Как заливают бетон на высоких этажах

Обновлено: 28.03.2024

Подъем бетона на высоту потребуется при проведении любых видов работ с ним – заливки полов, опалубки, создания опор при высотном строительстве. Вариант с ручным трудом отпадает сразу. Важно сохранить свежесть бетона, а трудозатраты при таком методе нерентабельны. Остается один выход – использование автоматизированных способов.

Подача бетона на высоту

Подача бетона на высоту с использованием крана

В работе применяют обычные строительные краны. К ним закрепляется бадья, наполненная строительным раствором. Крановщик переносит ее точно в указанное место, рабочие принимают и начинают работу.

Среди плюсов подхода – высокая скорость. Краны работают быстрее, чем многие альтернативные методы. Недостаток – ограниченность объема подъемной емкости. Работать нужно быстро, чтобы характеристики раствора не ухудшились. Многое зависит от уровня подготовки и опыта крановщика.

Перед выбором такого метода нужно внимательно рассчитать его рентабельность, есть вероятность, что решение не подойдет для строительства.

Установка конвейера непрерывной подачи

В этом случае конвейерная лента протягивается от места смешения раствора до пункта непосредственного использования. Затраты минимальные, установку можно быстро перебросить на другой участок.

Среди преимуществ такого типа установки – удобство и быстрая доставка нужного количества бетона. Это хорошее решение, если бетон нужен точечно, для выполнения небольшого объема работ.

Недостаток – ограниченная высота подъема, не более 4 метров.

Подача бетона на высоту

Использование автобетононасоса

Оптимальным решением при строительстве становится ситуация, в которой машина подает бетон на высоту. Автобетононасос – это передвижной или стационарный агрегат, в котором происходит смешивание и нагнетание смеси до определенного давления.

Возможна прокладка как горизонтальной, так и вертикальной трассы для подачи готовой смеси. Скорость и другие параметры работы зависят от основных характеристик:

  • Максимальная техническая производительность. Указывается в кубометрах в час – это тот объем, который установка может перекачать за 60 минут. На крупных стройплощадках может использоваться сразу несколько насосов.
  • Предельное давление на бетонную смесь. Показывает, на какую высоту техника сможет поднять бетон.
  • Вылет бетонораспределительной стрелы. Чем она длиннее, тем выше можно будет подать смесь при строительстве.

Насосы могут использоваться с бетономешалкой, чтобы она постоянно подавала смесь или со стационарным комплексом по производству готового раствора для работы.

При подаче рабочие должны следить за сохранением напора бетонной смеси, правильным закреплением трассы подачи, быстрым приемом после использования.

Для человека не строительной специальности, понятие использования бетона в строительстве ограничивается укладкой фундамента. Но на самом деле, бетон применяется во многих направлениях строительства, вплоть до постройки монолитных зданий из бетона. Для тех кто выполнял бетонные работы в домашних условиях понятно насколько тяжела работа с бетоном не зависимо от объёма работы и метода изготовления бетона. Используя для изготовления бетона лопату или даже бетономешалку, в обоих случаях эти работы относятся, к самым сложным на строительстве. Тогда возникает вопрос о том, как справляются с бетонными работами на глобальных стройках, где используется ни одна тонна бетона.

Бетононасос

При строительстве высотных домов, подача бетона необходима на большую высоту и обеспечивается она с помощью бетононасоса. Благодаря наличию такого сложного устройства, есть возможность подавать бетон по вертикали вплоть до высоты 715 метров. На такую рекордную высоту подавался бетон в Индии в 2009 году с помощью бетононасоса. Как правило, такая высота подаче не всегда нужна на строительстве, и не всегда подача бетона производится только по вертикали. Часто подачу осуществляют в горизонтальном направлении. С помощью бетононасоса, бетонная смесь транспортировалась на расстоянии 2 километра в горизонтальном направлении, это на сегодняшний день является рекордным расстоянием. Вот такое интересное и полезное устройство бетононасос, рассмотрим подробнее его принцип работы.

Бетононасос бывает двух видов: стационарный и автобетононасос его ещё называют мобильный. Преимущества автобетононасоса заключается в возможности его передвижения и подаче бетона по стреле. Отрицательная сторона такого насоса: мощность слабее, чем у стационарного. Стационарный насос также можно транспортировать, но для этого необходимо использовать специальный прицеп и каждый раз выполнять погрузочно-разгрузочные работы, что не всегда удобно. Но по своей мощности, они способны переплюнуть любой автобетононасос. Оба вида насосов предназначены для приёма бетонной смеси со специализированных автомобильных бетоновозов. Дальнейшая транспортировка к месту укладки в автобетононасосе осуществляется через специальную стрелу, а стационарный насос подключается к бетонопроводу. Производительность и высота подачи напрямую зависит от мощности насоса, поэтому, когда необходима аренда бетононасоса, нужно правильно рассчитать его мощность чтобы он смог транспортировать бетон на необходимую высоту.

По типу подачи бетононасосы можно разделить на два вида: вакуумные и поршневые. Поршневой, устроен по типу старых поршневых колонок для питьевых скважин. Бетон в системе проталкивается с помощью одного или двух поршней. Насосы вакуумного типа — это более современная разработка. Принцип работы основывается на создание вакуума в приёмном лотке. На такие же типы делятся и автобетононасосы, но у них идёт разделение ещё и по длине раздаточной стрелы. Минимальная длина стрелы 10 метров, а максимальная 70. Высота стрелы всего лишь 70 метров, очень ограничивает возможности, поэтому аренда автобетононасоса не на всех строительных площадках актуальна, а только там, где идёт строительство здания, не превышающего этой высоты.

Каждая крупная строительная компания обязательно имеет в своём автопарке специальной строительной техники и бетононасос. Без него никак не обойтись ведь крупные компании и строительство ведут высотных объектов. В отношении малых строительных предприятий, они часто обходятся без подачи бетона на большие высоты, так как в основном работают над маленькими объектами. Когда возникает необходимость подачи бетона, то в основном арендуется автобетононасос, реже стационарный, который в основном применяется для строительства монолитных зданий. Монолитные постройки, требуют невероятно больших объёмов бетонной смеси и бетононасос, перекачивает через себя всю эту массу. Не стоит и говорить о том, насколько насос должен быть надёжен в вопросе стабильной работы. Ведь бетон — это застывающий материал и выход из строя насоса на длительное время, может принести убытки в связи с простоем и застывшим раствором. Конечно, все системы, включая сам насос промываются от бетонного раствора чтобы на стенках ничего не оставалось, но раствор при этом будет утрачен. Поэтому на строительной площадке всегда должен присутствовать специалист из бригады ремонтной службы для устранения возможных поломок прямо на месте работы. В этом вопросе автобетононасосы гораздо практичнее. Если один вышел из строя, то в любой момент можно вызвать другом и работать с его помощью, пока первый находится на ремонте. Аренда второго мобильного насоса обернётся дополнительными расходами, но это не сравнить с убытками от простоя.

Строительство жилых домов является одной из важных отраслей строительства. Жилье строят всегда и везде - без этого просто нельзя обойтись. Строительство жилья бывает разным: это высотное или малоэтажное строительство, кирпичное или монолитное и т.п. Сегодня я хочу показать несколько основных стадий строительства монолитного многоэтажного дома. Для лучшей наглядности будут использованы фотографии строительства разных домов.


Первая стадия непосредственно строительства дома - это земляные работы. Т.е. сначала выкапывают котлован под фундамент будущего здания. После того, как котлован готов, идет забивка свайного поля. Сваи забивают не всегда, но в нашем городе это делается довольно часто. Нужны сваи или нет - зависит от геологических условий выбранного под строительство места.
На фотографии слева как раз показан участок свайного поля. Справа как раз расположилась техника для первого этапа строительных работ - экскаватор для разработки котлована и машина для свайных работ.


Вот еще одна машина для свайных работ. Такие машины разные - какой работать, зависит от вида проводимых свайных работ и от типа используемых свай. Как правило, у нас в городе используют либо забивные сваи либо буронабивные (буроинъекционные). Забивные сваи - это обычно железобетонные стержни. Для погружения их в грунт требуются только специальные устройства. Поэтому в индивидуальном строительстве они применяются достаточно редко. Накладывают отпечаток высокая стоимость самих свай, а также аренда техники.
Чаще всего используют буронабивные сваи. Сначала специальным буром в почве проделывается отверстие, в которое затем машиной вставляется армированный каркас. Затем скважина заполняется бетонным раствором, который заполняет собой все пустоты.


Вот здесь как раз показан процесс подготовки скважины для будущей буронабивной сваи.


Свайное поле поближе. Здесь видны буронабивные сваи.


Общий вид


Затем делается фундамент. Это основа любого здания, залог того, что конструкция простоит долгие годы без деформаций. Главная функция фундамента - нести на себе массу постройки, и ключевое требование к нему - прочность. Фундаменты тоже бывают разные, например монолитные (плитные) и сборные. При многоэтажном строительстве используется плитный фундамент. Такой фундамент устойчив к любым видам деформаций и очень хорошо справляется с вертикальными максимальными нагрузками без значительных потерь его функциональных качеств. Так как это монолитный фундамент, то основным его элементом является заливной железобетон. Он хорошо выдерживает нагрузки и сдвиги грунта. В вырытый котлован устанавливается каркас из арматуры, который затем заливается бетоном. Причем заливка идет непрерывная. На фото показан уже залитый монолитный фундамент


Покрупнее. Зимой после заливки бетон накрывается специальным материалом. Делается это для прогрева бетона, что способствует сохранению прочности бетона.


Ну а затем идет строительство этажей будущего дома. Так как дом у нас монолитный, то основные задачи при таком строительстве - это подготовка армированного каркаса и последующая заливка каркаса бетоном.


Торчащая из бетона арматура - это будущая основа каркаса будущих же стен.


Когда каркас готов, его заключают в опалубку. Опалубка создает форму и размеры будущей стены, колонны и перекрытия. После того, как опалубка собрана и происходит процесс заливки бетоном. Заливка происходит с помощью бетононасов. Пока этажность здания не высокая, используются автобетононасосы.
На фото видно автобетононасос - это белая машинка с вытянутой синей стрелой. По этой стреле как раз и направляется бетон.


Между прочим, перед тем, как собирать армированный каркас или заливать его бетоном, происходит очистка территории от пыли и различных элементов (камни, песок и пр.). Делается это специальными воздушными пылесосами, а выглядит это как фото ниже.


Автобетононасос покрупнее - в момент, когда к нему подъехал миксер с бетоном.


Вот так заливаются стены здания


А вот, собственно, и процесс сборки армированного каркаса. Арматура в каркасе направленна как вертикально, так и горизонтально.


Проемы в каркасе делаются сразу же.


На верхние этажи бетон доставляют специальным насосом или же краном, используя для этого "колокольчик".


Вот так заливается бетон при помощи крана и "колокольчика" - один нажимает на рычаги, другой направляет поток.


Кран также используется и для подъема на этажи других строительных материалов - опалубки, арматуры, балок.


Для строительства плиты перекрытия (это будущий пол или потолок квартиры) также нужен армированный каркас.


Но вначале устанавливается опалубка (на фото), а затем уже на опалубке собирается каркас из арматуры, который также заливается бетоном.


Но строителям нужно точно знать, где будут проходить границы перекрытия, где будут располагаться отверстия, стены, колонны и прочие элементы. Для этого на стройке нужен геодезист, который с помощью различных приборов (как на фото) и произведет точную разбивку местоположения вышеперечисленных элементов.


Основа здания - монолитный каркас. А вот различные перегородки и балконы делаются из кирпича (на фото) или строительных блоков. И тут уже не обойтись без каменщиков, которые и выполняют данные работы.


Балконы - из кирпича, фасадные стены и перегородки - из блоков.

Это только часть строительства дома. Тут еще не обойтись без отделочных работ - как внешних (устройство фасада), так и внутренних. Но об этом расскажу в другой раз.

Чтобы понять насколько прочным и экономически выгодным получится фундамент, залитый частями, следует знать все особенности работы с бетоном. К такому способу строительства прибегают по причине отсутствия крупной техники, способной доставлять раствор на стройплощадку в установленные сроки и в необходимых объемах. Поэтапное возведение фундамента требует определенных знаний и умений, но нужно помнить, что длительные перерывы в таком строительстве запрещены, максимальный срок остановки заливки бетонной сечи не должен превышать 72 часов.


Когда заливают послойно?

Для осуществления монолитной заливки фундамента требуется большое количество бетона, который за раз могут приготовить исключительно громадные бетономешалки и прочая специализированная техника. Однако не у каждого строителя есть возможность арендовать либо приобрести в постоянное пользование такое оборудование. Как раз в этом случае застройщики и принимают решение лить фундамент в два слоя и более.

Заливка бетона по частям не снижает качество готового фундамента, однако такой процесс более трудоемкий и требует строго соблюдения всех рекомендаций поэтапного строительства.

Стадии созревания стройматериала

Популярный в строительстве раствор — бетон, представляет собой комбинацию цемента, воды и таких наполнителей, как гравий, песок и керамзит. Чтобы сделать его стойким к минусовым значениям на термометре либо придать особых свойств, включают в состав различные добавки, пластификаторы. Приготовленный в соответствии с необходимыми пропорциями раствор, выливают в опалубку, где он проходит этапы созревания.


К следующему этапу работ с раствором имеет смысл приступать не позже первых суток, поскольку далее он становится более твердым.

И первый из них — схватывание. Происходит затвердевание, которое длится от 3 до 24 часов. На этой фазе бетон непрочный и с легкостью может разрушиться. Если в этот временной промежуток долить следующую порцию строительного раствора, то разрушения бетонных связей не произойдет, а затвердев, такая поверхность превратится в монолитный камень. На этапе схватывания не следует оттягивать время застывания путем помешивания смеси, поскольку это лишь ухудшит ее качество.

Далее бетон начинает твердеть и набирать прочностных характеристик. Эта фаза длится долго, вплоть до нескольких лет. Но обязательный срок выдержки залитого бетонного фундамента — 29 суток. На протяжении этого периода раствор примет соответствующую выбранному классу бетона прочность, после чего станет пригодным для дальнейшей работы с ним.

Качественные марки бетона для послойной заливки

При возведении основы строения в несколько этапов важно правильно выбрать бетонную смесь, которая подбирается в зависимости от условий эксплуатации будущей постройки. Различные марки стройматериала отличаются степенью морозостойкости и влагостойкости. Так, если работы по заливке фундамента частями проводятся в сложных условиях, то лучше приобрести более качественный бетон сорта М-450 с добавлением гравия и М-300.


Если основание не будет сильно нагружено, то для него можно использовать раствор марки М200.

Стоит отметить, что чем выше цифровой показатель, тем больше нагрузки может выдержать бетонная смесь. Если условия не тяжелые, то для постройки фундамента послойно подойдет бетон с меньшим содержанием цемента, например, М-100 или М-200. Однако опытные строители советуют не экономить на опоре здания, поскольку от прочности фундамента зависит срок эксплуатации всей постройки. Поэтому марки бетона с меньшей цифрой рекомендуется использовать только в качестве бетонной подушки, которая послужит барьером для цементного молочка и защитит нижний пласт арматуры от коррозии.

Поэтапность

Когда нет возможности провести бетонирование в один прием, прибегают к заливке частями. Строительный процесс по возведению фундамента с поочередным вливанием раствора включает следующие этапы:

  1. Подготовка опалубки. Вокруг заливаемого места устанавливается деревянная форма будущего сооружения. Ее хорошенько фиксируют и в середину наливают раствор, приготовленный собственноручно либо купленный уже готовый в магазине. Бетонная смесь по консистенции должна напоминать сметану и не быть чересчур водянистой, в противном случае застывание бетона займет много времени.
  2. Заливка. Лить бетонную смесь нужно одной струей равномерно по всей опалубке. Не допускается разлив раствора по различным сторонам, поскольку после схватывания фундамент будет кривым, с заметными неровностями.
  3. Уплотнение. Когда бетонная жидкость разлита, ее следует уплотнить, воспользовавшись вибромашиной либо простой деревянной палкой. Важно добиться полного исчезновения пузырьков воздуха.

После выполнения перечисленных этапов следует накрыть раствор специальным материалом, чтобы не допустить воздействия на бетонную смесь прямых лучей солнца и осадков. Далее приступить к последующему бетонированию, но только после того, как первый слой бетона затвердеет в подземной части в течение 2—3 суток. Если залить следующую порцию бетонной смеси ранее, то есть опасность того, что под большим весом разрушатся недостаточно отвердевшие участки цемента, а это влечет за собой появление микротрещин и увеличение возможности сорбировать влагу. Чтобы повысить прочность фундамента, залитого в несколько этапов, рекомендуется добавлять в смесь воды, песка и гравия пластификаторы, придерживаясь рекомендованных производителем пропорций.

При строительстве сооружений из заливного материала осуществляется подача бетона автобетононасосом. Специализированная техника применяется на всех этапах работы с раствором — от изготовления на предприятии до наполнения опалубки. Кому приходилось иметь дело со средством для создания монолитных конструкций, знают, что вручную работы выполнить очень сложно.


Виды подачи

При транспортировке бетонного раствора на расстояние или на высоту необходимо сохранить технические характеристики материала. На практике для подачи смеси пользуются 2 — мя способами перемещения:

  • Беспрерывная технология. Поднять бетон к непосредственному месту укладки можно, используя шланг, трубопровод или машину конвейерного типа. Способ применяется в случае, если материал готовится на месте монтажных работ или когда сооружаются масштабные объекты.
  • Циклическая транспортировка. Сложный способ, состоит из 2-х этапов. Первоначально груз доставляет специальная машина — миксер, самосвал, бетоновоз, емкости на плавсредствах или железнодорожные цистерны. Дальнейшая передача выполняется по шлангам насосом непосредственно прямо для заливки в опалубку.

При строительстве сооружений используется комбинированный метод доставки бетона от изготовителя к месту укладки.

Способы доставки

Насос для бетона

Насосы для бетона применяются только при температуре воздуха свыше 15 градусов, иначе материал потеряет свои свойства.

Для перекачки раствора по шлангам можно привлечь специальное устройство — бетононасос. Спецтехника может подавать бетон до труднодоступных мест на стройке как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Способ не всегда можно применить. Материал сохраняет свое качество при плюсовых температурах окружающей среды. При минусах вода, которая входит в состав смеси, просто замерзнет. Поэтому агрегат используют при температуре воздуха свыше 15 °C.

Такие машины бывают двух видов:

  • Стационарная станция. Устанавливается на строительной площадке. Оборудование громоздкое, имеет малую мощность и производительность, арендная плата за ее использование высокая. В современном строительстве время редко встречается при сооружении объектов.
  • Агрегат на базе автомобиля («Пумик»). Это современное средство доставки бетона к месту заливки, которое имеет комбинированное устройство — миксер+насос. Обладает такими характеристиками:
    • Повышенная маневренность. Насос можно применять в городской черте, при соседстве с постройками и линиями электропередачи.
    • Высокая скорость перекачивания раствора.
    • Способность подавать смесь на большие дистанции. Радиус охвата — 24 м, высота подачи — 28 м.
    • Большой объем емкости. Есть модели, что имеют танки вместимостью 6000—10000 л.

    Шланг для передачи раствора

    Для подачи раствора в труднодоступные места, как горизонтально, так и вертикально, используются шланги.

    Бетоноводные коммуникации часто используются при заливке бетона. Этот способ позволяет заполнить раствором места, к которым трудно доставить смесь другим способом. Кроме того, материал перемещается по вертикали на большие высоты, а по горизонтали — на любую дистанцию. Если в наличии на стройке имеется бетоносмексительный агрегат, то работы можно осуществлять беспрерывно. Процесс выполняется при наличии единственной линии трубопровода — это позволяет сэкономить финансы и рабочее время при сооружении передающей коммуникации.

    Конвейерная машина

    Применяется при сооружении объектов в промышленности или в жилищно-коммунальном хозяйстве, где необходимо провести монтаж небольшой точечной конструкции. Ленточные агрегаты оснащаются конвейерами с ребристой или гладкой поверхностью. Этот элемент имеет длину от 600 до 1500 см, а ширина ленты составляет 400—500 мм. Высота подачи бетона регулируется в пределах 150—400 см. Главное преимущество устройства — процесс подачи раствора может осуществляться непрерывно и равномерно с установленной толщиной подаваемого слоя. Потери материала при этом способе транспортировки сводятся к минимуму — конвейер самоочищается, остатки раствора попадают в емкость для хранения.

    При работе с большими площадями для передачи бетона, ленточное устройство перемещают вручную.

    Автотранспортная доставка


    При транспортировке бетономешалкой строительная смесь защищена от воздействий окружающей среды.

    Для подвоза бетона используются:

    • Самосвалы общего назначения. Специалисты не рекомендуют применять такую технику — при транспортировке потери объема груза составляют 1—2%. При этом бетон подвергается воздействию окружающей среды — холод, жара, ветер. От воздействия этих факторов изменяется внутренняя структура материала, он теряет качество. Возможно применение для перевозок на сверхмалые расстояния.
    • Бетоновозы. Специальный грузовой автомобиль, кузов которого оборудован защитой для обеспечения раствору нормальных условий транспортировки. В этом транспорте исключено разделения смеси на слои, ее выветривание и охлаждение.
    • Бетоносмесители. Идеальный вариант для перевозки строительного материала. Основные компоненты закладываются в емкость в сухом виде, для технологической жидкости предусмотрен танк. Смешивание начинается непосредственно перед прибытием к пункту разгрузки. Стоимость услуг арендованого транспорта высокая, целесообразность применения — для доставки на дистанции до 70 км.

    Строительный кран

    Применяется этот вид доставки смеси с помощью специальных емкостей. Перемещается груз в вертикальной и горизонтальных плоскостях краном. Доставка к месту укладки раствора осуществляется дозировано с дальнейшим перераспределением. Емкости для бетона бывают 2-х видов:

    • Бадья для подачи неповоротного типа. Движется в горизонтальном направлении.
    • Поворотная емкость с вибраторной установкой. Перемещает ее кран по вертикали на разные уровни сооружения, где выполняется выгрузка.

    Другие способы

    Для доставки и распределения бетона по объекту строительства используются следующие методы:

    • ручной способ;
    • горизонтальные спецподъемники;
    • строительные тележки;
    • мотороллерные блоки;
    • тачки-рикши.

    Что учитывать при выборе метода?

    Средство доставки бетонного раствора к месту строительства должно обеспечить сохранение качественных характеристик материала, недопускать его расслоения и ухода «молочка» из цемента. Время прибытия груза должно учитывать момент схватывания смеси в емкости. Транспортировка должна учитывать негативное влияние окружающей среды на смесь и защищать ее от воздействия УФ-излучения, высоких и низких температур, воздушных потоков.

    Читайте также: