Какая идеология стала фундаментом философской мысли возрождения

Обновлено: 04.05.2024

Аннотация: В данной лекции рассмотрены основные представители, идеи, концепции и исторические предпосылки формирования эпохи Возрождения.

Цель лекции: познакомить студента со спецификой философии эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения начинается с XIV в и заканчивается в XVI в. Эпоха Возрождения связана с разложением феодального строя, формированием буржуазного общества, периодом ранней индустриализации и наступлением городов. Значительные изменения, которые происходили в окружающей жизни людей, должны были сказаться и на развитии философской мысли. Догматическая христианская философия тормозила общественное развитие и движение научной мысли и не могла идти в ногу со временем. В результате развития городов феодализм подходит к вершинам своего развития. В городах активно развиваются ремесла, строятся первые мануфактуры, население обогащается и начинается накопление капитала. Формируется новый социальный слой - буржуазия, которая больше не находится под гнетом феодалов и не нуждается в религиозной философии как средстве утешения и спасения. Именно этот новый слой является последователем и носителем новой более свободной и светской идеологии Ренессанса. Буржуазия стремилась к дальнейшему обогащению, а церковная идеология и феодальный строй ей мешали. Философия Эпохи Возрождения является анти-феодальной. Богатые мещане, церковная интеллигенция, аристократы стали развивать философскую мысль в новом перспективном направлении, которая повлияла не только на историю философии, но и на весь общественно-исторический процесс. Философия Ренессанса является воплощением анти-феодальной борьбы против дворянства, церкви и феодалов.

Отсюда вытекают основные черты философской мысли Эпохи Возрождения

  • Переход от теоцентрической философии к антропоцентрическому принципу. Превознесение способностей человека, признание безграничного творческого потенциала человека
  • Вместо теократии приходит идеал наукократии и технократии
  • Отказ от сакрализации знания и над-индивидуальных истин. Стремление к популяризации знания
  • Принцип утилитаризма. Ориентации на реальный мир, чем внеземные реальности
  • Признание "божественной сущности" человека

Однако недостатком философии Эпохи Возрождения является элитарность. Если приобщиться к христианской религиозной философии могли все, даже самые бедные слои населения, то для того, чтобы воплощать в жизнь идеи Ренессанса нужно было обладать хорошими научно-теоретическими знаниями, которые в то время были доступны далеко не всем.

Центральной категорией философии Ренессанса является понятие " гуманизм ". В переводе с латыни humanus - человеческий, человечный. Следуя строгому формальному определению, гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений, признающую ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающую благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношения между людьми 1 Большая советская энциклопедия т.7, стр. 1323 .

Принцип гуманизма исходил из необходимости создания хороших условий жизни для человека, в которых мог бы полностью раскрываться творческий потенциал . Философская мысль за много веков впервые обращается к человеку, его внутреннему миру, потребностям, желаниям, возможности творческой самореализации. Так если в средневековье господствовала мысль, что земная жизнь не имеет такой ценности, как загробная жизнь в Горнем Мире. Человеческое существование на Земле рассматривалось как испытание души, которое надо выдержать с достоинством, чтобы вступить в истинное царство божие. Ренессанс смотрит на ситуацию иначе. Сама жизнь и человек становятся непреклонной ценностью. Жизнь - это редкий удивительный шанс для воплощения своей мечты, своего творческого потенциала, божественной сущности, которой обладает каждый от природы. Человек - центральная категория философии Ренессанса.

Основные идеологи эпохи Ренессанса Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Георгис Гелистос, Марсилио Фичино, Помпонаций, Мишель Монтень, Пико делла Мирандола и др.

Великий итальянский поэт и гуманист Данте Алигьери (1265-1321) рассматривал сущность человека дуалистически. Он не отрицал божественного детерминизма в человеческой судьбе, но признавал также и природный детерминизм. Он постулировал безграничный потенциал человека и верил в силы человека, которые противостоят всему мирозданию. Задачу человека Данте А. видел в реализации возможностей разума, т.е. теории знаний. Данте был воинствующим критиком церкви и ее права вмешиваться в дела человека и общества.

С трудов Данте начинает постулироваться новая светская, а не религиозная философская мысль.

Франческо Петрарка также последовательно формулировал основные принципы философии Ренессанса в своих литературных трудах. Творчество Петрарка антропоцентрично и наполнено непреклонной верой в человека и его способности. Он восхищался глубиной мысли античной философии и критиковал христианскую теологию, которая обросла догматами и религиозными мифами.

В период Ренессанса возрождается интерес к философии Платона и неоплатонизму. Это связно с необходимостью и большим желанием мыслителей Ренессанса опровергнуть схоластику, которая базировалась на трудах Аристотеля. Так итальянский мыслитель Георгиос Гелистос в стремлении низвергнуть христианскую теологию обращается к неоплатонизму и пантеону Богов. Пантеон Богов противопоставлялся христианскому монотеизму и был главным ударом по христианской идеологии. Главным Богом в его пантеоне был Зевс. Зевс воплощал абсолютное бытие. Мир был всегда, и не было начала или конца этого мира.

Марсилио Фичино ( 1433-1499 ) также обращается к идеям политеизма античности в начале своего творчества, однако затем выходит на концепцию пантеизма. Бог, по мнению Фичино, содержит в себе весь мир. Когда-то давно бог сотворил мир, а теперь он растворен в природе. Бог постоянно проявляет себя через силы природы. Так, Фичино хотел преодолеть христианский дуализм, который объективизировал бога и отделял его от окружающего мира, помещая в мир Горний.

Идею пантеизма развивает итальянский философ Пико делла Мирандола (1463-1494). Наиболее его известный философский труд "Речь о свободе и достоинстве человека". Он выделяет иерархию в построении мира, где высшей сферой было божественное и ангельское бытие, а низшей телесный материальный мир. Основой бытия является, по мнению Мирандолы, высшее бестелесное божественное начало. Из этого начала возник весь мир. Мир возник в начале времен из хаоса, который потом был упорядочен божественным принципом. Бог постоянно присутствует в природе, он растворен в природе, Бог является образующей и завершающей сущностью мира. В этических взглядах Мирандола постулировал принцип гуманизма. Судьба человека - это результат естественной свободной активности человека. Человеческое существование определено только его поступками и его мыслями. Целью человеческой жизни должно быть стремление к божественному совершенству.

Пьетро Помпанаций (1462-1526) развивал этические взгляды Эпохи Возрождения. Он считал, что целью человеческого существования является достижение блаженства на основе рационального познания. Человек в отличие от животного обладает не только чувственным, но и рациональным познанием. Рациональное познание позволяет мыслить абстрактно общими категориями. Такое мышление делает человека бессмертным, так как общие категории являются высшим знанием. Постижение высшего знания освобождает и возрождает душу человека.

Натурфилософия Ренессанса

Большое место в философии Эпохи Возрождения уделено натурофилософии. К этому времени естественные науки достигли определенного успеха в познании. Натурофилософия Ренессанса опирается на научное знание и делает новые шаги к объяснению сущности мира, которые существенно отличаются как от античной философии, так и от средневекового знания. Основными идеологами натурофилософского знания являются Николай Кузанский, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Леонардо Да Винчи, Б. Телезео, Франческо Патрицы. Рассмотрим основные идеи натурофилософии.

Николай Кузанский (1401-1464).

Основной труд "Об ученом незнании". Главная философская проблематика - онтология и гносеология.

Онтология.Кузанский Н. разработал концепцию "docta ignorantia", которая противопоставляется религиозной схоластике. Философия Кузанского Н. идеалистична. Он не отказывается от категории Бога как идеального начала сущего. Однако Бог Кузанского Н. - это не есть персонофицированный Бог христианской схоластики. Кузанский Н. придерживается пантеистических взглядов. Пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог)- это философское учение, отождествляющее бога и мир 2 Большая советская энциклопедия т.19, стр. 436 , считающее, что бог слит с природой, разлит в окружающем мире и пронизывает его. Он считал, что Бог бесконечно распространяется во вселенной. В бесконечном космосе (макромире) и в человеке (микромире) развертывается бесконечное божественное начало. Человек может накапливать это божественное начало, хотя этот процесс ограничен. Абсолютное накопление и слияние божественного и человеческого начала возможно только во Христе, который сочетал божественную сущность и человеческую. Кузанский последовательно опровергал теорию креационизма. Он считал, что Бог не может существовать вне мира, следовательно, нет объективного персонифицированного Бога, который однажды сотворил все из ничего. Бог такая же часть этого мира, как и все остальное.

Космогония. Мир в представлении Кузанского - это бесконечный шар, который расширяется. Однако определенного центра мира нет. Абсолют этого мира - бесконечность.

Гносеология.Кузанский был сторонником рационалистического познания. Предметом познания является Бог, который постижим только разумом. Основным методом познания он считал математику. Познание конечных вещей возможно с помощью символов, основой которых является математика. Н.Кузанский натолкнулся на противоречие между человеческим познанием, которое имеет пределы и бесконечным Богом как предмет философии. Человеческий разум подчинен противоположностям, для него постоянно существуют дихотомичные категории "за" и "против", "да" и "нет". В концепции docta ignorita противоположности сливаются. Воплощением такого абсолюта, в котором сочетаются противоположности является Бог, так как бог объединяет абсолютно малое и абсолютно большое.

Этика. Кузанский Н. как представитель Ренессанса уже не рассматривал человека как слабовольное запуганное божьим гневом существо. Если Бог Кузанского Н. это уже не Бог христианства, то и человек Кузанского Н. - это не человек религиозных догматов. Человек в философии Кузанского обладает свободой воли и свободой мысли. Он является центром природы и венцом природного творения. Земля является не только местом обитания человека, но близка к центру Вселенной.

Такая концепция человека и вселенной соответствовала геоцентрической системе небесной механики и космогонии Птолемея (90-160 г. н.э.). Птолемей считал, что земля - центр вселенной, а вокруг нее вращаются звезды, солнце, другие планеты.

Однако геоцентрическая система Вселенной в Эпоху Возрождению пересматривается. На место нее приходят гелиоцентрические космогонические системы Н. Коперника ( 1473-1543). В начале идеи Коперника Н. поддерживались не только светской наукой, но и церковью. Расчеты Коперника о движении небесных тел помогли провести реформу календаря. Однако, учение Коперника противоречило догматам церкви, в соответствии с которыми человек и наш мир есть центр божественного творения. Учение Коперника предполагало, что наша земля такая же, как и другие планеты, и земля больше не была центром Вселенной. Учение Коперника Н. предали церковной анафеме на долгое время. Однако концепция Коперника Н. позволила по-новому взглянуть на место человека в мире и дала новый толчок для развития гуманистических идей эпохи Ренессанса. Философия человека стала опираться на научное знание и приобрела материалистический характер.

Онтология. Вселенная была создана божественным началом. Пра-основой бытия в философии Бруно была материя. Материальная субстанция являлась неразвернутой причиной всего сущего. Материя является формой всех форм, субстанциональной возможностью всех вещей. Мир удерживается в единстве и разнообразии за счет души мира. Это мировая душа является формообразующим принципом для материи. Мировая душа - это ум вселенной. Дж. Бруно пытался преодолеть не только идею креационизма, но и христианского дуализма. Это привело к идее одушевленности и одухотворенности материи, которая в философии получила название - панпсихический материализм.

Материя в философии Дж. Бруно - это активный творческий принцип, который существует в слиянии с формой. Материя рассматривается как потенция, которая есть причина и возможность всего сущего. Мир состоит из множества единичных вещей, которые происходят из одушевленной активной материальной субстанции. Бруно отождествляет природу и мировую душу. Его философия исходит из принципа пантеизма. Однако пантеизм Бруно ближе к материализму, чем идеализму, несмотря на признание Мировой Души.

Космогония. Дж. Бруно развивал идею атомизма. Космос состоит из атомов. Атомизм Бруно проявляется в его концепции максимумов и минимумов. Атом - это физический минимум, точка -материальный минимум, монада - метафизический минимум. Космос - это пустая и наполненная бесконечность. Космос - это все бытие. Бесконечность космоса можно познать только философским разумом.

Гносеология. Дж. Бруно стоял на позициях рационального познания. Цель рационального познания он видел в проникновении в глубины природы. А в глубине природы лежит божественный принцип, мировая Душа, которая и является истинным предметом познания. Чувственное познание является только первой ступенью познания. Высшей ступенью познания является разум. Познание окружающего мира должно быть научно-философским, а не теологическим. Бруно был гносеологическим оптимистом, считал, что Мировая Душа познаваема. Он не терпел скептических аргументов и предпосылок в познании. Он считал, что право на существование имеет только истина научного знания, базисом которой является научный опыт.

Этика. Целью человеческой жизни была борьба за добро и благо. Борьба за возвышенные цели требует жертв. Этическим идеалом Бруно был духовный борец за добро и общечеловеческое благо. Мерилом нравственности выступали поступки и ценности человека. Он был противником как аскетического образа жизни христианства, так и гедонизма Эпикура.

Одним из величайших мыслителей Эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1519).

Гносеология. Да Винчи считал, что научное знание должно опираться на опыт, а не научные авторитеты. Это сильно тормозит научное знание, по мнению Да Винчи. Опыт является важным условием для достижения объективной научной истины. Опыт, постулируемый мыслителем, отличался от созерцательного наблюдения эпохи античности. Опыт, о котором говорил, Да Винчи - это был целенаправленно проведенный эксперимент. Однако для достижения истины опыт необходимо сочетать с теоретическим знанием . Теоретическое (рациональное) знание, опирающееся на опыт, есть основа научной истины. В теоретическом знании Леонардо Да Винчи уделял особое место математике, которая является высшим уровнем абстрактного знания, а значит и научного поиска. Математика является инструментом для осмысления результатов эксперимента.

Леонардо да Винчи считал, что в познании окружающего мира необходимо объединять аналитический и синтетический методы.

При этом предметом познания должен быть окружающий мир и природные закономерности, которые поддаются наблюдению, экспериментальному и теоретическому осмыслению.

Идею экспериментального знания развивал также Галилео Галилей - великий ученый, мыслитель философ Эпохи Возрождения. Галилей был последним представителем натурофилософии Ренессанса. Его деятельность пришлась на рубеж двух Эпох - Эпохи Возрождения и Эпохи Нового Времени. Его считают основателем экспериментально-математического естествознания Нового Времени.

Галилей изменил средневековую концепцию двух истин - истины веры и истины разума. Эта концепция была заменена на концепцию двух книг. Книга священного писания - содержала божественное откровение, а книга природы содержит суть божественного творения. Философия должна изучать книгу природы, а теология, основываясь на божественном писании должна обучать морали, показывать добродетель и благо. Основой познания книги божественного писания - это герменевтика- интерпретация библейских текстов, основой познания природы является эксперимент. Эксперимент должен быть осмыслен разумом. Галилей выделял интенсивное и экстенсивное научное познание. Первое связано с увеличением познанных объектов, второе ориентировано на глубину познания научных истин.

Галилей, также как и Леонардо да Винчи считал, что в познании необходимо сочетать синтетический и аналитические методы. Такой метод построения научной теории в гносеологии называется гипотетико-дедуктивный.

Идеи Дж. Бруно, Леонардо да Винчи, Галилея и их единомышленников были основой для создания экспериментальной науки и эпохи Нового Времени.

С 14 по 17 век в Европе возникали и развивались новые философские направления. Постепенно они объединились в отдельное течение – философию эпохи Возрождения. Ее основные идеи были взяты из античности: апологеты направления отрицали авторитет Церкви и рассматривали человека как отдельную личность, наделенную безграничными возможностями. Философия эпохи Возрождения – уникальный исторический этап, давший старт развитию современных социологических наук.

Как зарождалась философия эпохи Возрождения

фото 520

Эпоха Возрождения (ее второе название – Ренессанс) возникла, как естественный ответ на актуальные потребности человека. В средневековье, авторитет Церкви был непоколебим. Простолюдины были вынуждены платить огромные налоги на содержание духовенства, а монархи не имели права принимать никаких значимых решений без одобрения Папы. Сложившаяся ситуация не устраивала ни первых, ни вторых.

Благодаря активному развитию науки в 14-15 веках, люди получили возможность путешествовать, изучать явления природы, знакомится с другими культурами. Появлялись и укреплялись новые торговые связи. Развивалось общество: появились первые парламенты и независимые от церковного влияния общества. Уровень образованности городского населения вырос в несколько раз. В совокупности, это привело к формированию нового общества, которое переросло насильственное насаждение догматической религии.

Основные предпосылки к развитию новой культурной эпохи:

  • политический кризис – массовые протесты против феодализма возникали во всех европейских странах, и в основном – в Италии, колыбели христианской философии;
  • технический прорыв – изобретение и совершенствование орудий труда, появление огнестрельного оружия, нового медицинского оборудования и методов лечения;
  • усиление отдельных городов – развитие инфраструктуры превращало их в независимые торгово-промышленные, военные и культурные центры.

Вера в христианские постулаты стала резко угасать. Церковные (схоластические) идеалы подвергались все большему скептицизму. Технические достижения и торжество науки над религиозными мифами положили начало новому восприятию человека. Во главе всего была индивидуальная личность – значимая и неповторимая. Философы не отрицали существование Бога, но отвергали идею о его безграничном влиянии на человека.

Суть философии: основные идеи и особенности

Специфика нового философского направления – отказ от раболепного поклонения Богу, как высшему Творцу, и возврат к идеалам Древнего Рима. Он характеризовался гуманизмом – течением, исповедующим принципы личностной свободы, индивидуализма и равенства. Человек – новый предмет изучения в 14 веке, и он же – основной источник знаний.

Основы философии эпохи Возрождения:

  1. Антропоцентризм, созданный на постулатах античного гуманизма. Человек – основа мироздания. Согласно представлениям гуманистов, Бог наделил первого человека Адама свободой воли, возможностью самостоятельно определять свою судьбу.
  2. Приоритетное внимание развитию науки. Познание – способ понимания мира, его устройства и скрытых свойств. Особое внимание уделялось географии, физике, математике и литературе.
  3. Натурфилософия, как единственное восприятие мира. Согласно ей, природа – цельный организм, ни один предмет не может существовать сам по себе. Познать все природные процессы и явления можно только через сравнение и противопоставление. Знаменитый натурфилософ Парацельс рассматривал природу сквозь призму алхимии – оккультного направления, призванного управлять силами природы с помощью тайных знаний.
  4. Пантеизм – религиозное учение, согласно которому Бог равен природе, сливается с ней в единое целое. Оно было призвано объединить науку и церковь, отвергавшую любые попытки поставить под сомнение христианские догмы. Благодаря пантеизму, стало возможным прогрессивное развитие физики, химии, медицины.

Основоположниками философии Ренессанса стали не признанные философы того времени, а представители богемы: поэты, реторы, педагоги, ученые. Новая культура зарождалась в коммунах, домах патрициев и на уличных собраниях. Она распространялась быстро и охотно принималась представителями разных слоев населения, несмотря на активное противодействие Церкви.

Периоды и их ключевые достижения

Эпоху Возрождения разделяют на 3 периода. Каждый из этих периодов философии имеет своих знаменитых последователей:

  1. Гуманистический этап. Начался в середине 14 века и продлился до середины 15 века. Ранний век развития философии Возрождения акцентирует внимание на человеке, как творце. Он достоин счастливой жизни и должен к ней стремиться. Высшая задача человека – уподобиться Богу.
  2. Неоплатонический этап. Продлился с середины 15 века до середины 16 века. Философы стремились объединить в общественном сознании образ Бога и человека. Вопреки церковным представлениям о ценности загробной жизни, они выдвигали идею о смертности души. Высказывались революционные призывы свержения правящего режима и установления социального равенства.
    Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к
  3. Натурфилософский этап. Начался ближе к концу 16 века и закончился к середине 17 века. В этот период, активно развивались естественные науки. Впервые была выдвинута теория о бесконечности Вселенной.

К концу 17 века, окончательно сформировалось восприятие Бога и Вселенной, как единого целого. Попытки Церкви запретить распространение нового восприятия не увенчались успехом. Основные идеи философии Возрождения распространялись, несмотря на появление инквизиции, постоянные гонения и казни.

Характерные черты Ренессанса

Среди общих черт, характеризующих периоды эпохи Возрождения, можно выделить следующие особенности:

  1. Богоборчество. Философы пытались найти компромисс между своими представлениями о мире и устоявшимся взглядами, диктуемыми христианством. Они не оспаривали существование Бога, но старались отойти от концепта божественного превосходства.
  2. Естественнонаучный способ познания мира. В основу развития науки лег принцип рационализма – познания методом опыта. Сначала выдвигалась гипотеза, после проводились опыты, и полученный результат либо подтверждал, либо опровергал первоначальную версию.
  3. Быстрое распространение новых культурных тенденций. Основы философской идеи, зародившиеся в Италии, проникли во все европейские страны.
  4. Благотворительность. Основанное на ценностях гуманизма, постепенно сформировалось резко негативное отношение к финансовому неравенству. Благотворительность, как идея разделения богатства поровну, нашла живой отклик у многих общественных деятелей.
  5. Толерантность. Терпимость к иному – прямое следствие принятия уникальности человеческой личности.
  6. Отрицание демагогии. Любые споры, основанные на теоретических знаниях, считались пустой тратой времени и попыткой отвлечь разум человека от его истинного предназначения – активного изучения мира.
  7. Индивидуализм. Поощрялось саморазвитие, удовлетворение своих личных потребностей, которые могли не соответствовать общественным ожиданиям.

фото 521

Отдельные черты эпохи Возрождения поддерживали одну общую мысль – счастливым может быть только свободный человек.

Идеологии и их последователи

В основу идеологий легли древнегреческие представления о мире и человеке. Среди многочисленных течений, зародившихся в начале 15 века, можно выделить 4 основных направления.

Идеологии эпохи Возрождения:

  1. Гуманизм. Этическая позиция, предполагавшая наличие у человека права на самоопределение.
  2. Секуляризм. Социально-политическое движение, предполагавшее разделение церкви и правительства.
  3. Гелиоцентризм. Согласно этому учению, Солнце – центр системы мира. Земля вращается вокруг него и подчиняется его влиянию. Гелиоцентризм зародился во времена античности, а в эпоху Возрождения был переосмыслен и получил широкое распространение.
  4. Неоплатонизм. Направление философии, основанное на учении Платона, древнегреческого философа. Оно базируется на идеях космической иерархии и восхождении души к уровню первоистока – Бога.

Последователи

Среди знаменитых философов эпохи Возрождения, присутствуют следующие:

фото 522

Эпоха Возрождения – период расцвета научной мысли. Благодаря ему зародилось восприятие человеческой жизни, как высшей ценности, отказ от средневекового аскетического мировоззрения, стремление к созданию равноправного общества. Достижения современной науки стали возможны благодаря открытиям, совершенным с 14 по 17 век, а имена их авторов известны и почитаемы по сей день.

1. Философия эпохи Возрождения представляет собой совокупность философских школ и направлений, возникших и развивающихся в Европе в XIV – XVI вв., имеющих антицерковную и антисхоластическую направленность, веру в физические и духовные возможности человека, жизнеутверждающий, оптимистический характер. Возрождение (ренессанс) – важнейший этап в истории развития философии. В эту эпоху возрождается интерес к античной философии, культуре.

Возникновение философии и культуры эпохи Возрождения объясняется рядом причин. Во-первых, великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана) совершили целый переворот в мировоззрении людей; во-вторых, научно-теоретические открытия (изобретения пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытий в области медицины и астрономии) способствовали быстрому развитию промышленного производства; в-третьих, феодализм и соответствующая строю идеология – католическая церковь – переживали острый кризис.

Именно в XVI – XVII вв. в Европе произошли нидерландская и английская буржуазно-демократическая революции. На смену изжившей себя общественно-экономической формации – феодализму – пришла новая – капиталистическая. Бурное развитие промышленного производства и торговли, усиление городов, превращение их в торгово-промышленные, культурные, политические центры привело к укреплению и централизации европейских городов и усилению светской власти. Весьма прогрессивным для той эпохи было появление первых парламентов в Европе.

Философия эпохи Возрождения, пробуждая интерес к литературе и искусству Древней Греции и Рима, рассматривала человека как средоточие мира, венец и творец земного бытия. На передний план выдвигаются человеческие возможности о познании, его сила, достоинство. Новая эпоха в становлении капитализма рождает титанов мысли, чувства, знания и дела. Тема религии, Бога отходит на второй план. Возникает новая система ценностей, в которой на первое место выходят проблемы человека и природы. Религия отделяется от науки, политики, морали – что является главной чертой культуры и философии эпохи Ренессанса. Начинается бурное развитие естественных наук, которые опираются на достоверные научные факты, широко применяются новые методы познания: эксперимент, опыт и наблюдение. Их роль в научном познании признается как главная, дающая истинное знание о природе.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относится: антропоцентризм и гуманизм; критика схоластики и догматизма; исследования содержания, а не формы; новое научно-материалистическое понимание мира (Земля имеет шарообразную форму и вращается вокруг Солнца, а Вселенная не имеет центра, бесконечна и т.д.); глубокий интерес к истории развития человеческого общества, государства, личности; широкая и всемирная поддержка идей социального равенства.

Гуманизм эпохи Возрождения выступал как свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике. Гуманизм – это воззрение, основывающееся на ценности человека труда как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.

2. В философии эпохи Возрождения были такие основные направления:

Гуманизм как философское направление сильно было развито в Италии в XIV – XV вв. Представители этого направления особое внимание уделяли человеку, а не Богу, воспевали его ум, силу, доблести человека, их работы имели оптимистический, жизнеутверждающий характер. Философы эпохи Возрождения – это цельные, универсальные, гениальные люди. Известными представителями гуманизма были: Данте Алигьери (1265–321), автор «Божественной комедии»; Франческо Петрарка (1304-1374); Леонардо да Винчи (1452-1519) – художник, философ, математик, механик, инженер; Микеланджело (1475-1564); Эразм Роттердамский (1469-1536) – философ, богослов, гуманист, автор «Похвалы Глупости»; Н. Макиавелли (1469-1527) – итальянский политический деятель, философ, писатель, автор работы «Государь»; Лоренцо Валла (1507-1557) – автор трактата «О наслаждении как об истинном благе» и другие. Философы данного направления призывали человека к активному действию, борьбе, самосовершенствованию и смелости в изменении мира.




Неоплатонизм как философское учение, возникло в Римской империи в III в. Философы этого направления старались систематизировать учение Платона об идеях, устранить имеющиеся противоречия и дальше развить. Хотя они не отрицали Бога, но в то же время человека рассматривали как самостоятельный микрокосм. Одновременно работали над созданием целостной мировой философской системы, пытались познать природу, Вселенную и человека с точки зрения идеализма. Гениальными философами этого направления были: Николай Кузанский (1401 - 1464) – кардинал при папе Пие II, крупный ученый в области математики, астрономии, географии; Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – автор эклектического произведения «900 тезисов», пытавшийся объединить все философские учения и найти «золотую середину».

Натурфилософские идеи широкое распространение получили в Европе (особенно в Италии) в XVI – XVII вв. Ученые-философы этого направления стремились отделить философию от религии, обосновать материалистический взгляд на мир, формировать научное мировоззрение и доказать, что человек познает мир благодаря своим чувствам и разуму, а не Божественному откровению.

Среди ярких представителей этого направления: Андреас Везалий (1514 - 1564) – крупнейший ученый в области медицины, автор книги «О строении человеческого тела»; Николай Коперник (1473 - 1543) – польский ученый – астроном; Джордано Бруно (1548 - 1600) – итальянский ученый, философ, поэт, разделял космологическую теорию Н. Коперника, развивал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров во Вселенной; Галилео Галилей (1564-1642) – изобретатель телескопа, астроном, доказал, что небесные тела вращаются как по траектории, так и вокруг своей оси, подтвердил множественность миров во Вселенной. Предложил научный метод исследования на основе наблюдения, выдвижения гипотез и экспериментальной проверки выдвинутых гипотез.

Философия реформации ставила своей целью проведение реформ в католической церкви, демократизацию религиозных и государственных институтов, установление справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

Возникновению реформационного движения способствовали: кризис феодлизма, моральное разложение католической церкви, ее оторванность от народа, выдача ею индульгенций; укрепление позиций буржуазии; распространение идей гуманизма в Европе; рост грамотности и самосознания народа. Основоположником реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546), который в октябре 1517 года на дверях Виттенбергской церкви в Германии прикрепил 95 тезисов против индульгенций. М. Лютер требовал упрощения обрядов в церкви, освобождения культуры и образования от засилья религии, запрет выдачи индульгенций, восстановление авторитета государственной власти. Тезисы М. Лютера положили начало реформационной борьбе против католицизма.

Продолжателем дела М. Лютера был Жан Кальвин (1509-1564), который выдвинул свои идеи и систематизировал учение Лютера, возглавил реформационное движение в Женеве, упразднил власть Папы в Женеве, установил строгий пасторский надзор за населением, чтобы воспитать граждан в духе аскетизма, добросовестного отношения к работе.

Томас Мюнцер (1490 - 1525) – священник, ученик Лютера, но выдвинул свои революционные идеи, предлагая реформировать все общество с целью установления справедливости на земле. Власть и собственность, по его мнению, должны принадлежать трудящимся. Эти идеи широко поддержали крестьяне, в 1524 – 1525 гг. в Германии шла крестьянская антикатолическая революционная война против духовенства и насилия властей.

Философия реформации стала идеологией борьбы против католицизма, которая продолжалась в XV – XVI вв. в Европе в ряде стран. В итоге установлен протестантизм (лютеранство, кальвинизм) в Германии, Швейцарии, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии, проведены политические и социальные реформы в ряде стран.

Философы эпохи Возрождения исследовали проблемы общества, государства, пытались изменить жизнь трудящихся к лучшему. Некоторые философы разработали проекты идеального государства, где изначально установлена социальная справедливость. Так как эти идеи были нереальны, в историю философии они вошли как утопические.

Основателем идей утопического социализма стал Томас Мор (1478 - 1535). Изложив свое учение в работе «Утопия», утверждал, что все граждане общества должны работать, продукты труда являются собственностью общества и равномерно распределяются между гражданами; всеобщая трудовая повинность дает возможность сокращать рабочий день до шести часов, особо трудную и грязную работу выполняют рабы – военнопленные и осужденные преступники; основой общества является трудовой коллектив, где мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности.

Томасу Мору хорошо были известны сложные проблемы государства, так как он был членом парламента и председателем палаты общин Великобритании, с 1529 года – лордом-канцлером (второй человек в государстве после короля). В 1535 году Томас Мор был казнен за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской церкви Великобритании. Так печально прервалась жизнь этого замечательного философа, который сумел выразить в своей «Утопии» чаяния и надежды миллионов обездоленных, униженных, оскорбленных. Эти идеи были поддержаны теми, кто искренне хотел изменить жизнь на земле в сторону справедливости и добра.

Представителем утопического социализма был и Томмазо Кампанелла (1568 - 1639), который создал образ идеального государства в своей работе «Город Солнца». В этом государстве установлена социальная справедливость: все члены общества заняты работой, получают все одинаково, трудятся и отдыхают сообща. Особое внимание в этом обществе уделяется воспитанию детей: с рождения ребенок обучается и воспитывается в специальной школе, он осваивает азы наук, приучается к жизни в обществе, осваивает традиции и нормы жителей Города Солнца. Этим славным государством правит философ – знаток всех наук и искусств, имеющий навыки всех профессий.

Утопия будет жива до тех пор, пока жива в человеке надежда на возможность лучшей жизни. Без утопии невозможен прогресс, так как она выражает недовольство существующей ситуацией, предлагает разные варианты развития общества.

Эпоха Возрождения или Ренессанса (от фр. renaissance- возрожде­ние), получила свое название из-за начавше­гося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности.

Эпоха Возрождения в целом была ориентирована на искусство, и центральное место в ней занимает культ художника-творца. Художник подражает не просто созданиям Бога, но самому божественному творчеству. Человек начинает искать точку опоры в себе самом - в своей душе, теле, телесности (культ красо­ты - Боттичелли, Леонардо, Рафаэль). Разносторонность разви­тия и дарования особенно почитались в эту эпоху.

Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует всему социальному и хозяйственно - политическому укладу средних веков, основывающемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развитию промышленности выявляется особая значимость человека, его творческой активности.

Новые экономические отношения способствовали возникновению духовной оппозиции феода­лизму как укладу жизни и господ­ствующему образу мыслей. Технические изобретения и научные открытия обогащали труд новыми, более эффективными спосо­бами действия (появились самопрялка, был усовер­шенствован ткацкий станок, изобретена была доменная металлургия и т.д.).

Применение пороха и создание огнестрельного оружия совершили переворот в военном деле, что свело на нет значение рыцарства как рода войск и как феодального сосло­вия. Рождение книгопечатания необычайно способст­вовало развитию гуманитарной культуры в Европе. Использование компаса значительно - увеличивало возможности мореплавания, стремительно расширя­лась сеть водных торговых коммуникаций, причем особенно интенсивной она была в Средиземномо­рье — неудивительно, что именно в итальянских городах возникли первые мануфактуры как ступень перехода от ремесла к капиталистическому способу производства.

Таким образом, основными предпосылками для возникновения философии и культуры эпохи Возрождения являлись: кризис феодализма, совершенствование орудий труда и производственных отношений, развитие ремесел и торговли, повышение уровня образованности, кризис церкви и схоластической философии, географические и научно-технические открытия.

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же касается философии, то теперь началось отделение философии от теологии. Религия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная дающая истинное знание о природе.

Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский – первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, приписывая природе божественные атрибуты, и, прежде всего бесконечность в пространстве.

Для него Земля не является центром мира. Он вы­сказывает идеи применительно к пониманию приро­ды, единство противоположностей, единое и множе­ство, возможность и действительность, бесконеч­ность и конечность в природе. Н.Кузанский высказал и обосновал понятия научного метода, проблему творчества. Он утверждал, что возможности человека, в области познания безграничны. Его воззрения оказали воздействие на последующие идеи философии эпохи Возрождения.

Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл сущест­вование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, дик­тующего законы миру. Человек для Бруно - часть природы. Его любовь к познанию и сила разума воз­вышают его над миром,




Огромное значение для развития философии эпохи Возрождения имели труды Галилео Галилея. Его, открытия в астрономии переросли в жестокую полемику с церковью, которая отстаивала аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Галилей призывал изу­чать природу только опытным путем на основе мате­матики и механики. Он считал, что к истине могут вести только научные методы, включающие в себя эксперимент.

Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механический материализм. Бог у Галилея - это перводвигатель, сообщивший движение планетам. Дальше «механизм» в природе заработал самостоятельно и стал обладать своими собственными закономерностями, которые должны изучать науки. Галилеи одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу.

Натурфилософские идеи мыслителей эпохи Возрождения оказали определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Основной чертой идеологии Возрождения становится гума­низм (от лат. homo- человек)- идейное движение, утвер­ждающее ценность человека и человеческой жизни. В филосо­фии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропо­центризме (от греч. anthropos - человек) - мировоззрении, ста­вившем в фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рациона­лизм, утверждающий примат разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы суще­ствования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты схоластические, умозрительные принципы познания, возобно­вилось опытное, естественнонаучное познание. Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: ге­лиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии уста­новился пантеизм (от греч. pan - все и theos - бог) — учение, отождествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принци­пы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, на­правленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковно­го влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения было то, что была сломлена диктатура церкви.

Основу человеческих отношений, считали гумани­сты, составляет взаимоуважение и любовь. В филосо­фии эпохи Возрождения доминирует эстетическое, (что в переводе с греческого озна­чает относящееся к чувству), мыслителей больше инте­ресует творчество и красота человеческой личности, а не религиозные догмы. Основания антропоцен­тризма Возрождения лежат в изменении экономиче­ских отношений. Разделение сельского хозяйства и ремесла, бурное развитие мануфактурного производ­ства, знаменовало переход от феодализма к раннему капитализму.

На­правления в философии эпохи Возрождения:

1) гуманистическое (ХIV-ХV вв.) - решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Петрарка, Л. Валли);

2) неоплатоническое (ХV - ХVI вв.) - с позиций идеализ­ма пытались познать явления природы, Космос, про­блемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, Мирандола, Парацельс);

3) натурфилософское (ХVI- нач. ХVII вв.) - опираясь на научные и астрономические открытия, сделали по­пытку изменить представление об устройстве Все­ленной, Космосе и основе мироздания (Николай Ко­перник, Джордано Бруно, Г. Галилей);

4) реформационное (ХVI - ХVII вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Усенлиф);

5) политическое (ХV- ХVI вв.) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли);

6) утопическо-социалистическое (ХV- ХVII вв.) - поиски идеальногообщества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при усло­вии отсутствия частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

Подведем некоторые итоги. Ранее мы уже говорили, что философия Средневековья и эпохи Возрождения стали восприемницами философии Античности. Сравнивая парадигмальные особенности философии этих эпох, можем выделить их различия.

Различия в философии Античности, средневековья и Возрождения

1. Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос. Здесь нет четкого деления на субъект и природу, это безличный неоплатонизм.

В средние века античная философия подвергается трансформации: на место Единого Блага был поставлен Бог, а в соответствии с этим стали понимать Мировой Ум как Христа, Мировую Душу как Святой Дух.

В эпоху Возрождения Космос понимают как все природное.

2. В античном мировоззрении господствует: универсализм, космоцентризм, политеизм.

В средневековом мировоззрении доминирует теоцентризм и монотеизм.

В эпоху Возрождения превалируют пантеистические идеи.

3. При переходе от античности к средневековью произошел существенный сдвиг в сторону субъекта, субъективное, правда, оценивалось исключительно по принципу абсолютной личности.

Сделав еще один шаг в сторону субъективному, эпоха Возрождения пришла к антропоцентризму, т.е. в центр мироздания был поставлен человек. Формально по - прежнему еще в центре мироздания стоял Бог, но преимущественное внимание обращали уже не на него, а на человека.

С другой стороны, философия Возрождения явилась стадией отрицания средневековой философии по ряду оснований:

1) в гносеологии происходит разрушение религиозной пара­дигмы и формируется новая научная парадигма, которая должна была удовлетворить потребности зарождающихся новой машинной материально-технической базы и новых общественных отношений;

2) в этике имеет место переход от теоцентризма к антропо­центризму;

3) в натурфилософии геоцентрическая концепция Вселенной сменяется гелиоцентрической во взглядах Бруно, Коперни­ка, Галилея.

Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

2. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

Возрождение, или Ренессанс, — один из важнейших периодов в истории развития европейской науки, культуры и мировоззрения, пришедших на смену Средневековью. Он оказал огромное влияние на развитие и становление человечества. Философия эпохи Возрождения отражает глубокий перелом во взглядах того времени на окружающий мир, религию и роль человека в мироздании.

Натурфилософия эпохи возрождения

Исторические события

Ренессанс зародился еще в конце Средних веков и распространился из Италии в другие страны к началу XV века. Возвращение европейских мыслителей к идеям античности привело к возрождению древнегреческой и римской философии.

Обстановка в Европе

Причиной изменения традиций и прорыва в науке и искусстве стал ряд факторов.

Философия эпохи возрождения

Для Европы закончились мрачные инквизиторские времена и началось активное развитие науки. У людей появилось больше возможностей для путешествий. Изменилось политическое устройство — возникли первые парламенты, избавленные от влияния церкви и Папы.

Больше всего такая особенность относилась к Италии, где было много крупных городов-республик. Преобладание городского населения и более высокий общий уровень его образованности, влияние греков — выходцев из Византии, а также сохранение памятников римской архитектуры и скульптуры проявились в Италии «новым рождением» или ренессансом. Постепенно эти тенденции распространились и на северные страны.

Дополнительный импульс развитию новых тенденций дало ослабление влияния церкви на политическую и светскую жизнь в европейских государствах. Среди священнослужителей к началу XV века распространились гуманистические мысли и отрицание необходимости аскетизма, что дало толчок к сотрудничеству части христианского духовенства с живописцами, архитекторами и скульпторами для росписи и украшения храмов.

Философы эпохи возрождения

К началу Возрождения в Европе сформировались национальные государства и абсолютные монархии, зародились капиталистические отношения. Буржуазия стала занимать все более весомое положение в политике своих стран, в отличие от феодалов, терявших свое влияние.

В более поздний период углубись социальные конфликты — произошла крестьянская война в Германии, Нидерландская и Английская буржуазно-демократические революции, шли религиозные войны во Франции.

Предпосылки возникновения

Стремление к удовлетворению интеллектуального и культурного голода после тысячелетнего замедленного прогресса вылилось в формирование нового мировоззрения. Если кратко, то главное в философии эпохи Возрождения — неприятие католицизма и высокое отношение к человеческой личности. Основные причины возникновения этого направления философии:

Философия эпохи возрождения имеет следующую хронологию

  • политический кризис — протесты против феодального уклада стали носить массовый характер;
  • географические открытия — изменили представление людей о своей планете;
  • научно-технический прогресс — изобретение новых приборов, механизмов и способов производства дало толчок промышленной революции, а книгопечатание — широким образовательным возможностям.

По мере исторического развития научные открытия опровергали религиозные догмы. Вера в превосходство Бога над судьбами людей стала угасать. На первый план вышли значимость и неповторимость личности человека. Мыслители не отвергали идею существования божественного начала, но отрицали полное и безграничное влияние Бога на людей.

Этапы нового течения

Антропоцентрические идеи возникли еще в конце XIII века и продолжали разрабатываться до конца XVI. Культура эпохи Ренессанса зародилась представителями богемы в домах патрициев и на уличных собраниях коммун. Ее носителями выступали поэты, живописцы и ученые, которые пробуждали интерес разных слоев населения к античной культуре и социально-политическим проблемам. Современники течения охотно разделили новые идеи, несмотря на противодействие священнослужителей. Философия эпохи Возрождения имеет следующую хронологию:

Утопические учения эпохи возрождения

  • Проторенессанс длился с конца XIII века по конец XIV.
  • Раннее Возрождение относится ко всему XV веку.
  • Высокое Возрождение возникло на рубеже XV—XVI вв. еков.
  • Позднее Возрождение завершило эпоху в конце XVI века.

Результатом развития философского учения стало появление новой системы ценностей, где человек рассматривается как венец творения и созидатель земного бытия. Тема Бога отодвигается на второй план в угоду познанию человеческих возможностей, а религия постепенно отделяется от политики и морали. Естественные науки быстро прогрессируют, опираясь на достоверные факты и гносеологию — раздел философии об исследованиях и теории познания. Эксперимент, наблюдение и опыт начинают играть главную роль в получении истинных знаний о природе.

Философия эпохи возрождения кратко

Общие характеристики философии Ренессанса:

Пантеизм

  • Антропоцентризм, который ставит человека в центр вселенной. По утверждению гуманистов, Бог не делал первого человека Адама своим рабом, а наделил его волей и свободой выбора своей судьбы.
  • Новое научно-материалистическое понимание природной и социальной составляющей мира в противовес догматизму и схоластике.
  • Натурфилософия — единственно верное восприятие мира. Она рассматривает природу как целостный организм, в котором ничто не может существовать само собой. Все ее явления и процессы познаются только методом сравнения и противопоставления.
  • Пантеизм — религиозное течение, задачей которого было объединить науку с церковью, не принимающей попытки ученых поставить под сомнение католические догмы. Считает Бога и природу равными, сливающимися в одно целое, частями.

Главной идеей нового философского учения стал гуманизм — принцип, которому свойственны свобода личности, равенство и индивидуализм. Такой подход нашел свое выражение в отказе от поклонения Богу, как творцу всего сущего. Он стал возвратом к античным идеалам, для которых главным предметом изучения и основным источником знаний являлся человек.

Основные направления

С начала XIV века в философии Ренессанса появлялись новые течение. Идеологической основой некоторых стали древнегреческие учения. Другие же возникли как ответы на социальные и исторические вопросы того времени.

Франческо Петрарка

Развитие гуманизма

Гуманистическое направление было особенно распространено во времена Раннего Возрождения. Все его представители — люди, отличавшиеся широтой мышления и универсальностью таланта. Краткий список имен гуманистов-философов эпохи Возрождения:

Франческо Петрарка

Леонардо да Винчи

  • Данте Алигьери — политический деятель, поэт и богослов, один из создателей литературного итальянского языка, автор «Комедии», позднее названной «Божественной».
  • Франческо Петрарка — поэт, хорошо писавший на итальянском языке лирику, но считавший ее безделицей. Будучи строгим католиком, в своих трактатах на латинском языке осуждал схоластов и духовенство, пытался примирить свою любовь к римской литературе с религиозными догмами. — скульптор, архитектор, мыслитель и поэт, проживший очень долгую жизнь. Его произведения еще при жизни стали считаться достижениями высшего мастерства. Характерная черта его творчества — изображение и воспевание красоты человеческого тела.
  • Леонардо да Винчи — гений, оставивший великое и оригинальное наследие в живописи и литературе, науке, инженерном деле, анатомии и медицине. Считал задачей науки и искусства не книжную ученость, а познание вещей.
  • Эразм Роттердамский — «князь гуманистов» северного Возрождения, крупный ученый, популяризировавший античную литературу, основоположник критических исследований текста Священного Писания.
  • Никколо Макиавелли — политический деятель специфических взглядов, философ и писатель. Автор книги «Государь», утверждающий, что для усиления государственной власти все средства хороши.
  • Лоренцо Валла — историк и филолог, представитель эпикурейской теории, считавший естественным все, что служит удовольствию и счастью человека.

В своем творчестве они воспевали красоту и ум человека, их произведения вызывают оптимистические и жизнеутверждающие эмоции и призывают человека к самосовершенствованию, активному участию в изменении мира и целеустремленности.

Последователи Платона и натурфилософии

Идеалистическое направление античной философии получило развитие в период Раннего Ренессанса и стало называться неоплатонизмом. В нем человек представляется как микрокосм и устанавливается иерархия Единое — Ум — Душа. Над всем существует божественное Единое, которое эманирует в ум и разделяется там на множество идей. Ум эманирует в душу, имеющую чувственное начало.

Николай Кузанский

Систематизировали и развили идеи неоплатонизма Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Немецкий ученый-математик и церковно-политический деятель Николай Кребс получил свое прозвище Кузанский по месту рождения. Он обладал обширными познаниями в области астрономии и географии, некоторое время был кардиналом, отстаивая церковные реформы. Джованни Мирандола был приверженцем гуманизма и пантеизма. Кроме права и теологии, изучал восточную философию и Каббалу. Владел древними и новыми языками и написал «900 тезисов», в которых пытался объединить разные философские школы.

Приверженцы натурфилософских идей старались найти первопричину, главные закономерности явлений природы и доказать, что человек сам может познать мирозданье, не дожидаясь божественного откровения. Натурфилософские взгляды относятся к материалистическому типу. Их придерживались многие астрономы:

Николай Коперник

  • Николай Коперник — польский ученый, создатель космологической теории. — последователь идеи о множестве миров во Вселенной и бесконечного разнообразия природы. — изобретатель телескопа, доказавший, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.
  • Тихо Браге — датский астролог и алхимик, положивший начало постоянным астрономическим наблюдениям и открывшим первую сверхновую звезду.

Одним из ярких представителей натурфилософии является швейцарский медик, алхимик и мистик Парацельс. Занимался поисками философского камня, в процессе основал ятрохимию — науку о приготовлении лекарств и составил таблицы химических элементов для использования в медицине.

Реформационное движение и утопические идеи

Кризис католической церкви, моральное разложение духовенства, появление школ и рост грамотности образовали потребность в преобразовании церкви. Родоначальником Реформации считается Мартин Лютер, доктор богословия, потребовавший отмены индульгенций и изложивший свои мысли в «Тезисах». Его последователи Жак Кальвин и Томас Мюнцер систематизировали учение Лютера и выступали за пасторский надзор без власти Папы.

Жан Кальвин

Философы-реформисты считали, что власть и собственность должны принадлежать трудовому народу, воспитанному в духе аскетизма и трудолюбия. Результатом их деятельности стал раскол католической церкви и отделение от нее разных типов протестантства (лютеранство, кальвинизм).

Утопические учения эпохи Возрождения основывались на идеях создания идеального государства, основанного на равноправии и справедливости. Самый известный утопист Томас Мор был политиком, входил в палату общин парламента Великобритании, а впоследствии стал лордом-канцлером. Свои мысли об устройстве общества всеобщего равноправия, где все граждане обязательно трудятся, а продукты труда равномерно распределяются между ними, он изложил в «Утопии».

Другой представитель утопизма — Томмазо Кампанелла, итальянский теолог Позднего Ренессанса. Написал трактат «Город Солнца», где описал утопическое справедливое государство, во главе которого стоит философ, знаток искусства и наук.

Томмазо Кампанелла

Эпоха Возрождения происходила под знаком просвещения и освобождения от церковного влияния. Ее философия оказала огромное влияние на культуру, науку и становление общества.

Читайте также: