Как замешивали раствор для бетона для гэс в 30е годы прошлого столетия

Обновлено: 24.04.2024

«Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут» – такое заявление сделал Иосиф Сталин в феврале 1931 года на совещании хозяйственников. Для начала приведем небольшую выдержку из статьи известного историка и экономиста Олега Осетинского, описывающую вкратце историю советской индустриализации:

«Всего за 10 лет (1930-1940) янки создали в СССР химическую, авиационную, электротехническую, нефтяную, горнодобывающую, угольную, металлургическую и другую промышленность, крупнейшие в Европе заводы для производства автомобилей, тракторов, авиационных двигателей и другой продукции. Строили и в СССР, и в США. Например, знаменитый Сталинградский тракторный завод был целиком построен в США, размонтирован, на 100 судах перевезён – и собран в СССР. "Днепрогэс" построила американская фирма Cooper Engineering Company (и германская компания Siemens). Горьковский автозавод был построен американской компанией Austin. Теперешний АЗЛК построен по проекту Форда. Знаменитая Магнитка – точная копия металлургического комбината в г. Гэри, штат Индиана. Фирма Albert Kahn Inc спроектировала и построила 500 советских предприятий! Именно она создала в СССР школу передового индустриального зодчества. Короче, за 10 лет американцы построили в СССР около 1.500 заводов и фабрик! В СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые руководили почти миллионной армией заключенных ГУЛАГа – плюс немногие оставшиеся в России дореволюционные кадры. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках триста тысяч квалифицированных специалистов – то есть все кадры для Советской промышленности на долгие годы вперед! Таким образом, материальную базу социализма построили капиталисты США плюс дешёвый труд зеков. И – не забудьте, что капиталисты строили СССР на свои деньги – в долг!».

После тяжелой гражданской войны, уничтожившей экономику государства, 20-ые годы прошлого века были в СССР периодом полного технологического одичания. Новая коммунистическая профессура была крайне невежественна. Страна умирала с голоду, не было тракторов, кранов, рельсов, труб, и многого другого. Социальный взрыв казался неизбежным, в руководстве царила паника.
В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х – Великую депрессию в США и Британии.

Германия после Версальского мира в 1919 году оказалась в сложном положении. Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», – писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). Немцы строили заводы в СССР и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе.
Следующий этап индустриализации можно назвать американским

В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры особенно не заморачивались. Они перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал.

Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название – «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.
Однако в целом, критический взгляд на события индустриализации показывает, что по сути чуда-то экономического не было.

Даже больше, получается, что Россия не воспользовалась главным ресурсом экономических «чудес» ХХ века – перетоком трудовых ресурсов из сельского хозяйства в промышленность. В отличие от Японии и Южной Кореи, которые им воспользовались. И в значительно степени мы благодарны сталинской пропаганде, скрывавшей от народа сот тысяч погибших на стройках рабского труда людей. Сталинская экономика была неэффективной, да и критерии эффективности были другие, заявляют современные экономисты. Время от времени большевики из рукава доставали то метро, то Днепрогэс и трубили об этом на весь мир игнорируя уничтожение частного предпринимательства, снижение уровня жизни и голод.

Рассматривая огромные кредитные капиталовложения в СССР из-за рубежа, тотальные продажи всевозможных ресурсов из закромов родины, которые привели к голоду и обнищанию населения, современные ученые-историки, изучающие период индустриализации отмечают, что экономика была не такой уж и чудесной. Оценивались показатели производства, которые не учитывали снижение тех же показателей потребления в государстве.

Экономический рост во время сталинской индустриализации – всего лишь возвращение к многолетней тенденции плавного роста экономики, которая существовала и до, и после Сталина, после провала, вызванного коллективизацией.

Мысли об этом приходят при чтении исследования «Первая мировая, Гражданская и восстановление: национальный доход России с 1913 по 1928» (Great War, Civil War, and Recovery: Russia's National Income, 1913 to 1928). Его авторам – Андрею Маркевичу (РЭШ) и Марку Харрисону (Уорикский университет) – за что они получили Национальную премию по прикладной экономике.Проректор РЭШ Константин Сонин считает, что данное исследование помогает «стряхивать с ушей разного рода версии экономического развития нашей страны в ХХ веке».

К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. При этом население государства сократилось на 10 миллионов по самым минимальным оценкам от преждевременных смертей.

Да! Индустриализация Советского Союза шла на американские деньги, как и на деньги других госудаств Европы. Но эти деньги для СССР окупались зерном и другими материалами. А СССР расплатился гладомором, нижайшим уровнем жизни.

Клоун Румпель из Германии!
Жду твоих новых высеров в виде отдельных романов о том, что "Аполлон" с "Сатурном-5" стыковался с "Союзом" в 1975 г.
А в полетное задание экипажей "Аполлона-7", "Аполлона-8", "Аполлона-9", "Аполлона-10" якобы входили обязательные испытательные взлеты и посадки лунного модуля корпорации "Грумман" с поверхности Земли и Луны.
Это будет совершенно захватывающее чтиво для таких же идиотов по уму, как ты!
Ха-ха-ха .

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Для одноэтажного строительства на селе в 30-е годы прошлого века предлагалось в целях экономии делать фундаменты с малым количеством цемента. Чтобы не быть голословным, хочу привести цитату из книги профессора Манчиского В.Д “Огнестойкое строительство”

То есть цемента в составе было 1/20 часть от общего объема.

Как этого добивались в те времена?

Оказывается все было просто. Фундамент не заливался целиком, а послойно, толщиной 9-15 см. и тщательно утрамбовывался. Именно послойное утрамбовывание смеси в опалубке и приводило к подобным результатам.

Конечно, такой способ ведет к увеличению сроков изготовления фундамента, но экономия цемента в таких фундаментах очень существенная, причем без снижения прочности и долговечности.

Также Манчиским предлагалось использовать природные камни и битый кирпич, если они доступны, в основании фундамента для придания ему надежности.

Я никого не призываю делать фундаменты без цемента, но нами были неоднократно проведены опыты с заливкой и трамбовкой, в силу малого количества цемента. Действительно, при послойном трамбовании получалась плита ничуть не уступающая по прочности плите, залитой по всем правилам.

В основном, главной опасностью, особенно в глинистых почвах является весеннее оттаивание грунта, которое ведет к пучению и соответственно короблению. Поэтому, особенно при устройстве малозаглубленных фундаментов предлагалось отводить дождевые и снеговые воды от дома и утеплять снаружи фундамент, отмостку и цоколь.

Самый надежный состав бетона состоит из 1 части цемента и 28 частей песка и гравия, а в песчаном 1 ч. к 12 частям песка.

Лучшими способами удешевить, бетон для фундаментов являются:

1) убавление количества цемента без нарушения остальных отношений между составными частями;

2) убавление количества гравия, если он очень дорог.

Эти тощие бетоны должны употребляться только в местах с сухим грунтом, не имеющим никаких подпочвенных грунтовых вод.

Если в грунте нет проточных вод и он достаточно сухой, к тому же стенки котлована не очень слабы, то фундамент может быть рассчитан исключительно на вертикальное давление, не считаясь с опасностью от морозов или с возможностью сжатия грунта давлением на стенки котлована. В таком случае можно, применять бетоны без цементирующих веществ из одного песка и щебня или гравия, взятых в известных нам соотношениях. Смеси этих увлажняются водою, как и обыкновенные бетоны, и послойно утрамбовывается в котловане. Не доходя примерно 0,4 м до поверхности земли, когда в стенках котлована начинается уже верхний растительный, всегда слабый слой земли, следует начать набивку уже бетоном с цементируемыми веществами и притом не делать бетона слишком тощим.

Единственная характеристика, которая отличает массовый бетон от других бетонных конструкций, - это термическое поведение. Поскольку реакция гидратации является экзотермической по своей природе, повышение температуры в большой бетонной массе, где тепло не рассеивается быстро, может быть довольно высоким. Значительные растягивающие напряжения и деформации могут возникнуть из-за ограниченного изменения объема, связанного с понижением температуры, поскольку тепло гидратации рассеивается. Следует проводить мероприятия по предотвращению растрескивания, так как это может привести к потере структурной целостности и монолитности, чрезмерному просачиванию столба воды и сокращению срока службы конструкции.

Практика массового бетонирования была разработана в основном при строительстве бетонных плотин, где впервые было обнаружено растрескивание, связанное с повышением температуры конструкции. Растрескивание, связанное с температурой, также наблюдалось в других конструкциях из толстого бетона, в том числе в фундаментах сплошной плиты, оголовках свай, опорах мостов, толстых стенах и обделках тоннелей.

В конструкциях из массивного бетона обычно не требуется высоких значений прочности на сжатие; однако плотины с тонкой аркой являются исключением. Массивные конструкции, такие как гравитационные плотины, выдерживают нагрузки в первую очередь своей формой и массой, и только во вторую очередь своей прочностью. Более важны прочность и свойства, связанные с температурным режимом и склонностью к растрескиванию.

Когда бетон впервые был использован для строительства плотин, плотины были относительно небольшими, и бетон смешивался вручную. Портландцемент должен был быть способен выдержать испытание на равномерность изменения объема, заполнитель представлял собой речной песок и гравий, а дозирование производилось лопатой (Davis 1963).

До 1900 года большая часть портландцемента, используемого в Соединенных Штатах, импортировалась из Европы. Все цементы были очень крупными по нынешним стандартам, и довольно часто они были недобожженными и имели высокое содержание свободной извести. Для плотин того периода использовались речной песок и гравий без промывки для удаления нежелательной грязи и мелких частиц. Бетонные смеси широко различались по содержанию цемента и соотношению песка и крупного заполнителя. Смешивание обычно производилось вручную, а дозирование - лопатой, тачкой, ящиком или тележкой. Влияние водоцементного отношения было неизвестно, и, как правило, не предпринималось никаких попыток контролировать объем воды для смешивания. Не было никакого измерения консистенции, кроме визуального наблюдения за только что замешанным бетоном.

Некоторые из плотин были из крепи, в которой «изюм» (особо крупный заполнитель бетона) был частично погружен в очень подвижный бетон. Затем промежутки между изюмом заливали бетоном, тоже очень подвижным. Некоторые из ранних плотин строились без усадочных швов и без регулярного слоя бетонирования. Однако были заметные исключения, когда бетон заливали блоками; бетон очень жесткой консистенции укладывался тонкими слоями и укреплялся тщательной ручной утрамбовкой. Обычно бетонная смесь доставлялась к формам на тачках. Если в крепи были «изюмы», то деррик-кран, работающий внутри рабочей зоны, перемещал пластичный бетон с изюмом. Влажностного ухода, конечно же, не было.

Исключением из этих общих правил была плотина Лоуэр-Кристал-Спрингс, построенная в 1890 году. Эта плотина расположена недалеко от Сан-Матео, Калифорния, примерно в 20 милях (30 км) к югу от Сан-Франциско. По имеющейся информации, это была первая плотина в США, в которой максимально допустимое количество воды для смешивания было указано! Бетон для этой конструкции высотой 154 фута (47 м) был отлит в виде системы блоков с замковым соединением заданной формы и размеров. Для укрепления сухого бетона использовались ручные трамбовки. Свежий бетон был покрыт досками для защиты от солнца.

1900–1930 - На рубеже веков значительно ускорилось строительство всех типов бетонных дамб. Все больше и больше плотин строились для функционирования систем орошения, электроснабжения и водопровода. Бетонирование с помощью башен и желобов стало обычным явлением. В Соединенных Штатах промышленность портландцемента прочно обосновалась, и цемент редко импортировался из Европы. Спецификации ASTM для портландцемента претерпели незначительные изменения в течение первых 30 лет века, за исключением небольшого увеличения требований к тонкости помола, определяемых ситовым анализом. За исключением пределов периклаза и потерь при прокаливании, никаких химических требований не было. В этот период больше внимания уделялось характеристикам и классификации заполнителей. Очень существенный прогресс был достигнут в разработке методов дозирования бетона. Взаимосвязь прочности воды и цемента была установлена Абрамсом и его сотрудниками в ходе исследований до 1918 года, когда появился Бюллетень 1 Портландцементной ассоциации (PCA) (Abrams 1918) (здесь имеется в виду бюллетень Американской ассоциации по патентному праву). Тем не менее, количеству воды для затворения уделялось мало внимания. Преобладали методы укладки бетона с помощью кранов и желобов с плоским уклоном, что привело к использованию чрезмерно подвижных смесей в течение, по крайней мере, 12 лет после того, как была установлена важность водо-цементного отношения.

В этот период крепь вышла из моды. Для плотин толстого сечения максимальный размер заполнителя для массивного бетона был увеличен до 10 дюймов (250 мм). Тест на осадку конуса стал использоваться как средство измерения удобоукладываемости бетонной смеси. Испытания цилиндров 6 x 12 дюймов (150 x 300 мм) и 8 x 16 дюймов (200 x 400 мм) стали обычной практикой в Соединенных Штатах. Европейские страны обычно применяли куб 8 x 8 дюймов (200 x 200 мм) для проверки прочности в разном возрасте. Ближе к концу этого периода обычно использовались смесители емкостью 3 ярда3 (2,3 м3), а некоторые были емкостью 4 ярда3 (3 м3). Только цемент типа I (нормальный портландцемент) был доступен в этот период. В районах, где условия замерзания и оттаивания были суровыми, было обычной практикой использовать бетонную смесь, содержащую 564 фунт / ярд3 (335 кг / м3) цемента на всю массу бетона. Строительная практика бетона тела конструкции, содержащей 376 фунтов / ярд3 (223 кг / м3), и бетона поверхности отделки, содержащей 564 фунтов / ярд3 (335 кг / м3), была разработана в этот период, чтобы сделать поверхность плотины устойчивой к суровым климатическим условиям. и все же минимизировать общее использование цемента. В районах с мягким климатом в некоторых плотинах использовался один класс бетона с содержанием цемента всего 376 фунтов / ярд3 (223 кг / м3).

1930-1970 годы - это была эпоха быстрого развития массового строительства плотин из бетона. Башенно-лотковый метод заливки в этот период исчез и применялся только на небольших проектах. Бетон обычно укладывался с помощью больших ковшей с кранами, канатными дорогами, железнодорожными системами или их комбинацией. На более крупных и более тщательно контролируемых строительных проектах заполнители обрабатывались, компоненты дозировались по весу, а количество воды для смешивания измерялось по объему. Улучшение удобоукладываемости было достигнуто за счет внесения мелкодисперсных минеральных добавок (пуццоланов), воздухововлекающих и химических добавок. Бетон с осадкой конуса всего 3 дюйма (76 мм) использовался без вибрации, хотя в большинстве проектов в более поздние годы этой эры для уплотнения использовались погружные вибраторы.

С 1970 г. по настоящее время - был разработан бетон, уплотненный катком, и такой метод стал преобладающим среди остальных по укладке массивного бетона. Поскольку трамбованный бетон сейчас широко используется, отдельный документ ACI 207.5R является основным справочным материалом по этой теме. Традиционные методы массового бетона продолжают использоваться для многих проектов, больших и малых, особенно там, где трамбованный бетон нецелесообразен или труден в использовании. Это такие объекты как арочные дамбы, большие стены и некоторые фундаментные работы, особенно там, где требуется усиление. Продолжающаяся разработка химических добавок позволила построить очень большие подводные объекты, где бетон течет вбок на глубину до 100 футов. Были разработаны методы бетонирования под давлением, где несущие элементы изготавливаются из заранее установленных или сборных конструкций, а затем заполняются подводным бетоном. Таким образом велось строительство участков плотины и ГЭС.​

Как замесить бетон такого качества, как его изготавливали в годы Великой Отечественной войны?

Вопрос возник исходя из этого:

В лесу возле дачи есть бункер, который изготовили или немцы, или русские. Качество бетона там высшее, сколько не бей молотком, но не откалываются куски, и это с учётом того, что этот бункер уже долгие годы подвергается воздействию окружающей среды. А вот современный бетон после нескольких лет крошится и даёт трещины.

В прошлом веке, примерно 1941-1945 годах этот бетон был изготовлен и думаю, что состав и способ изготовления не утерян, даже большее - скорее всего существует ГОСТ его приготовления, так в чём же проблема? Почему сейчас не могут приготовить раствор бетона надлежащего качества?

текст при наведении

Бетон начальную крепость приобретает за 48 часов. Но затем до 24 суток он "твердеет".

  1. Действительно, много зависит еще и от того, как выполнена арматура. Её вяжут, это принципиально, никакой сварки.
  2. Цемент - наверное наши деды (мне так мой дед говорил) не знали что такое ШПЦ. А ведь цемент известен с давних времен. Вон в "Порт-Артуре"(роман такой) было написано, что отдельные марки белого цемента применялись на кораблях для подведения пластыря под пробоину.
  3. Песок. Глинистый чаще идет на кладочный раствор, т.к. он пластичный и медленно садится. А вот с меньшим содержанием возможно и в бетон. Но такой бетон долго стоять не сможет и замешивать очень большими порциями не получится. Пока вывалишь, песок сядет, раствор будет "рваный".
  4. И наконец последнее по технологии за свежим бетоном ухаживать надо. Железнить, не давать испаряться влаге или иногда смачивать его.

Я думаю, что бетон во время Великой Отечественной войны затворяли из тех же компонентов, что и сейчас : цемента, песка, щебня и воды. Да и пропорции, скорее всего были те же самые, что и в современных бетонных смесях.

Единственное, что было тогда другим, так это качество всех этих компонентов и добросовестность работников.

Сейчас ведь цемент оставляет желать лучшего. И то, что написано на его упаковке может не иметь ничего общего с действительностью, даже марка может не соответствовать той, что заявлена на упаковке.

И если частники, еще как то стараются для своих построек соблюдать пропорции и затворять раствор из более или менее качественных компонентов, то строительные организации, пусть не все, но многие , грешат тем, что делают некачественный бетон, используя грязный щебень и не промытый песок. А ведь в речном песке могут попадаться кусочки глины, которые могут сыграть недобрую шутку, особенно в период зимней стройки, когда вовремя мороза не растворенная в воде глина разбухает и отламывает кусочки бетонного раствора.

А про качество цемента и говорить нечего, от него полностью зависит крепость будущего бетона.

Еще я слышала о том, что бетон набирает свою крепость долгие годы, то есть , с годами крепчает. Именно поэтому постройки из бетона, возраст которых исчисляется несколькими десятилетиями, намного крепче современных. Возможно, в этом и есть рациональное зерно, и тогда это объясняет крепость описанного Вами бункера в лесу, который построили то ли немцы, то ли русские.

Кстати, вполне может быть, что немцы, потому что это настолько педантичная нация, для которой качество (чего бы то ни было) превыше всего.

И действительно, почему так: дома, построенные из современных материалов и по модным технологиям, стоят без повреждений от силы лет 5–10, а потом дают трещины? Кирпич, сделанный по передовым технологиям, осыпается, а раствор можно счистить обычной малярной кистью? Дело в качестве цемента? Или, может быть, в нарушении пропорций? Почему же нашим дедам такие проблемы не были знакомы, и в тяжёлые и бедные послевоенные годы они строили такие добротные дома, что стены не берёт перфоратор?

Цемент был другой?

Ну, как сказать, современный цемент добывают по-прежнему там же, что и в советские годы. Пользуются разработками наследия компартии, не утруждая себя поиском новых мест и строительством новых заводов. А ведь в послевоенные тяжёлые годы страна за 20 лет построила 56 цементных заводов и к 60-м годам перегнала по производству цемента сытые Штаты.

Как делали кладочный раствор в советские времена

Но не о том речь, а всё-таки о цементе, и нужно с горечью признать, что найти хороший цемент теперь очень не просто. Причина в развитом капитализме: все пытаются обмануть, чтобы получить максимум прибыли. Вот и оказывается в маркированных мешках вместо цемента пыль новороссийских дорог. И, тем не менее, зная, как определить качество цемента, можно найти достойный материал. Но этого недостаточно для того, чтобы сделать действительно хороший раствор, без всяких фокусов с клеем ПВА, яйцами и прочим «волшебством».

Незатейливая технология дедовского раствора

Кинуть песок и цемент в бетономешалку проще простого, скажете вы, но тут как у хозяйки с пирогом: мало смешать дрожжи и молоко, нужно добавить любовь. Так и с раствором для строительства дома: потребуется старинная магия.

Прежде всего воду для кладки использовали только колодезную, то есть с минимальными примесями биологических материалов и только отстоянную. Вода должна была постоять хотя бы сутки

В раствор для кладки, помимо песка, обязательно добавляли мелкий отсев. То есть на одну часть цемента уходило три песка и одна отсева. Если с лупой присмотреться к растворам 50–70-х годов, вы обязательно увидите там мелкий отсев.

Перед тем, как приступать к кладке, за сутки кирпич укладывали в штабеля, каждый ряд перекладывая тряпками. На ночь кирпич обильно поливали водой, избыток влаги впитывался в ткань, и так за ночь кирпичи набирали воду.

Этот приём позволял потом не беспокоиться о том, что обожжённая глина вытянет из раствора воду

И ещё одно существенное условие: дома строили в сентябре-октябре. И не потому, что в это время заканчивались полевые работы. Дело в том, что в это время стоит оптимальная для строительства температура. Не жарко и не холодно, как раз то, что нужно для становления качественного раствора.

Всё дело в том, что качество раствора напрямую зависит от того, как быстро и в каких условиях он набирает свою прочность

Попробуйте и сравните

Да, сейчас очень трудно игнорировать напор новых технологий. Вам настоятельно предлагают различные добавки в бетон от морозов, от плесени, для повышения прочности и эластичности. Любой каприз за ваши деньги – хоть клубничный ароматизатор для кирпичной кладки, только заплатите. Нужно знать, что с различными присадками нужно быть очень осторожным – любая передозировка приводит к потере качества смеси.

Но если вы всё-таки считаете, что добавка к раствору нужна, посмотрите это видео:

Читайте также: