аккомодационной установки, а размытость границ является стимулом к непрерывному поиску точки ясного видения.

Зрительная работа на дисплее характеризуется частым переключением взгляда с экрана на клавиатуру и тетрадь, постоянным приспособлением глаз к условиям высокой яркости символа и низкой яркости экрана (при обратном контрасте); яркими пятнами на экране за счёт отражения светового потока от светящихся поверхностей светильников и окон, большими перепадами яркостей между рабочей поверхностью и поверхностями интерьера учебного кабинета.

До сих пор дискутируется вопрос о том, что лучше для зрения: тёмный экран и светлые символы (негативное изображение) или наоборот светлый экран и тёмные символы (позитивное изображение). Гигиенисты, однако, считают, что если работа с компьютером предполагает одновременно работу с бумажным носителем (тетрадь, книга), то лучше и на экране монитора иметь тёмные символы на светлом фоне, чтобы глазам не приходилось всё время перестраиваться.

Весьма часто фактором, способствующим быстрому зрительному утомлению, становится контраст между фоном и символом на экране. Понятно, что если он мал, это затрудняет различение символов, однако вредит и слишком большая контрастность. Поэтому контраст должен находиться в пределах от 3:1 до 1,5:1.

Работать с мелкими объектами долгое время человеческий глаз не может. Вот почему нормируются и размеры знаков на компьютере, которые должны составлять от 16 до 60 угловых минут, или при условии, что пользователь смотрит на экран с расстояния 50 см (минимальное расстояние допустимое с гигиенических позиций) от 0,46 до 1,75 см.

Отмечено, что чтение, особенно у детей, значительно затрудняется и вызывает большое утомление, если буквы имеют непривычные вычурные очертания. По этой причине гигиенисты отрицательно относятся к увлечению разнообразнейшими шрифтами. В исследованиях, проведённых среди школьников начальных классов, было установлено, что при чтении текста, набранного более сложным шрифтом, у детей быстрее падает скорость чтения, чаще отмечается снижение функциональных возможностей зрительного анализатора, что свидетельствует о развитии более выраженного утомления.

До сих пор бытует мнение, что работа на компьютере аналогична просмотру телепередач. Однако это не так. Исследования показали, что рассматривание информации на достаточно близком расстоянии со светящегося экрана более утомительно, чем чтение книг или просмотр телепередач.

Подтверждением этому служат данные о большей утомительности для глаз учебных занятий с использованием компьютеров, по сравнению с традиционными формами обучения. Так, после традиционных занятий зрительное утомление регистрировалось у 8,6% учащихся, тогда как после занятий с компьютером – у 38,3%.

Наиболее частые жалобы пользователей компьютеров: жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил название – «компьютерный зрительный синдром».

Установлено, что при равных объёмах зрительной работы зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея, намного выше по сравнению с чтением с листа: на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% у учащихся средних и старших классов. Это даёт основание рассматривать электронные средства обучения в качестве визуально-агрессивной среды, требующей гигиенической регламентации.

В этой связи среди актуальных проблем обеспечения безопасного для здоровья детей использования компьютерной техники следует назвать проблему создания таких электронных образовательных средств, которые отвечали бы особенностям зрительной работоспособности школьников с учётом их возраста.

При оснащении учебных помещений предпочтение следует отдавать компьютерам, оснащённым наиболее безопасным – жидкокристаллическим монитором, при этом необходимо иметь ввиду, что не рекомендуется использовать дисплеи с размером экрана по диагонали менее 31 см.

Конструкция монитора должна обеспечивать возможность фронтального наблюдения экрана путём поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах ±30º и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в переделах ±30º с фиксацией в заданном положении.

Другим важным объектом эргономической оптимизации является устройство ввода информации – клавиатура. Прежде всего, клавиатура не должна быть жёстко связана с монитором, что позволяет обеспечивать безопасную зрительную дистанцию – расстояние от глаз пользователя до монитора. Выполнение этого требования особенно актуально, если речь идёт о начальной школе.

Расстояние от глаз пользователя до экрана компьютера должно быть не менее 50см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребёнок, т.к. для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются. Если же для решения педагогических задач необходимо, чтобы за одним монитором занималось двое школьников, следует помнить, что такие занятия должны быть строго ограничены по времени – не более 15 минут.

При занятиях с использованием компьютера важным фактором профилактики нарушений их зрения является оптимизация световой среды учебных помещений.

Дизайн компьютера должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона с диффузным рассеиванием света. Корпус, клавиатура и другие устройства должны иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4-0,6 и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в тёмном, а в хорошо освещённом помещении. Помещения с компьютерами должны иметь как естественное, так и искусственное освещение.

Рабочие места с компьютерами по отношению к световым проёмам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал на экран сбоку, преимущественно слева. Удачным является расположение рабочего места, когда у пользователя компьютером есть возможность перевести взгляд на дальнее расстояние – это один из самых эффективных способов разгрузки зрительной системы во время работы.

Следует избегать расположения рабочего места в углах комнаты или лицом к стене – расстояние от компьютера до стены должно быть не менее 1 м, экраном к окну, а также лицом к окну – свет из окна является нежелательной нагрузкой на глаза во время занятий на компьютере.

Наиболее оптимальной является ориентация рабочих кабинетов, в которых используется компьютерная техника на север. Главное здесь – исключение прямого солнечного света, что способствует более равномерному освещению помещения. Это позволяет решить проблему засветки и бликования экранов дисплея, а также перегрева помещения. Однако известно, что ориентация на север не исключает необходимости светорегулирования, т.к. яркость облачного неба уступает яркости ясного неба.

Оконные проёмы в помещениях, где используются компьютеры, должны быть оборудованы светорегулирующими устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков. Предпочтительнее чтобы занавеси были из плотной однотонной ткани, гармонирующей с окраской стен. Их ширина должна быть в 2 раза больше ширины окна.

Внутренняя отделка помещений оказывает большое влияние на условия освещения. За счет отражённой составляющей освещение в отдельных частях помещения может быть увеличено до 20%.

В качестве источников общего искусственного освещения лучше всего использовать осветительные приборы, которые создают равномерную освещённость путём рассеянного или отражённого света (свет падает на потолок), и исключает блики на экране монитора и клавиатуре. Грамотная организация освещения способна повысить производительность труда при зрительной работе средней трудности на 5-6%, а при очень трудной на 15%.

Для освещения кабинетов информатики в настоящее время применяются преимущественно люминесцентные лампы. Их располагают в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии мониторов. При периметральном расположении компьютеров линии светильников размещают, локализовано над рабочим местом ближе к переднему краю, обращённому к пользователю. Не следует применять светильники без рассеивателей и экранирующих решёток.

Существуют специальные люминесцентные лампы, которые излучают свет различного качества, имитируя, таким образом, полный спектр естественного солнечного света. Эти лампы создают меньше дискомфорта для зрения, чем другие лампы искусственного света.

Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

Наиболее благоприятные показатели зрительной работоспособности отмечаются при освещении рабочего места в 400лк, а экрана дисплея – 300лк.

Для обеспечения нормируемых значений освещённости в кабинетах информатики следует проводить мытьё стёкол оконных рам и светильников не реже 2-х раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

Совершенствование световой среды в школах на современном этапе направлено на поиск оптимальных решений по созданию осветительных установок, поддерживающих зрительную систему и общее состояние организма детей и подростков на должном уровне.

В настоящее время появилась возможность организации общего освещения с помощью светодиодных источников света. Помимо уже известной экономии электроэнергии, такие источники света обладают ещё целым рядом положительных качеств и свойств. Но с точки зрения охраны здоровья школьников самая главная особенность новых ламп состоит в возможности снижения пульсации светового потока в 10 и более раз по сравнению с действующим регламентом.

Как показали результаты комплексных исследований, использование светодиодного освещения способствует созданию более благоприятной световой среды, чем при люминесцентном освещении, и снижает утомительное воздействие (как общее, так и зрительное) занятий с использованием компьютеров, позволяет более длительно сохранять устойчивый уровень зрительной и общей работоспособности, что даёт основание рассматривать светодиодное освещение как один из способов оптимизации условий учебных занятий с использованием компьютеров.

Гигиенические требования к использованию интерактивной доски

В последние годы арсенал технических средств обучения пополнила интерактивная доска, которая относится к числу наиболее современных технических средств.

Более 90% российских пользователей интерактивных досок находится в образовательном секторе. Причиной их востребования является не только технология, способная заменить традиционную школьную доску с тряпкой и мелом, но и широкая возможность её использования на всех ступенях школьного обучения, удобство визуализации текстовой и графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях.

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Поверхность доски, на которую проецируется изображение, является чувствительной и позволяет использовать ручку (или даже палец), чтобы рисовать, писать на самой доске и управлять работой компьютера, к ней подключённого.

Согласно существующим требованиям, диагональ доски должна быть не менее 1900 мм, а размер активной поверхности – не менее 1560×1100 мм. Аппаратное разрешение – не ниже 4000×4000 точек. Активная поверхность доски должна быть износостойкой, твёрдой, матовой и антивандальной. Работоспособность доски должна сохраняться даже при частичном повреждении её активной поверхности.

Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условиях для восприятия подаваемой с её помощью информации.

Размещение интерактивной доски должно обеспечивать благоприятные условия для зрительной работы учащихся. Учитывая наличие в классной комнате и традиционной (меловой) учебной доски, предпочтение следует отдавать не стационарным, а передвижным интерактивным доскам, которые можно разместить так, что величина угла рассматривания будет соответствовать гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски необходимо позаботиться о затемнении окон, ближайших к доске. Это позволит исключить засветку доски солнечным светом, а также блики от неё.

Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.).

Предъявляемая на доске информация должна быть чёткой, хорошо различимой для всех учащихся независимо от удаления от доски.

Безопасная длительность применения интерактивной доски на уроке в 1-3-х классах составляет не более 20 минут, а начиная с 4-го класса – не более 30 минут.

Для профилактики зрительного утомления у детей работу с интерактивной доской следует чередовать с другими видами учебной деятельности и физкультминутками.

Если доска не используется, следует её выключить, чтобы светящийся экран не находился в поле зрения учащихся.

Однако наблюдения на школьных уроках с использованием интерактивной доски показали, что педагоги нередко пренебрегают соблюдением даже самых очевидных на уровне здравого смысла требований, например: жёлтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, малый размер используемого шрифта, одновременное применение большого количества различных цветов и др.

Таким образом, каждым благом нужно уметь пользоваться. Это требование в полной мере относится к компьютерным средствам обучения и досуга. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но и правилам безопасного обращения с компьютерной техникой (приложение 1).

Компьютеризация школы – основа модернизации всего обучения, но этот процесс продолжительный, постепенный, требующий не только психолого-педагогического, но и гигиенического обеспечения. От него, в конечном итоге, во многом зависит решение проблемы организации безопасного для здоровья детей и подростков общения с компьютерной техникой.

Приложение 1

Гигиенические требования к безопасному использованию компьютерных средств обучения (КСО)

1. Оптимальные условия чтения информации с экрана дисплеев обеспечивается при использовании 2-х цветов различной длины волн при уровне яркости

экрана в пределах 35-120 кд /м² и суммарной (отрицательной и положительной) неравномерности распределения яркости по экрану не более 40%.

2. Оптимальными являются следующие сочетания цветов: синие знаки на жёлтом фоне, жёлтые знаки на синем фоне, красные знаки на зелёном фоне.

3. Преимущество при передаче текстовой информации следует отдавать негативному изображению: светлые рубленые знаки полужирного начертания на

тёмном фоне. Но лучше всего для зрительного восприятия изображение белых знаков на синем фоне.

4. Для передачи текстовой информации на экране дисплея с электронно-лучевой трубкой не следует использовать белый, чёрный и красный фон, а также

чёрный и красный фон на экранах жидкокристаллических дисплеев.

5. Объёмы текстовой информации в рамках одной электронной страницы не должны превышать 50 знаков при рубленых шрифтах размером 14 пунктов

в КСО для начальной школы; 150 знаков при использовании шрифтов размером 12 пунктов и 200 знаков при использовании рубленых шрифтов для

средней старшей школы.

6. Для передачи текстовой информации в КСО не допускаются использование шрифтов узкого начертания, использование в рамках одной электронной

страницы более 4 цветов различной длины волн (без учёта иллюстраций), использование более

4 вариантов шрифтового оформления в рамках одного электронного учебника, использование бегущей строки, как по вертикали, так и по

Читайте также: