Как закрыть деревянными досками торец крыши гаража

Обновлено: 02.05.2024

Когда основная часть работ завершается, можно начинать обустраивать свесы односкатной крыши, выполнять их подшивку.

Это необходимая процедура не только в декоративных целях, но и для защиты наружной части здания.

В этой статье разберем виды свесов односкатной крыши, особенности выбора материалов для подшивки и ключевые нюансы их монтажа.

Что это такое?

Чтобы получить красивые и надежные свесы, стропила крыши принудительно удлиняют. Минимальное расстояние вывода стропил на пределы стен – от 50 см.

Назначение свесов односкатной крыши – защита наружной части стен дома, фундамента от осадков (снега, дождя). Дополнительной функцией свесов — декоративная, поскольку удлиненная кровля придает зданию эстетичный вид. Визуально меняется архитектурная выразительность конструкции.

Дом с широкими свесами – украшение просторного загородного участка, здание с узкими свесами будет актуально для небольшого частного сектора в черте города.

Преимущества подшивки свесов, ключевые требования к их устройству

Как только завершается настил кровельного материала, торцы крыши остаются открытыми, видна часть стропил, другие элементы кровельного пирога.

Качественная подшивка скроет внутреннее наполнение крыши, сделает кровельную конструкцию цельной и аккуратной.

Кроме того, оформление коробки дает следующие преимущества:

  1. Надежная защита кровельной конструкции от сильных порывов ветра, проникновения внутрь влаги или осадков.
  2. В зимнее время – экономия на отоплении.
  3. В летний период – снижение затрат электроэнергии на кондиционирование помещений.
  4. При правильно подобранном наклоне, размере свесов – защита комнат дома от палящего солнца.
  5. Обеспечение надлежащей подкровельной вентиляции. Не нужно бояться, что внутри кровельного пирога образуется конденсат, начнет развиваться грибок или плесень.
  6. Срок службы элементов стропильной системы крыши увеличивается.

Среди основных требований, что предъявляются к устройству коробки, нужно выделить следующие:

Необходимо заранее просчитать расход материала для обшивки, купить с небольшим запасом. Чтобы в случае нехватки не пришлось покупать материал другого качества или цветовой гаммы.

Различают 2 основных типа:

  1. Фронтальный или фронтонный. Выступает гармоничным продолжением крыши за границами ската. Длина колеблется от 40 до 100 см (точный показатель зависит от расположения выпуска карниза). Допустимо увеличение в большую сторону. Назначение – защита фасада дома от осадков. Фронтальный тип редко оставляют открытым, практически всегда закрывают подшивкой. По устройству бывают оформленными заподлицо или с выступом.
  2. Боковой или карнизный. Чаще применяется при двускатном типе крыши. Проходит вдоль боковых стен дома. Длина колеблется 50-60 см. Оставить открытым или обшить – решают хозяева.

Согласно действующим нормам, свес крыши нужно оборудовать ограждением, что будет задерживать сход снежного покрова с крыши.

Основные варианты

Кровельные свесы имеют существенные отличия в зависимости способа устройства.

Фронтальный вид свеса может быть выполнен:

    Заподлицо. За фронтальный предел стен стропила не выводятся. По краю стропил монтируется по горизонтали сливная доска – это защита торцов крыши от влаги, усиление фиксации элементов водосточной системы. Для деревянных домов средняя длина свеса – 50 см, для кирпичных, блочных домов – можно делать свес меньше.

Нижняя часть фронтального свеса может быть подшитой или не подшитой. Подшитый свес смотрится более аккуратно.

Боковой (карнизный) тип свеса по устройству бывает:

Если крыша оснащена чердаком, то при закрытом карнизном свесе обязательно предусматриваются вентиляционные отверстия для нормального воздухообмена в чердачном помещении.

Какой именно вариант устройства выбрать, нужно решать, исходя из размеров здания, прилегающей территории, чтобы свесы гармонично дополняли крышу, а не перегружали пространство.

Оптимальные размеры

В зависимости от материала, назначения свесов их размеры могут варьироваться от 50 см до 1,5 м.

Для точного определения длины кровельного свеса нужно изучить действующие нормы СНиП II.II-26-76. В своде правил приведены размеры свесов с учетом сложности, технических характеристик кровельной конструкции. Указывается, какой вид свеса нужно выбрать в зависимости от назначения.

Для разных кровельных материалов рекомендуют следующие минимальные размеры свесов:

  • асбестоцементные листы (шифер) – от 50 мм;
  • керамическая черепица – от 70 мм;
  • профнастил, стальные листы – от 100 мм.

Оптимальный тип размеров коробки для односкатной крыши – надежная защита от осадков, придание зданию эстетичности.

Какой материал для обшивки выбрать?

Для подшивки свесов чаще всего применяют пиломатериалы, стальные, алюминиевые панели, сайдинг, софиты. Разберем особенности каждого из них подробнее.

Дерево (доска)

Один из наиболее востребованных материалов, благодаря доступности сырья и низкой цене. Предпочтение отдается хвойным породам – сосна, ель, лиственница.

Не рекомендуется брать обрезную доску естественной влажности. При неравномерном высыхание сырье начнет деформироваться.

Стандартная толщина обшивки свесов деревом – 17 мм, верхний предел – 22 мм. Весь пиломатериал перед монтажом пропитывают антисептиком для наружных работ, чтобы повысить устойчивость материала к воздействию влаги.

Крепеж производится с двух сторон. Для продления срока службы обшивки свеса защитную обработку материала периодически повторяют.

Сталь

Используются именно оцинкованные листы, которые имеют защитный слой от коррозии. Оптимальная толщина листа – 0,6-0,8 мм. Можно брать перфорированные листы с высотой волны до 20 мм.


Если листы придется разрезать для подгонки подходящих размеров, то края кромки обязательно нужно пройти антикоррозийной грунтовкой либо краской. В противном случае, повышается риск образования ржавчины в местах разрезов.

Алюминий

Брать нужно листы толщиной 6 мм, шириной от 10 до 30 см. Алюминиевые элементы фиксируются защелками. Монтаж упрощается, благодаря легкому весу материала.

Виниловые софиты

Виниловыми софитами принято называть потолочный сайдинг. Получили широкую популярность у строителей, благодаря ряду плюсов:

  • низкая цена;
  • отличная прочность;
  • легкие по весу, поэтому не нагружают стропильную систему;
  • длительный срок службы;
  • устойчивость к влаге, огню (не горят);
  • удобство и простота монтажа;
  • относительно гибкие и могут принять любую форму.

По конструкции бывают:

  • двойные, тройные;
  • сплошные;
  • перфорированные.

Большинство типов виниловых софитов уже оснащено вентиляционными отверстиями.

Виды профилей

Для крепежа софитов из различных материалов используют несколько типов профилей. Среди них:

  • J-профиль (стартовая планка) фиксируется к бруску, что на потолке;
  • J-фаска – широкая панель, которой подшивают торец свеса;
  • H- профиль (соединительная планка) скрывает места стыков;
  • внутренний, внешний углы;
  • L-планка – закрывает широкий свес со стороны торца, обрешетку.

Количество, виды профилей определяются размерами, устройством крыши.

Организация вентиляции

При правильно проведенных расчетах воздух должен попадать в отверстия под вентиляцию, выходить – сквозь кровельный проем в коньке.

Впускные вентиляционные отверстия на крыше нужно закрывать сеткой с целью защиты от проникновения насекомых, птиц.

Вентиляция для подкровельного пространства – это продление срока службы стропильной системы, предотвращение процесса развития грибка и накопления влаги внутри крыши.

Как сделать карниз: технология монтажа подшивки

Порядок крепежа подшивки коробки в зависимости от выбранного материала имеет отличия.

Перфорированной виниловой

Все детали подшивки крепят к обрешетке из дерева. Порядок работ следующий:

Углы закрываются планками встык.

Сплошной металлической

Порядок работ по фиксации сплошной металлической подшивки такой:

  1. Вдоль стены фиксируется J-профиль.
  2. Уровнем на стене отмечаются точки, параллельные нижней части карниза. По ним проводится фиксация принимающих профилей.
  3. Вычисляется расстояние от желобов до профилей и еще минус 6 мм (зазор на расширение, сжатие материала).
  4. В J-фаске делаются несколько заусенец для удобства заведения под финишную планку.
  5. Одна часть металлической подшивки идет в паз, другая прикручивается ко второй по счету планке.
  6. Каждая панель фиксируется посередине отверстия.
  7. J-фаской прикрывается лобовая доска.
  8. Листы должны проходить между фаской и профилем.

Для металлической подшивки ширина каждого листа быть такой же, как и расстояние от J-фаски до J-профиля и минус компенсационные 6 мм.

Деревянной

Порядок работ следующий:

Все деревянные элементы необходимо периодически обрабатывать антисептиком.

Финишная отделка

Проводится с целью приданию кровли завершенности и аккуратности. Планка требуемой ширины вырезается, отгибается край. Она послужит финишной планкой. Она должна быть больше по размеру, чем J-фаска. Крепится через два J-профиля либо внешний угол.

Видео по теме статьи

Видео по организации карнизного свеса на утепленной крыше:

Заключение

Обустройство свесов односкатной крыши, качественная их подшивка – надежная защита наружной части фасада дома, фундамента от излишка влаги, осадков, придание крыши аккуратного завершенного вида.

В зависимости от конструкции крыши, свесы бывают:

  • открытые,
  • закрытые,
  • заподлицо,
  • фронтальные,
  • боковые.

Из материалов для обшивки чаще всего применяют обрезную деревянную доску, стальные листы, виниловые софиты.

В процессе строительства дома к внешнему виду крыши предъявляются самые высокие требования: защищать стены и подкровельное пространство от влаги и сырости, а также придавать всей постройке безупречный и законченный вид. А для этого крыша должна выглядеть красиво со всех сторон, даже с той, что находится под карнизом. Ведь именно туда устремляется взгляд, когда кто-нибудь стоит возле дома.

Вот для этой цели и существует подшивка свесов крыши из самых разных материалов: винил, металл и даже дерево. Специальные изделия для этой цели называются софитами, которые ко всему обеспечивают вентиляцию всему подкровельному пространству, которая так необходима.

Содержание

Устройство подшивки свеса крыши

Давайте первым делом разберемся, что собой представляет подшивка карниза крыши.

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

У подшивки карнизов крыши есть такие варианты устройства:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

К слову, софиты не обязательны – в большинстве случаев достаточно сплошных или частично перфорированных панелей:

Подшивка свесов сплошными панелями самостоятельно

Виды софитов для разных задач

По большому счету, софиты – это тот же сайдинг, только для оформления потолка. Отсюда и название, ведь «софит» с итальянского означает «потолок».

Софиты производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные бывают комбинированными: сплошными по краям и перфорированными по центру. Полностью сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

К слову, у GrandLine представлены необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, поэтому ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Выбор материала: дерево, винил или сталь

По сути, софиты по своей конструкции, и способу производства мало чем отличаются от сайдинга. Как и по прочности, ведь софитам тоже необходимо иметь механическую прочность к ударам и сильному ветру.

Софиты из пластика или винила относительно пожаробезопасны, очень легки и не гниют, хорошо поддаются обработке и принимают практически любые формы. Благодаря этому софиты перекрывают сложные архитектурные элементы.

Виниловые софиты прекрасно сочетаются с популярным виниловым сайдингом, пластичны, долговечны и обладают легким весом. При толщине 0,4 см они весят всего 1,16 кг/м2.


Т.к. софиты находятся всегда в тени, нет нужды переживать, что они выцветут на солнце. Также ПВХ хорош тем, что не разрушается плесенью или грибком, не нуждается в покраске и выдерживает мороз в -50°С и жару в +60°С. К слову, виниловые софиты сегодня часто изготавливают не только под цвет кровли или фасада, но и с имитацией натурального дерева.

Современные металлические софиты изготавливают на специальном оборудовании путем проката. Производят их из оцинкованной стали с таким полимерным покрытием, как пурал, пластизол, полиэстер или поливинилденфторид. От покрытия, собственно, напрямую зависит их цена. Они долговечны, надежны и практичны.

Полиэстер в качестве покрытия для стальных софитов хорош цветостойкостью и пластичностью, а пластизол – устойчивостью к механическим воздействиям. Пурал отличается большей стойкостью к ультрафиолету и перепаду температур, и наиболее пригоден для использования под открытым небом.

Обычно производители предлагают приобрести сразу целый комплект необходимых кровельных материалов, чтобы в итоге вся крыша имела завершенный вид, где все элементы идеально гармонируют друг с другом и по форме, и по цвету, и по виду покрытия.

Гибкие и легкие алюминиевые софиты производят из тонкой (в 0,5 мм) алюминиевой ленты. Такие софиты радуют высокой стойкостью к коррозии, не выделяют неприятного запаха под парящими лучами солнца и абсолютно экологичны.

На таком материале хорошо держится декоративное покрытие, даже, если ему приходится переживать значительные перепады температур. Благодаря этому алюминиевые софиты подходят для любого климата.

Пластиковые софиты для пошивки карнизных свесов кровли

Алюминиевые софиты практически не подвержены коррозии, не горючи, мало восприимчивы к температурным расширениям, выцветанию и механическим повреждениям. Впрочем, это наиболее дорогой вид софитов.

В этом плане куда выгоднее деревянные софиты. Правда, их время от времени придется приводить в первоначальный вид, обрабатывая антисептиками и подкрашивая.

Есть и такой интересный вид софитов, как планкен. По сути, этот тот же пластик, только выполненный в деревянном стиле. Причем хорошо смотрится и скошенный, и прямой планкен. Подкровельная вентиляция в этом случае обеспечена вентзазором.

А вот медные софиты считаются не только самым долговечным материалом, но и самым неприхотливым, эстетичным и обладающим естественной защитой от воздействий окружающей среды. У изделий из меди образуется естественное антикоррозийное покрытие, благодаря которому срок службы таких софитов может достигать 150 лет!

К примеру, пользуется популярностью система подшивки Soffitto. Это медные софиты, цвет которых за два-три года меняется от золотистого до темно-бурого, а потом и до матово-черного. И наконец, последний этап окисления – зеленоватая патина.

Также становится популярным фиброцементный сайдинг, который достаточно прочен и привлекает красивой фактурой кедровой породы древесины. Изготавливают такую подшивку из цементно-песчаной основы и волокон — синтетических или натуральных.

Срок службы такого материала достигает 50 лет, отсутствует линейное расширение при перепадах температур. Кроме того, сайдинг из фибробетона, в отличие от обычной древесины, не гниет, не привлекателен для насекомых и не боится влаги. А обрабатывается и крепится такая подшивка так же, как и деревянная.

Если подшивка сплошная, тогда в панелях изготавливают специальные щели в 0,5 см толщиной. При этом с внутренней стороны нужно установить москитную или металлическую сетку. При этом важно, чтобы все комплектующие были сделаны из алюминия. Сюда входят внешние и внутренние углы, J-профили и соединительные планки.

Также для подшивки свесов подходят профилированные листы толщиной от 0,45 мм из оцинковки или стали с полимерным покрытием. От других аналогов они отличаются хорошей прочностью и жесткостью и большим выбором цветового решения.

Если вы решили сделать свесы из такого материала, тогда разрежьте профлист на полосы одинакового размера и аккуратно закрасьте срезы – так, чтобы коррозия не распространялась, но и краски не было заметно на основной поверхности листа.

Виды профилей для подшивки карнизного и фронтонного свесов

Перейдем к процессу монтажа софитов. Они не выполняют особо важной конструктивной функции, но все же проявить мастерство и аккуратность здесь придется.

Дело в том, что если при подшивке карниза допустить ошибки, то он минимум будет выглядеть нелепо, а в худшем случае в подкровельное пространство легко проникнут птицы и создадут проблемы.

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

Технология монтажа

Крышу со стороны фронтонов обшивают по периметру J-профилем или специальным профилем для внутреннего угла.

Здесь такие же правила монтажа, как и для вертикальных элементов, где верхний крепеж монтируют к верхней кромке отверстия от гвоздя, а все последующие – в их центре.

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

Монтаж перфорированной виниловой подшивки

Виниловые софиты особенно ценны тем, что подходят для труднодоступных мест. Для их монтажа не нужно специальное оборудование, особые знания и навыки.

Достаточно только изучить инструкцию от производителя и наши мастер-классы:

Монтаж софитов шаг за шагом

Итак, первым делом к фронтонному или карнизному свесу по всей его длине монтируют две планки. Далее следуйте инструкции:

  • Шаг 1. К первой с нижней стороны прикручивают J-паз.
  • Шаг 2. Далее софиты нарезают по длине свеса.
  • Шаг 3. В угол вставляют J-профиль и фиксируют его саморезами.
  • Шаг 4. Вырежьте край самых близких к профилю софитов и вставьте.
  • Шаг 5. Теперь переходим к облицовке ветровой доски.
  • Шаг 6. Между собой закрепите такую облицовку в замок.
  • Шаг 7. Зафиксируйте все планки саморезами и закройте встык угол.

А вот замечательный мастер-класс монтажа виниловых софитов со скрытой перфорацией:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа
Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

Монтаж сплошной металлической подшивки свеса

Чтобы зафиксировать металлический софит на стене, необходимо первым делом закрепить вдоль стены J-образный профиль.


При помощи строительного уровня сделайте на стене метки, которые будут идти параллельно нижнему краю карниза. На них и прикрепите принимающие профили. Далее отмерьте расстояние между желобами и профилями и отнимите 6 мм, чтобы учесть возможное расширение и сжатие материала. Что именно нужно делать, вам подскажет наша фотоинструкция:

Монтаж алюминиевых софитов: пошаговая фотоинструкция

Чтобы завести верхний край J-фаски под финишную планку, в ней необходимо сделать просечку специальных «заусенцев». С этой задачей вы вполне справитесь самостоятельно, особенно если воспользуетесь специальными для этой цели инструментами.

Так, просекатели Freund 360020 и Малко NHP1R легко пробивают щелевидные отверстия 3х15 мм и 4х19 мм. Один край софита нужно вставить в паз, другой – прикрутить ко второй из планок. Установите все на место, и закрепите каждую из панелей по центру отверстия.

Далее прикройте лобовую доску J-фаской. Для металлического софита ширина листов должна строго соответствовать расстоянию между J-фаской и J-профилем, нужно лишь вычесть 6 мм на термическое расширение и, если ширина свеса больше 90 см, тогда сразу с обеих сторон. Установите листы софита между J-фаской и J-профилем.

Вот пример подшивки металлическими софитами сложной формы:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

Финишная отделка свеса крыши

Место соединения софита со второй планкой закрывают лобовой планкой. Это необходимо, чтобы придать торцевому краю законченный вид:

Финишная отделка свеса крыши своими руками

Вырежьте планку нужной ширины и отогните край. При помощи специального гиба и кусачек сформируйте финишную планку.

В нашем случае размер лобовой доски заметно для глаз превосходит размер J-фаски, а поэтому следует вести монтаж с выносом на лобовую доску через два J-профиля или внешний угол.

Здесь используется софит светлого оттенка, и это правильно – темные в таком случае не рекомендуются. И, наконец, зафиксируйте финишную планку.

Монтаж деревянной подшивки

Подшивать кровлю можно как параллельно, так и перпендикулярно свесу. Единственное, учитывайте, что при параллельном способе будут заметны все неровности, а вот подшивка короткими брусками от края крыши к стене хорошо скрывает все недостатки.

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

Если лобовой доски нет как таковой, тогда софит нужно закрепить между двумя J-профилями, размещенными на свесе кровли и на стене:

Монтаж деревянной подшивки своими руками

На практике установка деревянной подшивки выглядит так:

Подшивка свесов и карнизов крыши: лучшие варианты исполнения + технология монтажа

Подобрали для себя подходящий вариант? Рады, что смогли помочь!

Доборные элементы

Монтажные работы

Монтажные работы

Кровельные материалы

Кровельные материалы

Монтажные работы

Интересует мнение. Был приобретен соффит. Пока завершались подготовительные работы, он хранился в упаковке возле дома. Когда пришло время монтировать, упаковку сняли. Оказалось, что 8 из 50 панелей деформированы, они как будто расплавились. Поставщик отказал в гарантийном случае, мотивируя, что были нарушены правила хранения. Изделие длительный период пролежало в запечатанной коробке на открытой площадке под прямыми лучами солнца. Это и привело с сильному перегреву и деформации.

Сама занимаюсь строительством дома, приходится вникать во все тонкости. Из-за простоты обслуживания решила ставить пластик. Первые строители готовы были пластиковой вагонкой подшить, стала искать информацию поняла что это совсем не вариант, она для внутренних работ, не выдерживает агрессивного влияния атмосферы- трескается, разрушается. Узнала, что важно применять с перфорацией софит, для проветривания кровельного пространства. Еще бы понять, лучше использовать лобовую ПВХ лобовую и ветровую доску или же лучше сделать из металла под цвет крыши?

Я для подшивки свесов использовал полимерные софиты. Данный вариант наиболее распространен среди строителей. За счет стабилизаторов пластик является очень стойким, при этом не деформируется под воздействием солнечных лучей. Легко обрабатывается. Я нарезал панели по длине свесов, а затем установил перпендикулярно к стене. По стоимости выходит не так накладно, но совсем экономить не стоит.

foto36507-6

При любой форме крыши, в том числе и односкатной, основу кровельной конструкции выполняет стропильная система. Она должна быть прочной и долговечной.

Элементы выполняются только из качественного дерева хвойных пород, обработанного специальными защитными составами.

Имеют значение правильность и прочность соединений, а также точный расчет стропил, проведенный перед началом работ.

Как выполнить работу правильно?

Будущая кровля должна не только надежно защищать дом от осадков и других погодных явлений, но и служить украшением здания. Поэтому при выборе варианта системы стропил учитывают климатические факторы, а монтаж производится в определенном порядке, позволяющем сделать конструкцию красивой, прочной и устойчивой.

Всю работу проводят в несколько этапов:

Две доски поднимают на потолочное перекрытие, соединяют их концы, а другие разводят и устанавливают на опорную балку.

Способы крепления

Схема крепления стропил несложна. Она представляет собой параллельные доски, уложенные с опиранием на две стены сруба. Для правильной установки стропильных ног используют переходные деревянные элементы.

Можно выбрать способ крепления на мауэрлат (балку, уложенную в основание стен), на верхнюю часть стены, а также использовать верхнюю обвязку.

Стропильные ноги устанавливают наклонно под определенным углом. Чтобы сделать крепление прочным, искусственно увеличивают площадь контакта отдельных элементов двумя способами:

  • делают врубки;
  • запиливают верхние и нижние края стропильных ног.

Шаг стропил зависит от разновидности материала и составляет от 60 до 90 см. Монтаж стропильной системы производят по следующей схеме:

  1. Монтаж несущего бруса вдоль стены здания. По торцу здания укладывают рубероид, а на него – подготовленный брус.
  2. При подготовке бруса и стропил планируют вылет доски над свесом крыши. Расстояние вылета зависит от угла ската и составляет около 40 см.
  3. Доска врезается для прочности в мауэрлат.

Фиксация стропильной ноги

foto36507-5

Стропильная нога – это элемент стропильной или несущей системы. Она представляет собой наклонную балку, составляющую основу каркаса.

На нее крепится обрешетка, а также системы теплоизоляции, пароизоляции, гидроизоляции, обеспечивающие комфортную атмосферу в доме.

Эта основная составляющая кровли, которая формирует скаты и углы наклонов.

Стропильные ноги принимают на себя основную нагрузку и равномерно распределяют ее по площади кровли. Известно два типа крепления стропильных ног к мауэрлату:

  • Жесткое или неподвижное
  • Скользящее (на основе шарниров) обеспечивает подвижность и принимает нагрузку при усадке здания.

В конструкции односкатной крыши используются, преимущественно, скользящий тип креплений стропильных ног, поскольку вероятность усадки здания под воздействием климатических явлений довольно высока.

Скользящий тип фиксации позволяет учесть факторы, под действием которых могут разрушаться узлы креплений. К тому же обеспечивается возможность некоторого перемещения деталей друг относительно друга.

Таким образом, стропилинам предоставляется возможность адаптации к усадке стен.

Разновидности фиксации

Основные типы фиксации:

  • Если крыша возводится над постройкой со стенами равной высоты, она относится к разряду наслонной.
  • Если скат формируется стропильным треугольником, то применяется висячий тип стропильных ног.

Если наслонные стропильные ноги устанавливаются под углом к опорным элементам фиксации, то площадь соприкосновения их с мауэрлатом слишком мала. С целью увеличения площади контакта и защиты от перемещений применяется способ фиксации с запилом.

Благодаря запилу верхнего или нижнего края стропильной ноги площадь опоры значительно увеличивается, и, как следствие, повышается устойчивость соединения. Запил может быть выполнен вертикально или горизонтально.

Рекомендации по укреплению узлов

В зависимости от того, как должны быть закреплены стропила, могут быть применены узлы креплений с различными степенями свободы:

foto36507-2

  • Крепление с одной степенью свободы означает, что стропилина только слегка поворачивается вокруг точки крепления.
  • Крепление с двумя степенями свободы. Помимо поворота предусматривается еще и малое смещение в горизонтальном направлении.
  • Узлы крепления с тремя степенями свободы – включают помимо поворота и горизонтального смещения еще и смещение в вертикальном направлении.

Несмотря на некоторую возможность перемещений, стропила остаются закрепленными довольно жестко. Они должны выдерживать выпадающую на них нагрузку.

Для построек всех типов соблюдается общая схема: если один из узлов стропила имеет жесткое крепление, то парный обладает некоторой степенью свободы. Так обеспечивается смещение, в случае повышения силы давления.

Используются следующие виды узловых схем:

  • Жестко закрепленный верх и шарнирно-подвижный низ. Ее применяют при установке крыш над пристройками и на тех объектах, на которых разница в высоте опорных стенок значительна.
  • Верх и низ шарнирно-неподвижны. Схема применяется на обособленных постройках, стены которых уже прошли усадку.

Разновидности крепежа

При креплении стропил односкатной крыши применяется три вида крепежей: крепежные метизы, деревянные соединительные элементы и металлические элементы. Рассмотрим подробнее.

Крепежные метизы

foto36507-7

Крепежные метизы предполагают вбивание или ввинчивание в дерево. При соединении стропил с мауэрлатом или верхней обвязкой используют:

  • Ершенные гвозди длиной 150-200 мм. Данный метод появился давно и отличается простотой.
  • Кровельные скобы п-образной формы. Метод также надежен и прост.
  • Саморезы и шурупы.
  • Болты. Ими крепят сквозные крепления.

Деревянные соединительные элементы

Деревянные соединительные элементы применяются для скользящих креплений. Этот способ применяется для домов из бруса.

Вся конструкция имеет возможность «дышать» под воздействием погодных условий. Применяются следующие элементы:

  • Косынки – треугольные накладки, повторяющие по форме угол крепления конька и стропил.
  • Ригели – деревянные доски-накладки с подрезанными на угол наклона стропил краями.
  • Нагели – деревянный крепежный элемент, работающий на сдвиг.

Металлические детали

Металлические крепежные детали из оцинкованной стали применяют в современных постройках. Они надежны, прочны и долговечны.

Дополнительно применяют пассивированные соединительные элементы, хорошо защищенные от коррозии. Применяют следующие типы креплений:

  • Металлические уголки для дерева.
  • Перфорированные металлические пластины (используют для крепления стропил в месте стыка).
  • Металлический ассиметричный уголок.

Нюансы при строительстве сарая

При строительстве крыши сарая стропильные ноги крепят к несущим стенам или к мауэрлату. Для увеличения длины применяют так называемые кобылки – бруски для свеса.

В зависимости от типа постройки используют три вида стропильных ног. Они по разному передают нагрузку стенам и фундаменту:

Верхняя их часть закреплена жестко. Нижняя – имеет свободное крепление на металлический элемент (так называемую скользячку).

Во время монтажа стропильных ног сначала устанавливают фронтонные и тыльные, а потом, ориентируясь на протянутую леску, и остальные.

Расстояние между стропилами не должно превышать метра.

Затем устанавливают дополнительные свесы (кобылки) и последней обрешетку.

Особенности при постройке навеса

Над пристройкой к дому или навесом возводят односкатную крышу, примыкающую к стене или крыше основной постройки. Нижние концы крепятся обычным способом к мауэрлату. Особенность – в монтаже верхней части стропильных ног.

  1. В качестве предварительного этапа определяют требуемый угол наклона.
  2. Затем, учитывая угол перепада, делается монтаж деревянной конструкции из бруса.
  3. Крепление каркаса стропил со стеной главной постройки обязательно должно быть подвижным, поскольку из-за разной скорости усадки могут пойти трещины
  4. Между балкой и стеной прокладывают эластичную прослойку из монтажной пены или другого мягкого материала с низкой теплопроводностью.
  5. Если крыша навеса примыкает к крыше основной постройки, то прилегающий скат демонтируют и ставят стропильные ноги от конька основной крыши к мауэрлату пристройки.

Чтобы герметизировать места примыканий стропильных ног к крыше или стене выполняют монтаж кровельного фартука (планка с отворотами, герметизирующая стыки и швы).

Видео по теме

Смотрите интересное и полезное видео про монтаж стропильной системы:

Заключение

При монтаже каркаса кровли очень важно правильно подобрать крепежи и зафиксировать все элементы. Это обеспечит надежную защиту от любых механических воздействий, включая ветровую нагрузку.

foto70631-1

Крыша – это основной барьер на пути проникновения внутрь дома атмосферных осадков, ветров, низких температур и прочих негативных явлений окружающего пространства.

Несмотря на множество элементов, из которых слагается стропильный каркас и кровельный пирог, ни один из них не бывает лишним.

Застройщик, прежде чем заняться строительством собственного дома, должен понимать, для чего нужен, из чего сделан и как устанавливается каждый элемент крыши. Данная статья поможет разобраться в этом деле.

Общий состав любой кровли

Крыша – это верхняя несущая и ограждающая конструкция строения или сооружения, предназначеная для защиты внутренних помещений от внешних климатических и иных воздействий.

Крыша состоит из основных частей:

foto70631-3

  • несущей жесткой конструкции — стропильного каркаса для скатной крыши или горизонтального основания для плоской;
  • влагозащитного внешнего покрытия — непосредственно кровли;
  • изолирующей прослойки, состоящей из нескольких слоев кровельного пирога (может быть влаго- или тепловлагоизолирующей).

Кровля – это элемент крыши, который включает в себя водоизоляционный слой (само кровельное покрытие), основание под этот слой, элементы для создания вентиляции, снегозадержания, примыканий, безопасного перемещения и эксплуатации и др.

  • скаты — боковые поверхности;
  • фронтоны — торцевые поверхности;
  • ендовы — внутренние углы, формирующиеся на стыке сопряженных скатов;
  • свесы — части, выступающие за границу стены наружу;
  • вальмы — треугольный скат от карниза до вершины в вальмовых крышах;
  • слуховые окна — проемы, обустроенные в крыше строения;
  • ребра — пересечение двух скатов крыши, образующие внешний угол.

Горизонтальное ребро крыши называется коньком.

Части стропильной системы

Стропильная система — это опорный каркас, состоящий из множества деревянных элементов, представляет своеобразный скелет кровли.

Через кровельную оболочку каркас принимает на себя внешние нагрузки от выпавших атмосферных осадков, ветра, собственного веса, кровельного пирога, водосточной системы и различного технического оборудования, установленного на крыше.

Задача стропильной системы равномерно распределить и передать вышеперечисленные нагрузки на несущие стены дома. Примером для разбора элементов стропильной системы могут стать двускатные, вальмовые и многощипцовые кровли. Эти крыши обладают практически всеми видами деревянных опорных элементов стропильного каркаса.

Несущие детали стропильных каркасов можно отразить в следующем перечне:

О способах и правилах крепления элементов стропильной системы рассказано на видео:

Мауэрлат

Происхождение названия от двух немецких слов «Mauer» и «Latte», что означает стеновой брус. Мауэрлат — брус или бревно, уложенное сверху по периметру внешних ограждений дома. Конструктив служит опорой для нижних концов стропил и нарожников. Он представляет собой горизонтальный брус обычным сечением 150 х 150 мм или сдвоенную балку из двух брусьев 150 х 75 мм. Бывают исключения, зависящие от сложности строения стропильного каркаса.

Назначение мауэрлата заключается в привязке крыши к дому и равномерном распределении нагрузки на стены от узлов стропильной системы с кровельным покрытием.

Под мауэрлат устраивают подготовку из цементной или бетонной стяжки по поверхности кладки стен. Стяжку покрывают слоем рулонной гидроизоляции из рубероида или другого модифицированного материала.Брус крепят к стене шпильками или анкерными болтами. К срубу его прикручивают проволокой.

foto70631-4

Стропильные ноги

Стропилами называют наклонные деревянные балки, опирающиеся на коньковый прогон (ригель) и мауэрлат. Длинномеры могут быть частью деревянных ферм или отдельно стоящими элементами кровельного каркаса.

Принимая на себя внешнюю нагрузку от кровли, стропила работают совместно со стойками, затяжками, подкосами и другими элементами.

foto70631-5

В зависимости от длины пролёта между несущими стенами используются балки двух видов – это наслонные и висячие стропильные ноги.

    Наслонные. Наслонные стропила образуют с мауэрлатом жёсткие узлы. Обычно такие балки применяют на зданиях с пролётом от 6 до 15 метров.


Кобылки

Их крепят к нижним концам стропил. Тонкими досками наращивают стропильные ноги с целью выноса края ската крыши за пределы периметра стен. Кровельное покрытие с кобылками, ветровой доской и подшивкой образуют свес или карниз крыши.

foto70631-7

Нарожники

Этот особый элемент стропильной системы вальмовых, полувальмовых и шатровых крыш является стропильной балкой переменной длины. Нарожниками заполняют пространство между накосными (диагональными) стропилами вальмы.

Внизу нарожники крепят к мауэрлату точно так, как и стропильные ноги. Вверху балки крепят к накосным стропилам врубом, подпиливая под их скос, либо через черепные бруски, прошивая узлы соединений гвоздями, шпильками и усиливая металлическими накладками. Чем дальше от центра вальмы, тем короче становятся нарожники.

foto70631-8

Прогоны

Горизонтальные деревянные балки, которые опираются на несущие элементы стропильной системы, называют прогонами. Их подразделяют на два вида – это коньковые и боковые балки.

Центральный коньковый прогон — это горизонтальный брус, который устанавливается на вершине скатной крыши.

Боковые прогоны являются промежуточными поперечными опорами стропильных ног, которые сами подпираются стойками. Их монтируют, когда расстояние между несущими стенами составляет 12 метров и больше. Также они могут быть боковыми коньковыми прогонами в ломаном стропильном каркасе.

foto70631-9

Лежень

Это деревянная балка, которая уложена наверх внутренней стены. Через стойки лежень разгружает коньковый прогон, на который опираются стропильные ноги. Лежень изготавливают из бруса такого же сечения, что и балки мауэрлата. Лежни располагают на стенах, которые находятся строго под коньковыми прогонами.

foto70631-10

Конёк

Это несущая балка, которая держит на себе верхние концы стропильных ног. Она же является верхним горизонтальным ребром – коньком, образованным сопряжением двух щипцов скатной крыши. Конёк может быть самонесущей замковой балкой для стропил.

В большепролётных домах коньковый прогон опирается через стойки на лежень. Коньковый ригель изготавливают из цельного или клееного бруса сечением 150 х 150 мм. В небольших строениях верхний прогон делают из сдвоенных досок сечением каждой 120 х 50 мм. Стропила опирают на конёк вырубом или крепят торцами встык металлическими уголками.

foto70631-17

Затяжки, стойки, подкосы

Эти дополнительные балки играют важную роль в укреплении стропильного каркаса. Их количество и места установки определяют специальными расчётами для деревянных конструкций проектировщики.

Затяжками из бруса или досок стягивают смежные стропильные ноги, значительно снижая распорные усилия в кровельных фермах. Стойки разгружают наклонные балки большой длины, а раскосы снимают часть нагрузки с узлов стропильного каркаса.

foto70631-12

foto70631-13

foto70631-11

Шпренгели

По-немецки слово Sprengwerk означает несущий стержень. От него произошло название детали стропильной системы – шпренгель. Конструкция представляет собой горизонтальный раскос в углу мауэрлата со стойкой, поддерживающей накосное стропило вальмовой крыши.

foto70631-14

Обрешётка и контробрешётка

Это две перпендикулярные друг к другу конструкции. Обрешёткой называют рейки, уложенные параллельно коньковому прогону. Брус контробрешётки укладывают, наоборот, вдоль ската крыши.

Перед их монтажом стропила укрывают специальной плёнкой пароизоляции, фиксируя её гвоздиками или скрепками степлера. Затем прибивают гвоздями контробрешётку и к ней крепят рейки обрешётки. Обрешётка может быть сплошной из досок, если кровельное покрытие будет состоять из штучных элементов (черепица, битумная плитка и пр.).

foto70631-15

Карниз

Карнизом называют свес кровли, который представляет собой довольно сложный узел скатной крыши. Он закрывает нижнюю пограничную область кровли, защищая внутреннее пространство стропильной системы от проникновения влаги, ветра и внешних низких температур.

Ветровая (лобовая) доска закрывает собой торцы нижних концов стропил или кобылок. На доске защёлкивают джей-фаску или закрывают другим материалом. Сверху устанавливают планку-капельник. На часть ширины капельника заводят край гидроизоляции. После набивки контробрешётки прибивают рейки обрешётки. Крепят крюки, на которые укладывают водосточный жёлоб. Снизу свес подшивают листовым материалом.

foto70631-16

J-фаска представляет собой фартук из полимерного материала с пластиковым профилем с продольным замковым карманом. Сверху фаску защёлкивают в кармане, а снизу крепят к низу свеса шурупами. Благодаря этой новой детали, значительно сокращается время монтажа карниза.

Конструкция основания

Жесткое основание обустраивают для плоской кровли. Чаще всего основой являются ж/б плиты или металлопрофиль, реже – основание из пиломатериалов (досок, ОСП, ЦСП, фанеры по деревянным балкам). При необходимости основание дополняют уклонообразующим слоем, задающим направление стока воды с кровли.

Подробнее об устройстве плоской кровли по деревянным балкам читайте тут. А здесь мы рассматривали отличия ж/б и деревянных оснований плоских крыш.

Состав пирога

Кулинарным термином скатной крыши называют всё то, что находится между стропилами, обрешёткой и кровельным покрытием. Сюда относятся теплоизоляционные маты, пароизоляция и гидроизоляция.

Применяется для обустройства тёплых кровель с целью создания комфортных условий проживания в мансардах. В некоторых случаях сюда же относят обязательные элементы холодной кровли – обрешётку, контробрешётку и кровельное покрытие.

foto70631-20

В плоской кровле пирог имеет более сложное устройство:

  • Последовательность слоев утепленной неэксплуатируемой кровли: основание → уклонообразующий слой (при необходимости) → пароизоляция → утеплитель → гидроизоляция (кровельное покрытие).
  • Последовательность слоев утепленной эксплуатируемой кровли: основание → уклонообразующий слой (при необходимости) → пароизоляция → утеплитель → гидроизоляция → разделительный и фильтрующий слой (геотекстиль) → тротуарная плитка по подготовке.
  • Последовательность слоев инверсионной (обратной) кровли: основание → уклонообразующий слой (при необходимости) → гидроизоляция → утеплитель → дренажный слой → геотекстиль → защитный финишный слой – щебневый или гравийный балласт, плитка, террасная доска и др.

foto70631-21

Кровельное покрытие

Ассортимент кровельных материалов состоит из штучных, листовых и рулонных материалов. Это черепица разных видов, ондулин и профнастил, фальц и рубероид, его модификации и пр.. Скатные крыши покрывают такими материалами:

    Битумные рулоны и плитка. Рулонный материал — это обычный или модифицированный рубероид. Рулоны раскатывают горизонтальными рядами снизу вверх ската внахлёст. Полосы укладывают на горячий битум или холодную мастику с растворителем. Гонт – битумная плитка в виде фигурных лепестков, сделана из стеклохолста с пропиткой битумными составами.

Заключение

Современные технологии и стройматериалы позволяют создавать самые разнообразные решения для крыш. Чтобы выбрать подхлодящий вариант и построить его своими руками, важно разбираться как в конструкционных особенностях, так и в используемых покрытиях и технологиях.

Подшивка свесов крыши: тонкости процесса

Подшивка крыши – шаг обязательный. В результате проведения таких работ дом получает не только приятный внешний вид, но и дополнительную защиту от воздействия осадков.




Что это такое?

Свесы – выступающие части по периметру крыши. Из задача состоит в защите стен здания от попадающих дождевых капель и прочих загрязнений, которые могут попасть на стены с кровельных скатов. Свесы могут быть различного размера, традиционно их ширина колеблется в пределах 0,4-1 м. По большому счету, выполнять подшивку совсем не обязательно. Это больше обусловлено общей эстетикой, чем функциональностью



Как бы то ни было, подшивка выполняет несколько важных задач:

  • С ее помощью можно защитить от посторонних глаз «начинку» кровельного пирога. Никому не хочется, чтобы слои гидроизоляции, утеплителя, пароизоляционной пленки были видны.
  • Подшив не дает ветру сорвать листы кровли. Если не подшить крышу, то сильный порыв ветра может проникнуть в вентиляционный зазор и попросту поднять крышу, полностью разрушив ее. Так что подшивку можно считать обязательной в ветреных регионах.



Подшивка производится только в самом финале всех отделочных работ после того, как произведена полная облицовка не только крыши, но и самого здания. Профессионалы называют подшив крыши финальным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

Существует несколько разновидностей как самих скатов, так и пошивки. Каждый из способов подшивки подходит для определенного ската, и нужно иметь в виду все эти тонкости. Проанализируйте, какой именно скат собираетесь оформлять, и только после этого приступайте к расчетам, закупке материалов и прочим приготовлениям. Также учтите общую стилевую концепцию дома и решите, нужны ли подшивы вообще в вашем случае.




Виды конструкции

Свесы бывают карнизными или фронтонными. Карнизы располагаются горизонтально, а фронтоны – вертикально. Имейте в виду, что фронтонные свесы подшиваются только определенным образом, поскольку защитить их намного сложнее, чем горизонтальные.

Основное предназначение карнизных свесов – обеспечение вентиляции кровли.

Общеизвестно, что между слоями крыши обязательно нужно оставлять зазоры, иначе они не будут в полной мере выполнять свои функции и во многом крыша станет неэффективной. Например, если не обеспечить необходимое пространство между пароизоляционной прослойкой и утеплителем, то утеплитель может вымокнуть, заплесневеть, перестать удерживать тепло. Наличие хорошей вентиляции – одно из главных правил при сооружении кровли.



Карнизные свесы бывают простыми или с выносом. Обыкновенный свес легче в устройстве, но имеет несколько недостатков, главный из которых – гулкий звук, возникающий каждый раз, как подует сильный ветер. При выполнении подшивки с выносом таких неприятностей не возникает. Сделать вентиляцию через карнизный свес возможно и в первом, и во втором случае. Наличие выноса не является препятствием. Фронтонные свесы выполняют защитную функцию, оберегая стены здания от атмосферных явлений.

Подшивка под свес является стандартной составляющей узла, которая учитывается еще на стадии планирования. Стоит отметить, что варианты узлов могут быть разными, однако каждый из них предусматривает наличие подшива.




Обратите внимание, что производят подшивку разных крыш: мансардной, плоской, двухскатной, вальмовой. Какой бы ни была кровля, она должна быть подшита, чтобы гарантировать не только наилучшие эстетические, но и функциональные показатели. Не каждый вариант имеет фронтонные подшивы. Например, четырехскатная или плоская крыши обходятся только карнизными, так как фронтонов не имеют.



Прямо по стропилам

Подшивка свесов прямо по стропилам – наиболее простой способ устройства. Он используется преимущественно для кровель с малыми углами скатов (до 30 градусов). Выполнить подобную подшивку сможет даже новичок.

Технология заключается в следующем:

  • из брусков или досок изготавливают дополнительную обрешетку, по которой в дальнейшем будет выполняться подшивка;
  • обрешетка прикручивается к стропилам, располагают ее параллельно стене.

Имейте в виду, что свес обязательно должен выступать за стены на 40-50 см. Если величина больше или меньше, предпочтительно выбрать иной способ подшивки.



Важным условием является нахождение свесов в одной плоскости: если они колеблются по высоте относительно земли, то лучше предпочесть другой способ подшивки. К тому же ровные свесы подшить намного проще, ведь не придется собирать подшивку из кусков. Достаточно будет использовать цельную доску или брусок.

Для облегчения монтажа специалисты советуют использовать веревку. Так, вначале подшиваются угловые элементы свесов, потом между ними натягивается веревка, и дальнейший монтаж производится уже по ней. По веревке можно сразу оценить ровность подшивов, их одинаковость, а это в большой степени влияет на общую эстетику всего вида крыши.

Читайте также: